Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Программы: текущее состояние, основные проблемы и прогноз развития малого и среднего предпринимательства Владимирской области
Программа направлена на долгосрочное стратегическое развитие малого и среднего предпринимательства Владимирской области.
Программа развития малого и среднего предпринимательства Владимирской области на 2014 - 2020 годы определяет цели, задачи и направления развития сферы малого и среднего предпринимательства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Законом Владимирской области от 07.10.2010 N 90-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства во Владимирской области", Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009 - 2012 годы".
Общая характеристика состояния малого и среднего предпринимательства Владимирской области
Общее количество малых и средних предприятий, согласно данным Владимирстата, в 2012 году составило 18 тыс. единиц, среднесписочная численность работающих на них - 140,5 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий - 220,3 млрд. рублей (рис. N 1).
Малые и средние предприятия создают более половины оборота всех организаций региона по таким видам деятельности как гостиницы и рестораны (89,1%), строительство (82,4%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (59,5%), добыча полезных ископаемых (57,5%), сельское хозяйство (57,1%), операции с недвижимым имуществом (55,5%), торговля (53,3%). Значительную долю в обороте всех организаций малые и средние предприятия занимают по следующим видам экономической деятельности: здравоохранение (22,7%), обрабатывающие производства (19,6%), транспорт и связь (14,4%) (рис. N 2).
По обороту малых предприятий Владимирская область занимает 6-е место среди регионов Центрального федерального округа, по обороту малых предприятий обрабатывающих производств - 3-е место после Московской области и города Москвы (рис. N 3).
Предпринимательский климат
Благоприятный предпринимательский климат создается элементами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. К 2013 году во Владимирской области созданы и действуют такие элементы инфраструктуры как: "Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области"; "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Владимирской области"; ГАУ "Бизнес-инкубатор"; Владимирский инновационно-технологический центр; на территориях муниципальных образований округ Муром, г. Покров, п. Ставрово, Судогодский район действуют муниципальные бизнес-инкубаторы.
К основному инструментарию государственной поддержки, успешно применяемому на территории Владимирской области, относятся *:
- субсидии: по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленным на модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов и на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров; гранты начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационной сферы; субсидии малым инновационным компаниям; субсидии на увеличение гарантийного фонда (фонда поручительств) и на предоставление займов субъектам предпринимательства; субсидия областному государственному автономному учреждению "Бизнес-инкубатор" для развития процессов бизнес-инкубирования; популяризация предпринимательской деятельности;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства гарантий (поручительств) перед кредитными учреждениями;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства займов;
- предоставление субъектам среднего предпринимательства прямых инвестиций для субъектов среднего бизнеса;
- бюджетные инвестиции на строительство бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных парков (государственных, частных), логистических центров, кластеров и иных, предусмотренных федеральным законодательством объектов инфраструктуры;
- субсидия ГАУ ВО "Бизнес - инкубатор" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в соответствии с перечнем, утверждаемым постановлением Губернатора области;
- субсидия ГАУ ВО "Бизнес - инкубатор" на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг;
- приобретение оборудования для создания центра прототипирования коллективного использования;
- субсидия ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" для создания регионального центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Примечание*: инструменты региональной поддержки уточняются ежегодно в зависимости от приоритетов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также от потребности на региональном уровне.
Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Несмотря на отмеченные положительные результаты и имеющиеся положительные тенденции в области развития малого и среднего предпринимательства, в настоящее время темпы модернизационных и инновационных преобразований не достигают необходимого уровня. Об этом свидетельствует низкая доля частных затрат на исследования и разработки. Значительно уступают реальным потребностям экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции затраты на модернизацию и технологические инновации. Низкая инвестиционная активность обусловлена затрудненным доступом субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным финансовым ресурсам.
Развитие малого и среднего бизнеса региона носит экстенсивный характер: эффективность ведения бизнеса малыми и средними предприятиями ниже практически в 10 раз, чем на предприятиях с иностранным капиталом, осуществляющих экономическую деятельность на территории региона.
Таким образом, можно выделить основные негативные факторы, затрудняющие развитие малого и среднего предпринимательства Владимирской области:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.