Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Подпрограмма
"Повышение эффективности бюджетных расходов и качества управления муниципальными финансами"
(далее - Подпрограмма 3)
I. Паспорт Подпрограммы 3
Наименование Подпрограммы 3 |
Повышение эффективности бюджетных расходов и качества управления муниципальными финансами |
Координатор |
Финансовое управление |
Ответственный исполнитель |
Финансовое управление |
Соисполнители |
Главные распорядители (распорядители) средств бюджета города, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств, управление экономики, инвестиций, развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг администрации города Владимира, Управление Федерального казначейства по Владимирской области |
Цель |
Повышение эффективности использования бюджетных средств |
Задачи |
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Владимир. Переход на программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета города. Повышение доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ). Автоматизация процессов составления и исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой и бюджетной отчетности |
Целевые показатели (индикаторы) |
Дефицит бюджета города. Доля расходов бюджета города, финансируемых в рамках программно-целевого бюджетного планирования. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности бюджета города. Доля главных распорядителей, подключенных к программным комплексам по планированию и исполнению бюджета города. Средний показатель качества управления финансами по результатам проведения годового мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями |
Срок и этапы реализации |
На 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, отдельные этапы не выделяются |
Ресурсное обеспечение |
Бюджетные ассигнования на реализацию Подпрограммы 3 не предусматриваются |
Ожидаемые конечные результаты, оценка планируемой финансовой эффективности |
Сокращение дефицита бюджета города. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности бюджета города. Увеличение доли расходов бюджета, реализуемых программноцелевым методом. Повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью муниципальных услуг (работ). Повышение эффективности бюджетных инвестиций. Снижение трудоемкости процедур формирования, исполнения бюджета и составления финансовой и бюджетной отчетности. Расширение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления города Владимира в части составления и исполнения бюджета города на общедоступных информационных ресурсах |
II. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы 3, описание основных проблем
В 2012 - 2013 годах продолжилась реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности деятельности муниципальных учреждений. Расширилась практика формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг: задания установлены не только бюджетным и автономным учреждениям, но и отдельным казенным учреждениям.
В рамках концепции управления общественными финансами "Электронный бюджет" на федеральном сайте размещена в полном объеме информация о муниципальных учреждениях города.
Вместе с тем медленно решается задача повышения качества предоставления муниципальных услуг. Нет четкой системы обратной связи с потребителями муниципальных услуг.
Использование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг во многом остается формальным, отсутствует единая методология формирования нормативных затрат.
Финансовое обеспечение муниципальных заданий в основном осуществляется методом "от достигнутого", что не позволяет сравнивать эффективность деятельности учреждений, привлекать к оказанию услуг негосударственные организации, сдерживает оптимизацию бюджетной сети.
Проводимая главными распорядителями оценка потребности в предоставлении муниципальных услуг носит зачастую формальный характер. При проведении оценки в полной мере не учитывается реальный необходимый объем муниципальных услуг, востребованность их населением и юридическими лицами. Оценка проводится с привязкой к существующей сети учреждений.
Достигнуты определенные результаты по внедрению программноцелевого принципа исполнения бюджета города. Доля программных расходов в 2013 году достигла 70,6%. При этом, муниципальные программы пока не стали инструментом выработки и реализации муниципальной политики на долгосрочную перспективу.
Замедление темпов экономического развития снижает возможности для увеличения доходной базы бюджета города и постоянного роста бюджетных расходов. Модель постоянного роста бюджетных расходов, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов, к настоящему моменту исчерпала свои возможности.
Бюджет города утверждается и исполняется с дефицитом, источником финансирования которого являются привлекаемые кредитные ресурсы. В результате наблюдается тенденция ежегодного увеличения объема муниципального долга, так как объем привлекаемых заемных средств превышает суммы платежей по возврату кредитных ресурсов.
На протяжении последних лет в городе Владимире последовательно ведется работа по совершенствованию системы управления муниципальными финансами. С целью автоматизации процессов управления муниципальными финансами город входит в состав автоматизированной системы управления бюджетным процессом, созданной при департаменте финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, которая позволила обеспечить:
- комплексную автоматизацию исполнения бюджета города;
- работу Финансового управления, главных распорядителей по составлению и своду отчетов об исполнении бюджета в единой базе данных;
- автоматизацию отдельных этапов процесса планирования бюджета города.
III. Приоритеты деятельности, цели и задачи Подпрограммы 3
Основным условием реализации Подпрограммы 3 является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения, развитие экономического потенциала города Владимира путем привлечения инвестиций, обеспечения мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры.
Целями Подпрограммы 3 является повышение эффективности использования бюджетных средств.
Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих основных задач:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Владимир.
2. Переход на программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета города.
3. Повышение доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
4. Автоматизация процессов составления и исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой и бюджетной отчетности.
IV. Целевые показатели и индикаторы Подпрограммы 3
Подпрограмма 3 имеет пять целевых показателей:
1. Дефицит бюджета города.
Дефицит бюджета города отражает соотношение необеспеченных источниками финансирования расходных обязательств бюджета города к объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений:
D = (Р-Д)/(Д-БП)*100, где Р - расходы бюджета города;
Д - доходы бюджета города;
БП - безвозмездные поступления из областного бюджета.
Значение показателя определяется в процентах и не может превышать в 2014 году 10%, в 2015 году - 9%, с 2016 года - 8%.
2. Доля расходов бюджета города, финансируемых в рамках программноцелевого бюджетного планирования.
Показатель отражает соотношение расходов бюджета, осуществляемых в рамках реализации муниципальных программ к общему объему расходов бюджета:
Uпцм = Рпцм / Р * 100,
где Р - расходы бюджета города;
Рпцм - расходы бюджета, осуществляемые в рамках реализации муниципальных программ.
В 2014 году программные расходы бюджета города составят не менее 50%, в 2015 году - не менее 60%, с 2016 года - не менее 70%.
3. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности бюджета города.
Нормативное значение данного показателя равно нулю.
Информация о степени достижения данного показателя анализируется на основании отчетов об исполнении бюджета города.
4. Доля главных распорядителей, подключенных к программным комплексам по планированию и исполнению бюджета города.
Нормативное значение данного показателя равно 100%, измеряется в процентах и определяется по формуле:
Uинф = Np / n * 100,
где NP - количество главных распорядителей, подключенных к единой базе данных программных комплексов по планированию и исполнению бюджета города;
n - количество главных распорядителей.
5. Средний показатель качества управления финансами по результатам проведения годового мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями.
Показатель рассчитывается как среднее арифметическое показателей качества управления финансами главными распорядителями по результатам годового мониторинга качества управления финансами:
Uсуф = SUM(Р1 + Р2 +...+ Рп) / n * 100,
где Рп - показатель качества управления финансами главными распорядителями по результатам годового мониторинга качества управления финансами;
п - количество главных распорядителей.
Нормативным значением данного показателя является среднее значение качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями по итогам мониторинга за 2013 год. Информация о степени достижения данного показателя анализируется на основании результатов годового мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями, в сопоставимых условиях.
Количественные значения целевых показателей (индикаторов) Подпрограммы 3 отражены в приложении N 6 к Программе.
V. Сроки и этапы реализации Подпрограммы 3
Подпрограмма 3 носит постоянный характер. В силу постоянного характера решаемых в рамках Подпрограммы 3 задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
VI. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы 3
Для достижения целей Подпрограммы 3 необходимо решение ее задач путем реализации соответствующих основных мероприятий Подпрограммы 3.
6.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Владимир
Сбалансированность и устойчивость бюджетной системы города Владимира является важнейшим условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития города, исполнения расходных обязательств муниципального образования города Владимира. Реализацию вышеуказанных целей планируется обеспечить по следующим основным направлениям:
1. Разработка и утверждение основных направлений бюджетной и налоговой политики с целью определения финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения целей и результатов муниципальной политики.
2. Планирование бюджета осуществлять при условии соблюдения "бюджетных правил" в части:
- ограничения предельного объема расходов бюджета города;
- безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации.
3. Соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному значению дефицита бюджета.
6.2. Переход на программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета города
Муниципальные программы города, являясь инструментом реализации муниципальной политики, обеспечивают прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования.
В настоящее время муниципальные программы разрабатываются в основном на 3-летний период, что не всегда обеспечивает достижение целей и задач, определенных в послании Президента Российской Федерации и бюджетной политики. В условиях изменения бюджетного законодательства, внедрения принципов долгосрочного планирования возникает необходимость разработки муниципальных программ на более длительный период. Внедрение программно-целевых методов управления бюджетными расходами предусматривает:
1. Доработку нормативных правовых актов, определяющих порядок разработки муниципальных программ, оценку эффективности.
2. Утверждение перечня муниципальных программ и определения координаторов и ответственных лиц за их разработку.
3. Разработку муниципальных программ в соответствии с новыми требованиями и с учетом следующих задач:
- формирование муниципальных программ города Владимира исходя из четко определенных целей социально-экономического развития, индикаторов их достижения и действующих бюджетных ограничений;
- перевод большей части расходов бюджета города на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования;
- формирование в составе расходов бюджета города целевых статей расходов исходя из структуры муниципальных программ города Владимира;
- изменение состава информации, включаемой в обоснования бюджетных ассигнований, представляемые главными распорядителями средств бюджета города одновременно с реестрами расходных обязательств на очередной финансовый год и плановый период.
Результатом данного мероприятия является создание инструментов долгосрочного бюджетного планирования и увеличение доли охвата бюджетных ассигнований бюджета города показателями, характеризующими цели и результаты их использования.
6.3. Повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ)
В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений. Осуществлен переход к новому механизму оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг. Деятельность органов местного самоуправления и главных распорядителей должна быть направлена на повышение качества и доступности муниципальных услуг.
В рамках данного мероприятия обеспечивается переход к формированию муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. Для этого необходимо:
- ведомственные перечни муниципальных услуг привести в соответствие с едиными базовыми перечнями государственных услуг, утвержденными федеральными органами исполнительной власти по полномочиям органов местного самоуправления;
- разработать методики по определению стоимости муниципальных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативных затрат формирования субсидий на выполнение муниципального задания.
Учредители муниципальных учреждений в соответствии с этими перечнями муниципальных услуг и едиными нормативами затрат будут разрабатывать муниципальные задания учреждениям на основе сопоставимых критериев.
Основные параметры муниципального задания должны войти в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ города Владимира.
Расширять практику размещения муниципальных заданий на конкурсной основе, в том числе с привлечением негосударственных организаций.
Разработка механизма корректировки объема субсидий на выполнение муниципального задания в случае его невыполнения.
Проведение мониторинга потребности оказания муниципальных услуг позволит выявить наиболее востребованные виды услуг.
Разработка определенных стандартов предоставляемых услуг приведет к повышению их качества.
Остается актуальной задача по оптимизации сети муниципальных учреждений. Необходимо провести реорганизацию учреждений, услуги которых не востребованы потребителями и (или) деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления города Владимира.
6.4. Оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств
В условиях ограниченности доходов и роста объема расходов бюджета города одной из задач органов местного самоуправления и главных распорядителей является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, направленные на определение внутренних финансовых резервов бюджета.
Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством реализации следующего комплекса мер:
1. Инвентаризация нормативных правовых актов органов местного самоуправления в части исключения расходов по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В результате принятия отдельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления возникают расходные обязательства по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Для обеспечения выполнения данного мероприятия необходимо проводить инвентаризацию нормативных правовых актов муниципального образования город Владимир на предмет содержания в них расходных обязательств по решению вопросов сверх полномочий органа местного самоуправления с целью исключения указанных расходных обязательств.
2. Оптимизация сети и структуры муниципальных учреждений города.
Деятельность главных распорядителей совместно с подведомственными муниципальными учреждениями должна быть направлена на:
- оптимизацию сети муниципальных учреждений с целью выявления неэффективных учреждений, дальнейшей их реорганизации или ликвидации;
- анализ показателей деятельности, обоснованности и экономической целесообразности действующего статуса муниципальных учреждений (казенные, бюджетные и автономные) и при необходимости принятия решения по изменению статуса;
- анализ структуры муниципальных учреждений с целью сокращения ставок с дублирующими функциями, обеспечения соблюдения соотношения численности основного персонала и административного управленческого и прочего персонала 60 : 40;
- анализ эффективности деятельности бухгалтерских служб в муниципальных учреждениях с целью принятия решений по передаче функции по ведению бухгалтерского учета в централизованные бухгалтерии.
3. Совершенствование кассового обслуживания исполнения бюджета муниципального образования город Владимир, учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса.
В рамках данного мероприятия осуществляется:
- повышение эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджета муниципального образования город Владимир;
- своевременное исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования город Владимир, бюджетных и автономных учреждений.
4. Повышение качества финансового менеджмента.
Для повышения качества управления муниципальными финансами необходимо осуществлять анализ эффективности бюджетных расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Переход на программно-целевой метод планирования и исполнения бюджета предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности главных распорядителей, получателей и исполнителей программных мероприятий за достижение запланированных целей и результатов.
Перед главными распорядителями стоит задача по совершенствованию системы мониторинга качества управления финансами подведомственными муниципальными учреждениями, направленное на дополнение и уточнение показателей качества, характеризующих степень отлаженности бюджетных процессов, механизмов внутреннего контроля, состояние бюджетной дисциплины, результативность бюджетных расходов.
6.5. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
Важными задачами повышения эффективности в области инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства являются:
1. Включение в адресную инвестиционную программу:
- объектов строительства (реконструкции) с высокой степенью готовности в целях завершения строительства (реконструкции);
- новых объектов при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
2. Соблюдение подрядными организациями нормативных сроков строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности. При увеличении сроков проведения работ по строительству (реконструкции) объектов муниципальной собственности происходит увеличение их стоимости.
3. Своевременное получение заказчиками по строительству (реконструкции) объектов муниципальной собственности разрешений на ввод в эксплуатацию и передача готовых объектов эксплуатирующим организациям, что позволит сократить объемы незавершенного строительства и расходы бюджета на содержание данных объектов.
4. Проведение работы главных распорядителей с департаментами администрации Владимирской области по привлечению средств из вышестоящих бюджетов на реализацию инвестиционных проектов на условиях софинансирования с учетом реальной потребности.
6.6. Автоматизация процессов составления и исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой и бюджетной отчетности
В рамках данного мероприятия предусматривается осуществление работы по следующим направлениям:
1. Внедрение новых модулей программного продукта по планированию и исполнению бюджета.
В рамках данного мероприятия предусматривается:
- автоматизация процессов формирования главными распорядителями распоряжения на зачисление средств;
- автоматизация процессов внесения изменений в бюджетную роспись главных распорядителей, сводную бюджетную роспись бюджета города;
- автоматизация процесса составления реестра расходных обязательств муниципального образования город Владимир.
2. Организация составления отчетности об исполнении бюджета города и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.
В рамках данного мероприятия осуществляется:
- формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности в программном комплексе;
- анализ представленной главными распорядителями отчетности.
3. Повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии муниципального образования город Владимир.
Реализация данного мероприятия предусматривает обеспечение публичности процесса управления муниципальными финансами и повышения доступности и качества информации о деятельности органов местного самоуправления города Владимира и муниципальных учреждений города о расходовании бюджетных средств и оказании муниципальных услуг.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 3 отражен в приложении N 7 к Программе.
VII. Организационный механизм реализации Подпрограммы 3
Реализации Подпрограммы 3 осуществляется в соответствии с разделом VIII "Организационный механизм реализации Программы" Программы.
Координатором и ответственным исполнителем Подпрограммы 3 является Финансовое управление, которое обеспечивает реализацию мероприятий Подпрограммы 3, достижение результатов и подготовку отчетности.
Соисполнителями Программы являются главные распорядители, главные администраторы доходов бюджета города, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств.
Меры правового регулирования Подпрограммы 3 предполагают внесение изменений в муниципальные нормативные правовые акты, нормативные акты Финансового управления, регулирующие процессы исполнения бюджета, основанные на принципах результативности и повышения эффективности, с целью их актуализации.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы 3 отражены в приложении N 8 к Программе.
VIII. Ресурсное обеспечение Подпрограммы 3
Финансовые ресурсы на реализацию Подпрограммы 3 не требуются.
IX. Анализ рисков реализации Подпрограммы 3 и описание мер управления рисками
Риски реализации Подпрограммы 3 состоят в:
- изменении федерального и областного бюджетного законодательства;
- изменение сроков исполнения и (или) неисполнения как отдельных мероприятий муниципальных программ и подпрограмм, так и в целом муниципальных программ и подпрограмм;
- нарушение бюджетного законодательства в части организации бюджетного процесса;
- неисполнение в полном объеме расходных обязательств города Владимира;
- невыполнение показателей результативности деятельности главных распорядителей.
Для минимизации рисков реализации Подпрограммы 3 финансовое управление в рамках своих полномочий проводит:
- мониторинг изменений федерального и областного бюджетного законодательства;
- разрабатывает муниципальные нормативные правовые акты в указанной сфере деятельности с целью актуализации;
- подготавливает и направляет участникам бюджетного процесса методические материалы и разъяснения, проводит обучающие семинары и совещания по актуальным вопросам;
- обеспечивает контроль за соблюдением бюджетного законодательства;
- организует своевременное и полное исполнение бюджета города в
соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- проводит анализ бюджетной (бухгалтерской) отчетности главных распорядителей;
- проводит мероприятия, направленные на повышение прозрачности и доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии муниципального образования город Владимир.
X. Конечные результаты и оценка эффективности Подпрограммы 3
Реализация Подпрограммы 3 обеспечит:
1. Сокращение дефицита бюджета города.
2. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности бюджета города.
3. Увеличение доли расходов бюджета, реализуемых программно-целевым методом.
4. Повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью муниципальных услуг (работ).
5. Повышение эффективности бюджетных инвестиций.
6. Снижение трудоемкости процедур формирования, исполнения бюджета и составления финансовой и бюджетной отчетности.
7. Расширение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления города Владимира в части составления и исполнения бюджета города на общедоступных информационных ресурсах.
Реализация Подпрограммы 3 способствует улучшению значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), предусмотренных в типовой форме доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317:
- "Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных учреждений в общем объеме расходов муниципального образования на оплату труда (включая начисления на оплату труда)" (N 34);
- "Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования" (N 35).
Оценка эффективности Подпрограммы 3 характеризуется достижением целевых показателей (индикаторов), отсутствием нарушений бюджетного законодательства, повышением удовлетворенности населения качеством и доступностью муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.