Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Владимирской области
от 5 мая 2015 г. N 420
Региональная программа
"Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2015 году"
17 июня, 14 июля, 14 августа, 16 октября 2015 г.
Постановлением администрации Владимирской области от 16 октября 2015 г. N 1041 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2015 г.
Паспорт региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2015 году"
1. Общая характеристика сферы реализации Программы. Формулировка основных проблем и прогноз их развития
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных мероприятий, увязанных по ресурсам и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Владимирской области.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее -постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35), распоряжением администрации Владимирской области от 11.02.2015 г. N 47-р "О плане первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности во Владимирской области в 2015 году".
В 2014 году наблюдалась положительная динамика основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона. По сравнению с 2013 годом объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличился на 13,9% (в том числе по добыче полезных ископаемых - на 2%, обрабатывающим производствам - 14,6%, производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 8,9%). Индекс промышленного производства составил 108,7%. Достигнуто увеличение объёмов ввода в действие жилых домов на 16,8%, валовой продукции сельского хозяйства - 6,6%, платных услуг населению - 6,2%, работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - 4,5%, грузооборота автомобильного транспорта - 1,4%, розничной торговли - 0,4%.
В результате реализации администрацией области комплекса мер, направленных на привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и содействие занятости населения, ситуация на региональном рынке труда оставалась стабильной.
В то же время в 2014 году в службе занятости зарегистрировались в качестве получателей государственных услуг более 166 тыс. граждан, в том числе в поиске подходящей работы обратились 48314 человек, что на 3,7% меньше, чем годом ранее.
В ходе реализации мероприятий государственной программы Владимирской области "Содействие занятости населения Владимирской области на 2014 - 2016 годы":
оказано содействие в трудоустройстве 34167 гражданам или 70,7% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы;
организовано участие в оплачиваемых общественных работах 3380 человек;
предоставлены услуги по профессиональной ориентации, психологической поддержке, социальной адаптации 30460 гражданам;
получили госуслуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 2508 человек;
организована временная занятость 4994 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
трудоустроено 175 инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в том числе 6 инвалидов, использующих кресла-коляски.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднегодовом исчислении сократилась на 1054 человека (11,2%) и составила 8485 человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился за 2014 год с 1,2% до 1,1%.
Отмечался относительно высокий спрос на рабочую силу. В среднем ежемесячно служба занятости располагала сведениями о 17,7 тыс. вакансий (в 2013 г. -16,6 тыс.). Потребность в кадрах испытывали 4,8 тыс. организаций различных видов экономической деятельности и форм собственности.
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) составлял в среднем 0,7 чел./вак. Однако следует отметить, что по большинству вакансий предлагалась достаточно низкая заработная плата.
Некоторый рост экономики области происходил на фоне определенных проблем в отдельных видах экономической деятельности. В прошедшем году заметное снижение объёмов производства отмечено в производстве транспортных средств и оборудования (76,3%), текстильном и швейном (82,4%) и др.
По итогам 2014 года наблюдается сокращение численности занятых в реальном секторе экономики и снижение уровня занятости в целом по области с 67,1% до 66,8%.
По данным органов государственной статистики, численность экономически активного населения области в возрасте от 15 до 72 лет составила в среднем за 2014 год 758,5 тыс. человек, что на 11,6 тыс. человек меньше, чем годом ранее, из них 725,6 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 32,9 тыс. человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (далее - МОТ).
Динамика отдельных показателей регионального рынка труда представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателей |
2013 год (в среднем за год) |
2014 год (в среднем за год) |
Численность экономически активного населения области, тыс. человек |
770,1 |
758,5 |
Численность занятых экономической деятельностью, тыс. человек |
740,9 |
725,6 |
Численность безработных по МОТ, тыс. человек |
29,2 |
32,9 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
3,8 |
4,3 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, тыс. человек |
9,5 |
8,5 |
В текущем году наметившееся ухудшение экономической ситуации в целом проявляется и на рынке труда области.
В ряде хозяйствующих субъектов области проводятся процессы оптимизации численности персонала, сопровождавшиеся высвобождением работников. За шесть месяцев 2015 года из организаций области, в связи с ликвидацией либо сокращением численности (штата) работников, в массовом порядке уволен 1481 человек -вдвое больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По сведениям работодателей, в течение года могут быть высвобождены до 2000 работников. В предстоящие три месяца 15 организаций планируют увольнение в связи с сокращением штата 647 человек.
В области наблюдается высокий уровень неполной занятости в экономически и социально значимых организациях. По данным текущего мониторинга сокращенный режим работы введен в 58 организациях области. Это вызвано снижением объемов производства, уменьшением заказов и спроса на реализуемую продукцию, недостатком оборотных средств или высокой закредитованностью предприятий. В режиме неполной занятости находится 9991 человек.
Наиболее сложная ситуация отмечается в обрабатывающих производствах, около 91% всех работников, находящихся в различных формах неполной занятости, приходится на организации данного вида деятельности.
По графику неполной трудовой недели работают: АО "ОСВАР" - 1735 человек (98,1% среднесписочной численности работников), ОАО "Муромский стрелочный завод" - 1500 человек (89,5%), ОАО "Завод "Автоприбор" -1126 человек (97,1%), ОАО "Вязниковский хлебокомбинат" - 230 человек (41,2%) и др. Находятся в простое по вине работодателя: ОАО "Владимирский химический завод" - 130 человек (28, 5%), ООО "Владимирский моторо-тракторный завод" -100 человек (27,2%) и др.
На 1 июля в центрах занятости населения зарегистрировано 10,0 тыс. безработных граждан, что на 1,6 тыс. человек (19,4%) больше, чем годом ранее. Уровень официальной безработицы составляет 1,3% экономически активного населения против 1,1% в прошедшем году. Наблюдается сокращение потребности предприятий в работниках. На 1 июля текущего года центры занятости населения располагали сведениями о 12,7 тыс. вакансиях, что на 47,7% меньше, чем годом ранее. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан на одну вакансию) составил 1,0 против 0,4 в предыдущем году.
Острыми проблемами остаются профессионально-квалификационные и территориальные диспропорции спроса и предложения рабочей силы, дефицит квалифицированных кадров в отдельных видах экономической деятельности и ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы. Значительно усложнилась задача трудоустройства людей с ограниченными возможностями, в том числе выпускников учебных заведений.
В ряде муниципальных образований области сохраняется вероятность структурной и длительной безработицы, поскольку показатели напряженности, уровня безработицы, ее продолжительности здесь намного выше среднеобластных значений.
1.1. Меры, способствующие перераспределению трудовых ресурсов, прогноз рынка труда
Одной из актуальных задач социально-экономического развития Владимирской области является комплексная реиндустриализация экономики, которая тесно связана с внедрением механизмов импортозамещения и переводом производства на рельсы новейшей техники и технологий, с разработкой новых видов продукции и повышением её качества для удовлетворения потребностей современного рынка.
Администрацией области разработана Концепция создания сети Центров импортозамещения. Ведется работа по подготовке распоряжения Правительства РФ об утверждении плана мероприятий по её реализации, а также о поддержке проекта по созданию на территории Владимирской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
Главным вектором развития экономики области становится формирование территориально-отраслевых Центров импортозамещения по ключевым компетенциям.
Территориально-отраслевые Центры импортозамещения, реально сложившиеся в экономике области как точки роста, сформированы по принципу интеграции базового предприятия и субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных единой технологической цепочкой по серийному выпуску конечной продукции. Общая численность работающих на предприятиях действующих Центров импортозамещения составляет около 30 тысяч человек, ежегодный оборот -больше 100 млрд. рублей.
В области сформированы 5 территориально-отраслевых Центров импортозамещения:
- В Муроме - Центр производителей компонентов транспортной инфраструктуры и путевой техники. Основные виды продукции: переводы стрелочные, опоры контактных сетей железнодорожного транспорта, системы громкоговорящей связи и трансляции, тепловозы маневровые, тормозное оборудование подвижного состава, наноструктурированные мембраны и разделительные модули, фильтры для очистки воды и стоков, детали интерьера, внутреннее оборудование транспортных средств подвижного состава Сапсан, Ласточка.
- В Коврове - Центр робототехники и высокоточного машиностроения и станкостроения. Основные виды продукции: металлорежущие станки и обрабатывающие центры, гидравлическое оборудование и платформы, мини-погрузчики "Ант", низковольтная комплектная аппаратура для электрических подстанций.
- В Гусь-Хрустальном - Центр импортозамещения для нефтегазового комплекса. Основная продукция: различные виды трубопроводных арматур; высококачественные реагенты, используемые при бурении скважин; приборы учета и контроля; теплоизоляционные изделия из пеностекла; осветительные устройства.
- Во Владимире - инновационный научно-образовательный центр, созданный в целях разработки новейших технологий и подготовки высококвалифицированных кадров. Опорной образовательной организацией высшего образования, интегрированной в стратегию развития региона, становится Владимирский государственный университет. Данная модель является новацией взаимодействия государства, науки, образования и бизнеса.
- В Петушинском районе (пос. Вольгинский) уже работает микробиологический импортозамещающий Центр на базе ЗАО "ГЕНЕРИУМ" - одного из крупнейших биотехнологических предприятий России с современным производством генно-инженерных препаратов полного цикла: от культивирования штаммов-продуцентов до готовой лекарственной формы. Планируется создание наукограда.
В регионе осуществляются значительные меры господдержки, в том числе финансовой, субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Губернатора области от 05.11.2013 N 1254.
Однако, несмотря на прилагаемые администрацией области меры по стимулированию развития экономики, в области наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда.
Положение в сфере занятости в 2015 году во многом будет зависеть от адаптации предприятий в новых условиях, конкурентоспособности выпускаемой продукции, количества создаваемых новых высокопроизводительных рабочих мест, а также возможности переобучения работников новым и смежным профессиям.
Согласно умеренно-оптимистичному варианту прогноза социально-экономического развития Владимирской области на 2015 - 2017 годы, численность занятых в экономике в 2015 году уменьшится по сравнению с предыдущим годом на 0,4% и составит 695,8 тыс. человек. Динамика изменения среднегодовой численности занятых в экономике Владимирской области приведена в приложении N 1 к Программе.
В условиях ухудшения положения в экономике высока вероятность снижения численности занятых во многих видах деятельности, в том числе в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - на 1,6%; в обрабатывающем производстве - на 0,4%; в транспорте и связи - на 2,1%; в финансовой деятельности - на 1,8%; в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - на 0,5%; в образовании - на 0,3% и др.
За счет перераспределения трудовых ресурсов ожидается рост численности занятых в следующих видах деятельности: строительство - на 0,3%, гостиницы и рестораны - на 1,6%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - на 0,6%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - на 0,9%.
При этом переход к инновационной экономике, сокращение неэффективных рабочих мест и перераспределение рабочей силы между секторами экономики может сопровождаться ростом обращений граждан в центры занятости населения.
На рынок труда могут попасть граждане, уволенные в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест, а также выпускники учебных заведений.
При уменьшении объемов производства и снижении организациями своих издержек в первую очередь подвержены угрозе увольнения инвалиды, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей.
В 2014 году в службу занятости обратилось 2616 инвалидов, из них 1028 трудоустроено, что составляет 39,3% от общего числа обратившихся. При этом 175 инвалидов трудоустроено на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в том числе 125 инвалидов III группы, 45 инвалидов II группы и 5 инвалидов I группы. В числе трудоустроенных 50 инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательной системы, 22, -имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, 7 с нарушениями слуха, 6 инвалидов, использующих кресла-коляски.
По информации, предоставленной департаментом образования администрации Владимирской области, в 2015 году окончит образовательные организации среднего и высшего профессионального образования 171 выпускник с ограниченными возможностями здоровья (имеющие определенную группу инвалидности по состоянию на 01 апреля 2015 года).
Около 80,0% выпускников из числа инвалидов имеют потенциальное место работы или продолжат обучение. Имеют риск быть нетрудоустроенными 38 выпускников. Планируется, что 22 выпускника станут участниками данной Программы, а остальным будет оказано содействие в трудоустройстве в рамках реализации мероприятий активной политики занятости населения в соответствии с государственной программой Владимирской области "Содействие занятости населения Владимирской области на 2014 - 2016 годы".
Согласно прогнозной оценке, в центры занятости населения за содействием в трудоустройстве могут обратиться свыше 49 тыс. граждан. Численность регистрируемых безработных в среднегодовом исчислении может увеличиться и составить 15,3 -16,1 тыс. человек, т.е. до 2% экономически активного населения.
В текущем году продолжится реализация государственной программы Владимирской области "Содействие занятости населения". Мероприятиями государственной программы будет охвачено более 80 тыс. граждан, в том числе инвалидов. Однако данных мер недостаточно для поддержания стабильности в сфере занятости.
Обострение ситуации на рынке труда, выраженное в снижении уровня занятости населения, росте численности работников, находящихся под риском увольнения, а также в уменьшении количества вакантных рабочих мест, обусловили необходимость принятия дополнительных мер, направленных на снижение напряженности регионального рынка труда.
В период сокращения деловой активности хозяйствующих субъектов и ухудшения социально-экономической ситуации повышается актуальность государственной поддержки работников, находящихся под риском увольнения, граждан с ограниченными возможностями здоровья, родителей, имеющих несовершеннолетних детей, и других категорий граждан.
Программно-целевой метод позволит направить дополнительные финансовые средства для решения указанных проблем, а также скоординировать действия всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей.
С учетом реализации мероприятий, предусмотренных Программой, регистрируемая безработица не превысит 1,4% экономически активного населения.
1.2. Обоснование привлечения иностранной рабочей силы
Владимирская область серьезно интегрирована в мировую экономику и относится к числу относительно привлекательных регионов для трудовых мигрантов. Во внешнеэкономической деятельности на постоянной основе принимают участие более 380 региональных компаний. Почти половину объема товаров и услуг в области создают компании с иностранными инвестициями.
Инвесторы сталкиваются с проблемой квалифицированных кадров. В первую очередь это касается технических специалистов. Остро ощущается недостаток инженеров разных специальностей и представителей рабочих профессий в таких сферах, как химическое производство, включая фармацевтику нового поколения, металлургия, производство электронного и оптического оборудования, швейное и текстильное производство и др. Наибольшую нехватку организации испытывают в квалифицированных рабочих следующих профессий: станочники, сборщики, фрезеровщики, монтажники, штамповщики, швеи, ткачи, операторы и др.
Частично недостаток трудовых ресурсов компенсируется за счет иностранных трудовых мигрантов.
Администрацией Владимирской области ежегодно определяется потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом экономической, социальной и демографической ситуации.
На 2014 год с учетом проведенных корректировок окончательный объем квот составил 7942 иностранных работника. Из них 5902 человека осуществляли трудовую деятельность в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и 2040 человек прибыли из стран с визовым режимом въезда. По итогам года квота использована на 79%. Доля иностранных работников на рынке труда Владимирской области не превышала 0,9% от экономически активного населения Владимирской области.
На 2015 год во Владимирской области утверждена квота на привлечение 1942 иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран с визовым порядком оформления въезда. Из них 1611 чел. будут осуществлять трудовую деятельность в обрабатывающих производствах, в строительстве -117 чел., в сельском хозяйстве -20 чел., в торговле -65 чел., в сфере деятельности гостиниц и ресторанов -110 человек, в других отраслях -19 чел.
Службой занятости области проводится работа по реализации приоритетного права на трудоустройство российских граждан. Разработан план мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности на территории Владимирской области в 2015 году, российскими гражданами (приложение N 2 к Программе).
Постановлением администрации Владимирской области от 16 октября 2015 г. N 1041 в раздел II настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2015 г.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты Программы, сроки и этапы реализации Программы
Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены исходя из положений:
Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35;
Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02.06.2009 N 10 (в редакции от 31.10.2014);
Государственной программы Владимирской области "Содействие занятости населения Владимирской области на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Губернатора области от 28.10.2013 N 1206 (в редакции от 31.10.2014);
Плана первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности во Владимирской области в 2015 году, утвержденного распоряжением администрации области от 11.02.2015 N 47-р.
Основными приоритетными направлениями, которые необходимо обеспечить в рамках реализации дополнительных мероприятий, являются:
снижение масштабов массовых увольнений работников;
перераспределение трудовых ресурсов между видами экономической деятельности;
содействие реализации планов организаций по повышению производительности труда, развитию персонала; проектов, направленных на освоение выпуска новой продукции, импортозамещение.
При этом приоритетное участие в дополнительных мероприятиях имеют родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также граждане с установленной группой инвалидности, включая выпускников учебных заведений профессионального образования, завершающих обучение в 2015 году.
В соответствии с приоритетами государственной политики целью настоящей Программы является реализация комплекса мер, направленных на обеспечение стабильной ситуации на рынке труда и поддержку эффективной занятости.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение занятости, повышение профессионального уровня и конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
обеспечение занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Основными показателями, характеризующими результаты реализации Программы, являются:
уровень регистрируемой безработицы в среднем за год;
численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, трудоустроенных на временные работы;
численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, направленных на профессиональное обучение;
численность трудоустроенных инвалидов;
доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости;
доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку.
Сведения об индикаторах и показателях Программы, их значениях приведены в приложении N 3 к Программе.
Целевые показатели носят открытый характер и предусматривают возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда, изменения направления финансовых ресурсов на мероприятия Программы.
По итогам реализации Программы ожидается достижение следующих результатов:
сдерживание регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении не выше уровня 1,4% экономически активного населения;
обеспечение временной занятости 1713 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
обеспечение опережающего профессионального обучения 1919 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
обеспечение трудоустройства и сохранение занятости 301 инвалида, в том числе инвалидов из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Программа носит оперативный характер, реализация мероприятий Программы будет осуществляться в течение 2015 года в один этап.
Перечень организаций, участвующих в дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда, представлен в приложении N 4 к Программе.
Постановлением администрации Владимирской области от 16 октября 2015 г. N 1041 в раздел III настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2015 г.
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы
Мероприятия Программы направлены на решение поставленных задач и содержат следующие характеристики.
Основное мероприятие 1. Временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу
В рамках данного мероприятия, исходя из текущей и прогнозной ситуации на рынке труда, будет осуществляться трудоустройство на временные рабочие места работников организаций, работающих в режиме неполного рабочего времени, находящихся в режиме временной приостановки работ и (или) в отпусках без сохранения заработной платы, предупрежденных о предстоящем увольнении по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации, а также граждан ищущих работу. В приоритетном порядке будут направляться на временные работы работники, уволенные из организаций, являющихся участниками Программы, и родители, воспитывающие несовершеннолетних детей.
Временные работы будут проводиться в организациях, имеющих программы повышения производительности труда, включая оптимизацию расходов и (или) развития персонала, планы модернизации производства и организации, реализующие проекты, направленные на импортозамещение, или инвестиционные проекты.
Программой предусмотрена организация временной занятости 1713 человек из числа работников, находящихся под риском увольнения.
В рамках реализации Соглашения с ОАО "РЖД" по созданию Центра импортозамещения компонентов транспортной инфраструктуры и путевой техники участниками мероприятий Программы стали такие предприятия, как: ОАО "Муромский стрелочный завод", ОАО "Муромтепловоз", ООО "Промрукав".
С созданием Центра высокоточного машиностроения, станкостроения и робототехники связаны перспективы ОАО "Элеватормельмаш".
В области утвержден Перечень системообразующих предприятий, который включает 82 предприятия. Режимы неполной занятости введены на 11 предприятиях из них. В утвержденную Программу включены 6 системообразующих предприятия: АО "ОСВАР", ОАО "Муромский стрелочный завод", ОАО ГЗПТО "Элеватормельмаш", ОАО "Владимирский химический завод", ОАО "Муромтепловоз", ООО "Завод "Автоприбор".
В целях поддержки предприятий автомобильной промышленности, с учетом принимаемых мер на федеральном уровне в число участников Программы включены: АО "ОСВАР", ООО "Завод "Автоприбор", ООО "АП-Равив-Компоненты", ООО "Вистеон Автоприбор Электроникс".
В Программе участвует ОАО "Вязниковский хлебокомбинат" - предприятие пищевой и перерабатывающей промышленности, имеющее важное социальное и экономическое значение для г. Вязники.
Перечень предприятий, участвующих во временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, представлен в приложении N 5 к Программе.
Основное мероприятие 2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу
Данное мероприятие предполагает участие организаций, работники которых находятся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), имеющих программы повышения производительности труда, включая оптимизацию расходов и (или) развития персонала, или планы модернизации производства и организации, реализующие проекты, направленные на импортозамещение, или инвестиционные проекты.
Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, направлены на повышение их профессиональной конкурентоспособности в целях дальнейшего продолжения работы на модернизированных рабочих местах в своей организации и при трудоустройстве в других организациях.
Программой предусмотрена организация опережающего профессионального обучения 1919 человек из числа работников, находящихся под риском увольнения.
Перечень предприятий, участвующих в опережающем профессиональном обучении и стажировке работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу, представлен в приложении N 6 к Программе.
Основное мероприятие 3. Социальная занятость инвалидов.
Социальная занятость инвалидов предполагает возможность благодаря финансовой поддержке обеспечить трудоустройство или сохранить занятость 301 инвалида, в том числе инвалидов из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования:
- на рабочих местах, оборудованных (оснащенных) в рамках реализации мероприятия "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" государственной программы Владимирской области "Содействие занятости населения Владимирской области на 2014 - 2016 годы";
- на рабочих местах в общественных организациях инвалидов;
- в организациях, учредителями которых являются общественные организации инвалидов;
- в иных организациях, использующих труд инвалидов.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 8 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 194733,7 тыс. рублей.
Из них:
- средства федерального бюджета, поступающие в виде субсидии бюджету Владимирской области, - 184997,0 тыс. рублей, или 95% общих расходов;
- средства областного бюджета - 9736,7 тыс. рублей, или 5% общих расходов.
Средства направляются на реализацию следующих мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области:
- временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, - 96287,7 тыс. рублей;
- опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, - 81526,8 тыс. рублей;
- социальная занятость инвалидов - 16919,2 тыс. рублей.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Программы представлена в приложении N 9 к Программе.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется в пределах субсидий, полученных из федерального бюджета, и средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете, с последующим перечислением их на лицевой счет, открытый на балансовом счете 40201 департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области в Управлении Федерального казначейства по Владимирской области в установленном порядке.
Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области (далее - Департамент) перечисляет бюджетные средства государственным казенным учреждениям Владимирской области "Центрам занятости населения" (далее - ГКУ ВО ЦЗН) в соответствии с бюджетной росписью.
Расчет объема затрат на реализацию Программы проводился в соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35.
Общий объем средств на реализацию Программы определялся по формуле:
SF = S1 + S2 + S3,
где:
S1 -объем финансирования временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
S2 -объем финансирования опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
S3 -объем финансирования организации социальной занятости инвалидов.
Объем финансирования временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, рассчитывался по формуле:
S1 = Nвр x Cзп x Pвр ,
1713 чел. х 11,242 тыс. руб. х 5 мес. = 96287,7 тыс. руб.,
где:
Nвр -прогнозируемая численность трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
Cзп -размер частичного возмещения работодателю затрат на заработную плату трудоустроенного на временную работу гражданина (11,242 тыс. рублей) равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной во Владимирской области в IV квартале 2014 г., увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
Pвр -средний период занятости на временных работах, равный 5 месяцам.
При этом величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленная во Владимирской области в IV квартале 2014 г., составляет 8634 руб. Сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет 30,2%.
См. справку о величине прожиточного минимума на территории Владимирской области
Объем финансирования опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, рассчитывался по формуле:
S2 = Nоб x (Cоб + Cст x Pоб)
1919 чел. х (20,0 тыс. руб. + (11,242 тыс. руб. х 2 мес.)) = 81526,8 тыс. руб.,
где:
Nоб -численность участников мероприятия;
Cоб -средняя стоимость профессионального обучения одного работника в размере 20,0 тыс. рублей;
Cст - размер стипендии, выплачиваемый в период профессионального обучения (11,242 тыс. рублей), равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной во Владимирской области в IV квартале 2014 г., увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
См. справку о величине прожиточного минимума на территории Владимирской области
Pоб -средний период профессионального обучения, равный 2 месяцам.
Объем финансирования организации социальной занятости инвалидов рассчитывался по формуле:
S3 = Nинв x Cзп x Pинв
301 чел. х 11,242 тыс. руб. х 5 мес. = 16919,2 тыс. рублей,
где:
Nинв -численность трудоустроенных инвалидов;
Cзп - размер частичного возмещения работодателю затрат на заработную плату трудоустроенного инвалида (11,242 тыс. рублей), равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной во Владимирской области в IV квартале 2014 г., увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
См. справку о величине прожиточного минимума на территории Владимирской области
Pинв -средний период возмещения затрат на заработную плату инвалидов, равный 5 месяцам.
Общий объем затрат на реализацию мероприятий Программы составляет:
96287,7 тыс. руб. + 81526,8 тыс. руб. + 16919,2 тыс. руб. =194733,7 тыс. руб.
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы и организациям может меняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях области.
Порядок финансирования и расходования средств на реализацию Программы устанавливается постановлением администрации области.
Объёмы финансового обеспечения Программы за счет бюджетных средств утверждаются законом Владимирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период могут быть скорректированы по основаниям, установленным статьями 217 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
V. Прогноз конечных результатов реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать снижению напряженности на рынке труда и обеспечению социальной стабильности в обществе. К концу 2015 года по итогам выполнения Программы ожидается достижение следующих результатов:
обеспечение временной занятости 1713 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
обеспечение опережающего профессионального обучения 1919 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
трудоустройство 301 инвалида.
Эффективность реализации Программы определяется исходя из достижения целевых показателей (индикаторов) Программы:
сдерживание уровня регистрируемой безработицы в пределах не выше 1,4% численности экономически активного населения в среднем за год;
доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости, - 85,5%;
доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку, - 85,5%.
VI. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Реализация Программы сопряжена с экономическими, финансовыми, социальными и организационными рисками.
Макроэкономические риски: ухудшение экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, массовые высвобождения работников в объемах выше планируемых. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда и росту безработицы.
Финансовые риски связаны с недостаточностью объемов финансирования из федерального бюджета и областного бюджета. К финансовым рискам также относится неэффективное использование ресурсов Программы.
Кроме того, существуют организационные риски реализации Программы: несвоевременное, недостаточно проработанное принятие нормативных правовых актов, недостатки в процедурах управления и контроля.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматриваются:
анализ и прогнозирование рынка труда и сферы занятости населения;
проведение мониторинга выполнения программных мероприятий и, при необходимости, корректировка мероприятий и плановых значений показателей Программы в зависимости от объемов финансирования;
перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с возникающими приоритетами в сфере содействия занятости населения;
выделение дополнительных финансовых средств на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда;
своевременная подготовка и тщательная проработка проектов нормативных правовых актов и внесение изменений в принятые нормативные правовые акты.
Постановлением администрации Владимирской области от 16 октября 2015 г. N 1041 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2015 г.
VII. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы, а также текущий контроль за ходом ее выполнения осуществляется ответственным исполнителем Программы - департаментом по труду и занятости населения администрации области (далее - Департамент).
Участниками Программы являются:
- работники организаций, находящиеся под угрозой массового увольнения;
- граждане, ищущие работу.
Департамент является органом исполнительной власти Владимирской области, уполномоченным на осуществление взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Владимирской области на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Департамент является главным получателем и распорядителем средств, выделяемых из областного бюджета, и обеспечивает реализацию Программы, координацию деятельности центров занятости и других исполнителей Программы.
Организации, отвечающие требованиям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 3 Правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 N 35, включаются в Программу после согласования с отраслевыми органами исполнительной власти области. Между Губернатором Владимирской области и хозяйствующими субъектами, включенными в Программу, заключается договор о реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, содержащий обязательства сторон договора.
В соответствии с указанными договорами будут предоставляться субсидии на возмещение расходов работодателей на организацию опережающего профессионального обучения и стажировку работников, находящихся под риском увольнения, на организацию временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и организацию социальной занятости инвалидов.
Порядок финансирования и расходования средств на реализацию Программы устанавливается постановлением администрации области.
С учетом изменения ситуации в экономике и на рынке труда Владимирской области могут уточняться перечень организаций, а также численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, участвующих в реализации мероприятий Программы.
Департаментом организуется мониторинг выполнения показателей Программы на основе государственной и ведомственной отчетности государственных казенных учреждений центров занятости населения и других источников.
Мониторинг осуществляется посредством регулярного сбора, анализа и оценки информации об использовании финансовых ресурсов, о достижении запланированных показателей Программы, о выявлении отклонений от сроков и запланированных результатов реализации мероприятий, а также об эффективности реализации Программы.
Департамент ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходовании средств субсидий, выделяемых из федерального бюджета, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии.
Также Департамент представляет отчет о реализации Программы в комитет по экономической политике, департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области, Счетную палату Владимирской области в установленные сроки.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Губернатор области.
VIII. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках Программы)
В рамках реализации Программы не предусматривается установление государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями Владимирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.