Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации Владимирской области
от 23 июня 2015 г. N 596
Паспорт подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" Государственной программы Владимирской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы
Наименование подпрограммы 1 |
Развитие профессионального образования |
Ответственный исполнитель подпрограммы 1 (соисполнитель Программы) |
департамент образования администрации Владимирской области |
Участники подпрограммы 1 |
- департамент культуры администрации Владимирской области; - департамент здравоохранения администрации Владимирской области; - департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области; - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области; - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой"; - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых"; - Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области, Торгово-промышленная палата Владимирской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы 1 |
не предусмотрены |
Цели подпрограммы 1 |
- обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики; - обеспечение доступности качественного профессионального образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования |
Задачи подпрограммы 1 |
Обеспечение доступности и качества профессионального образования, соответствующего требованиям рынка труда области через: - формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний; - формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности Владимирской области; - модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 |
- увеличение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций; - число созданных многофункциональных центров прикладных квалификаций; - выполнение отраслевого заказа на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях; - доля профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве организаций профессионального образования области; - удельный вес числа профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; - отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в регионе; - увеличение доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы; - численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в расчете на 1 работника, замещающего должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения; - удельный вес численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и нуждающихся в общежитиях; - доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 1 |
срок реализации подпрограммы 1 -2014 - 2020 годы: 1 этап - 2014 - 2015 годы 2 этап - 2016 - 2018 годы 3 этап - 2019 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 1 |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 1, - 8275001,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 8190251,9 тыс. рублей, из федерального бюджета - 41649,1 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников -43100,0 тыс. рублей. Объем средств по годам реализации подпрограммы 1 (за счет всех источников): 2014 год - 1154399,9 тыс. рублей; 2015 год - 1188071,1 тыс. рублей; 2016 год - 1186506,0 тыс. рублей; 2017 год - 1186506,0 тыс. рублей; 2018 год - 1186506,0 тыс. рублей; 2019 год - 1186506,0 тыс. рублей; 2020 год - 1186506,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1 |
- создание многофункциональных центров прикладных квалификаций в количестве 8 ед. к 2020 году; - выполнение отраслевого заказа на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях не менее чем на 85%; - увеличение доли студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций в 2020 году до 55%; - увеличение доли профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций до 100% в 2015 году; - увеличение доли профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 25% в 2020 году; - будут полностью обеспечены потребности экономики области в квалифицированных кадрах по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития; - будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни; - увеличение в 2020 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 49%; - обеспечение студентов, обучающихся в областных профессиональных образовательных организациях, общежитиями в 2020 году до 100%. |
1.1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы 1, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Профессиональное образование во Владимирской области представлено следующими уровнями: средним профессиональным образованием, высшим профессиональным образованием, послевузовским профессиональным образованием, системой переподготовки и повышения квалификации.
В профессиональном образовании основными направлениями региональной политики в последние годы являлись:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих большую гибкость образовательных программ;
диверсификация структуры сети профессионального образования,
поддержка образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы;
развитие непрерывного профессионального образования.
В настоящее время в сфере профессионального образования сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:
- учебно-материальная база учреждений профессионального образования не соответствует требованиям современных производственных технологий;
- недостаточные темпы развития непрерывного профессионального образования, отсутствие механизмов сетевого взаимодействия;
- отсутствие эффективных механизмов, обеспечивающих подготовку кадров на перспективу -с учетом перспективного планирования, касающегося возникновения и распространения новых технологий и новых потребностей в среднесрочной и долгосрочной перспективах;
- снижение привлекательности для молодежи среднего профессионального образования. Непривлекательность производственной сферы для молодежи как места возможной трудовой деятельности, профессионального развития и самореализации;
- значительный дисбаланс между количеством студентов, обучающихся по профессиям и специальностям, и запросами региональной экономики относительно объемов и профилей подготовки;
- недостаточная степень гибкости и динамичности образовательных программ с точки зрения обеспечения запросов работодателей и студентов. Несоответствие содержания программ профессионального образования потребностям современных развивающихся производств. Нехватка квалифицированных кадров, их старение, отсутствие притока молодых специалистов;
- отсутствие механизмов включения бизнеса в управление процессами и содержанием обучения.
1.2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы 1, сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Принципиальные изменения в системе профессионального образования будут происходить в следующих направлениях:
обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;
интеграция среднего профессионального образования в рамках развития региональной социально-экономической системы;
внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций;
улучшение кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности;
формирование современной системы непрерывного образования, включая дополнительное профессиональное образование.
Долгосрочным приоритетом является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, студентов, а также с учетом прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития. Должны быть развернуты гибкие программы с разными сроками обучения. Для их реализации необходимо обеспечить взаимовыгодное сотрудничество образовательных организаций и работодателей путем разработки гибких учебных планов, изменяющихся с учетом требований работодателей, создания мест для проведения практики студентов, создания системы профессиональной сертификации специалистов объединениями работодателей, формирования налоговых преференций для предприятий, сотрудничающих с образовательными организациями.
Приоритетом является и решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, которому будут способствовать: внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций; создание центров сертификации квалификаций, корпоративных образовательных организаций.
Новой для системы профессионального образования является задача обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, через вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом.
Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует, наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечению талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании. С этой целью необходимо обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций до средней заработной платы во Владимирской области (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").
Необходимо обеспечить доступность профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья. Это потребует создания условий для дистанционного и инклюзивного образования для инвалидов и нуждающихся в особых условиях.
Указанные приоритетные задачи не могут быть решены без серьезной перестройки механизмов финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования, как для работодателей, так и для студентов. Важнейшей частью обновления механизмов финансирования должен стать переход от распределения контрольных цифр приема к действительно конкурентным процедурам распределения государственного задания. Внедрение механизмов стимулирования конкуренции между организациями профессионального образования, в том числе реализация нового подхода при распределении государственного задания на подготовку кадров, будет способствовать усилению конкуренции в сфере профессионального образования и повышению качества предоставляемых организациями образовательных услуг.
Таким образом, в период реализации Программы предстоит завершить процесс формирования системы профессионального образования, включающей в себя учреждения и организации с различными миссиями и задачами, тесно связанной с развитием экономики и общества.
Цели и задачи подпрограммы 1
Целями подпрограммы 1 являются обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики; обеспечение доступности качественного профессионального образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования.
Перечень приоритетных задач в сфере профессионального образования определен в соответствии с приоритетами стратегических документов и основными приоритетами Программы (раздел IV) и включает:
модернизацию структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;
модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;
формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности региона;
формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний;
внедрение механизмов стимулирования конкуренции организаций профессионального образования.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 1
Сведения об индикаторах и показателях Программы и их значениях приведены в приложении N 1 к Программе.
Показатель 1 "Увеличение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций" рассчитывается по данным мониторинга как отношение студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, к общей численности студентов профессиональных образовательных организаций (в %), ежегодно по состоянию на 01 января т.г.
Показатель 2 "Число созданных многофункциональных центров прикладных квалификаций". Многофункциональные центры прикладных квалификаций (учебные центры профессиональной квалификации определены частью 6 статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") осуществляют профессиональное обучение, профессиональную переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров. Многофункциональные центры прикладных квалификаций могут создаваться как в форме юридического лица, так и в качества структурных подразделений других юридических лиц, например, профессиональных образовательных организаций. В 2020 году количество многофункциональных центров прикладных квалификаций составит 8 ед. Показатель рассчитывается ежегодно по состоянию на 31 декабря т.г.
Показатель 3 "Выполнение отраслевого заказа на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях" рассчитывается по данным мониторинга выполнения контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - контрольные цифры приема), как отношение численности граждан, поступивших в профессиональную образовательную организацию по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета в текущем учебном году, к контрольным цифрам приема, установленным организациям, осуществляющим образовательную деятельность (в %). Показатель рассчитывается ежегодно по состоянию на 31 декабря т.г.
Показатель 4 "Доля профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве организаций профессионального образования области" отражает реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению "Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации" и по направлению "Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации", а также отражает инновационную деятельность образовательной организации. Показатель рассчитывается по данным мониторинга как отношение организаций профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, к общему количеству организаций профессионального образования области (в %). Показатель рассчитывается ежегодно по состоянию на 01 января т.г.
Показатели 2 - 4 характеризуют обеспечение рынка труда квалифицированными специалистами и соответствие задачам инновационного развития.
Показатель 5 "Удельный вес числа профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья" характеризует равенство возможностей в получении профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, свидетельствует о принятии обществом ценностей социальной справедливости. Показатель рассчитывается по данным мониторинга как отношение числа профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, к общему числу профессиональных образовательных организаций (в %). Показатель рассчитывается ежегодно по состоянию на 01 января т.г.
Показатель 6 "Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в регионе" характеризует престижность академического труда, его привлекательность для талантливой молодежи и высококвалифицированных специалистов. Высокая заработная плата в сфере профессионального образования является одним из необходимых условий для качественного обновления преподавательского состава. Показатель рассчитывается по данным мониторинга как отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональных образовательных организациях к средней заработной плате во Владимирской области (в %). Показатель рассчитывается ежегодно по состоянию на 01 января т.г.
Показатель 7 "Увеличение доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы" отражает реализацию комплекса мер по увеличению в 2020 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 49%. Показатель рассчитывается по статистическим данным как отношение числа занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, к общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы (в %) по состоянию на 01 января т.г.
Показатель 8 "Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в расчете на 1 работника, замещающего должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения" характеризует качество профессионального образования Владимирской области. Показатель рассчитывается по данным мониторинга как отношение числа студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, к общему числу работников, замещающих должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения ( чел.). Показатель рассчитывается по состоянию на 01 января т.г.
Показатель 9 "Удельный вес численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и нуждающихся в общежитиях" характеризует доступность профессионального образования независимо от места жительства абитуриентов. Показатель рассчитывается по данным мониторинга как отношение числа студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и проживающих в общежитиях, к общей численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и нуждающихся в общежитиях (в %). Показатель рассчитывается по состоянию на 01 января т.г.
Показатель 10 "Доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций" отражает исполнение подпункта 8 пункта 1 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 05.12.2014 N Пр-2821, в соответствии с которым распределение на конкурсной основе контрольных цифр приема для профессиональных образовательных организаций, имеющих аккредитацию по программам среднего профессионального образования, будет осуществляться, в том числе и по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями. Показатель рассчитывается ежегодно по состоянию на 01 октября т.г.
Сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Сроки и этапы реализации подпрограммы 1:
1 этап - 2014 - 2015 годы;
2 этап - 2016 - 2018 годы;
3 этап - 2019 - 2020 годы.
На первом этапе должна оформиться новая структура образовательных программ и сетей образовательных организаций.
По итогам этого этапа:
доля выпускников дневной (очной) формы обучения профессиональных образовательных организаций (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения возрастет с 40% до 48,9%;
увеличится до 14% в 2015 году доля организаций профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с особыми потребностями здоровья;
доля организаций профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве организаций профессионального образования области, увеличится до 100%;
будет создано 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций;
заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций увеличится до 90% в 2015 году к средней в регионе;
доля студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, вырастет с 15% в 2013 году до 30% в 2015 году;
выполнение отраслевого заказа на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях составит не менее чем 85%.
На втором этапе (2016 - 2018 годы) произойдет распространение передовых образовательных технологий, лучших практик управления и организации профессионального образования.
По итогам второго этапа:
заработная плата мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных образовательных организаций составит в 2018 году 100% к средней в регионе;
увеличится до 21% в 2018 году доля организаций профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с особыми потребностями здоровья;
доля студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, вырастет до 45% в 2018 году;
будет создано 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций;
выполнение отраслевого заказа на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях составит не менее чем 85%.
На третьем этапе (2019 - 2020 годы) особое внимание будет уделено развитию непрерывного профессионального образования.
По итогам этого этапа:
будет обеспечено сохранение в 2020 году заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций на уровне 100% к средней в регионе;
увеличится до 25% в 2020 году доля организаций профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с особыми потребностями здоровья;
будет создано 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций;
доля студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, вырастет до 55% в 2020 году;
выполнение отраслевого заказа на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях составит не менее чем 85%;
структура профессионального образования будет максимально соответствовать потребностям современной экономики;
увеличение в 2020 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 49%;
увеличение в 2020 году доли студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и проживающих в общежитиях, до 100%.
1.3. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы 1
Перечень основных мероприятий подпрограммы 1 и ожидаемый результат от их реализации приведены в приложении N 2 к Программе.
Основное мероприятие 1.1 подпрограммы 1
Основное мероприятие 1.1 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) профессиональных образовательных организаций" направлено на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В рамках основного мероприятия 1.1 будет совершенствоваться механизм установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета.
Совместно с работодателями будут разработаны и реализованы меры по повышению средней заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения, занятых в реализации образовательных программ среднего профессионального образования, и доведения ее до средней заработной платы в регионе.
Одной из центральных проблем, которая будет решаться в рамках данного основного мероприятия, является превращение учебно-методических объединений в реально действующие и работающие на развитие профессионального образования общественно-государственные и общественные профессиональные объединения и сообщества с участием работодателей.
Представители профессиональных образовательных организаций будут принимать активное участие в разработке общественными объединениями работодателей ( "Российский союз промышленников и предпринимателей", "Опора России", Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области и Торгово-промышленная палата Владимирской области) профессиональных стандартов и образовательных программ, учитывающих требования рынка труда.
Продолжится совершенствование условий взаимодействия потенциальных работодателей и учебных заведений в части организации производственной практики студентов и передачи работодателями учебного оборудования организациям профессионального образования.
Начиная с 2016 года совместно с объединениями работодателей будет обеспечено формирование и создание сети сертификационных центров, независимых от системы образования и конкретных работодателей, в рамках которых граждане смогут получать подтверждение наличия у них определенной профессиональной квалификации.
Кроме того, будет продолжена поддержка региональной программы модернизации профессионального образования, начатая в 2011 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.
В целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению "Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации" будет увеличено количество профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования.
В процессе модернизации сети организаций профессионального образования будут приведены структуры подготовки кадров в соответствие с требованиями рынка труда.
В результате реализации этого мероприятия сеть организаций профессионального образования будет включать в себя многоуровневые и многопрофильные профессиональные образовательные организации, а также отраслевые профессиональные образовательные организации, тесно связанные с крупными работодателями, и центры прикладных квалификаций по широкому спектру направлений, обеспечивающих актуальные кадровые потребности экономики Владимирской области.
По ряду профессий будет обеспечена разработка и внедрение образовательных программ прикладных квалификаций, предполагающих обучение "на рабочем месте" продолжительностью от нескольких месяцев до года. Модернизация образовательных программ будет привязана к особенностям конкретных технологий, представленных на рынке труда. Обучение по модернизированным программам будет вестись, как правило, на базе среднего общего образования.
Последовательно будут реализованы меры по разработке и реализации краткосрочных программ повышения квалификации на базе профессиональных образовательных организаций.
При этом безусловным императивом останется доступность услуг профессионального образования для всех социальных, культурных, этнических групп.
Модель деятельности образовательных организаций будет уточнена с учетом накопленного опыта. В них выделятся программы подготовки на базе исследований и программы кадрового обеспечения региональной социально-экономической системы.
Будут созданы условия для обеспечения равных возможностей в получении профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, вследствие чего увеличится доля профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 25% в 2020 году.
В рамках основного мероприятия 1.1 будет обеспечиваться развитие воспитательной составляющей профессионального образования, в том числе через стимулирование культурной, спортивной, общественной деятельности студентов организаций профессионального образования.
Планируется ежегодно:
участие во всероссийских мероприятиях в области физкультуры и спорта среди студентов образовательных организаций профессионального образования (Всероссийский смотр-конкурс образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди студентов, Фестиваль студенческого спорта и др.);
проведение соревнований студенческих команд по популярным видам спорта среди организаций профессионального образования региона;
участие представителей региона в международных конкурсах, фестивалях студенческой самодеятельности;
участие во всероссийских студенческих мероприятиях в области культуры.
С целью развития физической культуры и спорта в образовательных организациях профессионального образования также будет разработано необходимое нормативное правовое, учебно-методическое обеспечение.
Основное мероприятие 1.1 направлено на достижение следующих показателей:
а) Программы:
доля выпускников дневной (очной) формы обучения профессиональных образовательных организаций (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения;
б) подпрограммы 1:
отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в регионе;
удельный вес численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и нуждающихся в общежитиях;
удельный вес числа профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
число созданных многофункциональных центров прикладных квалификаций;
увеличение доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы;
численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в расчете на 1 работника, замещающего должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения;
удельный вес числа профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
выполнение отраслевого заказа на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях не менее чем на 85%;
увеличение доли студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций.
Результатами реализации основного мероприятия станут:
повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных заданий);
обеспечение потребности экономики области в кадрах квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
условия для доступности профессионального образования независимо от социального и финансово-экономического положения семей;
увеличение численности студентов, активно участвующих в культурной, научной, общественной, спортивной деятельности;
изменение структуры образовательных программ профессионального образования в соответствии с потребностями развития экономики;
соответствие структуры профессионального образования потребностям современной экономики;
увеличение количества студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели;
создание 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций к 2020 году;
оптимизация сети государственных профессиональных образовательных организаций;
увеличение в 2020 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 49%;
создание сети сертификационных центров;
обеспечение потребности экономики Владимирской области в квалифицированных кадрах по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках государственно-частного партнерства.
Основное мероприятие 1.1 будет реализовываться на протяжении всего периода действия Программы - с 2014 по 2020 годы.
Основное мероприятие 1.2 подпрограммы 1
В рамках основного мероприятия 1.2 "Именные стипендии Губернатора Владимирской области" будет обеспечена социальная поддержка студентов, обучающихся по остродефицитным профессиям и специальностям, востребованным областным рынком труда.
В рамках основного мероприятия 1.2 осуществляется финансовое обеспечение из областного бюджета в размере 1080000 рублей в год. В рамках основного мероприятия 1.2 будут наращиваться усилия по стимулированию студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, подведомственных департаменту образования администрации области, по остродефицитным профессиям и специальностям, востребованным областным рынком труда.
Основное мероприятие 1.2 направлено на достижение следующих показателей:
а) Программы:
доля выпускников дневной (очной) формы обучения профессиональных образовательных организаций (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения;
б) подпрограммы 1:
доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций.
В результате реализации основного мероприятия возрастет среди молодежи привлекательность остродефицитных профессий и специальностей, востребованных областным рынком труда.
Основное мероприятие 1.2 будет реализовываться на протяжении всего периода действия Программы - с 2014 по 2020 годы.
Основное мероприятие 1.3 подпрограммы 1
Основное мероприятие 1.3 "Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации (ФЦПРО)" предусматривает создание механизмов в целях дальнейшей модернизации системы профессионального образования Владимирской области в условиях современной стратегии подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.
Основное мероприятие 1.3 направлено на реализацию комплекса мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению "совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации". Особое внимание будет уделено совершенствованию разработанной и внедренной в период действия Федеральной целевой программы развития образования модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально-экономического развития региона, обеспечению соответствия уровня квалификаций выпускников системы профессионального образования требованиям современного производства, развитию системы дополнительного профессионального образования: переподготовки и повышения квалификации кадров для формирования кадрового потенциала предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса региона.
Реализация комплекса мероприятий направлена на развитие системы профессионального образования Владимирской области с учетом требований Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образования в Российской Федерации" и положений Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.
Основное мероприятие 1.3 направлено на достижение следующего показателя подпрограммы 1:
доля профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве организаций профессионального образования области.
В результате реализации основного мероприятия 1.3:
будут полностью обеспечены потребности экономики области в квалифицированных кадрах по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
будет обеспечено увеличение доли студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций в 2020 году до 55%;
будет обеспечено увеличение в 2020 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 49%;
будет обеспечено увеличение доли профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций до 100% в 2015 году.
Основное мероприятие 1.3 будет реализовываться на протяжении 2014 - 2015 годов.
Основное мероприятие 1.4 подпрограммы 1
Основное мероприятие 1.4 "Стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации" предусматривает конкурсный отбор претендентов на назначение стипендии Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, находящихся в ведении Владимирской области.
В рамках основного мероприятия 1.4 будет осуществляться финансовое обеспечение из федерального бюджета в размере согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.07.2011 N 625 "О стипендиях Правительства Российской Федерации для обучающихся по образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации". Основное мероприятие 1.6 будет направлено на поддержку студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, находящихся в ведении Владимирской области.
Основное мероприятие 1.4 направлено на достижение следующих показателей подпрограммы 1:
увеличение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций;
доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций.
В результате реализации основного мероприятия 1.4 возрастет среди молодежи привлекательность профессий и специальностей, относящихся к приоритетным направлениям модернизации и технологического развития.
Основное мероприятие 1.4 будет реализовываться на протяжении 2014 - 2020 годов.
Основное мероприятие 1.5 подпрограммы 1
Основное мероприятие 1.5 "Реализация движения WorldSkills Россия на территории Владимирской области" предусматривает вступление Владимирской области в мировое движение "WorldSkills", организацию регионального конкурса среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, а также участие победителей во всероссийском этапе конкурса.
Основное мероприятия 1.5 направлено на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2012, Перечня поручений Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации от 05.12.2014 N Пр-2821, во исполнение реализации Указа Губернатора области от 31.10.2014 N 66 "О внесении изменений в Указ Губернатора области от 02.06.2009 N 10 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009 - 2012 годы".
Мероприятие ориентировано на формирование конкурентоспособных навыков рабочих специальностей, популяризацию рабочих профессий через участие в региональном, всероссийском и международном этапах конкурса, повышения производительности труда во Владимирской области и Российской Федерации в целом; основано на механизмах государственно-частного и социального партнерства.
Основное мероприятие 1.5 направлено на достижение следующих показателей подпрограммы 1:
увеличение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций.
доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций.
В результате реализации основного мероприятия 1.5 пройдет модернизация образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами WorldSkills; откроются специализированные центры компетенций, Владимирская область станет участником всероссийских чемпионатов "WorldSkills".
Основное мероприятие 1.5 будет реализовываться на протяжении 2015 - 2020 годов.
1.4. Ресурсное обеспечение подпрограммы 1
Объем финансового обеспечения подпрограммы 1 составляет в 2014 - 2020 годах 8275001,0 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение основного мероприятия 1.1 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) профессиональных образовательных организаций" направлено на обеспечение деятельности (оказание услуг) профессиональных образовательных организаций.
Основные расходы в рамках основного мероприятия 1.2 "Именные стипендии Губернатора Владимирской области" направлены на социальную поддержку студентов, обучающихся по остродефицитным профессиям и специальностям, востребованным областным рынком труда.
Основные расходы в рамках основного мероприятия 1.5 "Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации ФЦПРО" направлены на реализацию комплекса мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению "совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации".
Основные расходы в рамках основного мероприятия 1.6 "Стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации" направлены на поддержку студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, находящихся в ведении Владимирской области.
Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы 1 представлена в приложении N 3 к Программе.
1.5. Прогноз конечных результатов реализации подпрограммы 1
Результатами реализации основных мероприятий подпрограммы 1 станут:
повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных заданий);
обеспечение потребности экономики области в кадрах квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
увеличение числа профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
условия для доступности профессионального образования независимо от социального и финансово-экономического положения семей;
увеличение численности студентов, активно участвующих в культурной, научной, общественной, спортивной деятельности;
изменение структуры образовательных программ профессионального образования в соответствии с потребностями развития экономики;
увеличение количества студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели;
создание 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций к 2020 году;
оптимизация сети государственных профессиональных образовательных организаций;
обеспечение потребности экономики области в квалифицированных кадрах по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
увеличение доли студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций в 2020 году до 55%;
увеличение в 2020 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 49%;
увеличение доли профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций до 100% в 2015 году;
увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках государственно-частного партнерства.
1.6. Анализ рисков реализации подпрограммы 1 и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 1
К основным рискам реализации подпрограммы 1 относятся:
финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий подпрограммы 1, в том числе со стороны региона, образовательных организаций;
нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", влияющих на мероприятия подпрограммы 1;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках подпрограммы 1, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации подпрограммы 1, отставание от сроков реализации мероприятий;
социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности и политических партий и движений целям и реализации подпрограммы 1;
риски, связанные с региональными особенностями, - недостаточное финансирование со стороны региона необходимых для достижения поставленных целей подпрограммы 1 мероприятий, а также непонимание региональным бизнес-сообществом задач и приоритетов развития профессионального образования.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей подпрограммы 1. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров на реализацию мероприятий, направленных на достижение целей подпрограммы 1, через институционализацию механизмов софинансирования.
Нормативные риски. В подпрограмме 1 предусмотрены, в том числе мероприятия, направленные на изменения в системе профессионального образования, заложенные в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Изменения положений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", мероприятия по которым отражены в подпрограмме 1, потребуют внесения соответствующих коррективов в подпрограмму 1, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей. Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации подпрограммы 1, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации подпрограммы 1, несогласованности действий основного исполнителя и участников подпрограммы 1, низкому качеству реализации программных мероприятий на региональном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации подпрограммы 1 и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации подпрограммы 1, а также за счет корректировки подпрограммы 1 на основе анализа данных мониторинга. Важными средствами снижения риска являются проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы профессионального образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации подпрограммы 1.
Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанным с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках подпрограммы 1 результатов, с ошибками в реализации мероприятий Программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития профессионального образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации подпрограммы 1. Важно также демонстрировать достижения реализации подпрограммы 1 и формировать группы лидеров.
1.7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 1 (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы 1)
В рамках подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" будет обеспечено формирование и реализация государственных заданий на реализацию основных образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ профессионального обучения и повышения квалификации.
Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 1 представлен в приложении N 4 к Программе.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 23 июня 2015 г. N 596 "О внесении изменений в постановление Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.