Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации Владимирской области
от 14 июля 2015 г. N 686
Основные направления
налоговой политики Владимирской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления налоговой политики Владимирской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04 декабря 2014 года, Законом Владимирской области "О бюджетном процессе во Владимирской области".
Налоговая политика области определена с учетом основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, приоритетами которой в среднесрочной перспективе являются дальнейшее повышение эффективности налоговой системы без роста существующей налоговой нагрузки на экономику по основным видам налогов, а также совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования.
I. Основные результаты и проблемы налоговой политики
В 2014 году налоговая политика области способствовала продолжению работы по повышению налогового потенциала области за счет увеличения налогооблагаемой базы, улучшения администрирования платежей, увеличения собираемости налогов.
1.1. Основные итоги социально-экономического развития области в 2014 году
В 2014 году обеспечен рост основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона.
В структуре валового регионального продукта основное место занимает промышленный комплекс -35%, на втором месте -торговля (9,5%), транспорт (9,3%) и сельское хозяйство (9,1%), на третьем -строительство (4,4%) и связь (3,1%).
Владимирская область располагает достаточным производственным потенциалом. Доминирующим в экономике Владимирской области является промышленный комплекс. Его основу составляют 480 крупных и средних организаций, часть из которых входит в число крупнейших предприятий России.
В 2014 году объем основного экономического индикатора -валового регионального продукта области (далее - ВРП) -составил 344150 млн. рублей.
Индекс физического объема ВРП составил 104% к предыдущему отчетному периоду.
Прибыль прибыльных организаций области в январе - декабре 2014 года сложилась в размере 34985,1 млн. рублей (без субъектов малого предпринимательства) или 106,9% к 2013 году.
Объем фонда заработной платы составил 95560,5 млн. рублей (108% к уровню 2013 года).
В связи с повышением инвестиционной активности в 2014 году увеличился объем инвестиций в основной капитал на 10375,3 млн. рублей и составил 75667 млн. рублей (таблица 1).
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития Владимирской области за 2013 - 2014 годы
Показатели |
2013 год |
2014 год |
% роста (снижения) |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
313030 |
344150 |
109,9 |
Индекс физического объема ВРП, % |
103,1 |
104,0 |
|
Прибыль прибыльных организаций (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
32733,2 |
34985,1 |
106,9 |
Фонд заработной платы работников (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
88464,9 |
95560,5 |
108,0 |
Индекс потребительских цен, % |
107,5 |
113,3 |
|
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
65291,7 |
75667,0 |
115,9 |
На протяжении всего отчетного периода отмечена положительная динамика формирования доходной части консолидированного бюджета области, по итогам 2014 года обеспечен темп роста поступлений на уровне 8,9%.
Общий объем мобилизованных за 2014 год в консолидированный бюджет области налоговых и неналоговых доходов составил 41310,6 млн. рублей, из них 29910,5 млн. рублей (72,4%) поступило в областной бюджет, 11400,1 млн. рублей (27,6%) -в бюджеты муниципальных образований.
В отраслевом разрезе наибольший удельный вес налоговых поступлений обеспечен предприятиями, занятыми в сфере производства пищевых продуктов (15%), производства машин и оборудования (8,3%), оптовой торговли (7,2%), производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (5,2%), транспорта и связи (4,7%), строительства (3,9%), химического производства (3,6%).
Положительными результатами завершилась работа по выполнению плановых заданий консолидированного бюджета области по налогу на прибыль организаций (выполнение 122,1%), акцизам на алкогольную продукцию (121,9%), единому налогу на вмененный доход (101%), транспортному налогу (105,9%), земельному налогу (100,3%) (таблица 2).
Таблица 2
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области за 2014 год
млн. рублей
Показатели |
Исполнено за 2013 год |
Уточненный план на 2014 год |
Исполнено за 2014 год |
% исполнения факта 2014 года |
|
к уточненному плану на 2014 год |
к 2013 году |
||||
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
37935 |
41195,9 |
41310,6 |
100,3 |
108,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
34937 |
37753,8 |
38159,4 |
101,1 |
109,2 |
из них: |
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль, доход |
22740 |
24346,5 |
25427,5 |
104,4 |
111,8 |
Акцизы по подакцизным товарам |
2908 |
3379,9 |
2794,1 |
82,7 |
96,1 |
Налоги на совокупный доход |
3055 |
3256,2 |
3247,2 |
99,7 |
106,3 |
Налоги на имущество |
5972 |
6518,7 |
6389,7 |
98,0 |
107,0 |
Неналоговые доходы |
2998 |
3442,1 |
3151,2 |
91,5 |
105,1 |
Наиболее крупными налогоплательщиками по итогам 2014 года стали: ООО "Мон'дэлис Русь", ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева", ЗАО "Ферреро Руссия", ООО "Аскона-Век", ЗАО "Генериум", обособленные подразделения ОАО "РЖД", Владимирское отделение N 8611 Сбербанка России ОАО, ОАО "Ковровский электромеханический завод", ООО "Торговый дом "Аскона", ОАО "ВНИИ "Сигнал", ОАО "Владимирский завод "Электроприбор", ГУП "ДСУ N 3" и ОАО "Газпром Газораспределение Владимир".
На долю указанных организаций приходится свыше 25% мобилизованных на территории области налоговых доходов против 21,4%, сложившихся в 2013 году.
Положительно отразилось на пополнении бюджета области появление в области филиалов ЗАО "РТ-Мобайл" и ООО "Данон трейд", а также выход из состава консолидированной группы налогоплательщиков филиалов ОАО "Верхневолжскнефтепровод", ООО "Балттранс-нефтепродукт", ОАО "Рязаньтранснефтепродукт". Дополнительно к уровню 2013 года поступило в 2014 году налога на прибыль порядка 200 млн. рублей.
1.2. Основные проблемы налоговой политики
Для бюджетной системы области по-прежнему сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от сырьевых отраслей экономики и внешнеэкономической конъюнктуры.
Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие области в последние годы существует значительный ряд проблем, решение которых может быть осуществлено в долгосрочной перспективе. Значительная часть из них обусловлена сложившейся экономической ситуацией в России в 2015 году (например, снижение темпов роста валового внутреннего продукта на 6,2%, объема инвестиций -на 19,8%, фонда заработной платы -на 2,5%).
Замедление темпов роста прогнозных показателей социально-экономического развития Владимирской области на 2015 год (объема инвестиций - на 3% и фонда заработной платы - на 7%) приведет к риску падения доходов бюджета.
Бюджет области несёт также значительные потери по причине выплаты "теневых" зарплат.
В 2014 году была выявлена 831 организация в 9 разных отраслях экономики (добыча полезных ископаемых, частные охранные услуги, лесное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и теплоснабжение, транспорт, производство напитков, частные клиники, строительство, оптовая торговля), где уровень заработной платы составил ниже средней по отрасли, а в отдельных организациях -ниже прожиточного минимума (от 1 до 7 тыс. рублей).
На заседаниях Координационных Советов органами местного самоуправления совместно с налоговыми органами заслушано 2322 работодателя, которые выплачивали заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. По итогам проведенной индивидуальной работы 1973 налоговых агента повысили уровень средней заработной платы.
Проблемными для субъектов Российской Федерации остаются вопросы установления на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам, что приводит к сокращению доходной части региональных и местных бюджетов по земельному, транспортному и имущественным налогам, компенсация которых из федерального бюджета не осуществляется и не планируется.
В "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", одобренных Правительством Российской Федерации в июле 2014 года, одним из приоритетных направлений обозначено обеспечение оценки эффективности налоговых льгот, которые должны предоставляться на ограниченный период. Однако оценка эффективности установленных Налоговым кодексом Российской Федерации льгот по региональным и местным налогам не проводится, отсутствует методика этой оценки.
Вместе с тем налоговые льготы принимают значительный объем.
Так, за 2014 год по причине предоставления федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам бюджет Владимирской области недополучил доходов на сумму 1760 млн. рублей (62,3% от общей суммы налоговых льгот).
При этом отдельные налоговые льготы являются неэффективными.
Например, в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Данная льгота не распространяется на земельные участки под региональными и местными автомобильными дорогами. Льготы в отношении этой категории земель во Владимирской области не устанавливаются и на местном уровне. Поэтому организации, являющиеся собственниками земельных участков под автомобильными дорогами, находятся в разных налоговых условиях. Тем самым нарушается принцип системы налогообложения -равный подход ко всем налогоплательщикам.
II. Основные задачи налоговой политики
Основными задачами налоговой политики являются:
- обеспечение неизменности налоговой политики области;
- удержание уровня налоговой нагрузки на экономику;
- сохранение налоговых преференций и льгот, установленных областным налоговым законодательством;
- расширение налогооблагаемой базы на основе роста предпринимательской деятельности, инвестиционного потенциала, денежных доходов населения;
- усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;
- повышение эффективности управления государственным имуществом Владимирской области.
III. Основные направления налоговой политики области на 2016 - 2018 годы
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета области за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.
Основные усилия должны быть направлены на мобилизацию всех резервов повышения налоговых поступлений.
Для обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений необходимо определить пути расширения налоговой базы основных видов налогов.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
- создания благоприятных условий для расширения производства, новых рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности;
- осуществления содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
- усиления работы по неплатежам в областной и местные бюджеты;
- выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
- совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет области;
- проведения оценки социальной и бюджетной эффективности региональных и местных налоговых льгот и отмены неэффективных налоговых льгот;
- совершенствования управления областной и муниципальной собственностью путем:
а) повышения эффективности управления областным и муниципальным имуществом и земельными участками;
б) обеспечения сохранности областного и муниципального имущества;
в) проведения инвентаризации областного и муниципального недвижимого имущества и внесения предложений по результатам инвентаризации в части дальнейшего использования имущества;
г) организации управления пакетами акций, находящимися в областной и муниципальной собственности;
д) обеспечения надлежащего контроля над деятельностью руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Координация работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет области будет осуществляться в рамках деятельности межведомственных рабочих групп по платежам в областной и местные бюджеты и легализации объектов налогообложения.
На 2016 - 2018 годы сохраняется преемственность следующих направлений налоговой политики.
3.1. Совершенствование налогообложения
Налоги на прибыль, доходы
Особое место в налоговой политике региона занимает регулирование основной группы налогов -"налогов на прибыль, доходы", которые относятся к федеральным налогам.
В целях совершенствования налогообложения на федеральном уровне предусматривается внесение изменений в действующее налоговое законодательство:
по налогу на прибыль:
- предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению с 18% до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения, а по налогу на прибыль, поступающему в федеральный бюджет, ставка налога будет составлять 0%;
- повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества, что позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации;
- установление для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, права применения ставки по налогу на прибыль в размере 0% до 01 января 2020 года;
- снижение административной нагрузки на бизнес и на налоговые органы за счет повышения порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала;
по налогу на доходы физических лиц:
- увеличение до пяти лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения, а также предоставление субъекту Российской Федерации права уменьшения вплоть до нуля минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества;
- установление ограничения размера имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на погашение процентов по целевым кредитам в пределах 3 млн. рублей в случае приобретения родителем недвижимого имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка с привлечением кредитных средств.
На областном уровне сохраняются льготы по налогу на прибыль в виде снижения ставки по налогу с 18% до 13,5%, установленные законами области от 06 мая 2008 года N 81-ОЗ и от 06 сентября 2007 года N 99-ОЗ, инвесторам, а также учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Владимирской области.
Для исчисления налога на доходы иностранных граждан от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента принят Закон Владимирской области от 28 ноября 2014 года N 139-ОЗ, устанавливающий коэффициент, который отражает региональные особенности рынка труда во Владимирской области, в размере 1,913. В результате стоимость патента для иностранных граждан с учетом установленного коэффициента составит три тысячи рублей в месяц.
Акцизы по подакцизным товарам
По акцизам на алкогольную продукцию и пиво в 2016 и 2017 годах предусматривается сохранение размеров ставок, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом прогнозируемого уровня индекса потребительских цен.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ предусматривается:
- в 2016 году увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин 3 и 4 классов на 3%, 5 класса -на 36%, на дизельное топливо -на 20%;
- в 2017 году снижение ставок акцизов на автомобильный бензин на 23%, на дизельное топливо -на 5%.
Налоги на совокупный доход
Для стимулирования развития малого предпринимательства на областном уровне в специальные налоговые режимы внесены следующие изменения:
- принят Закон Владимирской области от 05 марта 2015 года N 12-ОЗ о предоставлении двухлетних "налоговых каникул" для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, научной и социальной сферах;
- принят закон области о патентной системе налогообложения, который дает возможность территориально дифференцировать уровень налогообложения с учетом особенностей ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях области.
На основании внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений предполагается:
- расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
- распространить право на применение 2-летних "налоговых каникул" по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
- снизить ставку налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6% до 4% в зависимости от категорий налогоплательщиков в отраслях сельского хозяйства, обрабатывающих производств, научной и социальной сферах;
- распространить право перехода на уплату налогов в связи с применением патентной системы налогообложения на самозанятых граждан -физических лиц, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Налоги на имущество
По налогу на имущество организаций и физических лиц планируется осуществить переход к порядку исчисления налога исходя из кадастровой стоимости объектов имущества.
В этих целях Федеральным законом от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право установления особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
При этом налоговая ставка в отношении указанных объектов должна быть установлена не выше 2% вместо 2,2%, установленных действующим областным законодательством о налогах и сборах.
Установление порядка исчисления по отдельным объектам налога на имущество организаций от кадастровой стоимости не планируется до 2018 года в связи с увеличением налоговой нагрузки на 1,5-2% на малый бизнес.
В соответствии с вновь введенной в Налоговый кодекс Российской Федерации главой 32 "Налог на имущество физических лиц" принят Закон Владимирской области от 18 ноября 2014 года N 134-ОЗ, которым установлена единая дата начала применения на территории Владимирской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц - 01 января 2015 года.
Целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества.
Обеспечивая равенство налогообложения и защиту социально незащищенных категорий граждан, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения, налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, а также понижающие коэффициенты, применяемые в течение первых четырех налоговых периодов после введения нового налога.
По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки, могут увеличиваться размеры налоговых вычетов и устанавливаться дополнительные налоговые льготы.
Всеми представительными органами местного самоуправления приняты решения о введении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.
Принят Закон Владимирской области от 18 ноября 2014 года N 133-ОЗ, которым с 01 января 2015 года увеличены ставки по транспортному налогу в среднем на 25-30%. Для решения задачи налогообложения роскоши законом установлены повышенные ставки по транспортному налогу на собственников дорогостоящих транспортных средств, которые увеличат объем налога в 2,5 и более раз.
3.2. Стимулирование инвестиционной деятельности и осуществление содействия среднему и малому бизнесу
Итоги 2014 года показали, что рост валового регионального продукта области сохраняется.
Для дальнейшего улучшения экономической ситуации области необходимо наращивание объема привлечения инвестиций на модернизацию существующих и создание новых производств.
В настоящее время продукция предприятий Владимирской области экспортируется в 96 стран мира. В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес (37,6%) имеет продукция машиностроения.
Основными нашими внешнеторговыми партнерами являются Украина, Казахстан, Германия, Узбекистан, Литва. В товарной структуре областного импорта наибольший удельный вес имеет машиностроительная продукция (44,4%), в основном технологическое оборудование.
Владимирский регион является крупным реципиентом иностранных инвестиций в легкой и пищевой промышленности, в производстве бытовой электроники, изделий из стекла и стеклопосуды, строительных материалов.
Крупнейшие иностранные фирмы, инвестирующие в экономику Владимирской области: "Крафт Фудс Рус" (США) (производство кондитерских изделий), "Русджам" (Турция) (производство стеклянной тары), Компания "Вестел" (Турция) (производство бытовых холодильников и стиральных машин), Компания "Арчелик А.С." (Турция) (выпуск бытовой техники), Компания "Винербергер А.Г." (Австрия) (производство кирпича), "Хаме Фудс" (Чехия) (производство консервной продукции), "Фортэ А.О." (Польша).
Инвесторам оказывается содействие на всех этапах реализации проектов:
- в подборе и осмотре инвестиционных площадок;
- в оформлении прав на земельный участок;
- в получении разрешительной документации для осуществления строительных работ.
Внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, создана Корпорация развития Владимирской области, разработана и реализуется Инвестиционная Стратегия Владимирской области до 2020 года, утвержденная Указом Губернатора области от 05 мая 2014 года N 31.
Подготовлены "дорожные карты" по созданию особых экономических зон для обеспечения доступа инвесторов к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре, ряду налоговых льгот и таможенных преференций.
Разработаны дорожные карты по целому ряду направлений (подключение к энергоресурсам, получение разрешений на строительство, инструменты государственной поддержки, качество и доступность трудовых ресурсов), которые направлены на сокращение административных барьеров на пути реализации инвестиционных проектов.
Активизировано межрегиональное и международное взаимодействие, в том числе со странами Азиатско-Тихоокенского региона. Соглашения о сотрудничестве заключены с целым рядом стран и других регионов России.
За прошедший год введено в эксплуатацию 16 новых производств с общим объемом инвестиций свыше 10 млрд. рублей, на которых создано порядка 2 000 рабочих мест. Наиболее крупные из них:
- промышленное производство теплоизоляционной продукции на основе пеностекла марки "Неопорм" ЗАО "Компания "СТЭС-Владимир" в г. Владимире;
- производство японских станков Takisawa на базе "Ковровского электромеханического завода";
- производство битумной черепицы ООО "Дёке Хоум Системс" в Киржачском районе;
- завод турецкой компании ООО "EAE elektrik" в Александровском районе.
Запустили в работу новый технопарк "Русклимат" в Киржачском районе, где уже начали свою работу 3 крупных предприятия: первая очередь производства литых алюминиевых радиаторов отопления и систем промышленной вентиляции и отопления ООО "Индастриал Платформ Групп Клима", завод по производству тепловой техники ООО "ИЗТТ" и завод по производству промышленного вентиляционного оборудования ООО "ВентИнжМаш".
В 2015 году продолжена реализация ряда крупных инвестиционных проектов:
- строительство завода газомоторной техники и логистического парка ООО "ГК ВОЛГАБАС" в Собинском районе;
- организация производства мебельной фурнитуры ООО "Металопласт" ("Комкор") в Судогодском районе;
- строительство завода по производству минерального порошка и известнякового удобрения, а также цеха по изготовлению искусственного мрамора ООО "Скрипинский карьер" в Меленковском районе;
- строительство технологического комплекса по производству стекловолокна и композиционных материалов компанией "БауТекс";
- организация производства линолеума и строительство логистического центра компанией "Ютекс" в Гусь-Хрустальном районе;
- строительство завода по производству оцинкованного листа ООО "Объединенная компания "РусТехнология" в г. Муроме;
- проект по запуску новых производственных линий по производству кондитерской продукции ООО "Мон'дэлис Русь" в г. Собинке;
- создание и развитие Центра высоких технологий группы компаний "Остек" в Судогодском районе;
- организация производства автомобильных компонентов Итальянской компании "Koenig Modulo RUS" в г. Владимире;
- строительство производственного комплекса готовых лекарственных средств ООО "ЛЭНС-Фарм" в Петушинском районе:
- строительство производственного комплекса по выпуску газовых котельных систем компании MKS-модульные котельные системы в Собинском районе.
С 2015 года реализуются следующие инвестиционные проекты:
- строительство крупного центра приемки, хранения и переработки рыбной морепродукции АО "Сухой порт Владимир" (г. Владимир);
- создание системы корпоративных центров обработки данных компании "Яндекс" (г. Владимир);
- строительство депо по обслуживанию скоростных поездов "Сапсан" и "Ласточка" компанией Siemens (Камешковский район);
- строительство тепличного комплекса ООО "Царский пир" (Петушинский район);
- строительство завода по производству древесно-стружечных плит компанией ЗАО "Муром" совместно с немецкой компанией Siempelkamp (г. Муром).
Достигнуты договоренности с крупными иностранными и российскими инвесторами о реализации на территории региона следующих проектов:
- строительство производственного комплекса ведущего химического концерна Nippon Paint CO., LTD (Япония-Китай);
- организация производства сборно-разборочных дорожных плит, изоляции для нефтепровода ООО "ТКС Холдинг";
- расширение действующего производства ЗАО "Ферреро Руссия";
- строительство логистического комплекса на территории индустриального парка "Александрова слобода" турецкой компанией "Anatolia Group";
- организация производства пластиковых хромированных аксессуаров для автомобилей компанией "Durden Plastik";
- строительство производственного комплекса по выпуску нагревательных элементов Итальянской компании "Zoppas Industries";
- строительство системы магистральных трубопроводов АО "Транснефть".
На принципах государственно-частного партнерства планируются к реализации проекты по строительству магистралей в обход городов Александров и Киржач общей протяженностью более 50 километров.
Базовым документом в инвестиционной сфере является Закон Владимирской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области". Закон предусматривает различные формы государственной поддержки как отечественным, так и иностранным инвесторам. Это, прежде всего, налоговые льготы в виде установления пониженной ставки налога на прибыль и освобождения от уплаты налога на имущество, созданного и приобретенного, а также реконструированного и введенного в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционного проекта. Такая государственная поддержка позволяет организациям развиваться, увеличивает их возможности дальнейшего обновления основных фондов за счет бюджетных средств, полученных в результате льготного налогообложения. Все меры государственной поддержки инвесторов будут сохранены в дальнейшем.
В 2014 году государственную поддержку при реализации одобренных инвестиционных проектов получили 33 организации области: ООО "БЕТА МЕБЕЛЬ", ООО "БЕКО", ООО "Винербергер Кирпич", ЗАО "Ферреро Руссия", ООО "ЮТЕКС РУ", ООО "РУДО-АКВА", ООО "Контейнекс-Монолит", ЗАО "МуромЭнергоМаш", ООО "Акрилан", ООО "МАРЧЕГАЛИЯ РУ", АО "РБ Групп", ООО "Нестле Россия", АО "РМ Нанотех", ООО "Элит Кроус", ООО "Авантекс", ЗАО "Муром", ОАО "РЖД", ООО "Владимирский ЛПК", ООО "Управляющая компания "Промышленный парк Струнино", ООО "Суздальская пивоваренная компания", ЗАО "Завод "Ковровский доломит молотый", ОАО "ОСВ СТЕКЛОВОЛОКНО", ООО Стекольный завод "Гелиос", ООО "ОСЗ", ООО "Мон'дэлис Русь", ОАО "НПО "Наука", ООО "Преображение", ЗАО "ЭНБИМА Групп", ЗАО "Де Хёс", ООО "ГК ВОЛГАБАС", ЗАО "Компания "СТЭС-Владимир", ООО "Индастриал Платформ Групп Клима", ООО "Предприятие нетканых материалов". Среди них можно выделить предприятия, которые имеют перспективы к импортозамещению в химической и нефтехимической промышленности, электрохимической и кабельной промышленности, машиностроении (ЗАО "МуромЭнергоМаш", ООО "Акрилан", АО "РБ Групп", ООО "ВЛАДПОЛИТЕКС", ОАО "РЖД", ЗАО "РМ Нанотех", ОАО НПО "Наука", ООО "Преображение", ООО "Предприятие нетканых материалов", ЗАО "Компания "СТЭС-Владимир", ООО "Индастриал Платформ Групп Клима", ООО "ГК ВОЛГАБАС").
Общая сумма государственной поддержки, предоставленной организациям области, составила за 2014 год 843 млн. рублей. При этом сумма государственной поддержки в форме льгот по налогу на прибыль составила 214 млн. рублей, по налогу на имущество организаций - 629 млн. рублей. Средства, высвободившиеся в результате предоставления налоговых льгот, направлялись организациями на пополнение оборотных средств и на развитие и совершенствование производства.
Реализация на территории области инвестиционных проектов оказывает положительное влияние на увеличение доходной части консолидированного бюджета и развитие налогового потенциала области в целом. В 2014 году организациями, реализующими одобренные инвестиционные проекты, было уплачено в бюджеты всех уровней налогов в сумме 4851 млн. рублей, что на 29% больше, чем в предыдущем году. При этом в федеральный бюджет было уплачено налогов в сумме 3190 млн. рублей, в консолидированный бюджет области сумма налоговых отчислений составила 1661 млн. рублей, в том числе в областной бюджет - 1461 млн. рублей. Сумма налоговых отчислений в консолидированный бюджет области увеличилась на 7% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего периода. Доля налоговых отчислений, уплаченных получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности, в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета области за 2014 год составляет 4%. Во внебюджетные фонды организации перечислили 1042 млн. рублей, что на 14% выше уровня предыдущего года.
Показатель бюджетной эффективности, определенный в соответствии с постановлением Губернатора области от 01 октября 2012 года N 1101 равен 1,97 при норме -1. Таким образом, в 2014 году достигнута бюджетная эффективность предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых льгот.
В 2014 году среднесписочная численность работников организаций, реализующих одобренные инвестиционные проекты, составила 7724 человек, создано 514 новых высокопроизводительных рабочих мест. Средняя заработная плата работников, занятых в рамках реализации инвестиционных проектов, составила 27,4 тыс. рублей, что на 15% выше среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по области за 2014 год.
Организации, реализующие одобренные инвестиционные проекты, большое внимание уделяют вопросам социальной политики. Социальная политика, проводимая на предприятиях, направлена на реализацию принципов социального партнерства между работодателями и работниками. Одним из важных направлений указанной политики является повышение квалификации работников. Организациями заключены договоры с образовательными учреждениями на проведение квалификационного обучения сотрудников, привлекаются на практику студенты с возможностью дальнейшего трудоустройства на предприятии.
Организации, реализующие одобренные инвестиционные проекты, проводят для сотрудников обучающие тренинги, обучение иностранным языкам, семинары и конференции по различным тематикам, связанным с производственной деятельностью.
Признавая важность проведения профилактических мероприятий, направленных на охрану труда, организации способствуют развитию спорта, организации досуга и пропаганде здорового образа жизни.
В рамках обеспечения медицинского обслуживания проводятся профилактические медицинские осмотры, на предприятиях организовано санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников. Работники ряда организаций обеспечиваются горячим питанием, на предприятиях в этих целях организованы цеха и столовые общественного питания.
В комплексе мероприятий по обеспечению безопасности труда и профилактике заболеваний важную роль играют средства индивидуальной защиты, которые предотвращают или снижают воздействие опасных и вредных производственных факторов на человека. На предприятиях работники обеспечены сертифицированными средствами защиты, спецодеждой и специальной обувью. Важную роль играет также культура производства, своевременное проведение уборки производственных и санитарно-бытовых помещений. Организации обеспечивают работникам условия для занятий физической культурой и спортом.
Таким образом, комплекс мер, принятых инвесторами, свидетельствует о достижении социальной эффективности предоставления государственной поддержки в форме налоговых льгот.
При оказании государственной поддержки малому и среднему бизнесу в области задействованы ресурсы, которые ранее не были использованы.
В первую очередь это относится к предприятиям, занятым в сфере науки, инноваций и высоких технологий, что является одним из основных направлений антикризисного плана Правительства Российской Федерации и администрации Владимирской области, которые в настоящее время реализуются на территории Владимирской области.
Для развития предпринимательства во Владимирской области принят закон о предоставлении двухлетних "налоговых каникул" для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, научной и социальной сферах.
Результатом реализации в области закона о "налоговых каникулах" в дальнейшем станет рост налогооблагаемой базы и увеличение налоговых поступлений.
Государственная поддержка оказывается и другим представителям малого и среднего бизнеса.
Законом области для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, снижены налоговые ставки по отдельным видам экономической деятельности: по сельскому хозяйству -с 15% до 5%; организациям обрабатывающего производства - с 15% до 10%; учреждениям здравоохранения и предоставления социальных услуг -с 15% до 8%.
С 01 января 2013 года законом области введена льготная патентная система налогообложения для предпринимателей малого и среднего предпринимательства.
С целью легализации самозанятости населения и сокращения теневого сегмента индивидуального предпринимательства принят закон области о патентной системе налогообложения, который дает возможность территориально дифференцировать уровень налогообложения с учетом особенностей ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях области.
Кроме того, реальную адресную поддержку из областного бюджета получили 423 субъекта малого бизнеса. Объем бюджетного финансирования в год составляет 316 млн. рублей.
Налоговое стимулирование субъектов среднего и малого предпринимательства способствует более активному развитию малого и среднего бизнеса в области.
В 2014 году в области функционировало 2675 малых предприятий (без микропредприятий). Среднесписочная численность работников составила 76,3 тыс. человек.
Оборот малых предприятий составил 92938,6 млн. рублей (17,2% в общем обороте организаций), в том числе по виду деятельности "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий" - 40869,5 млн. рублей, "обрабатывающие производства" - 19327,9 млн. рублей, "строительство" - 9540 млн. рублей, "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - 8397,6 млн. рублей, "сельское хозяйство" - 3557,8 млн. рублей, "гостиницы и рестораны" - 3127,3 млн. рублей, "транспорт и связь" - 3110,6 млн. рублей.
За 2014 год представителями малого и среднего бизнеса уплачено в бюджет области налогов в сумме 3247,2 млн. рублей, что на 192 млн. рублей больше поступлений предыдущего года.
Таким образом, одним из приоритетных направлений налоговой политики является обеспечение комфортных условий для ведения бизнеса на территории области. Это особенно важно, так как инвесторы, особенно иностранные, никогда не разделяют экономическую и социальную привлекательность. В первую очередь они принимают во внимание стабильность региона, понятные условия для работы, существующие льготы и преференции, а также обеспеченность всеми видами ресурсов.
Для выполнения этой задачи необходимо проведение ряда мероприятий:
- предоставление налоговых преференций в целях поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов;
- предоставление гарантий;
- субсидирование процентных ставок по банковским кредитам;
- государственная поддержка лизинговой деятельности с целью освоения высокотехнологических производств.
Важно, что данные мероприятия должны организовываться на всех уровнях государственного управления, начиная с федерального, на уровне субъектов федераций и непосредственно в муниципальных образованиях.
3.3. Сохранение налоговых преференций и льгот, проведение оценки их эффективности
В 2016 - 2018 годах будет продолжена работа по оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам в целях децентрализации полномочий между уровнями власти в пользу субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
По этому направлению ряд мер уже принято.
В частности, вовлечено в налогообложение имущество железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и других сооружений, которые ранее не облагались налогом на имущество организаций.
Разработан механизм противодействия уклонению организациями от уплаты налога на движимое имущество, принятое к учету до 01 января 2013 года, при передаче (продаже) такого имущества с баланса одной организации на баланс другой организации, в том числе в результате реорганизации. Предусматривается исключение из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций не всего движимого имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств с 01 января 2013 года, а только имущества, включенного в первую или вторую амортизационную группу (то есть движимого имущества, срок полезного использования которого не превышает 3 лет).
Остальное движимое имущество, принятое с 01 января 2013 года на учет в качестве основных средств, освобождается от налогообложения при условии, что оно принято на учет не в результате реорганизации (ликвидации) организации или передачи (приобретения) имущества между взаимозависимыми лицами.
На региональном уровне налоговые льготы должны способствовать достижению целей и задач социально-экономического развития области. Регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот будет являться одним из важнейших элементов налоговой политики области.
На 2016 год и последующие годы налоговые льготы, установленные законами области, сохранятся.
Среди основных налоговых льгот, предоставленных областным законодательством, выделяются следующие:
- снижение ставки по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов (железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи) с 2,2% до 1,3% в 2016 году, до 1,6% - в 2017 году, до 1,9% - в 2018 году;
- снижение ставки налога на прибыль с 18% до 13,5% организациям, осуществляющим на территории Владимирской области инвестиционную деятельность, и освобождение их от уплаты налога на имущество, созданного и приобретенного, а также реконструированного и введенного в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционного проекта;
- предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Владимирской области пониженной ставки (13,5%) налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет области;
- установление льготной ставки налога на имущество организаций -в отношении отделений почтовой связи, находящихся в сельской местности, в размере 1,1%;
- освобождение от обложения налогом на имущество организации -в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;
- предоставление льготы по уплате транспортного налога сельскохозяйственным товаропроизводителям (в отношении грузовых автомобилей, автобусов).
Общая сумма налоговых расходов за счет предоставленных вычетов, преференций и льгот на федеральном и областном уровне составит оценочно в 2016 году 4917 млн. рублей, в 2017 году -5163 млн. рублей, в 2018 году -5421 млн. рублей (таблица 3).
Таблица 3
Налоговые расходы бюджета области за 2016 - 2018 годы
млн. рублей
Показатели |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Налоговые преференции, льготы и вычеты, всего |
4683 |
4917 |
5163 |
5421 |
в том числе: |
|
|
|
|
- установленные федеральным законодательством |
3570 |
3749 |
3936 |
4133 |
- установленные областным законодательством |
1113 |
1168 |
1227 |
1288 |
Исходя из необходимости дальнейшего повышения эффективности налогового стимулирования предусматривается продолжить обязательное ежегодное проведение оценки налоговых льгот, установленных региональным и местным законодательством, и принятие решений по их отмене в случае низкой бюджетной и (или) социальной эффективности.
Приоритеты в предоставлении налоговых льгот должны быть отданы тем категориям налогоплательщиков, которые получают реальный экономический эффект за счет соответствующего снижения себестоимости на суммы эффекта.
Кроме того, налоговые льготы должны предоставляться на ограниченный срок. Соответствующие изменения будут внесены в областные законы.
По итогам 2014 года все налоговые льготы, предоставленные законами области, признаны эффективными.
Суммы поступлений в бюджет области налогов от инвесторов (1661 млн. рублей) значительно превышают объем государственной поддержки (843 млн. рублей).
В результате снижения ставки налога на прибыль учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Владимирской области сумма высвободившихся из под налогообложения средств составила в 2014 году 665,8 тыс. рублей, которая направлена на развитие материально-технической базы учреждений, приобретено 18 единиц оборудования. Улучшены условия содержания осужденных, выполнен ремонт жилых помещений, а также водопроводных и теплосетей.
По уплате налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, средний коэффициент бюджетной эффективности по расчетам составил 1,03 при норме - 1. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области льготой по уплате налога на имущество в отношении автомобильных дорог общего пользования воспользовались в 2014 году 14 организаций на сумму 163 млн. рублей.
Коэффициент бюджетной эффективности от предоставления льгот по уплате транспортного налога сельскохозяйственным товаропроизводителям в отношении грузовых автомобилей и автобусов составил 1,86 при норме - 1. В 2014 году получили льготу 104 налогоплательщика на сумму 7,6 млн. рублей.
В связи с расформированием автоколонн войскового типа льгота по транспортному налогу автотранспортных предприятий в отношении автоколонн в текущем году будет отменена.
Предложено отменить льготу по транспортному налогу, предоставленную для владельцев подержанных (свыше 13 лет) автомобилей.
Органам местного самоуправления рекомендуем ежегодно проводить оценку бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот, предоставленных организациям, по местным налогам в соответствии с "дорожной картой" "Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам".
3.4. Совершенствование методов налогового администрирования
В последние годы вопросам совершенствования методов налогового администрирования уделяется много внимания на федеральном, региональном и местном уровнях.
Среди важных изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, в области налогового администрирования можно выделить следующие:
- обязательность досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
- право налогового органа при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате или заявлена сумма убытка, потребовать у налогоплательщика представления соответствующих пояснений;
- невозможность открытия налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам приостановлены операции;
- право организации, которая соответствует установленным критериям, обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга;
- возможность осуществления документооборота с налоговыми органами через личный кабинет.
На федеральном уровне разработана "дорожная карта" "Совершенствование налогового администрирования". В настоящее время разработаны и должны быть приняты законопроекты, предусматривающие:
- расширение электронного документооборота между участниками налоговых правоотношений, сокращение времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля (снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме, совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления проверяемых лиц со всеми материалами налогового контроля, включая материалы по результатам дополнительных мероприятий);
- исключение из доходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС;
- исключение существующего ограничения на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительства;
- снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном сохранении добровольности института налогового консультирования.
В целях совершенствования налогового администрирования налога на доходы физических лиц и повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований налогового законодательства принят Федеральный закон от 02 мая 2015 N 113-ФЗ, которым с 01 января 2016 года:
- устанавливаются обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц;
- устанавливается ответственность налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм налога, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;
- предоставляются права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления им расчета исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
Налоговая политика трехлетнего периода, так же как и предыдущих лет, будет направлена на проведение целенаправленной и эффективной работы с федеральными, областными и местными администраторами доходов бюджета области с целью пополнения доходами бюджет области, выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости налогов, сокращения недоимки, усиления налоговой дисциплины путем:
- установления главным администраторам (администраторам) доходов бюджета области годового задания по мобилизации администрируемых ими налоговых и неналоговых доходов бюджета области;
- проведения ежеквартально совещания с главными администраторами доходов областного бюджета, на которых будут рассматриваться вопросы полноты мобилизации платежей в бюджет;
- проведения индивидуальной работы на заседаниях межведомственных комиссий (координационных советов) в Управлении Федеральной налоговой службы по Владимирской области или в органах местного самоуправления с организациями, имеющими задолженность по платежам в бюджет области, и средняя заработная плата которых ниже среднеотраслевого уровня;
- установления телефонов горячей линии для сообщения жителями области о недобросовестных работодателях;
- проведения работы межведомственной рабочей группы по координации мероприятий по повышению роли местных налогов в формировании бюджетов муниципальных образований, созданной постановлением Губернатора области от 31 декабря 2013 года N 1573.
3.5. Определение параметров налоговых и неналоговых доходов бюджета Владимирской области на 2016 - 2018 годы
3.5.1. Показатели прогноза социально-экономического развития Владимирской области, положенные в основу формирования налоговой политики на 2016 - 2018 годы
В основу формирования налоговой политики области на 2016 год и среднесрочную перспективу до 2018 года положен консервативный вариант основных показателей прогноза социально-экономического развития Владимирской области на 2016 - 2018 годы.
Социально-экономическое положение Владимирской области в течение 2014 года характеризовалось положительной динамикой роста промышленного производства, объема инвестиций, прибыли. Основные показатели, заложенные прогнозом социально-экономического развития Владимирской области на 2014 год, были достигнуты и будут сохранены в 2015 году и на 2016 - 2018 годы.
Прогнозируемые к выполнению основные показатели социально-экономического развития Владимирской области на 2016 - 2018 годы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные показатели социально-экономического развития Владимирской области на 2016 - 2018 годы
Показатели |
2015 год (оценка) |
2016 год (прогноз) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
376000 |
406100 |
437100 |
470900 |
% роста (снижения) валового регионального продукта к прошлому году в сопоставимых ценах |
102,8 |
102,2 |
102,3 |
102,5 |
Прибыль прибыльных организаций, млн. рублей |
52030,6 |
55347,6 |
63649,7 |
71924,2 |
% роста (снижения) прибыли прибыльных организаций к прошлому году |
102,3 |
106,4 |
115,0 |
113,0 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
124527,3 |
129748,4 |
137756,5 |
146448,7 |
% роста (снижения) фонда заработной платы к прошлому году |
103,4 |
104,2 |
106,2 |
106,3 |
Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей |
75585,5 |
79340,0 |
85390,0 |
91367,3 |
% роста (снижения) объема инвестиций в основной капитал к прошлому году |
100,0 |
105,0 |
107,6 |
107,0 |
Согласно прогнозным показателям социально-экономического развития Владимирской области объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2016 году составит 406100 млн. рублей или 102,8% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах, прибыли прибыльных организаций -55347,6 млн. рублей (106,4%), фонда заработной платы -129748,4 млн. рублей (104,2%).
Рост объема ВРП в сопоставимых ценах в 2017 году составит 102,3% к 2016 году, прибыли прибыльных организаций -115%, фонда заработной платы -106,2%.
В 2018 году объем ВРП достигнет до 470900 млн. рублей, прибыль прибыльных организаций увеличится на 13% к уровню 2017 года и составит 71924,2 млн. рублей, фонд заработной платы -на 6,3% (146448,7 млн. рублей).
Одним из основных показателей, применяемый для определения параметров доходной части бюджета, является индекс потребительских цен, который составит в 2016 году -107%, в 2017 году - 106%, в 2018 году -105%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году во Владимирской области составит 79340 млн. рублей или 105% к уровню 2015 года, в 2017 году -85390 млн. рублей (107,6%), в 2018 году -91367,3 млн. рублей (107%).
3.5.2. Основные параметры налоговых и неналоговых доходов консолидированного и областного бюджетов Владимирской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления налоговой политики Владимирской области определяют параметры налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2016 - 2018 годы (таблица 5).
Таблица 5
Прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2016 - 2018 годы
Показатели |
План на 2015 год |
Утвержденный законом области план на 2016 год |
Уточненный прогноз на 2016 год |
Отклонение уточненного прогноза от утвержденного законом плана |
Утвержденный законом области план на 2017 год |
Уточненный прогноз на 2017 год |
Отклонение уточненного прогноза от утвержденного законом плана |
2018 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета с учетом доходов дорожного фонда, млн. руб. |
31193,8 |
33719,0 |
33664,2 |
-54,8 |
37106,8 |
35867,8 |
-1370,1 |
38969,8 |
% роста (снижения) к соответствующему периоду прошлого года |
105,9 |
108,2 |
107,9 |
|
110,0 |
106,5 |
|
108,6 |
Доходы дорожного фонда, млн. руб. |
4070,7 |
4289,8 |
4976,9 |
687,1 |
4718,0 |
4596,7 |
-121,3 |
4840,8 |
% роста (снижения) к соответствующему периоду прошлого года |
138,1 |
105,4 |
122,3 |
|
110,0 |
92,4 |
|
105,3 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета без учета доходов дорожного фонда, млн. руб. |
27123,1 |
29429,2 |
28687,3 |
-741,9 |
32388,8 |
31271,1 |
-1117,7 |
34129 |
% роста (снижения) к соответствующему периоду прошлого года |
100,5 |
108,5 |
105,8 |
|
110,1 |
109,0 |
|
109,1 |
Законом Владимирской области от 29 декабря 2014 года N 153-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утверждены налоговые и неналоговые доходы в сумме на 2016 год -33719 млн. рублей, на 2017 год -37106,8 млн. рублей.
При уточнении утвержденных законом области налоговых и неналоговых доходов учтены изменения, внесенные в прогноз социально-экономического развития Владимирской области на 2016 - 2018 годы, который является основой для формирования доходов бюджета.
Изменение экономической ситуации во Владимирской области в текущем году нашло отражение в уточненном прогнозе социально - экономического развития области на 2015 год в части снижения темпов прироста фонда заработной платы с 9,9% до 4,3%. В связи с этим в 2015 году уменьшены первоначально прогнозируемые поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет области на 622 млн. рублей, в том числе в областной бюджет -на 435,3 млн. рублей.
Кроме того, Федеральным казначейством Российской Федерации, который является главным администратором доходов от поступления акцизов на нефтепродукты, снижен прогноз поступления данного налога в консолидированный бюджет области на 269,7 млн. рублей, в том числе в областной бюджет -242,7 млн. рублей.
В результате общий объем налоговых доходов консолидированного бюджета области на 2015 год уменьшился по отношению к плану на 891,7 млн. рублей (в том числе по областному бюджету -660,5 млн. рублей).
При определении параметров налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов учитывалась передача:
- налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов по нормативу 33%, городских округов по нормативу 5%, сельских поселений по нормативу 3%;
- доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты муниципальных образований по дифференцированным нормативам отчислений исходя из зачисления в местные бюджеты 10% налоговых доходов консолидированного бюджета Владимирской области от указанного налога;
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 15%.
Дополнительно будет передано доходов на муниципальный уровень в 2016 году в сумме 3188,4 млн. рублей, в 2017 году -3316,1 млн. рублей, в 2018 году -3524,7 млн. рублей.
Поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом доходов дорожного фонда в 2016 году составят 33664,2 млн. рублей (107,9% к 2015 году). Без учета доходов дорожного фонда поступления налоговых и неналоговых доходов составят в 2016 году 28687,3 млн. рублей или 105,8% к уровню 2015 года.
На 2017 год уточненный объем налоговых и неналоговых доходов составит 35867,8 млн. рублей (106,5% к 2016 году), на 2018 год -38969,8 млн. рублей (108,6% к 2017 году).
Исходя из прогнозируемого объема ВРП уровень региональной налоговой нагрузки снизится с 5,2% в 2014 году до 5% - в 2015 году, до 4,9% - в 2016 году и 4,8% - в 2017 и 2018 годах (рисунок 1).
Рисунок 1
Уровень налоговой нагрузки на экономику Владимирской области в 2013 - 2018 гг., %
При расчете уровня региональной налоговой нагрузки учитывались следующие налоговые доходы: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, акцизы, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых.
Параметры налоговых и неналоговых доходов могут быть изменены в случае уточнения показателей социально-экономического развития области и внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
3.5.3. Основные параметры доходов дорожного фонда Владимирской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Источниками формирования регионального дорожного фонда являются:
- доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в областной бюджет;
- транспортный налог с организаций;
- транспортный налог с физических лиц;
- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств;
- государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет, администрируемые департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области.
Прогноз налоговых и неналоговых доходов дорожного фонда Владимирской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов представлен в таблице 6.
Таблица 6
Прогноз налоговых и неналоговых доходов дорожного фонда Владимирской области на 2016 - 2018 годы
млн. рублей
Наименование вида дохода |
2015 год |
2016 год |
% роста (снижения) |
2017 год |
% роста (снижения) |
2018 год |
% роста (снижения) |
Итого налоговых и неналоговых доходов дорожного фонда |
4070,7 |
4976,9 |
122,3 |
4596,7 |
92,4 |
4840,8 |
105,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты |
2908,6 |
3742,6 |
128,7 |
3283,1 |
87,7 |
3447,2 |
105,0 |
Транспортный налог |
1157,9 |
1230,3 |
106,3 |
1306,9 |
106,2 |
1388,7 |
106,3 |
Прочие налоговые и неналоговые доходы, администрируемые департаментом транспорта и дорожного хозяйства |
4,2 |
4,0 |
95,2 |
6,7 |
167,5 |
4,9 |
73,1 |
Основным доходным источником дорожного фонда области являются доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, которые зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100% и распределяются с 2014 года в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 328 Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства распределяет акцизы на нефтепродукты в региональные бюджеты по нормативам, установленным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. На 2016 год норматив распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в бюджет Владимирской области составит 0,9609% против 1,0329% в 2015 году.
Вместе с тем в 2016 году увеличиваются ставки акцизов на нефтепродукты в среднем на 20-30%.
Доходы областного дорожного фонда в 2016 году составят 4976,9 млн. рублей или 122,3% к уровню 2015 года.
На 2017 год норматив отчисления акцизов снижен до 0,9602%, а также на 23% - ставки акцизов. Объем доходов дорожного фонда составит в 2017 году 4596,7 млн. рублей, в 2018 году -4840,8 млн. рублей.
С 01 января 2014 года созданы муниципальные дорожные фонды. Источником доходов этих фондов являются доходы от акцизов на нефтепродукты по нормативу 10% от доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет области, и распределяются в бюджеты муниципальных образований в виде дифференцированного норматива исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований.
Объем доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в муниципальные дорожные фонды, составит в 2016 году 415,8 млн. рублей, в 2017 году -364,8 млн. рублей, в 2018 году -383 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.