Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу
Губернатора Владимирской области
от 10 ноября 2015 г. N 55
Концепция
демографической политики во Владимирской области до 2025 года
Введение
Концепция демографической политики во Владимирской области до 2025 года (далее - Концепция) разработана на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Основной целью Концепции является разработка мер по стабилизации численности населения области и формированию предпосылок к последующему демографическому росту.
Концепция включает анализ общих показателей и особенностей современной демографической ситуации во Владимирской области, цели и задачи демографической политики, определяемые администрацией области, а также возможные пути их достижения.
Концепция является базой для разработки и принятия органами исполнительной власти области и местного самоуправления регулирующих мер, направленных на создание условий для увеличения продолжительности жизни, повышения рождаемости, поддержки семьи, сохранения здоровья, регулирования миграции и иных аспектов демографического развития.
Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
1. Современная демографическая ситуация во Владимирской области
Состояние демографической ситуации во Владимирской области в целом отражает сложившиеся тенденции демографического развития в Российской Федерации.
Департаментом здравоохранения достигнуто соглашение с органами ЗАГС о проведении регистрации новорожденных в родовспомогательных учреждениях Владимирской области и получении свидетельства о рождении ребенка при выписке из родильного дома, в том числе иногородним жителям.
За 6 месяцев 2015 года во Владимирской области родилось на 159 детей больше, чем за аналогичный период 2014 года (7511 детей в 2014 г., 7670 детей в 2015 г.). Одним из резервов по повышению рождаемости является лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения (далее -ЭКО). В 2015 году увеличено плановое количество объемов на ЭКО до 450 за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (2014 г. -300, 2013 г. -100).
В результате проводимых в области мероприятий достигнуто:
- снижение уровня младенческой смертности, который составил 6,5 чел. на 1000 родившихся живыми, а в 2014 г. - 7 чел. на 1000 родившихся живыми.
- снижение по сравнению с предыдущими годами показателя общей смертности населения, уровень которого составил по итогам 2014 г. - 16,5 на 100 тыс. населения;
- снижение смертности от болезней системы кровообращения -813,8 чел. на 100 тыс. населения;
- снижение смертности от туберкулеза -5,9 чел. на 100 тыс. населения при плане 9,5 чел. на 100 тыс. населения.
Показатель смертности от новообразований по итогам 2014 года составил 268,9 на 100 тыс. населения, а по итогам работы за 6 месяцев 2015 года удалось снизить данный показатель до 219,2 на 100 тыс. населения при целевом значении 2015 года -215,5 на 100 тыс. населения.
В целях снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий открыты дополнительные травматологические центры, закуплено 32 автомобиля скорой медицинской помощи, 84 единицы оборудования, что позволило снизить смертность с 19,5 человек на 100 тыс. населения, до 13,7 человек на 100 тыс. населения.
В соответствии с действующим законодательством ежемесячная денежная выплата на ребенка до достижения им возраста трех лет назначается в размере величины прожиточного минимума, установленной в области на ребенка в 2015 году - 7479 руб. (2014 г. -7000 руб., 2013 г. -6757 руб.).
На 2015 год целевой показатель результативности определен 3,76%, ожидается 2272 третьих и последующих рождений.
На 2015 год предусмотрены средства в объеме 353 156,2 тыс. руб., из них:
областной бюджет -139 515,0 тыс. руб. (38,9%), федеральный -213 641,2 тыс. руб. (61,1%). Выплаты производятся своевременно, задолженности перед гражданами не имеется.
По состоянию на 01.07.2015 года:
- рождено третьих и последующих детей нарастающим итогом с 2013 года -5333 чел. (за январь -июнь 2015 г. -1189 чел.).
- получили выплату в текущем году 4294 чел. Объем выплат составил 187,2 млн. руб.
В рамках государственной программы Владимирской области "Содействие занятости населения Владимирской области на 2014 -2016 годы", утвержденной постановлением Губернатора области от 28.10.2013 N 1206, в 2015 году предусмотрено продолжение профессионального обучения (переобучения) 180 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В образовательных организациях области осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации различных категорий граждан, в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за маленьким ребенком.
В первом полугодии 2015 года трудоустроены на работу с удобным графиком почти 1,5 тысячи женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей.
Индивидуальными предпринимателями стали 12 женщин, на профессиональное обучение направлены 116 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. В 2015 году на эти цели выделено более 2 млн. рублей.
2. Основные направления демографической политики во Владимирской области
Среди основных направлений демографической политики во Владимирской области приоритетными являются повышение жизненного уровня, увеличение рождаемости и снижение смертности населения. Необходимо создать условия, при которых уровень рождаемости будет соответствовать уровню простого воспроизводства или превышать его.
Достижение целей демографической политики в области зависит от успешного решения задач и создания эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.
Усиление миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не является панацеей в решении проблем демографической динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения области, омоложению его возрастного состава.
2.1. Повышение жизненного уровня населения области, занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий
Цель - повышение жизненного уровня населения области, обеспечение занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий.
Задачи:
- создание условий для роста доходов населения и снижения бедности;
- обеспечение населения области доступным жильем;
- снижение численности незанятого населения в трудоспособном возрасте;
- формирование на областном и местном уровнях системы минимальных социальных стандартов и социальных гарантий;
- адресная социальная поддержка нуждающихся семей, исходя из их материального положения.
Первоочередные меры:
- реализация мероприятий по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение (строительство) жилья;
- обеспечение государственных гарантий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- развитие системы социального контракта при оказании адресной социальной помощи;
- предоставление безработным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей в возрасте до трех лет, и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию;
- предоставление родителям, имеющим несовершеннолетних детей, в том числе родителям, имеющим детей-инвалидов, государственных услуг в сфере занятости населения;
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечение в жилищную сферу внебюджетных источников, в том числе финансовых средств молодых семей;
- создание механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищного вопроса;
- укрепление семейных отношений в молодежной среде и обеспечение повышения авторитета многодетности.
2.2. Повышение рождаемости и укрепление семьи
Цель - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10 - 2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4 - 2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару репродуктивного возраста) и сокращение числа разводов до уровня 20 - 25 на 100 браков.
Задачи:
- переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3 - 4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи;
- создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;
- реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
- формирование гражданской, патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости;
- повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций;
- повышение доступности и качества медицинской помощи.
Первоочередные меры:
- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
- повышение доступности и качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивных технологий;
- проведение профилактических осмотров в целях раннего выявления нарушений состояния детей и подростков, обеспечение доступности и повышения качества медицинской помощи детям, совершенствование системы реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения, нежелательной беременности;
- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию ее размера с учетом инфляции;
- развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение роли учреждений культуры в воспитании уважения к семейным ценностям.
2.3. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни
Цель - стабилизация численности населения, создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75 лет к 2025 году.
Задачи:
- развитие ответственного отношения людей к здоровью, повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни семьи;
- дальнейшее снижение уровня младенческой смертности;
- снижение смертности трудоспособного населения;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом для различных групп населения.
Первоочередные меры:
- разработка и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, направленных на формирование моделей "здоровьесберегающего" поведения с учетом специфики различных половозрастных и профессиональных групп населения;
- диспансеризация населения;
- дальнейшее развитие системы профилактики и службы диагностики заболеваний системы кровообращения;
- развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований;
- совершенствование системы профилактики смертности населения от внешних причин (несчастных случаев, травм и отравлений), в первую очередь по обучению методам и приемам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях в трудовых коллективах, учебных заведениях, курсах водителей, работников органов внутренних дел;
- развитие различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению;
- профилактика курения, алкоголизма и наркомании (запрещение курения в общественных местах, рекламы табачных изделий, алкогольных напитков; регулирование торговли алкоголем и табаком);
- повышение роли учреждений культуры в пропаганде здорового образа жизни.
2.4. Оптимизация миграционных процессов
Цель - повышение миграционного прироста до величины, равной естественной убыли населения, при доминировании среди прибывающих желательных для области контингентов мигрантов.
Задачи:
- содействие активизации миграционных процессов, способствующих демографическому развитию области;
- обеспечение интересов демографического развития при разработке и реализации на территории области миграционных программ и мероприятий;
- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и демографической обстановки в районах области, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и особенностей мест расселения;
- создание условий для приема и размещения мигрантов в первую очередь в сельских районах с напряженной демографической ситуацией, стимулирование личного участия мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению; анализ и оптимизация внутриобластной миграции;
- улучшение социально-бытовых условий пребывания беженцев и вынужденных переселенцев на территории области;
- развитие межнациональных отношений, национальных культур, языков, средств массовой информации, поддержка межнациональных браков.
Первоочередные меры:
- создание необходимых условий для прибывающих мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;
- контроль за миграционными потоками на территории области, в том числе внутриобластными и межрегиональными;
- внедрение механизма общественного и экономического стимулирования процессов внутриобластной и межрегиональной миграции с целью привлечения населения к возрождению малообжитых территорий и аграрного сектора;
- оказание содействия в переподготовке и повышении квалификации мигрантов, обучении основам предпринимательства и самозанятости;
- разработка механизма обеспечения прибывающих в область семей с детьми жильем для временного и постоянного проживания, в том числе за счет средств мигрантов, средств бюджетов на строительство и приобретение готового жилья, жилищных субсидий.
- уменьшение оттока квалифицированных специалистов, увеличение объемов привлечения на постоянное место жительства во Владимирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, высококвалифицированных иностранных специалистов, обеспечение на этой основе миграционного прироста;
- проведение мероприятий по борьбе с незаконной миграцией и легализации нелегальной иностранной рабочей силы;
- интеграция мигрантов в социум, формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей.
3. Прогноз развития демографической ситуации во Владимирской области до 2025 года
В результате реализации Концепции ожидаются следующие результаты:
- прекращение убыли, стабилизация к 2025 году численности населения области на уровне не ниже 1,37 млн. человек, создание условий для ее дальнейшего роста;
- сокращение коэффициента естественной убыли населения до 10,5;
- повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,7 (в настоящее время - 1,643);
- снижение младенческой смертности до 6 на 1000 родившихся живыми;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смерти, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
- увеличение коэффициента миграционного прироста населения за счет снижения оттока населения в близлежащие агломерации и создания условий для привлечения постоянных иммигрантов путем повышения уровня и качества жизни населения.
4. Механизм реализации концепции
Реализация Концепции демографической политики предполагает:
- объединение и координацию действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций;
- разработку региональных и муниципальных планов мероприятий (программ) по реализации Концепции, включающих сроки и этапы исполнения;
- разработку и выполнение государственных программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения детей, женщин, семьи;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
- организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики;
- проведение мониторинга демографической ситуации и демографического поведения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.