Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации Владимирской области
от 24 марта 2016 г. N 240
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа разработана в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012; Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318; приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10.2008 N 248/482 "Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года", Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года, утвержденной Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10, постановлениями Губернатора области от 29.12.2008 N 951 "Об утверждении лесного плана Владимирской области" и от 24.02.2014 N 164 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области".
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового и ресурсного обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности на территории Владимирской области.
Реализация Государственной программы направлена на обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие области, обеспечение экологической безопасности и стабильное удовлетворение потребностей в ресурсах и услугах леса.
Леса - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности экономики, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Общая площадь земель лесного фонда на территории Владимирской области по состоянию на 01.01.2013 составляет 1463,7 тыс. га.
В лесном хозяйстве накопились системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия. Данный факт значительно снижает перспективы развития лесного комплекса в экономике региона, роль лесов в улучшении качества жизни граждан, сокращает возможности расширения конкурентных преимуществ Владимирской области на рынке продукции лесопромышленного комплекса.
Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта.
Наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, в том числе в результате последствий чрезвычайной лесопожарной ситуации 2010 года.
Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким уровнем нарушений населением требований пожарной безопасности в лесу. Леса Владимирской области являются высокогоримыми, средний класс природной пожарной опасности 2,6.
Существующая система охраны лесов показала низкую эффективность в критических условиях лесопожарной ситуации 2010 года, когда огнем было пройдено 30250 га площади лесов области.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесных противопожарных служб.
При сохранении сложившегося уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и пройденная ими площадь лесов на период до 2020 года останутся на прежнем уровне (в среднем ежегодно около 300 случаев и 3 тыс. га соответственно). Средняя площадь одного пожара составит 10 га.
Общая площадь лесов области, погибших от влияния вредных организмов, промышленных выбросов и неблагоприятных погодных факторов, в 2012 (базовом) году составила 3901,4 га.
Значительные объемы повреждения лесов связаны с массовым размножением короеда-типографа, а также пилильщика-ткача звездчатого.
Для локализации и ликвидации очагов вредных организмов требуется проведение авиационной химической обработки и санитарно-оздоровительных мероприятий.
Эффективность лесозащитных мероприятий зависит от своевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей и объективной оценки возможных последствий, которые способны привести к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.
В соответствии с действующими нормами лесного законодательства период времени от момента обнаружения очага вредных организмов до получения разрешительных документов на выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий составляет от 2 до 4 месяцев. Закупка работ осуществляется на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Требуется создание многофункциональной системы охраны и защиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, контролю за лесопатологической ситуацией в лесах, локализацией и ликвидацией очагов вредных организмов, реабилитацией лесных насаждений, ослабленных повреждающими факторами.
На сегодняшний день существует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативной технической базы, должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения.
Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного) и качества работ несут реальную угрозу продукционному потенциалу лесов будущего, восстановлению экологической обстановки, значительно ухудшают возможности повышения устойчивости и адаптации лесных насаждений к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата.
В целях воспроизводства лесов на горельниках и ветровалах 2010 года лесовосстановительные мероприятия в лесном фонде области проводятся в увеличенных объемах. Предусматривается комплекс мер, направленных на обеспечение сохранности и приживаемости лесных культур, - проведение агротехнических уходов и дополнений.
Ликвидация последствий чрезвычайной лесопожарной ситуации 2010 года в лесном фонде области в период реализации Государственной программы будет завершена при условии выделения дополнительного финансирования из федерального бюджета на указанные цели.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его кадрового потенциала. Сегодня кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда обусловлены слабым развитием социального партнерства, низким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов.
До настоящего времени не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами и лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины.
Использование лесов с применением сплошных рубок в лучших насаждениях хвойных пород может привести к сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. В настоящее время наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих действующих лесопромышленных предприятий.
В период реализации программы доля освоения расчетной лесосеки (2,1 млн. куб. метров) должна возрасти с 70,0 до 95,5 процента.
Факторы, сдерживающие развитие лесного комплекса:
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
недостаточная эффективность федерального государственного лесного надзора;
слабо развитая инфраструктура в лесах;
присутствие нелегального оборота древесины;
нарушение биологического разнообразия лесов.
Существует проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства составляет менее 6 процентов от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось сформировать законодательную базу и достичь необходимого межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными рубками.
Без обновления сведений по качественным и количественным характеристикам лесных насаждений становится невозможным эффективное использование лесных ресурсов. В настоящее время 40 процентов лесов области имеют давность лесоустройства более 10 лет.
При отсутствии материалов лесоустройства исключается возможность реализации нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечивающие условия неистощительного использования лесов области с учетом их экологического значения.
В сфере реализации программы до настоящего времени остаются нерешенными такие проблемы, как недостаточная актуализация информационных данных о потенциале лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристиках.
Имеется необходимость в повышении уровня развития системы государственного лесного надзора и системы государственного пожарного надзора в лесах.
В период реализации программы предполагается дальнейшее развитие системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях, совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами. Среди основных мероприятий по интенсификации и эффективному использованию лесов предусматривается развитие лесной инфраструктуры в зонах реализации приоритетных инвестиционных проектов. Предполагается дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также материально-технической базы лесного хозяйства на площадях, не переданных в аренду.
В целях повышения эффективности лесного хозяйства и качества исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, отмечена необходимость совершенствования и развития государственного лесного надзора.
Лесное хозяйство Владимирской области требует технической модернизации с использованием современных инновационных научно-технических достижений.
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, в том числе для целей, не связанных с заготовкой древесины: для рекреации, создания объектов нелесной инфраструктуры, заготовки недревесных лесных ресурсов. Благодаря внедрению рыночных механизмов в лесное хозяйство доля финансовых поступлений в бюджеты всех уровней от использования лесов должна увеличиться.
Существующие в лесном хозяйстве проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач. Для решения таких сложных многоуровневых проблем целесообразно применить программный метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 24 марта 2016 г. N 240 "О внесении изменений в постановление Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.