Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Муниципальная программа "Развитие образования в округе Муром" на 2018 - 2020 годы (далее - Программа) - система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций системы образования округа, достижение приоритетов и целей муниципальной политики в сфере образования. Программа сформирована во взаимосвязи с Государственной программой "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 59.
Программа является организационной основой функционирования и развития муниципальной системы образования.
1.1. Характеристика текущего состояния сферы образования округа
Целью муниципальной программы "Развитие образования в округе Муром" на 2018 - 2020 годы является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики. Для реализации целей развития экономики округа потребуется человеческий потенциал высокого качества, с мотивацией на достижение результатов, с высокой "личной капитализацией".
Качественные изменения системы образования должны произойти на всех уровнях образования.
Ключевая проблема, на решение которой направлена Программа, заключается в разрыве между необходимостью развития человеческого потенциала как фактора инновационного социально ориентированного развития округа, с одной стороны, и наличным состоянием системы образования, направленным на решение ведомственных задач, с другой стороны. В муниципальной системе образования 16 общеобразовательных школ, 34 дошкольных образовательных организации, 2 учреждения дополнительного образования.
Система дошкольного образования
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
Основные направления модернизации системы дошкольного образования:
- создание нормативной правовой базы по вопросам дошкольного образования;
- сохранение дошкольной образовательной сети, повышение качества предоставляемых услуг и развития вариативных форм получения дошкольного образования, в т.ч. не связанных с оказанием образовательных услуг;
- обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста, в т.ч. инвалидов.
Система дошкольного образования рассматривается как важнейший фактор улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, обеспечивающий прирост населения, укрепление и сохранение здоровья детей, преемственность ступеней образования.
Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, а место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.
В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Все законотворческие и организационно-управленческие действия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления направлены на решение поставленных задач, а именно - реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Обеспечение прав детей, а также семей, имеющих детей - важная составляющая государственной демографической политики.
Главная задача в сфере дошкольного образования - исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, а также реализация комплекса мер, направленных на повышение заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений. В целях реализации Указов Президента Российской Федерации в округе принято постановление администрации от 26.02.2013 N 663 "Об утверждении плана мероприятий ( "Дорожной карты") (с изменениями и дополнениями).
Созданная в округе сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу, обеспечивает дошкольным образованием 6840 человек. С целью обеспечения дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов в округе создаются необходимые условия. К услугам семей, имеющим детей данной категории, создана сеть дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида, функционируют группы компенсирующего вида разной направленности. В целом по округу 333 дошкольника с ограниченными возможностями здоровья получают необходимую помощь в группах компенсирующей и оздоровительной направленности.
В детском оздоровительном образовательном центре работают консультационные пункты по оказанию методической, консультативной и педагогической помощи родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья детей. Своевременно принятые меры по обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг позволили достичь позитивных изменений в решении социально-значимой проблемы.
К положительным изменениям относится значительное повышение уровня доступности дошкольного образования, в том числе:
- обеспечена 100 процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- наметилась устойчивая положительная динамика обеспеченности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет дошкольным образованием;
- обеспеченность детей - инвалидов ДОУ (включение детей-инвалидов в образовательный процесс) составляет 85%.
В округе осуществлены мероприятия по обеспечению введения федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В муниципальную программу включен показатель "Удельный вес численности дошкольников, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общей численности дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования". Фактическое выполнение показателя составило 100% (плановый показатель -100%).
Анализ кадровой обеспеченности ДОУ показал, что в образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, работает 1401 человек, из них педагогический персонал составляет 557 человек. Доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет составляет 24,4% (136 человек).
Вместе с тем, имеется дефицит педагогов и младшего обслуживающего персонала. Кроме того, педагогов пенсионного возраста 109 человек (19,6%).
Удельный вес численности педагогических и руководящих работников, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации, в общей численности педагогических и руководящих работников, составил 100%.
Вместе с тем, в системе дошкольного образования остаются проблемы, требующие комплексного решения:
- укрепление материально-технической базы;
- низкие темпы обновления состава педагогических кадров;
- формирование компетенций педагогов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Решение большинства вышеуказанных проблем возможно за счет выполнения основных мероприятий настоящей Программы.
Система общего образования
Развитие системы общего образования осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию муниципальной программы "Развитие образования в округе Муром", планом мероприятий (дорожной карты) до 2018 года, мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", через участие в региональных и федеральных программах.
Программа дает возможность продолжить программно-целевой подход в управлении системой образования округа, определить перспективу выхода на новое качество образования, обеспечить его вариативность и конкурентноспособность, а также безопасность и комфортность условий обучения.
В округе функционируют 16 общеобразовательных учреждений, из них 1 гимназия, 1 лицей, 13 средних школ, 1 основная школа и 2 учреждения дополнительного образования. На 01.09.2017 года в общеобразовательных учреждениях округа обучается 11 074 человек. За 3 последние года контингент учащихся увеличился на 787 человек ( 2016/2017 год - 10 901, 2015/2016 год- 10 656, 2014/2015 год - 10 287). Тенденция увеличения школьников в последующие годы будет сохраняться.
Главной задачей является получение качественного образования.
С 1 сентября 2017 года на федеральные государственные образовательные стандарты перешли 8 026 учащихся, что составило 72,5% от общего контингента (план - 70,0%, 7630 чел.). Реализация новых стандартов обеспечена современным уровнем материально-технического оснащения образовательного процесса. Ежегодное увеличение школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной материальной базы.
Внедрение новых информационных технологий в систему общего образования позволило реализовать модель дистанционного обучения, в том числе детей-инвалидов, обучающихся на дому, электронного управления учебно-воспитательным процессом, достигнуть высокого уровня оснащенности школ компьютерным и интерактивным оборудованием, обеспечить широкополостный доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям.
Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. Оценка качества образования осуществляется через государственную и итоговую аттестацию выпускников основной и средней школы в форме ЕГЭ и ОГЭ.
В 2017/2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях функционируют 405 классов возрастной нормы, что на уровне прошлого учебного года, 20 классов выравнивания, 4 класса для детей с недостатками физического развития. Семейное образование получают 14 учащихся (лицей N 1, школы N 2, 3, 8, 15,16). Значительную роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации и реабилитации подростков играют вечерние классы с заочной формой обучения, созданные при МБОУ СОШ N 3. В 2017/2018 учебном году в данных классах обучается 34 учащихся. Для детей школьного возраста, не имеющих возможности обучаться со сверстниками по состоянию здоровья, организовано надомное обучение. В 2017/2018 учебном году 93 учащихся начали обучение на дому, что составило 0,8% от общего контингента. 22 ребенка-инвалида обучаются дистанционно на базе МБОУ "Лицей N 1" в рамках основного общего образования.
В округе создана дифференцированная сеть общеобразовательных учреждений, классов, групп. В школах открыты 13 лицейских классов (МБОУ "Лицей N 1"-11, МБОУ СОШ N 16-2), 25 гимназических классов (МБОУ "Гимназия N 6", МБОУ СОШ N 8, МБОУ СОШ N 18). Профильным обучением охвачено 100% учащихся 10-11 классов. В округе представлены все направления профильной подготовки (естественно-математическое, социально-экономическое, гуманитарное, технологическое, оборонно-спортивное).
Важным направлением развития системы общего образования является комплексное обеспечение безопасности обучающихся. За ОУ закреплено 6 единиц техники. Все школьные автобусы оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, тахографами (устройство по режиму работы и отдыха водителя). Актуальным является вопрос приобретения новых автобусов, соответствующих требованиям ГОСТ. Планируется поэтапная замена автотранспорта, выработавшего свой ресурс. В 2015 году приобретен автобус для школы N 7, в 2017 году - для МБУДО ЦВР, в 2018 году планируется приобретение автобуса для Якиманско-Слободской школы.
В округе действует система поиска и отбора талантливых детей, сформированная через организацию олимпиад и конкурсов различной направленности. Препятствующими факторами дальнейшего совершенствования и развития системы выявления, поддержки и последовательного сопровождения одаренных детей являются:
- зависимость развития системы поддержки одаренных детей от уровня финансирования;
- слабое межведомственное взаимодействие и координация действий разных ведомств;
- недостаточный уровень развития творческой среды для раннего выявления одаренных детей в каждом учреждении, их психолого-педагогического сопровождения, а также педагогической компетентности и мотивации учителей в выявлении и поддержке одаренных детей.
В системе дополнительного образования детей
В округе выстроена система непрерывного образования и воспитания, где важная роль принадлежит дополнительному образованию. Функционируют 2 учреждения дополнительного образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы" и Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр". 3024 (27,7%) учащихся занимается в кружках и секциях МБУДО ЦВР, 711 (6,5%) в МКУДО ДООЦ. Всего в 2016/2017 учебном году в УДО занимается 3735 воспитанников из всех общеобразовательных учреждений округа, что составляло 34,2% от общего числа учащихся. Сохраняется приоритет бесплатности и равного доступа дополнительного образования для детей, из общей численности доля платных образовательных услуг составляет 1% (6 объединений). Сохранность контингента учащихся в системе дополнительного образования составила 91,5%. Показатель по охвату детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования составил 66% (плановый показатель 66%). Учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования детей осуществляют 47 педагогических работников. Требует решения вопрос повышения профессиональной компетентности специалистов.
Решая задачу равного доступа детей к дополнительному образованию, учреждения создают условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В МКУДО ДООЦ имеется пандус, сенсорная комната с необходимым оборудованием, в штате учреждения - психологи, дефектологи, логопеды, в МБУДО ЦВР - тактильная плитка, кнопка вызова.
Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проводимая в округе политика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволила 879 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечить их основное право жить и воспитываться в семье (91,7% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в отделе опеки и попечительства). 526 детей находятся в семьях усыновителей (59,8%), 230 детей воспитываются в семьях опекунов, 123 - в семьях приемных родителей. Процент устройства детей в замещающие семьи за последние 3 года вырос и составил в 2016 году 82,1% (2014 год - 81%). Результатами проведенной работы в 2016 году стали следующие показатели:
- увеличилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи составила 82,1% ( 2014 г. - 81,0%);
- уменьшилось количество отказов от новорожденных в родильных домах ( 2016 г. - 2 ребенка, 2015 г. - 3 ребенка, 2014 г. -7 детей);
- снизилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (2016 г.- 4,8%, 2015 г. - 5%; 2014 г.-5,2%);
- увеличилась доля детей, усыновленных российскими гражданами (2016 г.- 3,9%, 2015 г.- 3,8%, 2014 г.- 3,7%).
В 2016 году усыновлено 7 детей, из них 6 (85,7%) - российскими гражданами. Общее число детей, проживающих в семьях российских граждан, составило 40%, что на 2% больше, чем в 2015 году.
Вместе с тем, сохраняется ряд проблем, не позволяющих в полном объеме обеспечить реализацию права детей на воспитание в семье:
- остается высокой доля детей, лишившихся родительского попечения по "социальным причинам" (71%, причем 70% из них старше 7 лет);
- увеличилось количество детей, отобранных при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (2016 г.- 6 детей, 2015 г.-3 ребенка)
- имеются случаи отмены решений о передаче ребенка в семью. Первостепенное значение приобретает качество подготовки кандидатов в приемные родители. Ведется работа по отбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать замещающими родителями. В 2016 году 12 потенциальных замещающих родителя прошли подготовку.
Основными задачами по обеспечению защиты прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:
- обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка;
- обеспечение успешной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в обществе и на рынке труда, создание условий для их социальной мобильности;
- активизация информационно-просветительской работы с населением по проблемам жизнеустройства детей-сирот.
Развитие кадрового потенциала
Одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих качественное образование, является кадровый ресурс. В системе образования трудится 638 педагогов, из них 593 учителя и 45 прочих педагогических работников.
Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала отрасли в рамках проекта "Модернизация общего образования", приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" позволили стабилизировать ситуацию по обеспеченности образовательных учреждений квалифицированными кадрами, уровень обеспеченности составляет 100%. Высшее образование имеют 92,3%
(2015/2016 ученый год - 91,4%) педагогов от их общего количества, доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, составляет 81,2%. Доля учителей пенсионного возраста составляет 18%, доля молодых учителей в возрасте до 35 лет составляет 18,8%.
В округе создана система поддержки молодых специалистов. Ежегодно молодые специалисты получают единовременную выплату в размере 40,0 тыс. рублей, 3 молодых педагога имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений. Также молодым специалистам до прохождения аттестации, но не более, чем на два года, устанавливается повышающий коэффициент специфики. В целях увеличения процента закрепляемости молодых педагогов данные меры поддержки сохранятся и в перспективе.
Приоритетом модернизации образования в последние годы стало обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса. Показатель "Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей и руководителей" выполнен и составил в 2016 году 100%.
Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. Средняя заработная плата педагогических работников на 01.09.2017 года составила 25 126,07 рублей.
В целях удовлетворения образовательных запросов педагогов создано 74 творческих профессиональных объединения. В практику активно внедряются интерактивные формы работы: "Аукцион идей", "Педагогический салон", технологии "Судебное заседание", методический квест, "Методическая экскурсия", "Методический квартал", технология "Мировое кафе", "Зеркало педагогический преобразований", творческая мастерская, предметная декада.
В 2016/2017 учебном году эффективный опыт 46 педагогов обобщен на муниципальном уровне, 7 педагогов - на региональном.
Опыт работы педагогических коллективов Мурома изучали руководители и педагоги школ области на семинарах на базе школ N 2, N 20, N 4, N 12, ДОУ N 62.
Повысилась активность в популяризации эффективного опыта через участие в лаборатории инноваций ВИРО (школы N 2,N3,N7,N8,N18,N28). Высокую оценку получил опыт работы педагогических коллективов школ N 2, N 8 на Всероссийской выставке.
Развивается и совершенствуется система проведения профессиональных конкурсов. В 2016/2017 учебном году в конкурсе "Педагог года" принял участие 21 человек. В региональном конкурсе "За нравственный подвиг учителя" победителями стали педагог школы N 15 и коллектив учителей школы N 4.
В округе создаются условия для профессионального становления и роста молодых специалистов. Эффективно работает клуб "Союз горячих сердец", ежегодно молодые специалисты демонстрируют свой опыт в период Декады "Педагогический дебют". Впервые проведено совместное заседание клуба молодых специалистов с клубом творчески работающих педагогов "Пеликан". На развитие преемственности и наставничества направлен конкурс "Профессиональный дуэт", в котором приняло участие 18 педагогов.
Вместе с тем, качество кадрового потенциала отрасли образования остается невысоким, сохраняется тенденция старения педагогических кадров, доля учителей пенсионного возраста возросла в сравнении с прошлым годом на 1,5% и составляет 18,0%, недостаточный приток молодых специалистов и их закрепляемость в образовательных организациях.
Требуют улучшения социально-экономическое положение и жилищные условия педагогов. Решение данной задачи будет способствовать и притоку молодых специалистов в сферу образования.
Финансирование образования
Расходы на образование в структуре консолидированного бюджета округа ежегодно увеличиваются. 100% образовательных учреждений перешли на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" решаются вопросы повышения заработной платы педагогическим работникам.
На 01.09.2017 года значение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений отрасли "Образование" составило:
- в учреждениях общего образования - 25 126,07 руб.;
- в дошкольных образовательных учреждениях 22 643,31 руб.;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей 24 691,01 руб.
В целях дальнейшего решения проблем, препятствующих развитию образования, определены приоритеты развития отрасли на текущий год и ближайшую перспективу:
- обеспечение эффективного и рационального использования ресурсного обеспечения муниципальной системы образования для решения современных задач образования;
- создание условий перевода общеобразовательных учреждений на работу в одну смену;
- повышение качества образования через обновление содержания, технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования в условиях введения федеральных государственных стандартов нового поколения;
- осуществление комплексных подходов по поддержке одаренных детей в области интеллектуальной и творческой деятельности и их стимулированию;
- подготовка педагогических кадров основной школы к переходу на реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, организация качественного дистанционного обучения детей-инвалидов, создание безбарьерной среды;
- развитие государственно-общественного управления образованием;
- повышение уровня информатизации образовательного процесса;
- стимулирование инновационной деятельности, направленной на развитие образования.
Существующие проблемы в сфере образования округа требуют комплексного решения. Организационной основой решения большинства указанных проблем, реализации муниципальной политики в сфере образования должна стать Программа "Развитие образования в округе Муром".
Использование программно-целевого метода позволит максимально эффективно управлять выделенными бюджетными средствами в соответствии с выбранными приоритетами деятельности на определенный период и в итоге достичь указанных в программе цели и задач.
Настоящая Программа определяет стратегию и основные направления развития муниципальной системы образования на 2018 - 2020 годы и является логическим продолжением Программы "Развитие образования в округе Муром" на 2017 - 2019 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.