Постановление главы администрации Владимирской области
от 31 августа 1999 г. N 560
"Об основных направлениях развития лесопромышленного комплекса
Владимирской области"
Постановлением Губернатора Владимирской области от 8 мая 2002 г. N 250 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления главы администрации Владимирской области от 09.09.98 N 619 "О разработке региональной программы развития лесопромышленного комплекса", с целью удовлетворения совокупного спроса Владимирской области на лесопродукцию, более полной реализации корпоративных интересов предприятий лесопромышленного комплекса, повышения эффективности их работы, совершенствования организационной структуры управления постановляю:
1. Утвердить "Основные направления развития лесопромышленного комплекса Владимирской области" (прилагаются).
2. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов, руководителям лесопромышленных предприятий принять "Основные направления развития лесопромышленного комплекса Владимирской области" к исполнению, обратив особое внимание на вопросы:
- увеличения объемов производства на основе глубокой переработки древесины с максимальным вовлечением мелкотоварного, низкосортного и мягколиственного сырья;
- обновления выпускаемой продукции с учетом требований рынка;
- необходимости реконструкции, технического перевооружения и строительства новых цехов;
- комплексного решения проблем с увязкой их со смежными отраслями экономики;
- обеспечения социальной защищенности работников отрасли;
- заготовки и вывозки древесины в полном соответствии с требованиями неистощительного и постоянного лесопользования, охраны природной среды.
3. Рекомендовать руководителям предприятий лесопромышленного комплекса:
- организовать работу по технико-экономическим обоснованиям и бизнес-планам конкретных объектов для привлечения инвестиций в лесопромышленное производство области;
- до 20.11.99 внести согласованные с органами местного самоуправления предложения на 2000 год по совершенствованию областного законодательства, направленного на развитие предприятий лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Карпова Е.А.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации области |
Н.Виноградов |
Приложение
главы администрации области
от 31 августа 1999 г. N 560
Основные направления развития лесопромышленного комплекса
Владимирской области
Содержание:
1. Современное состояние лесопромышленного комплекса Владимирской
области и необходимость его реструктуризации
2. Основные исходные предпосылки и методические принципы
разработки программ
3. Производственно-экономические вопросы реструктуризации
предприятий
4. Социальные вопросы реструктуризации предприятий
5. Потребность в инвестициях на реструктуризацию
предприятий ЛПК
6. Мероприятия по охране природы
7. Совершенствование структуры управления лесопромышленным
комплексом Владимирской области
8. Меры государственной и региональной поддержки
предприятий ЛПК
9. Механизм реализации Основных направлений
Приложение N 2.
Приложение N 3.
Основные направления развития лесопромышленного комплекса Владимирской области (Далее - Основные направления) разработаны во исполнение постановления главы администрации Владимирской области от 09.09.98 N 619 "О разработке региональной программы развития лесопромышленного комплекса" и решения коллегии администрации Владимирской области от 28 декабря 1998 года N 4-к.
При подготовке Основных направлений использованы данные Департамента экономики лесного комплекса Министерства экономики РФ, областного комитета государственной статистики, управления лесами Владимирской области, управлений промышленности и природопользования администрации области, других заинтересованных организаций.
1. Современное состояние лесопромышленного комплекса
Владимирской области и необходимость его реструктуризации
Лесопромышленный комплекс во многом определяет общее состояние экономики области, вносит значительный вклад в формирование бюджетов всех уровней, в валютную выручку и поставки лесопродукции на региональный и внешние рынки. В общем объеме промышленного производства области продукция лесопромышленного комплекса составляет 3,9 процента. На предприятиях отрасли занято 8658 чел.
Леса во Владимирской области располагаются на территории 1612,2 тыс. га и имеют запас древесины 243,820 млн. куб. м, в составе которых 61,3 % хвойных пород.
Расчетная лесосека установлена в объеме 1588 тыс. куб. м, в т.ч. по хвойному хозяйству 710 тыс.куб.м. В 1998 году ее использование составило 55 % По рубкам промежуточного пользования заготавливается немногим более 335 тыс. куб. м. Ежегодный выход продукции из арендуемого лесосечного фонда составляет около 800 тыс.куб.м.
Уровень использования лесосырьевых ресурсов области низкий по сравнению с зарубежным опытом (табл.1).
Таблица 1. Сравнительные показатели состояния и использования
лесных ресурсов Владимирской области, Российской Федерации,
Вологодской области, Костромской области и зарубежных стран
Таблица 1.
Показатели | Единицы измерения |
Российская Федерация |
Владимирс- кая об- ласть |
Вологодс- кая об- ласть |
Костромс- кая об- ласть |
Финляндия | Литва |
Общий запас леса | млрд. м3 | 80,7 | 0,244 | 1,45 | 0,62 | 1,7 | 0,32 |
в т.ч. спелых и пе- рестойных насаждений |
млрд. м3 | 45,1 | 0,035 | 0,59 | 0,14 | н/д | н/д |
Лесопокрытая площадь | млн. га | 763,5 | 1,8 | 10,24 | 4,34 | 20,1 | 1,96 |
Объем вывозки древе- сины |
млн. м3 | 93,6 | 0,622 | 4,28 | 2,53 | 51 | 5,6 |
Съем древесины с 1 га лесо-покрытой площади |
м3 | 0,12 | 0,65 | 0,42 | 0,58 | 2,5 | 2,86 |
Доля ежегодной заго- товки древесины от общего запаса |
% | 0,12 | 2,55 | 0,30 | 0,41 | 3 | 1,75 |
Годичный прирост древесины |
млн. м3 | 822 | 3,34 | 15,56 | 11,28 | 71 | 8,67 |
Доля ежегодной заго- товки древесины от годичного прироста |
% | 11,4 | 18,6 | 27,5 | 22,4 | 72 | 64,6 |
Расчетная лесосека | млн. м3 | 505,2 | 1,5 | 14,5 | 8,3 | 7,3 | |
Уровень использова- ния расчетной лесо- секи |
% | 18,5 | 55 | 29,5 | 30,5 | 76,7 |
Лесопромышленный комплекс области, как и в целом по России, находится в состоянии глубокого кризиса. Из-за отсутствия оборотных средств практически не ведется модернизация и техническое перевооружение предприятий. Отдельные виды оборудования эксплуатируются по 25 и более лет, не только морально, но и физически устарели. Износ основных производственных фондов на 1.01.99 составил 44,6 %
Характерными признаками кризиса являются:
продолжающийся спад производства и, как следствие, низкие объемы выпуска большинства видов лесоматериалов;
все возрастающее количество несостоятельных в финансовом отношении предприятий, рост их неплатежеспособности и банкротства;
резкое снижение поставок лесоматериалов, особенно круглого леса, в другие регионы, а также в страны СНГ и дальнее зарубежье;
прекращение ввода новых производственных мощностей и многократное снижение технического обновления действующих предприятий из-за отсутствия собственных средств и внешних инвестиций;
Наиболее остро и болезненно кризисные явления проявляются в сфере производства (см. приложение N 1).
Снижение объемов вывозки древесины и производства продукции характеризуется следующими показателями:
Таблица 2.
N | Вид продукции (тыс.куб.м) | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г |
1 | Вывозка древесины | 987,4 | 1026,2 | 1010,2 | 869,0 | 687,1 |
в т.ч. деловой | 806,5 | 858,8 | 839,5 | 726,6 | 592,4 | |
2 | Пиломатериалы | 338,0 | 329,4 | 304,1 | 274,0 | 218,6 |
3 | Древестно-стружечные плиты | 65,8 | 58,9 | 60,2 | 59,0 | 52,8 |
4 | Клееная фанера | 40,4 | 49,9 | 52,0 | 50,5 | 44,9 |
5 | Картон | 14,6 | 14,4 | 9,9 | 7,2 | 5,1 |
При одинаковых темпах падения производства, вывозка древесины во Владимирской области за анализируемый период уменьшилась в 2,4 раза (по России в 4,5 раза); производство пиломатериалов сократилось в 2,5 раза (по России в 4,5 раза); древесностружечных плит в 1,2 раза (по России в 3,8 раза).
Не получили развития производства, перерабатывающие в достаточных объемах мелкотоварную и мягколиственную древесину.
Одним из показателей, характеризующих конкурентноспособность продукции и эффективность структуры лесопромышленного производства, является экспорт лесных товаров. Анализ фактических данных показывает, что объемы экспорта в области в сравнении с ее потенциальными возможностями невелики.
Таблица 3. Экспорт деловой древесины из Владимирской области
Года | Всего (тыс. куб. м.) | В т.ч. страны СНГ |
1994 1995 1996 1997 1998 |
74,7 132,6 153,5 98,7 125 |
43,1 5,1 4,3 3,8 4,1 |
Спад производства, снижение спроса на лесоматериалы, опережающий рост цен на энергоносители и железнодорожные перевозки обусловили резкое ухудшение финансового состояния лесопромышленной отрасли области.
В 1998г. получили прибыль 17 предприятий в сумме 33207 тыс. рублей. Сработали с убытком 27 предприятий на сумму 10814 тыс. рублей. Просроченная кредиторская задолженность составила на 01.01.99 г. 84.9 тыс. рублей у 29 предприятий.
Из-за отсутствия надлежащего количества лесовозных дорог и несоблюдения оптимального соотношения между протяженностью постоянных и сезонных дорог нерационально осваиваются прилегающие к ним лесосырьевые базы, что ведет к росту сезонности лесозаготовок и к увеличению эксплуатационных затрат на кубометр вывезенной древесины.
За годы реформ ухудшились все показатели технического уровня производств: механизация и машинизация, материалоемкость и энерговооруженность, уровень фондовооруженности и производительности труда (в сопоставимых ценах).
Особенно наглядно это видно на примере лесозаготовительной промышленности. Состав используемой в большинстве леспромхозов лесосечной, транспортной и нижнескладской техники, включающей бензомоторные пилы, трелевочные тракторы, сучкорезные и валочнопакетирующие машины, челюстные погрузчики, лесовозные автомобили остается на уровне начала восьмидесятых годов.
Особенность лесозаготовительной отрасли состоит в том, что в большинстве населенных пунктов леспромхозы являются градообразующими, т.е. на балансе предприятий сосредоточена вся социальная инфраструктура. Принятые Правительством РФ постановления о передаче объектов социальной сферы в собственность муниципальных органов власти применительно к лесозаготовительным предприятиям не решают в полной мере эту проблему.
Дестабилизирующим фактором является разрушение системы управления на уровне федеральных органов. Многочисленные реорганизации (корпорация "Российские лесопромышленники", Департамент лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпрома РФ, компания "Рослеспром", государственная лесопромышленная компания "Рослеспром", Госкомлеспром Российской Федерации и, наконец, Департамент экономики лесного комплекса в составе Минэкономики РФ) не могли не сказаться на ухудшении управления лесопромышленным комплексом на территориальном уровне.
Внутриотраслевая структура лесопромышленного производства области в значительной степени не отвечает конкретному спросу и требованиям рынка и экономическим условиям, в которых функционируют лесопромышленные предприятия.
Владимирской области необходима структура лесопромышленного комплекса, которая должна объединить усилия предприятий всех форм собственности и ведомственной принадлежности в процессе выхода из кризиса и последующем развитии.
Практическое осуществление мер по повышению эффективности лесопромышленного производства Владимирской области требует решения целого ряда организационных, экономических, технических, финансовых и социальных мер как на региональном уровне, так и на уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
К числу первоочередных мер следует отнести разработку и реализацию программ развития и реструктуризации конкретного лесопромышленного предприятия области с увязкой по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса производственно-технических, финансово-экономических, социальных и других мероприятий.
2. Основные исходные предпосылки и методические принципы
разработки программ
При выборе концептуальных направлений развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Владимирской области в первую очередь необходимо учитывать следующие факторы:
- наличие в области богатых лесных ресурсов, которые используются не полностью;
- обеспеченность лесопромышленных предприятий области собственными трудовыми ресурсами;
- наличие крупных лесопильно-деревообрабатывающих предприятий, в составе которых есть мощности по переработке качественной и крупномерной древесины, на пиломатериалы, изделия деревообработки, мебель, фанеру;
- наличие маломерной и низкосортной древесины, которая не находит спроса на внутреннем и тем более внешнем рынках и которую необходимо переработать на конкурентоспособную продукцию на месте, т.е. внутри области;
- спрос на продукцию внутри области и на внешних рынках;
- необходимость реконструкции, технического перевооружения и обновления продукции предприятий;
- необходимость реконструкции и строительства новых лесопильных цехов;
- производство конкурентоспособной продукции: пиломатериалов экспортного и целевого назначения, оконных и дверных блоков, паркета и другой продукции деревообработки;
- производство большеформатной водостойкой фанеры, пользующейся устойчивым спросом на внешних и внутренних рынках;
- размещение в зоне экономической доступности от лесопромышленных предприятий области крупных потенциальных потребителей мелкотоварной и мягколиственной древесины, а также технологической щепы (Балахнинский ЦБК);
- территориальную близость к основным рынкам сбыта продукции (Поволжье, Центральные и Южные районы России и др.);
- необходимость обязательного увеличения объемов вывозки древесины, которое возможно лишь при освоении конкурентноспособной продукции;
- приоритетное расширение глубокой механической переработки древесины с максимальным вовлечением мелкотоварной, низкокачественной и мягколиственной древесины;
- принятие комплексных мер, в т.ч. разработка производственно-технических, экономических, социальных, экологических мероприятий в увязке их со смежными отраслями экономики области: промышленным и жилищным строительством, автомобильным и железнодорожным транспортом, топливно-энергетическим комплексом, жилищнокоммунальным хозяйством, сельским хозяйством, лесным хозяйством;
- заготовку и вывозку древесины в полном соответствии с требованиями неистощительного и постоянного лесопользования, охраны окружающей природной среды;
- переход на сортиментную технологию лесозаготовок в связи с необходимостью освоения разрозненных лесосек с небольшими запасами леса, а также с целью снижения трудозатрат и фондоемкости на нижних складах.
Объективными факторами перехода на сортиментную технологию лесозаготовок являются также:
- наличие крупных деревообрабатывающих предприятий, ориентированных на прием готовых сортиментов непосредственно от заготовителя прямо на свою промышленную площадку;
- наличие надлежащих автомобильных дорог;
- возможность сокращения дорогостоящих нижних складов, что позволяет уменьшить налоговые отчисления, в частности, налог на имущество;
- наличие отечественной техники для сортиментной технологии;
- резкое сокращение транспортных и погрузочно-перевалочных процессов;
- снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- возможность вовлечения в лесопользование дополнительных лесных площадей, в которых в соответствии с Лесным кодексом РФ разрешены только постепенные и выборочные рубки леса, где хлыстовая технология невозможна.
На основе анализа производственно-хозяйственной деятельности лесозаготовительных предприятий, состава основных потребителей древесины и условий поставки, состояния автомобильных дорог и других технико-экономических факторов предлагается перевести на сортиментную технологию в первую очередь лесопромышленные предприятия, удаленные от крупных населенных пунктов и железнодорожных станций.
Одним из основополагающих положений разрабатываемых программ развития и реструктуризации предприятий лесопромышленного комплекса Владимирской области должна быть их социальная направленность:
- решение задач по социальной защите жителей лесных поселков,
- создание новых рабочих мест,
- обеспечение жильем, электроэнергией, теплом и т.д.
Финансирование всех программных мероприятий, в основном, должно осуществляться за счет собственных средств предприятий, кредитов коммерческих отечественных и зарубежных структур. На реализацию крупных проектов возможно привлечение возвратных бюджетных ссуд на конкурсной основе.
Основными целями реструктуризации в лесопромышленном комплексе Владимирской области являются:
- формирование конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих самофинансирование на длительный период их функционирования;
- обеспечение социальной защищенности работников отрасли и высвобождаемых трудящихся;
- социально-экономическое и экологическое оздоровление в районах расположения предприятий.
В число важнейших задач, которые необходимо решить, входит определение круга предприятий:
- подлежащих реконструкции и техническому перевооружению;
- подлежащих перепрофилированию (реорганизации);
- подлежащих закрытию.
Указанные группировки определяются на основе комплексного анализа технического потенциала предприятий, возможности участия их в формировании рынков лесной продукции с точки зрения транспортной доступности и финансово-экономической стабильности, перспектив развития с учетом надежности лесосырьевой базы и других факторов.
По предприятиям, подлежащих закрытию, решения обосновываются в части:
- наличия объективных ограничений работы предприятия в перспективе;
- отсутствия перспектив рентабельной работы предприятия;
- невозможности восстановления платежеспособности.
При этом разрабатывается комплекс мер по сохранению поселков и социальной защите высвобождаемых работников, членов их семей, специалистов сопутствующих сфер (образования, здравоохранения) и других жизнеобеспечивающих структур.
3. Производственно-экономические вопросы реструктуризации
предприятий
Реструктуризация ЛПК должна предусматривать следующие вопросы:
- оценка современной экономической ситуации в лесопромышленном комплексе области в сравнении с показателями в целом по отрасли;
- обоснование спроса на лесоматериалы внутри области, в других регионах России и странах СНГ;
- анализ тенденций развития производства, потребления и торговли лесоматериалами в зарубежных странах;
- проведение балансовых расчетов производства и потребления лесоматериалов по области на текущий и перспективный периоды;
- обоснование объемов производства основных видов лесобумажной продукции в целом по лесопромышленному комплексу области по годам расчетного периода, а также по лесопромышленным предприятиям;
- оценка ресурсного обеспечения;
- обоснование программных мероприятий в производственной, технической, социальной и экологической сферах;
- источники финансирования;
- предложения по дальнейшему совершенствованию системы управления и регулирования деятельности лесопромышленных предприятий области;
- оценка эффективности реализации основных мероприятий;
- меры федеральной и областной поддержки.
В первоочередном порядке в проведение реструктуризации должны включатся предприятия лесопромышленного комплекса, обеспечивающие основную долю спроса регионального и внешних рынков на лесопродукцию и определяющие основные параметры функционирования отрасли.
Перечень предприятий должен согласовываться с администрацией Владимирской области. Вместе с тем, все показатели, связанные с объемами производства и потребления основных видов лесопродукции разрабатываются по полному кругу.
Каждое предприятие, подлежащее реструктуризации, рассматривается индивидуально.
4. Социальные вопросы реструктуризации предприятий
В перечень социальных вопросов по реструктуризации ЛПК входят:
- переподготовка руководящего состава, специалистов, рабочих в связи с реструктуризацией производства;
- переподготовка работников предприятий, высвобождающихся с выводимых рабочих мест, для дальнейшего их трудоустройства на предприятии или в других отраслях;
- трудоустройство работников предприятий, предусматривающее создание новых рабочих мест, в том числе:
организация малых предприятий по заготовке и переработке древесины для удовлетворения местных нужд;
развитие индивидуальной трудовой деятельности; развитие подсобных промыслов, связанных с рациональным использованием побочных продуктов леса;
создание крестьянских и фермерских хозяйств различного профиля и т.д.;
- передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение местных органов исполнительной власти по согласованному с ними графику.
5. Потребность в инвестициях на реструктуризацию предприятий ЛПК
Учитывая низкий технический уровень лесозаготовительного производства и крайне высокую степень износа основных лесосечных и лесотранспортных машин и оборудования, практически все леспромхозы Владимирской области требуют технического перевооружения. На основе анализа эффективности реально существующей и намечаемой к производству новой лесозаготовительной техники рекомендуемый перечень машин, оборудования и инструментов для валки деревьев, обрубки сучьев, разделки хлыстов на сортименты на лесосеке, трелевки, погрузки древесины на подвижной состав лесовозных дорог, вывозки древесины, раскряжевки хлыстов, погрузки в ж/д вагоны должны учитываться при составлении комплексных программ развития конкретных предприятий ЛПК и их бизнес-планов.
Таблица 4. Потребные инвестиции на реструктуризацию
ряда предприятий ЛПК
Наименование | Всего | в т.ч. по периодам | |
1999-2000 гг. |
2001-2005 гг. |
||
Лесозаготовительная промыш- ленность ОАО "Гусевской леспромхоз" ОАО "Петушкиинтерлес" |
2590 тыс руб. 1700 тыс.руб. |
1999-2002 гг. 1999-2002 гг. |
|
Деревообрабатывающая промышленность ОАО "Вязниковский леспром- хоз" ОАО "Гусевской леспромхоз" Киржачская мебельная фабри- ка ОАО "Киржачскй леспромхоз" ОАО "Андреевский леспром- хоз" |
2001 тыс. руб. 800 тыс. руб 1 327 000 дол. США 6 200 000 дол. США 500 000 дол. США |
1999-2002 гг. 1999-2002 гг. 1999-2000 гг. 1999-2002 гг. 1999-2002 гг. |
|
Всего | 167 631 000руб. |
Сумма капитальных вложений получена в результате расчетов, выполненных по каждому предприятию, представившему документацию по комплексу предусмотренных мероприятий в производственной, социальной, экологической и других сферах.
Расчеты показывают, что выход лесопромышленных предприятий из кризисного состояния на прибыльную работу вынуждает концентрировать собственные средства на реструктуризацию и развитие производства. Эти средства будут формироваться за счет двух источников: прибыли и амортизационных отчислений.
В целом по лесопромьшленному комплексу области собственные средства могут составить за период 1999-2005 гг. до 66% от общей потребности. По отдельным предприятиям этот показатель значительно колеблется. Некоторые предприятия смогут осуществить реструктуризацию полностью за счет собственных средств. Чтобы возвратить кредитный капитал, большинству предприятий необходимо определенное время после вложения инвестиций, которое оценивается в 3-5 лет.
Таблица 5. Перечень основных инвестиционных проектов
Наименование |
Единицы измере- ния |
Объем вне- дре- ния в год |
Срок выполнения |
Ориентировоч- ные инвести- ции |
1. По Вязниковскому лес- промхозу: 1.1. Приобретение двухпиль- ного станка типа "КАРА" и установка его в Сарыевс- ком лесопункте 1.2. Замена лесопильных рам Р-63 на ленточнопильные станки модели Вологодского станкостроительного з-да с шириной пилы до 125 мм 1.3. Приобретение, установ- ка и внедрение 3-ех суши- льных камер, работающих на отходах пр-ва с годовым объемом 600 куб.м каждая. |
тыс.м3 тыс.м3 м3 |
3.0 3,5 600 |
1999-2000 гг. 1999-2002 гг. 1999-2002 гг. |
231 тыс.руб. 1320 тыс.руб 450 тыс.руб |
2. Развитие Киржачской ме- бельной фабрики и Киржачс- кого леспромхоза на основе создания производства щи- тов из массивной древесины и мебели из них |
тыс.м2 тыс. м3 |
192 2,4 |
1998-2001г г. |
1.327000,0 USD испра- шив. кредит 150 000,0 USD собств. средства |
3.По Гусевскому леспромхозу: 3.1. Установка на нижнем складе ленточнопильного станка для выпуска обре- зного пиломатериала 3.1. Установка на нижнем складе сушильных камер для сушки пиломатериала 3.2. Приобретение и уста- новка 4-ех стороннего строгального станка С-16А на Ильичевском лесопункте для выработки строганного погонажа. 3.3. Приобретение лесовозов "Урал" с дизельным двига- телем 3.4. Приобретение гидрома- нипулятора |
тыс. м3 тыс.м3 тыс.м3 шт. шт. |
3 1 0.6 1-2 1 |
1999-2002 гг. 1999-2002 гг. 1999-2002 гг. 1999-2002 гг. 1999-2002 гг. |
440,0 тыс.руб 300,0 тыс.руб 60,0 тыс.руб 2450,0 тыс. руб 140,0 тыс.руб |
4. По Андреевскому леспром- хозу: 4.1. Приобретение и уста- новка линии переработки тонкомерной древесины 4.2. Установка сушилок |
тыс. м3 тыс. м3 |
60 5 |
1999-2002 гг. 1999-2002 гг. |
3. 000 000 USD |
Привлекательность представленных проектов для потенциальных инвесторов характеризуется следующими факторами:
- техническое перевооружение и реконструкция лесопильных, фанерных, мебельных и других предприятий позволит выпускать качественную продукцию, новый ассортимент, с параметрами, отвечающими рыночным требованиям;
- мебельные щиты из цельной древесины - экологически чистый и внешне привлекательный конструкционный материал - начинает использоваться в отечественной мебельной промышленности и широко внедряется за рубежом.
Чтобы строить новое производство или выполнять крупные работы по реконструкции или перепрофилированию, инвестиции необходимы единовременно, поэтому главная задача - изыскание потенциальных инвесторов (российских или зарубежных), которые должны найти свой интерес в реализации этих мероприятий.
Поэтому, после утверждения Основных направлений, необходимо развертывать работы по технико-экономическим обоснованиям и бизнеспланам конкретных объектов.
6. Мероприятия по охране природы
Мероприятия в сфере экологии должны строиться на концепциях перехода деятельности лесопромышленного комплекса к устойчивому развитию. При этом необходимо учитывать, что общие для области низкие показатели промышленного воздействия на лесную среду (использование расчетной лесосеки на 63 %, снижение объемов производств) не отражает реального положения.
Активность лесопромышленной деятельности в отдельных районах снизилась, в отдельных - сохранилась на прежнем уровне. При этом ослаблен контроль за соблюдением лесопромышленных и лесохозяйственных правил и норм. Допускаются их массовые нарушения особенно мелкими организациями.
Исходя из критериев устойчивого развития при реструктуризации лесопромышленной сферы, должны выдерживаться следующие условия:
- обеспечение неистощительного лесопользования и надежное лесовосстановление лесных ресурсов на всех уровнях - предприятия (район), регион (область);
- учет особенностей отдельных зон с повышенными экологическими требованиями;
- проведение работ по экспертизе технологий, производств, проектов на национальном и международном уровне с участием авторитетных независимых организаций.
Для реализации критериев устойчивого развития при реструктуризации лесопромышленной сферы разрабатываются предложения по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду предприятий ЛПК, за счет совершенствования технологии в основном производстве, расширения и повышения эффективности работы действующих очистных сооружений и установок, более полного использования отходов производства и осадков от очистки сточных вод и пылегазовых выбросов.
Одними из основных мероприятий должны быть:
- природощадящие технологии заготовки древесины;
- использование лесозаготовительных машин с низким давлением на грунт;
- сохранение подроста;
- использование нетоксичных связующих в производстве плит и фанеры;
- применение лакокрасочных материалов УФ - отверждения и водоразбавляемых лаков в мебельном производстве;
7. Совершенствование структуры управления
лесопромышленным комплексом Владимирской области
Учитывая назревшую необходимость координации деятельности предприятий лесопромышленного комплекса постановлением главы администрации от 04. 04. 97 N 202 был образован координационный Совет, в состав которого вошли руководители крупных лесозаготовительных предприятий. Председателем совета является зам. главы администрации области, заместителем - начальник управления природопользования. Разработано положение о координационном Совете. Решения его носят рекомендательный характер. В администрации области отсутствует структура, осуществляющая руководство лесоперерабатывающими предприятиями.
Реструктуризация лесопромышленного комплекса Владимирской области предполагает дальнейшее совершенствование организационной структуры управления. Это вызвано тем, что большинство предприятий лесопромышленного комплекса области испытывают в настоящее время проблемы с реализацией лесоматериалов, не располагают денежными ресурсами на техническое перевооружение, ощущают дефицит оборотных средств, имеют неудовлетворительное состояние ликвидности и структуры баланса.
В условиях рыночной экономики необходимо выработать и освоить механизмы рыночных отношений. Их функционирование предполагает создание организационно-правовых форм собственности, ориентированных на максимальное получение прибыли при рациональном использовании лесосырьевых ресурсов и сохранении окружающей среды.
Альтернативным вариантом действующей структуре управления лесопромышленным комплексом Владимирской области может стать создание вертикально интегрированных лесопромышленных компаний. Основу этих формирований должны составить крупные деревообрабатывающие предприятия, призванные обеспечить выполнение всех функций хозяйственной деятельности: инвестиционной, финансовой, производственной. Такой тип формирования может быть создан на базе предприятий лесопромышленного узла.
Конечной целью трансформаций отношений собственности при формировании вертикально интегрированных компаний будет постепенная конвертация акций дочерних и зависимых предприятий компании в акции головного (материнского) акционерного общества с одновременным преобразованием этих предприятий в дочерние, 100 процентов акционерного капитала которых принадлежит материнскому обществу.
Такая структура собственности обеспечит жестко выстроенную вертикаль управления внутри компании и позволит создать эффективный механизм ее функционирования. Разновидностью упомянутых выше лесопромышленных компаний являются компании, образование на базе лесозаготовительных предприятий (холдинги, картели, финансово-промышленные группы).
С целью усиления технологических, кооперационных связей и повышения эффективности работы ряда лесозаготовительных предприятий области предлагается также создание лесопромышленных компаний, которые могли бы обеспечить разделение функций между головным, а также зависимыми и дочерними предприятиями, а также сосредоточить на уровне головных структур реальное управление сбытом продукции, финансами, привлечением инвестиций.
Вертикально интегрированная структура позволит обеспечить - наиболее полное, рациональное использование лесосечного фонда, углубление переработки заготавливаемого сырья, повышение эффективности лесопромышленного производства.
Усиление государственного влияния на развитие и результаты деятельности лесопромышленных предприятий области предусматривается осуществить путем эмиссии дополнительных акций в соответствии с действующим законодательством и в размерах, обеспечивающих:
- погашение задолженности в федеральный и местный бюджеты;
- передачу не менее 30% от объема эмиссии дополнительных акций в залоговый фонд в целях обеспечения гарантийнозалоговых обязательств перед инвесторами.
- создание в структуре администрации области подразделения по вопросам работы отрасли деревопереработки и предприятий, тесно связанных с ней.
Осуществление предлагаемых мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления позволит более полно реализовать корпоративные интересы предприятий лесопромышленного комплекса области, повысить эффективность их работы, удовлетворить совокупный спрос на лесопродукцию Владимирской области и повысить ее экспортный потенциал.
8. Меры государственной и региональной поддержки предприятий ЛПК
На уровне области для поддержки реализации Основных направлений требуется осуществить следующие меры:
- финансовое оздоровление лесопромышленных предприятий путем реструктуризации их долгов, изменения организационно-правовых форм, применения процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве;
- завершить передачу в 1999 - 2005 годах всех объектов социальной сферы, находящихся на балансе лесопромышленных предприятий в муниципальную собственность;
- включить в систему областного заказа предприятия, выпускающие продукцию для бюджетных организаций здравоохранения, культуры, образования;
- ужесточить амортизационную политику с целью исключения практики перевода амортизационных отчислений в оборотные средства;
- отменить налог на пользователей автомобильными дорогами для леспромхозов;
Для решения некоторых из перечисленных задач необходимо внести предложения по изменению областного и федерального законодательства.
9. Механизм реализации основных направлений
Реализация мероприятий реструктуризации лесного комплекса должна проводиться в тесном взаимодействии между структурами всех уровней: федерального, регионального, предприятий. Основная роль принадлежит региональным структурам, которые обязаны обеспечить консолидацию законодательных, административных и инициативных возможностей реализации мероприятий.
При этом механизм реализации должен включать:
по вопросам законодательства:
- регулирование в рамках действующего законодательства налогообложения предприятий на федеральном, областном и местном уровнях;
- поддержку путем выделения бюджетных ассигнований в рамках федеральных и областных целевых программ и государственных программ кредитования.
- перевод долгов предприятий федеральному и областному бюджетам в акции, находящиеся в госсобственности и дальнейшую реализацию акций (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.97 N 254);
- использование процедуры банкротства, консолидация интересов кредиторов, назначение внешних управляющих;
по административным вопросам:
- управление государственными унитарными предприятиями;
- использование положений "Лесного Кодекса Российской Федерации" по передаче лесного фонда в аренду, лицензированию деятельности, установлению ставок платежей за пользование лесными ресурсами;
- регулирование в рамках деятельности федеральных и региональных комиссий по установлению цен и тарифов естественных монополистов;
- поддержка в части содержания соцсферы (передача в муниципальные органы);
- обеспечение государственного контроля через представителей в управляющих органах акционерных обществ.
на уровне предприятий и организаций:
- содействие разработке и реализации эффективных инвестиционных и научно-технических проектов (подбор инвесторов, экспертиза);
- работа по обеспечению гарантий инвестирования.
Меры поддержки и реализации мероприятий всех уровней должны быть ориентированы на предприятия-лидеры и эффективного ядра, а также на формирование жизнеспособных вертикально интегрированных структур (ФПГ, картелей и т.д.).
Механизм создания вертикально-интегрированных структур должен предусматривать:
- формирование этих структур на базе крупных лесоперерабатывающих предприятий, c привлечением других предприятий, тяготеющих по технологическому, географическому и транспортному признакам;
- передачу контрольного пакета акций центральным компаниям, вновь созданным ФПГ и другим вертикально - интегрированным структурам;
- привлечение банков к управлению финансовыми потоками предприятий;
- стимулирование привлечения инвестиций в производство;
- глубокую переработку древесины, защиту отечественного товаропроизводителя, поддержку депрессивных зон;
- реструктуризацию долгов предприятий под залог контрольных пакетов акций;
- создание товаропроводящей сети, обеспечивающей продвижение лесной продукции на рынок;
- развитие межотраслевой кооперации.
Приложение N 2
Среднесписочная чиленность работников некоторых предприятий ЛПК
Предприятие | 1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
ОАО "Ковровский лесокомбинат" ОАО"Владимирский лесокомбинат" ОАО "Петушкиинтерлес" ОАО "Интерлес-Селиваново" ОАО "Андреевский леспромхоз" ОАО "Киржачский леспромхоз" ОАО "Гусь-Хрустальный леспромхоз" ОАО "Меленковский леспромхоз" ОАО"Александровский леспромхоз" ОАО "Кольчугинский леспромхоз" ОАО "Вязниковский леспромхоз" ОАО "Собинский лесокомбинат" ОАО "Ковровский леспромхоз" ОАО "Александровский ЛК" АО "Мелех" Владимирское лесопромышленное предприятие Камешковский лесокомбинат Селивановский лесокомбинат ОАО "Собинский леспромхоз" АОЗТ "Селена" АОЗТ "Балакиреволес" ТОО "Крона" ОАО леспромхоз "Пионер" АО "Стройдеталь" Волосатовский ДОЗ Санинский ДОК ВТК "Стройжилкомплект" АО "Мебельтехнология" АО"Никологорский райпромкомбинат СП "Интермещералес" |
392 347 371 403 772 423 513 581 550 439 697 296 322 94 313 47 120 72 297 - - - 396 425 130 207 129 - 163 559 927 |
532 126 374 206 590 284 326 260 195 212 473 122 193 41 178 41 96 51 188 - - - 229 196 94 80 90 204 144 249 418 |
475 127 378 207 537 299 282 250 168 197 475 128 197 35 142 27 92 45 172 203 - - 200 184 87 59 93 217 102 191 326 |
440 120 283 198 514 312 246 245 43 204 443 120 184 32 118 20 82 41 150 99 34 33 183 174 72 53 105 210 77 219 224 |
443 109 266 174 439 297 236 241 22 131 393 120 156 32 96 - 76 41 122 90 - 35 167 167 69 42 - 215 63 200 151 |
Всего | 9985 | 6192 | 5895 | 5278 | 4769 |
Приложение N 3
Региональный прогноз спроса и предложения на 1999 год
Древесина деловая
тыс.куб.метров, руб./куб.м, тыс.руб.
Наименование показателей |
1997 год | 1998 год | 1999 год прогноз |
||||||
натура | цена | сто- имость |
натура | цена | сто- имость |
натура | цена | сто- имость |
|
Спрос на продукцию - всего |
295 |
108.4 |
31987 |
313.4 |
143.3 |
44906 |
322.6 |
150.8 |
48639 |
в том числе | |||||||||
Спрос регионального рынка |
114.3 | 134.5 | 15373 | 135 | 140 | 18900 | 142 | 151 | 21442 |
Спрос других регионов Российской Федерации (вывоз) |
110.1 | 82.6 | 9094 | 110 | 112 | 12320 | 112 | 120 | 13440 |
Спрос внешнего рынка (экспорт) всего |
70.6 | 106.5 | 7520 | 68.4 | 200.1 | 13686 | 68.6 | 200.5 | 13757 |
в том числе: | |||||||||
Страны СНГ - всего | 3 | 192.3 | 577 | 3.4 | 201.8 | 686 | 3.6 | 210.3 | 757 |
из них: | |||||||||
Украина | 0.5 | 198 | 99 | 0.6 | 210 | 126 | 0.6 | 212 | 127 |
Беларусь | 2.5 | 191.3 | 478 | 2.8 | 200 | 560 | 3 | 210 | 630 |
Страны дальнего зару- бежья, включая страны Прибалтики |
67.6 |
102.7 |
6943 |
65 |
200 |
13000 |
65 |
200 |
13000 |
Предложение продукции- всего |
669.6 |
99.9 |
66907 |
309.7 |
118.1 |
36573 |
305 |
148.7 |
45350 |
в том числе: | |||||||||
Предложение региона- льного рынка всего |
608.1 |
94.4 |
57393 |
249.7 |
105.6 |
26373 |
245 |
138.6 |
33950 |
в том числе: | |||||||||
Остатки на начало года | 53.6 | 97.3 | 5215 | 36.7 | 109.2 | 4008 | 35 | 190 | 6650 |
Производство | 554.5 | 94.1 | 52178 | 213 | 105 | 22365 | 210 | 130 | 27300 |
Предложение регионов Российской Федерации (ввоз) |
61.5 | 154.7 | 9514 | 60 | 170 | 10200 | 60 | 190 | 11400 |
Пиломатериалы
тыс.куб.метров, руб./куб.м, тыс.руб.
Наименование показателей |
1997 год | 1998 год | 1999 год прогноз |
||||||
натура | цена | сто- имость |
натура | цена | сто- имость |
натура | цена | сто- имость |
|
Спрос на продукцию | |||||||||
всего: | 133.1 | 394.4 | 52493 | 156 | 414 | 64580 | 158 | 423.3 | 66880 |
в том числе | |||||||||
Спрос регионального рынка |
89.5 | 382.2 | 34207 | 110 | 408 | 44880 | 112 | 415 | 46480 |
Спрос других регионов Российской Федерации (вывоз) |
38 |
386.6 |
14961 |
40 |
410 |
16400 |
40 |
420 |
16800 |
Спрос внешнего рынка (экспорт) | |||||||||
всего | 5.6 | 642 | 3595 | 6 | 550 | 3300 | 6 | 600 | 3600 |
в том числе: | |||||||||
Страны дальнего зару- бежья, включая страны Прибалтики |
5.6 | 642 | 3595 | 6 | 550 | 3300 | 6 | 600 | 3600 |
Предложение продукции | |||||||||
всего | 240.5 | 338.1 | 81315 | 249.6 | 378.6 | 94489 | 253.1 | 396.2 | 100285 |
в том числе: | |||||||||
Предложение региона- льного рынка всего |
216.8 | 341.9 | 74117 | 224.5 | 382.9 | 85955 | 227.1 | 399.2 | 90665 |
в том числе: Остатки на начало года |
15.7 | 309.4 | 4858 | 11.5 | 343.5 | 3950 | 12.1 | 350. | 4235 |
Производство | 201.1 | 344.4 | 69259 | 213 | 385 | 82005 | 215 | 402 | 86430 |
Предложение регионов Российской Федерации (ввоз) |
23.7 | 303.7 | 7198 | 25.1 | 340 | 8534 | 26 | 370 | 9620 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Владимирской области от 31 августа 1999 г. N 560 "Об основных направлениях развития лесопромышленного комплекса Владимирской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Владимирской области от 8 мая 2002 г. N 250 настоящее постановление признано утратившим силу