Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе
Подпрограмма
"Развитие общего и дополнительного образования"
I. Паспорт подпрограммы
"Развитие общего и дополнительного образования" (далее - подпрограмма)
Наименование подпрограммы |
Развитие общего и дополнительного образования |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление образования |
Соисполнители подпрограммы |
Муниципальные образовательные учреждения района |
Цель подпрограммы |
Обеспечение реализации прав граждан на образование независимо от места проживания, социального, имущественного статуса и состояния здоровья |
Задачи подпрограммы |
1. Обеспечение доступности общего и дополнительного образования. 2. Обеспечение качества общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего образования. 3. Создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей обучающихся. 4. Формирование эффективной кадровой политики. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2017 - 2019 годы |
Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы |
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, - 1706247,9 тыс. рублей, в том числе: - 2017 г. - 568749,3 тыс. руб.: средства районного бюджета - 161973,9 тыс. руб. средства областного бюджета - 326010,0 тыс. руб. средства внебюджетных источников - 80765,4 тыс. руб. - 2018 г. - 568749,3 тыс. руб.*: средства районного бюджета - 161973,9 тыс. руб.* средства областного бюджета - 326010,0 тыс. руб. средства внебюджетных источников - 80765,4 тыс. руб. - 2019 г. - 568749,3 тыс. руб.*: средства районного бюджета - 161973,9 тыс. руб.* средства областного бюджета - 326010,0 тыс. руб. средства внебюджетных источников - 80765,4 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Реализация подпрограммы обеспечит: 1. Удовлетворение потребности граждан в услугах дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. 2. Реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования. 3. Эффективное использование ресурсов сферы дополнительного образования. 4. Функционирование образовательной инфраструктуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов. 5. Доступ к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ в системе образования. |
* Данные носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
II. Основные понятия и термины
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
Из 143 населённых пунктов муниципального образования Кольчугинский район подавляющее большинство - 117 (82%) - это сельские населённые пункты с численность населения менее 100 человек (из которых 112 н.п. с численностью менее 50 человек), в 17 населённых пунктах количество проживающих граждан составляет от 100 до 300 человек, но только три из них имеют численность близкую к 300-м, в 7-ми - от 301 до 1000 человек и 1 (пос. Бавлены) - 2,5 тыс. человек.
В 116 населённых пунктов с численностью постоянного населения менее 100 чел. отсутствуют школы и дошкольные образовательных учреждения, в 1 населенном пункте (с. Завалино) функционирует основная школа с дошкольной группой. Данная школа является малокомплектной.
Из 17 населённых пунктов с численностью населения 100-300 человек в 3-х имеются школы - Стенковская, Литиновская, Большевистская основные школы, на базе последней функционирует дошкольная группа. Литвиновская школа является малокомплектной.
В 7-ми населённых пунктах с численность населения 301-1000 человек действуют 4 школы - Павловская, Новобусинская, Макаровская, Большекузьминская основные школы, первые три из которых имеют дошкольные группы; одно дошкольное образовательное учреждение - ДОУ N 9 и Большекузьминский филиал ДОУ N 14. Две школы - Новобусинская и Макаровская - малокомплектные.
В самом крупном сельском населенном пункте - пос. Бавлены - функционируют Бавленская средняя школа и ДОУ N 18.
В городе Кольчугино 6 средних школ и 13 дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, в городском поселении функционируют 3 учреждения дополнительного образования, услугами которых пользуются дети, проживающие как в городе, так и в сельской местности.
Количество мест в образовательных учреждениях района, реализующих программу дошкольного образования (ДОУ и дошкольные группы при сельских школах) составляет 3,3 тыс. ед., из них в городе - 2,8 тыс. ед., в селе - 0,5 тыс. ед.; в общеобразовательных учреждениях района - 6,9 тыс. ед., из них в городе - 4,9 тыс. ед., в селе - 2,0 тыс. ед.
Численность детского населения по состоянию на 1 января 2016 года: дошкольного возраста с 1 года до 7 лет - 3,45 тыс. чел., из них городского - 2,85 тыс. чел., сельского - 0,6 тыс. чел.; школьного возраста 7-17 лет - 5,75 тыс. чел., из них городского - 4,85 тыс. чел., сельского - 0,9 тыс. чел.
С учётом того, что около 20% детей в возрасте от 1 года до 3 лет и около 4% детей в возрасте от 3 до 7 лет по решению родителей не посещают учреждения, реализующие программу дошкольного образования, и не нуждаются в местах, количество мест в учреждениях сферы дошкольного образования соответствует потребности населения и даже немного превышает её.
Для детей сельских населённых пунктов, в которых отсутствуют образовательные учреждения, организован подвоз до учреждения образования и обратно. Услугой подвоза пользуются 90 школьников и 24 воспитанника дошкольных групп. Подвоз осуществляется автобусами школ Большевистская, Завалинская, Макаровская, Новобусинская, Павловская.
В сфере дошкольного образования сеть образовательных учреждений включает:
- 15 дошкольных образовательных учреждений, из которых:
3 - центры развития ребёнка,
5 - детские сады с приоритетным направлением деятельности,
3 - детские сады,
4 - детские сады комбинированного вида;
- 3 школы, на базе которых функционируют 4 дошкольные группы.
Видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений обеспечивает социальные и индивидуальные потребности граждан в услугах дошкольного образования, присмотра и ухода.
Деятельность центров развития ребёнка направлена на всесторонне развитие и раскрытие талантов и способностей детей. Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных. Детский сад реализует образовательную программу в группах общеразвивающей направленности. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников реализует образовательную программу в группах общеразвивающей направленности по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое.
В целях обеспечения равных стартовых возможностей для поступления в школу и успешного освоения общеобразовательной программы первого класса широко используются разнообразные формы получения детьми 5-6 летнего возраста дошкольного образования. Наиболее востребованной формой является посещение детьми групп полного дня в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
По данным диагностики из детей - выпускников ДОУ (исключая детей, посещающих коррекционные группы):
- высокий уровень подготовки к школе имеют - 55%;
- средний уровень - 44%;
- низкий уровень - 2%.
Удовлетворённость родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений качеством дошкольного образования составляет 98,4%.
В ДОУ N 10, N 18, N 19 созданы условия для подготовки детей, требующих коррекции речевого развития.
С целью обеспечения дошкольного образования детей с разными физическими возможностями в районе функционируют группы компенсирующей направленности:
- с речевой патологией - 6 групп;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата - 1 группа;
- с задержкой психического развития - 2 группы;
- с туберкулезной интоксикацией - 1 группа.
Для организации двигательной активности детей 16 ДОУ имеют физкультурные залы, 10 из них имеют совмещенные физкультурные и музыкальные залы, 8 - отдельные физкультурные залы. 2 ДОУ имеют бассейны. Во всех ДОУ имеются спортивные площадки. В 7 ДОУ работают кружки физкультурной, оздоровительной направленности.
Всего дошкольным образованием в образовательных учреждениях района по состоянию на 01.07.2016 охвачено 3092 ребёнка.
В системе дошкольного образования трудятся 282 педагогических работника. Численность воспитанников в расчёте на одного педагогического работника составляет 10,9.
В настоящее время существующая сеть дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп при сельских школах полностью обеспечивает потребность граждан в услугах дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.
В районе функционирует сеть общеобразовательных учреждений, которая состоит из 15 школ. 7 школ - средние (из них 6 городских школ и 1 сельская - Бавленская средняя школа) и 8 - основные (расположены в сельской местности).
Для граждан, своевременно не получивших среднее общее образование, созданы классы очно-заочного обучения при средней школе N 6.
За последние 6 лет прослеживается позитивная тенденция роста контингента учащихся (на 01 сентября 2016 г. - 5,0 тыс. чел., 2015 г. - 4,91 тыс. чел., 2014 г. - 4,79 тыс. чел., 2013 г. - 4,7 тыс. чел., 2012 г. - 4,54 тыс. чел., 2011 г. - 4,53 тыс. чел.).
Треть всех школьников района (29%) обучаются во вторую смену, - в подавляющем большинстве это учащиеся городских школ (кроме средней школы N 2) - 1433 чел. и 20 учащихся Бавленской средней школы.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в специальных (коррекционных) классах школ, в общеобразовательных классах, индивидуально на дому. Реализуется проект дистанционного обучения детей-инвалидов. Средняя школа N 1 является базовым образовательным учреждением по инклюзивному образованию детей-инвалидов.
В целях создания условий для получения качественного образования независимо от места жительства школами района применяются технологии дистанционного обучения. На протяжении 3-х лет действует центр дистанционного обучения старшеклассников на базе Бавленской средняя школа с охватом 90 учащихся.
В восьми школах функционируют научные общества учащихся. Основные направления их исследовательской деятельности - естественнонаучное, краеведческое, экологическое, обществоведческое.
В районе представлены все основные направления профильного обучения: естественно-математический - 24,8%, социально-экономический - 40%, гуманитарный - 8,9, технологический - 13,8%. Из 7 средних школ района 5 (71,4%) - многопрофильные (школы N 1, N 4, N 6, N 7, Бавленская) и 2 - однопрофильные (школы N 2, N 5). Профильным обучением охвачено 87,5% учащихся 10-11 классов (2015 г. - 72%, 2014 г. - 62%).
Осуществляется взаимодействие школ по организации предпрофильной подготовки девятиклассников с Кольчугинским политехническим колледжем, Центром внешкольной работы.
Во всех школах района учащиеся вовлечены в мероприятия профессиональной ориентации (кроме учащихся, обучающихся на дому).
Осуществлён переход всех 5-х классов школ района и пилотных 6-х классов средней школы N 7 на федеральный государственный стандарт основного общего образования. Доля учащихся, обучающихся по ФГОС общего образования, от контингента 1-11 классов на 01.07.2016 составила 56%.
Обеспеченность учащихся учебниками по ФГОС начального общего образования - 100%. Оснащённость учебных классов начальной школы компьютерным оборудованием - 100%.
В 2016 году 100% выпускников 11-х классов получили аттестат о среднем общем образовании, из них 7,5% (15 чел.) - с отличием (в 2015 году - 6%).
99,5% выпускников 9-х классов получили аттестат об основном общем образовании, в том числе с отличием - 2,8% (12 человек, в 2015 году - 6 человек).
Количество педагогических работников школ составляет 352 чел., из которых 338 - учителя.
Сеть учреждений дополнительного образования в Кольчугинском районе представлена тремя учреждениями: Детско-юношеская спортивная школа, Центр внешкольной работы, Станция юных туристов, в которых получают дополнительные образовательные услуги 2803 ребёнка. Это составляет 57,2% от общего числа учащихся школ. 80,1% воспитанников получают образовательные услуги на бесплатной основе, 4,7% - с частичным бюджетным финансированием.
Направления образовательной деятельности: спортивное; техническое творчество; спортивно-техническое; туристско-краеведческое; художественное творчество; культурологическое.
Наиболее востребованным является спортивное направление. В 83 объединениях занимается 1230 учащихся, что составляет 24,7% от общего числа школьников. Приоритетные виды спорта: легкая атлетика, художественная гимнастика, плавание, баскетбол, шахматы. Основные кружки и секции сосредоточены в Детско-юношеской спортивной школе: 66 объединений - 1013 детей; в Центре внешкольной функционирует 17 объединений - 197 детей.
В учреждениях дополнительного образования работает 46 педагогических работников. Профессиональный уровень педагогов - высокий: 78,2% работников имеют повышенную квалификационную категорию. Из них: 71,7% педагогов - высшую и первую категорию; 6,5% - 2 категорию.
Кроме учреждений дополнительного образования программы дополнительного образования реализуют общеобразовательные школы. Охват учащихся дополнительным образованием в общеобразовательных школах составил 4,1 тыс. человек или 84% от контингента. Дополнительные образовательные услуги представлены по 160 образовательным программам. Изучение деятельности объединений по интересам в школах показывает, что наибольшим спросом пользуются кружки художественно-эстетического направления.
В целях поддержки и педагогического сопровождения талантливых и одарённых детей в 2015-2016 учебном году районные предметные школы (литература, математика, география, физика, обществознание, информатика и ИКТ, биология) функционировали на базе средних школ N 1, N 5, N 7 с общим охватом 108 учащихся 9-11 классов. 50% школ имеют договоры с ВУЗами.
В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников - 2016 приняли участие 33 школьника; призёрами стали 6 учащихся средних школ N 7 и N 5.
86 учащимся - победителям олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, конференций областного, Всероссийского, международного уровня и 38 педагогам, их подготовившим, 19 мая 2016 г. вручены премии главы администрации Кольчугинского района.
Ежегодно организуются и проводятся около 90-100 районных мероприятий интеллектуальной, творческой, патриотической, культурной, спортивно-оздоровительной направленности с охватом 100% школьников. Учащиеся кольчугинских школ ежегодно принимают участие в порядка 40 областных и 15 всероссийских мероприятиях.
В летний период организуются профильные отряды (естественнонаучной и гуманитарной направленности) на базе загородного оздоровительного лагеря "Дубки" (2-я смена).
Значительная роль в выявлении и педагогическом сопровождении одарённых детей принадлежит совместной деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей, интеграции общего и дополнительного образования в рамках единого общерайонного воспитательного пространства.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего и основного общего образования возросли требования к руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений.
Доля аттестованных работников дошкольных образовательных учреждений составляет 85%, из них имеют высшую квалификационную категорию 36%, первую - 49%. За последние три года доля педагогических работников школ, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, увеличилась с 73% до 80%.
Важную роль в развитии кадрового потенциала системы образования играет профессиональная подготовка и повышение квалификации.
Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется по двум направлениям: по традиционной модели (системные, краткосрочные курсы) и накопительной. Методическое сопровождение педагогов, оказание практической помощи в межкурсовой период осуществляется методическим кабинетом управления образования.
Значительное внимание уделяется вопросам развития конкурсного движения педагогов: проводятся конкурсы профессионального мастерства, фестивали открытых уроков, конкурсы методических разработок и др.
Осуществляется организационно-методическое сопровождение молодых специалистов: в районе действуют "Школа молодого воспитателя", "Школа начинающего старшего воспитателя", организовано участие молодых педагогов в областном и всероссийском форуме, декаде молодых специалистов.
В целом в районе сложилась система непрерывного методического сопровождения профессиональных компетенций. В то же время необходимо продолжать работу по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов в связи с введением профессионального стандарта педагога.
IV. Цели и задачи подпрограммы
Целью программы является обеспечение реализации прав граждан на образование независимо от места проживания, социального, имущественного статуса и состояния здоровья.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение доступности общего и дополнительного образования.
2. Обеспечение качества общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего образования.
3. Создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей обучающихся.
4. Формирование эффективной кадровой политики.
V. Система программных мероприятий
Достижение цели и решение задач подпрограммы обеспечиваются за счёт реализации программных мероприятий, которые систематизированы по 3 направлениям.
Система программных мероприятий представлена в приложении к подпрограмме.
VI. Механизм реализации подпрограммы
Механизм выполнения поставленной в подпрограмме цели и решение задач представляет собой реализацию перечня мероприятий, составляющих функциональное единство.
Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляется ответственным исполнителем подпрограммы, которым выступает управление образование.
Соисполнителями подпрограммы являются муниципальные образовательные учреждения района:
- муниципальные общеобразовательные учреждения;
- муниципальные дошкольные образовательные учреждения;
- муниципальные учреждения дополнительного образования.
В реализации подпрограммы участвуют организации, которые оказывают муниципальным образовательным учреждениям в рамках заключённых договоров (муниципальных контрактов) коммунальные услуги, работы и услуги по содержанию имущества, услуги связи, прочие работы и услуги.
Реализация подпрограммы осуществляется по 3 направлениям, соответствующим задачам подпрограммы и содержащим мероприятия по обеспечению функционирования муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей).
В рамках реализации мероприятий направления 1 "Обеспечение доступности и качества дошкольного образования":
Управление образования:
- организует работу по заключению соглашений на текущий финансовый год между департаментом образования администрации Владимирской области и администрацией Кольчугинского района по взаимодействию и координации деятельности в рамках обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях посредством выделения субвенции местному бюджету, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);
- является главным распорядителем средств вышеуказанной субвенции и в рамках полномочий главного распорядителя осуществляет распределение общего объёма средств субвенции по муниципальным дошкольным образовательным учреждениям района в соответствии с нормативами на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, утверждёнными постановлением администрации Владимирской области на соответствующий финансовый год; перечисляет денежные средства на лицевые счета муниципальных дошкольных образовательных учреждений в пределах утверждённой бюджетной росписи и объёмов финансирования; обеспечивает целевое расходование субвенции и предоставление отчётности о расходовании субвенции;
- организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
- организует повышение квалификации руководящих и педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений района;
- организует районные конференции, семинары, конкурсы, выставки в сфере дошкольного образования;
- осуществляет проведение мониторингов в сфере дошкольного образования;
- организует работу по предоставлению мер социальной поддержки:
- работникам сферы дошкольного образования района,
- гражданам, имеющим детей, посещающим муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми),
- детям-инвалидам дошкольного возраста (ежемесячная компенсация на ребёнка-инвалида дошкольного возраста).
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения района:
- являются получателями средств субвенции из областного бюджета и осуществляют расходование средств субвенции на оплату труда работников (за исключением оплаты труда работников, осуществляющих присмотр и уход за детьми), на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;
- выступают заказчиками (в том числе формируют заявки на проведения торгов) и заключают договоры (муниципальные контракты) на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров, необходимых для обеспечения функционирования муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- осуществляют учебно-воспитательный процесс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
- осуществляют инновационную, опытно-экспериментальную деятельность;
- обеспечивают условия для повышения квалификации педагогических работников.
В рамках реализации мероприятий направления 2 "Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего, среднего общего образования":
Управление образования:
- организует работу по заключению соглашений на текущий финансовый год между департаментом образования администрации Владимирской области и администрацией Кольчугинского района по взаимодействию и координации деятельности в рамках обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенции местному бюджету, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением ра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.