Постановление Губернатора Владимирской области
от 23 декабря 2002 г. N 638
"О мероприятиях по захоронению, обезвреживанию
и переработке отходов производства и потребления
Владимирской области на 2003-2005 годы"
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17 декабря 2004 г. N 694 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения отходов производства и потребления, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 6 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" постановляю:
1. Утвердить мероприятия по захоронению, обезвреживанию и переработке отходов производства и потребления во Владимирской области на 2003-2005 годы согласно приложению.
2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации области (Шабардин И.Ф.) организовать выполнение мероприятий.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов, округов и районов, Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области (Белоусов Н.Д.) принять участие в реализации данных мероприятий.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Карпова Е.А.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области |
Н.Виноградов |
Приложение
Губернатора Владимирской области
от 23 декабря 2002 г. N 638
Мероприятия по захоронению, обезвреживанию, и переработке отходов
производства и потребления Владимирской области на 2003-2005 годы
I. Проблемы обращения с отходами в соседних регионах
Эффективное решение проблемы нерегулируемого, возрастающего накопления отходов возможно только на основе разработки и реализации единой, комплексной системы государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Сложившаяся в большинстве субъектов Российской Федерации ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов ведет к возникновению необратимых процессов деградации природной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения.
В Ивановской области ежегодно образуется 675,7 тыс.т промышленных и 1,2 млн. м3 бытовых отходов. На территории области имеется 54 свалки, из которых 9 несанкционированные. Полигонов для захоронения промышленных и бытовых отходов, отвечающих санитарным нормам и правилам, в области нет. Происходит накопление на предприятиях и организациях отработанных люминесцентных ламп.
В Московской области ежегодно образуется и захоранивается до 25 млн.т (100 млн. куб. метров) твердых бытовых отходов, 38 млн.т промышленных отходов, иловых осадков - 14 млн.т, отходов животноводческих комплексов и птицефабрик - 2 млн.т, отходов гальванического производства и металлообработки - 32 тыс.т. В настоящее время на территории области размещено 210 полигонов и свалок, из которых 96 - действующих. Площадь эксплуатируемых полигонов и свалок - 678 га. На территории области выявлено 236 несанкционированных свалок ТБО и промышленных отходов в лесах, оврагах, брошенных карьерах, придорожных кюветах. Официальных полигонов для захоронения промышленных отходов в области нет.
Наиболее остро стоит проблема утилизации, переработки уничтожения и захоронения токсичных отходов.
Свыше 1 млн. т промышленных и более 2 млн. куб. метров твердых бытовых отходов ежегодно образуется в Нижегородской области. Объемы накопления токсичных отходов, составляют около 10 млн. т.
Около 50% отходов вовлекается в повторный оборот или используется в качестве сырья на предприятиях области. Наиболее успешно решается вопрос использования на предприятиях отработавших нефтесодержащих продуктов, отходов красок, эмалей, органических растворителей, отходов металлургического производства (шлаков, формовочных и стержневых смесей), золошлаковых отходов. В г.Выкса введен в эксплуатацию полигон для длительного хранения промышленных отходов Выксунского металлургического завода (промасленная окалина 3 класса опасности) и полигон для захоронения твердых бытовых отходов.
В Рязанской области ежегодно образуется около 1377 тыс. тонн промышленных отходов, включая золы и шлаки ТЭЦ, а также около 1 млн. куб. метров ТБО.
В области действуют всего три типовых полигона твердых бытовых отходов в городах Касимов, Ряжск, Кадом. Остальные районные центры и населенные пункты, в том числе г.Рязань, не имеют полигонов бытовых отходов, отвечающих нормативным требованиям.
Показатели загрязнения окружающей среды Владимирской области отходами производства и потребления в сравнении с некоторыми соседними регионами представлены в таблице 1.
II. Состояние проблемы отходов производства и потребления
на территории Владимирской области
Отходы потребления (твердые бытовые отходы).
Ежегодно во Владимирской области образуется более 900 тыс. кубических метров твердых бытовых отходов (ТБО).
Проблему ТБО характеризуют следующие общие тенденции:
- рост объемов образования ТБО как в абсолютных величинах, так и на душу населения;
- усложнение состава ТБО, которые включают в себя все большее количество экологически опасных компонентов;
- ужесточение правил обращения с отходами при сохранении противоречий в действующем законодательстве;
- отрицательное отношение населения к строительству объектов по обезвреживанию отходов;
- рост стоимости утилизации отходов. Существующие тарифы ориентированы на компенсацию затрат по сбору и транспортировке ТБО, что не позволяет содержать муниципальные объекты захоронения отходов в экологически безопасном состоянии.
Существующая система обращения с ТБО на территории населенных пунктов, сложившаяся в 1940-60-х годах, включает три основных элемента:
- сбор отходов;
- транспортирование отходов;
- захоронение.
Основные проблемы сбора ТБО:
- необеспеченность контейнерами для сбора ТБО в соответствии с нормативными требованиями;
- отсутствие в большинстве населенных пунктов нормативного количества оборудованных контейнерных площадок;
- изношенность парка мусоровозов;
- вывоз отходов от частного жилого сектора (основной объем бытовых отходов, образующихся в частных домовладениях, остается в населенных пунктах из-за отсутствия или несоблюдения муниципальных правил благоустройства и содержания территории).
Транспортирование отходов специализированным транспортом осуществляется лишь в крупных городах. В большинстве населенных пунктов вывоз осуществляется любой имеющейся в распоряжении предприятий ЖКХ техникой, что приводит к увеличению затрат на транспортировку.
Опыт России показывает, что для населенных пунктов, значительно удаленных от объектов захоронения отходов, целесообразна организация мусороперегрузочных станций.
Данная практика на настоящий момент не получила развития во Владимирской области. Единственная в регионе мусороперегрузочная станция расположена в областном центре.
Захоронение ТБО осуществляется в условиях:
- отсутствия отвечающих требованиям экологической безопасности объектов размещения отходов;
- отсутствия учета и контроля за поступлением отходов. На большинстве объектов размещение отходов ведется стихийно, без оплаты. Тем самым затраты на захоронение отходов осуществляются за счет прибыли предприятий ЖКХ.
По состоянию на 01.12.2002 г. в области зарегистрировано 275 объектов размещения отходов, из них несанкционированных - 177; санкционированных, т.е. имеющих постоянного владельца, земельный отвод и разрешение на размещение отходов, - 82; полигонов ТБО - 3; полигонов захоронения промотходов - 1. Общая площадь, занимаемая свалками и полигонами, составляет более 400 га.
Объемы образования отходов в 2001 году и характеристики объектов их захоронения приведены в таблице 2.
Несмотря на то, что санитарное и экологическое состояние санкционированных свалок и полигонов находится под постоянным контролем природоохранных и санитарных органов, специальные требования по приему и размещению промотходов, разрешенных для размещения на данных объектах, выполняются в неполном объеме.
Состояние санкционированных свалок, их обустройство, технология эксплуатации не соответствует требуемым природоохранным нормам. Это в равной степени относится как к крупным городским объектам, так и к небольшим по площади сельским и поселковым свалкам. Обязательные технологические операции (уплотнение отходов, послойная засыпка грунтом) осуществляются от случая к случаю, контроль за качественным составом отходов не ведется. Свалки не имеют ограждения, отсюда свободный доступ посторонним лицам. Имеют место частые случаи возгорания отходов.
Среди санкционированных свалок 9 расположены в водоохранных и санитарно-защитных зонах населенных пунктов.
Наиболее неблагополучными, т.е. в наибольшей степени оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, в последние годы являлись:
- Владимирский городской полигон ТБО
- Ковровская городская свалка;
- Собинская городская свалка;
- Камешковская городская свалка.
Учитывая, что в настоящий момент в России практически не осуществима политика, направленная на сокращение образования бытовых отходов, основным направлением государственного и муниципального регулирования обращения с бытовыми отходами должно стать сокращение объемов их захоронения. Это может быть достигнуто изменением сложившейся на территории области системы сбора, транспортировки и захоронения отходов, путем внедрения раздельного сбора бытового мусора, его сортировки с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.
При принятии решения об организации сортировки ТБО необходимо учитывать не только объемы образования ТБО, но и динамику изменения их состава.
Изменение состава бытовых отходов обуславливается:
- изменением структуры потребления населения;
- ростом спроса и цен на рынке вторичных ресурсов;
- увеличением количества предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
В то же время в бытовых отходах увеличивается содержание экологически опасных веществ, что связано с расширением спектра применяемых в быту товаров бытовой химии, лекарственных средств, увеличение парка личного автотранспорта и т.д.
Учет образования и движения отходов на предприятиях малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей практически не ведется. Все образующиеся в результате их деятельности отходы либо сжигаются, либо попадают в мусорные контейнеры и на несанкционированные свалки.
В настоящее время назрела необходимость пересмотра норм накопления бытовых отходов от различных абонентов, а также пересмотр тарифной политики.
Отходы производства (промышленные отходы).
Во Владимирской области в результате производственной деятельности ежегодно образуется более 500 тыс. тонн токсичных промышленных отходов 324 наименований, в том числе:
1 класс опасности -10 наименований;
2 класс опасности - 38 наименований;
3 класс опасности - 71 наименования;
4 класс опасности - 225 наименований;
По объему образования отходов 1 класса опасности приоритетными являются отходы, содержащие ртуть (преимущественно отработанные люминесцентные лампы 97%); во 2 классе опасности 77% приходится на масла отработанные и 13,6% на отходы, содержащие нефтепродукты; среди отходов 3 класса опасности нефтешламы ловушечные (9 %), шлам станции нейтрализации гальванических производств (0,2%); среди отходов 4 класса опасности осадок очистных сооружений (7%), зола и шлак угольные (1,8%).
Проблема снижения объемов образования промышленных отходов может рассматриваться в двух направлениях:
- внедрением малоотходных технологий (дорогостоящее направление, требующее значительных финансовых затрат, в настоящее время по силам только крупным высокорентабельным предприятиям);
- снижением образования отходов вспомогательных производств (отработанные автопокрышки, аккумуляторы и др.). Данное направление в сложившихся условиях практически неосуществимо.
Из-за отсутствия необходимых финансовых средств на строительство регионального комплекса по переработке и обезвреживанию промышленных отходов на современном этапе ставится задача достигнуть положительного эффекта за счет создания на предприятиях локальных специализированных установок по переработке и обезвреживанию отходов, сети комплексных приемных пунктов, максимального использования существующих на территории области перерабатывающих мощностей, а также за счет сотрудничества с предприятиями - переработчиками отходов из других регионов.
В условиях недостатка на территории области специализированных объектов захоронения промышленных отходов и перерабатывающих мощностей, важную роль в обеспечении экологической безопасности играют проведение лицензирования обращения с опасными отходами и разработка государственного кадастра отходов, включающего государственный реестр мест размещения отходов и классификационный каталог отходов.
Размещение отходов.
Из годового объема образования промышленных отходов размещается в различных местах 60,75 тыс. тонн токсичных отходов (в основном 4 и 3 классов опасности). Динамика образования и размещения промышленных отходов во Владимирской области за последние годы приведена в таблице 3.
Наибольший вклад в загрязнение окружающей природной среды промышленными отходами 14 классов опасности вносят предприятия гг.Владимир, Ковров, Гусь-Хрустальный, округов Муром, Кольчугино. Данные об образовании и размещении отходов по муниципальным образованиям области приведены в таблице 4.
Промышленные отходы на территории Владимирской области размещаются:
- в местах организованного захоронения промышленных отходов;
- в местах организованного складирования и на промплощадках предприятий;
- на санкционированных свалках, полигонах и в местах неорганизованного складирования (несанкционированных свалках).
Данные о местах организованного захоронения промышленных отходов на территории Владимирской области представлены в таблице 5.
Наличие мест организованного складирования и временного накопления на промплощадках предприятий обусловлено отсутствием в области в необходимом количестве специализированных производств по переработке и обезвреживанию отходов, объектов по их экологически безопасному захоронению, а также значительными финансовыми затратами по их вывозу на переработку в соседние регионы.
Места организованного складирования предназначены как для размещения нескольких подобных видов отходов (масла отработанные; отходы, содержащие нефтепродукты), так и для конкретных видов отходов (отходы, содержащие ртуть, шламы гальванических производств, зола и шлак угольные, отходы очистных сооружений).
Наибольшее количество размещенных и накопленных на предприятиях токсичных отходов составляют:
1 класса опасности - отходы, содержащие ртуть;
2 класса опасности - масла отработанные;
3 класса опасности - нефтешламы ловушечные;
4 класса опасности - зола и шлак угольные.
В 2001 году впервые за последние годы наметилась тенденция сокращения объемов накопления отходов на предприятиях. В то же время по-прежнему наблюдается увеличение объемов накопления отходов, содержащих нефтепродукты (отработанные масла, нефтешламы ловушечные). Многие предприятия, в условиях общей экономической нестабильности, вторично используют отработанное масло. Другие отходы, содержащие нефтепродукты, накапливаются на предприятиях, так как их размещение на полигонах и свалках бытовых отходов запрещено, а предприятия по переработке и обезвреживанию в области отсутствуют.
Значительные объемы, размещаемые на промплощадках предприятий, составляют так же отходы: осадок иловый очистных сооружений, отходы металлургических форм, отработанные смеси формовочные и стержневые, отходы гальванических производств.
Среди промышленных отходов 1-4 класса опасности наибольшее количество отходов, размещенных на санкционированных свалках, составляют: осадок иловый очистных сооружений; отработанные смеси формовочные и стержневые; стеклобой; отходы древесные; отходы строительные; осадок очистных сооружений гальванических производств; отходы стекловолокна, отходы крахмалопаточного производства, шлам станций нейтрализации хрустального производства.
Обезвреживание и использование отходов.
С учетом накопления за прошлые годы ежегодно обезвреживается, используется на предприятиях или передается на другие предприятия с целью переработки и обезвреживания 514,8 тыс. тонн токсичных отходов.
На большинстве предприятий области отсутствуют специализированные производства по переработке отходов, поэтому многие их виды обезвреживаются примитивными способами (нейтрализация аккумуляторной серной кислоты известью; сжигание ветоши промасленной, материалов фильтровальных с остатками токсичных веществ, других отходов, загрязненных нефтепродуктами в кузницах и котельных, работающих на твердом топливе; использование отходов литейных и металлургических производств при выполнении строительных работ; использование шлама карбида кальция для побелки помещений).
Особое внимание в последнее время уделялось решению проблемы обезвреживания ртутьсодержащих отходов и, в частности, отработанных люминесцентных ламп, что позволило решить проблему обезвреживания ламп промышленных предприятий области.
В феврале 2002 г. был принят государственной комиссией центр демеркуризации ртутьсодержащих отходов, позволяющий перерабатывать до 700 тыс. ламп в год.
Кроме того, некоторое количество ртутьсодержащих отходов отправляется на обезвреживание на специализированные предприятия гг.Москвы, Ногинска, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Ульяновска.
Отработанные масла и отходы, содержащие нефтепродукты, используются предприятиями строительной индустрии для смазки форм при изготовлении железобетонных изделий, передаются на нефтебазы области для отправки на нефтеперерабатывающие заводы, используются как печное топливо преимущественно в поселках и сельской местности, использованы в качестве смазывающих материалов в системах гидравлики.
Отходы картона, макулатуры и отходы тряпья отправляются на картонно-рубероидные заводы гг.Муром, Рязань, Нижний Новгород, Балашиха.
Отработанные свинцовые аккумуляторные батареи отправляются на аккумуляторный завод г.Подольск непосредственно самими предприятиями или через ОАО "Вторчермет" и ОАО "Вторцветмет".
Отработанные автомобильные покрышки передаются на переработку на регенератный завод г.Чехов Московской области.
В настоящее время ряд предприятий области имеет действующие установки по обезвреживанию токсичных отходов. Данные о них приведены в таблице 6.
III. Цели и задачи мероприятий по захоронению, обезвреживанию,
и переработке отходов производства и потребления
Владимирской области на 2003-2005 годы
Основными целями и задачами мероприятий являются:
- cнижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления;
- концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов для решения проблемы обращения с отходами, создание благоприятных условий для привлечения инвесторов для осуществления мероприятий;
- создание технологической базы для реализации государственной политики в сфере обращения с отходами на территории области, организация и обеспечение эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
- реализация проектов по переработке и обезвреживанию отходов;
- создание системы перехода промышленных предприятий на малоотходные и безотходные технологии;
- совершенствование системы управления обращением с отходами;
- формирование образовательного и культурного уровня населения в сфере обращения с отходами
IV. Мероприятия по захоронению, обезвреживанию и переработке
отходов производства и потребления Владимирской области
на 2003-2005 годы
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Исполнители |
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере обращения с отходами производства и потребления. 1.1. Разработка правил содержания и благоустройства территорий муниципальных образований 1.2. Приведение схем санитарной очистки населенных пунктов; тарифов на сбор, транспортировку и захоронение отходов в соответствие с современными требованиями по управлению отходами, в том числе разработка муниципальных нормативно-правовых актов, регламентирующих управление отходами производства и потребления 2. Совершенствование системы управления отходами производства и потребления. 2.1. Анализ образования, размещения, использования и обезвреживания отходов производства и потребления 2.2. Организация и ведение мониторинга состояния окружающей среды на объектах размещения отходов на предприятиях и на территории области 2.3. Разработка государственного кадастра отходов 2.4. Проведение лицензирования обращения с опасными отходами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340 3. Повышение профессиональной подготовки лиц, занятых в сфере обращения с отходами, образовательного уровня населения. 3.1. Проведение учебно- методических семинаров с руководителями и специалистами органов местного самоуправления, предприятий по изучению передового опыта в сфере обращения с отходами производства и потребления. 3.2. Сотрудничество со средствами массовой информации по проблеме обращения с отходами производства и потребления. 4. Стимулирование внедрения на предприятиях области малоотходных и ресурсосберегающих технологий, мероприятий, направленных на сокращение объемов образующихся отходов. 4.1. Содействие внедрению на предприятиях области международных стандартов систем управления окружающей средой (ISO 14000) 4.2. Содействие природопользователям в поиске технологий по переработке и обезвреживанию отходов, а также предприятий - переработчиков промышленных отходов 5. Создание эффективной системы сбора, транспортировки, переработки и захоронения отходов. 5.1. Ликвидация несанкционированных свалок 5.2. Обустройство действующих свалок до требований экологических и санитарных норм 5.3. Приобретение специального оборудования и техники для сбора и транспортирования отходов 5.4. Создание сети комплексных пунктов приема и переработки отходов 6. Стабилизация и улучшение состояния окружающей среды Владимирской области 6.1. Проектирование и строительство комплекса по переработке и захоронению ТБО для гг. Владимир, Ковров, Камешковского и Ковровского районов 6.2. Создание участка переработки резинотехнических изделий, в т. ч. отработанных автомобильных автопокрышек 6.3. Создание мусоросортировочного комплекса в г. Муроме 6.4. Проектирование и строительство полигонов ТБО 6.5. Создание установки обезвоживания отходов крахмалопаточного производства (в рамках реализации проекта "Товарный глютен") 6.6. Создание участка переработки гальваношламов с получением грунтов ГФ-021, ГФ-01 19 6.7. Рекультивация Владимирского полигона ТБО у д. Разлукино Судогодского района 6.8. Рекультивация свалки ТБО у с. Ново-Александрово Суздальского района |
2003 г. 2003 г. Ежегодно, I квартал 2003-2005 гг. II-III кварталы 2003 г. 2003-2005 гг. 2003-2005 гг. Раз в полугодие 2003-2005 гг. 2003-2005 гг. 2003-2005 гг. 2003-2005 гг. II-III кварталы 2003 г. 2003 г. 2003-2005 гг. 2003 г. 2003-2004 гг. 2003-2005 гг. 2003-2005 гг. 2003-2004 гг. 2003-2004 гг. 2003 г. 2003 г. |
Органы местного самоуправления городов, округов и районов (по согласованию) Органы местного самоуправления городов, округов и районов (по согласованию) Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Органы местного самоуправления городов, округов и районов (по согласованию) Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области (по согласованию) Природопользователи - владельцы объектов размещения отходов (по согласованию) Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области (по согласованию) Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области (по согласованию) Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области (по согласованию), Органы местного самоуправления городов, округов, районов (по согласованию) Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, управление общественных связей и средств массовой информации администрации Владимирской области Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Органы местного самоуправления городов, округов, районов (по согласованию) Органы местного самоуправления городов, округов, районов (по согласованию) Органы местного самоуправления городов, округов, районов (по согласованию) Органы местного самоуправления городов, округов, районов (по согласованию) Администрации области, гг. Владимир, Ковров, Камешковского и Ковровского районов (по согласованию) Администрация, г. Владимир (по согласованию) Администрация округа Муром (по согласованию) Администрации: г. Гусь- Хрустальный; Гусь- Хрустального, Меленковского, Петушинского. Судогодского, Суздальского, Юрьев- Польского районов (по согласованию) ОАО Крахмалопаточный завод "Новлянский", Селивановский район (по согласованию) ОАО "Муромтепловоз" (по согласованию) Администрация г. Владимира (по согласованию) Администрация г. Владимира (по согласованию) |
V. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации
мероприятий по захоронению, обезвреживанию, и переработке
отходов производства и потребления Владимирской области
на 2003-2005 годы
Результаты реализации мероприятий должны обеспечить:
- создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления;
- уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую природную среду;
- увеличение ресурсно-сырьевого потенциала области и объема производимой товарной продукции;
- внедрение эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов;
- эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Выполнение мероприятий позволит стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку во Владимирской области за счет снижения уровня инфекционных заболеваний ряда нозологических форм.
Экологический и экономический эффект от осуществления мероприятий составит более 13 млн. рублей ежегодно.
Эколого- и социально-экономическими результатами проведения мероприятий являются:
- снижение на 20-30 процентов негативного воздействия отходов на окружающую среду;
- сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, хранилища (накопители) отходов;
- экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл;
- накопление положительного опыта использования и обезвреживания образующихся и накопленных отходов.
Показатели загрязнения окружающей среды Владимирской области
отходами производства и потребления в сравнении
с соседними регионами и Российской Федерацией
Таблица N 1
Показатели загрязнения |
Субъект Российской Федерации |
|||||
Россия | Владими- рская область |
Ивановс- кая область |
Московс- кая область |
Нижего- родская область |
Рязанс- кая область |
|
Образовалось токсичных отходов, тыс. тонн Тонн/кв. м Тонн/чел Образовалось твердых бытовых отходов, тыс. куб. м Куб. м/кв.м Куб. м/чел |
107000,0 6,2 0,731 150000,0 87,1 1,024 |
500,0 17,24 0,31 900,0 31,03 0,56 |
675,7 31,0 0,56 1200,0 55,04 0,99 |
38000,0 808,5 5,86 100000,0 2127,7 15,4 |
468,0 6,08 0,129 2800,0 36,4 0,77 |
1 377,0 34,77 1,09 1000,0 25,3 1,27 |
Образование твердых бытовых отходов, наличие полигонов,
свалок, объемы в городах, округах, районах области
Таблица N 2
NN п/п |
Город, округ, район |
Объем образования отходов ТБО |
Поли- гоны промыш- ленных отхо дов |
Полигоны ТБО | Действующие свалки |
Закрытые, но нерекультивирова- нные свалки |
||||
коли- чест- во |
мощ- ность |
срок эксплу- атации |
санкцио- нирован- ные |
несанк- циониро- ванные |
||||||
м3 | в % отно- шении к объ- ему обра- зова- ния по облас- ти |
|||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 |
округ Александров г. Владимир округ Вязники Гороховецкий район г. Гусь- Хрустальный Гусь- Хрустальный район Камешковский район Киржачский район г. Ковров Ковровский район округ Кольчугино Меленковский район округ Муром Петушинский район ЗАТО г. Радужный Селивановс- кий район г. Собинка Собинский район Судогодский район г. Суздаль Суздальский район Юрьев- Польский район Итого: |
99629 337098 48780 18061 7122 2401 23900 30178 110263 14322 63996 7676 21062 * 33114 нет дан- ных 7179 41407 20118 22156 1825 3794 23082 937163 |
10,62 31,50 5,20 1,93 0,76 0,26 2,55 3,22 11,76 1,53 6,79 0,82 2,25 * 3,48 0,77 4,40 2,15 2,36 0,19 0,40 2,46 100 |
1 1 |
1 1 1 3 |
450 тыс. м3 в год 48 тыс. м3 в год 60 тыс. м3 в год |
до 01.01. 03 до 2020 до 2019 |
5 - 5 6 2 4 6 1 1 4 2 16 6 3 - 1 1 4 5 1 6 2 81 |
10 7 15 2 2 7 7 9 - 7 7 14 11 9 1 10 - 6 13 1 25 15 178 |
- 2 2 - - 1 - 1 1 - 1 - - 2 - - - 2 - - - - 12 |
* Без учета объема ТБО, образовавшихся от жилого сектора.
Динамика образования и размещения промышленных отходов
во Владимирской области
Таблица N 3
ед. изм |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
|
1. Количество выявленных загрязнителей 2. Образование токсичных промышленных отходов 3. Размещено токсичных промышленных отходов 4. Использовано, переработано, обезврежено (с учетом накопленных за прошлые годы) токсичных промышленных отходов 5. Накоплено на территории предприятий токсичных промышленных отходов |
шт. тыс. т тыс. т тыс. т тыс. т |
1120 1190,00 172,50 1050,00 1968,00 |
1352 1267,00 174,00 973,00 2056,00 |
1510 1320,00 75,45 1294,00 2102,00 |
1680 764,3 64,095 468,001 2158,23 |
1700 515,1 60,75 514,78 2149,40 |
Образование и размещение отходов производства и потребления
на территории Владимирской области в 2001 году
Таблица N 4
NN п/ п |
Город, округ, район |
Образование отходов по классам опасности |
Размещение отходов по классам опасности | ||||||||||||||||||
В места организованного складирования (промплощадки предприятий) |
На санкционированные свалки и полигоны |
В места неорганизованного складирования (несанкционированные свалки) |
|||||||||||||||||||
I кл. оп., тонн |
II кл. оп., тонн |
III кл. оп. тонн |
IV кл. оп., тонн |
ТБО м3 |
I кл. оп., тонн |
II кл. оп., тонн |
III кл. оп., тонн |
IV кл. оп., тонн |
ТБО м3 |
I кл. оп., тонн |
II кл. оп., тонн |
III кл. оп., тонн |
IV кл. оп., тонн |
ТБО м3 |
I кл. оп., тонн |
II кл. оп., тонн |
III кл. оп., тонн |
IV кл. оп., тонн |
ТБО, м3 |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 |
округ Александ- ров г. Владимир округ Вязники Горохо- вецкий район г. Гусь- Хрусталь- ный Гусь- Хрусталь- ный район Камешков- кий район Киржачс- кий район г. Ковров Ковровс- кий район округ Кольчуги- но Меленков- ский рай- он округ Муром Петушинс- кий район |
6 20,61 5,42 0,59 3 1,82 6,13 5,57 26,25 1,24 4,47 0,25 5,96 1,96 |
72,4 533 125 13,2 59,2 60,5 496 85,9 478,4 43,4 132 41 331 37,5 |
56,3 501 60 10,5 23 12,5 253,5 51 149,2 114,5 194 37,7 196 21 |
7711 87874 19903 3480 88670 46650 13888 9540 31575 3910 13079 5180 54133 9454 |
99629 337098 48780 18061 7122 2401 23900 30178 110263 14322 63996 7676 21062* 33114 |
1,01 3 1,03 0,15 0,9 0,08 0,32 0,75 1,94 0,12 0,5 0,14 2,1 0,7 |
1,63 10,1 1,2 2,12 18,3 - 0,45 0,43 24,8 - 25,1 3,01 0,54 1,62 |
0,05 184,3 0,7 4,7 0,06 - 57,3 1,2 2 0,22 1,1 1,24 1,09 - |
570,2 8542 1280 70,1 250,7 - 68,2 377,3 14382 330 6,1 171,1 7599 120,4 |
- - - - - - - - - - - - - - |
- - - - - - - 0,096 - - - - - |
- - - - - - - - - - - - - - |
6,07 17,2 0,11 0,08 0,69 - 0,3 0,16 23 - 17,5 0,13 1,12 1,94 |
1090 2296 232 279 5227 924 283 34,9 1887 244 1475 32,6 1323 210 |
98192 291281 44691 17567 7108 2061 23875 12 110186 14261 63158 7612 20528* 26744 |
0,002 - - - - - - 0,003 - - - - - - |
- - - - - - - - - - - - - - |
0,07 0,03 - - - - - 4,72 0,08 - 0,07 0,01 0,8 - |
36,7 4,1 14,75 3,3 0 3,3 0,01 42,2 2,6 0,09 0,65 7,3 27,8 0,09 |
1396 98,3 4074 97,4 6,8 381 25 29958 77,6 59,2 546 64,3 527* 118 |
15 | ЗАТО г. Радужный |
нет данных | |||||||||||||||||||
16 17 18 19 20 21 22 |
Селивано- вский район г. Собинка Собинский район Судогодс- кий район г. Суздаль Суздальс- кий район Юрьев- Польский район Итого: |
0,21 7,83 2,35 1,96 0,13 0,34 2,44 104,53 |
5 24,2 64,1 66 6,2 58,5 73,8 2806,3 |
2,3 20,1 40,4 23,3 1,9 7,2 17,1 1792,5 |
47699 9693 23120 13824 195 11097 9200 509875 |
7179 41407 20118 22156 1825 3994 23082 937163 |
0,01 0,28 0,15 1,18 0,08 0,02 0,1 14,56 |
0,93 - 0,3 - - 0,08 0,41 91,02 |
- - - 0,04 - 1,14 0,62 255,76 |
0,4 - 15,6 2,81 - 4,75 199 33989,66 |
- - - - - - - - |
- - - - - - - 0,096 |
- - - - - - - - |
- 5,77 0,13 0,01 0,06 0,22 - 74,49 |
393 132 78,7 1107 1,52 21 19,8 17290,52 |
7161 41301 19956 21859 1825 3662 22738 845778 |
- - - 0,426 - - - 0,431 |
- - - - - - - - |
- - - - - - 0,03 5,81 |
0,07 - - 23,4 - 2,14 0,08 168,58 |
68,7 3 70,25 283 - 136,7 344,5 38334,75 |
* Без учета объема ТБО, образовавшихся от жилого сектора.
Наибольшие количество токсичных отходов составляют:
- 1 класса опасности (чрезвычайно опасные) - отходы, содержащие ртуть; отходы, содержащие хром шестивалентный; отходы, содержащие цианистые соединения; шлам гальванических производств;
- 2 класса опасности (высоко опасные) - масла отработанные, отходы, содержащие нефтепродукты; кислота серная аккумуляторная; смесь растворителей с остатками лакокрасочных материалов;
- 3 класса опасности (умеренно опасные) - лом свинцовых аккумуляторных батарей; осадок иловый очистных сооружений; ветошь промасленная; нефтешламы ловушечные; отходы, содержащие нефтепродукты; отходы лакокрасочных производств; осадок очистных сооружений мойки автотранспорта; шлам станций нейтрализации;
- 4 класса опасности (малоопасные) - лом черных металлов; стеклобой; отходы древесные; осадок иловый очистных сооружений; смеси формовочные и стержневые отработанные и земля горелая; зола и шлак угольные; шламы хрустальных и стекольных производств; отходы гальванических производств.
Места организованного захоронения промышленных отходов
на территории Владимирской области
Таблица N 5
N п/ п |
Наименование объекта захоронения отходов |
Местона- хождение |
Кол. об- ъек- тов |
Собственник объекта |
Виды размещаемых отходов |
1. 2 3 |
Объекты, расположенные на собственной территории предприятий Объекты, расположенные на территориях санкционированн ых свалок и полигонов ТБО: Специализирова- нные полигоны промотходов |
округ Вязники г. Радужный Меленков- ский район, Муромская городская свалка, округ Кольчуги- но, Кольчуги- нский полигон ТБО Киржачск- ий район |
1 1 5 1 1 |
ОАО "ОСВАР" ГНИИЛЦ "Радуга" ОАО "Муромашза- вод", ЗАО "Муром", ОАО "Муромтеп- ловоз",ОАО "Меленков- ский льнокомби- нат", ОАО "Муромский радиоза- вод" ОАО "Кольчугц- ветмет" ОАО "Завод Автосвет" |
Шлам станции нейтрализации гальванических производств Осадок очистных сооружений гальванических производств Осадок очистных сооружений гальванических производств, промывные фенольные воды, шлам льнопропиточных ванн Отходы фильтровальных материалов, отходы термопластов Шламы гальванического производства |
Наличие установок по переработке и обезвреживанию
промышленных отходов на предприятиях области
Таблица N 6
Наименование установок по обезвреживанию отходов |
Наименование предприятия |
Установки термического обезвреживания токсичных промышленных отходов Установки регенерации отработанных растворителей Установки регенерации отработанных нефтепродуктов (бензин, керосин, сильно загрязненные растворители) Установки регенерации масла и отработанных СОЖ |
ОАО "ВЭМЗ", ОАО "ВХЗ", ОАО "Полимерсинтез",ВНИИЗЖ, ОАО "Завод Автоприбор", ВНИИПТИЭМ, Муромский приборостроительный завод, ВНИИвирусологии (г. Покров), ОАО "ЗиД" (г. Ковров) ОАО "Завод Автоприбор", ВПО "Точмаш" МПП ВКХ (г. Владимир) ОАО "ВТЗ", ОАО "ОСВАР", ОАО "ЗиД", ОАО "Меленковский льнокомбинат" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Владимирской области от 23 декабря 2002 г. N 638 "О мероприятиях по захоронению, обезвреживанию и переработке отходов производства и потребления Владимирской области на 2003-2005 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Владимирcкие ведомости" от 31 декабря 2002 г. N 258-259 (1483-1484)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17 декабря 2004 г. N 694 настоящее постановление признано утратившим силу