Постановление Губернатора Владимирской области
от 21 июля 2003 г. N 368
"О концепции социально-экономического развития
Владимирской области в 2004 году и на период
до 2006 года"
Постановлением Губернатора Владимирской области от 20 февраля 2004 г. N 123 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Губернатора области от 14.05.2003 N 255 "О разработке проекта закона Владимирской области "Об областном бюджете на 2004 год" и перспективного финансового плана до 2006 года" постановляю:
1. Утвердить концепцию социально-экономического развития Владимирской области в 2004 году и на период до 2006 года (далее - концепцию) согласно приложению.
2. Главному финансовому управлению администрации области (Кузин В.П.) использовать концепцию при подготовке проекта бюджета Владимирской области на 2004 год.
3. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.
Губернатор области |
Н.В.Виноградов |
Приложение
Губернатора Владимирской области
от 21 июля 2003 г. N 368
Концепция
социально-экономического развития Владимирской области
в 2004 году и на период до 2006 года
Введение
Концепция социально-экономического развития Владимирской области в 2004 году и на период до 2006 года разработана на основе анализа тенденций развития экономики, сложившихся к маю 2003 года, программы действий администрации Владимирской области в социально-экономической сфере на 2003 год, прогноза социальноэкономического развития области на 2004-2006 годы, основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также других программных документов и сценарных условий функционирования экономики страны в 2004 году и на период до 2006 года, предложенных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Основной задачей развития экономики области является обеспечение стабильного роста валового регионального продукта в 2004-2006 гг. и его удвоения в долгосрочной перспективе в соответствии с целями, определенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года.
Перспективы развития области определены с учетом особенностей региональной отраслевой структуры при условии сохранения в целом благоприятных внешних и внутренних условий развития российской экономики.
Основные показатели социально-экономического развития
Владимирской области
отчет | отчет | оценка | прогноз | |||
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Валовой региональный продукт (млн. руб. в ценах соответствующих лет) в% к пред. году в сопоставимых ценах |
44878,80 102,4 |
52410,62 102,9 |
61430,98 104,4 |
70102,50 103,6 |
79457,97 104,2 |
90052,20 104,7 |
Продукция промышленности (млн. руб. в ценах соответствующих лет) в% к пред. году в сопоставимых ценах |
46181,70 111,3 |
51050,90 100,5 |
60345,92 103,5 |
68527,13 103,8 |
77331,91 104,2 |
87438,42 104,5 |
Продукция сельского хозяйства (млн. руб. в ценах соответствующих лет) в % к пред. году в сопоставимых ценах |
8206,70 86,3 |
10072,50 110,5 |
11642,90 111,5 |
13151,50 103,1 |
14538,20 103,3 |
15960,40 103,7 |
Экспорт (млн.долл. США) | 114,30 | 141,70 | 147,00 | 167,00 | 178,00 | 185,00 |
Перевозки грузов (тыс. тонн) в % к пред. году в том числе: - железнодорожным транспор-том общего пользования в % к пред. году - промышленным железнодо-рожным транспортом в % к пред. году - грузовым автомобильным транспортом в % к пред. году - внутренним водным транспортом в % к пред. году |
45912,5 3570,0 5500,0 36242,5 600,0 |
46508,8 101,3 3520,0 98,6 5272,4 95,9 37220,0 102,7 496,4 82,7 |
47097,6 101,3 3565,0 101,3 5340,0 101,3 37690,0 101,3 502,6 101,3 |
47634,1 101,1 3605,3 101,1 5400,3 101,1 38116,0 101,1 512,5 102,0 |
48197,2 101,2 3647,5 101,2 5463,5 101,2 38561,8 101,2 524,4 102,3 |
49028,6 101,7 3717,3 101,9 5561,1 101,9 39214,2 101,7 536,0 102,2 |
Прирост основных телефонных аппаратов (шт.) в том числе: - городских телефонных сетей - сельских телефонных сетей |
18300 16900 1400 |
13779 12279 1500 |
16618 16018 600 |
8700 8500 200 |
8700 8500 200 |
9934 9734 200 |
Оборот розничной торговли (млн. руб. в ценах соответствующих лет) в % к пред. году в сопоставимых ценах |
14561,10 107,0 |
16801,20 103,2 |
19570,00 104,0 |
22600,00 105,5 |
26100,00 105,5 |
29650,00 106,3 |
Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда (млн. руб. в ценах соответствующих лет) в % к пред. году в сопоставимых ценах |
3283,30 89,2 |
3448,70 91,5 |
3862,50 100,0 |
4334,00 102,0 |
4868,00 104,0 |
5520,00 105,0 |
Инвестиции в основной капитал (млн. руб. в ценах соответствующих лет) в % к пред. году в сопоставимых ценах |
6224,20 113,7 |
8577,60 120,0 |
9854,38 103,5 |
11598,6 107,0 |
13653,87 108,0 |
16073,68 108,5 |
Объем платных услуг населению (млн. руб. в ценах соответствующих лет) в % к пред. году в сопоставимых ценах |
4195,60 97,4 |
735,90 101,9 |
7780,00 102,0 |
10300,00 103,0 |
13040,00 103,3 |
16080,00 103,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к пред. году) |
103,5 |
107,7 |
105,8 |
106,6 |
107,3 |
107,3 |
Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир на конец года (кв. м. на человека) |
21,20 |
21,30 |
21,40 |
21,50 |
21,60 |
21,70 |
Выпуск специалистов учреждениями: среднего профессионального образования (человек) высшего профессионального образования (человек) |
7100 4000 |
7700 5000 |
7700 5200 |
7800 5400 |
7800 5800 |
7800 6000 |
Обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов (мест на 10 тыс. населения) |
20,58 |
20,90 |
21,20 |
23,60 |
23,80 |
24,00 |
Основные направления развития промышленности
Развитие промышленного производства в истекшие пять лет более динамичными темпами происходило в 1999 и 2000 гг. (ежегодный прирост составлял более 20%). С начала 2001 г. темпы прироста промышленного производства замедлились. В 2002 г. в промышленности области практически исчерпали себя стимулирующие факторы, обусловленные финансовым кризисом 1998 г. (импортозамещение, загрузка простаивавших мощностей). Обострилось влияние факторов, сдерживающих развитие промышленности - это нехватка инвестиций, недостаточная конкурентоспособность выпускаемой продукции, обусловленная низкой производительностью труда, устаревшей структурой издержек, основанных на экстенсивных методах организации производства, дефицит грамотных управленческих команд и, как результат, нерациональное управление активами предприятий.
На работу промышленного комплекса повлияли появившиеся с начала 2002 г. спросовые ограничения на продукцию производственнотехнического назначения, дефицит оборотных средств, удорожание продукции, обусловленное увеличением тарифов на услуги естественных монополий. На функционировании крупнейших базовых предприятий машиностроения и цветной металлургии области сказалось также влияние неблагоприятной конъюнктуры рынков металла.
В 2002 г. объем промышленного производства области практически сохранился на уровне предыдущего года (индекс физического объема - 100,5%). Значительно выше среднего темпы роста в стекольной (127,6%), мукомольно-крупяной и комбикормовой (115,5%), пищевой (108,2%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (106%) промышленности. Снижение объемов выпускаемой продукции наблюдалось в цветной металлургии - на 35,7%, топливной промышленности - на 12,7%, легкой - на 11,7%, промышленности строительных материалов - на 8,7%, химической и нефтехимической - на 5,3%, электроэнергетике - на 4,3%. Объем производства промышленной продукции в 2002 г. составил только 62,2% от уровня 1990 года.
Различия в динамике развития отраслей оказали влияние на отраслевую структуру промышленного производства. Увеличился удельный вес электроэнергетики - на 1,6% (11,4%), пищевой и стекольной промышленности - на 0,7% (соответственно 18,3% и 7,1%), при этом снизилась доля машиностроения и металлообработки - на 0,6% (42,5%), химической и нефтехимической промышленности - на 1,1% (4,7%), цветной металлургии - на 0,6% (3%), легкой промышленности - на 0,5% (5,5%). Доля других отраслей осталась без изменений: промышленности строительных материалов - 2,4%; лесной и деревообрабатывающей - 1,7%.
Развитие промышленности области в прогнозируемом периоде будет происходить под влиянием таких факторов как: недостаток оборотных средств, жесткая конкуренция в связи с насыщенностью рынка аналогичной продукцией отечественных и зарубежных товаропроизводителей. Ограничителями темпов роста в промышленности в период 2004-2006 гг. в условиях отсутствия необходимой инвестиционной поддержки на обновление производственнотехнологической базы могут выступать также: низкая производительность труда и недостаточная конкурентоспособность выпускаемой продукции, обусловленные высоким процентом износа основных производственных фондов, ростом издержек и снижением рентабельности производства; неустойчивое финансовое состояние предприятий; отсутствие на рынке труда подготовленных рабочих кадров и специалистов необходимой квалификации.
Лучшие перспективы развития имеют химическая и стекольная промышленность.
В машиностроении и металлообработке, преобладающих в отраслевой структуре промышленного комплекса, прирост производства в 2002 г. к уровню 2001 г. составил 0,8%. Большинство предприятий отрасли прогнозируют сохранение производственных показателей на достигнутом уровне и дальнейшее умеренное наращивание объемов производства в 2004-2006 гг. Ожидаемые ежегодные темпы прироста промышленной продукции составят 2-3%.
В электротехнической промышленности производство продукции будет ориентировано на увеличение и расширение, в соответствии с изменяющимся спросом, номенклатуры выпускаемой кабельнопроводниковой продукции, магнитов и магнитных систем, различных типов генераторов и электродвигателей широкого диапазона.
Продолжится развитие мощностей по производству ферритовых постоянных магнитов на ОАО НПО "Магнетон", что позволит увеличить их выпуск в период 2004-2006 гг. на 10% ежегодно.
На ОАО "ВЭМЗ" в 2004 г. продолжится работа по расширению рынков сбыта и увеличению объема продаж продукции. Планируется разработать и освоить производство электродвигателей 6А132 по европейским стандартам, что позволит увеличить объем экспорта на 30%. Намечено осуществить ряд мероприятий, направленных на снижение затрат на материалы и сокращение брака.
Развитие автомобильной промышленности будет характеризоваться умеренными темпами роста выпуска продукции. Учитывая специализацию областных предприятий этой подотрасли на выпуске автокомпонентов для автогигантов страны, их перспективы зависят от реализации государственной стратегии развития этой отрасли. Приоритетным направлением деятельности предприятий подотрасли остается повышение их конкурентоспособности на основе повышения технического уровня изделий и расширения номенклатуры выпускаемой продукции.
Основной задачей ОАО "Завод "Автосвет" в 2004 г. является принятие мер по компенсированию спада производства, допущенного из-за недозагрузки мощностей в связи с сокращением заказов от основного потребителя продукции - ВАЗа. В целях повышения технического уровня выпускаемых автокомпонентов предприятие совместно с научно-исследовательскими институтами и инженерными фирмами продолжит разработку нового поколения светотехнических изделий.
На ОАО "Завод "Автоприбор" приоритетным направлением деятельности будет расширение производства традиционной (комбинации приборов, стеклоочистители, датчики и др.) продукции, а также комплектующих изделий, изготавливаемых по лицензиям ведущих мировых компаний. Будет осуществляться план мероприятий по развитию производства с целью доведения технических и качественных характеристик автомобильных компонентов (при умеренных ценах) до уровня ведущих мировых производителей аналогичной продукции.
Основой развития ОАО "Ставровский завод АТО" является планомерное обновление и модернизация оборудования в основном производстве, перспективный план НИОКР содержит 30 тем по изделиям новой техники автомобильной тематики (принципиально новые термостаты, стеклоочистители повышенной мощности, очистители фар, рычаги, щетки). В среднесрочной перспективе будут осуществляться работы по размещению производства во введенных в эксплуатацию новых производственных корпусах.
В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении планируется увеличение производства наиболее конкурентоспособной продукции - моделей тракторов с новым дизайном, самоходных шасси, тротуароуборочных машин. ОАО "Владимирский тракторный завод" в 2004-2006 гг. прогнозирует ежегодное увеличение выпуска тракторов не менее чем на 10%, двигателей - на 6-9%. Намечено увеличение экспортных поставок в страны Балтии, освоение значительных по своей емкости рынков Венгрии, Греции, Югославии и других стран дальнего зарубежья. Приоритетным направлением является поставка двигателей напрямую потребителям, в том числе новым ("Велга-Вильнюс" Литва, "Южный Меридиан" г.Херсон, "Тверской экскаватор" г.Тверь). Наряду с наращиванием объемов производства, продолжатся работы по сокращению производственных затрат: ужесточение контроля за объемами закупки сырья и материалов, рационализация использования топливно-энергетических ресурсов, оптимизация структуры управления, численности работающих, производственных площадей.
Основной задачей ведущего предприятия железнодорожного машиностроения - ОАО "Муромский стрелочный завод" в предстоящем периоде будет оптимизация структуры управления предприятием, совершенствование ценообразования, построение новых взаимоотношений с партнерами-потребителями продукции.
В химическом и нефтехимическом машиностроении в прогнозируемом периоде с учетом усиления конкуренции на российском рынке трубопроводной запорной арматуры основной задачей будет расширение рынков сбыта и освоение производства новых видов продукции.
В строительно-дорожном и коммунальном машиностроении основным направлением развития будет дальнейшее освоение российского рынка лесной техники, расширение рынков сбыта экскаваторов. На базовом предприятии подотрасли ООО "Экскаваторный завод "Ковровец" в 2004 г. в рамках реализация пилотного проекта реструктуризации предприятия с целью повышения его экономической эффективности продолжится совершенствование системы управления с учетом конъюнктуры рынка, предусматривающее ужесточение требований к персоналу по реализации "Программы качества выпускаемой продукции". Намечены меры по концентрации производственных мощностей для обеспечения снижения условно-постоянных расходов.
В период 2004-2006 гг. сохранится положительная динамика развития оборонно-промышленного комплекса области, что будет обеспечено увеличением государственного заказа, более полной загрузкой производственных мощностей, освоением новых видов изделий, внедрением прогрессивных технологий. Прогнозируемые темпы роста объемов промышленного производства в ОПК области составят 3-3,5%
На организационно-технические, технологические мероприятия и модернизацию производства только в 2003 г. предприятия предполагают израсходовать более 317 млн.рублей, в т.ч. 125,7 млн. рублей из федерального бюджета по программам реформирования ОПК; на освоение новых видов продукции - 53 млн.рублей (в т.ч. 15 млн.рублей из федерального бюджета).
В целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции намечается осуществить техническое перевооружение производства на ОАО "Владимирский завод "Электроприбор"; завершить освоение новых технологий по выпуску детонирующего шнура и промежуточного детонатора, внедрить роторное оборудование в штамповочном производстве ФГУП "Муромский приборостроительный завод"; провести реконструкцию производственных площадей на ОАО "Завод им.В.А.Дегтярева" для подготовки производства новых изделий мотовездехода "Робинзон", мотоблока "Фаворит", расширение производства автомобильных аккумуляторов; установить современные многофункциональные обрабатывающие центры с ЧПУ на ОАО "Ковровский электромеханический завод"; создать новые мощности для серийного производства изделий по госзаказу на ОАО "Ковровский механический завод"; увеличить мощности для выпуска и расширить номенклатуру и типоразмеры приборов учета расхода воды и газа на ФГУП ВПО "Точмаш".
Будут осуществлены разработка и постановка на серийное производство ряда новых моделей тренажеров механиков-водителей, динамических тренажеров экипажей бронетранспортеров на ОАО "Муроммашзавод", освоение новых видов спецпродукции на ОАО "Ковровский механический завод", ОАО "Ковровский электромеханический завод" и ОАО "Муромский завод РИП".
Предприятия продолжат совершенствование выпускаемых металлорежущих станков (ОАО ВЗПО "Техника", ОАО "НИПТИ "Микрон", ФГУП ВПО "Точмаш"); расширение номенклатуры холодильников, морозильных камер (ЗАО "Ока-Холод"), телевизоров (ЗАО "Стандарт").
Учитывая специфичность отрасли и зависимость ее развития от величины государственного оборонного заказа, важной задачей является активизация участия предприятий ОПК в конкурсах на финансирование реализации проектов, в том числе по НИОКР, в рамках федеральных целевых программ.
Поэтапная реализация комплекса мероприятий по реформированию оборонно-промышленного комплекса, в т.ч. в соответствии с задачами военного строительства и Государственной программой вооружения на 2001-2010 годы, а также прогнозные оценки военно-технического сотрудничества и значительный научный и высококвалифицированный кадровый потенциал оборонных предприятий области позволят сохранить в среднесрочной перспективе позитивные тенденции развития ОПК.
По итогам работы за 2002 г. объем производства продукции в цветной металлургии снизился на 35,7% к уровню предыдущего года. Состояние отрасли определяется результатами работы базового предприятия ОАО "Кольчугцветмет". В связи с завершением заказа на монетную ленту, составлявшим основную часть его продукции, выпуск проката сократился в 1,8 раза. Ощутимым негативным фактором, сдерживающим повышение экономической эффективности производства в цветной металлургии, как наиболее энергоемкой отрасли, является постоянный рост цен и тарифов на энергоресурсы, что значительно увеличивает долю энергетических затрат в структуре себестоимости металлопродукции.
Реализация стратегии развития акционерного общества, направленной на увеличение ассортимента выпускаемой продукции, обеспечение возможности выполнения малотоннажных заказов, совершенствование технологических схем производства, энергосбережение, увеличение производительности, позволяет прогнозировать рост объемов производства в 1,5 раза, в 2004 г. объем выпуска продукции сохранится на достигнутом уровне, в 20052006 гг. прирост составит около 5% в год.
По итогам производственной деятельности за 2002 г. предприятиями химической промышленности выпущено продукции на 2387,8 млн. рублей. Индекс физического объема производства составил 94,7%. Отставание от уровня 2001 г. в значительной степени обусловлено сокращением производства продукции на Гусевском и Судогодском заводах стекловолокна.
Сдерживающими факторами развития отрасли являются значительный износ основных фондов, недостаточная конкурентоспособность выпускаемых изделий, вызванная прежде всего опережающим ростом энергетических, сырьевых затрат на производство над ростом цен на готовую продукцию, спросовые ограничения на внутренних и внешних рынках.
Преодоление отставания и рост объемов производства в 2003 г. на 12%, в 2004 г. - на 6 %, в 2005-2006 гг. - на 2-3% будет обеспечен за счет модернизации и расширения производства многофункциональных полимерных и стекловолокнистых материалов на базовых предприятиях отрасли.
Завершившаяся реконструкция производства и установка высокопроизводительного импортного оборудования на ОАО "Стекловолокно" (г.Гусь-Хрустальный) позволит увеличить объем выпускаемой продукции на предприятии в два раза.
Перспективы развития ОАО "Владимирский химический завод" связаны с повышением технологического уровня производства по трем приоритетным направлениям - пластикаты ПВХ, пленки ПЭТ, простые полиэфиры. Освоение выпуска пленок ПЭТ упаковочного назначения и модернизация технологического процесса по выпуску поливинилхлоридных пластикатов обеспечат в 2003- 2004 гг. прирост на 6-7% и в 2005-2006 гг. - на 3-4%.
В стадии обоснования находится перспективный для развития экономики области проект ООО "Итера Полиэфир" (акционер ВХЗ) по размещению на территории ОАО "ВХЗ" производства сырья для изготовления пластиковой тары (ПЭТФ) мощностью до 200 тысяч тонн в год с объемом инвестиций около 170 млн. ЕВРО.
Стекольная промышленность сохраняет положение одной из наиболее динамично развивающихся и рентабельных отраслей промышленности области. За 2002 г. выпущено продукции в действующих ценах на 3641,1 млн.рублей. Индекс физического объема производства к 2001 г. составил 127,6%. Позитивные результаты достигнуты преимущественно за счет ввода в эксплуатацию новых высокопроизводительных мощностей на ЗАО "Символ", ОАО "Великодворский стекольный завод", ООО "Хрустальный завод" и ООО "Русджам".
Благодаря использованию современного стеклоформующего оборудования, позволяющего выйти на принципиально новый уровень качества продукции, соизмеримый с ведущими зарубежными фирмами, и вводу в эксплуатацию 2-й очереди нового стеклотарного завода в г.Гороховце мощностью 250 млн. бутылок в год, в прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика производства в отрасли.
Приоритетным направлением развития на ООО "Опытный стекольный завод" будет расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых изделий на основе реконструкции производства с установкой автоматической прессовыдувной линии фирмы "Вальтер". Является перспективным уникальное производство искусственных кристаллов кварца на ОАО "ОЧКС", ежегодный портфель заказов которого оценивается в 2-3 млн. долл. США.
При менее благоприятных условиях, т.е. при дальнейшем повышении цен на основные виды энергоносителей (газ и электроэнергию), прогнозируемый прирост отраслевого производства в 2004 и 2005 гг. составит 5%.
При более благоприятных внешних и внутренних условиях развития в 2004 г. и 2005 г. ожидается рост производства в стекольной промышленности соответственно на 7% и 6%. В 2006 г. объем производства сохранится на достигнутом уровне.
По итогам производственной деятельности предприятий лесопромышленного комплекса области за 2002 г. выпуск продукции в действующих ценах составил 862,8 млн. рублей, индекс физического объема производства - 106%.
Общий рост в отрасли обеспечивается за счет предприятий, производящих продукцию глубокой переработки, пользующуюся повышенным спросом (ЗАО "Муром" и ООО "Демидовский фанерный комбинат").
Приоритетные направления развития предприятий лесопромышленного комплекса определяются Программой мероприятий по развитию ЛПК области до 2005 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 08.05.2002 г. N 250. Реализация программных мероприятий позволит создать условия для функционирования рынка сырьевой древесины и развития рыночных отношений, повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
Прирост объемов производства продукции в 2003 г. на 4% и экономический рост в последующие годы на уровне 2-4% прогнозируется с учетом введения новых производственных мощностей на ООО "Демидовский фанерный комбинат", модернизации на Муромском фанерно-мебельном комбинате, устойчивой и стабильной деятельности базовых предприятий отрасли, имеющих значительные мощности по заготовке деловой древесины и использующих современные технологии по ее переработке: ОАО "Ковровский лесокомбинат", ООО "Юрьев-лес", "Интерлес-Селиваново".
Создание на территории области производства по высокотехнологичной заготовке и переработке леса возможно при условии вложения как отечественных, так и иностранных инвестиций. Передача участков леса в долгосрочную аренду на конкурсной основе эффективным собственникам позволит повысить инвестиционный потенциал отрасли.
Предприятиями легкой промышленности области в 2002 г. было выпущено продукции на сумму 2788,6 млн. рублей. Индекс физического объема к 2001 г. составил 88,3%.
Отрасль находится в сложном финансовом положении из-за снижения оборотных средств на закупку сырья в связи с отменой налоговых льгот на производство продукции медицинского назначения и введения НДС на ввоз хлопкового волокна, высокой степени износа технологического оборудования, снижения рентабельности в связи с ростом затрат на энергоносители и сырье, низкой конкурентоспособности продукции, сокращения численности работающих.
Приоритетными направлениями для изменения ситуации в отрасли и обеспечения роста производства в 2004-2006 гг. являются проведение технического перевооружения, освоение выпуска новых конкурентоспособных видов продукции.
Рост производства в хлопчатобумажной промышленности, доля которой в объеме легкой промышленности составляет 48%, будет обеспечиваться за счет проведения модернизации производства по выпуску изделий из махрового полотна на ОАО "Авангард", замены и установки нового ткацкого оборудования на ОАО "Сергеихинский текстиль" и ОАО "Ткачество" (Камешковский район), освоения выпуска медицинских повязок с пропиткой лекарственными препаратами и увеличения мощности в прядении на ОАО "Городищенская отделочная фабрика", стабильной работы МУП "Лакинская мануфактура", ОАО "Камешковский текстиль".
В льняной промышленности рост объемов производства планируется за счет установки нового и модернизации существующего оборудования, освоения выпуска тканей с использованием синтетических и искусственных волокон на ОАО "Вязниковский льнокомбинат", ООО "Предприятие нетканых материалов" и ОАО "Паустовская прядильно-ткацкая фабрика".
Увеличение объемов производства в швейной промышленности предполагается за счет проведения технического перевооружения и освоения выпуска конкурентоспособных видов швейных изделий на ОАО "Сударь", ОАО "Карабановская швейная фабрика "Спартак", ОАО "Никологорская швейная фабрика", ОАО "Чайка-С", ЗАО "Собинская швейная фабрика" и ЗАО "Судогодская швейная фабрика".
Развитие обувной промышленности будет базироваться на освоении производственных мощностей вновь созданной обувной фабрики ООО "Muya Produktion" (г.Петушки) и расширении ассортимента выпускаемой продукции на ЗАО "Обувная фабрика "Буревестник". Только за три месяца 2003 г. производство обуви в области увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,4 раза.
В зависимости от состояния российской экономики и полноты реализации намеченных мероприятий в легкой промышленности по первому варианту прогнозируется стабилизация положения в отрасли, по второму варианту - рост объемов производства в 2004 г. составит 103%, в 2005 г. - 104%, в 2006 г. - 105%.
За 2002 г. объем производства промышленной продукции в электроэнергетике области снизился на 4,3%. Вместе с тем полезный отпуск электроэнергии потребителям ОАО "Владимирэнерго" увеличился по сравнению с 2001 г. на 0,7% и составил 5226,7 млн. кВт. ч., при этом собственное производство электроэнергии составляет около трети от внутриобластной потребности, большая часть поступает из других регионов России.
В 2004 г. ожидается увеличение полезного отпуска электроэнергии до 5534 млн.кВт.ч. (5,9%). Значительного роста собственного производства электрической энергии в 2004-2006 гг. не прогнозируется, т.к. ввода крупных генерирующих мощностей не предусматривается. В среднесрочном периоде продолжатся работы по развитию материальной базы электроэнергетики области. Планируется реконструкция семи подстанций (110-220 кВ), воздушных линий электропередач (110 кВ, 0,4-10 кВ) с общей суммой капиталовложений более 330 млн. руб.; газификация котлов на Владимирской ТЭЦ с внедрением АСУТП. Продолжится реконструкция магистральных тепловых сетей.
В электроэнергетике области в период до 2006 г. предусматривается проведение реформы, основной целью которой является выделение генерирующих, энерготранспортных, энергосбытовых и оперативно-диспетчерских компаний и создание условий функционирования конкурентного рынка электроэнергии на территории области, достижение финансовой прозрачности предприятий отрасли, что позволит повысить инвестиционную привлекательность объектов электроэнергетики.
В 2002 г. на предприятиях пищевой и мукомольно-крупяной промышленности произведено продукции на сумму 9365,1 млн. рублей, индекс физического объема составил 108,7%. Особенно высокие темпы роста наблюдались в мукомольно-крупяной и комбикормовой (115,5%), пищевкусовой промышленности (110,2%).
Основными направлениями развития всех подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в прогнозируемом периоде будут:
техническое перевооружение за счет собственных средств, банковских кредитов, инвестиционных вложений или лизинговых закупок оборудования;
организация выпуска конкурентоспособной продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, освоения новых видов продукции и улучшения внешнего оформления;
интеграция и кооперация с сельскохозяйственными и торговыми предприятиями;
глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, использование вторичных сырьевых ресурсов, внедрение безотходных технологий, новых видов тары и упаковки.
В мясоперерабатывающей отрасли продолжится работа по изменению структуры производства мясопродуктов, копченостей, деликатесов, мясных изделий в виде полуфабрикатов и блюд, готовых к употреблению. Продолжатся работы по замене устаревшего технологического оборудования и расширению производственных площадей на мясокомбинатах ОАО "Ковровский ", ОАО "ЮрьевПольский", фирме "Буслав". На предприятиях молочной промышленности основное внимание будет уделяться поиску новых рецептур, широкому применению новейших разработок в области расфасовки, упаковки и оформления готовой продукции. В спиртовой и ликероводочной промышленности усилятся меры по борьбе с производством и оборотом нелегальной продукции, продолжится создание дилерской сети по реализации продукции в городах и районах области. В техническом плане намечено приобретение и установка универсальных линий розлива алкогольной продукции на фирме "Галея", ОАО ЛВЗ "Александровский", ОАО ЛВЗ "Муромский". Для обеспечения жизнедеятельности предприятий пивобезалкогольной отрасли предусматривается переход на новые виды тары, использование новых штаммов для выпуска конкурентоспособного пива и создание новых видов напитков, в том числе лечебнопрофилактического назначения. Намечено техническое перевооружение ОАО "Владимирская пивоварня". Продолжится модернизация производства на ЗАО "Крафт Фудс Рус".
Реализация намеченных направлений позволит сохранить положительную динамику объемов производства в отрасли. Прогнозируемые ежегодные темпы прироста в 2004-2006 гг. составят - 3,5-4,5%.
В 2002 г. предприятиями промышленности строительных материалов выпущено продукции на 8,7% меньше, чем в предыдущем году. Вместе с тем в отрасли велась работа по внедрению перспективных строительных материалов, изделий и конструкций, применению новых технологий, на эти цели было направлено около 80 млн.рублей капитальных вложений.
В среднесрочной перспективе продолжится строительство кирпичных заводов: ООО "Маяк" мощностью 30 млн. штук усл. кирпича в округе Кольчугино, завода ячеистого бетона на золоотвалах Владимирской ТЭЦ мощностью 75 млн. штук условного кирпича в год; внедрение в производство ряда новых материалов и технологий - это кровельные материалы (рубимакс, рубитекс, монтерей), наливные полы, латексные шпаклевки, оконные блоки с тройным остеклением и со стеклопакетами.
ОАО "Владимирский завод железобетонных изделий" приступил к выпуску полносборных маршей, свай длиной 12 метров, опор ЛЭП, полносборных каркасов для многоэтажных гаражей (6 этажей), утепленных 3-х слойных керамзитобетонных панелей для промзданий, малых форм для благоустройства территорий.
ОАО "Ковровский домостроительный комбинат" приступил к освоению технологии строительства 17-этажных кирпично-панельных жилых домов с ограждающими стенами из мелкоштучных материалов (облицовочный кирпич и полистиролбетонные блоки). Ведется реконструкция завода "Монолит-ЛТД" в г.Гусь-Хрустальном на выпуск новых видов железобетонных изделий для строительства каркасных жилых домов мощностью 150 тыс. кв. м в год, смонтирован пресс "Компакт-600" по выпуску эффективных пустотных блоков для жилищного строительства мощностью 500 блоков в час.
Осуществляемые меры по развитию производственной базы позволят обеспечить в период 2004-2006 гг. положительные темпы изменения объемов производства (101-103% в год).
В среднесрочной перспективе администрация области продолжит работу по созданию условий для поддержания положительных тенденций в развитии промышленного комплекса и обеспечения экономического роста на основе активизации внутренних источников развития.
В качестве основных направлений промышленной политики области определены:
- стимулирование инвестиционной активности, государственная поддержка организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений;
- стимулирование процессов снижения издержек в сфере материального производства;
- формирование условий для эффективного управления собственностью в сфере промышленного производства;
- подготовка кадров и формирование условий для увеличения занятости населения;
- содействие продвижению продукции предприятий области на внутренние и внешние рынки;
- представление интересов промышленности области на уровне федеральных органов государственного управления.
В течение 2004-2006 гг. в соответствии с компетенцией администрации области продолжится реализация мероприятий по:
- содействию привлечению инвесторов для реализации наиболее эффективных бизнес-проектов предприятий;
- координации взаимодействия предприятий и организаций области с целью развития внутриобластной кооперации, а также по созданию совместных производств с зарубежными компаниями;
- содействию в представлении промышленной продукции областных товаропроизводителей на различных выставках-ярмарках в целях продвижения на отечественный и внешний рынок;
- проведению конкурсов среди предприятий и организаций области с целью усиления мотивации к повышению качества и конкурентоспособности продукции, создания имиджа надежного партнера по бизнесу;
- повышению эффективности управления производством, формированию эффективного собственника, осуществлению антикризисных мероприятий.
Агропромышленный комплекс
За последние пять лет в развитии агропромышленного комплекса области достигнуты определенные положительные результаты. С 1998 г. отрасль вышла на положительную динамику роста. В 1999-2002 гг. по сравнению с 1998 г. общий объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 2,4%, а в сельскохозяйственных предприятиях на 17,8%. С 1999 г., с учетом бюджетных субсидий, рентабельным стало молоко, а с 2001 г. - мясо свиней и птицы.
В сельском хозяйстве начались процессы кооперации и агропромышленной интеграции, создание новых интегрированных структур с участием промышленных компаний и частных предпринимателей. На сегодняшний день в той или иной стадии реформирования находятся 74 сельхозпредприятия или 31% от общего числа.
Положительные тенденции в развитии сельского хозяйства сохранились и в 2002 г. Объем валовой продукции сельского хозяйства (все категории хозяйств) в сопоставимой оценке увеличился на 10,5%, при этом продукция растениеводства выросла на 20%, животноводства - на 2%. На 11,4 тыс. тонн больше собрано зерна, на 27,9% - картофеля, на 1,9% - овощей. Производство яиц возросло на 9,7%, мяса - на 4,1%, молока - на 0,2%. По продуктивности молочного стада область занимает 5-ое место в Российской Федерации и 2-ое в Центральном регионе. Двадцать пять предприятий области (в 2001 г. - 19) получили надой свыше 5000 кг.
В сельскохозяйственных предприятиях и личных подсобных хозяйствах населения валовая продукция увеличилась на 4,8 и 16% соответственно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах уменьшилась на 23,9%. В общем объеме выпуска продукции доля сельскохозяйственных предприятий составляет 41%, хозяйств населения 58,6%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 0,9%.
В государственном и муниципальном секторах экономики ежегодно производится 6,5-7% валовой продукции сельского хозяйства.
Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности за 2002 г. показывают, что на большинстве предприятий увеличился выпуск продукции в натуральном выражении. Произведено больше мяса, включая субпродукты I категории - на 7,4%, колбасных изделий - на 9%, кондитерских изделий - на 13,2%, водки и ликероводочных изделий - на 6,7%, муки - на 14,5%, комбикормов - на 11,8%, крупы - на 20,9%. Произведено продукции в действующих ценах на сумму 9365,1 млн. рублей или 108,2% к уровню 2001 г., особенно высокие темпы роста наблюдались в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (115,5%).
Положительные тенденции в АПК области явились результатами целенаправленной работы по стабилизации и развитию агропромышленного производства.
В качестве финансовой помощи предприятиям АПК из федерального бюджета выделены средства в размере 71,1 млн.рублей, из областного бюджета - 131,3 млн.рублей.
Сельхозтоваропроизводителям области в 2002 г. поставлено по федеральному и областному лизингу 43 трактора, 25 зерноуборочных комбайнов, 5 автомашин, 152 единицы другой техники, 960 голов племенного скота на сумму 114 млн.рублей.
Перспективы развития агропромышленного комплекса области на 2004 г. и на период до 2006 г. определены на основе балансов спроса и предложения, с учетом реформирования аграрного сектора, направленного на развитие кооперации и агропромышленной интеграции.
В среднесрочном периоде в сельском хозяйстве прогнозируется стабилизировать посевные площади сельскохозяйственных культур, поголовье скота и птицы. Общий объем валовой продукции на 2003 г. по расчетам составит 11642,9 млн. рублей в действующих ценах или 111,5% в сопоставимой оценке к уровню 2002 г., в 2006 г. - 15960,4 млн.рублей или соответственно 103,7% к 2005 г.
С учетом обстановки, складывающейся в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности в текущем году - значительного падения объемов производства кондитерских и ликероводочных изделий, затруднительно прогнозировать увеличение выпуска продукции в 2003 году. В связи с банкротством ОАО "Симс" производство спирта этилового из пищевого сырья не прогнозируется. Предполагается средний темп роста пищевой продукции в 20042006 гг. от 2% до 3,5% .
Для закрепления положительных тенденций и достижения указанных целей, с учетом сложившихся условий функционирования АПК, будут решаться такие задачи, как: дальнейшее развитие правовой системы регулирования земельных отношений; развитие производственного потенциала; обеспечение агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами; реализация целевых федеральных и региональных программ развития АПК; освоение и выпуск конкурентоспособных видов продукции; будет уделяться внимание поиску внутренних резервов, снижению себестоимости продукции, увеличению объема прибыли.
Малое предпринимательство
В 2002 г. количество малых предприятий в области увеличилось на 2,5 тыс. и составило 9427.
Число индивидуальных предпринимателей выросло на 10% к уровню 2001 г. (с 68,3 до 74,9 тыс. чел.). Среднесписочная численность работников малых предприятий возросла на 16,2%, существенное увеличение произошло в сфере промышленности - более чем на 65%.
Анализируя отраслевую структуру малых предприятий области необходимо отметить, что лидируют предприятия сферы торговли (около 45% от общего количества), данная тенденция сохраняется уже на протяжении последних пяти лет. Однако по числу занятых на постоянной основе на предприятиях малых форм в 2002 г. произошел перелом: их доля в сфере промышленности составила 41%, в сфере торговли - 29%. Таким образом, средняя численность работников на одном малом предприятии составляет 6 человек: в торговле - 4 человека, в промышленности 12-13 человек.
Объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в 2002 г. составил 5347 млн. руб., 69% произведено малыми предприятиями в отраслях материального производства: в промышленности - 55% и в строительстве - 14%.
Объем инвестиций малых предприятий в 2002 г. (586,8 млн. руб.), на 223% превысил уровень 2001 г. (263,1 млн. руб.), это свидетельствует о росте инвестиционной активности малых предприятий, особенно в промышленности - 39% от общего объема инвестиций 2002 г.
На развитии предпринимательского сектора экономики Владимирской области негативно сказались:
- декларативный характер федерального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность,
- недостаточное ресурсное обеспечение специализированных программ и проектов в сфере малого и среднего предпринимательства.
В 2002 г. осуществлялся первый этап государственной программы развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу на 2004 год. Программа включает в себя базовые мероприятия и мероприятия перспективного развития, реализация которых учтена при разработке двух вариантов развития малого предпринимательства области на 2004-2006 гг.
При первом варианте прогнозируются:
- Сохранение количества работающих на малых предприятиях.
- Сохранение числа постоянно занятых на малых предприятиях - 10% от общей численности занятых в экономике области.
- Сохранение доли вклада малых предприятий в ВРП области на уровне 01.01.2001 г. (5,5 %).
При втором варианте:
- Увеличение количества работающих на малых предприятиях на 10 -15%.
- Увеличение числа постоянно занятых на малых предприятиях до 11-12% от общей численности занятых в экономике области.
- Увеличение доли вклада малых предприятий в ВРП области до 9,610 %.
Реализация государственной политики в сфере предпринимательства в условиях ограниченного ресурсного обеспечения осуществляется посредством концентрации данных ресурсов на направлениях, обеспечивающих максимальный результат.
Используются механизмы финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие эффект мультипликации бюджетных средств, тиражирования полученных результатов, привлечения ресурса предпринимателей для достижения требуемых целей. Используются также возможности и крупных предприятий как базы для развития малых, ресурс общественных объединений предпринимателей.
Со стороны субъектов предпринимательства сегодня необходимы: применение новых форм ведения бизнеса, внедрение передовых технологий; повышение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг; проведение мероприятий по расширению рынка и повышению конкурентоспособности выпускаемого товара; консолидация предпринимателей в целях повышения эффективности их участия в реализации социальных программ области; развитие контрактации.
Со стороны органов исполнительной власти необходимы: разработка механизмов передачи в доверительное управление субъектам предпринимательства государственной и муниципальной собственности; оказание содействия по развитию услуг в области консалтинга, мониторинга экономического состояния и уровня развития бизнеса; механизмов лизинга, дальнейшей структуризации предпринимательской среды и расширению участия общественных организаций в принятии управленческих решений.
Совместная деятельность по реализации перечисленных направлений обеспечит создание благоприятного климата для успешного развития предпринимательства области.
Трудовые ресурсы
Демографическая ситуация в области в 2002 г. характеризовалась увеличением естественной убыли, связанной с превышением числа умерших над числом родившихся в 2,4 раза и продолжает оставаться напряженной. Миграционный прирост только на 13,1% компенсировал естественную убыль населения. Сложившиеся тенденции прогнозируются и на период до 2006 г.
При относительно стабильной численности трудовых ресурсов, в связи с продолжающимся увеличением численности трудоспособного населения, ростом инвестиций в ряде отраслей экономики, ожидается дальнейшее предложение рабочей силы и увеличение численности занятых.
Одновременно в 2003-2004 гг. предполагается увеличение численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ и регистрируемой в органах службы занятости, с последующим ее снижением с 2005 г. В 2006 г. уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения может составить 2,8%.
Денежные доходы и расходы населения
Положительные тенденции в развитии основных макроэкономических показателей экономики области будут способствовать повышению реальных располагаемых денежных доходов населения на 5-7% в год при постепенном снижении инфляции.
В 2003 г. по оценке номинальные денежные доходы населения составят 47 млрд.рублей, темп роста - 120,3% к предыдущему году.
В 2004 г. ожидается рост номинальных денежных доходов населения до 56 млрд.рублей, темп роста -119,1% к уровню 2003 г.
Денежные доходы населения к концу 2006 года могут возрасти до 74 млрд.рублей и увеличатся к объему 2002 г. в 1,9 раза.
В структуре денежных доходов населения предполагается увеличение доли оплаты труда работников и социальных трансфертов и снижение доли прочих доходов.
Покупательная способность населения будет повышаться за счет опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен. Оплата труда наемных работников может увеличиться в 2003 г. на 20%, в 2004 г. - на 42,5%, в 2005 г. - на 66,1% и в 2006 г. - в 1,9 раза по отношению к 2002 г.
Будут увеличены реальные размеры пенсий и заложены основы для устойчивого развития пенсионной системы. Социальные трансферты в прогнозируемом периоде возрастут в 1,9 раза и составят 18,5-18,6 млрд. рублей в 2006 г.
В соответствии с ростом денежных доходов в 2006 г. прогнозируется рост расходов населения на оплату товаров и услуг до 47 - 47,4 млрд. рублей или 2-х кратное увеличение к уровню 2002 г.
Потребительский рынок
В 2002 году потребительский сектор рынка области развивался стабильно и характеризовался высоким уровнем товарной насыщенности. Снижение темпов инфляции, а также государственные меры по повышению минимальных гарантий по оплате труда, увеличение реальных размеров пенсий и перераспределение социальных пособий в пользу малообеспеченных слоев населения положительно сказались на повышении реальных доходов населения. Впервые за последние годы прирост реальных располагаемых денежных доходов населения области достиг 7,7% к предыдущему году. Это является важным фактором, влияющим на повышение платежеспособного спроса и покупательной активности населения, расширение емкости потребительского рынка области в среднесрочной перспективе.
Торговля и услуги
В целом за 2002 г. оборот розничной торговли составил 16801,2 млн.рублей, что в товарной массе на 3,2 % больше, чем в 2001 г.
Отмечается тенденция улучшения макроструктуры оборота, проявляющаяся в повышении удельного веса продажи непродовольственных товаров. Продолжалось дальнейшее усиление позиций организованного рынка. Оборот розничной торговли области в 2002 г. на 75,2% формировался торгующими организациями, доля продажи товаров на рынках составила 24,8% (в 2001 г. соответственно 74% и 26%).
В 2003 г., с учетом роста доходов населения, совершенствования инфраструктуры, прирост оборота розничной торговли предприятий всех форм собственности по экспертной оценке увеличится на 4% и составит около 19,6 млрд. руб.; в 2004 г. предполагается его прирост на 4,5 - 5,5%.
С учетом предполагаемого повышения уровня реальных денежных доходов населения и социального обеспечения возможно увеличение оборота розничной торговли до 5-5,5% в 2005 г. и на 5-6% в 2006 г. Всего его прирост в 2006 г. составит 22,8% к 2002 г.
Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер. Платежеспособный спрос населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурнобытового назначения будет удовлетворяться в полной мере.
Улучшится макроструктура оборота розничной торговли - доля непродовольственных товаров, по оценке, увеличится к 2006 г. до 52%.
В объеме предлагаемых на рынке товарных ресурсов повысится доля товаров отечественного производства. При этом активный процесс насыщения потребительского рынка отечественными товарами будет обусловлен не только улучшением ценовой конкуренции отечественной продукции, но и ростом внутреннего спроса.
Предполагается дальнейшее усиление позиций организованного рынка, доля которого в формировании оборота розничной торговли может составить более 80%. Прогнозируется оздоровление финансового положения торгующих организаций. Сохранится тенденция роста численности занятых в торговле и общественном питании.
Развитие физического объема платных услуг в 2002 г. попрежнему сдерживалось опережающим ростом индекса цен и тарифов на платные услуги по сравнению с ростом цен на товары. Населению области оказано платных услуг во всех секторах реализации на 5735,9 млн. рублей, что на 1,9 % больше, чем в 2001 году. Наибольший рост физических объемов отмечался по услугам физкультуры и спорта (почти в 2 раза к 2001 году), правового характера (144,2%), жилищным (123,4%), туристско-экскурсионным (122,8%), услугам пассажирского транспорта (116,7%). За тот же период сократился физический объем таких жизненно важных услуг, как коммунальные - на 11% по сравнению с 2001 г., санаторнооздоровительные - на 20,5%, услуги связи - на 3,6%.
В прогнозируемом периоде продолжится динамичное развитие всех видов платных услуг. Однако прирост цен и тарифов на услуги будет опережать прирост цен на товары в два раза по мере продвижения реформы ЖКХ.
С учетом платежеспособного спроса населения в 2003 г. объем оказываемых услуг составит около 7,8 млрд. рублей, увеличение к 2002 г. - на 2% в сопоставимых ценах. Ожидается опережающий рост услуг физкультуры и спорта, туристских, жилищных, медицинских, правового характера и системы образования.
На основе проведенного анализа составлен прогнозный вариант на 2004 г. по объему и структуре платных услуг населению. Общий их объем составит 10,3 млрд. рублей, прирост к оценке 2003 г. - 3%, с учетом индекса-дефлятора на платные услуги населению (128% к предыдущему году).
По прогнозной оценке объем платных услуг населению до 2006 г. увеличится по первому варианту на 12,5% к 2002 г. при условии постепенного замедления темпов роста индексов цен и тарифов на услуги до 119% в 2006 году.
В структуре потребительских расходов продолжится рост доли платных услуг.
До 2006 г. сохранится положительная тенденция в развитии отдельных видов услуг социальной сферы: медицинские услуги, услуги физкультуры и спорта, туристские и системы образования. Будут расти услуги обязательного характера: услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства.
Продолжится динамичное развитие организаций всех форм собственности, оказывающих платные услуги населению.
Социальная сфера
Совместные усилия администрации области, органов местного самоуправления позволили обеспечить функционирование учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания на оптимальном уровне, тем самым сохранена доступность в получении оказываемых данными учреждениями услуг.
Прогноз основных показателей развития образования в области на 2004 и на период до 2006 г. показывает, что количество дошкольных учреждений останется на одном уровне - 79,5 мест на 100 детей дошкольного возраста. Вместе с тем предполагается незначительное увеличение численности детей в дошкольных образовательных учреждениях с 51,1 до 51,6 тыс. человек.
Численность учащихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования снижается соответственно на 0,4; 0,4; 0,3 тыс. человек. Предполагается увеличение учащихся в учреждениях высшего профессионального образования с 37,9 до 38,5 тыс. человек. При этом численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования растет как в городских школах, так и в сельских.
Выпуск специалистов среднего профессионального образования остается на одном уровне - 7,8 тыс. человек, а выпуск специалистов высшего профессионального образования увеличивается с 5,4 до 6,0 тыс. человек.
В здравоохранении предполагается незначительное снижение обеспеченности больничными койками с 88,2 до 88,0 коек на 10 тыс. жителей. Это связано с продолжением работы по реформированию стационарной медицинской помощи. Показатели посещаемости амбулаторно-поликлинических учреждений, обеспеченности врачами среднего медицинского персонала остаются на одном уровне. Предполагается рост показателя обеспеченности врачами общей практики с 0,08 до 0,15 человек на 10 тыс. населения.
В сфере культуры основные прогнозные показатели остаются на одном уровне за счет сохранения сети данных учреждений и количества мест в них.
Рост показателя обеспеченности населения стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов обуславливается снижением численности населения Владимирской области, а с 2003 г. - введением дополнительных мест для проживания престарелых граждан и инвалидов в Лакинском домеинтернате.
В 2003 г. ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования планируется не менее 260 тыс.кв.м общей площади, в 2004 г. - не менее 280 тыс.кв.м, в 2005 г. - 300 тыс.кв.м (темп прироста - не менее 3% ежегодно).
В условиях ограниченности бюджетных средств федеральные инвестиции в строительство жилья в 2003-2005 гг. будут сосредоточены в основном на обеспечении жильем граждан, уволенных и увольняемых с военной службы (федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты"), участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В 2003 г. предусматривается ввести в эксплуатацию за счет федеральных средств 7 тыс.кв.м жилья. Снижение данного показателя по сравнению с 2001 г. обусловлено увеличением стоимости 1 квадратного метра при выделении инвестиций на том же уровне. Из областного бюджета ежегодно предусматриваются средства на предоставление безвозмездных субсидий работникам бюджетных организаций.
При недостаточном бюджетном финансировании жилищного строительства прогнозируется дальнейший рост ввода жилья за счет средств индивидуальных застройщиков. Темп роста этого показателя составит по прогнозным оценкам в 2003 г. 108,6% к уровню 2002 г.
Охрана окружающей среды
Основной целью разработки мероприятий по охране окружающей природной среды является оценка отрицательного воздействия объектов отраслей экономики на окружающую среду и определение мер по восстановлению и сохранению естественных функций природных комплексов, а также создание благоприятных условий для проживания населения.
В условиях сложившегося уровня развития экономики региона в 2003 г. по оценке состояния воздушного бассейна области ожидается незначительный рост выбросов загрязняющих веществ с 49,2 до 49,9 тыс.т, что составит 101,4% к предыдущему году. Увеличение объемов загрязнения атмосферы на 0,7 тыс.т ожидается из-за увеличения выбросов на Владимирской ТЭЦ в первом полугодии 2003 г. в связи с изменением структуры применяемого топлива. Объемы выбросов в 2004 г. составят 50,8 тыс.т (101,8 %), в 2005 г. - 52.8 тыс.т (103,9 %); в 2006 г. - 55,0 тыс.т (104,1 %).
Снижение темпов роста объемов загрязнения атмосферы против темпов роста производства в прогнозируемом периоде будет обусловлено продолжающимся переводом ряда источников выбросов на газообразное топливо и вводом новых установок очистки газов.
В 2002 г. использование забранной из природных источников воды уменьшилось на 4%. Значительно сократился расход объемов воды в системах оборотного и повторного водоснабжения, в 2003 г. он составит 330,0 млн.куб м. В 2004 г. прогнозируется увеличение расхода воды в системах оборотного и повторного водоснабжения на 104,4%, в 2005 г. - 104,8%, в 2006 г. - 105 % (к уровню предыдущего года).
По оценке в 2003 г. предусматривается направить инвестиций в основной капитал на реализацию природоохранных мероприятий всего 99,7 млн.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 10 млн.руб., областного и местных бюджетов - 41,3 млн.руб., привлеченных и собственных средств предприятий - 48,4 млн.руб. Aудут продолжены работы по строительству, расширению и реконструкции очистных сооружений г.г. Кольчугино, Коврова, Покрова, КНС г.Гусь-Хрустального и др. Начнется строительство Комплекса переработки и захоронения твердых бытовых отходов (КП ТБО) городов Владимира, Коврова, Ковровского и Камешковского районов.
Предполагаемый объем инвестиций в основной капитал на 2004 г. составит 236,2 млн.руб., в том числе: за счет федерального бюджета - 137,7 млн.руб., областного и местных бюджетов - 47,5 млн.руб., привлеченных и собственных средств предприятий - 51,0 млн.руб.
В процентном отношении по средствам федерального бюджета предполагается увеличение инвестиций в 12,4 раза. Это связано с необходимостью выполнения первоочередных мероприятий ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", т.к. без государственной поддержки невозможна их реализация на заданном уровне. К таким мероприятиям относится, в первую очередь, КП ТБО г.г. Владимира, Коврова, Ковровского и Камешковского районов.
В 2004 г. будут продолжены, в основном, работы 2003 г., которые без должного финансирования и федеральной поддержки превратятся в долгострой.
В 2005 г. предусматривается объем инвестиций в основной капитал 270 млн.руб., в том числе соответственно: за счет федерального бюджета - 96 млн.руб.; областного и местных бюджетов - 52 млн.руб.; привлеченных и собственных средств предприятий - 122 млн.руб. Увеличение инвестиций предполагается в основном за счет собственных средств предприятий и организаций.
В 2005 г. должно завершиться строительство КП ТБО г.Владимира и прилегающих районов, в связи с чем на 2006 г. средств федерального бюджета потребуется меньше.
В 2006 г. предполагаемый объем инвестиций в основной капитал составит 297,0 млн.руб., в том числе соответственно: за счет федерального бюджета - 51,6 млн.руб., областного и местных бюджетов - 57,5 млн.руб., привлеченных и собственных средств предприятий - 187,9 млн.руб.
В 2006 г. планируется ввести очистные сооружения биологической очистки г.Покрова.
Внешнеэкономическая деятельность
Во внешнеэкономической деятельности области в 2002 г. на постоянной основе принимали участие более 1157 предприятий, организаций и физических лиц. Экономические связи осуществлялись с 90 странами мира.
Внешнеторговый оборот предприятий региона продолжает увеличиваться. По итогам 2002 г. он составил 239,0 млн. долларов США, что на 19,4 % выше показателя аналогичного периода 2001 г.
Наиболее значительных результатов во внешнеэкономической деятельности достигли: ОАО "Завод им.Дегтярева", ОАО "Ковровский механический завод", ЗАО "Крафт Фудс", ОАО "Владимирский тракторный завод", ОАО "Кольчугинский завод по обработке цветных металлов им.С.Орджоникидзе", ОАО "Электрокабель", ЗАО "Ковровский экскаваторный завод", ОАО "Муромтепловоз", ЗАО "Муром", ОАО "Владимирский электромоторный завод", ЗАО НПК "Гудвилл", ОАО "Владимирский химический завод", ООО "Карат Плюс Стиль", ООО "Русджам", ООО "Раско", ЗАО "Ростек-Запад-Владимир", ЗАО фирма "Символ", ОАО "Росагроимпорт", АО "Владимирглавснаб", ООО "Темп" и др.
Общий объем экспортных поставок составил 141,7 млн. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья - 96,1, государства СНГ - 45,6. В структуре экспорта основное место занимает машиностроительная продукция, доля которой составила 39,5% . Продукция нефтехимического комплекса - 7%, изделия из черных и цветных металлов - 7,2%, древесина и изделия из нее - 5,6%, продовольственные товары и сырье - 4,2%.
В 2002 г. наметилась тенденция увеличения как общего объема экспорта (на 24%), так и поставок в страны СНГ (на 39,8%) и в страны дальнего зарубежья (17,6%). Главными получателями экспортной продукции за отчетный период стали Германия, Нидерланды, Индия, Украина, Италия, Молдова, Казахстан, Чехия, Узбекистан, Франция.
Общий импорт в регион в 2002 г. составил 197,3 млн. долларов США, при этом из стран вне СНГ - 153,5 , из стран СНГ - 43,8 млн. долларов США.
На долю стран дальнего зарубежья приходится 77,8% от общего объема импорта. По сравнению с 2001 г. импорт увеличился на 54,0 млн.долларов США. Это произошло в основном за счет увеличения ввоза продовольственных товаров и сырья на 30,6 млн.долларов, различного оборудования - на 19,4 млн.долларов. Основными странами-импортерами области являются: Германия, Нидерланды, Италия, Чехия, Франция, Кот-Д'Ивуар, Испания, Литва.
На страны СНГ приходится 22,2% всего объема импортных поставок, из них 59,8% составляют поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, 7,8 % - машиностроительной продукции, 6,3% - продукции нефтехимического комплекса. Наибольшие объемы импортных закупок осуществлялись в Молдавии, Узбекистане, Украине.
На 2003- 2006 гг. ожидается:
- дальнейшее ежегодное увеличение общего внешнеторгового оборота на 10-15%;
- опережающий темп роста экспорта над импортом продукции;
- увеличение внешнеторгового оборота со странами Дальнего Зарубежья по отношению к внешнеторговому обороту со странами СНГ как за счет экспорта так и за счет импорта;
- сокращение внешнеторгового дефицита.
Иностранные инвестиции
Экономика Владимирской области становится все более привлекательной для притока иностранного капитала. В 2002 г. объем иностранных инвестиций увеличился в 3,3 раза по сравнению с 2001 г. и составил 75,1 млн.долларов США. Данные рейтингового агентства "Эксперт РА" свидетельствуют о значительном улучшении инвестиционного рейтинга Владимирской области. В 2002 году Владимирская область занимала 35 место среди субъектов РФ по интегральному рейтингу инвестиционного потенциала и 12 место по интегральному рейтингу инвестиционного риска (в 2001 году по этому показателю регион находился на 36 месте). Кардинальное снижение инвестиционного риска во многом связано с разработкой инвестиционного законодательства и наличием в области долгосрочной инвестиционной стратегии.
В структуре привлеченного капитала 2002 г. сохранилась наметившаяся в 2001 г. тенденция увеличения удельного веса прочих инвестиций. Если в 2000 г. доли прямых, портфельных и прочих инвестиций в общем объеме составляли 49%, 27%, 24% соответственно, то в 2001 г. доля прямых инвестиций сократилась до 5,8%, значительно сократились портфельные инвестиции - до 5,4%, существенно вырос удельный вес прочих инвестиций (прочих кредитов) - до 88,8%, в 2002 г. прямые составили 25,1%, портфельные - 6,2%, прочие инвестиции - 68,7%.
В 2003 г. в стекольной промышленности будет продолжаться строительство третьей очереди завода ООО "Русджам", в машиностроении - строительство завода по производству телевизоров ООО "Вестел-Рекорд" в г.Александрове, в пищевой промышленности - инвестирование в расширение производства кондитерских изделий на N@N "Крафт Фудс Рус". В 2004 году в химической промышленности планируется начало реализации проекта ОАО "Итера-Полиэфир", в машиностроении - продолжение реализации проекта ООО "ВестелРекорд", в лесной промышленности - строительство завода по производству ДСП австрийской компанией "Фритц Эггер".
В последующие годы прогнозируется дальнейшее поступление инвестиций в химическую и нефтехимическую отрасли, машиностроение и металлообработку, лесную и деревообрабатывающую, пищевую промышленность.
Государственный сектор
Число учтенных хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики Владимирской области (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) по состоянию на 01.01.2003 г. составило 26213.
По структуре организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов государственный сектор экономики области представлен в следующем виде:
- государственные унитарные предприятия: а) федеральные - 81 и б) областные - 86. Удельный вес этих предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов равен 0,6%;
- государственные учреждения: а) федеральные - 422 и б) областные - 119. Удельный вес учреждений в общем количестве хозяйствующих субъектов равен 2,06%;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в государственной собственности: а) федеральные - 2 и б) областные - 7. Удельный вес данных хозяйственных обществ в общем количестве хозяйствующих субъектов крайне мал.
- филиалы и другие обособленные подразделения государственных организаций федерального и областного уровня собственности составляют 367 единиц. Удельный вес данных хозяйствующих субъектов в общем их количестве составляет 1,4%.
В 2002 г. отмечалась стабилизация количества и удельного веса хозяйствующих субъектов государственной (федеральной и областной) формы собственности.
По оценкам на 2003 год произойдет увеличение объема промышленной продукции, продукции сельского хозяйства и оборота розничной торговли в 1,08, 1,17 и 1,15 раза соответственно. Данное увеличение связано с общим оживлением экономической ситуации.
Значительный рост ожидается по объему платных услуг населению организациями государственного сектора экономики области. По оценкам в 2003 г. данный показатель увеличится по сравнению с 2002 г. в 1,33 раза; а по прогнозам на 2004 г. его увеличение (также по сравнению с 2002 г.) составит 1,79 раза. Указанная тенденция связана с ростом платных услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения, высшего образования; также увеличившимся потоком туристов в область, что приводит к повышению посещаемости учреждений культуры и, прежде всего, музеев.
В прогнозируемом периоде ожидается увеличение средств, получаемых от продажи государственного имущества и в первую очередь земельных участков, что связано с требованиями федерального законодательства о переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения земельных участков в собственность. В 2003 г. размер средств, получаемых от продажи государственного имущества увеличится по сравнению с данным показателем за 2002 г. в 3,12 раза и составит 54,05 млн.руб.; а по прогнозу на 2004 г. этот показатель составит 58,3 млн.руб.
Также ожидается рост доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности: с 87,63 млн.руб. в 2002 г. до 101,67 млн.руб. в 2004 г., что связано с систематизацией арендных отношений по земле.
Степень износа основных фондов хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики области по итогам за 2001 г. составила 49,6 %.
В соответствии с Законом Владимирской области от 10.02.2003 N 5-ОЗ "О Программе (прогнозном плане) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2003 год" предусмотрена приватизация 8 государственных унитарных предприятий; на основании распоряжений Правительства Российской Федерации и Минимущества России в 2003 году будут приватизированы 5 федеральных государственных унитарных предприятий. В ряде отраслей планируется осуществление реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме присоединения к одному предприятию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Владимирской области от 21 июля 2003 г. N 368 "О концепции социально-экономического развития Владимирской области в 2004 году и на период до 2006 года"
Текст постановления опубликован в газете "Владимирские ведомости" от 13 августа 2003 г. N 175 (1660)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 20 февраля 2004 г. N 123 настоящее постановление признано утратившим силу