Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Факторы, сдерживающие инвестиционные процессы
Основными факторами, сдерживающими развитие инвестиционных процессов в регионе, являются отсутствие:
- инженерно подготовленных инвестиционных площадок;
- инструментов информационного и маркетингового обеспечения инвестиционных процессов на региональном уровне, что ограничивает доступ инвесторов к информации о перспективах развития инфраструктуры в регионе;
- сложившегося имиджа Владимирской области как места, благоприятного для развития бизнеса.
Для минимизации негативного воздействия вышеперечисленных факторов во Владимирской области начата реализация государственной программы Владимирской области "Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014-2018 годы".
Комплексный анализ оценки и степени влияния факторов на инвестиционную привлекательность Владимирской области приведен в таблице 11.
Таблица 11. SWOT-матрица долгосрочного развития Владимирской области
|
Внешние |
Внутренние |
Положительные |
Возможности 1. Выгодное транспортно-географическое положение 2. Высокая плотность железнодорожных и автомобильных магистралей 3. Перегруженность автомобильных и железнодорожных путей московской агломерации транзитным грузопотоком 4. Богатое культурно-историческое наследие и хорошие природно-рекреационные ресурсы 5. Значительные запасы сырья для стекольной промышленности и промышленности строительных материалов, наличие значительных запасов торфа 6. Последовательная разработка и реализация в РФ федеральных целевых программ 7. Внимание государства к проблемам повышения энергетической эффективности 8. Внимание государства к инновационному развитию страны, возможность привлечения федеральных инвестиций в рамках реализации приоритетных государственных программ для производства инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью 9. Усиление требований к концентрации бюджетного финансирования на ограниченном числе ключевых направлений инновационного развития*(13) 10. Реализация инвестиционных программ крупных корпораций на территории области (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД", ОАО "Россети") 11. Развитие в России механизмов ГЧП 12. Наличие инвестиционных уполномоченных по федеральным округам 13. Увеличение спроса населения мегаполисов на экологически чистые и свежие продукты
|
Сильные стороны 1. Наличие большого количества высокотехнологичных машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, развитый сектор ОПК, значительный объем производства синтетических материалов и полимеров 2. Постепенное снижение зависимости ВРП области от объёма обрабатывающих производств в совокупности с увеличением диверсификации внутри сегмента обрабатывающих производств (развитие пищевой промышленности, деревообрабатывающей промышленности, химических производств) 3. Невысокий (по сравнению с ЦФО и РФ) уровень стоимости трудовых ресурсов для потенциальных работодателей в комплексе с высокой долей жителей, имеющих среднее профессиональное образование 4. Накопленный в 2009-2012 гг. положительный опыт привлечения иностранных инвестиций и взаимодействия с иностранными инвесторами в рамках реализации проектов 5. Опыт реализации проектов с применением механизма ГЧП 6. Реализация комплексной программы по развитию добычи, переработки и использования торфа (в т.ч. как местного вида топлива) 7. Достаточно хорошая экологическая ситуация в регионе 8. Достаточно высокая доля сельского хозяйства 9. Достаточно большой научно-технический потенциал 10. Высокий уровень затрат на инновационные технологии и их высокая эффективность 11. Приход новой управленческой команды 12. Наличие инвестиционного портала Владимирской области 13. Создание Корпорации развития Владимирской области |
Отрицательные |
Угрозы 1. Экономическая зависимость области от московской и нижегородской агломераций 2. Отток образованных высококвалифицированных кадров в московскую и нижегородскую агломерации 3. Маятниковая миграция экономически-активного населения в московскую и нижегородскую агломерации 4. Снижение доступности объектов туристического наследия для значительной части туристического потока вследствие перегруженности транспортных магистралей Москвы и Московской области 5. Рост транзита грузов по территории Владимирской области (особенно перевозимых автомобильным транспортом) 6. Дисбаланс в распределении туристического потока между городами "Малого Золотого кольца" в совокупности с сезонностью туристического бизнеса 7. Наличие сильных центров притяжения инноваций в соседних регионах (г. Москва, Московская, Нижегородская, Калужская обл. и др.) 8. Риски по ЖКХ |
Слабые стороны 1. Зависимость области от небольшого количества крупных предприятий, дающих основной прирост ВРП 2. Невысокий уровень среднедушевых денежных доходов населения в совокупности с высоким уровнем социальных выплат в структуре денежных доходов населения 3. Высокий уровень физического и морального износа основных фондов и коммунальной инфраструктуры 4. Недостаточно высокая эффективность работы госорганов по привлечению инвестиций 5. Незначительное количество инфраструктурно-обустроенных земельных участков, готовых к размещению инвестиций*(14) 6. Недостаточное развитие институтов поддержки инвестиционной деятельности и невысокий уровень информирования потенциальных инвесторов о существующих в области инвестиционных возможностях 7. Ограничения по мощности газопроводящей сети и необходимость строительства газораспределительных станций 8. Большое количество ДТП на автомобильных дорогах области 9. Высокий уровень потерь в электрических сетях 10. Недостаточно высокий уровень развития инфраструктуры связи, коммуникационных и информационных технологий 11. Недостаточные объёмы жилищного строительства при высокой доле ветхого жилого фонда 12. Недостаточное развитие туристического сектора в целом и туристической инфраструктуры 13. Недостаточность инвестиций в поддержание объектов культурного наследия в хорошем состоянии 14. Недостаточность ресурсов регионального бюджета для обеспечения реализации масштабных инвестиционных проектов 15. Постепенное снижение инновационного потенциала области в части разработки инновационных технологий, в т.ч. невысокая эффективность персонала, занятого НИР, при существующем уровне затрат. |
Усилия администрации Владимирской области по нивелированию угроз и преодолению слабых сторон предусматривают решение ряда задач.
§ 1. Направления развития
Развитие транспортно-логистического комплекса с обеспечением достижения двух основных целей:
перераспределение избыточных грузопотоков московской агломерации;
увеличение доступности объектов культурно-исторического наследия и рекреации.
Системное развитие сферы туризма и рекреации (включая развитие туристической инфраструктуры) за счёт привлечения инвестиций (возможно - иностранных) и высококвалифицированных управленческих кадров (в первую очередь из московской агломерации).
Продолжение диверсификации промышленного комплекса области производствами, ориентированными на потребности московской и нижегородской агломераций, а также имеющими относительно невысокую степень зависимости от кризисных явлений в экономике (пищевая промышленность, фармацевтика и др.).
Комплексное развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, ориентированное в том числе на заполнение ниши экологически чистых и свежих продуктов, направляемых в первую очередь на рынки мегаполисов (Москвы и Нижнего Новгорода).
Развитие отраслей промышленности, использующих местные природные ресурсы (стекольная промышленность; промышленность строительных материалов; добыча, переработка и использование торфа), а также предприятий, использующих производимые в регионе инновационные продукты.
Обеспечение концентрации потенциала по разработке инновационных продуктов и технологий на нескольких ключевых для области научных направлениях. Активное внедрение инновационных технологий в традиционных (машиностроение, ОПК и др.) и новых для области отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг.
§ 2. Направления нивелирования угроз
Усиление экономической вовлечённости области в нижегородскую агломерацию (как противодействие монопольной зависимости от московской агломерации).
Увеличение привлекательности компаний-работодателей в области (за счёт внедрения инновационных технологий, развития малого и среднего бизнеса и т.д.) в совокупности с увеличением востребованности персонала, имеющего высшее образование и уникальные компетенции.
Увеличение инвестиционной привлекательности области для инвесторов, планирующих создание инновационных производств, за счёт наличия успешного опыта реализации в области проектов по строительству инновационных производств, позитивного опыта работы с иностранными инвесторами, опыта использования механизмов ГЧП и относительно невысокой стоимости трудовых ресурсов, а также увеличения информированности инвестиционного сообщества об этих преимуществах Владимирской области.
§ 3. Преодоление слабых сторон
Взаимодействие с инвестиционным уполномоченным в ЦФО в целях увеличения объёмов привлекаемых инвестиций и (при необходимости) обеспечения содействия на федеральном уровне.
Использование механизмов привлечения в область "внешних" инвестиций, в том числе: применение механизма ГЧП, вхождение области в федеральные целевые программы (как разрабатываемые, так и уже реализуемые); развитие производств, использующих инновационные технологии, предусматривающие поддержку в рамках государственных программ.
Активная поддержка на региональном уровне реализации инвестиционных программ государственных корпораций (газификация области, строительство ВСМ-2), а также инвестиционных программ других компаний, направленных на снятие инфраструктурных ограничений.
Упорядочивание инвестиционной политики области (в т.ч. разработка и реализация планов по строительству инвестиционной инфраструктуры, повышение уровня информированности инвесторов, повышение эффективности существующих институтов развития и создание новых).
Владимирская область, как и Российская Федерация, является частью глобального мира. В настоящее время глобальный мир, мировая экономика утратили стабильность, перспективы восстановления не близки. Бюджетный потенциал ожидает серьезное сжатие. Консенсусной позицией становится ожидание экономических агентов около нулевых темпов экономического роста, поэтому логичным сценарием адаптации Владимирской области к такой ситуации будет являться:
- использование бюджетно-налоговых и финансовых стимулов инвестиционной деятельности на территориальном уровне;
- совместное федерально-региональное финансирование инвестиционных проектов с активным привлечением частного и иностранного капиталов;
- эффективный механизм инвестиционной поддержки отдельных направлений при четком определении их статуса.
Для усиления инвестиционной активности в области необходимо повышение объема бюджетных инвестиций. Эти инвестиции должны стать производными, т.е. индуцированными инвестициями, которые способствуют усилению экономического роста в долгосрочном периоде.
Также для устранения недостатков существующей системы управления инвестиционной деятельностью во Владимирской области предполагается проведение активно-агрессивного маркетинга территории и совершенствование информационного обеспечения инвестиционного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.