В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" и Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 1521 на Федеральную регистрационную службу (далее - Росрегистрация) возложены функции администратора поступлений средств в бюджет за государственную регистрацию актов гражданского состояния во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В связи с этим, впредь до принятия соответствующего нормативного правового акта, регулирующего вопросы взаимодействия территориальных органов Росрегистрации и органов записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС) при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, а также принятием решений о возврате излишне уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - государственная пошлина), полагаем необходимым руководствоваться настоящими рекомендациями.
Осуществление контроля за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины
Территориальные органы Росрегистрации осуществляют учет поступлений государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия (включая проставление апостиля и истребование документов с территории иностранных государств), совершаемые органами ЗАГС и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), по коду бюджетной классификации 321 1 08 05000 01 1000 110.
Во избежание невыясненных платежей органам, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния, рекомендуется выдавать гражданам бланки квитанций с заполненными основными реквизитами.
Органу, осуществляющему государственную регистрацию актов гражданского состояния, при обращении гражданина и предъявлении им квитанции об уплате государственной пошлины рекомендуется осуществлять проверку правильности заполнения следующих реквизитов квитанции:
- ИНН, КПП получателя платежа - территориального органа Росрегистрации;
- код бюджетной классификации;
- значение кода ОКАТО муниципального образования (места нахождения администрации), на территории которого находится орган, осуществляющий юридически значимые действия;
- сумма платежа;
- наименование платежа (наименование акта гражданского состояния либо юридически значимого действия).
Кроме того, проверяются банковские реквизиты кредитной организации, где открыты соответствующие счета по учету доходов органу Федерального казначейства (Банк получателя, БИК и номер счета).
В случае обнаружения органом, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния, ошибок или неточностей в указании реквизитов, влияющих на зачисление платежа по назначению:
ИНН, КПП получателя платежа, код бюджетной классификации, значение кода ОКАТО муниципального образования - плательщику одновременно с подачей заявления о государственной регистрации акта гражданского состояния либо совершения юридически значимого действия рекомендуется оформить заявление об уточнении вида и принадлежности платежа (образец заявления приведен в приложении 1);
Банк получателя, БИК и номер счета - плательщику отказывается в приеме платежного документа и совершении юридически значимого действия, так как документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, не соответствует требованиям законодательства об уплате налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Сумма, указанная в квитанции, должна соответствовать размеру государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации для соответствующего юридически значимого действия. Если сумма платежа, указанная в квитанции, превышает размер государственной пошлины, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации для соответствующего юридически значимого действия, орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, уведомляет плательщика о возможности возврата излишне уплаченной суммы.
Возврат излишне уплаченной суммы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации производится на основании заявления плательщика (образец заявления приведен в приложении 2).
Учет и контроль поступлений в доход федерального бюджета государственной пошлины
Основанием для учета поступлений от уплаты государственной пошлины является информация, предоставленная территориальными органами Федерального казначейства согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н "Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
Информация о поступлении в доход федерального бюджета, полученная от территориальных органов Федерального казначейства, сопоставляется с информацией органов ЗАГС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об уплаченной государственной пошлине и отражается территориальными органами Росрегистрации в бухгалтерской отчетности.
Уточнение вида и принадлежности платежа
Уточнение невыясненных поступлений территориальные органы Росрегистрации осуществляют при получении от территориальных органов Федерального казначейства выписки из сводного реестра поступлений или выбытий средств бюджета с информацией о зачислении платежей на невыясненные поступления в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н.
В случае уточнения вида и принадлежности платежа территориальный орган Росрегистрации оформляет соответствующее уведомление, направляемое впоследствии в территориальный орган Федерального казначейства. Основанием для оформления уведомления является заявление плательщика об уточнении вида и принадлежности платежа (образец заявления приведен в приложении 1), поданное в орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В случае, если ошибка допущена кредитной организацией в указании ИНН, КПП получателя платежа, кода бюджетной классификации, значения кода ОКАТО муниципального образования при формировании электронного полноформатного платежного поручения, основанием для оформления уведомления на уточнение вида и принадлежности платежа может являться письмо кредитной организации.
В случае необходимости на основании письменного запроса территориального органа Росрегистрации орган ЗАГС органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации может оказывать содействие в оперативном решении вопросов, касающихся уточнения вида и принадлежности платежа, в рамках своей компетенции.
Осуществление возврата излишне уплаченной государственной пошлины
Возврат плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется территориальным органом Федерального казначейства на основании распоряжения администратора поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику с учетом положений статьи 333.40 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н.
Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган, осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина на основании письменного заявления плательщика (образец приведен в приложении 2).
При получении заявления плательщика органу, осуществляющему государственную регистрацию актов гражданского состояния, рекомендуется в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления, выполнить в определенной последовательности следующие действия:
- проверить информацию об уплате государственной пошлины, подлежащей возврату;
- оформить свою часть решения о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины (образец решения приведен в приложении 4) и направить данное решение вместе с заявлением плательщика и платежным документом заказной корреспонденцией в территориальный орган Росрегистрации.
Территориальному органу Росрегистрации при получении информации от органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, в течение трех рабочих дней с момента получения информации рекомендуется выполнить в определенной последовательности следующие действия:
- установить факт перечисления платежа в доход федерального бюджета;
- оформить свою часть решения о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины (образец решения приведен в приложении 4);
- оформить распоряжение на возврат излишне уплаченной государственной пошлины (форма распоряжения утверждена приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н);
- в случае отказа в возврате направить заявителю мотивированный ответ с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 201-ФЗ) заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы; возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В связи с этим действия, связанные с проверкой информации, пересылкой всех необходимых документов, и возвратом излишне уплаченной суммы государственной пошлины, должны быть произведены до истечения установленного Налоговым кодексом Российской Федерации месячного срока со дня подачи плательщиком заявления о возврате государственной пошлины.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны рекомендации о порядке взаимодействия территориальных органов Росрегистрации, органов ЗАГС субъектов РФ и органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в процессе администрирования доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Так, рассмотрены вопросы взаимодействия указанных органов при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины, учета и контроля ее поступления в доход федерального бюджета; при уточнении вида и принадлежности платежа; при возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Этими рекомендациями необходимо руководствоваться впредь до принятия соответствующего нормативного правового акта, регулирующего вопросы взаимодействия территориальных органов Росрегистрации и органов ЗАГС в указанной сфере.
Рекомендации Федеральной регистрационной службы от 5 мая 2006 г. N 4-1457-СМ "О порядке взаимодействия территориальных органов Федеральной регистрационной службы, органов записи актов гражданского состояния органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в процессе администрирования доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния"
Текст рекомендаций размещен на сайте Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю в Internet (http://stavreg.ru)