Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, формулировки основных проблем в указаной# сфере и прогноз ее развития
Программа направлена на долгосрочное стратегическое развитие малого и среднего предпринимательства Владимирской области.
Программа развития малого и среднего предпринимательства Владимирской области на 2014 - 2020 годы определяет цели, задачи и направления развития сферы малого и среднего предпринимательства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Законом Владимирской области от 07.10.2010 N 90-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства во Владимирской области", Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года".
Общая характеристика состояния малого и среднего предпринимательства Владимирской области
Общее количество малых и средних предприятий, согласно данным Владимирстата, в 2012 году составило 18 тыс. единиц, среднесписочная численность работающих на них - 140,5 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий - 220,3 млрд. рублей.
Малые и средние предприятия создают более половины оборота всех организаций региона по таким видам деятельности как гостиницы и рестораны (89,1%), строительство (82,4%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (59,5%), добыча полезных ископаемых (57,5%), сельское хозяйство (57,1%), операции с недвижимым имуществом (55,5%), торговля (53,3%). Значительную долю в обороте всех организаций малые и средние предприятия занимают по следующим видам экономической деятельности: здравоохранение (22,7%), обрабатывающие производства (19,6%), транспорт и связь (14,4%).
По обороту малых предприятий Владимирская область занимает 6-е место среди регионов Центрального федерального округа, по обороту малых предприятий обрабатывающих производств - 3-е место после Московской области и города Москвы.
Предпринимательский климат
Благоприятный предпринимательский климат создается элементами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. К 2013 году во Владимирской области созданы и действуют такие элементы инфраструктуры как: Микрофинансовая организация "Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области"; Гарантийный фонд Владимирской области; "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Владимирской области"; ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор"; Владимирский инновационно-технологический центр; на территориях муниципальных образований округ Муром, г. Покров, п. Ставрово, Судогодский район действуют муниципальные бизнес-инкубаторы.
К основному инструментарию государственной поддержки, успешно применяемому на территории Владимирской области, относятся *:
- субсидии: по договорам лизинга субъектов предпринимательства, и на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам кластеров, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, либо модернизации производства товаров (работ, услуг); гранты начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационной сферы; субсидии малым инновационным компаниям; субсидии на увеличение гарантийного фонда (фонда поручительств) и на предоставление займов субъектам предпринимательства; субсидия ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" для развития процессов бизнес-инкубирования;
- популяризация предпринимательской деятельности;
- содействие развитию молодежного предпринимательства;
- бюджетные инвестиции на строительство бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных парков (государственных, частных), логистических центров, кластеров, агропромышленных парков и иных, предусмотренных федеральным законодательством, объектов инфраструктуры;
- субсидия ФСРМСП ВО на популяризацию предпринимательской деятельности;
- субсидия ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг в соответствии с перечнем, утвержденным ДРПТСУ;
- субсидия ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг;
- создание и обеспечение деятельности центра прототипирования коллективного использования **;
- субсидия ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" для создания и обеспечения деятельности регионального центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- субсидия бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ в части реализации мероприятий по развитию (содержанию) бизнес-инкубаторов;
- создание и обеспечение деятельности регионального центра поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований.
- обеспечение деятельности центра поддержки народных художественных промыслов;
- обеспечение деятельности центра (агентства) координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание ФРИМСП ВО лизинговых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
- субсидия Микрокредитной компании "Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области" на финансовое обеспечение деятельности по предоставлению займов хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности.
Примечание:
<*> - инструменты региональной поддержки уточняются ежегодно в зависимости от приоритетов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также от потребности на региональном уровне;
<**> - реализация мероприятия предусматривает приобретение оборудования в качестве имущественного взноса в ФСРМСП ВО на реализацию его уставной деятельности.
Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Несмотря на отмеченные положительные результаты и имеющиеся положительные тенденции в области развития малого и среднего предпринимательства, в настоящее время темпы модернизационных и инновационных преобразований не достигают необходимого уровня. Об этом свидетельствует низкая доля частных затрат на исследования и разработки. Значительно уступают реальным потребностям экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции затраты на модернизацию и технологические инновации. Низкая инвестиционная активность обусловлена затрудненным доступом субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным финансовым ресурсам.
Развитие малого и среднего бизнеса региона носит экстенсивный характер: эффективность ведения бизнеса малыми и средними предприятиями ниже практически в 10 раз, чем на предприятиях с иностранным капиталом, осуществляющих экономическую деятельность на территории региона.
Таким образом, можно выделить основные негативные факторы, затрудняющие развитие малого и среднего предпринимательства Владимирской области:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
- низкая производственная и инновационная активность малого и среднего бизнеса;
- низкий уровень участия молодежи в предпринимательской деятельности;
- недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства;
- низкий уровень развития системы государственно-частного партнерства, основанной на экономическом равноправии и социальной ответственности, оптимальном учете интересов, селективности, легитимности действий и стратегическом целеполагании;
- отсутствие для малых и средних предприятий стимулов к повышению производительности труда;
- недостаточный уровень государственной поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Инновационное развитие
Одним из ключевых факторов, повлиявшим в последнее десятилетие на радикальные структурные сдвиги в мировой экономике и экономике Российской Федерации, стал фактор повышения роли инноваций. Фундаментальные технологические сдвиги, усиление воздействия науки и техники на жизнь и развитие общества привели к крупномасштабным социально-экономическим и институциональным переменам и изменили набор основных принципов экономического роста.
Главными источниками создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально-экономических систем становятся научные знания и интеллектуальный капитал.
Для сравнения. Общий объем мирового рынка инновационной продукции оценивается более чем в 2 трлн. долларов США.
Доля стран с развитой рыночной экономикой, таких как США, Япония, на мировом рынке инновационной продукции составляла в докризисный период 39% и 19% соответственно.
Доля России на мировом рынке инновационной продукции составила всего (по различным оценкам) от 0,3% до 0,5%.
В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики признаются ключевыми направлениями социально-экономических преобразований, в том числе и для Владимирской области.
Таким образом, основными приоритетами всех применяемых механизмов настоящей государственной программы станут развитие инновационной активности бизнеса и увеличение инновационной составляющей для малого и среднего предпринимательства.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на перспективу до 2020 года
К 2020 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Владимирской области, и оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, по сравнению с 2013 годом увеличится на 20% и 42% соответственно. По оценочным данным, с учетом развития инновационной составляющей оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в целом увеличится к 2020 году до 800 млрд. рублей. Ежегодное увеличение фондовооруженности составит более 500 млн. рублей.
Такой положительный тренд увеличит вклад малого и среднего бизнеса в экономику области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.