Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. N 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. N 261
"О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"

С изменениями и дополнениями от:

23 октября 1993 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1113 настоящее постановление признано утратившим силу

 

В целях совершенствования координации деятельности органов государственного управления Российской Федерации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами,# и эпифитотиями, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Принять предложение Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованное с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

2. Утвердить прилагаемое Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

3. Возложить на министерства, ведомства и организации Российской Федерации функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.

4. Возложить общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на Государственный комитет при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Разрешить Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при организации и проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные системы и ведомственные сети связи и передачи информации по согласованию с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации.

6. Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству путей сообщения Российской Федерации обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий доставку в районы бедствия и возвращение обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за счет ассигнований выделяемых этому Комитету на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Разрешить Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства других министерств и ведомств Российской Федерации, а также приобретать билеты в приоритетном порядке на все виды транспорта для доставки групп специалистов в районы бедствия.

7. Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) продолжить работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы для обеспечения деятельности Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

В связи с этим определить:

головным исполнителем работ по разработке и созданию системы связи - Министерство промышленности Российской Федерации (научно-исследовательский институт "Восход");

головным исполнителем по разработке и созданию системы связи и передачи данных системы - Министерство связи Российской Федерации (Центральный научно-исследовательский институт связи);

б) в 3-х месячный срок с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации определить:

состав сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и перечень предприятий и организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, и порядок их взаимодействия;

нормативы обеспечения необходимыми силами и средствами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций потенциально опасных объектов и территорий, порядок материально-технического обеспечения и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе оплаты труда работников организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по обучению граждан и привлечению их к учениям и тренировкам.

 

Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации

Е. Гайдар

 

Положение
о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. N 261)

С изменениями и дополнениями от:

23 октября 1993 г.

 

1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок Функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)*(1).

2. РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций*(2) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

3. Основными задачами РСЧС являются:

проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время;

формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности;

осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение чрезвычайных ситуаций, ционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации*(3);

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов РСЧС;

создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

4. РСЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и федеральный.

5. Территориальные подсистемы РСЧС (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.

Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления (дежурную службу), силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.

Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти.

6. Основными типовыми задачами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:

руководство деятельностью подсистем и звеньев РСЧС на подведомственных территориях;

участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения противника, по обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности;

создание фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим;

координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для их ликвидации;

руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения трудоспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвычайной ситуации к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам;

руководство обучением и подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовкой и повышением квалификации специалистов РСЧС, а также повышением квалификации работников, занимающихся мобилизационной подготовкой народного хозяйства Российской Федерации;

участие в организуемом федеральными органами международном сотрудничестве в области проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление сотрудничества на территориальном уровне, непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории и объектах народного хозяйства.

7. Функциональные подсистемы РСЧС состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном, региональном и федеральном уровнях.

При этом в состав отельных# функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств Российской Федерации, решающих схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

К функциональным подсистемам РСЧС, возглавляемым соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, относятся:

информационно-управляющая (ГКЧС России);

защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (ГКЧС России);

экологической безопасности (Минэкологии России);

наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелигеофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (Минэкологии России);

предупреждения цунами (Минэкологии России);

опасных экзогенных геологических процессов (Минэкологии России);

контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах (Госатомнадзор России, Госгортехнадзор России);

сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (Российская академия наук, Минстрой России);

служба противопожарных и аварийно-спасательных работ (МВД России);

санитарно-эпидемического надзора за состоянием здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания (Госкомсанэпиднадзор России);

экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (Минздрав России);

охраны лесов от пожаров (Минэкологии России);

предотвращения и ликвидации последствий аварий и катастроф на морском и речном транспорте (Минтранс России);

служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Минтранс России);

защиты городов и населенных пунктов от аварий и стихийных бедствий (Минстрой России);

чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (Минфин России, Минторгресурс России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минсвязи России, Госрезерв России);

целевых видов страхования (Минфин России).

Основные задачи, организация и порядок деятельности функциональных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственного управления.

8. Ведомственные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и ведомствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях Российской Федерации и предназначены для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций непосредственно на объектах (предприятиях) этих министерств, ведомств и организаций.

Конкретные структуры ведомственных подсистем, их задачи, порядок функционирования определяются министерствами и ведомствами, межотраслевыми государственными консорциумами, корпорациями, концернами и ассоциациями Российской Федерации и закрепляются в положениях об этих подсистемах.

При этом каждая ведомственная подсистема, ее звенья включают в себя, как правило, руководящие органы (комиссия по чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба), силы и средства наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной средой, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. Основными типовыми задачами ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:

руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС в отрасли (ведомств);

участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ;

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных производств, обеспечению устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация и руководство системой наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов, а также в зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

формирование системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности;

руководство созданием и использованием чрезвычайных резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов;

организация целевых видов страхования от чрезвычайных ситуаций, включая перестрахование рисков их возникновения;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, координация и руководство работами по их ликвидации в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций;

организация подготовки персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

10. К федеральному уровню в РСЧС относятся органы управления, центральные дежурно-диспетчерские пункты, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобильные пункты управления и связи, действия которых и системы в целом непосредственно координирует ГКЧС России.

11. К региональному уровню в РСЧС, охватывающему территории республик в составе Российской Федерации, нескольких краев или областей, относятся имеющиеся на территории региона органы управления функциональных и ведомственных подсистем, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, средства управления и связи. Координацию их деятельности осуществляет региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно подведомственный ГКЧС России.

12. К местному уровню в РСЧС относятся территориальные органы управления (комиссии по чрезвычайным ситуациям), органы повседневного руководства (дежурная служба штабов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дежурно-диспетчерская служба предприятий и учреждений), силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций на данной территории, руководство и координацию деятельности которых осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти.

13. К решению задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды в условиях чрезвычайных ситуаций на всех уровнях могут привлекаться общественные организации (профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования). Эти задачи они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы среди своих членов и других групп населения, а также непосредственного участия в осуществлении государственных долгосрочных целевых программ, направленных на предупреждение различных бедствий и ослабление их негативных последствий, осуществление аварийно-спасательных работ и необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим в районах бедствия.

14. Руководящими органами в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях являются комиссии по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации соответственно, а в функциональных подсистемах - соответствующие органы государственного управления.

Их структура и состав определяются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации. Рабочими органами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При ведомственных комиссиях по чрезвычайным ситуациям могут создаваться штабные структурные подразделения (аппарат комиссий), состав которых определяется министерством, ведомством и организацией в зависимости от объемов работ.

Как правило, комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, заместителями министров и председателей государственных комитетов, заместителями председателей (вице-президентами) консорциумов, корпораций, концернов и ассоциаций Российской Федерации, руководителями (главными инженерами) объектов народного хозяйства*(4).

15. Органами повседневного управления РСЧС являются:

дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;

дежурные службы и специализированные подразделения функциональных подсистем;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения министерств и ведомств, объектов народного хозяйства;

штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий всех уровней;

дежурные службы подразделений Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы повседневного управления РСЧС осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев РСЧС.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.

16. Силы и средства РСЧС, являющиеся силами и средствами ее подсистем, подразделяются на силы и средства:

наблюдения и контроля;

ликвидации чрезвычайных ситуаций.

17. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:

сил органов надзора;

сил Государственной контрольно-инспекционной службы Минэкологии России;

служб (учреждений) и ведомств Российской Федерации, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья населения;

службы мониторинга опасных процессов Минстроя России;

сил Ветеринарной службы Российской Федерации;

сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минторгресурса России;

службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях и об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей среды Минэкологии России, службы сейсмических наблюдений и информации Российской академии наук и службы контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду Минэкологии России;

космических средств наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации.

18. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

военизированных и невоенизированных противопожарных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации;

учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также других министерств и ведомств Российской Федерации;

формирований экстренной ветеринарной помощи и служб защиты растений Минсельхоза России;

военизированных служб по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий, подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Минэкологии России;

частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России;

соединений, воинских частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны Российской Федерации;

соединений и воинских частей химических и инженерных войск Вооруженных Сил, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

сил и средств службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Минтранса России;

восстановительных и пожарных поездов МПС России;

аварийно-спасательных служб Военно-Морского Флота, Минтранса России и других министерств и ведомств Российской Федерации;

отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1082 в пункт 19 настоящего Положения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

19. На базе соединений и воинских частей постоянной готовности химических и инженерных войск Вооруженных Сил, Гражданской обороны Российской Федерации, частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России, военизированных горноспасательных и газоспасательных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других аналогичных профессиональных служб различных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации создаются по согласованию с ними аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения (силы) постоянной готовности, которые могут привлекаться ГКЧС России, комиссиями по чрезвычайным ситуациям различных уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом. Пересечение Государственной границы Российской Федерации для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций этими силами осуществляется в порядке, определяемом международными договорами, решениями Правительства Российской Федерации.

Силы постоянной готовности, за исключением соединений и воинских частей Вооруженных Сил и Гражданской обороны Российской Федерации, привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по заданию комиссий по чрезвычайным ситуациям на контрактной основе с возмещением произведенных затрат.

20. Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:

ситуационных центр ГКЧС России;

информационно-вычислительные центры комиссий по чрезвычайным ситуациям республик в составе Российской Федерации, краев, областей, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации;

информационные пункты районных и городских комиссий по чрезвычайным ситуациям, абонентские пункты объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям;

пункты управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских частей, военизированных и невоенизированных формирований);

информационные центры (центры обработки информации) информационных подсистем РСЧС;

вычислительные центры и абонентские пункты системы заказа 7118;

средства связи и передачи данных.

21. Основными функциями информационно-управляющей системы РСЧС являются:

сбор и комплексная обработка данных, полученных от информационных подсистем, в том числе оповещение о фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами (пользователями)*(5) по принадлежности;

сбор и обработка информации от абонентов (пользователей) систем;

обеспечение обмена информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

22. Сбор информации от абонентов (пользователей) системы и обмен ею между различными подсистемами и звеньями РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляются путем передачи формализованных донесений.

Критерии, содержание и вид информации о чрезвычайных ситуациях устанавливаются для каждого уровня. Срок и порядок ее передачи в РСЧС, ее подсистемы и звенья определяются специальными положениями.

23. Деятельность РСЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы:

режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

режим повышения готовности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеолорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе начала войны;

чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения возможным противником современных средств поражения.

Решения о введении того или иного режима функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев принимают ГКЧС России, соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.

В зависимости от обстановки подсистемы и звенья РСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах.

24. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС в различных режимах, являются:

а) при режиме повседневной деятельности:

осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и в прилегающих к ним районах;

выполнение государственных долгосрочных целевых программ и превентивных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению безопасности и защите населения, сокращения народнохозяйственного ущерба, а также повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;

поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиях в чрезвычайных ситуациях;

создание и поддержание чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;

осуществление целевых видов страхования;

б) при режиме повышенной готовности:

принятие на себя непосредственного руководства деятельностью подсистем и звеньев РСЧС комиссиями по чрезвычайным ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерской службы;

усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

принятие мер по защите населения, природной среды и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;

повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в районы предполагаемых действий;

в) при чрезвычайном режиме:

организация защиты населения;

выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами;

выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;

осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

25. Ликвидацию чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляют:

частных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено производственным помещением, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям*(6);

объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией объектов, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп районных (городских) и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям;

местных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией города (района) или области, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти городов, районов, областей, краев, республик в составе Российской Федерации в зависимости от границ распространения чрезвычайной ситуации;

региональных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией края, нескольких областей, республик в составе Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с Координацией действий со стороны региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

глобальных чрезвычайных ситуаций, распространение которых охватывает значительную территорию Российской Федерации и сопредельных стран, - ГКЧС России в части выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ (планово-восстановительные работы осуществляются силами местных органов власти).

26. Оперативные группы ГКЧС России, комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и организации принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды и их реализации непосредственно в районе бедствий. Состав оперативных групп формируется из персонального состава ГКЧС России, комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.

Основными задачами оперативной группы в районе бедствия являются:

а) при функционировании в режиме повышенной готовности:

организация выявления причин, оценки характера возможной чрезвычайной ситуации, прогнозирования развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее локализации и ликвидации;

координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению чрезвычайной ситуации;

б) при функционировании в чрезвычайном режиме:

организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирования развития обстановки;

подготовка предложений по выбору плана действий из числа заранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по его корректировке в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (средств жизнеобеспечения населения, оборудования для производства неотложных работ, социальной помощи пострадавшим и др.) из государственных резервов, по распределению материальных и финансовых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан, в том числе иностранных;

координация и контроль действий территориальных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам;

непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с органами власти и управления в зонах бедствия.

27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами звена, территориальной или ведомственной подсистемы РСЧС, на территории и объектах которых они возникли.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно ставиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации данной чрезвычайной ситуации либо оказать помощь к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации данной чрезвычайной ситуации либо оказать помощь силами и средствами.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальные и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям не могут справиться с ее локализацией и ликвидацией, Правительство Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти и заключению ГКЧС России принимает решение об оказании соответствующей помощи.

Только по указанию Президента Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться соединения и воинские части Вооруженных Сил.

28. Выполнение государственных целевых программ по вопросам безопасности и защиты населения, окружающей среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях, представляющих комплекс мер, увязанных по задачам, срокам выполнения, источникам обеспечения финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, осуществляется соответствующими руководящими органами с целью координации финансовой, кредитной, инвестиционной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их дестабилизирующего воздействия, а также с целью подготовки к ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.

Государственные целевые программы разрабатываются в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и финансируются из республиканского бюджета Российской Федерации. Содержание основных проектов, составляющих программу, и объемы финансирования согласовываются с соответствующими органами государственной власти и управления, участвующими в их реализации.

29. Финансирование РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов. Распорядителями указанных фондов являются ГКЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям любого уровня организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно. Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.

30. Чрезвычайные резервные фонды финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов создаются в РСЧС за счет бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия чрезвычайных ситуаций на экономику республики.

Государственные чрезвычайные резервные фонды создаются за счет республиканского бюджета Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые не могут быть устранены силами органов исполнительной власти.

Номенклатура, объемы, дислокация, а также порядок создания и использования государственных чрезвычайных резервных фондов определяются соответствующими положение или решением Правительства Российской Федерации.

Местные чрезвычайные фонды финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов создаются за счет местных бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия чрезвычайных ситуаций локального характера.

31. Обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях организуется штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учеты и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.

Подготовка специалистов органов управления РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется на базе курсов Гражданской обороны Российской Федерации, на учебно-материальной базе службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России.

32. В целях совершенствования организации РСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.

 

_____________________________

*(1) Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотней, эпифитотией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.

*(2) Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по ликвидации их последствий в компетенцию системы не входят.

*(3) Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций имеется в виду проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Восстановление объектов народного хозяйства и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию РСЧС не входит.

*(4) Районные, городские и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при наличии соответствующей базы.

*(5) Абонентами (пользователями) информационно-управляющей системы РСЧС являются руководящие органы и органы повседневного управления системы.

*(6) При отсутствии таких комиссий - вышестоящими районными (городскими) или ведомственными комиссиями.

 

Приложение

к постановлению Правительства РФ

от 18 апреля 1992 г. N 261

 

Функции
органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

Минстрой России

 

Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изучения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов, разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты территорий.

Нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты народнохозяйственных объектов в экстремальных условиях.

Руководство созданием и функционированием подсистемы защиты городов и населенных пунктов от воздействия опасных природных и техногенных процессов Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Разработка методологии проведения расчетов ущерба и потребности в материально-технических ресурсах при проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

МВД России

 

Обеспечение общественного порядка и охрана материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях.

Тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.

Руководство созданием и функционированием подсистемы службы противопожарных и аварийно-спасательных работ Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

 

МБ России

 

Предоставление ГКЧС России и руководящим органам территориальных, функциональных и ведомственных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях информации о возможных предпосылках и характере чрезвычайных ситуаций, об их причинах, о планах, намерениях и конкретных действиях преступных групп и отдельных лиц по умышленному созданию чрезвычайных ситуаций.

Осуществление мероприятий по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах с особым режимом, в районах, закрытых для посещения иностранцами, а также при оказании иностранными государствами содействия в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.

Участие при необходимости специальных сил и средств органов безопасности в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ситуаций, созданных в результате действий террористов и других экстремистских элементов.

 

Минздрав России

 

Руководство созданием и функционированием подсистемы (службы) экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи в районах чрезвычайных ситуаций.

Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

МИД России

 

Содействие в развитии международных связей в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания взаимной помощи при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

 

Миннауки России

 

Организация проведения научных исследований в интересах совершенствования и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, координация и оказание государственной помощи в проведении этих исследований.

Организация подготовки кадров специалистов для Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

 

Минпром России, Минтопэнерго России и Минатом России

 

Организация наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях.

Осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах министерств.

Координация работ по размещению объектов министерств с учетом промышленной и экологической безопасности.

Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений, входящих в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Руководство созданием и функционированием соответствующих ведомственных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

 

Минсельхоз России

 

Осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах Министерства.

Организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами. Обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях.

Организация и координация работ по эпизоотологическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и этифитотий.

Обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи необходимой для сельскохозяйственного производства информации по оценке чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера.

 

Минторгресурс России, Минэкономики России, Минфин России,
Минтруд России и Госрезерв России

 

Координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории Российской Федерации с учетом требований промышленной и экологической безопасности (Минэкономики России).

Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи пострадавшему населению.

Создание страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой необходимости.

Руководство созданием и функционированием подсистем соответствующих чрезвычайных резервных фондов Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

 

Минтранс России

 

Организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте.

Обеспечению перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление эвакуационных мероприятий.

Участие сил ведомственных формирований в пределах их тактико-технических возможностей в проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Руководство созданием и функционированием ведомственной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

 

Минэкологии России

 

Прогнозирование опасных гидрометеорологических и других природных явлений, высокого уровня загрязнения природной среды и масштабов связанных с ним чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение контроля экологической обстановки в республике, планирование и осуществление мер по ее улучшению.

Методическое руководство работами по ликвидации экологических чрезвычайных ситуаций.

Проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения, обусловленного авариями и катастрофами.

Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах республики, организация и осуществление мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

Предоставление гидрометеорологической и гелиогеофизической информации и данных об уровнях загрязнения природной среды органам управления Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Руководство созданием и функционированием соответствующих функциональных подсистем наблюдения и контроля Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

 

Госатомнадзор России, Госгортехнадзор России и Госкомсанэпиднадзор России

 

Организация и осуществление контроля за состоянием потенциально опасных объектов, санитарной и эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации.

Прогнозирование возможности возникновения аварий и катастроф на объектах промышленности, эпидемий на территории Российской Федерации.

Руководство созданием и функционированием соответствующих подсистем надзора Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

 

Государственная корпорация "Транстрой", Государственная корпорация "Монтажспецстрой" и Главспецстрой России

 

Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение участия специализированных строительно-монтажных и проектных организаций в проведении аварийно-восстановительных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Участие в деятельности органов государственного управления по созданию финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления профилактических мероприятий, содержания и обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Взаимодействие с органами государственного управления при организации и проведении ими аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

 


Определены основные задачи, организация и порядок функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

РСЧС создана для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды. Основными задачами РСЧС, в частности, является: формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

РСЧС включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и федеральный.


Постановление Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. N 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"


Текст постановления официально опубликован не был


Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1113 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1082