Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 4 октября 2008 г. N 500
Инструкция
о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок работы по судебной защите интересов Министерства обороны и воинских частей, а также по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.
2. Участие Министерства обороны, воинских частей в судах осуществляется в случаях:
предъявления Министерством обороны, воинской частью в суд исковых или иных требований;
предъявления в суд исковых или иных требований к Министерству обороны, воинской части;
поручения Президента Российской Федерации представлять его интересы в суде;
поручения Правительства Российской Федерации представлять его интересы в суде;
иных случаях.
II. Порядок организации работы по судебной защите интересов воинских частей
3. Работа по судебной защите ведется на основании приказа командира (начальника) об организации работы по судебной защите в воинской части.
В данном приказе определяются:
порядок осуществления работы по судебной защите и комплекс мероприятий, проводимых командирами (начальниками) и иными должностными лицами воинской части, направленные на исключение случаев причинения реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны, воинской части, на недопустимость отмены принятых актов, исключение случаев возложения обязанности либо привлечения к ответственности Министерства обороны, воинской части;
должностное лицо, ответственное за организацию и ведение указанной работы (далее именуется - ответственное лицо), его права и обязанности;
порядок назначения представителей и привлечение личного состава для подготовки необходимых документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых в воинской части в целях организации и ведения работы по судебной защите;
требования, предъявляемые к назначаемым представителям, их права и обязанности;
порядок взаимодействия назначенных представителей со структурными подразделениями воинской части, иными органами военного управления, органами прокуратуры и судами;
организация учета и хранения документов, предусмотренных пунктом 52 настоящей Инструкции;
категории дел, по которым позиция назначенного представителя подлежит согласованию с должностными лицами вышестоящей юридической службы, Главным правовым управлением;
порядок и сроки информирования Главного правового управления, должностных лиц вышестоящей юридической службы о судебных делах (спорах), принятых и рассмотренных судами;
должностные лица, на которых возложен контроль выполнения данного приказа;
иные мероприятия, направленные на организацию работы по судебной защите.
Командир (начальник) несет персональную ответственность за организацию работы по судебной защите в воинской части и действия в суде назначенного им представителя.
4. Все поступающие в воинскую часть судебные документы (в том числе с поручением Главного правового управления) с обязательным приложением почтового конверта регистрируются, учитываются делопроизводством воинской части и в день регистрации подлежат рассмотрению командиром (начальником) воинской части.
5. Ответственное лицо, получив документы с резолюцией командира (начальника), выясняет обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, обеспечивает направление информации о предстоящем судебном разбирательстве в вышестоящую юридическую службу и Главное правовое управление*(1) (приложение N 1 к настоящей Инструкции), определяет кандидатуры представителей для ведения дела в суде и предлагает их на утверждение командиру (начальнику), организует получение ими доверенностей, осуществляет методическое руководство подготовкой и контроль их участия во всех стадиях рассмотрения дела.
6. Представителями, кроме должностного лица юридической службы (при наличии такой должности в штате воинской части и ее замещении военнослужащим (лицом гражданского персонала), при необходимости назначаются:
по делам, связанным с прохождением военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами, - должностные лица организационно-мобилизационных органов или (при отсутствии организационно-мобилизационных органов) лица, выполняющие соответствующие обязанности;
по делам, связанным с прохождением военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами), а также по трудовым спорам - должностные лица кадровых органов;
по делам, связанным с привлечением к дисциплинарной ответственности, - должностные лица органов воспитательной работы;
по жилищным спорам, а также по вопросам недвижимого имущества, в том числе земельным спорам, - должностные лица квартирно-эксплуатационных органов (органов и войсковых частей, за которыми закреплено имущество);
по делам, связанным: с обеспечением военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил денежным довольствием (заработной платой); пенсионным обеспечением; возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью; предоставлением социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей; по спорам с налоговыми органами - должностные лица финансово-экономических органов (органов на которые возложены вопросы социального обеспечения);
по делам, связанным с медицинским, продовольственным и вещевым обеспечением, включая предоставление социальных гарантий и компенсаций по этим видам обеспечения, - должностные лица соответствующих служб;
по делам, связанным с возмещением причиненного вреда, возникшего при эксплуатации вооружения и военной техники, - должностные лица, отвечающие за правильную эксплуатацию и ремонт (сохранность, содержание в порядке и исправности) соответствующего вооружения и военной техники, техническую подготовку личного состава (в том числе в непосредственно подчиненных им подразделениях);
по делам, вытекающим из договорных правоотношений, - должностные лица структурных подразделений, принимавших участие в разработке и заключении договора, должностные лица, принимавшие участие в комиссии по размещению заказа, и должностные лица финансово-экономических органов, обеспечивающих централизованное исполнение обязательств по расчетам, связанным с договором (размещением заказа);
по делам, связанным с оспариванием правовых актов Министра обороны Российской Федерации, командиров (начальников), а также их действий (бездействия), - должностные лица органов военного управления, ответственных за разработку проекта правового акта, а также проекта соответствующего решения;
по делам, связанным с несостоятельностью (банкротством) федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству обороны, - должностные лица органов военного управления, в чьем непосредственном подчинении находятся такие предприятия, а также Управления по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны.
7. Полномочия представителя определяются в доверенности, оформленной в установленном порядке*(2) по образцу согласно приложению N 2 или 3 к настоящей Инструкции.
8. Назначенный представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, собирает доказательства для обоснования и подготовки письменной позиции по делу.
При этом позиция по делу, апелляционная, кассационная, надзорная жалобы (заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора) подлежат обязательному согласованию:
с должностными лицами юридической службы вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, рода войск Вооруженных Сил:
по делам, связанным с вовлечением недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в хозяйственный оборот, с иным отчуждением недвижимого имущества;
по жилищным спорам;
по делам, где цена иска превышает 100 000 рублей;
по делам, связанным с возмещением вреда здоровью;
по делам, связанным с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя;
по уголовным делам;
с Главным правовым управлением:
по делам о несостоятельности (банкротстве) подведомственных Министерству обороны федеральных государственных унитарных предприятий;
по делам об оспаривании участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
по делам, связанным с вовлечением недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в хозяйственный оборот, с иным отчуждением недвижимого имущества, находящегося в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области, г. Калининграде, Калининградской области, либо стоимость этого имущества превышает 1 000 000 рублей;
по делам, где цена иска составляет более 1 000 000 рублей;
по делам, рассматриваемым в Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации;
по делам об оспаривании правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации;
по делам об оспаривании правовых актов, связанных с наложением штрафов на Министерство обороны, Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и начальников служб Министерства обороны;
по делам, где Министерство обороны признано потерпевшим либо гражданским истцом в уголовном деле.
При ограниченных сроках согласования позиции по делу допускается получение такого согласования по телефону (средствам факсимильной связи) с последующим письменным направлением позиции для подтверждения. Невозможность согласования позиции по каким-либо причинам не освобождает назначенного представителя от участия в деле и ответственности за результаты его рассмотрения.
9. Командир (начальник) воинской части независимо от наличия отношений подчиненности письменно уведомляет, в том числе с использованием средств факсимильной связи, начальника юридической службы военного округа (флота), на территории которого дислоцируется воинская часть, о предстоящем судебном рассмотрении дела, позиция по которому подлежит обязательному согласованию с Главным правовым управлением.
Начальник юридической службы военного округа (флота) при поступлении информации в установленном порядке докладывает командующему войсками военного округа (флотом) о данном судебном разбирательстве, а также о других делах, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции.
Командующий войсками военного округа (флотом) на основании доклада начальника юридической службы военного округа (флота) в пределах своей компетенции оказывает содействие в организации работы по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны, воинских частей, в том числе не входящих в состав военного округа (флота).
10. В случае отсутствия необходимых доказательств в воинской части, от которой назначен представитель, командир (начальник) либо назначенный представитель обращается в воинскую часть, которая располагает данными доказательствами, с письменным запросом.
11. Командир (начальник) воинской части, получивший данный запрос, в 2-дневный срок, если не указан более короткий срок, с момента поступления запроса обеспечивает подготовку и направление представителю запрашиваемых материалов, документов и предложений (позиции) по делу.
12. В случае непредставления соответствующей воинской частью в указанные сроки запрашиваемых материалов назначенный представитель обеспечивает представление интересов в суде на основе имеющихся материалов и принимает меры к их истребованию в судебном порядке. При наступлении негативных последствий для Министерства обороны, воинской части, причинами которых стало отсутствие запрашиваемых материалов (доказательств), в отношении командира (начальника) воинской части, не обеспечившего представление имеющихся материалов (доказательств), проводится разбирательство.
13. О принятом в суде решении назначенный представитель незамедлительно докладывает командиру воинской части и ответственному лицу. Командир (начальник) воинской части направляет отчет в Главное правовое управление согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции, представляет по мере изготовления судом копию судебного акта и мотивированные предложения об обжаловании судебного акта при наличии к тому оснований или о мерах по его исполнению.
14. Обжалованию в апелляционном, кассационном и надзорном порядке подлежат все судебные акты, принятые с нарушением норм материального и (или) процессуального права, а также по иным основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации, если они вынесены не в пользу лиц, участвующих в деле, чьи интересы в суде поручено представлять назначенному представителю.
Решение командира (начальника) воинской части, от которой назначен представитель, является основанием для совершения финансовым органом действий по уплате государственной пошлины и оплате судебных издержек (издержек по делам об административных правонарушениях), связанных с рассмотрением дела в суде. Данные расходы осуществляются за счет средств, предусмотренных в сметах расходов воинских частей на общехозяйственные расходы.
15. Командиры (начальники) воинских частей по фактам неприбытия без уважительных причин в судебное заседание назначенных представителей, непринятия мер к обжалованию судебных актов при наличии на это оснований, при выявлении фактов заключения гражданско-правовых договоров, не обеспеченных необходимыми лимитами финансирования (либо с превышением указанных лимитов), признания судами незаконными действий (бездействия) должностных лиц проводят разбирательство. В целях выявления недостатков и ошибок в работе, определения уровня квалификации должностных лиц, правоприменительного опыта в принятии управленческих решений, а также в целях принятия решения о направлении, при необходимости, материалов в органы прокуратуры Российской Федерации командиры (начальники) воинских частей организуют анализ судебных актов, послуживших основанием для взыскания убытков, списания денежных средств со счетов Министерства обороны, воинской части по исполнительным документам, отказа судами в удовлетворении требований, заявленных от имени Министерства обороны, воинской части.
III. Порядок рассмотрения частных определений
16. Поступившие в воинскую часть частные определения, в том числе с поручением Главного правового управления, в которых судом обращено внимание командира (начальника) воинской части на выявленные случаи нарушения законности, регистрируются и оперативно рассматриваются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей Инструкции.
17. При необходимости командиром (начальником) воинской части назначается разбирательство в целях проверки фактов и обстоятельств, отраженных в частном определении, а также его законности и обоснованности. Время для разбирательства устанавливается с учетом сроков, определенных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации для исполнения либо обжалования частного определения.
18. Если в ходе разбирательства установлены должностные лица, чьи виновные противоправные действия привели к нарушениям законности, они привлекаются к ответственности в установленном порядке.
19. При наличии оснований частное определение подлежит обжалованию в установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядке*(3).
20. О принятых по частному определению мерах командир (начальник) воинской части, указанный в пункте 16 настоящей Инструкции, сообщает суду в установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации сроки.
21. Информация о результатах рассмотрения частных определений, поступивших с поручением Главного правового управления, направляется в суд командиром (начальником) воинской части, ответственным за исполнение поручения. Копия ответа в суд одновременно направляется в Главное правовое управление.
IV. Порядок рассмотрения запросов судов
22. Поступающие в воинскую часть судебные запросы и связанные с ними материалы, в том числе с поручением Главного правового управления, регистрируются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей Инструкции, и рассматриваются в сроки, установленные судом.
23. Если командир (начальник) воинской части не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию и материалы в установленный судом срок, то он обязан обеспечить извещение об этом суда с указанием причин непредставления в 5-дневный срок со дня получения запроса суда.
24. Истребованная судом информация направляется непосредственно в суд. По запросу суда истребованная информация может быть выдана на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.
25. При поступлении запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека командир (начальник) воинской части, ответственный за подготовку и представление необходимых материалов и ответа на запрос в установленном в Министерстве обороны порядке, обязан согласовать ответ на запрос с Главным правовым управлением после согласования со всеми заинтересованными воинскими частями.
26. При поступлении материалов и запросов Конституционного Суда Российской Федерации командир (начальник) воинской части, ответственный за подготовку и представление необходимых материалов и ответа на запрос, обязан обеспечить согласование проектов ответов на запросы из Конституционного Суда Российской Федерации с соисполнителями в течение 14 дней с момента получения запроса, но не позднее чем за 10 дней до истечения указанного в запросе срока.
27. Проекты писем, ответов на запросы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также на запросы иных судов, направленных в Министерство обороны, подлежат согласованию с Главным правовым управлением.
28. Командир (начальник) воинской части, ответственный за подготовку и представление необходимых материалов и ответа на запрос суда, незамедлительно сообщает о результатах проведенной работы в Главное правовое управление.
V. Порядок работы по исполнению судебных актов*(4)
29. Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов возлагается на командиров (начальников) воинских частей, к компетенции которых относится разрешение требований, подлежащих исполнению.
30. При поступлении в воинскую часть материалов по исполнительному производству, в том числе с поручением Главного правового управления, они регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей Инструкции. При этом устанавливаются:
соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законом;
возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным для его предъявления законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи соответствующего заявления о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа;
возможность добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в установленный срок;
необходимость обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства или постановления о возвращении исполнительного документа и иных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
необходимость и целесообразность совершения иных процессуальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.
31. По результатам рассмотрения материалов исполнительного производства ответственное лицо докладывает командиру (начальнику) воинской части предложения, согласованные с заинтересованными структурными подразделениями, определенными пунктом 6 настоящей Инструкции, а также должностными лицами финансово-экономической службы.
Доклад представляется в установленном порядке командиру (начальнику) воинской части в срок, обеспечивающий возможность совершения в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве необходимых действий.
32. При отсутствии оснований, препятствующих исполнению судебных актов, командиром (начальником) воинской части должны быть приняты исчерпывающие меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и меры, исключающие возложение на должника ответственности (штрафа) за неисполнение исполнительного документа.
33. По фактам наложения на Министерство обороны, воинскую часть либо должностных лиц штрафов командиром (начальником) воинской части назначается разбирательство, по результатам которого принимаются меры для исключения подобных случаев.
34. В случае удовлетворения судом требований за счет казны Российской Федерации либо Министерства обороны командир (начальник) воинской части, которому направлялось поручение Главного правового управления по данному делу, направляет в Главное правовое управление документы, отменяющие или приостанавливающие исполнение судебного акта, либо информацию об отсутствии оснований к обжалованию судебного акта не позднее 5 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме. В целях соблюдения установленных в настоящем пункте сроков допускается дублирование указанных сведений посредством их направления факсимильной связью. После чего данные документы вместе с позицией Главного правового управления направляются в орган военного управления (должностному лицу), на который в Министерстве обороны возложено исполнение функций главного распорядителя средств федерального бюджета.
35. Орган военного управления (должностное лицо), на который в Министерстве обороны возложено исполнение функций главного распорядителя средств федерального бюджета, в установленном порядке обеспечивает направление установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации документов и информации в Министерство финансов Российской Федерации (орган Федерального казначейства).
36. Предложения по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований, по которым требуется принятие решения Министром обороны Российской Федерации, докладываются соответствующим командиром (начальником) воинской части в установленном порядке с проектами необходимых документов. Данные предложения должны быть согласованы с заинтересованными органами военного управления и заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе.
37. После окончания исполнительного производства, по которому должником является Министерство обороны либо Министр обороны Российской Федерации, командиры (начальники) воинских частей обеспечивают направление в Главное правовое управление данных сведений в 5-дневный срок.
38. В случаях, когда взыскателем по исполнительному производству является Министерство обороны, воинская часть, организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 29-31 настоящей Инструкции. При взыскании денежных средств с участника бюджетного процесса исполнительные документы направляются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, а при взыскании с иных должников - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
VI. Особенности организации работы по судебной защите интересов Министерства обороны и органов военного управления, входящих в центральный аппарат Министерства обороны
39. Все поступающие в Министерство обороны судебные документы и другие связанные с ними материалы направляются в Главное правовое управление, где регистрируются, вносятся в электронную базу данных, после чего направляются с соответствующим поручением начальником Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации либо по его указанию иными должностными лицами Главного правового управления в воинские части, к компетенции которых относится разрешение заявленных требований.
В случае поступления вышеуказанных документов по делам с участием Министерства обороны непосредственно в воинские части ответственное лицо немедленно сообщает об этом в Главное правовое управление и обеспечивает поступление копий этих документов в 2-дневный срок, в том числе с использованием средств факсимильной связи.
40. В случае ликвидации либо реорганизации воинской части, в которую направлялось поручение Главного правового управления в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции, к участию в представлении интересов Министерства обороны начальником Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации привлекаются представители иных воинских частей, к ведению которых относятся вопросы, подлежащие рассмотрению в суде.
При этом дополнительное поручение направляется Главным правовым управлением в случае необходимости.
41. Поручения Главного правового управления рассматриваются в порядке, определенном пунктами 4-6 настоящей Инструкции.
42. Доверенности на представление интересов Министерства обороны в судах в качестве ответчика, третьего (заинтересованного) лица на основании поручений, направленных в воинские части, оформляются и выдаются Главным правовым управлением.
43. Ответственные лица воинских частей для оформления полномочий (доверенности) своевременно направляют в письменной форме в Главное правовое управление следующие сведения о назначенных представителях Министерства обороны:
номер и дату поручения Главного правового управления (в случае, если направлялось поручение);
воинское звание представителя (для военнослужащего);
фамилию, имя и отчество представителя;
занимаемую представителем воинскую должность (должность) в соответствии со штатом;
наименование суда, в котором рассматривается иск (заявление), дату слушания дела;
фамилию и инициалы или наименование истца (заявителя);
фамилию, имя, отчество и номер служебного телефона лица, заказывающего доверенность;
почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необходимости).
В случаях, не терпящих отлагательства, такие данные могут быть сообщены по телефонам (средствам факсимильной связи).
При этом заявки об оформлении доверенностей в суды общей юрисдикции и арбитражные суды направляются отдельными документами.
44. В случае необходимости заявить в суд требования от имени Министерства обороны в обращении командира (начальника) воинской части к начальнику Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации указываются:
суть требований, которые планируется заявить от имени Министерства обороны в суде, либо сведения об уголовном деле, по которому Министерство обороны привлечено в качестве потерпевшего (гражданского истца);
обоснование необходимости выдачи доверенности конкретному лицу, которое будет представлять интересы Министерства обороны;
воинское звание представителя (для военнослужащего);
фамилия, имя и отчество представителя;
занимаемая представителем воинская должность (должность) в соответствии со штатом;
наименование суда, в который планируется направить иск (заявление);
фамилия и инициалы или наименование ответчика либо сведения об обвиняемом (подсудимом);
почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необходимости);
проект искового заявления (заявления) и доказательства, обосновывающие исковые требования;
проект доверенности в двух экземплярах;
иные необходимые документы.
Второй экземпляр проекта доверенности визируется командиром (начальником) воинской части, руководителями подразделений юридической и финансово-экономической служб.
45. Доверенности на представление интересов Министерства обороны в судах с полномочиями истца, гражданского истца (потерпевшего) в уголовном судопроизводстве, ответчика, третьего (заинтересованного) лица могут оформляться и выдаваться начальниками юридических служб военных округов (флотов)*(5). В этих случаях доверенности с полномочиями истца, гражданского истца (потерпевшего) в уголовном судопроизводстве выдаются только после получения письменного согласования с Главным правовым управлением. Доверенности с полномочиями ответчика, третьего (заинтересованного) лица выдаются для оперативного направления назначенного представителя в суд и только при наличии соответствующего поручения Главного правового управления. Лицо, выдавшее доверенность, в 3-дневный срок письменно уведомляет об этом Главное правовое управление и направляет копию выданной доверенности.
46. Представление интересов Министерства обороны в судах по вопросам, относящимся к ведению органов военного управления, входящих в центральный аппарат Министерства обороны, осуществляется, как правило, должностными лицами Главного правового управления в порядке, установленном абзацем первым пункта 8 и пунктами 10-14 настоящей Инструкции, за исключением дел, где не требуется специальных юридических знаний (установление того или иного юридического факта; обжалование действий жилищной комиссии; исчисление выслуги лет; перерасчет размеров денежного довольствия, заработной платы, пенсии; индексация присужденных денежных сумм; приватизация жилых помещений; нарушение порядка рассмотрения обращений граждан; исполнение судебных поручений по представлению в суд сведений (доказательств) и где представителями Министерства обороны по данным делам могут быть должностные лица иных органов военного управления.
По делам, связанным с исполнением государственных контрактов, интересы Министерства обороны в суде могут представлять должностные лица заказывающих органов военного управления.
Поручения (обращения) начальника Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации и его заместителей к руководителям органов военного управления, командирам (начальникам) воинских частей о выделении для участия в судебных заседаниях специалистов из числа указанных в пункте 6 настоящей Инструкции являются обязательными для исполнения.
47. Представление интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в судах осуществляется в порядке, установленном абзацем первым пункта 8, пунктами 10 - 14, абзацем первым пункта 39, пунктом 46 настоящей Инструкции на основании соответствующих поручений по доверенности. Доверенности на представление интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации выдаются Министром обороны Российской Федерации на основании доклада начальника Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации.
VII. Организация учета, хранения судебных документов и отчетности о работе по судебной защите
48. В воинской части должна вестись следующая документация:
журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть в текущем году (приложение N 5 к настоящей Инструкции);
журнал учета заявок и получения доверенностей на ведение дела в суде (приложение N 6 к настоящей Инструкции).
Допускается ведение журналов в электронном виде с последующим переносом информации на бумажные носители.
49. Записи вносятся в журналы на основании информации, поступившей в воинскую часть в период с 1 января по 31 декабря текущего года.
50. Обязанность по ведению журналов возлагается на ответственных лиц.
51. Все материалы, связанные с рассмотрением конкретного дела в суде, формируются в отдельное дело (далее именуется - дело).
52. В комплект документов дела в обязательном порядке входят следующие документы:
иск (заявление);
доверенность представителя;
отзывы (возражения относительно заявленных требований);
доказательства по делу (за исключением доказательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);
апелляционные, кассационные и надзорные жалобы (заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора) в случае обжалования судебного акта;
судебные акты, принятые судом по делу;
материалы по исполнительному производству;
документы, свидетельствующие об исполнении решения суда;
иные документы и материалы, относящиеся к предмету иска (заявления);
доклады представителя, предусмотренные пунктами 5 и 13 настоящей Инструкции.
Указанные в настоящем пункте документы хранятся в подлинных экземплярах либо в заверенных копиях.
53. Обязанность по формированию и ведению дела возлагается на должностное лицо юридической службы (при наличии такой должности в штате воинской части и ее замещении военнослужащим (лицом гражданского персонала), а в случае отсутствия - на ответственное лицо.
54. Хранение и учет журналов и сформированных дел возлагаются на структурное подразделение воинской части, предназначенное для ведения несекретного делопроизводства.
55. Срок хранения журналов, дел, оригиналов доверенностей, копий судебных актов и документов определяется в соответствии с Перечнем документов со сроками их хранения*(6).
56. Ответственное лицо не реже двух раз в год (к 1 января и к 1 июля) с привлечением других структурных подразделений анализирует и обобщает имеющуюся в воинской части судебную практику; представляет командованию воинской части предложения об устранении выявленных недостатков. Результаты анализа должны отражать наиболее характерные судебные споры и содержать рекомендации представителям по ведению подобных дел в суде.
57. Анализ судебной практики, проведенный в воинских частях, направляется командирами (начальниками) воинских частей в подчиненные подразделения и Главное правовое управление ежегодно к 1 февраля и 1 августа.
58. Информация о результатах работы по судебной защите ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляется командирами (начальниками) в Главное правовое управление (приложение N 7 к настоящей Инструкции).
______________________________
*(1) Информация направляется обо всех судебных разбирательствах независимо от того, является Министерство обороны стороной в судебном деле (споре) или нет.
*(2) Порядок оформления и подтверждения полномочий представителя в судах урегулирован статьями 185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410, ст. 411; N 9, ст. 773; N 34, ст. 4025, ст. 4026; 1997, N 43, ст. 4903; 1999, N 28, ст. 3471; N 51, ст. 6288; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; N 49, ст. 4552; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, N 2, ст. 160, ст. 167; N 13, ст. 1179; N 46 (ч. 1), ст. 4434; N 52 (ч. 1), ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; N 49, ст. 4855; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 15, ст. 18, ст. 39, ст. 43, ст. 45; N 13, ст. 1080; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2722; N 30 (ч. 1), ст. 3100; N 30 (ч. 2), ст. 3120; 2006, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 5, ст. 558; N 6, ст. 636; N 17, ст. 1929; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881, ст. 3213; N 31, ст. 3437, ст. 3993, ст. 4015; N 41, ст. 4845; N 44, ст. 5282; N 45, ст. 4627, ст. 5428; N 49, ст. 6042, ст. 6048, ст. 6079; N 50, ст. 5279, ст. 6247; N 52 (ч. 1), ст. 5496, ст. 5497, 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 7, ст. 834; N 17, ст. 1929; N 27, ст. 3213; N 31, ст. 3993; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; N 50, ст. 6246; 2008, N 17, ст. 1756; N 18, ст. 1939; N 20, ст. 2253; N 27, ст. 3122, ст. 3123; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3617), статьями 53, 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 24, ст. 2335; N 31, ст. 3230; N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 20; N 30 (ч. 1), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 8; N 50, ст. 5303; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 41, ст. 5084; N 50, ст. 6243; 2008, N 24, ст. 2798; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 1), ст. 3603), статьями 61, 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2004, N 31, ст. 3216; N 45, ст. 4377; 2005, N 14, ст. 1210; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 41, ст. 4845; 2008, N 18, ст. 1941; N 24, ст. 2798; N 30 (ч. 1) ст. 3594).
*(3) При обжаловании частных определений необходимо учитывать, что в том случае, если лицо, в отношении которого вынесено частное определение, участвовало в деле, оно может обжаловать частное определение в кассационном (апелляционном) и надзорном порядке. В случае же, если лицо, чьи права и законные интересы затронуты частным определением, не участвовало в деле, оно вправе в соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обжаловать такое определение в надзорном порядке.
*(4) Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; N 28, ст. 2790; N 30, ст. 3021, ст. 3027; 2003, N 28, ст. 2886, ст. 2892; N 46, ст. 4443, ст. 4444; N 50, ст. 4844; N 52, ст. 5036, ст. 5038; 2004, N 34, ст. 3526, ст. 3535; N 52, ст. 5278; 2005, N 1, ст. 8, ст. 21; N 19, ст. 1756; N 27, ст. 2717; N 42, ст. 4214; N 52, ст. 5572, ст. 5589; 2006, N 1, ст. 8, ст. 9; N 2, ст. 171; N 6, ст. 636; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5503; 2007, N 1, ст. 28; N 17, ст. 1929; N 18, ст. 2117; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5424; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6246; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, ст. 3617.
*(5) При наличии доверенности, выданной Министром обороны Российской Федерации, с правом передоверия и соответствующими полномочиями представлять в судах интересы Министерства обороны как юридического лица, Министра обороны Российской Федерации - как должностного лица.
*(6) Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 года N 033 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 144с-ЮД в государственной регистрации не нуждается).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.