Приказ Министра обороны РФ от 6 октября 2005 г. N 400
"О состоянии работы по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию в Вооруженных Силах Российской Федерации"
Приказом Министра обороны от 21 октября 2008 г. N 533 настоящий приказ признан утратившим силу
Данные учета количества требований, предъявленных к Министерству обороны Российской Федерации* в 2000-2004 годах, свидетельствуют об устойчивой тенденции увеличения количества судебных споров с участием Министерства обороны и вынесении судами решений, по которым взыскание денежных средств должно производиться за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны.
По сравнению с 2003 годом в 2004 году количество исковых требований к Министерству обороны, рассмотренных судами общей юрисдикции, увеличилось с 947 до 1683 (более чем в 1,7 раза).
Основная часть исков (заявлений), рассмотренных судами общей юрисдикции в 2004 году, связана с оспариванием неправомерных действий (бездействия) должностных лиц по отношению к военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Анализ этих требований позволяет сделать вывод о том, что в основном эти граждане обращаются в суд в связи с их ненадлежащим материальным и финансовым обеспечением, неправильным, по их мнению, назначением военными комиссариатами пенсий, компенсацией морального вреда.
Увеличение по сравнению с 2003 годом на 222 иска к Министерству обороны, заявленных различными юридическими лицами и удовлетворенных арбитражными судами в 2004 году, свидетельствует о возрастании количества исковых требований юридических лиц, связанных с неисполнением договорных обязательств по причине ненадлежащего финансирования.
В первом полугодии 2005 года юридическими лицами и гражданами уже направлено в суды 1992 исковых заявления (заявления), по которым Министерство обороны привлечено к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица.
Практика показывает, что наиболее эффективно задача по защите прав и законных интересов Министерства обороны в судах решается в тех случаях, когда командиры (начальники) воинских частей принимают меры к исключению действий (бездействия) подчиненных должностных лиц, не соответствующих действующему законодательству, знают и правильно применяют законодательство Российской Федерации и правовые акты Министерства обороны, назначают для представления интересов Министерства обороны квалифицированных и подготовленных представителей, организуют контроль за ходом рассмотрения каждого спора и своевременным прибытием назначенных представителей в судебные заседания, своевременно исполняют вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем продолжаются случаи, когда должностные лица воинских частей, направляемые в качестве представителей в суд, не вникая в предмет спора и суть заявленных требований, не исследуя их законности и обоснованности, ограничиваются утверждением, что конкретная воинская часть, непосредственный участник спорных гражданских правоотношений, не является юридическим лицом и не может быть надлежащим ответчиком по делу. При этом ими заявляется ходатайство о привлечении в качестве надлежащего ответчика Министерства обороны. В дальнейшем должностные лица, назначенные представлять интересы Министерства обороны в суде, доверенность не оформляют, возражения (отзывы) по существу заявленных требований не представляют, в судебные заседания не являются либо занимают пассивную позицию. Вопросы надлежащего финансирования со стороны Министерства обороны как главного распорядителя бюджетных средств, иные обстоятельства, влияющие на решение суда, в судебном заседании не исследуются, назначенные представители инициативы по этому вопросу не проявляют. Меры по обжалованию таких решений не предпринимаются, что приводит к негативным для Министерства обороны гражданско-правовым последствиям.
Наиболее часто данные факты имеют место в тех случаях, когда представителями Министерства обороны назначаются должностные лица квартирно-эксплуатационных органов военных округов и Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны.
В ряде случаев представители, назначенные для защиты интересов Министерства обороны, вводят суд в заблуждение и умышленно скрывают от суда наличие статуса юридического лица участвующих в деле лиц и входящих в состав Вооруженных Сил. В 2004 и 2005 годах такие случаи имели место, например, при представлении интересов Министерства обороны должностными лицами, назначенными от Приволжско-Уральского военного округа и Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны (КЭУ г. Москвы).
В воинских частях отсутствует контроль за работой по судебной защите, назначением и явкой назначенных представителей в судебные заседания для представления позиции Министерства обороны.
Неявка в суды представителей Министерства обороны, назначенных от ВМФ, МВО, ПУрВО, РВСН, ГлавКЭУ, носит систематический характер. В подавляющем большинстве случаев судами в связи с этим принимались решения не в пользу Министерства обороны.
Имеются факты непредставления органами военного управления истребуемых судом доказательств по делу, а также проявления иных случаев неуважения к суду. В большей степени данный вопрос требует урегулирования в ВМФ и МВО.
Со стороны воинских частей и их должностных лиц не в полной мере используются предоставленные им служебные полномочия по исполнению вступивших в законную силу судебных актов, которыми они наделены в соответствии с положением об органе военного управления и занимаемой должностью.
Анализ поступивших в Министерство обороны судебных актов и докладов органов военного управления по осуществлению судебной защиты Министерства обороны позволяет сделать выводы о том, что основными причинами решений, выносимых судами не в пользу Министерства обороны, являются:
действия (бездействие) командования и иных должностных лиц органов военного управления, не соответствующие законодательству и вынуждающие юридических и физических лиц обращаться в суды за защитой своих прав и охраняемых законом интересов;
слабое знание и неправильное применение командирами (начальниками) законодательства Российской Федерации и руководящих документов Министерства обороны;
недооценка командирами (начальниками) возросшей роли правового обеспечения деятельности органов военного управления;
недостаточная квалификация и слабая подготовка назначенных для участия в судебных заседаниях представителей;
отсутствие на местах контроля за ходом рассмотрения каждого иска и своевременным прибытием назначенных представителей в судебные заседания;
необоснованная задержка в сроках обращения за оформлением доверенности (как правило, накануне судебного заседания) на представление интересов Министерства обороны в суде;
длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов.
В целях определения единого порядка организации и ведения работы по защите прав и законных интересов Министерства обороны в судах, повышения ее эффективности, обеспечения исполнительской дисциплины, а также исключения случаев необоснованного списания денежных средств со счетов Министерства обороны приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Инструкция).
Назначенным представителям Министерства обороны запретить признавать в судебных разбирательствах суммы основного долга в отношении Министерства обороны.
2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил:
сосредоточить основные усилия в работе по защите прав и законных интересов Министерства обороны на исполнении обязанностей по реализации прав, гарантий и компенсаций, предоставленных личному составу законодательством, своевременному исполнению договорных обязательств;
принимать в объеме предоставленных прав исчерпывающие меры для досудебного урегулирования спорных вопросов в целях уменьшения обращений в суды;
своевременно докладывать в установленном порядке предложения, по которым требуется принятие решений Министром обороны Российской Федерации;
рассматривать причины и условия причинения Министерству обороны реального ущерба на военных советах, служебных совещаниях, сборах, проводимых с командованием подчиненных воинских частей, не реже 1 раза в полгода. По результатам проводимых мероприятий до 1 июля и до 31 декабря текущего года издавать приказы (директивы);
исключить случаи неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований суда и вступивших в законную силу судебных актов, установить действенный контроль за их исполнением;
применять в установленном порядке меры дисциплинарного воздействия к назначенным представителям, не прибывшим в судебные заседания либо поддерживающим (признающим) противоречащие законодательству требования истцов (заявителей), а также к лицам, не представляющим без уважительных причин в суд истребуемые доказательства либо иным образом проявляющим неуважение к суду. Принимать в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", меры по привлечению к материальной ответственности должностных лиц, чьи незаконные действия (бездействие) привели к обращению юридических и физических лиц в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов или обусловили возникновение реального ущерба;
осуществлять расходы, связанные с оплатой судебных расходов и издержек по делам об административных правонарушениях, за счет средств, предусмотренных в сметах расходов заинтересованных воинских частей на общехозяйственные расходы.
3. Руководителям федеральных государственных учреждений, созданных в установленном порядке и подведомственных Министерству обороны, отвечать по своим обязательствам, а также выступать (быть) истцами и ответчиками в суде от имени этих федеральных государственных учреждений.
4. Главнокомандующим Сухопутными войсками и Военно-Морским Флотом в срок до 15 ноября 2005 г. подготовить и направить в установленном порядке в Управление делами предложения о создании в составе юридических служб военных округов, флотов групп по ведению судебной работы численностью 3 человека (2 - военнослужащие, 1 - лицо гражданского персонала) за счет численности соответствующих управлений с возложением на них задач по организации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации, подчиненных органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
5. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации # 2002 года N 200.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление делами.
Министр обороны |
С. Иванов |
_____________________________
* Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Управление делами Министерства обороны Российской Федерации - Управлением делами; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; суды общей юрисдикции, арбитражные суды - судами; судебные акты, судебные постановления - судебными актами; работа по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, командиров (начальников) - работой по судебной защите.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра обороны РФ от 6 октября 2005 г. N 400 "О состоянии работы по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию в Вооруженных Силах Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министра обороны от 21 октября 2008 г. N 533 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министра обороны РФ от 7 марта 2007 г. N 106