Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Муниципальная программа "Развитие образования в округе Муром" на 2021 - 2023 годы (далее - Программа) - система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций системы образования округа достижение приоритетов и целей муниципальной политики в сфере образования. Программа сформирована во взаимосвязи с Государственной программой Владимирской области "Развитие образования", утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 31.01.2019 N 48.
Программа является организационной основой функционирования и развития муниципальной системы образования.
1.1. Характеристика текущего состояния сферы образования округа
Целью муниципальной программы "Развитие образования в округе Муром" на 2021 - 2023 годы является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики. Для реализации целей развития экономики округа потребуется человеческий потенциал высокого качества, с мотивацией на достижение результатов, с высокой "личной капитализацией". Качественные изменения системы образования должны произойти на всех уровнях образования.
Ключевая проблема, на решение которой направлена Программа, заключается в разрыве между необходимостью развития человеческого потенциала как фактора инновационного социально ориентированного развития округа, с одной стороны, и наличным состоянием системы образования, направленным на решение ведомственных задач, с другой стороны. В муниципальной системе образования 16 общеобразовательных школ, 31 дошкольная образовательная организация, 1 учреждение дополнительного образования.
В сфере дошкольного образования
Ключевым направлением развития системы образования округа Муром в последние годы являлась модернизация дошкольного образования. В целях обеспечения полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет за последний год было создано дополнительно 10 мест.
В округе проводятся мероприятия по реорганизации образовательных организаций путем присоединения к ним малокомплектных дошкольных образовательных организаций. Проводимые мероприятия позволили оптимизировать дошкольную образовательную сеть, обеспечив необходимое качество образования.
Сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, состоит из 31 муниципальных ДОО.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на базе ДОО создана сеть компенсирующей и комбинированной направленности. В целом по округу 370 дошкольников получают необходимую коррекционную помощь в группах компенсирующей направленности.
Задача по обеспечению полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет решена полностью. Проблема устройства детей в ДОО в возрасте от 1 года до 7 лет также решена. Охват детей ДОО в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, желающих посещать ДОУ, составляет 100%.
Для дальнейшего развития муниципальной системы дошкольного образования на ближайшую перспективу необходимо:
- продолжить мероприятия по оптимизации дошкольной образовательной сети, способной обеспечить выполнение ФГОС ДО и обеспечить их выполнение;
- обеспечить расширение вариативных форм дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3 лет) с целью повышения охвата детей данного возраста услугами ДОО.
Решение вышеуказанных проблем возможно за счет выполнения основных мероприятий настоящей программы.
В системе общего образования
Развитие системы общего образования осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию муниципальной программы "Развитие образования в округе Муром", планом мероприятий (дорожной карты) по реализации региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", через участие в региональных и федеральных программах.
Программа дает возможность продолжить программно-целевой подход в управлении системой образования округа, определить перспективу выхода на новое качество образования, обеспечить его вариативность и конкурентоспособность, а также безопасность и комфортность условий обучения.
В округе функционируют 16 общеобразовательных учреждений, из них 1 гимназия, 1 лицей, 13 средних школ, 1 основная школа и 2 учреждения дополнительного образования. На 01.09.2020 года в общеобразовательных учреждениях округа обучается 11 515 человек. За 3 последние года контингент учащихся увеличился на 462 человека (2019 - 2020 учебный год - 11 370, 2018 -2019 учебный год - 11 305, 2017 - 2018 учебный год - 11 053). Тенденция увеличения школьников в последующие годы будет сохраняться.
Главным вопросом остается безопасность перевозок школьников. За ОУ закреплено 6 единиц техники. Все школьные автобусы оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, тахографами (устройство по режиму работы и отдыха водителя). Актуальным является вопрос приобретения новых автобусов, соответствующих требованиям ГОСТ. Планируется поэтапная замена автотранспорта, выработавшего свой ресурс. В 2015 году приобретен автобус для школы N 7, в 2017 году - МБУДО ЦВР, в 2018 году - Якиманско-Слободской школы, в 2019 году - МБОУ СОШ N 15. Численность подвозимых детей составляет 225 человек.
С 1 сентября 2020 года на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам перешли все обучающиеся 1-10 классов и обучающиеся 11-х классов МБОУ СОШ N 8 (96,2%). Реализация новых стандартов обеспечена современным уровнем материально-технического оснащения образовательного процесса. Ежегодное увеличение школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной материальной базы.
Внедрение новых информационных технологий в систему общего образования позволило реализовать модель дистанционного обучения, в том числе детей-инвалидов, обучающихся на дому, электронного управления учебно-воспитательным процессом, достигнуть высокого уровня оснащенности школ компьютерным и интерактивным оборудованием, обеспечить широкополосной доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям.
Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. Оценка качества образования осуществляется через государственную и итоговую аттестацию выпускников основной и средней школы в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Факторами, сдерживающими дальнейшее развитие муниципальной системы оценки качества образования, являются невысокие результаты по ряду предметов.
Требуются дополнительные меры по обеспечению доступа отдельных категорий детей к качественному образованию, созданию в общеобразовательных организациях условий для охраны и укрепления здоровья детей, индивидуализации образовательного процесса и оказания услуг медико-психологической помощи.
В округе действует система поиска и отбора талантливых детей, сформированная через организацию олимпиад и конкурсов различной направленности. Препятствующими факторами дальнейшего совершенствования и развития системы выявления, поддержки и последовательного сопровождения одаренных детей являются:
- зависимость развития системы поддержки одаренных детей от уровня финансирования;
- слабое межведомственное взаимодействие и координация действий разных ведомств;
- недостаточность нормативного оформления и закрепления экономических механизмов обеспечения работы с одаренными детьми;
- недостаточный уровень развития творческой среды для раннего выявления одаренных детей в каждом учреждении, их психолого-педагогического сопровождения, а также педагогической компетентности и мотивации учителей в выявлении и поддержке одаренных детей.
В системе дополнительного образования детей
В округе выстроена система непрерывного образования и воспитания, где важная роль принадлежит дополнительному образованию. Функционирует Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы", на базе которого обучаются 3 541 человек.
Всего с учетом дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, охват детей и подростков от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 75%. Сохраняется приоритет бесплатности и равного доступа дополнительного образования для детей. Сохранность контингента учащихся в системе дополнительного образования составила 91%. Учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования детей осуществляют 36 педагогических работников. Требует решения вопрос повышения профессиональной компетентности специалистов, снижения уровня их сменяемости. Учреждение имеет сеть Интернет и собственный сайт.
Решая задачу равного доступа детей к дополнительному образованию, учреждение создает условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В МБУДО ЦВР имеется тактильная плитка, кнопка вызова.
В округе реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования Уполномоченный орган руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в округе Муром.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в округе реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проводимая в округе политика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволила 675 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечить их основное право жить и воспитываться в семье (2020 год - 72,22%; 2019 год - 93,3%; 2018 год - 82,2% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в отделе опеки и попечительства). 432 ребенка (64%) находятся в семьях усыновителей, 150 детей (22,22%) воспитываются в семьях опекунов, 93 (13,78%) - в семьях приемных родителей.
Первостепенное значение приобретает качество подготовки кандидатов в приемные родители. Ведется работа по отбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать замещающими родителями. В 2020 году 15 потенциальных замещающих родителей прошли подготовку.
Вместе с тем, сохраняется ряд проблем, не позволяющих в полном объеме обеспечить реализацию права детей на воспитание в семье:
- рост числа детей, помещенных временно в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- наличие случаев отмены решений о передаче ребенка в семью.
В связи с отмеченными негативными тенденциями первостепенное значение приобретают следующие направления деятельности органов опеки и попечительства:
- организация межведомственной социально- реабилитационной работы с родителями, временно поместившими детей в организации для детей-сирот, проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на возвращение ребенка в кровную семью;
- развитие механизмов, обеспечивающих качество подбора и подготовки замещающих родителей, организации эффективного сопровождения замещающих семей, оказания им своевременной и необходимой помощи, обеспечение преемственности программ подготовки и сопровождения.
Развитие кадрового потенциала
Одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих качественное образование, является кадровый ресурс. В системе образования трудится 643 педагога, из них 582 учителя и 61 прочих педагогических работников.
Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала отрасли в рамках приоритетного национального проекта "Учитель будущего" позволили стабилизировать ситуацию по обеспеченности образовательных учреждений квалифицированными кадрами, уровень обеспеченности составляет 100%. Высшее образование имеют 90,4% (2018/2019 - 92,4%; 2017/2018 -92,3%; 2016/2017- 92,3%) педагогов от их общего количества, доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, составляет 85%.
В округе создана система поддержки молодых специалистов. Ежегодно молодые специалисты получают единовременную выплату в размере 40,0 тыс. рублей, 3 молодых педагога имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений. Также молодым специалистам до прохождения аттестации, но не более, чем на два года, устанавливается повышающий коэффициент специфики. В целях увеличения процента закрепляемости молодых педагогов данные меры поддержки сохранятся и в перспективе.
Приоритетом модернизации образования в последние годы стало обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса. В 2019/2020 учебном году 180 педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации.
Важным фактором, определяющим динамику обновления кадрового корпуса, является уровень заработной платы. Средняя заработная плата педагогических работников на 01.01.2021 года составила 31 466,98 рублей (110%).
Вместе с тем, качество кадрового потенциала отрасли образования остается невысоким, сохраняется тенденция старения педагогических кадров, доля учителей пенсионного возраста возросла в сравнении с прошлым годом на 5,9% и составляет 26,3%, недостаточный приток молодых специалистов и их закрепляемость в образовательных организациях.
Требуют улучшения социально-экономическое положение и жилищные условия педагогов. Решение данной задачи будет способствовать и притоку молодых специалистов в сферу образования.
Финансирование образования
Расходы на образование в структуре консолидированного бюджета округа ежегодно увеличиваются. 100% образовательных учреждений перешли на новую систему оплаты труда и нормативно- подушевое финансирование. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" решаются вопросы повышения заработной платы педагогическим работникам.
На 01.01.2021 года значение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений отрасли "Образование" составило:
- в учреждениях общего образования - 31 466,98 руб., что составляет 110% от значения среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности);
- в дошкольных образовательных учреждениях - 30 020,4 руб.,что составляет 102,6% от прогнозного значения средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей 32 214,31 руб., что составляет 101,7% от значения средней заработной платы учителей во Владимирской области.
Существующие проблемы в сфере образования округа требуют комплексного решения. Организационной основой решения большинства указанных проблем, реализации муниципальной политики в сфере образования должна стать Программа "Развитие образования в округе Муром".
Использование программно-целевого метода позволит максимально эффективно управлять выделенными бюджетными средствами в соответствии с выбранными приоритетами деятельности на определенный период и в итоге достичь указанных в программе целей и задач.
Настоящая Программа определяет стратегию и основные направления развития муниципальной системы образования на 2021 - 2023 годы и является логическим продолжением Программы "Развитие образования в округе Муром" на 2020 - 2022 годы.
1.2. Прогноз развития сферы образования до 2023 года
Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей дошкольного, школьного возраста, на прогнозах развития экономики, рынка труда, социальной сферы округа, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой. Наиболее значимым эффектом от реализации Программы станет доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально-ориентированного развития округа, области и Российской Федерации, всем жителям независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья.
В результате реализации Программы ожидается достижение следующих результатов:
- в системе дошкольного образования:
- будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (от 2 месяцев до 3 лет);
- всем детям в возрасте от 1 года до 7 лет, нуждающимся в предоставлении дошкольного образования и поставленным на учет по получению соответствующей услуги, будет предоставлена возможность получения дошкольного образования;
- в системе общего образования:
- 100% численности населения округа в возрасте 5-18 лет будет охвачено общим образованием;
- отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами (в расчете на 2 обязательных предмета) к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами (в расчете на 2 обязательных предмета) составит 1,6;
- во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- в системе дополнительного образования детей:
- охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования сохранится на уровне 75%;
- в обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов;
- в развитии кадрового потенциала:
- увеличится доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 22%;
- средняя заработная плата педагогических работников составит не менее 100% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности);
- средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;
- средняя заработная плата работников дополнительного образования детей составит не менее 100% от средней заработной платы учителей в регионе.
Таким образом, внедрение современных организационных и экономических механизмов управления развитием образования позволило повысить уровень доступности, качества образования, эффективности деятельности системы.
Дальнейшее развитие системы образования округа возможно при условии решения проблем, сформировавшихся как противоречия между состоянием и уровнем развития системы, с одной стороны, и новыми социально-экономическими вызовами, с другой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.