Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
г. Коврова
от 9 ноября 2021 г. N 2315
Паспорт муниципальной программы
2. Характеристика сферы деятельности
Управление муниципальной собственностью и земельными ресурсами является одним из основных и значимых направлений деятельности администрации города Коврова по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения города.
Администрация города Коврова осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17.01.2001 N 2/1 (с изменениями и дополнениями).
Сфера управления муниципальным имуществом охватывает широкий круг вопросов: безвозмездная передача и прием имущества из одного уровня собственности в другой, приватизация муниципальной собственности, передача имущества во владение и пользование, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений и т.п.
Учет муниципального имущества осуществляется Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова на основе применения программно-технических средств.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова проводится работа по оформлению государственной регистрации права собственности муниципального образования город Ковров на объекты недвижимости.
Немаловажное значение в управлении имуществом имеет работа по выявлению, постановке на учет в Росреестре и приему в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.
Одной из основных задач, возникающих при управлении муниципальной собственностью, является ее эффективное использование.
В целях увеличения доходной части местного бюджета муниципальное имущество передается в арендное пользование юридическим и физическим лицам.
Заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" только по результатам проведения торгов, за исключением случаев, установленных в частях 1, 3.1 и 9 ст. 17.1 данного закона.
Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения заключают договоры аренды и безвозмездного пользования на принадлежащее им на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно недвижимое имущество самостоятельно с согласия собственника.
Обеспечение плановых показателей доходов от сдачи в аренду и продажи муниципального имущества и земельных участков отражает уровень эффективности их использования.
В сфере управления муниципальным имуществом в контексте настоящей программы существует ряд проблемных вопросов:
- наличие в собственности муниципального образования город Ковров имущества, не служащего для реализации полномочий, и подлежащего перепрофилированию либо приватизации,
- отсутствие сформированных земельных участков под муниципальными объектами недвижимого имущества,
- отсутствие на кадастровом учете объектов муниципальной собственности, в основном коммунального назначения, что не позволяет осуществлять их полноценный учет и использование;
- большая часть объектов, подлежащих приватизации, обладает низкой экономической привлекательностью, требует серьезных капитальных вложений из-за неудовлетворительного технического состояния, что влечет к снижению покупательского спроса,
- наличие имущества, фактически участвующего в хозяйственной деятельности, в отношении которого отсутствуют учетные данные в кадастре недвижимости и едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
- отсутствие достаточных бюджетных средств для проведения кадастровых работ в отношении всех муниципальных объектов.
Кроме того, до настоящего времени учет, оценка, налогообложение, распоряжение земельными ресурсами и объектами недвижимости осуществляются раздельно. Как следствие возникают проблемы, связанные с использованием земельных участков как полноценных активов, что, в свою очередь, снижает инвестиционную предпринимательскую активность.
Программа направлена на решение имеющихся проблем и повышение эффективности управления в сфере имущественных и земельных отношений на территории муниципального образования город Ковров.
Решение поставленных целей программными методами, планирование и осуществление мероприятий в рамках муниципальной программы обусловлено необходимостью межведомственной координации и управления реализацией комплекса разнородных мероприятий нормативно-методического, организационного, производственного, технического и технологического характера, согласованного по времени и объемам привлечения средств городского бюджета.
3. Приоритеты, цели и задачи в сфере деятельности
На среднесрочную перспективу приоритетом является обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками на территории муниципального образования город Ковров в соответствии с действующим законодательством.
В ходе реализации программы планируется к концу 2024 года решить следующие задачи:
- осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на муниципальное имущество,
- осуществить приватизацию муниципального имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения;
- обеспечить максимальное вовлечение муниципального имущества в оборот, в том числе предоставление в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование.
- обеспечить надлежащее техническое состояние помещений муниципального жилищного фонда;
- вести претензионно-исковую работу с нанимателями помещений муниципального жилищного фонда;
- строго соблюдать правила ведения паспортно-регистрационного учета по жилым помещениям муниципального жилищного фонда, выгрузку начислений в ГИС ГМП;
- оформлять выморочное имущество в собственность муниципального образования
- выявить, поставить на кадастровый учет и принять в собственность муниципального образования город Ковров бесхозяйное имущество, в т.ч. объекты коммунальной инфраструктуры;
- обеспечить ежегодное увеличение на 10% количества объектов в перечнях муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства (ежегодно до 1 ноября);
- обеспечить совершенствование муниципальных услуг, оказываемых гражданам, организациям, а также органам государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечить предоставление муниципальных услуг на портале "Госсуслуги".
4. Целевые показатели (индикаторы)
Важнейшими индикаторами и показателями, позволяющими оценить ход реализации Программы являются:
- количество муниципальных объектов недвижимости, на которые оформлены свидетельства о государственной регистрации права;
- количество кадастровых паспортов (технических планов) муниципального недвижимого имущества;
- рост совокупных поступлений в бюджет города Коврова, полученных от сбора земельного налога и арендной платы за земельные участки.
- оборудование жилых помещений муниципального жилищного фонда индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов;
- приведение жилых помещений муниципального жилищного фонда в нормативное техническое состояние;
- обеспечение отсутствия задолженности за пользование жилым помещением (платы за наем) по жилым помещениям муниципального жилищного фонда.
5. Сроки и этапы реализации
Сроки и этапы реализации программы - 2022 - 2024 годы.
6. Основные мероприятия
1. Подпрограмма "Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Коврова".
2. Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости в городе Коврове".
7. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами
При реализации программы осуществляется взаимодействие:
- с Департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области, Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в части изменения уровня собственности имущества;
- с Ковровским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в части регистрации прав на муниципальное недвижимое имущество, постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, выявления многоквартирных жилых домов, земельные участки под которыми не поставлены на государственный кадастровый учет и постановка указанных участков на учет;
- с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями в части осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за ними муниципального имущества, дачи согласия на распоряжение имуществом в соответствии с действующим законодательством;
- с кадастровыми инженерами в части оформления технических планов (кадастровых паспортов) на недвижимое имущество, проведения работ по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена;
- с независимыми оценщиками в части проведения оценки муниципального имущества;
- с Управлением благоустройства и строительно-разрешительной документации в части согласования схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
- с Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ковровский";
- с судебными органами различных инстанций
8. Ресурсное обеспечение
Реализация программы предусматривает финансирование за счет средств бюджета города Коврова.
Объем финансирования программы определяется решением о бюджете на очередной финансовый год.
Объемы финансирования программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджета на соответствующий год.
"Общий объем финансирования средств на реализацию программы планируется из бюджета города Коврова в объеме 47353 тыс. руб., в том числе:
2022 г. - 15411 тыс. руб.
2023 г. - 15331 тыс. руб.
2024 г. - 16611 тыс. руб.
9. Риски и меры по управлению рисками
В сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами в контексте настоящей подпрограммы существует ряд проблемных вопросов:
- увеличивается число граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, изъявивших желание приобрести земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов;
- увеличение числа льготников по налоговым и арендным платежам;
- отсутствие сформированных земельных участков под муниципальными объектами недвижимого имущества;
- наличие имущества, фактически участвующего в хозяйственной деятельности, в отношении которого отсутствуют учетные данные в кадастре недвижимости и едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Имеются также "внешние" факторы, влияющие на сроки и размер расходов бюджетных средств на оформление документов в отношении муниципального имущества:
- изменение требований к наличию документов для постановки на кадастровый учет и дальнейшей государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
- расширение перечня случаев, при которых требуется рыночная оценка муниципального имущества, в том числе передаваемого в аренду.
Решение данных проблем может потребовать дополнительного бюджетного финансирования и пересмотра сроков выполнения работ.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы относятся: планирование и прогнозирование.
В случае оказания влияния одного или нескольких факторов на достижение запланированных показателей муниципальной Программы ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителем вносит предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетного финансирования на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации Программы на соответствующий год.
10. Конечные результаты и оценка эффективности
Программа направлена на повышение эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами города.
Ее эффективность будет определена по следующим показателям:
а) рост количества муниципальных объектов недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в установленном порядке,
б) рост количества кадастровых паспортов (технических планов) на объекты муниципального недвижимого имущества,
в) поступление неналоговых доходов от приватизации объектов муниципальной собственности, предоставления их в аренду.
г) оборудование жилых помещений муниципального жилищного фонда индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов;
д) соответствие жилых помещений муниципального жилищного фонда техническим нормам и правилам;
е) отсутствие задолженности нанимателей за пользование жилым помещением (платы за наем)
ж) создание единой базы данных о земельных участках и связанных с ними объектах недвижимости как объектах оборота и налогообложения;
з) увеличение поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц;
и) проведение разграничения государственной собственности на землю, регистрации прав муниципальной собственности на земельные участки;
к) создание информационной базы о единых объектах недвижимости, позволяющей сформировать в налоговых органах реестр налогоплательщиков в целях перехода на взимание налога на недвижимость.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется по итогам каждого отчетного года в течение всего срока реализации программы в соответствии с Постановлением администрации города Коврова от 23.11.2020 N 2174 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Коврова".
Для оценки результативности программы используются плановые значения целевых индикаторов, приведенные в таблице "Сведения о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы".
Подпрограмма 1
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Характеристика сферы деятельности
Муниципальное имущество составляет экономическую основу местного самоуправления.
Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Во исполнение данного приказа в 2012 году УЭИиЗО администрации г. Коврова осуществлен перевод всей системы учета муниципального имущества в программный комплекс "БАРС-Реестр", в 2021 году осуществлен переход на АС "Управление муниципальной собственностью"
На 01.10.2021 в реестре имущества муниципального образования город Ковров учитываются:
- более 5000 объектов недвижимости, из них331 жилое помещение;
- 1532 единиц особо ценного движимого имущества;
- 118 земельных участков;
- движимое имущество стоимостью 50 тыс. рублей и более в соответствии с решением Совета народных депутатов Ковровского района от 27.02.2013 N 58;
- 81 муниципальное учреждение. Из них: 6 - автономных; 5 - казенных; 70 - бюджетных;
- 7 муниципальных унитарных предприятий, в т.ч. МУП "ЖЭТ".
В муниципальном унитарном предприятии города Коврова "Жилищно-эксплуатационный трест" с 28.05.2014 введено конкурсное производство.
В соответствии с действующим законодательством право муниципальной собственности г. Коврова на недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с "Общим порядком управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова" муниципальное имущество передается в аренду и безвозмездное пользование.
Заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" только по результатам проведения торгов, за исключением случаев, установленных в частях 1, 3.1 и 9 ст. 17.1 данного закона.
На 01.10.2021 в отношении муниципального имущества заключены и действуют 15 договоров аренды.
Для ведения реестра договоров аренды, взаиморасчетов с арендаторами и работы с должниками применяется программный комплекс "АС "Управление муниципальной собственностью".
Размер начальной арендной платы для проведения торгов и по договорам аренды, заключаемым в соответствии с частью 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяется на основании отчета независимого оценщика.
Кроме договоров аренды, в соответствии с решениями Совета народных депутатов города Коврова по состоянию на 20.10.2020 года заключено и действует - 40 договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом, выпадающий доход в месяц - 519 460,89 руб., в год - 6233530,68 руб.
Немаловажное значение в управлении имуществом имеет работа по выявлению, постановке на учет в Росреестре и приему в муниципальную собственность бесхозяйных объектов. На 01.10.2021 года выявлены и поставлены на учет в органах госрегистрации прав 2 объекта. Проведение указанной работы возможно при условии постановки бесхозяйных объектов на кадастровый учет, что в конечном итоге обеспечивает рост количества объектов муниципальной собственности, необходимых для решения вопросов местного значения.
3. Приоритеты, цели и задачи в сфере деятельности
Приоритетом в сфере имущественных отношений является эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью, осуществление учета муниципального имущества, обеспечение его сохранности и надлежащего содержания, а также обеспечение эффективного использования муниципального жилищного фонда.
Для выполнения указанных целей необходимо:
- осуществить постановку на кадастровый учет всех объектов муниципальной собственности;
- обеспечить к 2024 году регистрацию права собственности муниципального образования город Ковров на объекты недвижимости, право собственности на которые возникло после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ;
- оптимизировать состав муниципального имущества, в т.ч. путем осуществления приватизации объектов, не предназначенных для решения вопросов местного значения;
- обеспечить контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества;
- обеспечить надлежащее техническое состояние помещений муниципального жилищного фонда;
- вести претензионно-исковую работу с нанимателями помещений муниципального жилищного фонда;
- строго соблюдать правила ведения паспортно-регистрационного учета по жилым помещениям муниципального жилищного фонда;
- оформлять выморочное имущество в собственность муниципального образования;
- обеспечить ежегодное увеличение на 10% количества объектов в перечнях муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства (ежегодно до 1 ноября).
4. Целевые показатели (индикаторы)
В ходе реализации подпрограммы планируется к концу 2024 года достигнуть следующих целевых показателей:
- зарегистрировать право собственности муниципального образования город Ковров на объекты недвижимости, право собственности, на которые возникло после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ;
- выявить, поставить на кадастровый учет и принять в собственность муниципального образования город Ковров бесхозяйное имущество, в т.ч. объекты коммунальной инфраструктуры;
- приватизировать объекты недвижимости, не предназначенные для решения вопросов местного значения.
- полностью оборудовать жилые помещения муниципального жилищного фонда индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов;
- привести жилые помещения муниципального жилищного фонда в нормативное техническое состояние;
- обеспечить отсутствие задолженности за пользование жилым помещением (платы за наем) по жилым помещениям муниципального жилищного фонда.
5. Сроки и этапы реализации
Сроки и этапы реализации подпрограммы - 2022 - 2024 годы.
6. Основные мероприятия
В ходе реализации подпрограммы планируются проведение следующих мероприятий:
- проведение кадастровых работ (оформление технических планов) в отношении муниципального имущества для постановки на кадастровый учет, а также выявленных бесхозяйных объектов с целью постановки на кадастровый учет и в Росреестре в качестве бесхозяйного имущества;
- проведение оценки арендной платы для передачи имущества в аренду, приватизации, постановки бесхозяйного и выморочного имущества на бухгалтерский учет;
- заключение договоров по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в части незанятых муниципальных нежилых помещений, проведение текущего ремонта незанятых муниципальных нежилых помещений, находящихся на балансе УИиЗО;
- заключение договоров на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются нежилые помещения, находящиеся на балансе УИиЗО, и жилые помещения, входящие в состав казны муниципального образования город Ковров;
- заключение договоров на оплату услуг по теплоснабжению незанятых нежилых помещений, находящихся на балансе УИиЗО;
- ведение претензионно-исковой работы, в т.ч. подача исковых заявлений на нанимателей в суды: по взысканию задолженности за пользование жилым помещением, о признании утратившими, прекратившими и не приобретшими право пользования жилым помещением, о расторжении договоров социального найма, о выселении, о предоставлении доступа в муниципальные жилые помещения;
- выявление, сбор документов и оформление выморочного имущества в собственность муниципального образования;
- ведение паспортно-регистрационного учета по жилым помещениям муниципального жилищного фонда в строгом соответствии с законодательством РФ;
- размещение в соответствии с законодательством РФ муниципального заказа для произведения капитального ремонта муниципальных жилых помещений;
- поддержка муниципальных унитарных предприятий.
7. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами
При реализации подпрограммы осуществляется взаимодействие:
- с Департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области, Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в части изменения уровня собственности имущества;
- с Ковровским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в части регистрации прав на муниципальное недвижимое имущество, постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества;
- с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями в части осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за ними муниципального имущества, дачи согласия на распоряжение имуществом в соответствии с действующим законодательством;
- с кадастровыми инженерами в части оформления технических планов (кадастровых паспортов) на недвижимое имущество;
- с независимыми оценщиками в части проведения оценки муниципального имущества;
- с Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ковровский";
- с судебными органами различных инстанций.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7. Ресурсное обеспечение
Реализация подпрограммы предусматривает финансирование за счет средств бюджета города Коврова.
Объем финансирования подпрограммы определяется решением о бюджете на очередной финансовый год.
Объемы финансирования подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджета на соответствующий год.
"Общий объем финансирования средств на реализацию подпрограммы планируется из бюджета города Коврова в объеме 44653 тыс. руб., в том числе:
2022 г. - 14511 тыс. руб.
2023 г. - 14431 тыс. руб.
2024 г. - 15711 тыс. руб.
8. Риски и меры по управлению рисками
Риски реализации Подпрограммы связаны с:
- возможным изменением стоимости, порядка и сроков проведения кадастровых работ (ранее технической инвентаризации), состава документов, выдаваемых по их итогам;
- изменением законодательства в части требований к наличию документов для постановки на кадастровый учет и дальнейшей государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
- расширение перечня случаев, при которых требуется рыночная оценка муниципального имущества, в том числе передаваемого в аренду;
- отсутствие сформированных земельных участков под муниципальными объектами недвижимого имущества;
- отсутствие на кадастровом учете объектов муниципальной собственности, в основном коммунального назначения, что не позволяет осуществлять их полноценных учет и использование;
- большая часть объектов, подлежащих приватизации, обладает низкой экономической привлекательностью, требует серьезных капитальных вложений из-за неудовлетворительного технического состояния, что влечет к снижению покупательского спроса;
- расширение перечня случаев, при которых требуется рыночная оценка муниципального имущества, в том числе передаваемого в аренду.
Для минимизации последствий наступлений указанных рисков планируется принятие следующих мер:
- своевременное внесение изменений в Подпрограмму;
- систематический мониторинг реализации Подпрограммы.
9. Конечные результаты и оценка эффективности
Подпрограмма направлена на повышение эффективности управления муниципальным имуществом города.
Эффективность подпрограммы будет определена по следующим показателям:
а) рост количества муниципальных объектов недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в установленном порядке,
б) рост количества объектов муниципального недвижимого имущества, поставленного на кадастровый учет,
в) рост количества кадастровых паспортов (технических планов) на объ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.