Решение Ростовского областного суда
от 11 ноября 2011 г. N 3-50/11
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2012 г. N 41-Г12-1 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Хван О.В.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующими отдельных положений Областного закона Ростовской области "О казачьих дружинах в Ростовской области",
установил:
первый заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 2 статьи 1, статьи 2, подпунктов "и, ж, е, л" статьи 3, статьи 10 Областного закона "О казачьих дружинах в Ростовской области", сославшись на противоречие данных положений требованиям Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федерального закона "О государственной службе российского казачества", Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьям 20, 55 Конституции Российской Федерации.
Прокурор Корниенко Г.Ф. в судебное заседание явилась, полагала, что производство по делу подлежит прекращению в части оспаривания пункта 2 статьи 1, подпунктов "и, ж, е" статьи 3 Областного закона ввиду внесения изменений в данный закон, которые опубликованы надлежаще, в остальной части заявление просила удовлетворить (о признании недействующими статьи 2, подпункта "л" пункта 1 статьи 3, статьи 10 Областного закона).
Представитель Законодательного Собрания Ростовской области - Сухаревский И.А., действующий на основании доверенности, в суд явился, полагал необходимым прекратить производство по делу в вышеуказанной части связи с внесением изменений в оспариваемый прокурором закон. В остальной части просил заявление оставить без удовлетворения.
Представитель Правительства Ростовской области - Пилипеева Н.Л., действующая на основании доверенности, в суд явилась, полагала необходимым прекратить производство по делу в вышеуказанной части связи с внесением изменений в оспариваемый прокурором закон, в удовлетворении остальной части требований прокурора просила отказать.
Определением суда от 11.11.2011 года прекращено производство по делу в части оспаривания прокурором пункта 2 статьи 1, подпунктов "и, ж, е" статьи 3 Областного закона.
Выслушав объяснения прокурора, представителей Законодательного Собрания Ростовской области, Правительства Ростовской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Областного закона "О казачьих дружинах в Ростовской области" дружина создается на территории муниципального района, городского округа в Ростовской области на основании приказа атамана войскового казачьего общества и осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с Договором (Соглашением), заключаемым между органом местного самоуправления и войсковым казачьим обществом, и с другими договорами (соглашениями), заключаемыми войсковым казачьим обществом с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами или с органами исполнительной власти Ростовской области (далее - иные договоры).
Договор между органом местного самоуправления и войсковым казачьим обществом заключается по форме согласно приложению к настоящему Областному закону.
Согласно статье 3 Областного закона основными направлениями деятельности Дружины в соответствии с законодательством являются, в частности:
л) охрана объектов и сопровождение грузов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 10 Областного закона финансирование работ, выполненных Дружиной на основании Договора, заключенного в соответствии со статьей 2 настоящего Областного закона, производится соответствующим органом местного самоуправления. В случае прохождения членами войскового казачьего общества государственной гражданской службы, правоохранительной службы, а также муниципальной службы на основании трудовых договоров, служебных контрактов (контрактов), заключаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, оплата труда указанных лиц производится за счет средств соответственно федерального, областного или местных бюджетов.
Органы местного самоуправления могут предоставлять дружинникам льготы и содействовать материально-техническому обеспечению Дружин при наличии собственных материальных средств и финансовых ресурсов.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" правовой основой государственной службы российского казачества являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы.
Основными принципами несения российским казачеством государственной службы являются:
1) законность;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
3) равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
4) профессионализм и компетентность государственных служащих;
5) защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.
Реализация принципов несения российским казачеством государственной службы обеспечивается федеральным законодательством о государственной службе.
Российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом внесения изменений в статью 1 Областного закона положения статьи 2 не предполагают осуществление определенных функций лишь гражданами Российской Федерации из числа членов войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское". Само содержание статьи 2 федеральному законодательству (Федеральный закон "О некоммерческих организациях", Федеральный закон "О государственной службе российского казачества"), принципам, установленным Конституцией Российской Федерации, не противоречит.
Также не имеется оснований для признания недействующим подпункта "л" пункта 1 статьи 3 Областного закона, поскольку участие казачьих дружин в охране объектов и сопровождение грузов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не противоречит вышеприведенным федеральным законам и Федеральному закону "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" установлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в следующих сферах деятельности:
а) организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
б) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;
в) охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.
Также установлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к иным видам службы в следующих сферах деятельности:
а) охрана объектов животного мира;
б) охрана лесов;
в) охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
г) охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
д) охрана объектов культурного наследия.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при привлечении членов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ к несению государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы руководствоваться данным Постановлением.
Суд принимает во внимание, что дружинник может участвовать в охране общественного порядка только под руководством и при непосредственном участии сотрудника полиции (статья 11 Областного закона).
Статья 10 Областного закона не противоречит статье 8 Федерального закона "О государственной службе российского казачества", согласно которой финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Порядок финансирования государственной службы российского казачества устанавливается Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований. При принятии данной статьи Законодательное Собрание Ростовской области не превысило пределы своей компетенции.
Таким образом, заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующими статьи 2, подпункта "л" пункта 1 статьи 3, статьи 10 Областного закона Ростовской области "О казачьих дружинах в Ростовской области".
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
Решение принято в окончательной форме принято 14.11.2010 года.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 11 ноября 2011 г. N 3-50/11
Текст решения размещен на официальном сайте Ростовского областного суда в Internet (http://www.oblsud.ros.sudrf.ru)