Решение Ростовского областного суда
от 8 февраля 2012 г. N 3-9/12
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Скоковой Э.М.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению Сорокина Виктора Васильевича о признании недействующим частично постановления Администрации Ростовской области от 21.01.2005 года N 12 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области", признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.01.2011 года N 1/6 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению",
установил:
Сорокин В.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим частично постановления Администрации Ростовской области от 21.01.2005 года N 12 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области", признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.01.2011 года N 1/6 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению".
В обоснование заявления указано на то, что Администрация Ростовской области при принятии оспариваемого постановления вышла за пределы своих полномочий, передав Региональной службе по тарифам Ростовской области право утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе услуг по электроснабжению (пункт 5.5.29 оспариваемого Положения), поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 такое полномочие предоставлено лишь органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно у Региональной службы по тарифам Ростовской области отсутствует право утверждать нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению по этому основанию.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, копии возражений заинтересованных лиц ему были направлены, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, поэтому суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие Сорокина В.В. в силу ст. 252 ч. 1 ГПК РФ.
Представитель Правительства Ростовской области - Пилипеева Н.Л., действующая на основании доверенности, в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области - Варламова А.В. в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления, представила письменный отзыв.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.
Постановлением Администрации Ростовской области 21.01.2005 года N 12 утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Ростовской области (на время рассмотрения дела последняя редакция от 29.08.2011 года). Оспариваемое заявителем положение подпункта 5.5.29 пункта 5.5 Положения действует в редакции постановления от 22.12.2010 года N 388, которое опубликовано в "Собрании правовых актов Ростовской области" N 12 (часть 2) 2010 года (л.д.99-107) в соответствии с Областным законом Ростовской области "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области" от 29.12.2003 года N 85-ЗС.
Региональная служба согласно подпункту 5.5.29 пункта 5.5 Положения устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг.
Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.01.2011 года N 1/6 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению" опубликовано в газете "Наше время" от 10.02.2011 года N 38-48.
Нормативы потребления введены в действие с 01.03.2011 года, конкретные нормативы (установленные в зависимости от вида жилья) заявитель не оспаривает.
Оба постановления являются надлежаще опубликованными нормативными правовыми актами.
Согласно оспариваемому Положению Региональная служба по тарифам Ростовской области является:
1.1. Органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области.
1.2. Уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, предусмотренные утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования розничных рынков электрической энергии.
1.3. Органом, уполномоченным осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа.
1.4. Уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Служба по своему правовому статусу является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Правилами определено, что "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета; "уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил устанавливаемые нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (пункт 4).
Из вышеприведенных правовых норм следует сделать вывод о том, что Региональная служба по тарифам Ростовской области является уполномоченным органом, как орган исполнительной власти Ростовской области, наделенный самостоятельной компетенцией в рассматриваемой сфере правоотношений. Администрация Ростовской области на основании указанных выше Правил вправе определить компетенцию Службы по принятию соответствующих нормативов потребления. Утверждение заявителя о том, что только Администрация Ростовской области уполномочена утверждать нормативы потребления не может быть принято во внимание, поскольку органом исполнительной власти субъекта РФ является не только Администрация области, что вытекает из Устава Ростовской области.
Постановления приняты в пределах установленных полномочий.
Доводы заявителя об обратном основаны на ошибочном толковании статьи 157 ЖК РФ, постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 года, каких-либо нарушений прав заявителя суд в результате разрешения дела не находит.
Споры заявителя с коммунальными службами могут быть предметом разрешения в порядке искового производства.
Таким образом, в процессе проверки нормативных правовых актов суд не установил влияющего на права заявителя нарушения порядка их принятия и несоответствия по существу вышеприведенным федеральным нормативным актам.
В силу ст. 253 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления не установлено, оно подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления Сорокина Виктора Васильевича в полном объеме.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
В окончательной форме решение принято 13.02.2012 года.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 8 февраля 2012 г. N 3-9/12
Текст решения размещен на официальном сайте Ростовского областного суда в Internet (http://www.oblsud.ros.sudrf.ru)