Решение Ростовского областного суда
от 6 марта 2012 г. N 3-18/12
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Скоковой Э.М.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,
представителей Законодательного Собрания Ростовской области - Дереза Н.В. и Сухаревского И.А., представителя Правительства Ростовской области - Пилипеевой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующей статьи 34 Областного закона Ростовской области от 08.06.1994 N 1-ЗС "О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области",
установил:
заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 34 Областного закона Ростовской области Областного закона Ростовской области от 08.06.1994 N 1-ЗС "О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области", сославшись на следующие обстоятельства. Согласно оспариваемой правовой норме по заявлению депутата жизнь и здоровье депутата страхуются за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджетной смете Законодательного Собрания, на сумму годового денежного содержания депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, от следующих случаев:
1) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного вреда его здоровью в связи с осуществлением им депутатских полномочий;
2) причинения депутату в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного вреда его здоровью, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Выплаты по страхованию производятся в соответствии с условиями договора добровольного страхования, заключаемого между страховщиком и Законодательным Собранием в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Эта статья противоречит нормам главы 48 Гражданского кодекса РФ, статье 13 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принята с превышением компетенции законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, поэтому подлежит признанию недействующей.
Прокурор Корниенко Г.Ф. в судебное заседание явилась, заявленные требования просила удовлетворить.
Представители Законодательного Собрания Ростовской области - Дереза Н.В. и Сухаревский И.А., действующие на основании доверенностей, в суд явились, возражали против удовлетворения заявления.
Представитель Правительства Ростовской области - Пилипеева Н.Л., действующая на основании доверенности, в суд явилась, просила отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав объяснения прокурора, представителей Законодательного Собрания Ростовской области, Правительства Ростовской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Закон Ростовской области от 08.06.1994 N 1-ЗС "О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области" опубликован в газете "Наше время" от 23.08.1994 года N 148.
Областной закон от 21.04.2011 года о внесении изменений в статью 34 Закона опубликован в газете "Наше время" от 12.05.2011 года N 161-163 в соответствии с Областным законом Ростовской области "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области" от 29.12.2003 года N 85-ЗС.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). Согласно пункту "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закреплено, что гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, ответственность регулируются федеральными конституционными законами, названным федеральным законом, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Статьей 927 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается 2 вида страхования: добровольное и обязательное.
При этом в силу главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательное государственное страхование возникает в силу закона, осуществляется за счет бюджетных средств, а страхователями в обязательном государственном страховании являются государственные органы.
Добровольное страхование осуществляется исключительно по собственному усмотрению сторон, которые на основе соглашения самостоятельно определяют условия договора страхования.
Статьей 969 ГК РФ предусмотрено:
1. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
2. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
3. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.
4. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.
Гражданское законодательство в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (законов), регулирующих гражданские правоотношении.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" возможность установления законом субъекта Российской Федерации государственного страхования депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации не предусмотрена.
По существу страхование депутатов Законодательного Собрания Ростовской области носит государственный характер, поскольку оно осуществляется исключительно за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Суждения представителей Законодательного Собрания и Правительства Ростовской области о том, что, это страхование является иным в силу необходимости подачи заявления депутатом, внимания не заслуживают, поскольку у Законодательного Собрания Ростовской области возникает публично-правовая обязанность после подачи заявления депутатом выполнить бюджетные по своей правовой природе обязательства по страхованию, что лишает этот вид страхования элемента добровольности и диспозитивности, учитывая, что добровольное страхование по смыслу главы 48 ГК РФ не предполагает такого механизма реализации.
Доводы представителей Законодательного Собрания Ростовской области и Правительства Ростовской области о том, что оспариваемая правовая норма является дополнительной гарантией статуса депутата Законодательного Собрания Ростовской области, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора.
Вопросы страхования, включая добровольное, относятся к предмету регулирования гражданского права, которое находится в исключительной компетенции Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации не могут быть установлены иные правила, чем те, которые определены федеральным законом, поэтому добровольное страхование депутатов является элементом именно гражданско-правового регулирования (норма гражданско-правового характера установлена для депутатов и самого законодательного органа), что в данном случае является не допустимым в силу определенных правил разграничения компетенции.
Само по себе указание в оспариваемой норме о приведении механизма страхования через заявление конкретного депутата не означает, что оспариваемая норма не затрагивает сферу гражданского законодательства, более того, смысл и назначение этой нормы предполагает гражданско-правовой аспект ее реализации.
Доводы о том, что федеральное законодательство не препятствует установлению подобного рода гарантий статуса депутата, суд отклоняет, поскольку Конституцией Российской Федерации распределены все аспекты компетенции, которые не должны нарушаться субъектом Российской Федерации, независимо от целесообразности.
При таком положении доводы прокурора о нарушении компетенции законодательным органом субъекта Российской Федерации суд признает обоснованными, оспариваемая норма не может быть признана судом гарантией депутатской деятельности, поскольку она изменяет содержание норм гражданского права.
Таким образом, в силу статьи 253 ГПК РФ заявление подлежит удовлетворению, статья 34 Областного закона Ростовской области Областного закона Ростовской области от 08.06.1994 N 1-ЗС "О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области" подлежит признанию недействующей со дня вступления решения в законную силу, поскольку данная правовая норма применялась на практике.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Ростовской области удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения в законную силу статью 34 Областного закона Ростовской области от 08.06.1994 N 1-ЗС "О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области" (в редакции Областного закона N 594-ЗС от 10.05.2011 года).
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 12.03.2012 года.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 6 марта 2012 г. N 3-18/12
Текст решения размещен на официальном сайте Ростовского областного суда в Internet (http://www.oblsud.ros.sudrf.ru)