Решение Ростовского областного суда
от 28 февраля 2012 г. N 3-14/12
Ростовский областной суд
в составе председательствующего судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Сыроватской И.А.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,
представителя Правительства Ростовской области Пилипеевой Н.Л.,
представителя Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области Гаричян О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ростовской области о признании пункта 2.4 Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 марта 2008 года N 162, недействующим в части перечня документов, подтверждающих обоснование перевода земельных участков из одной категории в другую,
установил:
Заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 2.4 Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области "Об уполномоченном органе и утверждении Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 31 марта 2008 года N 162, недействующим в части перечня документов, подтверждающих обоснование перевода земельных участков из одной категории в другую.
Заявленные требования мотивировал тем, что пункт 2.4 Порядка в указанной части противоречит положениям статьи 2 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определять содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов, в то время как содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую и перечень прилагаемых к нему документов специально определены частями 3 и 4 статьи 2 упомянутого выше Федерального закона и не могут быть расширены по усмотрению органов власти субъекта Российской Федерации.
На основании решения Ростовского областного суда от 12 октября 2010 года из пункта 3.1 Порядка исключено положение, предусматривавшее обязанность заинтересованного лица представлять вместе с ходатайством о переводе земельных участков из одной категории в другую документы, перечисленные в п. 2.4 Порядка. Вместе с тем, пункт 2.4 продолжает действовать. Тем самым, по мнению прокурора, в данном случае под видом необходимости обоснования перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую, фактически на заинтересованных лиц по-прежнему возлагается обязанность представить вместе с ходатайством о переводе земельных участков документы, перечень которых, установленный пунктом 2.4 Порядка, значительно шире чем тот, что содержится в части 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ. Протест на пункт 2.4 Порядка, внесенный прокурором области, по решению Правительства Ростовской области оставлен без удовлетворения.
Прокурор Корниенко Г.Ф. в судебном заседании поддержала требования заместителя прокурора области, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении. Уточнила, что просит признать оспариваемый правовой акт в соответствующей части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Правительства Ростовской области (правопреемника Администрации Ростовской области) Пилипеева Н.Л. и представитель Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее по тексту - Минимущество Ростовской области) Гаричян О.К. в ходе судебного разбирательства возражали против удовлетворения заявления прокурора, ссылаясь на то, что пункты, ранее возлагавшие на заявителей обязанность представлять вместе с ходатайством о переводе земельных участков из одной категории в другую документы, перечисленные в пункте 2.4 Порядка, признаны недействующими. Сам по себе пункт 2.4 Порядка, определяющий перечень документов, подтверждающих обоснованность перевода земель или земельных участков в составе земель из одной категории в другую, не предусматривает обязанности заинтересованных лиц, обращающихся с ходатайством, представлять перечисленные в названном пункте документы. Пункт 3.1 Порядка в действующей редакции предусматривает необходимость приложения к ходатайству о переводе земельных участков только тех документов, которые определены частью 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителей Правительства Ростовской области и Минимущества Ростовской области, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По результатам рассмотрения дела установлено, что 31 марта 2008 года Администрацией Ростовской области принято постановление N 162 "Об уполномоченном органе и утверждении порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Пунктом 2 этого постановления утвержден Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую согласно приложению. Текст этого Порядка является приложением к названному постановлению. В постановление N 162 и утвержденный им Порядок вносились изменения постановлениями Администрации Ростовской области от 27 мая 2010 года N 343 и от 14 июня 2011 года N 373. Все эти постановления подписаны Губернатором Ростовской области.
По своему содержанию постановление с прилагаемым к нему Порядком рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.
Во исполнение статьи 5 Областного закона "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области", ст. 64 Устава Ростовской области постановление от 31 марта 2008 года N 162 с приложением опубликовано в Собрании правовых актов Ростовской области N 3 (часть 2) за март 2008 год (статья 340). Внесшие в него изменения постановления от 27 мая 2010 года N 343 и от 14 июня 2011 года N 373 также прошли стадию официального опубликования в Собрании правовых актов Ростовской области соответственно в N 5 за май 2010 года (статья 826) и в N 6 (часть 2) за июнь 2011 года (статья 838) и в газете "Наше время" за 8 июня 2010 года и за 22 июня 2011 года.
Постановление N 162 и приложение к нему в установленном порядке вступили в законную силу 31 марта 2008 года, изменения вступили в силу соответственно 8 июня 2010 года и 22 июня 2011 года.
В соответствии со ст. 22 Областного закона Ростовской области "О Правительстве Ростовской области" от 1 августа 2011 года N 635-ЗС, действующего с 2 августа 2011 года, орган, принявший нормативный правовой акт, положения которого оспариваются прокурором, - Администрация Ростовской области - с 15 сентября 2011 года прекратил осуществление своих полномочий. С указанной даты начало свою деятельность Правительство Ростовской области, являющееся правопреемником Администрации Ростовской области.
До внесения изменений в Устав Ростовской области Областным Законом от 1 августа 2011 года N 634-ЗС, в силу ч. 2 ст. 52 Устава области, Администрация Ростовской области являлась высшим исполнительным органом государственной власти Ростовской области, возглавляемым Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области.
Частью 1 ст. 60 Устава на Администрацию Ростовской области возлагалось обеспечение исполнения на территории Ростовской области Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области. Администрация Ростовской области осуществляла в том числе полномочия, установленные федеральными законами, Уставом, областными законами, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 60 Устава).
Статьей 61 Устава Ростовской области предусматривалось, что Администрация Ростовской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, областных законов, указов и распоряжений Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области издает постановления и распоряжения, которые подписывает Губернатор Ростовской области или по поручению - первый заместитель Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области - Вице-губернатор.
Таким образом, нормативный правовой акт, часть которого оспаривается прокурором, был принят администрацией в форме, предусмотренной областным законодательством, подписан уполномоченным на то должностным лицом. Порядок опубликования постановления и вступления его в законную силу соблюден.
Проверяя вопрос соблюдения Администрацией Ростовской области компетенции при издании постановления N 162 в оспариваемой части, суд отмечает следующее.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона).
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель (ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 172-ФЗ).
На основании Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" (п.п. 6, 10.1 ч. 1 ст. 4) в компетенцию Администрации Ростовской области входило отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, а также установление содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Частью 3 ст. 2 Федерального закона N 172-ФЗ определено содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. В частности, в нем должны быть указаны:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
В силу части 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ (абзац первый статьи 4 в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ в статью 2 Федерального закона N 172-ФЗ введена часть 4.1, устанавливающая, что документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Абзац первый части 4 и часть 4.1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ применяются до 1 июля 2012 года с особенностями, предусмотренными ч. 5 ст. 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ, а именно, в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, указанные выше новеллы не применяются до 1 июля 2012 года.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона РФ N 172-ФЗ в редакции, предшествовавшей внесению изменений Федеральным законом от 1 июля 2011 года, документы, перечисленные в пунктах 1 - 5 этой же части статьи, должны были быть приложены заинтересованным лицом к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
Ранее пункт 3.1 Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 марта 2008 года N 162, предусматривал, что к ходатайству заинтересованного лица о переводе земельных участков из одной категории в другую должны быть приложены документы, предусмотренные пунктом 2.4 Порядка.
Решением Ростовского областного суда от 12 ноября 2010 года, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2011 года, пункт 3.1 Порядка в указанной части был признан недействующим.
После этого постановлением Администрации Ростовской области от 14 июня 2011 года N 373 пункт 3.1 Порядка изложен в следующей редакции:
"Ходатайство о переводе земель или земельного участка направляется заинтересованным лицом в министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций области.
К ходатайству о переводе земель из одной категории в другую прилагаются документы, указанные в пункте 2.2 раздела II настоящего Порядка.
К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются документы, предусмотренные частью 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", с учетом выполнения условий перевода, предусмотренных статьями 9, 10, 13 названного Федерального закона для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, запаса.".
Пункт 2.4 Порядка в действующей редакции предусматривает, что обоснование перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую подтверждается следующими документами:
обращением главы администрации муниципального района, на территории которого намечается перевод земельного участка из одной категории в другую, на имя Главы Администрации (Губернатора) области о планируемом переводе земельного участка;
письменным поручением Главы Администрации (Губернатора) области о подготовке соответствующего правового акта по переводу земель из состава земель одной категории в другую;
ситуационным планом размещения объекта;
схемой генерального плана земельного участка;
пояснительной запиской с технико-экономическими показателями;
заключением министерства сельского хозяйства и продовольствия области;
сведениями о кадастровой стоимости земельного участка по отношению к среднерайонному уровню кадастровой стоимости земель, выданные территориальными отделами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области;
актом на списание мелиоративных систем их собственником, балансодержателем (для мелиоративных сельскохозяйственных угодий);
заключением министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства области (в случае предоставления земельного участка для строительства);
выкопировкой из генерального плана соответствующего муниципального образования, а в случае его отсутствия - градостроительным обоснованием планировочного развития территории, в составе которой находится земельный участок, предполагаемый к изменению целевого назначения;
(абзацы двенадцатый - пятнадцатый утратили силу на основании постановления Администрации РО от 14 июня 2011 года N 373)
проектом рекультивации переводимого земельного участка (в случае предоставления земельного участка для добычи полезных ископаемых, строительства линейных объектов);
заключением комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области с графиком освоения по годам переводимого земельного участка сельскохозяйственного назначения для разработки карьера по добыче полезных ископаемых и лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых (в случае предоставления земельного участка для добычи полезных ископаемых);
справкой уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района о том, что на земельном участке, на котором намечается перевод, отсутствуют здания, строения, сооружения, не ведутся строительство и иная деятельность, приводящая к использованию земельного участка не по целевому назначению;
выпиской из Государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, входящем в состав земель, перевод которых из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, входящий в состав земель, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить;
копией документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, или выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц;
заключением государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
согласием правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, когда такое согласие правообладателя не требуется.
Предметом проверки суда в данном деле является только соответствие закону пункта 2.4 в части перечня документов, подтверждающих обоснование перевода земельных участков (не земель) из одной категории в другую.
Доводы представителей Правительства Ростовской области и Минимущества Ростовской области о том, что ни пункт 2.4, ни иные пункты Порядка в действующей редакции не предусматривают обязанность заинтересованного лица собирать и прилагать к ходатайству документы, упомянутые в пункте 2.4, не опровергают доводы прокурора о том, что данный пункт в оспариваемой части противоречит закону и нарушает права неопределенного круга лиц.
Как указано выше, федеральным законодательством установлен перечень документов, которые заинтересованное лицо должно представлять в соответствующий орган государственной власти вместе с ходатайством о переводе земельных участков из одной категории в другую (ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 172-ФЗ). Перечень документов, приведенный в п. 2.4 Порядка, утвержденного постановлением Администрации области от 31 марта 2008 года N 162, значительно шире.
Изменения, внесенные в пункт 3.1 Порядка постановлением от 14 июня 2011 года, не устранили в полной мере нарушение (угрозу нарушения) прав и интересов неопределенного круга лиц, учитывая следующее.
Обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую должно излагаться, согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 172-ФЗ, непосредственно в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
Оперирование в п. 2.4 Порядка тем же понятием "обоснование перевода земельного участка", исходя из дословного текста оспариваемой правовой нормы, во взаимосвязи с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 172-ФЗ, позволяет истолковать пункт 2.4 как обязывающий заинтересованное лицо собрать документы, подтверждающие обоснованность перевода, перечисленные в п. 2.4, до подачи ходатайства о переводе земельного участка и сделать ссылку на эти документы в тексте ходатайства.
То, что на основании пункта 3.2 Порядка ряд документов, упомянутых в этом пункте, должны направляться главой администрации муниципального района в Минимущество Ростовской области в качестве приложения к обращению о планируемом переводе земельных участков, не исключает возможности нарушения прав заинтересованных лиц и истребования у них соответствующих документов, учитывая, что Порядком не установлено, что эти документы должны собираться администрацией муниципального района. Более того, этот пункт затрагивает случаи перевода земельных участков под строительство конкретного объекта или добычу полезных ископаемых и не распространяется на случаи перевода земельных участков для использования в иных целях.
Пункт 2.4 Порядка в оспариваемой части вступает в противоречие с приведенными выше актами, имеющими большую юридическую силу, поскольку и содержание ходатайства о переводе земельных участков, и перечень подлежащих истребованию документом, определены федеральным законодательством.
Возможность расширения перечня требуемых документов по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации в данном случае законом не предусмотрена и расширение перечня документов, необходимых для принятия решения о переводе земельных участков, под видом "необходимости подтверждения обоснования перевода" является недопустимым.
Права заинтересованных лиц могут быть ограничены только по основаниям, предусмотренным законом.
На основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, а также если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
В силу ст. 4 Федерального закона в переводе земельных участков в составе земель из одной категории в другую может быть отказано только в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Хотя п. 3.1 Порядка в действующей редакции и не предусматривает напрямую обязанности заинтересованного лица представить все документы, указанные в п. 2.4 Порядка, фактически установление этим пунктом перечня документов, подтверждающих обоснованность перевода, означает, что в отсутствие какого-либо из включенных в этот перечень документов (независимо от того, будет ли он представляться заявителем или истребоваться соответствующим органом) перевод земельного участка из одной категории в другую будет считаться необоснованным, что, в свою очередь, может повлечь отказ в удовлетворении ходатайства о переводе в отсутствие оснований, установленных законом.
В пользу данной позиции свидетельствует и то, что пункт 2.4 Порядка не предусматривает, что обоснование перевода "может быть подтверждено" перечисленными в этом пункте документами. Норма изложена в императивной форме. Из дословного смысла текста следует, что перечисленные в пункте 2.4 документы должны быть собраны для каждого случая перевода земельных участков, независимо от того, к категории каких земель они относятся (за исключением тех документов, в отношении которых сделаны специальные оговорки).
Так, например, в силу пункта 2.4 Порядка, для земельных участков любых категорий должны быть представлены заключение министерства сельского хозяйства и продовольствия области, сведения о кадастровой стоимости земельного участка по отношению к среднерайонному показателю, тогда как такие документы могут понадобиться только для принятия решения о переводе земельных участков из земель определенных категорий.
Вступившим в законную силу решением Ростовского областного суда от 12 ноября 2010 года установлено, что в пункте 2.4 Порядка фактически осуществлено правовое регулирование, выходящее за пределы компетенции органов государственной власти субъекта Федерации, определенной в статье 2 Федерального закона, поскольку понятие "обоснование" является элементом самого ходатайства, указанным прямо в Законе, а пункт 2.4 Порядка фактически идентифицирует документы (часть 4 статьи 2 Закона) и часть ходатайства, что не является реализацией совместной компетенции в земельных правоотношениях. Такая компетенция реализована Администрацией Ростовской области в пункте 2.2 Порядка.
Поскольку судом в соответствии со статьей 253 ГПК РФ установлено несоответствие пункта 2.4 Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 марта 2008 года N 162 (в редакции постановлений от 27 мая 2010 года N 343 и от 14 июня 2011 года N 373) в части перечня документов, подтверждающих обоснование перевода земельных участков из одной категории в другую, федеральному законодательству, этот пункт в оспариваемой части признается недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Время прекращения действия данной части пункта 2.4 Порядка связано с тем, что нормативный правовой акт фактически применялся и применяется, что подтверждено исследованными судом документами (материалами рассмотрения конкретных ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Ростовской области удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.4 Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 марта 2008 года N 162 (в редакции постановлений от 27 мая 2010 года N 343 и от 14 июня 2011 года N 373) в части перечня документов, подтверждающих обоснование перевода земельных участков из одной категории в другую.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 5 марта 2012 года.
Председательствующий |
О.А. Руднева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 28 февраля 2012 г. N 3-14/12
Текст решения размещен на официальном сайте Ростовского областного суда в Internet (http://www.oblsud.ros.sudrf.ru)