Решение Ростовского областного суда
от 20 января 2012 г. N 3-2/12
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2012 г. N 41-АПГ12-4СК настоящее решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Скоковой Э.М.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующими отдельных положений Областного закона Ростовской области "О некоторых вопросах, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Ростовской области",
установил:
заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими части 1.1 статьи 3, частей 6, 7, 9, 12 статьи 4.1 Областного закона Ростовской области "О некоторых вопросах, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Ростовской области", сославшись на следующие обстоятельства.
10.05.2011 Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон N 588-ЗС "О внесении изменений в областной закон от 27 сентября 2004 года N 146-ЗС "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ростовской области". Закон опубликован в официальном печатном издании - газете "Наше время" от 12.05.2011 года N 161-163, оспариваемые части закона противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а именно ст. 5, ч. 3 ст. 7, ч. 3.1 ст. 8, ст. 12 Федерального закона, поскольку государственные органы и органы местного самоуправления не имеют полномочий на расширение перечня сведений, указываемых в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Перечень требований в отношении транспортных средств, используемых организатором публичного мероприятия, областным законом не определен, что предоставляет должностным лицам возможность отказать в согласовании публичного мероприятия по собственному усмотрению. Требование об указании средней скорости движения транспортных средств, используемых при проведении публичного мероприятия незаконно, поскольку заранее определить среднюю скорость движения автомобилей при проведении публичного мероприятия невозможно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по регулированию вопросов порядка рассмотрения уведомлений о проведении публичных мероприятий. Законами субъектов Российской Федерации регулируются вопросы, связанные с порядком проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, дополнительные обязанности при рассмотрении уведомлений о проведении публичного мероприятия на органы местного самоуправления федеральным законодательством не возлагаются. Регулирование вопросов публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры к полномочиям органов местного самоуправления не относится. Возложение на организатора публичного мероприятия, проводимого на объектах транспортной инфраструктуры, обязанности по проведению инструктажа участников мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения незаконно. В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор уточнил основания заявления применительно к оспариванию частей 6 - 7 статьи 4.1 Областного закона, прокурор сослался на противоречие этой части ст. 130 Конституции РФ, частям 3 - 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пп. 5 части 1 ст. 14, ст. ст. 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 205).
Определением суда от 02.12.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Ростовской области.
Прокурор Корниенко Г.Ф. в судебное заседание явилась, заявленные требования просила удовлетворить.
Представители Законодательного Собрания Ростовской области - Дереза Н.В. и Вирцев Ю.М., действующие на основании доверенностей, в суд явились, возражали против удовлетворения заявления.
Представитель Правительства Ростовской области - Ковальчук Н.Н., действующая на основании доверенности, в суд явилась, просила отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав объяснения прокурора, представителей Законодательного Собрания Ростовской области, Правительства Ростовской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
10.05.2011 Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон N 588-ЗС "О внесении изменений в областной закон от 27 сентября 2004 года N 146-ЗС "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ростовской области". Закон опубликован в официальном печатном издании - газете "Наше время" от 12.05.2011 года N 161-163. Первоначальный текст Областного закона был опубликован в газете "Наше время" N 242-243 от 06.10.2004 года.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования Государственной Думой принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статьей 1 указанного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 3 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
В силу части 3.1 статьи 8 Федерального закона порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 3.1 введена Федеральным законом от 08.12.2010 N 344-ФЗ).
Статьей 3 (часть 1) оспариваемого Областного закона предусмотрены следующие правила: в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно части 1.1 этой же статьи под информацией об использовании транспортных средств в целях настоящего Областного закона понимается общее количество и категории транспортных средств, которые предполагается использовать при проведении публичного мероприятия, маршрут их движения, включая протяженность, место начала и окончания маршрута, среднюю скорость движения транспортных средств.
В силу части 6 статьи 4.1 Областного закона ответственное лицо органа местного самоуправления, указанное в части 3 статьи 4 настоящего Областного закона, в день поступления уведомления, а при поступлении уведомления после 16 часов - в первой половине дня, следующего после дня получения уведомления, направляет копии уведомления в орган исполнительной власти Ростовской области, уполномоченный в сфере дорожного хозяйства и транспорта, а также в орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения (если публичное мероприятие предполагается проводить на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для наземного транспорта), в орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за безопасностью судоходства (если публичное мероприятие предполагается проводить на внутренних водных путях). При подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения копии уведомления направляются в указанные органы исполнительной власти в день получения уведомления (в редакции Областного закона Ростовской области от 08.11.2011 N 717-ЗС).
Орган исполнительной власти Ростовской области, уполномоченный в сфере дорожного хозяйства и транспорта, обязан не позднее следующего дня после получения копии уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) направить мотивированное заключение о возможности или невозможности соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, при проведении публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры.
Согласно части 7 Закона в целях недопущения создания угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также соблюдения интересов граждан, которые не участвуют в публичном мероприятии, орган местного самоуправления направляет организатору публичного мероприятия, подавшему уведомление о проведении публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия в случаях:
1) если проведение публичного мероприятия будет создавать угрозу причинения вреда объектам транспортной инфраструктуры, а также транспортным средствам и гражданам;
2) если проведение публичного мероприятия будет создавать препятствия для движения транспорта общего пользования, нормального функционирования объектов транспортной инфраструктуры;
3) если время проведения публичного мероприятия приходится на время максимальной нагрузки на объект транспортной инфраструктуры;
4) утратил силу (Областной закон РО от 14.09.2011 N 686-ЗС);
5) в случае невозможности соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе, если невозможность соблюдения требований установлена в поступивших заключениях органов исполнительной власти, указанных в части 6 настоящей статьи);
6) если во время проведения публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры будут вестись ремонтные работы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности;
7) если на объекте транспортной инфраструктуры ранее запланировано проведение иного публичного либо культурно-массового мероприятия и одновременное проведение этих мероприятий и публичного мероприятия превысит норму предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
8) если в уведомлении указано количество участников публичного мероприятия, превышающее норму предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
9) в иных случаях, предусмотренных федеральными и областными законами.
Согласно части 9 статьи 4.1 Закона при проведении публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры органы местного самоуправления в целях обеспечения прав граждан обязаны в пределах своей компетенции:
1) обеспечивать проведение публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также настоящего Областного закона;
2) учитывать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
3) обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и искусства, физкультурно-спортивных организаций, а также функционирование объектов, подлежащих государственной охране, коммуникаций, связи и иных объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
4) обеспечивать беспрепятственный доступ граждан к зданиям (помещениям), в которых находятся органы, учреждения и организации, указанные в пункте 3 настоящей части.
Частью 12 статьи 4.1 Закона установлено, что непосредственно перед проведением публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры организаторы обязаны провести инструктаж его участников о требованиях по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, и предупредить о недопустимости совершения действий, указанных в части 5 настоящей статьи.
Проанализировав оспариваемые положения Областного закона в совокупности с требованиями федерального законодательства, доводы сторон, суд не находит оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 1.1 статьи 3, частей 6, 7, 9, 12 статьи 4.1 Областного закона.
Все оспариваемые нормы внесены в Областной закон в рамках регулирования порядка проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры в соответствии с частью 3.1 статьи 8 Федерального закона.
Содержание части 1.1 статьи 3 Областного закона о понятии "информации об использовании транспортных средств" не создает дополнительных и не предусмотренных базовым Федеральным законом обязанностей для организатора публичного мероприятия.
Во-первых, использование транспортных средств при проведении публичного мероприятия возможно лишь при его проведении на объекте транспортной инфраструктуры (согласно ст. 4.1 Областного закона к объектам транспортной инфраструктуры, используемым для транспорта общего пользования, относятся трамвайные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, а также иные объекты, используемые для движения (остановки, стоянки) транспорта общего пользования). Порядок проведения таких публичных мероприятий в полном объеме регулируется законом субъекта Российской Федерации.
Во-вторых, санкций за неуказание либо неполное указание такой информации в виде непринятия уведомления либо отказа в согласовании места проведения мероприятия (либо иных) Областной закон не устанавливает, а в части 7 статьи 4.1 закона не приводится такое основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Таким образом, установление в законе понятия названной информации имеет уведомительный характер, что вытекает из системного толкования норм Областного закона.
Каких-либо не предусмотренных названным Федеральным законом обязательных требований к подаче самого уведомления, принимая во внимание содержание и смысл части 3.1 статьи 8 Федерального закона, статья 3 Областного закона не устанавливает и дополнительных обязанностей либо ограничений не вводит. Наличие коррупциогенных факторов, на которые ссылается прокурор в заявлении, в содержании оспариваемой части не усматривается.
Следовательно, в рамках регулирования порядка проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры Законодательное Собрание Ростовской области не нарушает пределов компетенции законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
Остальные положения Областного закона, оспариваемые прокурором, также не могут быть признаны противоречащими федеральному законодательству по следующим основаниям.
Статья 4.1 Областного закона в целом введена после принятия части 3.1 статьи 8 Федерального закона, все ее взаимосвязанные положения направлены на регулирование публичных правоотношений исключительно на объектах транспортной инфраструктуры Ростовской области.
Направление органом местного самоуправления копии уведомления в орган исполнительной власти Ростовской области, уполномоченный в сфере дорожного хозяйства и транспорта, а также в орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, в орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за безопасностью судоходства не означает, что Законодательное Собрание Ростовской области самостоятельно урегулировало порядок подачи и рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия. В данном случае юридически значимыми для организатора публичного мероприятия являются обстоятельства, связанные с принятием и регистрацией уведомления, срока его рассмотрения и результатом рассмотрения. Областной закон не устанавливает дополнительных требований ни к порядку подачи уведомления, ни по срокам его рассмотрения. В результате рассмотрения уведомления орган местного самоуправления не вправе отказать в согласовании места проведения мероприятии, а лишь вправе сделать обоснованное предложение иного места проведения мероприятия, что соответствует нормам Федерального закона.
Направление органом исполнительной власти мотивированного заключения о возможности или невозможности соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, при проведении публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры непосредственно на права и свободы организаторов публичного мероприятия не влияет, поскольку эта процедура является элементом административных правоотношений в рамках взаимодействия органов публичной власти. Какие-либо не свойственные органам местного самоуправления либо органам исполнительной власти специальной компетенции обязанности при этом не создаются.
Подготовка мотивированного заключения не является самим рассмотрением уведомления по существу, а лишь одним из его этапов, согласование места проведения публичного мероприятия либо сообщение мотивированного предложения иного места проведения публичного мероприятии отнесено к компетенции специально уполномоченных органов местного самоуправления и государственной власти субъекта РФ, к которым не относятся органы, указанные в части 6 статьи 4.1 Областного закона.
Довод заявления о том, что статья 12 базового Федерального закона не предусматривает обязанностей уполномоченных субъектов, которые были бы аналогичны указанным в части 6 статьи 4.1 Областного закона, не может быть принят во внимание, поскольку именно Федеральный закон определяет полномочие субъекта Российской Федерации определить порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры внутри конкретного субъекта РФ. При этом порядок действий органов публичной власти может быть определен самостоятельно.
Пунктами 5 и 6 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрены обязанности уполномоченных субъектов обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи; информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются.
По существу мероприятия, указанные в статье 4.1 Областного закона не противоречат содержанию обязанностей, предусмотренных статьей 12 Федерального закона, при этом суд учитывает, что для организатора публичного мероприятия новых обязанностей не создается, какая-либо ответственность не вводится.
Обязанности органов местного самоуправления, установленные в части 9 статьи 4.1 Областного закона, по существу имеют отсылочный характер к иным нормативным правовым актам и им не противоречат.
К вопросам местного значения поселения, муниципальных районов и городских округов в силу статей 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся, в частности:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, района, округа.
В статье 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Конкретных доводов о превышении компетенции Законодательным Собранием Ростовской области в этой части прокурор не привел. Все 4 пункта части 9 статьи 4.1 закона направлены лишь на обеспечение безопасности граждан и никак не могут препятствовать свободной реализации права на проведение публичного мероприятия и не создают не свойственных органам местного самоуправления обязанностей в области безопасности дорожного движения, предусмотренных вышеназванными федеральными законами.
Случаи направления органом местного самоуправления организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 7 статьи 4.1), проводимого на объектах транспортной инфраструктуры сформулированы законодателем применительно к целям недопущения создания угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц.
Приведенные случаи не могут быть отнесены к категории санкций.
Перечень таких случаев не противоречит требованиям Федерального закона, который, вводя категорию "обоснованное предложение" и предоставляя полномочие субъекту РФ установить порядок проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, не ограничил тем самым субъект РФ в формировании перечня случаев представления органом местного самоуправления обоснованного предложения по иному месту и (или) времени проведения публичного мероприятия. Таким образом, часть 7 статьи 4.1 Областного закона не противоречит ни статье 1, ни статьям 3, 12 Федерального закона.
Часть 12 статьи 4.1 Областного закона также не может быть признана противоречащей федеральному законодательству.
Проведение инструктажа участников публичного мероприятия о требованиях по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, а также предупреждение о недопустимости совершения действий, указанных в части 5 статьи 4.1, по существу вытекает из требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения и отвечает цели обеспечения безопасности участников дорожного движения, в том числе и самих участников публичного мероприятия. По существу требования о безопасности проведения публичного мероприятия вытекают из норм базового Федерального закона (пункт 5 части 4 статьи 5, пункт 3 части 3 статьи 6, часть 1 статьи 8, пункт 5 части 1 статьи 12). Следует учесть, что конкретные формы выполнения обязанностей Областной закон не конкретизирует, а также не предусматривает негативных последствий их невыполнения, что по существу указывает на их добровольный характер, направленный на обеспечение безопасности.
Поскольку суд не находит противоречия оспариваемых положений Областного закона правовым нормам более высокой юридической силы, заявление в рамках статьи 253 ГПК РФ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующими части 1.1 статьи 3, частей 6, 7, 9, 12 статьи 4.1 Областного закона Ростовской области "О некоторых вопросах, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Ростовской области".
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 24.01.2011 года.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 20 января 2012 г. N 3-2/12
Текст решения размещен на официальном сайте Ростовского областного суда в Internet (http://www.oblsud.ros.sudrf.ru)