Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России и Ростовской области.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся: совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года", одним из ключевых направлений развития региона является повышение уровня и качества жизни населения, важнейшей составляющей которого является экологическая обстановка, в том числе обеспечение населения качественной питьевой водой. В рамках реализации данного направления необходимо решение задачи повышения инфраструктурной обеспеченности населения.
Водные ресурсы области составляют 27,7 куб. км, из них 2,7 куб. км - сток, формирующийся в пределах области, и 25,0 куб. км - сток, поступающий со смежных территорий. В Ростовской области насчитывается 4 991 река и водоток, отличающиеся по длине, площади водосбора и объему годового стока. Преимущественное развитие получили малые реки.
Водотоков протяженностью более 10 км насчитывается 904, менее 10 км - 4 576, больших и средних рек - всего 11. Самая крупная водная система - река Дон с основным притоком - рекой Северский Донец, средние - реки Миус и Кагальник, малые - реки Мокрый Еланчик, Самбек, Мокрый Чулек, Сухая и Мокрая Чумбурки. Все реки относятся к бассейну Азовского моря. Протяженность рек, протекающих по территории Ростовской области, составляет 9 565 км.
В настоящее время в Ростовской области эксплуатируется 1 576 водопроводов, из них для населения используется 1 190 водопроводов и водопроводных сетей.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют 40,3 процента от всего объема воды, поданной в сеть.
Основными причинами высоких потерь воды являются изношенность сетей и отсутствие систем противоаварийной защиты. Износ водопроводных сооружений составляет 49 процентов.
По итогам 2010 года в области (данные Ростовстата) объем подачи воды насосными станциями 1-го подъема составил 493 млн. куб. м, при этом их установленная производственная мощность составляет 4,15 млн. куб. м/сут., или 1 514 млн. куб м/год. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений - 1,7 млн. куб. м/сут., или 615 млн. куб. м/год. Пропуск воды через очистные сооружения водоснабжения за 2010 год составил 372 млн. куб. м, в том числе нормативно очищенной - 302 млн. куб. м.
Протяженность водопроводных сетей составляет:
водоводов - 5 860,2 км, в том числе нуждающихся в замене, - 2 439,6 км (41,6 процента);
уличной водопроводной сети - 15 968,4 км, в том числе нуждающейся в замене, - 8 169,9 км (51,2 процента);
внутриквартальной и внутридворовой сети - 2 481,0 км, в том числе нуждающейся в замене, - 1 016,4 км (40,9 процента).
В целом по Ростовской области на конец 2010 года 47,8 процента водопроводных сетей нуждались в замене. В целом по Российской Федерации около 30 процентов сетей водоснабжения и канализации требуют замены.
В 2010 году заменено и отремонтировано 636,8 км - 3,4 процента от общей протяжности сетей, нуждающихся в замене, в том числе:
водоводов - 53,9 км;
уличной водопроводной сети - 321,7 км;
внутриквартальной и внутридворовой сети - 16,4 км.
Количество аварий и прорывов на объектах водоснабжения в Ростовской области за последние годы увеличивается. В целом по области в 2010 году на водопроводах их было зарегистрировано 3 675, в том числе 3 342 на водопроводных сетях.
Сооружениями централизованного водоснабжения в Ростовской области по состоянию на конец 2010 года были оборудованы:
23 города (100 процентов);
7 поселков городского типа (100 процентов);
1 245 сельских населенных пунктов (54,9 процента).
Для питьевых целей воду общественных и индивидуальных колодцев, родников использует 5,9 процента населения, привозную воду - 2,1 процента населения, качество которой не отвечает гигиеническим требованиям по химическим показателям в 63,2 процента случаев, по микробиологическим - 26,4 процента проб.
В целом по области более 89 922 (2,1 процента) человек обеспечиваются привозным водоснабжением, которое не гарантирует эпидемиологическую безопасность воды. Продолжается использование эпидемически опасной воды непосредственно из реки Дон без очистки и обеззараживания для питьевых целей в населенных местах Азовского и Багаевского районов.
Основными источниками водоснабжения в области по объему поднятой воды являются поверхностные источники - 83,4 процента, на долю подземных источников приходится 16,6 процента.
В Ростовской области из 2 282 населенных пунктов централизованные системы канализации имеют только 92 (4,0 процента), в том числе: 23 города (100 процентов), 6 поселков городского типа (85,7 процента) и 63 сельских населенных пунктах (2,8 процента).
В 2010 году отведение сточных вод в области осуществляли 148 очистных сооружений канализации, из них 77 отводили хозяйственно-бытовые сточные воды от населенных пунктов и канализационных сетей.
Протяженность канализационных сетей составляет:
главных коллекторов - 1 556,3 км, в том числе нуждающихся в замене, - 482,1 км (31 процент);
уличной канализационной сети - 2 114,2 км, в том числе нуждающейся в замене, - 964,7 км (45,6 процента);
внутриквартальной и внутридворовой сети - 1 278,8 км, в том числе нуждающейся в замене, - 582,3 км (45,5 процента).
В целом по области в 2010 году на централизованных системах канализации было зарегистрировано 34 608 аварий и забоев с изливом сточных вод на поверхность.
Изношенность сетей является причиной сохраняющегося высокого уровня аварийности в канализационном хозяйстве.
В 2010 году заменено 12,7 км канализационных сетей, или 0,7 процента от общей протяженности сетей, нуждающихся в замене, в том числе:
главных коллекторов - 5,0 км;
уличной канализационной сети - 6,9 км;
внутриквартальной и внутридворовой сети - 0,8 км.
Общая пропускная способность очистных сооружений канализационного хозяйства области по состоянию на конец 2010 года составила 1 223,7 тыс. куб. м/сут.
В течение 2010 года по канализационным сетям было пропущено 209,3 млн. куб. м сточных вод, из них 194,3 млн. куб. м (92,8 процента) было доставлено на очистные сооружения.
Из общего объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до категории нормативно очищенных доведено 20,2 процента.
Существующие очистные сооружения сточных вод на территории области в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены. Некоторые очистные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод из-за неполного состава сооружений.
В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах: Гуково, Зверево, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск, Красный Сулин, Пролетарск, Донецк, Миллерово, Константиновск, Цимлянск, Аксай, Сальск; в поселках: Гигант Сальского района, Чистоозерный Каменского района; в селе Песчанокопском, станице Обливская и других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязнению водоемов, почв и подземных вод.
К основным проблемам водоснабжения и водоотведения населения области относятся:
дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников, в том числе без очистки и обеззараживания, и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям;
отсутствие ограждений зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;
невостребованность большинства разведанных участков месторождений подземных вод из-за удаленности их от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей;
отсутствие в крупных городах развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов централизованными системами канализации;
ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случае до уровня, делающего их непригодными для хозяйственно-питьевого, а иногда и технического водоснабжения.
Наблюдение за качеством воды в водных объектах осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), федеральное государственное бюджетное учреждение "Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями".
По итогам 2010 года качество воды водоемов I категории водопользования в Ростовской области ухудшилось по микробиологическим и санитарно-химическим показателям по сравнению с 2009 годом.
Качество воды по санитарно-химическим показателям в 2010 году не отвечало гигиеническим нормативам в целом по области в 35,5 процента проб против 27,7 процента в 2009 году; по микробиологическим показателям - в 34,2 процента в 2010 году против 26,6 процента в 2009 году.
Наибольший удельный вес проб воды, отобранных из водоемов I категории, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, приходится на города: Ростов-на-Дону (70,5 процента), Таганрог (51,8 процента), Каменск-Шахтинский (68,4 процента), Шахты (58,8 процента), Азов (57,1 процента) и районы: Белокалитвинский (65,3 процента), Неклиновский (72,0 процента) Азовский (82,1 процента), Багаевский (46,4 процента), Семикаракорский (53,5 процента); по санитарно-химическим показателям - на города: Волгодонск (71,4 процента), Новошахтинск (60,0 процента), Новочеркасск (60,0 процента), Таганрог (30,7 процента), Каменск-Шахтинский (38,7 процента), Азов (46,1 процента) и районы: Белокалитвинский и Каменский (100 процентов), Неклиновский (54,1 процента), Орловский (50,0 процента), Дубовский (44,4 процента).
Одним из факторов риска здоровья населения является питьевая вода, подаваемая в населенные пункты области. Качество воды из водопроводной сети в целом по области ухудшилось по санитарно-химическим (47,1 процента в 2010 году против 35,6 процента в 2009 году) и улучшилось по микробиологическим (6,0 процента в 2010 году против 7,1 процента в 2009 году) показателям.
Результаты социально-гигиенического мониторинга за состоянием водных объектов в 2010 году свидетельствуют, что практически все водоисточники, как поверхностные так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности.
Качество воды малых рек и Таганрогского залива Ростовской области характеризуется в основном повышенными солесодержанием, жесткостью, значениями биохимической потребности в кислороде за 5 суток (БПК5), химической потребности в кислороде (ХПК), сульфатов, хлоридов, магния, железа (реки Миус, Кундрючья, Сал, Подпольная, Средний Егорлык, Тузлов, Чир, Калитва и др.).
Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в области является сброс неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем и т.д.
Данные по заболеваемости в 2010 году согласно статистической отчетной форме N 2 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях":
брюшной тиф, паратифы А, В, С - не зарегистрировано;
другие кишечные инфекции, возможным фактором передачи которых является питьевая вода:
острые кишечные инфекции - 16 438 (386,3 на 100 тыс. населения);
острые кишечные инфекции, вызванные ротавирусами, - 1 265 (29,58 на 100 тыс. населения);
дизентерия, вызванная шигеллой Флекснера, - 531 (12,42 на 100 тыс. населения).
Зарегистрировано больных острым вирусным гепатитом А - 196 (4,6 на 100 тыс. населения).
По данным формы N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения", в 2010 году в области было зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения (первичная заболеваемость) - 165 339 человек (показатель 38,7 на тысячу населения).
По данным формы N 35 "Сведения о больных злокачественными новообразованиями", в 2010 году в области было зарегистрировано больных злокачественными новообразованиями 15 308 человек.
Для выявления степени влияния качества питьевой воды на заболеваемость населения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области применяется методология оценки рисков. Рассчитанные риски установили влияние качества воды на здоровье населения. Средний уровень неканцерогенного риска от содержащихся в питьевой воде области химических веществ (аммиака, бора, железа, кальция, нитратов, нитритов, фторидов) составил 0,57 для взрослого населения и 1,3 - для детского населения (выше 1 - есть влияние).
Территориями риска по уровню загрязнения питьевой воды являются Чертковский, Красносулинский, Мартыновский, Кагальницкий, Орловский, Сальский районы области и города: Донецк, Новошахтинск, Зверево.
Результаты исследований выявили корреляционную зависимость между качеством питьевой воды и заболеваемостью мочекаменной болезнью, в городе Донецке, Чертковском районе коэффициент корреляции составляет 0,87 - 0,65 (средняя ошибка коэффициента корреляции - 0,007 - 0,29).
В городах Новошахтинск, Донецк, Зверево выявлена сильная корреляционная связь между высокой минерализацией воды и регистрацией высоких показателей заболеваемости органов пищеварения. Коэффициенты корреляции по указанным территориям находятся в пределах 0,95 - 0,86, при средней ошибке коэффициента корреляции 0,085 - 0,18.
Зарегистрировано больных анемией 7 184 человека в 2010 году, случаев мочекаменной болезни - 1 564.
В составе Ростовской области 12 городских округов, 43 муниципальных района, 390 сельских и 18 городских поселений. Из них к населенным пунктам, имеющим более 100 тыс. населения, относятся: городской округ город Ростов-на-Дону, городской округ город Таганрог, городской округ город Шахты, городской округ город Новочеркасск, городской округ город Волгодонск, городской округ город Новошахтинск.
Основными поставщиками услуг по водоснабжению и водоотведению в Ростовской области являются:
открытое акционерное общество "ПО Водоканал", г. Ростов-на-Дону;
открытое акционерное общество "Исток", г. Каменск-Шахтинский;
муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство" г. Волгодонска;
муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" г. Новочеркасска;
муниципальное унитарное предприятие "Управление "Водоканал" г. Таганрога;
муниципальное унитарное предприятие "Азовводоканал".
Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоемким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют срок окупаемости в 10 и более лет, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты в секторе водоснабжения и водоотведения.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов вызвано недостаточным финансированием отрасли.
Для решения существующих проблем водоснабжения и водоотведения с 2011 года в области действуют Областная долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 - 2014 годы" и подпрограмма "Социальное развитие села в Ростовской области на 2010 - 2014 годы" Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 - 2014 годы, содержащие мероприятия по развитию водоснабжения и водоотведения поселений.
Особо значимым проектом, реализуемым в Ростовской области, является "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области", реализация которой осуществляется с 2004 по 2021 год. Общий объем финансирования проекта из всех источников составляет более 37,1 млрд. рублей.
В результате реализации проекта планируется к 2013 году в г. Ростове-на-Дону улучшение условий проживания: строительство объектов инфраструктуры водоснабжения для обеспечения 6 млн. кв. метров жилищного строительства (330 тыс. жителей) и 2 млн. кв. метров коммерческой недвижимости - подключение к водопроводу 98 процентов населения (прирост на 22 тыс. жителей), стабильное гарантированное круглосуточное оказание услуг водоснабжения, снижение количества аварий на сетях, сокращение эксплуатационных затрат водоснабжения, сокращение времени допустимого аварийного отключения на 25 процентов, улучшение качества подаваемой воды, соответствие 98 процентов общего количества проб питьевой воды требованиям санитарных правил и норм, подключение к канализации 80 процентов населения (прирост на 66 тыс. жителей), соответствие 75 процентов анализов сточных вод нормативным требованиям (рост на 10 процентов).
При разработке вариантов реформирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в качестве возможных подходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались 2 основных подхода.
Пассивный подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации подобных программ.
Применение этого подхода дает возможность реализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств внебюджетных источников.
Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.
Предлагаемые в рамках 2-го варианта механизмы взаимодействия различных уровней власти, частных операторов и инвесторов носят институциональный характер и призваны сформировать долгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения концессионных соглашений, экологического и других областей законодательства Российской Федерации. Вместе с тем предлагается осуществлять поддержку реализации региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Использование программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод целесообразно при следующих условиях:
решение задачи по обеспечению населения чистой водой, которая входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития страны. Это решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
вложение необходимых капитальных затрат, которые не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;
проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Необходимость принятия Областной долгосрочной целевой программы "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области" на 2012 - 2017 годы вызвана принятием федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092.
Использование программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения и водоотведения целесообразно при следующих условиях:
решение задачи по обеспечению населения чистой водой, которая входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области. Это позволит обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
вложение необходимых капитальных затрат, которые не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;
комплексный характер решения проблем обеспечения населения чистой водой, что окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
На решение задач и достижение целей Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:
нормативные правовые риски;
реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций;
задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы;
макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
региональные и муниципальные риски.
При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.