Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Система программных мероприятий и ресурсное
обеспечение Программы
3.1. Задача N 1 Программы "Совершенствование правовой основы гражданской и муниципальной службы".
В рамках данной задачи предполагается выполнение следующих основных мероприятий Программы:
разработка и принятие нормативных правовых актов Ростовской области по вопросам развития гражданской и муниципальной службы;
разработка правовых механизмов применения на гражданской и муниципальной службе антикоррупционного законодательства;
разработка модельных муниципальных программ развития муниципальной службы, муниципальных нормативных правовых актов в сфере регулирования муниципальной службы.
В современной России проблема модернизации государственного и муниципального управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую в нашей стране традиционно играет государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу гражданской и муниципальной службы следует рассматривать в качестве важнейшего ресурса модернизации системы государственного и муниципального управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно-правовые формы и управленческие механизмы, является создание действенного законодательства.
Законодательство о гражданской и муниципальной службе Российской Федерации базируется на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов.
В целях развития федерального законодательства в Ростовской области были приняты областные законы от 26.07.2005 N 344-ЗС "О государственной гражданской службе Ростовской области" и от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области".
В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" развитие федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации обеспечивается соответственно федеральными программами развития федеральной гражданской службы и программами развития гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поэтому нормативные правовые акты Ростовской области должны обеспечивать единый подход к правовому регулированию и организации гражданской и муниципальной службы, открытости гражданской и муниципальной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства; внедрению современных методов оценки и стимулирования гражданских и муниципальных служащих.
Для достижения поставленной задачи предполагается следующее:
1) разработка и принятие нормативных правовых актов Ростовской области по вопросам развития гражданской и муниципальной службы, регламентирующих:
порядок присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим;
порядок, условия и сроки проведения экспериментов в ходе реализации Программы;
порядок формирования и ведения реестра гражданских служащих области;
методику определения показателей эффективности и результативности деятельности гражданских служащих;
порядок проведения конкурса на звания "Лучший государственный гражданский служащий Ростовской области" и "Лучший муниципальный служащий в Ростовской области";
2) разработка модельных муниципальных программ развития муниципальной службы для городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.
Кроме того, в рамках реализации данной задачи будет проводиться мониторинг реализации законодательства о гражданской и муниципальной службе.
Задачами мониторинга являются: выявление состояния правового регулирования и правоприменительная практика в сфере гражданской и муниципальной службы.
Необходимость его проведения обусловлена дальнейшим углублением административной реформы, проводимой в целях повышения эффективности гражданской службы и укрепления государства, создания целостной ее системы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей. Это обеспечивается комплексом организационных, финансовых и правовых мер, в том числе правового регулирования отношений, связанных с прохождением гражданской и муниципальной службы.
3.2. Задача N 2 Программы "Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности гражданских и муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности".
Эффективное государственное и муниципальное управление невозможно без должного кадрового обеспечения всех уровней власти. Повышение профессиональной компетентности гражданских и муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности являются одними из актуальных задач развития гражданской и муниципальной службы.
Органы государственной власти и местного самоуправления должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения, на повышение его социальной активности.
Основу кадрового состава гражданской и муниципальной службы должны составлять специалисты, способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного и муниципального управления.
Гражданская и муниципальная службы должны быть основаны на профессионализме и высокой квалификации гражданских и муниципальных служащих, которые, выполняя управленческие функции, выступают представителями власти, действуют в интересах государства и общества.
От качества подготовки и компетентности гражданских и муниципальных служащих, их добросовестного отношения к должностным обязанностям во многом зависит профессионализм всей гражданской и муниципальной службы, ее авторитет в обществе.
Действующее российское законодательство возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления значительные полномочия в сфере кадровой работы, в том числе связанные с проведением конкурсов на замещение вакантных должностей и на включение в кадровый резерв, а также квалификационных экзаменов для присвоения классных чинов гражданским служащим.
При проведении указанных кадровых процедур конкурсные и аттестационные комиссии должны оценивать знания, навыки и умения (профессиональный уровень) действующих гражданских и муниципальных служащих или претендентов на вакантные должности гражданской и муниципальной службы.
Вместе с тем непосредственно на заседании комиссии невозможно провести полную и всестороннюю оценку указанных параметров. Необходимо использование широкого спектра методов оценки профессиональных и личностных качеств служащих или кандидатов на должности, включая индивидуальные собеседования, анкетирование, проведение групповых дискуссий, деловых игр, написание рефератов, проведение профессионального и психологического тестирования и т.п. Это потребует значительных временных затрат, а также наличия работников, обладающих специальными познаниями и навыками.
Исходя из изложенного, наиболее рациональным представляется проведение предварительных мероприятий по выявлению профессионального уровня служащих и кандидатов с представлением материалов, содержащих их результаты, членам аттестационных и конкурсных комиссий.
Наличие таких материалов позволит членам аттестационных и конкурсных комиссий проводить более качественную оценку профессионального уровня служащих и кандидатов и принимать предусмотренные законодательством решения (например, о соответствии замещаемой должности), основываясь не только на субъективном впечатлении от заслушивания сообщений и собеседования на заседании комиссии, но и на объективных данных, полученных специалистами с использованием научно обоснованных методик.
Отдельные элементы такой схемы работы уже используются в деятельности Администрации Ростовской области и демонстрируют свою эффективность.
Вместе с тем проведение указанных мероприятий осуществляется работниками кадровых служб, не всегда имеющими необходимую квалификацию, в качестве дополнения к их основным должностным обязанностям. Введение же в каждом государственном органе и органе местного самоуправления специальных штатных единиц для данной деятельности представляется неэффективным расходованием бюджетных средств.
Повышению эффективности работы в указанной сфере может способствовать привлечение методических разработок и экспертов организации, специализирующейся на оценке гражданских (муниципальных) служащих, для проведения конкурсов и квалификационных экзаменов на гражданской (муниципальной) службе.
Принятие решения потребует размещения государственного (муниципального) заказа на выполнение указанных видов работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
С целью последовательной отработки технологии реализации данного проекта целесообразно проведение эксперимента на базе одного областного органа исполнительной власти и одного муниципального образования.
Необходимо внедрение в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Ростовской области элементов управления по результатам, предусматривающего разработку четких критериев оценки эффективности деятельности каждого работника и их интегрирование в систему материального стимулирования гражданских и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
Один из важнейших разделов должностного регламента - показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Выполнение данных показателей должно учитываться при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
В настоящее время показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, закрепленные в большинстве должностных регламентов гражданских служащих, имеют, как правило, формальный характер и не увязаны с системой их материального стимулирования. Подавляющее большинство должностных инструкций муниципальных служащих не содержит таких показателей вовсе.
С целью решения данной проблемы предлагается осуществить ряд мероприятий, предполагающих:
разработку перечня показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих области, ориентированных на исполнение конкретных полномочий, входящих в компетенцию соответствующих органов власти;
разработку методики оценки вклада каждого гражданского и муниципального служащего в реализацию полномочий соответствующего органа власти и его соотнесения с размерами денежного содержания гражданских и муниципальных служащих области;
внесение необходимых изменений в должностные регламенты гражданских служащих и должностные инструкции муниципальных служащих, административные регламенты соответствующих государственных и муниципальных органов, в Областной закон от 07.08.2000 N 92-ЗС "О денежном содержании государственных служащих Ростовской области и лиц, замещающих государственные должности Ростовской области", а также в нормативные правовые акты органов местного самоуправления области, определяющие размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.
Одним из способов современной кадровой работы является разработка и внедрение методики индивидуальной количественной и качественной, формализованной оценки кадрового потенциала гражданских и муниципальных служащих на основе современных информационных технологий.
Методика может быть основана на оценке по выработанным показателям (результаты работы: опыт, образование, возраст, здоровье и т.п.) ряда профессионально важных для конкретной должности характеристик и их преобразование в количественные интегральные показатели (индексы) для последующего использования в кадровой работе.
Расчет индивидуальных и групповых значений кадрового потенциала может выполняться на основе соответствующих составляющих этих оценок: характеристик в рамках критериев, критериев в рамках индивидуальной оценки, индивидуальных оценок гражданских и муниципальных служащих в рамках соответствующей группы.
Это позволит определить общий уровень состояния кадрового потенциала гражданской и муниципальной службы, выявить проблемные участки и выработать меры, направленные на повышение их качества и эффективности.
В рамках реализации задачи N 2 предлагается выполнение системы следующих программных мероприятий:
формирование современных механизмов подбора кадров гражданской и муниципальной службы;
совершенствование системы конкурсного замещения вакантных должностей гражданской (муниципальной) службы;
разработка и внедрение программ профессиональной адаптации граждан, принятых на гражданскую (муниципальную) службу;
совершенствование механизмов формирования кадрового резерва гражданской (муниципальной) службы;
разработка и внедрение эффективных механизмов ротации кадрового состава гражданской (муниципальной) службы;
проведение аттестаций и совершенствование аттестационных процедур гражданских и муниципальных служащих;
совершенствование технологии проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
разработка и внедрение методики планирования стратегии карьерного роста гражданских и муниципальных служащих;
совершенствование системы оценки профессиональной служебной деятельности гражданских (муниципальных) служащих;
совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение гражданскими служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";
внедрение информационных технологий в систему управления кадровыми ресурсами и в кадровое делопроизводство;
проведение научно-исследовательских работ по разработке методических рекомендаций по вопросам организации кадровой работы;
разработка предложений по привлечению методических разработок и экспертов организации, специализирующейся на оценке гражданских (муниципальных) служащих, для проведения конкурсов и квалификационных экзаменов на гражданской (муниципальной) службе;
разработка предложений по внедрению в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления элементов управления по результатам, предусматривающих разработку четких критериев оценки эффективности деятельности каждого работника и их интегрирование в систему материального стимулирования гражданских и муниципальных служащих;
разработка и внедрение методики индивидуальной количественной и качественной, формализованной оценки кадрового потенциала гражданских служащих на основе современных информационных технологий.
3.3. Задача N 3 Программы "Совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих".
Анализ современного состояния гражданской (муниципальной) службы показывает, что в настоящее время практически не реализуются заложенные законодательством механизмы управления по результатам, не совершенствуются системы регламентации и оценки профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих.
Служебная деятельность гражданских и муниципальных служащих слабо ориентирована на оказание качественных услуг гражданам, недостаточно развиты механизмы стимулирования и не используются заложенные в законодательстве принципы оплаты по результатам, что снижает мотивацию гражданских и муниципальных служащих.
На муниципальном уровне в условиях постоянно изменяющегося законодательства практически не проводится работа по упорядочению и конкретизации полномочий муниципальных служащих, закрепленных в их должностных инструкциях.
В этой связи предполагается реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих, в том числе:
совершенствование методологии разработки должностных регламентов (должностных инструкций) гражданских и муниципальных служащих;
разработка моделей должностных регламентов (должностных инструкций) по различным направлениям деятельности гражданских и муниципальных служащих;
приведение должностных регламентов (должностных инструкций) гражданских и муниципальных служащих в соответствие с установленными требованиями;
совершенствование методики оценки профессиональных знаний и навыков гражданских и муниципальных служащих, предусмотренных в их должностных регламентах (должностных инструкциях);
мониторинг применения должностных регламентов (должностных инструкций), оценка степени влияния должностного регламента (должностной инструкции) на обеспечение исполнения полномочий государственного органа (органа местного самоуправления), а также на результативность профессиональной служебной деятельности гражданского (муниципального) служащего;
упорядочение и конкретизация полномочий гражданских и муниципальных служащих, закрепленных в должностных регламентах (должностных инструкциях) по итогам мониторинга, а также с учетом изменений действующего законодательства;
формирование ежегодных отчетов гражданских и муниципальных служащих о своей профессиональной деятельности, выполненных заданиях и поручениях;
разработка типовой формы ежегодного отчета гражданского (муниципального) служащего;
внедрение ежегодных отчетов гражданских (муниципальных) служащих;
разработка и внедрение системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения гражданской (муниципальной) службы и стимулирование добросовестного исполнения должностных обязанностей гражданской (муниципальной) службы на высоком профессиональном уровне;
внедрение в практику кадровой работы государственных органов и органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение гражданским (муниципальным) служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при поощрении;
разработка и внедрение механизмов рассмотрения и использования предложений гражданских (муниципальных) служащих по повышению эффективности деятельности своих подразделений и государственных органов (органов местного самоуправления);
организация социологических опросов на предмет оценки удовлетворенности гражданских (муниципальных) служащих условиями и результатами своей работы, морально-психологическим климатом в коллективе.
В результате реализации данных мероприятий предполагается создание единых подходов, методик формирования должностных регламентов (инструкций) и их пересмотра при изменении административных регламентов исполнения государственных и муниципальных функций или предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, планируется разработка моделей регламентов (инструкций) гражданских и муниципальных служащих по направлениям деятельности, а также их поэтапное внедрение.
Впервые на муниципальном уровне в должностные инструкции муниципальных служащих будут включены разделы, содержащие показатели результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих.
Кадровыми службами государственных органов и органов местного самоуправления будут осуществляться постоянный мониторинг и оценка степени влияния должностного регламента (должностной инструкции) на обеспечение исполнения полномочий государственного органа (органа местного самоуправления), а также на результативность профессиональной служебной деятельности гражданского (муниципального) служащего.
В рамках оценки результативности деятельности гражданских (муниципальных) служащих будет внедрена практика ежегодных отчетов работников органов власти о своей профессиональной деятельности, выполненных заданиях и поручениях за истекший период.
Особое внимание будет уделено проведению социологических опросов гражданских (муниципальных) служащих на предмет их удовлетворенности условиями и результатами своей работы, морально-психологическим климатом в коллективе.
Реализация данной задачи позволит сформировать эффективную систему регламентации профессиональной служебной деятельности гражданских (муниципальных) служащих, а также создать необходимые условия для планомерного устойчивого карьерного роста гражданских (муниципальных) служащих, безупречно исполняющих свои должностные обязанности.
3.4. Задача N 4 Программы "Развитие системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих".
Развитие системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих является актуальной задачей всей системы управления на региональном и муниципальном уровнях, требующей комплексного подхода при организации и проведении соответствующих мероприятий.
В настоящее время определены правовые и организационные основы системы гражданской и муниципальной службы. Необходимость выполнения установленных действующим законодательством требований о наличии у гражданских и муниципальных служащих специального профессионального образования и потребность совершенствования качественного состава управленческих кадров выдвинули на первый план вопрос профессионального обучения гражданских и муниципальных служащих.
В Ростовской области создана эффективная система дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих. Системная работа, проводимая в данном направлении, позволяет постоянно наращивать объемы обучения служащих.
Система подготовки кадров Ростовской области основывается на применении в процессе обучения ресурсов ведущих образовательных учреждений области (федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказская академия государственной службы", федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет", государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский социально-экономический институт" и др.).
Реализация учебных мероприятий с гражданскими и муниципальными служащими осуществляется с использованием учебно-методических комплексов дистанционного обучения и информационно-образовательного портала подготовки кадров.
Портал представляет следующие возможности:
использование гражданскими и муниципальными служащими в практической работе учебно-методических комплексов дистанционного обучения;
проведение курсов повышения квалификации гражданских и муниципальных служащих области в дистанционном режиме с использованием информационных технологий;
организационная подготовка и проведение курсов повышения квалификации, обучающих видеосеминаров с гражданскими и муниципальными служащими области;
автоматизированное формирование заявки и обработка списков служащих, направляемых на обучение;
формирование государственного заказа на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку служащих;
тематический поиск учебных программ российских вузов, разместивших информацию в сети Интернет.
Информационно-образовательный портал представляет возможность гражданским и муниципальным служащим централизованно получать информацию об учебных мероприятиях, проводимых как по заказу Администрации Ростовской области, так и вузами самостоятельно, а именно: ознакомиться с программой, сроками, местом обучения, получить необходимый информационно-методический материал.
Также использование интернет-портала в практике подготовки кадров позволяет перейти на безбумажный документооборот при организационной подготовке учебных мероприятий (размещение программы учебного мероприятия, регистрация участников, формирование актуальных вопросов по тематике мероприятия).
Гражданские и муниципальные служащие, повышающие квалификацию по заказу Администрации Ростовской области с помощью учебно-методических комплексов дистанционного обучения, имеют возможность самостоятельного изучения комплекса информационно-методических материалов, общения в онлайн режиме с преподавателями курса.
По итогам обучения слушатели сдают тестирование и получают удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.
Одним из способов дальнейшего совершенствования системы дополнительного профессионального образования кадров гражданской и муниципальной службы является возможность передачи на аутсорсинг части вопросов, связанных с формированием и реализацией органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области государственного заказа на переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских и муниципальных служащих.
В соответствии с Областным законом от 21.06.2007 N 715-ЗС "Об областном государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Ростовской области" основной объем полномочий в данной сфере возложен на Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области и областные органы государственной власти, которые осуществляют:
разработку программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, в рамках которых прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений; указываются этапы реализации программ, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации; прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих;
разработку индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих. Данные планы должны разрабатываться каждым гражданским служащим в соответствии с его должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждаться в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом государственного органа;
разработку заявок на обучение гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования. Заявка формируется на основе экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемых Администрацией Ростовской области, прогнозируемой численности указанных служащих, направляемых на обучение по категориям и группам должностей гражданской службы, с учетом программы государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих. К заявке прилагается пояснительная записка с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач соответствующего государственного органа;
определение структуры государственного заказа, расчет объемов его финансирования, в том числе на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования гражданских служащих;
разработку проекта областного закона об областном государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих Ростовской области.
С целью повышения эффективности реализации государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих значительная часть этих полномочий может быть передана для осуществления высшим учебным заведениям, специализирующимся на подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.
Передача указанных функций позволит повысить качество обучения слушателей, поскольку станет возможной разработка учебных программ, ориентированных на профессиональные компетенции конкретных служащих, направляемых на переподготовку и повышение квалификации в течение года.
Принятие решения о передаче на аутсорсинг данных направлений работы потребует:
внесения изменений в Областной закон от 21.06.2007 N 715-ЗС "Об областном государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих Ростовской области";
размещения государственного заказа на выполнение делегируемых видов работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В рамках реализации задачи N 4 предлагается выполнение системы следующих программных мероприятий:
разработка инновационных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских и муниципальных служащих;
разработка методических рекомендаций по формированию программ государственных органов (органов местного самоуправления) по профессиональному развитию гражданских (муниципальных) служащих;
разработка методологии формирования индивидуальных планов профессионального развития гражданских (муниципальных) служащих;
организация индивидуального обучения государственных и муниципальных служащих;
развитие практического обучения гражданских и муниципальных служащих на рабочем месте;
разработка предложений по передаче на аутсорсинг части вопросов, связанных с формированием и реализацией органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области государственного и муниципального заказа на переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских и муниципальных служащих, проведение соответствующего эксперимента;
проведение курсов повышения квалификации гражданских служащих, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения;
проведение курсов повышения квалификации муниципальных служащих, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения;
совершенствование системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители";
развитие индивидуального образования гражданских и муниципальных служащих;
развитие практического обучения гражданских и муниципальных служащих на рабочем месте;
проведение обучающих семинаров с гражданскими и муниципальными служащими, в том числе в режиме видеоконференцсвязи;
проведение научно-исследовательской работы по разработке учебно-методических комплексов дистанционного обучения гражданских и муниципальных служащих;
приобретение учебно-методической литературы;
осуществление мониторинга и анализа эффективности процесса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации гражданских и муниципальных служащих.
3.5. Задача N 5 Программы "Применение антикоррупционных механизмов".
Согласно положениям Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Коррупция стала серьезной проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного и муниципального управления.
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в Российской Федерации недопустимо высок. Коррупционность государственных и муниципальных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного и муниципального управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.
Начатая в 2008 году антикоррупционная реформа призвана сдерживать административное давление на граждан, бизнес, институты гражданского общества.
Коррупция - сложное и комплексное общественное явление, поэтому требуется формирование специфических принципов правового регулирования. Данные принципы не сводятся только к введению санкций и их усилению. Центр тяжести должен быть перенесен на комплексный подход и сочетание различных средств - юридических, экономических, организационных, воспитательных и др. Их закрепление в настоящей Программе будет иметь положительный результат.
Настоящая Программа является важной составной частью реформирования гражданской и муниципальной службы и обеспечивает согласованное проведение мероприятий, направленных на предупреждение коррупции.
Как показывают социологические исследования, коррупция в разной степени присутствует во всех сферах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с представителями организаций и гражданами.
В целях реализации поставленной задачи планируется выполнение следующих мероприятий:
разработка и внедрение порядка организации проверки сведений о фактах обращения в целях склонения гражданского или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, содержащихся в уведомлениях;
разработка и внедрение процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований коррупционных проявлений со стороны гражданских и муниципальных служащих;
разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода гражданского служащего с государственной службы;
разработка методических рекомендаций по организации деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
разработка и внедрение системы мониторинга исполнения должностных обязанностей гражданскими (муниципальными) служащими, подверженными риску коррупционных проявлений, и устранение таких рисков;
проведение семинаров и тренингов для гражданских (муниципальных) служащих, направленных на формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
Реализация данных мероприятий позволит совершенствовать работу кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также повысить ответственность гражданских и муниципальных служащих за соблюдение основных принципов служебного поведения, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".
3.6. Задача N 6 Программы "Обеспечение взаимосвязи гражданской и муниципальной службы".
Эффективное взаимодействие всех уровней власти должно основываться на четких механизмах взаимодействия и взаимосвязи гражданской и муниципальной службы.
Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взаимосвязь гражданской и муниципальной службы обеспечивается посредством:
единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы;
единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;
соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Эти общие принципы устанавливают юридические основы взаимосвязи гражданской и муниципальной службы. Вместе с тем на практике должен применяться более предметный подход с учетом специфики области и объективной необходимости соотносительности гражданской и муниципальной службы.
Для обмена управленческим опытом следует осуществлять проведение ротации гражданских служащих для замещения должностей муниципальной службы и муниципальных служащих для замещения должностей гражданской службы.
Также необходима организация стажировок гражданских служащих в органах местного самоуправления и муниципальных служащих - в государственных органах области.
Для руководителей и работников кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления области следует проводить семинары по вопросам реформирования гражданской и муниципальной службы.
С целью наиболее качественного проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, конкурсов по формированию кадрового резерва, аттестации необходима разработка методических рекомендаций по данным вопросам с учетом нормативно-правовой базы и практического опыта проведения аналогичной работы в государственных органах области. Это касается и обработки персональных данных, ведения личных дел муниципальных служащих.
Кроме того, должны быть внедрены антикоррупционные стандарты в виде установления для гражданской и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции.
3.7. Задача N 7 Программы "Оптимизация штатной численности гражданских и муниципальных служащих".
В рамках данной Программы планируется решить одну из актуальных проблем, связанных с реформированием гражданской и муниципальной службы, - определить оптимальную или эффективную численность работников государственных органов области и органов местного самоуправления.
Необходимость оптимизации структуры и штатной численности указанных органов продиктована как изменениями исполняемых ими полномочий, функций, услуг, их объемов и трудозатрат в соответствии действующим законодательством, так и современной экономической ситуацией.
Формирование организационных структур и штатов областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления должно основываться на установлении объективной потребности данных органов в кадрах.
Существующие методики определения штатной численности и структур указанных органов требуют актуализации и доработки с учетом изменений законодательства в сфере государственного и муниципального управления.
Введение периодической статистической отчетности по кадрам позволит сформировать полную картину существующего положения и динамики развития гражданской (муниципальной) службы.
Для решения поставленной задачи Программой предусмотрена последовательная реализация следующих мероприятий:
создание системы сбора и анализа информации о состоянии гражданской и муниципальной службы;
подготовка предложений по формированию организационных структур и штатной численности органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений;
мониторинг штатной численности областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, разработка методик по ее оптимизации.
В конечном итоге внедрение новых подходов к определению штатной численности государственных органов, органов местного самоуправления и формированию организационных структур позволит не только снизить неэффективные расходы на содержание данных органов, но и повысить эффективность, а также качество их деятельности.
3.8. Задача N 8 Программы "Повышение престижа гражданской и муниципальной службы".
В современных условиях меняются требования, предъявляемые к гражданской и муниципальной службе со стороны общества, которые должны стать более открытыми и эффективными. Однако их низкая конкурентоспособность приводит к падению профессионализма, компетентности и квалификации служащих, сложности привлечения молодых специалистов. Все это подрывает доверие к гражданской и муниципальной службе и способствует формированию негативного имиджа. Повышение престижа гражданской и муниципальной службы и создание целостного кадрового ядра должны стать основными направлениями развития.
В этих целях необходимо совершенствовать механизм поощрений и награждений с расширением возможностей материального стимулирования. Также должна быть предусмотрена система гарантий для гражданских и муниципальных служащих, созданы условия для реализации принципа универсальности конкурса при поступлении на гражданскую службу и эффективной реализации каждым гражданским служащим своих обязанностей.
Установление дополнительных гарантий гражданским и муниципальным служащим будет способствовать реализации задач по повышению престижа гражданской службы, притоку в государственные структуры высококвалифицированных кадров.
В рамках реализации задачи N 8 предлагается выполнение системы следующих программных мероприятий:
совершенствование системы государственных (муниципальных) гарантий на гражданской (муниципальной) службе;
развитие механизмов социальных гарантий и дополнительного страхования гражданских (муниципальных) служащих, в том числе:
совершенствование механизмов предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади гражданским (муниципальным) служащим области;
совершенствование механизмов оздоровления гражданских (муниципальных) служащих;
совершенствование механизмов оптимизации пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих;
разработка и внедрение системы мер по формированию позитивного общественного мнения о гражданской и муниципальной службе;
разработка и реализация с помощью средств массовой информации программ, направленных на повышение престижа гражданской и муниципальной службы и формирование позитивного отношения граждан к гражданским и муниципальным служащим;
разработка и реализация информационного проекта о показательных положительных примерах деятельности гражданских (муниципальных) служащих;
организация проведения брифингов, пресс-конференций, радио- и телепередач по актуальным вопросам реформирования гражданской и муниципальной службы;
внедрение современных механизмов стимулирования деятельности гражданских (муниципальных) служащих;
организация и проведение областного конкурса на звания "Лучший государственный гражданский служащий Ростовской области" и "Лучший муниципальный служащий в Ростовской области";
разработка положения о нагрудном знаке "Лучший государственный гражданский служащий Ростовской области" и "Лучший муниципальный служащий в Ростовской области";
организация участия гражданских и муниципальных служащих, удостоенных звания "Лучший государственный гражданский служащий Ростовской области" и "Лучший муниципальный служащий в Ростовской области" по итогам года, в традиционных рождественских встречах Главы Администрации (Губернатора) области с представителями бизнес-сообщества;
организация информационного освещения проведения конкурса на звания "Лучший государственный гражданский служащий Ростовской области" и "Лучший муниципальный служащий в Ростовской области" в средствах массовой информации;
внедрение в практику работы кадровых служб организации торжественного присвоения классных чинов гражданским служащим.
3.9. Задача N 9 Программы "Привлечение на гражданскую и муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала государственных органов Ростовской области и органов местного самоуправления".
Для решения поставленной задачи в Программе предусмотрена реализация мероприятий по следующим направлениям:
развитие института стажерства в государственных органах Ростовской области, внедрение данного института в органах местного самоуправления;
формирование молодежного кадрового резерва гражданской (муниципальной) службы из числа аспирантов и выпускников высших учебных заведений;
формирование информационной базы данных о наиболее перспективных студентах старших курсов ростовских вузов, изучение их психологических и деловых качеств;
создание "Школы лидера" для подготовки студентов, выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования к работе в системе государственного и муниципального управления;
создание регионального молодежного клуба "Молодой управленец Дона" для обеспечения мер поддержки способной и талантливой молодежи;
разработка рекомендаций по тематике курсовых и дипломных работ по актуальным вопросам развития гражданской и муниципальной службы;
организация и проведение конкурса на лучшую курсовую (дипломную) работу среди студентов вузов по актуальным проблемам развития гражданской и муниципальной службы.
Одним из эффективных механизмов проведения кадровой политики в государственных органах области и органах местного самоуправления является развитие института стажерства.
В настоящее время институт стажерства активно внедряется в государственных органах Ростовской области. Одной из его задач является подготовка молодых специалистов к замещению должностей государственной гражданской службы, развитие способностей самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них задачи.
Основная цель внедрения института стажерства - совершенствование деятельности государственных органов по привлечению, закреплению и адекватному использованию на гражданской службе высококвалифицированных молодых специалистов, создание необходимых условий для реализации ими своего потенциала и успешного исполнения должностных обязанностей.
Вместе с тем на муниципальном уровне данная практика подготовки молодых специалистов для органов управления не получила должного развития.
В рамках Программы предполагается повсеместное внедрение института стажерства во всех городских округах и муниципальных районах области.
В результате в муниципальных органах должен оптимизироваться и сформироваться более качественный состав служащих, будут подготовлены молодые специалисты к замещению должностей муниципальной службы области с учетом специфики и потребностей данных органов власти.
В то же время внимание кадровых служб государственных органов, а также органов местного самоуправления должно быть направлено не только на внедрение института стажерства, но и на работу с молодыми и перспективными студентами старших курсов высших учебных заведений. Задача органов власти совместно с вузами - сформировать из числа студентов молодежный кадровый резерв и в дальнейшем осуществлять постоянный мониторинг развития их карьеры.
Формирование современного кадрового резерва обеспечит преемственность и передачу накопленного профессионального опыта гражданских и муниципальных служащих молодым специалистам.
Не менее важным направлением Программы будет являться проведение областного конкурса на лучшую курсовую (дипломную) работу среди студентов вузов по актуальным проблемам развития гражданской и муниципальной службы.
Стратегическим мероприятием Программы также является привлечение молодых людей через молодежные объединения к участию в формировании и реализации политики в сфере гражданской (муниципальной) службы в интересах молодежи. Перспективной площадкой для этого станет создание регионального молодежного клуба "Молодой управленец Дона".
Комплексная и системная реализация вышеуказанных мероприятий позволит изменить существующую тенденцию к "старению кадров" в органах власти, привлечь на гражданскую и муниципальную службу молодых специалистов, способных в современных условиях использовать эффективные технологии государственного и муниципального управления.
3.10. Задача N 10 Программы "Формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности гражданской и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих".
Мониторинг общественного мнения об эффективности гражданской и муниципальной службы является важным звеном системы государственного и муниципального управления, которое позволяет выявить проблемные места в деятельности органов власти по решению общественно важных вопросов, дает возможность оценить эффективность работы органа власти или должностного лица. С помощью такого мониторинга можно определить приоритетность тех или иных задач, а информация, полученная в процессе мониторинга, может стать основой для разработки, принятия и реализации управленческих решений.
В рамках реализации задачи N 10 предлагается выполнение следующих программных мероприятий:
разработка и реализация комплекса мер, направленных на развитие информационной открытости гражданской и муниципальной службы, повышение доверия граждан к гражданским (муниципальным) служащим;
проведение социологических опросов об эффективности гражданской и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих;
рассмотрение и анализ обращений граждан и организаций по поводу деятельности гражданских и муниципальных служащих;
создание на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления электронных "почтовых ящиков" для отзывов граждан о деятельности государственного органа (органа местного самоуправления), гражданских (муниципальных) служащих, а также для предложений по ее совершенствованию.
3.11. Задача N 11 Программы "Создание системы контроля деятельности гражданских и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества".
Современная гражданская (муниципальная) служба должна быть ориентирована на обеспечение прав и законных интересов граждан, создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и гражданской (муниципальной) службы.
Создание общественной системы контроля за деятельностью гражданских и муниципальных служащих является одной из ключевых задач Программы, успешная реализация которой будет способствовать эффективному функционированию гражданской (муниципальной) службы в соответствии с установленными нормативными стандартами современного государства.
Основными мероприятиями Программы для создания данной системы в Ростовской области будут являться:
разработка и внедрение комплекса мер, направленных на укрепление общественных связей органов государственной власти, органов местного самоуправления;
разработка и внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение открытости гражданской (муниципальной) службы и ее доступности общественному контролю в рамках реализации федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2009 N 261;
организация пресс-конференций, брифингов, интервью средствам массовой информации по вопросам развития гражданской и муниципальной службы;
привлечение представителей общественных объединений в качестве независимых экспертов для участия в заседаниях конкурсных, аттестационных комиссий;
создание на официальном сайте Администрации Ростовской области информационного раздела "Государственная гражданская служба Ростовской области";
создание на официальных сайтах муниципальных образований области информационных разделов по вопросам организации и прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления;
создание на официальных сайтах муниципальных образований страниц с возможностью сообщения информации о фактах проявления коррупции, организация "телефонов доверия".
В условиях формирования гражданского общества возрастает роль общественных объединений в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов власти.
Включение общественных объединений в механизм защиты прав человека является одним из проявлений демократизма Российского государства, позволяющего использовать дополнительные, отличные от государственных, средства защиты прав и законных интересов граждан.
Проблема развития общественного контроля за деятельностью гражданских (муниципальных) служащих связана с активным приведением в действие всех инструментов и средств демократии. В этой связи возрастает роль такого института гражданского общества, как средства массовой информации.
В рамках реализации данной задачи предполагается усилить работу с региональными и местными средствами массовой информации по вопросам развития гражданской и муниципальной службы и организовывать в этих целях регулярные пресс-конференции, брифинги, интервью с участием представителей органов власти различного уровня.
Недостаточная открытость гражданской (муниципальной) службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции. Для обеспечения получения гражданами полной и достоверной информации по вопросам организации и прохождения гражданской (муниципальной) службы в сети Интернет на официальном сайте Администрации области, областных органов исполнительной власти, а также на сайтах муниципальных образований будут созданы специализированные разделы, посвященные данным вопросам.
Кроме того, на официальных сайтах муниципальных образований планируется создание страниц с возможностью сообщения гражданами информации о фактах проявления коррупции, а также организация в органах власти "телефонов доверия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.