Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", Областным законом от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", постановлением Правительства Ростовской области от 23.05.2012 N 424 "Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года", распоряжением Правительства Ростовской области от 27.06.2012 N 242 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы".
Программа определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства в Ростовской области и регулирования рынков на шестилетний период, мероприятия Программы направлены на решение актуальных проблем, сдерживающих стабильное, поступательное развитие отрасли.
Программный подход к решению проблем, накопившихся в отрасли, имеет особое значение. Определение направлений и объемов государственной поддержки на долгосрочный период позволяет сельхозтоваропроизводителям планировать свой бизнес и определять приоритеты развития социальной и инженерной инфраструктуры села.
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 - 2014 годы развитие агропромышленного комплекса в Ростовской области характеризуется положительной динамикой в части роста объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Однако темпы роста недостаточно устойчивы.
К актуальным проблемам развития сельского хозяйства в Ростовской области относятся:
рост производства продукции растениеводства за счет экстенсивного производства при урожайности, значительно меньшей потенциально возможной. Низкая урожайность сельскохозяйственных культур связана: со снижением плодородия почв вследствие недостаточного внесения органических и минеральных удобрений; с несоблюдением научно-обоснованной структуры севооборотов; с низким использованием сельхозтоваропроизводителями высококачественного семенного материала; с низкими темпами внедрения современных агротехнологий. Приоритетными направлениями решения данных проблем являются: сохранение и восстановление почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональное использование; повышение урожайности сельскохозяйственных культур; развитие и переработка продукции овощеводства, плодоводства, виноградарства;
децентрализация животноводческого комплекса, проявляющаяся в значительной доле мелкотоварного сектора. В сельскохозяйственных организациях производится 11,5 процента молока и 52,7 процента мяса, это вызывает дефицит сырья для перерабатывающих организаций. В области отмечается опережающий рост потребления населением мяса и молока по сравнению с их производством в области. Доля собственного производства по мясу составляет 88 процентов, молоку - 89 процентов. Сохраняется относительно низкая продуктивность сельскохозяйственных животных. Приоритетными направлениями решения данных проблем являются: развитие животноводства с приоритетом крупнотоварного производства и поддержкой малых форм (строительство новых животноводческих комплексов, модернизация действующих молочно-товарных ферм, реконструкция ветхих построек; поддержка фермерских хозяйств; увеличение удельного веса племенного скота; развитие кормовой базы; дальнейшее развитие промышленного производства свинины и птицы; развитие овцеводства и племенного коневодства). Для предотвращения и ликвидации болезней животных на территории Ростовской области (лейкоз крупного рогатого скота, африканская чума), которые наносят огромный экономический ущерб, необходимы программные мероприятия;
недостаточные темпы институциональных преобразований, слабое развитие малых форм предпринимательства в сферах организации производства и первичной переработки. Так как большая доля животноводческой продукции производится в личных подсобных хозяйствах (мяса - 42 процента, молока - 80 процентов), то организация сбыта продукции должна принадлежать сельскохозяйственным потребительским кооперативам как элементам инфраструктуры поддержки малого агробизнеса. Однако кооперативное движение не получило в области необходимого развития. Удельный вес действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов по итогам 2011 года составил 89,9 процента. Сельхозкооперативы не обеспечивают закупку излишков продукции у населения в полном объеме, а из общего объема закупок доля собственной переработки сельхозкооперативов составляет не более 10 процентов. В данных условиях необходимо повышение эффективности институциональных преобразований для совершенствования их организационно-производственных структур, создание необходимой инфраструктуры в агропромышленном комплексе (страхование, информационно-консультационное обслуживание, кадровое обеспечение, региональная товаропроводящая сеть, эффективная система сельской потребительской кооперации и т.д.) и финансово-экономическое оздоровление;
опережающее сокращение основных производственных фондов по сравнению с их вводом, сокращение и старение парка основных видов сельскохозяйственной техники; слабые темпы внедрения современных инновационных технологий в растениеводство и животноводство из-за низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей и уровня технической и технологической оснащенности для внедрения инноваций. Приоритетным направлением в решении данных проблем является повышение технико-технологического уровня развития агропромышленного комплекса (стимулирование использования новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий; обеспечение сельхозтоваропроизводителей более производительной и ресурсосберегающей техникой, создание условий для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства; поддержка инновационных проектов и разработок);
низкая инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных товаропроизводителей, финансовая неустойчивость сельскохозяйственных организаций, труднодоступность кредитных ресурсов в условиях закредитованности, недостаток залогового обеспечения, неразвитость ипотечного кредитования. Недостаточный процесс инвестирования связан с большими рисками в сельском хозяйстве; сложностью прогнозирования сроков окупаемости проектов, составления реалистичных бизнес-планов и привлечения заемных ресурсов банков из-за нестабильных цен на сельхозпродукцию; низкими темпами обновления инженерно-логистической инфраструктуры агропромышленного комплекса;
с развитием в области новых форматов торговых организаций увеличивается спрос на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности и, соответственно, на сельскохозяйственное сырье. Материально-техническая база большинства организаций пищевой и перерабатывающей промышленности имеет износ на уровне от 30 до 70 процентов. В этих условиях возрастает необходимость строительства на территории области современных перерабатывающих производств, модернизации действующих организаций, внедрения новых технологий, расширения ассортиментного разнообразия выпускаемой продукции;
остаются трудности с продвижением продукции; недостаточно содействие развитию конкуренции; отсутствуют четкие ориентиры в политике ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе принципов продовольственной безопасности региона; недостаточно используются межрегиональные отношения между субъектами Российской Федерации для продвижения готовой пищевой продукции на новые рынки сбыта. Для решения данных проблем необходима реализация мероприятий по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности и конкуренции на агропродовольственном рынке Ростовской области;
сохраняется отток трудовых ресурсов из сектора сельского хозяйства и дефицит квалифицированных кадров, что связано с проблемами социального и экономического характера: отсутствие в сельской местности альтернативной занятости; недостаточная обеспеченность сельского населения жильем; низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры (низкая обеспеченность услугами системы образования и здравоохранения, культурно-досуговыми учреждениями, централизованным водоснабжением и канализацией, низкий уровень газификации и развития транспортной инфраструктуры). Численность сельского населения Ростовской области за последние годы сократилась до 1 386,4 тыс. человек на 01.01.2012.
Разработка Программы связана с необходимостью использования программно-целевого метода для решения обозначенных проблем развития агропромышленного комплекса.
Комплекс мероприятий Программы обеспечивает формирование условий для развития конкурентного сельского хозяйства на основе привлечения инвестиций, технологической модернизации агропромышленного комплекса (далее - АПК), развития социальной и инженерной инфраструктуры села.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.