Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная долгосрочная целевая программа "Защита прав потребителей в Ростовской области на 2015 - 2018 годы" разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ".
Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров, направленных на создание в Ростовской области условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Ростовской области.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели социально-экономического курса Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации - повышению уровня жизни населения, усилению государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.
В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю, как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс несколько опережает принятие соответствующих правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для участников гражданского оборота, в том числе потребителей.
Именно поэтому Правительство Российской Федерации регулярно уделяет внимание совершенствованию государственного регулирования сферы потребительских отношений, поскольку равная и реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе.
В настоящее время в нашей области мероприятия по обеспечению и защите прав и интересов граждан-потребителей осуществляются в соответствии с Областной долгосрочной целевой программой "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2011 - 2014 годы (далее - Программа на 2011 - 2014 годы).
Работа по реализации программных мероприятий стала составляющим механизмом достижения основной цели - создание в Ростовской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
Принятая Программа на 2011 - 2014 годы позволила своевременно акцентировать внимание, в первую очередь, на наиболее проблемные секторы потребительского рынка, в частности, такие, как жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые, туристские услуги, то есть те, где уровень как государственной, так и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан до последнего времени все еще не отвечает реальным запросам населения.
Кроме того, мероприятия Программы на 2011 - 2014 годы позволили определить конкретные задачи по организации защиты прав потребителей в увязке с социально-экономическим развитием региона в целом, обозначить роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозировать результаты и влияние реализации запланированных мер на положение потребителей.
В период действия Программы на 2011 - 2014 годы в области ежегодно открываются общественные приемные (не менее 15), где потребителям оказывается бесплатная юридическая помощь, в том числе на базе общественных организаций.
В сети Интернет создан интерактивный коммуникационный портал, в целях повышения оперативности и доступности оказания правовой помощи потребителям работает телефон "горячей линии".
В муниципальных образованиях Ростовской области по состоянию на 1 января 2012 г. обязанности по рассмотрению вопросов защиты прав потребителей возложены на 312 специалистов. Анализ их работы показывает, что деятельность по защите прав потребителей значительно повысила активность населения в этой сфере, расширяется спектр вопросов, с которыми жители области обращаются в службы по защите прав потребителей.
Предполагается, что ежегодно службы по защите прав потребителей органов местного самоуправления будут рассматривать обращения (консультировать) не менее 14 000 граждан, а ежегодная доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, будет составлять не менее 20 процентов от общего количества поступивших обращений.
Учитывая социальную значимость и важность обеспечения доступности в решении вопросов защиты потребителей, ежегодно проводится рейтинговая оценка деятельности органов местного самоуправления по обеспечению защиты потребителей, в соответствии с которой работа муниципалитетов в этом направлении оценивается как "эффективная", "удовлетворительная" или "неэффективная".
При формировании рейтинга учитываются такие показатели, как организация работы межведомственных комиссий по защите прав потребителей и количество рассмотренных на ней вопросов; число консультаций, данных потребителям, в том числе по телефону "горячей линии"; количество потребительских споров, урегулированных во внесудебном порядке; количество составленных претензий, подготовленных исковых заявлений в суд в защиту потребителей; организация просвещения потребителей, в том числе посредством средств массовой информации и пр.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что ежегодно органами местного самоуправления в средствах массовой информации будет размещаться не менее 600 материалов (печатных, радио-, видео-, интернет-), касающихся вопросов защиты прав потребителей.
Обеспечение прав потребителей находится на особом контроле у Правительства Ростовской области. Именно поэтому в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года был внесен раздел "Потребительский рынок", который в качестве одной из задач предусматривает стимулирование повышения качества товаров местных товаропроизводителей.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
Повышение качества и безопасности продукции является ключевым вопросом в формировании по-настоящему конкурентоспособного продукта, произведенного в Ростовской области, поэтому одним из важнейших направлений развития области является создание особой идеологии - бренда "Сделано на Дону", который должен стать аналогом понятия "качество".
Данная работа приобретает особую актуальность потому, что в настоящее время маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя и заключаются в том, что при обеспечении права потребителя на выбор товаров (услуг) схожих потребительских качеств ни один из видов продукции не имеет объективного конкурентоспособного преимущества, кроме цены.
Это означает, что в настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества, в основном, не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, в результате снижения административных барьеров, в том числе отмены обязательной сертификации, ослабления государственного контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг, увеличился риск реализации на потребительском рынке пищевых продуктов, не соответствующих требованиям, установленным в нормативно-технических документах.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке области, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо продолжить работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг). Планируется, что ежегодно в Ростовской области будет проводиться не менее 190 сравнительных исследований и независимых экспертиз товаров (работ, услуг).
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
В связи с этим приоритетное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей. Для повышения мотивации к углубленному изучению данных вопросов организуется проведение олимпиад и конкурсов среди учащихся общеобразовательных школ, учреждений среднего образования, студентов высшего профессионального образования.
Кроме того, за прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения семинаров, конференций, форумов.
Для популяризации вопросов защиты прав потребителей, повышения уровня информированности населения области проводятся конкурсы профессионального мастерства, рейтинговые конкурсы, главной задачей которых является содействие правовому просвещению населения, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке области, повышение качества и культуры обслуживания, формирование навыков рационального потребительского поведения и цивилизованного взаимоотношения потребителей и продавцов (исполнителей).
Вопросы защиты прав потребителей и усиления социальных гарантий, государственного контроля в области защиты прав потребителей являются целью стратегического развития России, в основе которого лежит достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Учитывая результаты реализации мероприятий Программы на 2011 - 2014 годы, Областная долгосрочная целевая программа "Защита прав потребителей в Ростовской области на 2015 - 2018 годы" усилит социально-экономический эффект, достигнутый в предыдущем периоде, позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и, в конечном итоге, повысит качество жизни жителей области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.