Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа объектов, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Данная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
Во многих муниципальных образованиях отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
В 2011 году, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, объем инвестиций в коммунальный сектор Ростовской области, освоенный крупными и средними организациями, составил 2 470,0 млн. рублей, из них на долю внебюджетных средств (частных инвестиций) приходилось 1 924,1 млн. рублей, или 77,9 процента.
Из всех секторов экономики коммунальный сектор является одним из наиболее капиталоемких. Многие инвестиционные проекты имеют срок окупаемости в 10 и более лет, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты.
Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 15,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.
В 2011 году на территории Ростовской области снабжение населения и бюджето финансируемых организаций теплоснабжением и горячим водоснабжением осуществляли 3 763 источника теплоснабжения суммарной мощностью 11,3 тыс. Гкал/ч. Основная часть источников теплоснабжения области - 66,4 процента - работают на газообразном топливе. На твердом и жидком топливе работают 31,8 и 1,0 процента источников соответственно.
В общем числе отопительных котельных преобладают мелкие, мощностью до 3 Гкал/ч (90,1 процента от общего числа котельных), которые вырабатывают 13,5 процента тепла от общего объема производимой тепловой энергии. Основными производителями тепловой энергии являются крупные котельные мощностью более 100 Гкал/ч (0,5 процента от общего числа котельных), которые вырабатывают 44,7 процента всего тепла.
Суммарная протяженность тепловых и паровых сетей (с учетом сетей горячего водоснабжения) в двухтрубном исчислении на конец 2011 года в целом по области составила 2 494,9 км. Из общей протяженности трубопроводов 304,4 км (12,2 процента) нуждаются в замене, из них 235,9 км (77,5 процента) имеют степень износа свыше 60 процентов.
К увеличению потерь и перебоям в подаче тепловой энергии потребителям приводят аварии в системах теплоснабжения.
Удельный вес потерь тепловой энергии в общем количестве тепла, поданного в сеть, в 2011 году составил 9,2 процента, в 2010 году этот показатель составлял 11,5 процента.
Присоединенные тепловые нагрузки значительно ниже установленных мощностей, что приводит к значительному перерасходу топливно-энергетических ресурсов, неоправданно высоким затратам на ремонт и обслуживание котельных и тепловых сетей.
В городах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский часть газовых котельных, встроенных в подвальные помещения жилых домов, общественных зданий и школьных учреждений, не отвечает требованиям безопасности. Они являются потенциально опасными для жизни и здоровья граждан объектами. Установленная в котельных автоматика безопасности не обеспечивает срабатывание по всем предаварийным параметрам.
Особую актуальность для Ростовской области в последние годы приобрела проблема обеспечения экологически выдержанного и экономически выгодного обращения с отходами производства и потребления, создания предпосылок для привлечения различных источников масштабного финансирования мероприятий в сфере обращения с отходами.
В настоящее время на территории Ростовской области выявлены следующие объекты размещения твердых бытовых отходов:
16 полигонов твердых бытовых отходов (общей площадью 126,6 Га);
436 санкционированных свалок (общей площадью 1 321,90 Га);
290 несанкционированных свалок (общей площадью 477,22 Га).
С 2011 года ведется работа по разработке комплексной системы управления отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами Ростовской области. Ее завершение планируется в 2012 году. Это позволит правильно оценить сложившуюся ситуацию в сфере обращения с отходами, даст возможность планомерно осуществлять целевые мероприятия по наведению порядка на всей территории области и привлечь в эту сферу необходимые инвестиции.
По состоянию на 1 января 2012 г. уровень газификации Ростовской области составил 83 процента, в том числе по городам - 91,3 процента, по сельским территориям - 70,4 процента.
Для повышения среднеобластного уровня газификации необходимо оказание помощи муниципальным образованиям с низким уровнем газификации, таким как Дубовский и Каменский районы, уровень газификации которых составляет 37,8 и 45,0 процента соответственно.
В связи с повышением уровня подземных вод в ряде муниципальных образований области продолжается неравномерная просадка оснований фундаментов зданий и сооружений, а также повреждение инженерных сетей.
Так, в г. Волгодонске по ряду причин, включая несовершенство нормативной базы, ошибки и просчеты научных, изыскательских, проектных, строительных организаций и эксплуатирующих служб, некомплексность застройки микрорайонов города, незавершенность вертикальной планировки, происходит замачивание просадочной толщи грунтов. Из 907 эксплуатируемых в городе объектов 732 не имеют гарантированной эксплуатационной надежности, 134 имеют сверхнормативные деформации, из которых на 19 требуется срочное выполнение работ, связанных с обеспечением их эксплуатационной пригодности.
В связи с этим начиная с 2011 года реализуются мероприятия по приведению объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей. Данное мероприятие финансируется из областного бюджета, бюджета г. Волгодонска, а также из средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В 2011 году проводились работы на 4 многоквартирных домах. На 1 доме работы завершены в соответствии с планом.
В настоящее время организация освещения улиц городских округов, сельских и городских поселений области характеризуется неравномерным развитием объектов электрических сетей наружного освещения, высоким уровнем износа объектов, неэффективной системой управления.
Данная ситуация связана с неудовлетворительным финансовым положением муниципальных образований области, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек.
За 2011 год доля фактически освещенной улично-дорожной сети по отношению к общей протяженности составила 46,98 процента. В городских округах данный показатель составил 52,44 процента, а по муниципальным районам - 45,4 процента.
Среднее значение доли фактически освещенной улично-дорожной сети Ростовской области, без учета сети г. Ростова-на-Дону (88 процента), составляет 44,79 процента.
Доля фактически освещенной улично-дорожной сети в 25 муниципальных образованиях области ниже среднеобластного значения. У восьми муниципальных образований области - г. Гуково, г. Зверево, Азовского, Боковского, Константиновского, Милютинского, Обливского и Тарасовского районов - этот показатель не достигает 25 процентов.
Для организации бесперебойной работы объектов коммунальной инфраструктуры как объектов жизнеобеспечения необходимо наличие резервных источников электроснабжения. В соответствии с проведенным мониторингом 2011 года потребность в резервных источниках электроснабжения имеется в 37 из 55 муниципальных образований Ростовской области, в том числе в 4 городах (Гуково, Новочеркасск, Новошахтинск, Ростов-на-Дону).
В связи с этим начиная с 2012 года в Ростовской области реализуются мероприятия по обеспечению объектов жизнеобеспечения резервными источниками электроснабжения. В 2012 году будет обеспечена потребность 5 муниципальных образований.
Для обеспечения устойчивого функционирования коммунального комплекса Ростовской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к модернизации и реформированию коммунального хозяйства с использованием программно-целевого метода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.