Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Ростовская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России, обладающих высокоразвитой промышленностью и сельскохозяйственным производством.
Обратной стороной высокого уровня экономического развития является усиление негативного воздействия на водные объекты Ростовской области.
В то же время состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития области и повышения качества жизни проживающего в ней населения.
Водные ресурсы служат основным источником водоснабжения населения и хозяйственного комплекса, являются основой успешного развития многих отраслей сельского и промышленного производства.
1. Характеристика водно-ресурсного потенциала
и водного фонда региона
1.1. Поверхностные водные объекты
На территории Ростовской области находится 4551 водоток (из них 165 малых и средних рек суммарной протяженностью 9565 км), в основном это малые реки с небольшим водным стоком. Почти все они являются притоками реки Дон или ее главных притоков. В засушливой степной зоне, в которой расположена Ростовская область, они являются основным источником обеспечения водой населенных пунктов, промышленности и сельскохозяйственного производства.
Рельеф территории области оказывает значительное влияние на характер течения рек. Все они имеют малый уклон, а, следовательно, малое течение, скорость течения рек не превышает 1 м/с. Питание рек смешанное: дождевое, снеговое (талые воды) и грунтовое (подземные воды), преобладающим из них является снеговое.
Ростовская область вследствие своего географического положения в южной зоне европейской части страны отличается низкой водообеспеченностью.
Водные ресурсы области оцениваются в 27,7 куб. км, из которых только 2,7 куб. км (10 процентов) формируются в пределах области, а основной объем поступает извне, в основном с территории верхнего Дона и Украины (р. Северский Донец и реки Приазовья).
Ресурсы речного стока неравномерно распределяются по территории области и во времени. В северо-западных районах области слой годового стока достигает 70 мм, а в восточных и юго-восточных районах - всего лишь порядка 10 мм. Причем 70 процентов, а в юго-восточных районах до 90 процентов годового стока приходится на период кратковременного весеннего половодья. Среднеобластной слой речного стока (33 мм) более чем в 7 раз уступает среднероссийскому показателю, а в расчете на одного жителя - более чем в 10 раз (2,4 тыс. куб. м на человека).
Формирование речного стока в бассейне реки Дон происходит водотоками, размещенными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе пяти областей Центрально-Черноземного экономического района (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская) и Ростовской области Северо-Кавказского экономического района.
Кроме того, следует учитывать, что на территорию Ростовской области поверхностные воды поступают с территорий Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины после интенсивного использования по трансграничным водным объектам.
1.2. Характеристика крупных водохранилищ
Основным регулирующим водоемом в бассейне реки Дон является Цимлянское водохранилище многолетнего регулирования полным объемом 23860 млн. куб. м.
Цимлянское водохранилище имеет общую длину 281 км, причем большая его часть (197 км) находится в пределах Волгоградской области, а 84 км - на территории Ростовской области. Водохранилище простирается от плотины гидроэлектростанции (далее - ГЭС) по створу Цимлянск - Волгодонск до станицы Трехостровской. Подпор от Цимлянского водохранилища распространяется до р. Иловля.
Наполнение Цимлянского водохранилища происходит в основном за счет стока талых вод весеннего половодья с территории бассейна, расположенного выше г. Калач, а также за счет приточности по рекам Карповка, Донская Царица, Мышковка, Чир, Аксай Есауловский, Аксай Курмоярский и Цимла. Суммарный среднегодовой сток боковых притоков водохранилища (составляет 1,1 куб. км) не превышает 5 процентов от общего притока и снижается в маловодные годы до 0,2 куб. км. Внутригодовое распределение стока характеризуется крайней неравномерностью. Доля стока весеннего половодья (3 - 5 месяцев) составляет от 70 до 90 процентов, сток в летне-осенний и зимний периоды колеблется от 10 до 30 процентов.
Периоды летне-осенней и зимней межени отличаются более или менее равномерной водностью: доля летне-осенней межени составляет порядка 13 процентов от годового стока.
Также на территории области расположен Манычский каскад, включающий Пролетарское (0,87 куб. км), Веселовское (0,19 куб. км) и Усть-Манычское (0,07 куб. км) водохранилища, который был построен в 30-х годах прошлого века и предназначен для целей судоходства, энергетики, рыболовства и орошения земель. Кроме местного стока в Маныч в объеме около 0,5 куб. км в год подается кубанская (по руслу р. Б. Егорлык) и донская (по Донскому магистральному каналу) вода.
Веселовское водохранилище служит аккумулятором пресной донской воды, используемой для орошения, а также водоприемником дренажно-сбросных вод, поступающих с орошаемых земель Ставропольского края, минерализация которых достигает 3 - 4 г/л. В последние годы водохранилище теряет свое значение как надежный источник для орошения, поскольку минерализация его вод повысилась до 2,5 г/л. В настоящее время стоит проблема рассоления воды в водохранилище.
1.3. Использование водных ресурсов
Квота Ростовской области на изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов на 2011 год установлена в объеме 4 706,4 млн. куб. м. Фактически забрано водных ресурсов по Ростовской области 3 346,38 млн. куб. м (в 2010 году - 3 865,13 млн. куб. м ), из них использовано 2 119,67 млн. куб. м.
Основной объем потребления водных ресурсов на территории области приходится на промышленность. Основным водопользователем в отрасли "промышленность" является "электроэнергетика" и на втором месте - предприятия жилищно-коммунального комплекса.
Динамика забора свежей воды из поверхностных
водных объектов
N п/п |
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1. |
Забрано воды из водных объектов (млн. куб. м) |
3 815,31 |
3 887,43 |
3 720,41 |
3 693,06 |
3 346,38 |
2. |
Использовано свежей воды, всего (млн. куб. м) |
2 414,83 |
2 320,03 |
2 231,92 |
2 120,324 |
2 119,67 |
в том числе: для хозяйственно-бытового водоснабжения |
217,44 |
209,35 |
234,01 |
198,88 |
181,09 |
|
для орошения |
848,62 |
763,92 |
775,28 |
725,72 |
876,78 |
|
производственные и прочие нужды |
1 335,93 |
1 332,29 |
1 208,29 |
1 181,97 |
967,58 |
Установленная квота на сброс сточных и дренажных вод в поверхностные водные объекты на 2011 год составляет 2 084,6 млн. куб. м, фактически сброшено в поверхностные водные объекты области 1 358,27 млн. куб. м, в том числе:
нормативно чистых вод без очистки - 1 027,06 млн. куб. м;
нормативно очищенных вод - 34,38 млн. куб. м;
загрязненных вод - 296,83 млн. куб. м, в том числе:
вод без очистки - 90,41 млн. куб. м;
недостаточно очищенных вод - 206,42 млн. куб. м.
Динамика сброса сточных вод в поверхностные
водные объекты
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Водоотведение в поверхностные водные объекты, всего (млн. куб. м) |
1 453,96 |
1 462,51 |
1 302,55 |
1 389,38 |
1 358,27 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
нормативно чистых |
1 139,87 |
1 161,24 |
1 009,38 |
1 103,17 |
1 027,06 |
нормативно-очищенных |
13,66 |
36,19 |
38,35 |
34,38 |
34,38 |
загрязненных, из них: |
314,09 |
301,27 |
293,17 |
286,21 |
296,83 |
без очистки |
59,71 |
47,8 |
47,52 |
45,41 |
90,41 |
недостаточно очищенных |
240,72 |
217,28 |
207,3 |
206,42 |
206,42 |
Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты в 2011 году на территории области осуществлялся 171 субъектом хозяйственной и иной деятельности (в 2010 году - 126), 61 из них осуществляет сброс в пределах установленных нормативов (в 2010 году - 50).
Очистка сточных вод осуществляется на 129 очистных сооружениях, на которых в 2011 году прошли очистку 240,8 млн. куб. м сточных вод, в том числе нормативную очистку - 34,38 млн. куб. м.
Практически все организации жилищно-коммунального комплекса сбрасывают недостаточно очищенные сточные воды после очистных сооружений канализации с превышением установленных нормативов.
Основными загрязнителями поверхностных водных объектов являются: объекты сельского хозяйства - государственные оросительные системы Ростовской области, шахты и водоотливные комплексы области, организации жилищно-коммунального хозяйства.
1.4. Качество поверхностных вод
Химический состав поверхностных вод отличается большим разнообразием. Это связано с различием физико-географических условий, а также с неодинаковой степенью нагрузки сточными водами и другими антропогенными загрязнениями участков рек.
В пределах Ростовской области качество воды р. Дон формируется под влиянием сбросов сточных вод городов Волгодонска, Константиновска, Семикаракорска, Ростова-на-Дону, Азова; основных притоков рек Северский Донец, Сал, Маныч, Аксай, Темерник и других. На основе данных, полученных в результате гидрохимических наблюдений, в контролируемых пунктах наблюдений состав поверхностных вод практически на всем протяжении рек бассейна не соответствует требованиям установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение по таким показателям, как БПК (биологическое потребление кислорода), железо общее, медь и нефтепродукты. Класс качества воды, в основном, "загрязненная".
На качественный состав водных объектов отрицательно влияет хозяйственная деятельность промышленных (сбросы неочищенных или недостаточно очищенных промышленных сточных вод, загрязненных шахтных вод, имеющих в составе железо общее, медь, цинк, сульфаты и т.д.) и сельскохозяйственных организаций (сбросы сточных вод по сбросным оросительным каналам после орошаемого земледелия без очистки, почвенный вынос химических веществ: кальций, магний, натрий, сульфаты, хлориды, медь и т.д.); объектов водопроводно-канализационного хозяйства (сбросы загрязненных сточных вод, в том числе без очистки и недостаточно очищенных) и диффузные источники загрязнения (ливневые и талые воды без очистки с территории населенных пунктов, отходы организаций, находящихся вблизи водных объектов, неорганизованные свалки мусора населенных пунктов и т.д.).
Основными факторами формирования гидрохимического режима Цимлянского водохранилища - основного регулирующего водоема в бассейне реки Дон, являются химический состав поступающих с речным стоком вод и процессы смешения их с водами, аккумулированными в водохранилище.
В водном питании водохранилища главную роль играет сток р. Дон (до 93 процентов) и незначительную - боковая приточность (6,6 процента).
Основной ствол р. Дон и гидрографическая сеть поймы реки Дон и его притоков включены в перечень водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение для воспроизводства и добычи водных биоресурсов, а также использующихся как места обитания (зимовки) особо ценных видов рыб.
Вода в водных объектах, располагающихся в зонах влияния шахт Восточного Донбасса, по своему качеству оценивается как "грязная" и "очень грязная", и прослеживается устойчивое влияние сбрасываемых шахтных вод на качество воды в водных объектах.
По результатам наблюдений высокий уровень загрязнения регистрируется в местах сброса с очистных сооружений шахтных вод - рек Аюта, Гнилуша, Кундрючья, вода по своему качеству в створах наблюдений оценивается как "грязная" и "очень грязная".
Постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. N 818 в подраздел 2 раздела I настоящего приложения внесены изменения
2. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа
Во исполнение пункта 22 плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, необходимо проведение мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, развитие водохозяйственного комплекса.
В настоящее время состояние водных объектов в Ростовской области характеризуется активным заилением и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, наличием в них большого количества неинженерных сооружений. Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов Ростовской области. На сегодняшний день 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов и их берегов.
Подбор мероприятий по восстановлению пропускной способности водотоков (расчистке рек области) осуществлялся в соответствии с основными задачами Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года на основании бассейнового принципа. В состав Программы вошли мероприятия по восстановлению пропускной способности водотоков бассейнов рек Калитва, Кагальник, Тузлов. Для рек данных бассейнов характерно заиление и зарастание русел, связанное со сбросами неочищенных сточных вод, многочисленным строительством в руслах рек глухих плотин и перегораживающих сооружений неинженерного типа, распашкой земель до уреза воды, размещением хозяйственных объектов в водоохранных зонах и прибрежных полосах рек. Интенсивное антропогенное воздействие, наряду с природными факторами, привело к деградации водных объектов бассейнов.
Разрушение берегов в результате абразионных процессов, вызванных природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водные объекты области, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Процессы берегоразрушения формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению прибрежной защитной полосы водных объектов. В состав берегоукрепительных мероприятий Программы вошли мероприятия по ранее начатым объектам, а также по объектам, непроведение берегоукрепления по которым может повлечь чрезвычайные ситуации и причинение значительного ущерба населению и экономике области.
Вызывает серьезные опасения безопасность напорных гидротехнических сооружений (далее - также ГТС), многие из которых находятся в аварийном или предаварийном состоянии, значительная часть сооружений в настоящее время являются бесхозяйными.
На начало 2012 года на территории Ростовской области расположено 1389 напорных гидротехнических сооружений, в том числе 1 135 ГТС, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных. Из них 292 ГТС, находящихся в муниципальной собственности и бесхозяйных, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения ремонтных работ. Существующая ситуация с уровнем безопасности ГТС чревата возникновением чрезвычайных ситуаций со значительным материальным ущербом.
Мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений сформированы по результатам обследования аварийных, потенциально опасных ГТС, находящихся в муниципальной собственности, или бесхозяйных, которое осуществлялось в 2008 - 2009 годах межведомственной рабочей группой во исполнение решения коллегии Администрации Ростовской области от 08.09.2008 N 51.
Выбор объектов осуществлен с учетом технического состояния сооружений, их влияния на паводковую ситуацию, величины предполагаемого ущерба в случае невыполнения мероприятия, а также заинтересованности администраций муниципальных образований области в выполнении мероприятий и возможности обеспечить их софинансирование.
Наряду с мероприятиями по капитальному ремонту и реконструкции в состав Программы вошли мероприятия по ликвидации ГТС. Указанное обусловлено тем, что в случае, когда ГТС не имеет хозяйственной либо иной значимости и находится в неудовлетворительном техническом состоянии, проведение мероприятий по капитальному ремонту или реконструкции экономически нецелесообразно и необходима их ликвидация.
На сегодняшний день на территории Ростовской области расположено 681 бесхозяйное гидротехническое сооружение. Основная причина, по которой муниципальные органы не ведут работу по принятию их в муниципальную собственность, - отсутствие средств в бюджетах муниципальных образований области.
Среди данных сооружений имеется ряд ГТС, представляющих серьезную угрозу для населения и экономики Ростовской области в случае аварийной ситуации. Определение собственников данных ГТС является важнейшим условием обеспечения их дальнейшей безопасности.
В связи с этим в рамках мероприятий Программы предусмотрены субсидии областного бюджета муниципальным образованиям на проведение работ по принятию бесхозяйных ГТС в муниципальную собственность.
Ростовская область в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219, наделена полномочиями по осуществлению наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, а также водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений. Однако к 2013 году водным мониторингом охвачены 3 бассейна рек Тузлов, Кундрючья и Калитва, что явно недостаточно, т.к. без оценки реального состояния водохозяйственного комплекса, полученного на основании мониторинговых наблюдений, невозможно принятие правильных и своевременных управленческих решений, направленных на его поддержание в удовлетворительном состоянии и развитие.
Для решения проблем охраны и рационального использования водных объектов была разработана и успешно реализуется подпрограмма "Охрана и рациональное использование водных объектов или их частей, расположенных на территории Ростовской области" в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы".
Однако проблемы водохозяйственного комплекса на территории области требуют обеспечения непрерывного и комплексного подхода с использованием программно-целевого метода на более длительный период, что обусловило необходимость разработки отдельной Областной долгосрочной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 - 2020 годах".
Важным аргументом в пользу принятия Программы является тот факт, что федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350, с 2013 года бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены субсидии из федерального бюджета на софинансирование региональных программ, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод. Основным условием предоставления указанных субсидий является наличие утвержденной региональной программы развития водохозяйственного комплекса субъекта Российской Федерации.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации определено, что обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Учитывая взаимосвязанный характер актуальных для Ростовской области проблем оздоровления водных объектов и предотвращения негативного воздействия вод, а также необходимость привлечения финансовых средств из различных источников (из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации), в связи с затратностью большинства планируемых водохозяйственных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации, решение обозначенных выше проблем возможно только программно-целевым методом, предполагающим ориентацию деятельности на достижение поставленных целей.
На решение задач по обеспечению рационального водопользования на территории Ростовской области влияет ряд неблагоприятных факторов (рисков):
финансово-экономические - недостаточный объем средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод, а также недостаточный объем средств субсидий федерального бюджета, выделяемых на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений;
природно-климатические - влияние климатических условий на гидрологическую ситуацию в бассейнах рек области, на состояние гидротехнических сооружений и берегов водных объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.