Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Система программных мероприятий
3.1. Задача N 1 Программы "Совершенствование правовой основы муниципальной службы".
В рамках данной задачи предполагается выполнение следующих основных мероприятий Программы:
разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам развития муниципальной службы;
разработка проектов нормативных правовых актов в связи с изменениями законодательства о муниципальной службе.
Законодательство о муниципальной службе Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ, Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов.
В развитие федерального законодательства в Ростовской области был принят Областной закон от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", в городе Ростове-на-Дону Ростовская-на-Дону городская Дума приняла решение от 26.02.2008 N 357 "О принятии "Положения о муниципальной службе в городе Ростове-на-Дону" в новой редакции".
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов.
Для достижения поставленной задачи предполагается разработать проекты нормативных правовых актов по вопросам развития муниципальной службы, регламентирующие:
порядок, условия и сроки проведения конкурсов и экспериментов в ходе реализации Программы;
вопросы оптимизации системы управления.
Кроме того, в рамках реализации данной задачи будет проводиться мониторинг реализации законодательства о муниципальной службе.
Задачами мониторинга являются выявление состояния правового регулирования и правоприменительная практика в сфере муниципальной службы.
3.2. Задача N 2 Программы "Внедрение и совершенствование эффективных технологий и современных методов управления и кадровой работы, направленных на повышение качества управления и компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности".
Эффективное муниципальное управление невозможно без внедрения современных технологий управления, должного кадрового обеспечения. Повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности является одной из актуальных задач развития муниципальной службы.
Основу кадрового состава муниципальной службы должны составлять специалисты, способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного и муниципального управления.
Муниципальная служба, как профессиональная деятельность, должна быть основана на профессионализме и высокой квалификации муниципальных служащих, которые, выполняя управленческие функции, действуют в интересах государства и общества.
От качества подготовки и компетентности муниципальных служащих, их добросовестного отношения к должностным обязанностям во многом зависит профессионализм всей муниципальной службы, ее авторитет в обществе.
Действующее российское законодательство возлагает на органы местного самоуправления значительные полномочия в сфере кадровой работы, в том числе связанные с проведением процедур аттестации и формированием кадрового резерва.
При проведении указанных кадровых процедур аттестационные комиссии должны оценивать знания, навыки и умения (профессиональный уровень) муниципальных служащих.
Повышению эффективности работы в указанной сфере способствует использование услуг специализированных организаций при разработке соответствующих методик и тестов.
В деятельность органов Администрации города необходимо внедрение элементов управления по результатам, предусматривающих разработку четких критериев оценки эффективности деятельности каждого работника, и их интегрирование в систему материального стимулирования муниципальных служащих.
Один из важнейших разделов должностной инструкции - показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности муниципального служащего. Выполнение данных показателей должно учитываться при оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации.
В настоящее время показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности в большинстве должностных инструкций муниципальных служащих отсутствуют.
Одним из способов современной кадровой работы является разработка и внедрение методики подбора кадров и формирования кадрового резерва.
Методика может быть основана на оценке по выработанным показателям (результаты работы, опыт, образование, возраст и здоровье и т.п.) профессионально важных для конкретной должности характеристик, и их преобразование в количественные интегральные показатели (индексы) для последующего использования в кадровой работе.
Это позволит определить общий уровень состояния кадрового потенциала муниципальной службы, выявить проблемные участки и выработать меры, направленные на повышение его качества и эффективности.
В рамках реализации задачи N 2 предлагается выполнение системы следующих программных мероприятий:
совершенствование механизмов подбора и ротации кадров муниципальной службы и формирования кадрового резерва, а именно: разработка и внедрение современных методик подбора кадров и формирования кадрового резерва, совершенствование системы замещения вакантных должностей муниципальной службы из действующего резерва кадров муниципальной службы, оптимизация процедуры участия независимых экспертов в работе конкурсных комиссий по формированию резерва кадров муниципальной службы и аттестационных комиссий по определению соответствия замещаемой должности муниципальной службы, мониторинг использования кадрового резерва муниципальной службы, формирование молодежного кадрового резерва муниципальной службы, в том числе по итогам взаимодействия с городским молодежным клубом "Молодые кадры - будущее Ростова", формирование информационной базы данных о наиболее перспективных студентах старших курсов Ростовских вузов, изучение их психологических и деловых качеств;
совершенствование системы оценки профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих, в том числе разработка профессиональных тестов и практических заданий по оценке профессионального потенциала муниципальных служащих и граждан, состоящих в кадровом резерве, проведение соответствующего эксперимента;
развитие и совершенствование системы менеджмента качества Администрации города в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008, включающее организацию и проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества в Администрации города, ее отраслевых (функциональных), территориальных органах в соответствии с международным стандартом ИСО 19011, организацию и проведение инспекционных аудитов в Администрации города, ее отраслевых (функциональных), территориальных органах;
мониторинг и актуализация реестров полномочий, функций и услуг.
3.3. Задача N 3 Программы "Развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного профессионального образования муниципальных служащих".
Развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного профессионального образования муниципальных служащих является актуальной задачей всей системы управления на муниципальном уровне, требующей комплексного подхода при организации и проведении соответствующих мероприятий.
В настоящее время определены правовые и организационные основы системы муниципальной службы. Необходимость выполнения установленных действующим законодательством требований о наличии у муниципальных служащих специального профессионального образования и потребность совершенствования качественного состава управленческих кадров выдвинули на первый план вопрос дополнительного профессионального обучения муниципальных служащих.
В городе организовывается дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих. Работа, проводимая в данном направлении, позволяет обеспечивать запланированные объемы обучения служащих.
Система подготовки кадров основывается на применении в процессе обучения ресурсов ведущих образовательных учреждений области (Северо-Кавказская академия государственной службы, Южный федеральный университет). Кроме того, реализация учебных мероприятий с муниципальными служащими может осуществляться с использованием учебно-методических комплексов дистанционного обучения и информационно-образовательного портала подготовки кадров, созданного Администрацией Ростовской области.
Портал представляет следующие возможности:
использование муниципальными служащими в практической работе учебно-методических комплексов дистанционного обучения;
проведение курсов повышения квалификации муниципальных служащих области в дистанционном режиме с использованием информационных технологий;
организационная подготовка и проведение курсов повышения квалификации, обучающих видеосеминаров с муниципальными служащими;
автоматизированное формирование заявки и обработка списков служащих, направляемых на обучение;
формирование государственного заказа на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку служащих;
тематический поиск учебных программ российских вузов, разместивших информацию в сети Интернет.
По итогам обучения слушатели сдают тестирование и получают удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.
Одним из способов дальнейшего совершенствования системы дополнительного профессионального образования кадров муниципальной службы, является возможность передачи на аутсорсинг части полномочий органов местного самоуправления в сфере формирования и реализации муниципального заказа на переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих.
Основной объем полномочий в данной сфере возложен на управление по вопросам муниципальной службы и кадров, которое осуществляет:
разработку программ по профессиональному развитию служащих, в рамках которых прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке муниципальных служащих по категориям и группам должностей, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;
разработку заявок на обучение муниципальных служащих по программам дополнительного профессионального образования. Заявка формируется на основе экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке муниципальных служащих, прогнозируемой численности указанных служащих, направляемых на обучение по категориям и группам должностей муниципальной службы, с учетом программы государственного органа по профессиональному обучению служащих;
определение структуры муниципального заказа, расчет объемов его финансирования, в том числе на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
С целью повышения эффективности реализации мероприятий по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке муниципальных служащих часть этих функций может быть передана для осуществления высшим учебным заведениям, специализирующимся на подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для органов местного самоуправления.
Передача указанных функций позволит повысить качество обучения слушателей, поскольку станет возможным разработка учебных программ, ориентированных на профессиональные компетенции конкретных служащих, направляемых на переподготовку и повышение квалификации в течение года.
Принятие решения о передаче на аутсорсинг данных направлений работы потребует:
подготовки соответствующих нормативных правовых актов Администрации города;
размещения муниципального заказа на выполнение делегируемых видов работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В рамках реализации задачи N 3 предлагается выполнение системы следующих программных мероприятий:
обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
разработка учебно-методических комплексов, программ учебных пособий, методических и информационных материалов, буклетов и брошюр по вопросам и направлениям деятельности Администрации города, ее отраслевых и территориальных органов;
участие муниципальных служащих в курсах повышения квалификации, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения;
участие муниципальных служащих в обучающих семинарах, в том числе в режиме видеоконференцсвязи;
3.4. Задача N 4 Программы "Оптимизация штатной численности муниципальных служащих".
В рамках данной Программы планируется решить одну из актуальных проблем, связанных с реформированием муниципальной службы, - определить оптимальную и эффективную численность работников Администрации города и ее органов.
Необходимость оптимизации структуры и штатной численности продиктована изменениями исполняемых ими полномочий, функций, услуг, их объемов и трудозатрат в соответствии действующим законодательством, современной экономической ситуацией и развитием новой системы предоставления услуг через МФЦ.
Формирование организационных структур и штатов органов должно основываться на установлении объективной потребности данных органов в кадрах.
Существующие методики определения штатной численности требуют актуализации и доработки с учетом изменений законодательства в сфере муниципального управления.
Для решения поставленной задачи Программой предусмотрена последовательная реализация следующих мероприятий:
создание системы мониторинга муниципальной службы, в том числе мониторинг штатной численности в структурных подразделениях Администрации города, ее территориальных и отраслевых (функциональных) органах;
подготовка предложений по формированию организационных структур и штатной численности Администрации города и ее органов;
В конечном итоге внедрение новых подходов к определению штатной численности Администрации города и ее органов и формированию организационных структур позволит не только снизить неэффективные расходы на содержание, но и повысить эффективность, а также качество деятельности Администрации города, ее отраслевых и территориальных органов.
3.5. Задача N 5 Программы "Повышение престижа муниципальной службы и гарантий муниципальных служащих".
В современных условиях меняются требования, предъявляемые к муниципальной службе со стороны общества, которые должны стать более открытыми и эффективными. Однако их низкая конкурентоспособность приводит к падению профессионализма, компетентности и квалификации служащих, сложности привлечения молодых специалистов. Все это подрывает доверие к муниципальной службе и способствует формированию негативного имиджа. Повышение престижа муниципальной службы и создание целостного кадрового ядра должны стать основными направлениями развития.
В этих целях необходимо совершенствовать механизм поощрений и награждений муниципальных служащих с расширением возможностей материального и нематериального стимулирования. Также должна быть предусмотрена система гарантий для муниципальных служащих, созданы условия для реализации принципа универсальности конкурса при поступлении на муниципальную службу и эффективной реализации каждым служащим своих обязанностей.
В рамках реализации задачи N 5 предлагается выполнение системы следующих программных мероприятий:
подготовка предложений по совершенствованию системы муниципальных гарантий на муниципальной службе;
обеспечение основных гарантий муниципальным служащим; формирование положительного имиджа муниципальной службы в городе Ростове-на-Дону;
организация участия в областном конкурсе на звание "Лучший муниципальный служащий в Ростовской области";
разработка предложений, направленных на совершенствование порядка прохождения муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей муниципальной службы на высоком профессиональном уровне.
3.6. Задача N 6 Программы "Формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих".
Мониторинг общественного мнения об эффективности муниципальной службы является важным звеном системы муниципального управления, которое позволяет выявить проблемные места в деятельности Администрации города, ее органов по решению общественно важных вопросов, дает возможность оценить эффективность работы органа власти или должностного лица. С помощью такого мониторинга можно определить приоритетность тех или иных задач, а информация, полученная в процессе мониторинга, может стать основой для разработки, принятия и реализации управленческих решений.
В рамках реализации задачи N 6 предлагается выполнение следующих программных мероприятий:
разработка и реализация комплекса мер, направленных на развитие информационной открытости муниципальной службы, повышение доверия граждан к муниципальным служащим;
рассмотрение и анализ обращений граждан и организаций, связанных с качеством работы муниципальных служащих;
создание на официальном сайте Администрации города электронных "почтовых ящиков" для отзывов граждан о деятельности Администрации города, муниципальных служащих, а также для предложений по ее совершенствованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.