Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения,
обоснование необходимости ее решения
программными методами
В 2011 году планируется завершение срока действия "Долгосрочной городской целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2009 - 2011 годы" в новой редакции".
Малое и среднее предпринимательство показало себя как эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности и на сегодняшний день занимает существенную долю в рыночной структуре, является одним из ее важных элементов. Кроме того, малое и среднее предпринимательство содействует развитию конкурентоспособности путем использования ценовых преимуществ, повышения качества, новизны производимой продукции.
Индикаторами создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону стали тенденции роста численности занятых в сфере предпринимательства, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых и средних предприятиях города, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в этой сфере.
Малые и средние предприятия работают почти во всех видах экономической деятельности. Так, за период 2009 - 2010 гг. количество малых и средних предприятий в городе увеличилось на 11,0% и составило на 01.01.2011 года 25817 малых и средних предприятий.
В последние годы наблюдается перераспределение количества субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности. Возросло количество предприятий, занимающихся строительством и производством промышленных товаров, операциями с недвижимым имуществом и арендой. Но наиболее предпочтительными секторами для бизнеса остается деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Доля этих предприятий в общем количестве малых и средних предприятий составляет 49,2%.
Увеличилось и количество индивидуальных предпринимателей. В 2009 году на территории города в качестве индивидуальных предпринимателей было зарегистрировано 45,4 тысячи человек. А на 01.01.2011 года количество зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность индивидуальных предпринимателей - 46,6 тысяч человек, темп роста составил 102,7%.
В настоящее время на малых и средних предприятиях работает 129,1 тысяч человек, или 30,6% всех занятых в экономике жителей Ростова-на-Дону. Темп роста за период с 2009 г. по 2010 г. составил 100,9%, или более 1,1 тысячи новых рабочих мест, что объясняется как созданием новых малых и средних предприятий, так и увеличением числа работников на действующих предприятиях.
Среднемесячная заработная плата на малых и средних предприятиях в 2010 году составила 14721,1 руб. и 19774,6 руб. соответственно, темп роста к 2009 году составляет 110,3% и 114,1% соответственно.
На протяжении последнего периода времени наблюдается тенденция к увеличению оборота малых и средних предприятий. По итогам 2010 года оборот малых и средних предприятий составил 208,9 млрд. руб. В сравнении с 2009 годом - 202,8 млрд. руб., темп роста составил 103,0%. Преимущественный рост объема оборота в действующих ценах составил на малых и средних предприятий с основным видом деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, и бытовых изделий и предметов личного пользования", "Обрабатывающие производства" и "Строительство".
В 2010 году малыми и средними предприятиями было направлено 4737,1 млн. руб. инвестиций в основной капитал. По итогам 2009 года объем инвестиций малых и средних предприятий составил 7922,3 млн. руб., темп роста составил 60,0 процентов.
Наибольший рост инвестиции в основной капитал сохранился на малых и средних предприятиях в следующих видах деятельности: "Строительство", "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, и бытовых изделий и предметов личного пользования".
Инвестиции играют центральную роль в экономическом процессе и определяют возможности развития малых и средних предприятий.
Одной из основных задач в решении социально-экономических проблем города Ростова-на-Дону является содействие росту инвестиционной активности, в том числе и в сфере малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, сохраняется положительная динамика показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за период 2009 - 2010 гг.
Однако, последствия экономического кризиса не могли не отразиться на результатах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, на снижении темпов роста инвестиционной активности предпринимателей.
С целью улучшения финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства, в течение 2012 - 2014 гг. планируется осуществить мероприятия, направленные на стимулирование увеличения инвестиционных вложений в основной капитал предпринимателями города.
Также приоритетными направлениями работы будет являться развитие социального и молодежного предпринимательства.
Данный факт обусловлен тем, что предпринимательская деятельность - не самая популярная сегодня в молодежной среде, молодежное предпринимательство набирает стремительные обороты, нуждаясь при этом в постоянной поддержке. Потребность в поддержке обусловлена возрастом и отсутствием должного опыта и навыков, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.
Администрацией города осуществляется взаимодействие по вопросам предпринимательства с такими молодежными организациями, как Ростовское отделение "Ассоциация молодых предпринимателей", Молодежное информационное агентство "МИА" и другие.
Продолжается привлечение учащихся, студентов образовательных учреждений к семинарам, конкурсам, направленным на повышение экономической грамотности, развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для эффективной организации взаимодействия представителей предпринимательского сообщества и органов местного самоуправления, обеспечения благоприятного предпринимательского климата и устранения нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию предпринимательства, в городе Ростове-на-Дону созданы Совет по предпринимательству и Межведомственная комиссия при Администрации города по устранению административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития предпринимательства, в состав которых входят представители органов местного самоуправления, контролирующих организаций, предпринимательского сообщества, объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и других общественных организаций.
В рамках работы данных объединений, для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, Администрацией города Ростова-на-Дону ежегодно разрабатывается комплекс плановых мероприятий, включающий в себя рассмотрение актуальных вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства, принятие согласованных решений, разработку механизмов осуществления конкретных мер, направленных на защиту интересов субъектов малого и среднего предпринимательства и устранение административных и организационных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.
В целях формирования гражданского общества через совершенствование законодательства и развитие экономики города на основе выявленных общественных интересов и гарантии их реализации в принимаемых решениях, Администрацией города Ростова-на-Дону проводится работа по общественной экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих развитие предпринимательства.
Проекты нормативных правовых актов направляются для рассмотрения представителям малого и среднего предпринимательства, объектам инфраструктуры поддержки предпринимательства, обсуждаются на заседаниях Совета по предпринимательству при Администрации города, размещаются в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации города.
В рамках реализации Федеральных законов от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Администрацией города продолжена работа по формированию перечней муниципального недвижимого имущества, предназначенного для аренды субъектами малого и среднего предпринимательства и подлежащего отчуждению субъектами малого и среднего предпринимательства.
В 2009 году с субъектами малого предпринимательства заключено 57 договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а в 2010 году - 204 договора, увеличение в 3,6 раза.
В целях оказания дополнительных мер поддержки субъектам малого и среднего бизнеса - арендаторам муниципального недвижимого имущества, предусматривается введение при расчете арендной платы коэффициента поддержки.
Величина, условия и порядок предоставления данного коэффициента поддержки устанавливается отдельными нормативными правовыми актами Администрации города.
Помимо этого, для упрощения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к услугам в сфере имущественно-земельных отношений, в целях сокращения их затрат на прохождение административно-разрешительных процедур, в городе действует Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "Одно окно".
Актуальность центра заключается в его многофункциональности. В связи с тем, что подготовка документов требует обращения в учреждения различного уровня подчиненности, центр объединил муниципальные, федеральные и коммерческие инфраструктурные организации, что максимально упрощает процесс урегулирования имущественно-земельных отношений.
На территории города сформирована и действует инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского и регионального уровня, включающая в себя агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, общественные объединения предпринимателей, информационно-консультационные центры, инновационно-технологические центры, потребительские кооперативы, бизнес-инкубаторы:
- Некоммерческое партнерство "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства";
- Некоммерческое партнерство "Ростовское городское агентство поддержки малого и среднего предпринимательства";
- Торгово-промышленная палата Ростовской области;
- Некоммерческая ассоциация "Совет директоров предприятий города Ростова-на-Дону";
- Ростовская Региональная Ассоциация руководителей и специалистов малых предприятий;
- Ассоциация малого и среднего бизнеса НА "Совет директоров предприятий г. Ростова-на-Дону";
- Некоммерческое партнерство "Донская ремесленная палата";
- Ростовская областная общественная организация "Донская гильдия кулинаров";
- Ростовское городское и региональное отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
- Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
- Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Перспектива" и другие.
Ежегодно указанными организациями оказывается свыше 10 тысяч консультаций по вопросам бухучета, налогообложения, оформлению учредительных документов для регистрации предприятий, финансово-кредитной поддержки, правового регулирования предпринимательской деятельности, поиска партнеров, рынков сбыта и других.
Для оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства во взаимодействии с вышеуказанными организациями на территории города ежегодно проводится более 60 тематических семинаров по вопросам налогообложения, кредитования, бухгалтерского учета, государственной поддержки малого и среднего бизнеса, вопросам землепользования и др.
Вместе с тем практически отсутствует взаимодействие между объектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, общественными объединениями предпринимателей.
В данном направлении будет усилена координация органов местного самоуправления и негосударственных организаций, в частности общественных объединений предпринимателей и объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, для решения проблем предпринимателей и развития экономики города.
С целью развития предпринимательской инициативы и повышения общественной значимости предпринимательской деятельности, выявления и поощрения лучших руководителей малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей города всех отраслей экономики, добившихся значительных успехов в своей деятельности, Администрацией города с 2006 года ежегодно проводится городской конкурс "Лучший предприниматель города Ростова-на-Дону".
Для представления экономического потенциала города, привлечения инвестиций в его экономику, развития малого и среднего бизнеса, укрепления межрегиональных и международных торгово-экономических связей, при информационной и организационной поддержке Администрации города на территории Ростова-на-Дону ежегодно проводятся свыше 50 выставочно-ярмарочных мероприятий, наиболее значимые из которых: "ИнтерАгроМаш", "Электропромэкспо", "МетМаш. Станкоинструмент", "Лучшие товары Дона", "Ростов - Гостеприимный", "ЮгЭкспоМебель. Древообработка", "Международный Бизнес-форум на Дону", "Эсклюзив" и другие.
На территории города осуществляют свою деятельность 89 региональных и иногородних финансово-кредитных учреждений, по оценочным данным ежегодно субъектам малого предпринимательства предоставляется кредитных ресурсов на сумму свыше 25 млрд. руб. Активную работу в данном направлении осуществляют филиалы банков ОАО КБ "Центр-инвест", Ростовского отделения Юго-Западного банка Сбербанка России, ОАО "Донкомбанка", ОАО Банк "ВОЗРОЖДЕНИЕ", Ростовский филиал ОАО "Балтийский Банк" и другие.
В целях организации инвестиционного процесса и внедрения инновационных проектов субъектов предпринимательства, привлечения инвестиций, а также формирования информационного, правового и организационного обеспечения по разработке, производству и продаже инновационной продукции и объектов интеллектуальной собственности, Администрацией города осуществляется ведение реестров инвестиционных и инновационных предложений субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии малого и среднего предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Предпринимательство в производственной отрасли и в инновационной сфере развивается не в достаточной мере.
Рост требований к инновационному развитию предусматривает развитие в Ростове-на-Дону действенной системы поддержки малых инновационных предприятий. Планируется усилить эффективность организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.
Основным сдерживающим фактором развития субъектов малого и среднего предпринимательства является проблема недостатка собственных финансовых средств, как на стадии становления, так и на стадии дальнейшего развития. Причины этой проблемы заключаются в сложной процедуре получения банковских кредитов и высоких процентах за кредит, неразвитости иных механизмов финансово-кредитной поддержки.
Другими существенными проблемами субъектов малого и среднего предпринимательства являются: недостаточный уровень информированности по вопросам становления и развития бизнеса; квалификации субъектов малого предпринимательства в вопросах ведения бизнеса, правовой защиты своих интересов; ограниченные возможности по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки.
Целью экономической политики, проводимой Администрацией города, является создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. Важным инструментом достижения указанных целей является развитие предпринимательства, обеспечивающего экономический рост и занятость населения.
Регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа всех субъектов предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защиту конкуренции от попыток монополизации, а потребителя - от недобросовестных поставщиков или продавцов товаров и услуг.
Процесс принятия обоснованных и действенных решений по поддержке и созданию благоприятных условий для дальнейшего устойчивого развития малого и среднего предпринимательства будет основываться на методологическом и организационном обеспечении реализации программных мероприятий. Действенной мерой реализации данного процесса на городском уровне будет являться проведение маркетинговых исследований, социологических опросов, исходя из их актуальности.
Настоящая Программа направлена на решение названных проблем в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предлагаемый к реализации в данной Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей Программы, реализация которой позволила создать основы мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.