Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу минобразования
Ростовской области
от 18.07.2012 N 661
Примерные региональные требования
к регламентации деятельности учреждений дополнительного
образования детей в Ростовской области
1. Настоящие примерные региональные требования к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области (далее - Требования) регулируют деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) автономные, бюджетные или казенные учреждения следующих видов:
- центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников, технического творчества учащихся), детского и юношеского туризма и экскурсий (краеведения, юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеские центры, детские (подростковые) центры, детские экологические (оздоровительно-экологические, эколого-биологические) центры, детские морские центры, детские (юношеские) центры, детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры;
- дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
- детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств);
- детско-юношеские спортивные школы;
- специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва.
Вид образовательного учреждения определяется в соответствии с направленностью и количеством реализуемых образовательных программ. Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности:
- научно-техническую;
- спортивно-техническую;
- физкультурно-спортивную;
- художественно-эстетическую;
- туристско-краеведческую;
- эколого-биологическую;
- военно-патриотическую;
- социально-педагогическую;
- культурологическую;
- естественнонаучную.
В многопрофильных учреждениях количество направленностей реализуемых дополнительных образовательных программ должно быть не менее пяти в Домах, не менее четырех в Центрах и всех направленностей во Дворцах. При этом программы каждой направленности должны составлять не менее 5% от общего количества реализуемых программ.
Однопрофильные учреждения (реализующие программы одной направленности) могут реализовывать программы нескольких направленностей. В этом случае программы каждой направленности должны составлять не менее 5% от общего количества реализуемых программ, а программа основной направленности (направленность учреждения по лицензии) должны составлять не менее 75%.
2. Требования распространяются также на иные образовательные учреждения, в т.ч. общеобразовательные, реализующие программы дополнительного образования детей.
3. Условия организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) Ростовской области регламентируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Областным законом "Об образовании в Ростовской области", другими законодательными и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Ростовской области, Указами и Распоряжениями Губернатора Ростовской области, типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами министерства общего и профессионального образования Ростовской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, Уставом учреждения, его локальными актами и настоящими Требованиями.
4. Требования к УДОД:
- реализация дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, в том числе дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств);
- оказание услуг в интересах личности, общества, государства;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация детей;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, ключевых компетенций, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры детей;
- организация содержательного досуга детей;
- удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом, научно-техническом, спортивно-техническом, эколого-биологическом, естественнонаучном, культурологическом, туристско-краеведческом, военно-патриотическом, социально-педагогическом, физкультурно-спортивном, в творческом и интеллектуальном развитии;
- осуществление образовательного процесса и проведение массовых мероприятий с учетом запросов региона, муниципальных образований, детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;
- проведение массовой, учебно-методической, организационно-методической, информационно-методической, научно-методической работы, консалтинга, направленных на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, профессионального мастерства педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей;
- оказание организационно-методической, информационно-методической, консультативной помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности, а также детским общественным организациям, в т.ч. на договорной основе.
5. Деятельность детей в УДОД осуществляется как в одновозрастных так и в разновозрастных детских объединениях по интересам (клуб, студия, театр, центр, группа, кружок, секция, лаборатория и др.).
6. Образовательный процесс в УДОД осуществляется с учетом принципов добровольности, свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их инициативы и самостоятельности. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, менять их.
7. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает:
- дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
- учебные планы.
8. В учреждении дополнительного образования детей реализуются следующие программы:
- типовая (рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации);
- модифицированная (рабочая, адаптированная) скорректирована конкретным педагогом, авторским коллективом на основе типовых или авторских программ с внесением изменения в отбор содержания, тем, порядка их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам и разделам;
- экспериментальная (авторская программа в период апробации);
- авторская (программа разработана педагогом или коллективом педагогов, успешно прошедшая период апробации, рекомендованная методическим (педагогическим) советом образовательного учреждения, имеющая внешние рецензии, принявшая участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, конкурсе авторских программ на муниципальном, региональном или федеральном уровнях).
Сроки реализации программ зависят от поставленных целей и объема содержания. Оптимальным сроком является 3 года. Для достижения высоких результатов и оказания качественных услуг дополнительного образования срок реализации программ должен быть не менее 3 лет.
Образовательные программы должны соответствовать Примерным требованиям (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. N 06-1844).
9. Учебный план содержит перечень направленностей, реализуемых в соответствии с лицензией, программ, количество групп и занимающихся в них детей, объем педагогических и концертмейстерских часов по годам обучения и другие необходимые для планирования средств показатели. Разрабатывается на основе программы развития, образовательной программы, в соответствии с муниципальным (государственным) заданием учреждения дополнительного образования. В установленном порядке согласуется с органом, осуществляющим управление в сфере образования, наделенным полномочиями учредителя. Учебный план может быть откорректирован до 1 октября текущего года.
В течение учебного года по представлению руководителя в учебный план УДОД могут быть внесены изменения и (или) дополнения.
10. Численный состав объединений определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 и в соответствии с образовательными программами детских объединений:
на 1 году обучения - 12 - 15 человек;
на II году обучения - 10 - 12 человек;
на III и последующих годах обучения - 8 - 10 человек.
На этапе 4 и последующих годов обучения, а также на ранних этапах при работе с одаренными детьми, детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, допускается создание творческих объединений в количестве менее 8 человек при наличии индивидуального плана работы с группой, или программы индивидуального образовательного маршрута. Решение о создании таких групп принимается педагогическим советом учреждения и оформляется приказом директора.
В случае снижения фактической наполняемости в течение учебного года до 50% и ниже от списочного состава, учебные группы могут быть объединены или расформированы по согласованию с органом, осуществляющим управление в сфере образования, наделенным полномочиями учредителя. Высвобожденные при этом средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений.
11. Численный состав объединений детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, находящихся в детских домах, интернатах формируется исходя из нормативов, принятых в данном учреждении, но не более 10 человек в группе первого года обучения, 7 - 8 человек в группах второго года обучения.
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по месту жительства проводится индивидуально из расчета 2 - 3 часа в неделю на одного ребенка. Оплата труда педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, производится из общего фонда заработной платы УДОД.
12. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, успешно прошедшие собеседование или прошедшие обучение по данному профилю в других УДОД.
13. В составе контингента обучающихся УДОД должно быть не менее 60% детей в возрасте от 10 до 17 лет.
14. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03.
Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов, включающих теоретические и практические занятия.
В оркестровых, музыкальных, вокальных объединениях наряду с занятиями со всем составом кружка, проводится индивидуальное обучение. Продолжительность занятий в этих объединениях не должна превышать 12 академических часов в неделю.
15. Продолжительность одного занятия (1 академического часа) определяется образовательной программой и устанавливается для детей дошкольного возраста 30-35 минут, младшего школьного возраста - 35 - 40 минут, для среднего и старшего школьного возраста - 40 - 45 минут с обязательным перерывом между занятиями 10 - 15 минут.
При этом в образовательных программах и журналах учета занятий проставляются академические часы, а в расписании - астрономические.
Занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и индивидуально в соответствии с программой и в пределах отпущенных часов на объединение. Занятия объединений фиксируются в журнале учета и контроля работы детского объединения.
16. В период летних каникул допускается работа детских творческих объединений в рамках деятельности профильных смен, учебно-тренировочных сборов, слетов, летних оздоровительных площадок, экспедиций, лагерей и т.д. по дополнительным образовательным программам, разработанным на данный период с учетом здоровьесберегающих технологий.
17. Занятия в УДОД проводятся согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года (до 1 сентября), утверждается директором УДОД и заверяется печатью, согласуется в установленном порядке.
Перенос занятий или временное изменение его производится только с согласия администрации и оформляется документально.
18. Учебный год в УДОД начинается в сентябре и заканчивается в мае. Занятия в детских объединениях первого года обучения должны начинаться не позднее 15 сентября.
Комплектование объединений всех годов обучения проходит в августе каждого календарного года.
19. В период школьных каникул объединения могут работать по специальному расписанию с переменным составом.
20. Условиям осуществления образовательного процесса должно соответствовать необходимое дидактическое, методическое, материально-техническое обеспечение в соответствии с образовательными программами детских объединений.
УДОД могут иметь специально оборудованные помещения для осуществления образовательного процесса (учебные кабинеты, лаборатории, секции, концертные, выставочные залы, танцевальные классы, спортивные сооружения (помещения), в том числе спортивно-технические, теплицы, бассейны, опытные участки (хозяйства), манежи, оборудованные трассы, библиотеки, медиатеки, другие объекты социальной инфраструктуры.
21. Результативность образовательного процесса (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) отслеживается в ходе участия обучающихся в рейтинговых мероприятиях различного уровня, а также по результатам тестов, творческих работ, защиты проектов, отчетных мероприятий, открытых занятий, выставок, соревнований, в иных формах, предусмотренных образовательной программой.
22. Педагог дополнительного образования несет ответственность за наличие и надлежащее ведение следующей документации:
- журнал учета занятий детского объединения;
- образовательная программа;
- результаты мониторинга освоения образовательной программы.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18 июля 2012 г. N 661 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.