Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6.
Несовершеннолетние, совершившие преступления. Влияние условий, в которых
несовершеннолетний отбывал наказание в виде лишения свободы на его
социальное поведение после освобождения. Позитивные и негативные
последствия отбывания наказания. Причины повторной преступности
несовершеннолетних(структура повторной преступности, в том числе,
повторное совершение преступления несовершеннолетним, уже
отбывшим наказание в виде лишения свободы). Применение
в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления,
наказаний, не связанных с лишением свободы: позитивные
и негативные тенденции. Необходимость в создании
и развития новых социальных услуг для подростков,
находящихся в конфликте с законом.
1. Практика назначения наказаний несовершеннолетним
Общепризнанные принципы и нормы международного права в области назначения наказания несовершеннолетним*(52), совершившим преступления, ориентируют на обеспечение благополучия несовершеннолетнего. Соответственно данное правило конкретизируется путем указания на принципы выбора мер воздействия:
1. Любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей должны быть всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения;
2. Реакция на преступление должна быть соразмерна не только обстоятельствам и степени тяжести преступления, но и возрасту, меньшей виновности, положению и потребностям ребенка, а также различным, особенно долгосрочным, потребностям общества;
3. Помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение (речь идет прежде всего о применении такого вида наказания как лишение свободы) должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока;
4. Приоритет применения к несовершеннолетнему правонарушителю иных мер воздействия, отличных от наказания, альтернатив наказанию вообще и лишению свободы в частности;
5. Запрет на применение смертной казни и пожизненного лишения свободы, а равно иных форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания.
Действующее российское законодательство и практика его применения ориентируются на соблюдение вышеназванных рекомендаций. Выбор мер ответственности несовершеннолетнему, совершившему преступление, идет в рамках внедрения в российскую практику различных ювенальных технологий.
Официальная статистика Судебного Департамента при Верховном Суде РФ о наказуемости несовершеннолетних, совершивших преступления, (форма N 12 ведомственной отчетности, раздел 2: Назначение наказаний) отражает общее состояние преступности и наказуемости несовершеннолетних, вступивших в конфликт с уголовным законом. Анализ имеющихся сведений позволяет сделать определенные выводы.
Так, количество несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений, имеет тенденцию к снижению (сокращение на 31,4% в 2009 г. по сравнению с 2006 г.), что отражено на графике 1.
График 1
Динамика преступности несовершеннолетних в РФ
Причем она имеет устойчивый характер в отношении тяжких и особо тяжких преступлений и колеблется в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (график 2).
График 2
Динамика преступности несовершеннолетних (по категориям тяжести)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Преступления небольшой тяжести |
5884 |
7198 |
7756 |
6259 |
Преступления средней тяжести |
27411 |
32225 |
29310 |
21785 |
Тяжкие преступления |
43928 |
40354 |
32679 |
25435 |
Особо тяжкие преступления |
4995 |
4343 |
3563 |
2927 |
Что касается наказаний, применяемых несовершеннолетним, то действующее уголовное законодательство РФ содержит шесть видов: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы*(53) и лишение свободы. Анализ практики их назначения показывает следующее. Наиболее часто назначаемым видом наказания несовершеннолетним продолжает оставаться лишение свободы (график 3). Однако практика его применения обнаруживает тенденцию к снижению (это касается как реального, так и условного назначения данного вида наказания).
График 3
Динамика наказуемости несовершеннолетних осужденных в РФ*(54)
Более того, статистика свидетельствует о склонности практики к назначению наказания в виде лишения свободы в пределах среднесрочных размеров (2 - 5 лет). В среднем это составляет 55% от всех случаев реального назначения наказания в виде лишения свободы и объясняется прежде всего характером и степенью общественной опасности совершаемых несовершеннолетними преступлений (преобладание преступлений средней тяжести и тяжких), а также необходимостью учета личности несовершеннолетнего и возможностей по их ресоциализации.
Напротив применение наказаний, альтернативных лишению свободы, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Так, если в 2006 году осужденные несовершеннолетние к наказаниям, не связанным с лишением свободы, составляли 15,5% от общего числа осужденных несовершеннолетних, то в 2009 их число увеличилось на 11,9% и составило 15 480 человек.
Таблица 27
Виды наказаний,
назначенных несовершеннолетним осужденным судами
Российской Федерации*(55)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Лишение свободы реально |
19898 |
17694 |
16504 |
11678 |
Лишение свободы условно |
46003 |
45484 |
36228 |
27912 |
Штраф |
5548 |
7517 |
7480 |
5998 |
Обязательные работы |
3248 |
6479 |
8152 |
7359 |
Исправительные работы |
1402 |
1730 |
2151 |
1117 |
Исправительные работы условно |
2516 |
2967 |
1401 |
1005 |
Лишение права занимать определенные должности |
0 |
0 |
0 |
1 |
Ростовская область является базовым регионом, внедряющим ювенальные технологии в реальную судебную практику по делам о преступлениях несовершеннолетних. Обозначенные выше тенденции прослеживаются и в практике данного региона.
Так, количество осужденных несовершеннолетних в 2009 г. по сравнению с 2006 г. сократилось на 27,6%:
Таблица 27а
Виды преступлений,
за которые осуждены несовершеннолетние судами
Ростовской области, в 2009 году
|
Кол-во лиц |
% от общего числа лиц |
Всего н/л лиц |
1380 |
100% |
Преступления небольшой тяжести |
112 |
8% |
Преступления средней тяжести |
662 |
48% |
Тяжкие преступления |
548 |
40% |
Особо тяжкие преступления |
58 |
4% |
Что касается наказуемости несовершеннолетних, совершивших преступления, то в Ростовской области подтверждается общероссийская тенденция по сокращению применения наказания в виде лишения свободы (как реально, так и условно) и одновременному увеличению иных видов наказаний (график 4).
График 4
Динамика наказуемости
несовершеннолетних осужденных по Ростовской области
Так, доля наказаний, не связанных с лишением свободы, в 2009 г. составила 27,8%, в то время как в 2006 г. она составляла лишь 13,8%.
Таблица 28
Снижение количества наказаний
несовершеннолетних в виде лишения свободы и увеличение видов
наказаний, которые отбываются в обществе, назначенных
судами Ростовской области*(56)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего осужденных несовершеннолетних |
1906 |
1847 |
1895 |
1380 |
Штраф |
97 |
117 |
176 |
133 |
Лишение права заниматься определенной деятельностью |
0 |
0 |
0 |
0 |
Обязательные работы |
40 |
73 |
191 |
152 |
Исправительные работы |
26 |
29 |
112 |
99 |
Исправительные работы условно |
100 |
88 |
57 |
0 |
Лишение свободы |
434 |
418 |
474 |
346 |
Лишение свободы условно |
1080 |
1039 |
829 |
599 |
Обращает на себя внимание отсутствие учитываемых показателей официальной статистики по применению принудительных мер воспитательного воздействия, а также тех или иных видов освобождения от уголовной ответственности (например, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим) или наказания (за исключением применения актов амнистии). Частично (только в плане освобождения от наказания) информацию можно получить в графах 16 и 17 формы отчетности N 12 Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, отражающих численность осужденных несовершеннолетних, освобожденных от лишения свободы и иных мер по другим основаниям.
Таким образом, не представляется возможным сделать вывод о применении в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с уголовным законом, альтернатив уголовной ответственности и наказанию. В то время как и международно-правовые документы в этой области, и внедряемые в практику модели ювенальной юстиции и восстановительного правосудия предполагают активное использование в практике ювенальной юстиции альтернативных мер разрешения уголовно-правовых конфликтов с участием несовершеннолетних. Это тем более не логично, учитывая то обстоятельство, что в статистической отчетности при характеристике состава осужденных несовершеннолетних отражаются сведения об освобождении их от уголовной ответственности за ранее совершенные преступления либо о применении к ним принудительных мер воспитательного воздействия (графы 21 - 23 раздела 1 "Состав осужденных" формы N 12).
Как показало изучение опыта внедрения ювенальных технологий в правоприменительную практику Ростовской области, подобного рода информация находит отражение в отчетности при обобщении результатов работы помощников судей с функциями социальных работников*(57). Так, в 2009 г. из 1848 несовершеннолетних, о которых в связи с совершением преступления материалы поступили в суды Ростовской области, принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 - ч. 1 ст. 92 УК РФ) были применены к 171 подростку, помещены в СУВУЗТ (ч. 2 ст. 92 УК РФ) 8 человек, что в целом составило 9,6% от общего количества несовершеннолетних; освобождены от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим 477 человек (25,8% от общего количества несовершеннолетних)*(58).
Однако как показывают данные статистики, применение альтернативных наказанию мер оказывается более эффективным, нежели чем применение наказания.
Так, из лиц, ранее освобождавшихся от уголовной ответственности либо подвергшихся принудительным мерам воспитательного воздействия (включая помещение в СУВУЗТ), в России вновь было осуждено за совершение преступлений 4797 человек в 2006 г. , что составляет 5,8% от общего количества осужденных несовершеннолетних, в 2007 г. - 5358 человек (или 6,4%), в 2008 г. - 4547 н/л (или 6,2%), в 2009 г. - 3448 н/л (или 6,1%), в то время как доля несовершеннолетних, вновь совершивших преступления, имеющих неснятую или непогашенную судимость, оказывается значительно более высокой и составляет:
Таблица 29
Количество
несовершеннолетних, совершивших преступления повторно
и имевших неснятую и непогашенную судимость
в Российской Федерации*(59)
Количество несовершеннолетних совершивших преступление с неснятой и непогашенной судимостью |
Удельный вес в общем числе осужденных несовершеннолетних, в процентах |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
17 123 |
16 421 |
16 550 |
14 167 |
20,8% |
19,5% |
22,6% |
25,1% |
Таким образом, несовершеннолетние, совершившие преступление, но не подвергавшиеся уголовному наказанию, совершают преступление повторно в среднем лишь в 6% случаев от общего количества осужденных несовершеннолетних, тогда как судимые к наказанию несовершеннолетние совершают преступления повторно в 22% случаев (при этом более половины из них составляют лица, осуждавшиеся к лишению свободы, в то время как доля лиц, осуждавшихся к иным мерам наказания, при повторном совершении ими преступлений менее значительна и в 2009 г. составила 1,5% от общего количества осужденных и 6% от лиц, осужденных повторно).
Данные по Ростовской области, активно внедряющей ювенальные технологии, еще более оптимистичны. Процент повторного совершения преступлений этой категорией несовершеннолетних более высок и составляет в среднем 5%*(60) (при наличии судимости - 20%; из них лиц ранее судимых, но подвергавшихся наказаниям, не связанным с лишением свободы доля повторно осужденных несовершеннолетних составила в 2009 г. 2,6% от общего количества осужденных и 0,6% от лиц ранее судимых). Данное обстоятельство свидетельствует, в том числе, и о позитивной активности помощников судей с функциями социальных работников, которые оказывают оказавшимся в конфликте с уголовным законом несовершеннолетним помощь по реабилитации и ресоциализации последних.
К сожалению, среди лиц повторно осужденных весьма велика доля лиц ранее осуждавшихся условно:
Таблица 30
Количество
условно осужденных несовершеннолетних, совершивших
преступления повторно в Российской Федерации*(61)
|
Количество условно осужденных несовершеннолетних совершивших преступление повторно |
Удельный вес в общем числе повторно осужденных несовершеннолетних, в процентах |
||||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
РФ |
11362 |
10387 |
6883 |
5701 |
66% |
63% |
42% |
40% |
РО |
262 |
193 |
183 |
127 |
71% |
65% |
45% |
38% |
По данным ФСИН (Отчет о работе уголовно-исполнительных инспекций за 1 квартал 2010 г.) из 19 625 несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ ФСИН РФ, уголовные дела за совершение повторного преступления возбуждены лишь в отношении 4 человек (условно осужденные). И хотя очевидна позитивная тенденция к сокращению случаев повторного совершения преступлений условно осужденными несовершеннолетними, в целом их число продолжает оставаться весьма значительным.
Выводы:
1. В целом российская правоприменительная практика развивается в соответствии общепризнанными принципами и нормами международного права, определяющими современные стандарты наказуемости несовершеннолетних, вступивших в конфликт с уголовным законом. Однако применение наказания в виде лишения свободы все же превалирует над иными мерами. Назначение иных мер, не связанных с лишением свободы, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Что касается альтернатив уголовной ответственности и наказанию, то практика их применения незначительна. Полагаем, что необходимо более активное их применение в реальной правоприменительной практике как на досудебных стадиях, так и при рассмотрении уголовных дел с участием несовершеннолетних судом. В связи с этим следует использовать как уже имеющийся потенциал действующего законодательства РФ, так и законодательные возможности по его расширению за счет, например, следующих мер:
- расширить основания для освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшим при совершении преступлений небольшой и средней тяжести за счет исключения указания на необходимость совершения преступления данной категории "впервые";
- допустить возможность такого освобождения при совершении несовершеннолетним впервые тяжкого преступления;
- расширить перечень оснований освобождения от наказания за счет такого вида как отсрочка от отбывания наказания;
- расширить перечень принудительных мер воспитательного воздействия;
2. Усилить воспитательно-исправительный потенциал условного осуждения. В частности, обязать суды при применении условного осуждения четко определять обязанности осужденного, не формально, а с учетом особенностей конкретной личности несовершеннолетнего и факторов, влияющих на его ресоциализацию. Считаем необходимым ограничить возможность условного осуждения к исправительным работам как противоречащее сути условного осуждения (в частности, ч. 5 ст. 73 УК РФ в качестве одной из обязанностей, возлагаемых на условно осужденного, предусматривает обязанность трудоустроиться)
3. Изменить режим назначения и исполнения исправительных работ за счет расширения сферы их применения на работающих несовершеннолетних по месту их работы, с одной стороны, но ограничения их назначения в отношении лиц, не достигших на момент постановления приговора 16-летнего возраста (для этой категории несовершеннолетних представляется более важным получение образования).
4. Организовать координацию деятельности помощников судей с функциями социального работника и сотрудников уголовно-исполнительной инспекции в плане реализации общих усилий по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетнего либо структурно (путем создания единой службы пробации), либо нормативно, определив границы их взаимодействия.
5. Легализовать опыт РО в плане применения одной из ювенальных технологий при назначении наказания несовершеннолетнему либо выборе иной меры воздействия: составление карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя (в ходе судебного разбирательства КСС фигурирует в виде доклада суду о личности несовершеннолетнего подсудимого). Она является действенным механизмом реализации положений ч. 7 ст. 88 УК РФ и может составить основу индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего.
2. Исполнение наказаний несовершеннолетних
Общие начала назначения наказаний, установленные в статье 60 УК РФ предусматривают, что при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В соответствии со статьей 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Для того, чтобы знать - как влияет назначенное несовершеннолетнему наказание на его исправление, важно знать - как сам несовершеннолетний его воспринимает, какие видит проблемы в своей жизни после отбывания наказания и с какими трудностями столкнется после отбывания такого вида наказания, как лишение свободы реально.
Для получения информации о реальном уровне доверия несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии, в 2009 году сотрудниками Межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Ростовской области по авторской методике, разработанной начальником лаборатории Павловой Т.Т., было проведено анкетирование воспитанников Азовской воспитательной колонии Ростовской области. Результаты анкетирования представлены в таблице ниже.
Таблица 31
Анализ анкетирования
воспитанников Азовской воспитательной колонии
Ростовской области
|
N анкеты |
|
|||
|
1 (%) |
2 (%) |
3 (%) |
общ. (%) |
рецидив (%) |
1. Как Вы относитесь к преступлению, за которое Вы отбываете наказание? |
|
|
|
|
|
а) я его не совершал, моё пребывание в колонии - это чудовищная ошибка; |
5 |
24 |
3 |
10 |
- |
б) я не виноват в случившемся: все произошло случайно; |
11 |
15 |
19 |
15 |
- |
в) меня вовлекли в участие в преступлении, я сделал это не по своей воле; |
16 |
7 |
3 |
12 |
- |
г) я сделал это сознательно и не жалею об этом; |
10 |
5 |
2 |
7 |
- |
д) я виноват в том, что произошло и сожалею об этом; |
72 |
64 |
42 |
67 |
- |
е) другое: |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Раскаиваетесь ли Вы в том, что совершили? |
|
|
|
0 |
|
а) нет: если бы ситуация повторилась, я сделал бы то же самое; |
3 |
0 |
2 |
2 |
2 |
б) мне безразлично; |
5 |
8 |
0 |
5 |
9 |
в) я раскаиваюсь, в том, что совершил, но уже ничего не изменишь; |
54 |
49 |
31 |
50 |
56 |
г) я раскаиваюсь, в том, что совершил и готов возместить причиненный ущерб; |
42 |
47 |
31 |
44 |
51 |
д) другое: |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Как можно возместить причиненный ущерб? |
|
|
|
|
|
а) никак нельзя; |
3 |
14 |
10 |
8 |
4 |
б) я больше не буду так поступать; |
23 |
- |
- |
28 |
11 |
б) я больше не сделаю такое с человеком; |
- |
31 |
- |
||
б) я больше не сделаю такое с человеком; |
- |
- |
29 |
||
в) я найду средства для возмещения ущерба; |
15 |
- |
- |
16 |
20 |
в) я что-нибудь сделаю, чтобы загладить вину; |
- |
15 |
- |
||
в) я что-нибудь сделаю, чтобы загладить вину; |
- |
- |
14 |
||
г) я буду работать и возмещу причиненный ущерб; |
50 |
- |
- |
34 |
42 |
г) я буду работать и оплачу часть лечения потерпевшего; |
- |
14 |
- |
||
г) я буду работать и помогать родственникам потерпевшего; |
- |
- |
8 |
||
д) я готов примириться с потерпевшим и принести свои извинения |
- |
53 |
- |
19 |
9 |
д) я готов принести извинения родственникам потерпевшего; |
- |
- |
22 |
||
д, е) другое |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Какие трудности ожидают Вас после освобождения? |
|
|
|
|
|
а) мне негде жить; |
5 |
2 |
0 |
3 |
- |
б) у меня нет профессии; |
12 |
7 |
3 |
9 |
- |
в) я не смогу найти работу по специальности; |
11 |
8 |
7 |
10 |
- |
г) я не смогу найти никакой работы; |
6 |
3 |
8 |
6 |
- |
д) на мне всегда будет клеймо зека; |
28 |
29 |
14 |
26 |
- |
е) я не смогу найти друзей среди сверстников, которые не имеют криминального опыта; |
8 |
5 |
3 |
6 |
- |
ж) другое: (никаких, не знаю) |
30 |
44 |
34 |
37 |
- |
5. Какие опасности подстерегают Вас после освобождения? |
|
|
|
|
|
а) возвращение в пьющую семью или к родственникам с криминальным опытом; |
4 |
3 |
0 |
3 |
- |
б) вовлечение в ту же компанию, общение с которой привело меня в колонию; |
25 |
15 |
10 |
20 |
- |
в) долги перед "подельщиками"; |
3 |
3 |
2 |
3 |
- |
г) я не умею принимать решения самостоятельно, когда мной никто не управляет; |
8 |
8 |
5 |
8 |
- |
д) я не смогу жить без алкоголя или других возбуждающих средств; |
4 |
8 |
0 |
4 |
- |
е) другое: (никаких, не знаю) |
42 |
56 |
51 |
50 |
- |
6. Кто может помочь Вам после освобождения? |
|
|
|
|
|
а) родители; |
78 |
76 |
56 |
77 |
82 |
б) родственники; |
48 |
54 |
39 |
50 |
53 |
в) друзья; |
33 |
41 |
20 |
34 |
31 |
г) комиссия по делам несовершеннолетних; |
4 |
2 |
2 |
3 |
7 |
д) милиция; |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
е) психологи; |
12 |
12 |
5 |
11 |
17 |
ж) учителя или наставники; |
9 |
8 |
2 |
8 |
11 |
з) никто; |
3 |
7 |
2 |
4 |
- |
и) другое: |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание: группа 1 - воспитанники, совершившие корыстные преступления (130 чел.); группа 2 - воспитанники, совершившие насильственные преступления, не повлекшие смертельного исхода (59 чел.); группа 3 - воспитанники, совершившие насильственные преступления со смертельным исходом (43 чел.). Всего обследовано 232 воспитанника.
Выводы: результаты анкетирования несовершеннолетних осужденных свидетельствуют о достаточно низком уровне готовности загладить вину или возместить причиненный ущерб, что указывает на низкую эффективность наказания лишением свободы в плане оказания действительно "исправляющего" воздействия на осужденных. Крайне низкий уровень доверия к органам, призванным заниматься профилактикой правонарушений несовершеннолетних, а также к учителям и наставникам, свидетельствует о неэффективности существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом. Практически каждый четвертый воспитанник (25%) в числе трудностей, ожидающих его после освобождения, указал, что на нем всегда будет "клеймо" зека.
Таблица 32
Статистические показатели
состояния профилактики правонарушений и преступлений
несовершеннолетних, состоящих на учете
в уголовно-исполнительных инспекциях
территориальных органов ФСИН России
Статистические данные по несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в обществе (в целом по РФ) |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 (1 кв.) |
Поставлено на учет |
49021 чел. |
42027 чел. |
32429 чел. |
6990 чел. |
Осуждено за преступление, совершенное в период отбывания наказания |
590 (1,2%) |
1800 (4,3%) |
1683 (5,2%) |
206 (2,9%) |
Содержится на учете на конец отчетного периода |
32666 чел. |
27323 чел. |
20224 чел. |
19265 чел. |
В т.ч. женского пола |
8,7% |
8,8% |
8,6% |
8,2% |
В т.ч. не имеющие родителей (опекунов, попечителей) |
2,1% |
2,2% |
1,7% |
1,5% |
В т.ч. не занятых работой или учебой |
13,8% |
13,2% |
11,1% |
10,8% |
В т.ч. ранее привлекавшихся к уголовной ответственности |
16,6% |
19,0% |
21,4% |
19,1% |
Вывод 1: эффективность деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в целом по стране является неудовлетворительной, поскольку количество несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ и отбывающих наказание за повторные преступления постоянно возрастает: от 16,6% от общей численности на конец 2007 года до 21,4% - на конец 2009 года. Эффективность деятельности УИИ в плане предупреждения рецидивной преступности также является неудовлетворительной, поскольку количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в период отбывания наказания в обществе, имеет ярко выраженную тенденцию роста: от 1,2% от общей численности несовершеннолетних, поставленных на учет в 2007 году до 5,2% - в 2009 году.
Вывод 2: эффективность использования наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних может быть признана неудовлетворительной, поскольку условия отбывания наказания в воспитательных колониях ФСИН России в настоящее время способствуют утрате воспитанниками социально полезных связей как с положительно ориентированным социальным окружением, так и с семьей. Согласно результатам специальной переписи осужденных 2009 года*(62), в отношении 21% несовершеннолетних осужденных нарушается принцип, сформулированный в ч. 1 ст. 73 УИК РФ, о том, что эти лица "отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены". Данное нарушение объясняется тем, что в более чем тридцати субъектах РФ отсутствуют ВК, кроме того, в три ВК для несовершеннолетних женского пола поступают осужденные со всей страны. Этот факт, а также сам принцип наказания лишением свободы в соответствии с УИК РФ приводят к изоляции несовершеннолетних осужденных, 74% которых составляют подростки 16 - 17 лет, в условиях исправительного учреждения. В качестве показателей утраты социально полезных связей могут быть названы следующие: 25% осужденных не изъявили желания позвонить домой, хотя право на телефонные переговоры имели и им было с кем пообщаться, 75% осужденных не получали в 2009 году денежных переводов, 32% не получали посылок и передач, 94% не получали бандеролей; более чем к половине осужденных (53%) в 2009 году родственники ни разу не приезжали на кратковременные, а к 67% на длительные свидания. Это однозначно свидетельствует о наличии проблем в семейном воспитании несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом: почти половина несовершеннолетних осужденных (47%) воспитывалась в неполной семье, а 8% - в детском доме, которые усугубляются в процессе отбывания наказания. Еще одним критерием социального неблагополучия несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, является тот факт, что 22% осужденных нигде не учились и не работали до того, как были осуждены, т.е. они были лишены социализирующего воздействия образовательных учреждений и трудовых коллективов. Во время пребывания в ВК эта ситуация усугубляется тем фактом, что только 34% несовершеннолетних осужденных обеспечены работой, следовательно практически 2/3 молодых людей, отбывающих наказание в ВК, не только не получают трудовых и профессиональных навыков, но и привыкают удовлетворять минимальные потребности (жилье, еда, одежда) без затраты собственных усилий. Кроме того, отсутствие работы и финансовой помощи со стороны близких приводит к тому, что на личных счетах несовершеннолетних осужденных практически нет денежных средств (см. табл.). это приводит к невозможности для большинства несовершеннолетних осужденных удовлетворять свои базовые потребности некриминальным путем и, следовательно, способствует закреплению (или даже формированию) склонности к удовлетворению потребностей социально неприемлемыми способами.
Таблица 33
Наличие
денежных средств на лицевых счетах несовершеннолетних осужденных,
отбывающих наказание в воспитательных колониях территориальных
органов ФСИН России (по данным специальной всероссийской
переписи осужденных 2009 года)
Денежная сумма на лицевом счете, руб. |
Количество осужденных в % от общей численности, % |
0 руб. |
55 |
до 200 руб. |
14,5 |
200 - 400 руб. |
4,1 |
400 - 600 руб. |
3,3 |
600 - 800 руб. |
1,9 |
800 - 1000 руб. |
3,1 |
1000 - 2000 руб. |
6,6 |
2000 - 5000 руб. |
7,1 |
свыше 5000 руб. |
4,4 |
Таблица 34
Статистические показатели
состояния профилактики правонарушений и преступлений
несовершеннолетних, состоящих на учете
в уголовно-исполнительных инспекциях и отбывающих
наказание в воспитательной колонии ГУФСИН
России по Ростовской области
Статистические данные по несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в обществе (ГУФСИН России по Ростовской области) |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Сведения за 1 кв. 2010 |
Поставлено на учет |
1084 чел. |
1017 чел. |
730 чел. |
503 чел. |
Осуждено за преступление, совершенное в период отбывания наказания |
17 чел. (1,6%) |
1 чел. (0,1%) |
2 чел. (0,3%) |
0 |
Содержится на учете на конец отчетного периода |
740 чел. |
641 чел. |
503 чел. |
474 чел. |
В т.ч. женского пола |
7,6% |
7,3% |
7,0% |
31 чел. |
В т.ч. не имеющие родителей (опекунов, попечителей) |
1,5% |
1,6% |
1,4% |
10 чел. |
В т.ч. не занятых работой или учебой |
11,5% |
9,7% |
12,1% |
48 чел. |
В т.ч. ранее привлекавшихся к уголовной ответственности |
18,0% |
21,5% |
18,7% |
77 чел. |
Статистические данные по несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в Азовской ВК ГУФСИН России по Ростовской области |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Сведения за 1 полугодие. 2010 |
Количество осужденных на конец отчетного периода |
232 чел. |
207 чел. |
169 чел. |
159 чел. |
В т.ч. ранее привлекавшихся к уголовной ответственности и отбывавших наказание в обществе |
90 чел. (38,8%) |
92 чел. (44,4%) |
77 чел. (45,6%) |
74 чел. (46,5%) |
В т.ч. ранее привлекавшихся к уголовной ответственности и отбывавших наказание в ВК |
5 чел. (2,2%) |
4 чел. (1,9%) |
6 чел. (3,6%) |
2 чел. (1,3%) |
Кол-во осужденных, поставленных на профилактический учет |
50 чел. (21,6%) |
51 чел. (24,6%) |
39 чел. (23,1%) |
13 чел. (8,2%) |
Кол-во преступлений, совершенных в период отбывания наказания |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кол-во нарушений порядка отбывания наказания |
4 |
0 |
0 |
0 |
Кол-во злостных нарушений порядка отбывания наказания |
2 |
0 |
0 |
0 |
Вывод: внедрение ювенальных технологий в осуществление судопроизводства в отношении несовершеннолетних в судах Ростовской области, а также в работу психологов УИИ и ВК ГУФСИН России по Ростовской области повысило эффективность деятельности указанных инстанций в плане предупреждения повторной преступности несовершеннолетних: количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними в период отбывания наказания, имеет выраженную тенденцию к снижению и значительно ниже, чем в среднем по РФ.
На снижение рецидива и повышение эффективности отбывания несовершеннолетними наказания в обществе оказывают влияние следующие факторы:
1. Введение специализации по делам несовершеннолетних сотрудников уголовно-исполнительных инспекция ГУФСИН
2. Одновременно с возложением на несовершеннолетнего судом обязанностей, например, условного осуждения, вынесение частного постановления суда по результатам рассмотрения дела о преступлении несовершеннолетнего, которым поручается комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организовать с несовершеннолетним индивидуальную профилактическую работу (оказать содействие в трудоустройстве, возвращении в образовательное учреждение, пройти курс психолого-педагогической коррекции и т.п.).
3. Контроль со стороны уголовно-исполнительной инспекции за прохождением несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы.
Опыты Ростовской области это наглядно демонстрирует. Вот как описывает опытную региональную модель пробации в Ростовской области заместитель начальника Управления психолого-педагогической и социальной работы с осужденными - начальник ОРУИИ ГУФСИН России по Ростовской области, полковник внутренней службы Копылов Ф.Б.*(63)
Пробация ориентирована не просто на контроль за осужденными к наказаниям, которые отбываются в обществе, но и на помощь в социальной адаптации, реабилитации, включая меры по трудоустройству, оказанием помощи в обеспечении жильем (например, наличие специальных общежитий), прохождение осужденными различных программ коррекции и реабилитации, назначенных судом.
Пробация - это система контроля и оказания социальной помощи лицам, отбывающими наказание в обществе, а также лицам, освободившимися из мест лишения свободы (в том числе, освободившимся условно-досрочно из мест лишения свободы).
Основное предназначение службы пробации - социальная реабилитация, социальная помощь, ресоциализация, т.е. мерами социальной поддержки и контроля за поведением осужденных и освободившихся из колоний лиц должна быть решена задача предупреждения повторного совершения ими преступлений.
Работа по ресоциализации осужденных строится в двух направления:
1 - работа с лицами осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества;
2 - работа с лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы.
Сегодня Ростовская область является базовым регионом России по внедрению ювенальной юстиции и специализированного правосудия по делам несовершеннолетних.
В 15 городах и районах области в судопроизводство с участием несовершеннолетних активно внедряются международно-правовые стандарты, действующие в сфере ювенальной юстиции. В штаты судов введена должность помощника с функциями социального работника, с помощью которых поддерживается тесный контакт уголовно-исполнительной инспекции с судом по социальному сопровождению несовершеннолетних, осуществляется контроль за отбыванием ими наказания и прохождением индивидуальной программы реабилитации.
Качественно проводится профилактическая работа по недопущению совершения несовершеннолетними новых преступлений и правонарушений в городах Азове, Батайске, Новочеркасске, Таганроге, Ленинском, Пролетарском и Советском районах г. Ростова-на-Дону, Шахты, Аксайском и Егорлыкском районах.
По предложению областного суда ГУФСИН принято решение о специализации сотрудников уголовно-исполнительных инспекции по работе с несовершеннолетними.
В помещении суда г. Таганрога и Егорлыкского района выделен рабочий кабинет для сотрудника УИИ. Это позволяет проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, постоянно корректируя ее с помощью суда, а также оперативно решать вопросы о наказании осужденных в случае, если они не выполняют возложенные на них судом обязанности, или, наоборот, поощрении за их примерное поведение.
В г. Таганроге в здании ювенального суда ежеквартально проводятся дни профилактики, в которых принимают участие несовершеннолетние осужденные, их родители или законные представители, инспектор ПДН УВД, УИИ, представители комиссии по делам несовершеннолетних, опеки и попечительства. Несовершеннолетние отчитываются о своем поведении; по необходимости вносятся коррективы в их программу реабилитации.
Ежемесячно при судах г. Азова и Таганрога, а в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону из-за отсутствия помещения в суде - в ПДН ОВД или комиссии по делам несовершеннолетних проводится день взаимодействия представителей органов системы профилактики. Представители УИИ, ПДН УВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других органов системы профилактики обмениваются о проведенной профилактической работе с несовершеннолетними осужденными, определяют "группу риска", разрабатывают дополнительный индивидуальный план работы, способствующий исправлению каждого осужденного.
06.02.2007 года в "ювенальном" суде г. Шахты прошло заседание круглого стола по вопросу взаимодействия сотрудников суда, правоохранительных органов и социальных служб по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Еженедельно на базе ювенального суда г. Таганрога с несовершеннолетними осужденными проводится групповой психологический тренинг по профилактике асоциального поведения с элементами правовых знаний, целью которого является расширение осведомленности несовершеннолетних в области права и повышения личной ответственности за свои действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Помощник "ювенального" суда Егорлыкского района (специального судебного состава по делам несовершеннолетних с этого суда) оказала содействие УИИ N 29 в заключение договора с "Социально-реабилитационном центром" по проведению постоянной индивидуальной работе психолога с осужденными несовершеннолетними.
Помощники судей с функциями социального работника городов Азова, Батайска, Новочеркасска, Таганрога, Ленинского и Советского районов г. Ростова-на-Дону, Егорлыкского района ежемесячно принимают участие в рейдах УИИ по проверке осужденных несовершеннолетних по месту их жительства в ночное время (контроль за выполнением обязанности "находиться дома с 22.00 до 06.00 часов").
Программа реабилитации, определенная судом, практически снимает проблемы, с которыми ранее сталкиваются работники уголовно-исполнительных инспекций. Так, не возникает сложностей при решении вопросов трудоустройства осужденных несовершеннолетних, возвращении их в образовательные учреждения и т.п.
Тесное сотрудничество с судами, работающим по ювенальным технологиям, повышает квалификацию сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, позволяет им лучше ориентироваться в вопросах права, педагогики, психологии, совершенствует их работу с подростками.
В судебной системе области создана надлежащая специализация по делам несовершеннолетних. Это - первое звено. Следующее звено - исполнение наказаний.
Говоря об исполнении наказаний, мы имеем две составляющие:
- воспитательная колония для тех несовершеннолетних, которым назначено лишение свободы реально
- уголовно-исполнительные инспекции, которые осуществляют контроль за отбыванием наказаний в обществе (условно осужденными к лишению свободы и исправ. работам, реально осужденными к исправ. работам, к обязательным работам).
На территории Ростовской области имеется воспитательная колония для мальчиков - Азовская ВК-4, которая является одной из лучших в России, в колонии внедряются все новые технологии воспитания и исправления осужденных, есть школа, а также база для профессиональной подготовки. Но есть проблема преемственности той работы по воспитанию и исправлению, которая проводится в ВК-4, и практически, отсутствие такой работы по выходу осужденного из колонии по месту его жительства. По действующему законодательству, после выхода из колонии, необходимую помощь в бытовом устройстве должны оказывать осужденным органы местного самоуправления по месту жительства, а контроль - осуществлять органы внутренних дел. Однако, зачастую, выпускников колонии эти органы и службы не ждут и надлежащей помощи им не оказывают. Отсюда - и рецидив.
Значит надо выстроить цепочку профилактической работы: воспитательная колония - работа по месту жительства. Видимо, надо, чтобы все, кто выходит из ВК в связи с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания (а решение об этом принимает суд по месту расположения колонии, в нашем случае - это Азовский городской суд), кто освобождается по сроку, получили судебное решение, в котором суд обяжет проведение реабилитационных мероприятий с таким выпускником по месту жительства соответствующими органами.
Для службы исполнения наказаний важно получить информацию о несовершеннолетнем, с которым предстоит работать после суда. В соответствии с ч. 7 ст. 88 УК РФ суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Это положение реализуется следующим образом. Помощником судьи с функциями социального работника для суда готовится карта социального сопровождения несовершеннолетнего (доклад суду о личности подсудимого). Так вот эту карту мы рекомендуем судам направлять вместе с копией приговора в органы, исполняющие наказание (в колонию, в уголовно-исполнительную инспекцию).
Кроме этого, суд в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ*(64) своим частным постановлением назначает программу индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, отбывающим наказание в обществе, которая проводится уже после суда (такая работа проводится органами и службами системы профилактики в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Индивидуальная профилактическая работа включает в себя решение вопросов трудоустройства осужденных, продолжения ими образования, жилья и т.п.
Не секрет, что сотрудники уголовно-исполнительных инспекций часто ломают голову над проблемой - как трудоустроить находящегося под контролем подростка? Как уговорить ту же комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав оказать такому подростку необходимую помощь?
Эти вопросы снимаются, если вместе с копией приговора в уголовно-исполнительную инспекцию направляется и копия частного постановления суда о проведении индивидуальной профилактической работы, поскольку инспектор уголовно-исполнительной инспекции в данном случае уже имеет соответствующее поручение суда органам профилактики заниматься проблемами подростка.
Мы надеемся такую схему: "суд - уголовно-исполнительная инспекция - органы и службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" повсеместно внедрить в практику работы. Важно, чтобы и комитеты по молодежной политике включились в оказание помощи уголовно-исполнительным инспекциям в процессе работы с несовершеннолетними осужденными.
Не менее значимая проблема - ресоциализация и оказание помощи тем осужденным за совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте лицам, которые достигли 18-летнего возраста. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по закону, уже не обязаны ими заниматься. Эта проблема требует решения не только службой исполнения наказаний, но и органами местного самоуправления.
На сегодняшний день в России нет органа, который бы оказывал постпенитенциарную помощь несовершеннолетним, возвращающимся из колонии, и осуществлял бы контроль за их поведением. Сегодня же "выпадает" важнейшее звено предупредительной работы с ранее судимыми несовершеннолетними по исключению рецидива. Представляется, что таким звеном могла бы стать служба пробации.
Приказом Министерства юстиции РФ от 13.01.2006 г. N 2 утверждена Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (в ред. Приказа Минюста РФ от 8.09.2006 г. N 290).
Согласно п. 28 данной Инструкции освобождение из исправительных учреждений лиц, отбывших наказание, включает в себя разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и не позднее 7 дней явиться в орган внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.
В отсутствии в России специальной службы помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, контроля за их поведением и оказания помощи в ресоциализации нет преемственности в той воспитательной коррекционной работе, которая проводилась с несовершеннолетним осужденным в колонии, после его выхода и возвращения в общество.
Органы внутренних дел в соответствии с Законом "О милиции" только осуществляют контроль за поведением таких освободившихся из колонии несовершеннолетних и молодых людей.
Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.1999 г. N 199), не предусмотрено осуществление уголовно-исполнительными инспекциями контроля за поведением и исправлением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.
Необходимо изменение системы исполнения наказаний в России - создание службы пробации - для сокращения численности тюремного населения, и, главное - предупреждения рецидива.
Необходимо создание отдельной службы пробации в структуре не ФСИН, а Министерства юстиции.
Но в сегодняшних российских экономических условиях сложно вести речь о создании абсолютно новой службы пробации. Возможно, целесообразнее проводить реформирование действующей системы исполнения наказаний, а именно: поэтапно дополняя работу уголовно-исполнительных инспекций полномочиями по социальному сопровождению и социальной адаптации осужденных (с решением вопросов о дополнительном финансировании, введение в штаты специалистов - соцработников, психологов, повышение квалификации сотрудников).
Пробация - т.е. уголовный надзор (уголовная опека), термин, пришедший к нам из западных правовых систем.
В западных правовых системах служба пробации отделена от пенитенциарной службы (т.е. тюремная система - отдельно, служба пробации - отдельно).
Пенитенциарная система занимается исполнением наказания в виде лишения свободы (тюрьмы).
Пробация - ориентирована не просто на контроль за осужденными к наказаниям, которые отбываются в обществе, но и на помощь в социальной адаптации, реабилитации, включая меры по трудоустройству, оказанием помощи в обеспечении жильем (например, наличие специальных общежитий), прохождение осужденными различных программ коррекции и реабилитации, назначенных судом.
Пробация - это система контроля и оказания социальной помощи лицам, отбывающими наказание в обществе, а также лицам, освободившимися из мест лишения свободы (в том числе, освободившимся условно-досрочно из мест лишения свободы).
Основное предназначение службы пробации - социальная реабилитация, социальная помощь, ресоциализация, т.е. мерами социальной поддержки и контроля за поведением осужденных и освободившихся из колоний лиц должна быть решена задача предупреждения повторного совершения ими преступлений.
Что схожего в России с западными системами контроля за исполнением наказаний? Можно ли реформировать российскую систему исполнения наказаний? Что для этого надо изменить в содержании работы, функциях служб, исполняющих наказание?
В России контроль за исполнением наказаний, которые отбываются в обществе, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции системы ГУФСИН РФ (обязательные работы; исправительные работы; условное осуждение ст. 73 УК РФ; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
Если посмотреть Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.1999 г. N 199), то перед этими органами не стоит задача оказания помощи в социальной адаптации лицам, состоящим на учете в УИИ, есть только общая задача: "предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях".
Это - первая проблема, которая должна быть решена в рамках реформирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций: необходимо правовое регулирование вопросов социального сопровождения, оказания социальной помощи и поддержки лиц, отбывающих наказание в обществе.
Вторая проблема - это работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Именно эта категория "выпала" из работы по ресоциализации и оказанию помощи в социальной адаптации лицам, вышедшим из мест лишения свободы. По действующему российскому законодательству уголовно-исполнительные инспекции не работают с этой категорией лиц.
Что получается на практике? Лицо, вышедшее из колонии, по месту своего жительства испытывает трудности в трудоустройстве, решении бытовых проблем (например, отсутствует жилье, нет работы, нет возможности получения профессии и т.п.). В России нет учреждения (организации, службы), в которое такое лицо могло бы обратиться за помощью.
Органы внутренних дел в лице участкового уполномоченного милиции по месту жительства освобожденного из колонии лица по закону могут только контролировать его поведение. В то же время решением вопросов оказания помощи этой категории граждан в социальной адаптации по закону органы внутренних дел заниматься не обязаны.
Отсутствие правового урегулирования деятельности по социальной реабилитации лиц, отбывающих наказание в обществе, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на сегодняшний день является одним из условий, порождающих рецидив преступлений.
Что может сегодня сделать суд, рассматривая ходатайство об условно досрочном освобождении из колонии?
В соответствии со статьей 73 УК РФ, при условном осуждении и установлении испытательного срока суд может возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей:
- не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного (уголовно-исполнительной инспекции);
- не посещать определенные места;
- пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;
- осуществлять материальную поддержку семьи;
- исполнение других обязанностей, способствующих его исправлению (при этом закон не содержит указания о том, какие именно могут быть "иные обязанности").
Что получается на практике: лицо становится на учет в уголовно-исполнительной инспекции, задача которой на сегодняшний день - только контроль за исполнением возложенных судом обязанностей.
Например, суд возлагает на лицо обязанность "осуществлять материальную поддержку семьи", а лицо не может самостоятельно трудоустроиться. Что в данном случае делает уголовно-исполнительная инспекция? Формально, она может обратиться в суд с представлением об отмене условного осуждения в связи с неисполнением осужденным обязанности материальной поддержки семьи и о направлении лица для реального исполнения наказания, например, в места лишения свободы).
Применительно к несовершеннолетним осужденным суд может возложить обязанность возвратиться в образовательное учреждение или трудоустроиться. Сам подросток, как показывает практика, не может решить эти проблемы: в школе его не ждут, также, как не ждут в центре занятости и трудоустройства. Итог - представление уголовно-исполнительной инспекции в суд об отмене условного осуждения.
Остановимся на такой мере как исполнение других обязанностей, способствующих его исправлению.
Что можно было бы предусмотреть в данном случае? Например, пройти курс психологической коррекции (снятие агрессии и т.п.). Но разве кто-то готовит такие коррекционные программы в России? А если и есть такие центры по подготовке и реализации подобных программ, то их услуги не востребованы уголовно-исполнительными инспекциями.
В то же время, в зарубежных системах именно служба пробации выступает заказчиком подобных программ, получает финансирование на их осуществление, сама же контролирует их прохождение осужденными. При наличии таких программ в России суды могли бы своим решением возлагать на осужденного их прохождение, а уголовно-исполнительные инспекции осуществлять за этим контроль.
Далее. Необходимо предусмотреть возможность оказания уголовно-исполнительными инспекциями помощи осужденным в решении бытовых проблем, в трудоустройстве. Это можно было бы осуществлять в рамках договоров данных инспекций с муниципальными органами власти.
На уголовно-исполнительные инспекции надо возложить функцию контроля за поведением и оказание помощи в социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Например, в соответствии с действующим законодательством ст. 79 УК РФ предусмотрено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы. Решение об этом по ходатайству осужденного принимает только суд.
Суд может возложить на лицо, условно-досрочно освобождаемое от отбывания наказания, предусмотренные ст. 73 УК РФ обязанности, которые должны этим лицом исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания. При этом суд в своем постановлении должен указать орган, на который возлагается контроль за исполнением возложенных на лицо обязанности, копию постановления направить в этот орган.
Что происходит на практике? Суд возлагает обязанности на условно-досрочно освобожденное лицо, копию отправляет в ОВД по месту жительства такого лица. И такое лицо остается один на один со своими проблемами, в том числе, проблемами невозможности исполнения возложенных на него судом обязанностей по объективным причинам. И нет в нашей стране учреждения/органа, в который условно-досрочно освобожденный от отбывания наказания мог быть обратиться за помощью.
Здесь есть и еще одна проблема, связанная с условно-досрочно освобожденными лицами.
Во многих учреждениях, в которых лица отбывают наказание в виде лишения свободы (колонии), на сегодняшний день созданы психологические службы, службы социальной адаптации. Однако их работа не может быть продолжена при условно-досрочном освобождении лица, поскольку вне стен колонии нет единого учреждения, которое обеспечивало бы продолжение такой реабилитационной работы с освобожденным лицом и контролировало бы его исправление. То есть, нет никакой преемственности в продолжении воспитательной и реабилитационной работы, начатой в колонии и ее продолжение в обществе, в которое возвращается осужденный.
Необходимо повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительных инспекций для работы в условиях развития судебно-правовой реформы.
Так, в условиях формирующейся системы ювенальной юстиции (правосудия по делам несовершеннолетних) необходима специализации сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по работе с несовершеннолетними осужденными, подготовка этих специалистов не только по вопросам права, но и п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.