Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5.
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Существующая деятельность, направленная на профилактику и реабилитацию
несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, а также
отбывших наказание в виде лишения свободы. Оценка эффективности
такой деятельности. Роль алкогольной и наркотической зависимости
в правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних.
Консультационная и медико-психологическая помощь,
социально-трудовая реабилитация несовершеннолетних
правонарушителей с алкогольной и наркотической
зависимостью (охват, потребность в такой помощи)
Происходит "омоложение" алкоголизма, наркомании и токсикомании. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12 лет, среди девочек - до 13 лет.
Возраст приобщения к употреблению психоактивных веществ снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков, и 14,6 года среди девочек. В студенческой среде наркоманией охвачено в той или иной мере от 30 до 40% студентов (А.С. Чевычелов "Социально-криминологическая характеристика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ". Российский криминологический взгляд, 2009, N 2).
Употребление алкоголя, в том числе относительно слабых по крепости алкогольных напитков, других психоактивных веществ получает распространение как "мода" в подростковой субкультуре, стало признаком идентичности молодежной социальной группы. Вызывает тревогу то обстоятельство, что мода на алкоголь в подростковой среде существенно более заметна, чем мода на здоровый образ жизни.
Роль алкогольной и наркотической зависимости в правонарушениях
и преступлениях, совершаемых несовершеннолетними
на примере Ростовской области
Состоят под наблюдением государственного учреждения здравоохранения
"Наркотический диспансер" (мальчики до 14 лет)*(8)
(подростки, возрастной группы 15 - 18 лет)
Количество лиц, состоящих на диспансерном учете и под профилактическим наблюдением
Численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения*(9)
Выводы:
- Эффективность лечения лиц, зависимых от психоактивных веществ даже при адекватности и полноте добровольно проводимой терапии, дополнительно зависит от:
- Условиями микросоциальной среды, окружающей больного
- Прочностью установки больного на воздержание
-
-
-
- Изменение микросоциальной среды, коррекция поведения и установок личности - задача социального контроля и совместных усилий государственных и общественных структур, занимающихся противодействием злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, формированием антинаркотической культуры личности.
Согласно "Аналитическому отчету о результатах деятельности учреждений органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений и борьбе в алкоголизацией и наркотизацией в молодежной среде за 2008 - 2009 гг.*(10) и по данным, полученным из 50 регионов РФ: Республика Алтай, Алтайский край, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Владимирская область, Волгоградская область, Республика Дагестан, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Республика Карелия, Карачаево-Черкесская Республики, Кировская область, Республика Коми, Краснодарский Край, Красноярский край, Курганская область, Липецкая область, Магаданская область, г. Москва, Московская область, Республика Мордовия, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Приморский край, Псковская область, Ростовская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Ставропольский край, Республика Татарстан, Тверская область, Республика Тыва, Тюменская область, Республика Хакасия, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ видно, что наиболее действенным средством профилактики наркомании и других асоциальных явлений, прежде всего среди детей и молодежи, является организации их досуговой и трудовой занятости, вовлечение в социально ориентированную деятельность.
Для этого органами управления молодёжной политикой, физической культурой и спортом осуществляется деятельность, направленная на развитие физкультурно-спортивной активности, формирование здорового образа жизни населения и создание необходимых условий для самореализации детей и молодежи, интеграции их в систему политических, экономических, социальных и культурных отношений, организацию их досуговой занятости.
При реализации вышеперечисленных направлений особое внимание уделяется вовлечению в данную деятельность подростков, состоящих на учете в банке данных несовершеннолетних "группы особого внимания".
В результате работы 646 учреждений органов по делам молодежи на территории РФ в сфере профилактики правонарушений и борьбе с алкоголизацией и наркотизацией в молодежной среде за 2008 - 2009 гг. было охвачено более 13 434 461 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.
Организациями было проведено свыше 230 благотворительных и патриотических акций, действует более 80 региональных целевых программ по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью, а также муниципальных целевых программ, 20 региональных проектов, более 100 конкурсов и грантов, 25 региональных форумов и конференций.
Действенным средством пропаганды здорового образа жизни и повышения интереса населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе детей и молодежи является сформированная в РФ система спортивно-массовых мероприятий.
С целью пропаганды здорового образа жизни и повышения интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом во многих регионах были проведены массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением всех возрастных групп населения: "День здоровья", "Лыжня России", "Кросс наций", "Российский азимут", "Оранжевый мяч".
За 2008 - 2009 гг. организовано и проведено свыше 270 спортивно-массовых мероприятий (спартакиад, веселых стартов, эстафет, турниров). Так, например, в Волгоградской области все спортивные мероприятия прошли под девизом: "Спорт - против наркотиков", в Алтайском крае проведен фитнес-марафон "Я выбираю здоровье", в Дагестане проведена велогонка "Здоровая молодежь - здоровая республика", в Карачаево-Черкесской Республике прошел республиканский спортивно-развлекательный конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья" и др.
Так же спортивно-досуговая занятость детей осуществляется на базе центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, где в течение 2008 - 2009 года регулярно занималось более 2 500 000 подростков и молодежи, из них 15% подростков "группы особого внимания"; а также в системе дополнительного образования спортивной направленности, где занималось около 1 650 000 человек.
В 2009 году досуговая занятость детей и подростков была организована также на базе 360 учреждений и организаций сферы молодежной политики, из которых 120 учреждение осуществляло программы дополнительного образования детей.
Услуги дополнительного образования несовершеннолетним гражданам, включая детей из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, оказываются учреждениями на бесплатной основе в рамках бюджетного задания. По итогам 2009 года по программам дополнительного образования социально-педагогического, культурологического, спортивно-технического, физкультурно-спортивного, художественно-эстетического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, военно-патриотического и научно-технического направлений на постоянной основе занималось более 1 980 000, из них более 875 000 несовершеннолетних, состоящих в Банке данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания".
Проводится работа по формированию гражданской позиции, развитию социальной активности детей и молодежи.
Ключевой составляющей этой деятельности является организация работы общественных объединений на базе учреждений дополнительного, среднего, высшего образования, молодежных центров.
По итогам 2009 года доля молодежи, участвующей в деятельности общественных объединений составила 26% от числа молодежи в возрасте 14 - 25 лет. Например, при Губернаторе Пензенской области создан Совет представителей молодежных общественных организаций по профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде, пропаганде здорового образа жизни".
Другой составляющей системы профилактики различных асоциальных явлений, в том числе наркомании, является патриотическое воспитание детей и молодежи.
Система мер по патриотическому воспитанию включает в себя: пропаганду патриотических ценностей, содействие общественному патриотическому и социально-благотворительному движению, обеспечение деятельности специализированных классов подготовки к военной службе, развитие военно-прикладных и технических видов спорта, организация историко-краеведческой, поисковой и военно-мемориальной работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
В Республике Дагестан состоялся Республиканский этап Всероссийского конкурса "Растим патриотов России", посвященный 65-летию Победы в ВОВ, в 2009 году, проведены Республиканский конкурс на присуждение награды "За создание книг патриотической направленности", Республиканский конкурс на лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания "Патриот Отечества", Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ патриотической направленности среди учащейся молодёжи "Мы - патриоты России".
Одним из важных направлений работы органов по молодежной политике в сфере профилактики асоциальных явлений в детской и молодежной среде является временное трудоустройство подростков и проводимая с ними профориентационная работа. В 29 регионах реализуются комплексные территориальные программы содействия профессиональной ориентации и трудоустройства детей и молодежи. В течение 2009 г. было трудоустроено свыше 995 тыс. детей и молодежи. Особое внимание уделяется организации занятости подростков, состоящих на учете в "Банке данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделениях по делам несовершеннолетних. За 12 месяцев 2009 г. несовершеннолетних, состоящих в банке данных "группы особого внимания" было трудоустроено 49 тыс. человек. Основными работодателями являются учреждения бюджетной сферы, в которых было трудоустроено 82% от общего числа трудоустроенных, в учреждениях внебюджетной сферы - 18%.
Во всех регионах РФ системно проводятся информационно-просветительские акции и массовые мероприятия, направленные на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни, активно развивается волонтерское движения (привлекаются учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования), а также средства массовой информации.
Особым направлением работы является осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, которая ведется в непосредственном контакте с сотрудниками правоохранительных органов, в том числе, подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В целях выявления лиц, допускающих немедецинское потребление наркотических средств, и психотропных веществ разработан механизм межведомственного взаимодействия, который включает:
- поквартальную сверку базы данных наркологических больных, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и наркологических учреждениях;
- направление подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД в наркологические учреждения подростков, замеченных в употреблении психоактивных веществ, списков несовершеннолетних, на которых составлены административные протоколы за нахождение в общественных местах в состоянии опьянения, информации об условно осужденных, употребляющих психоактивные вещества, а также освободившихся из учреждений ФСИН и имеющих наркологический диагноз.
Так, в Тюменской области реализуется профилактический проект "Организация и проведение мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств". Проект реализуется в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области N 300-рп от 10.04.2006 "О мерах по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств" (с изменениями от 19 марта 2008 года). В число тестируемых включены студенты всех курсов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, учащиеся 9 - 11 классов общеобразовательных школ, лица призывного и приписного возраста, лица, содержащиеся в учреждениях федеральной службы исполнения наказания. Проведена работа по улучшению качества используемых тест-систем (приобретены тест-системы с одновременным определением 3 видов наркотиков).
В Пензенской области систематически проводится мониторинг наркотической ситуации с участием более 7500 человек, еженедельно проводятся рейды участников организации "Оперативный молодежный отряд дружинников Пензенской области" совместно с правоохранительными органов по предупреждению продажи алкоголя несовершеннолетним.
В образовательных учреждениях Забайкальского края разрабатывается социальный паспорт школы с подробными характеристиками условий семейного воспитания, физических и психических особенностей ребенка "Группы риска", его взаимоотношений со сверстниками, педагогами и, профилактическими мероприятиями, которые проводятся с несовершеннолетними индивидуально и групповыми методами. Это позволяет школе своевременно оказывать необходимое психолого-педагогическое воздействие на несовершеннолетних, входящих в "группу риска".
А в Кабардино-Балкарской Республике для целенаправленной работы по профилактике негативных зависимостей второй год издается информационная карта девиаций в молодежной среде, в которой представлен информационный материал по разным видам зависимостей и социально-значимым заболеваниям в разрезе муниципальных образований КБР. На основании анализа карты девиаций составляется план профилактическо-реабилитационной работы.
Особое значение в реализации данного мероприятия уделяется информационно-разъяснительной профилактической работе. Перед началом массового тестирования (в сентябре) среди учащихся образовательных учреждений проведены специальные профилактические мероприятия, направленные на формирование негативного отношения к употреблению наркотических веществ, расширение знаний детей и молодежи о проблемах, связанных с употреблением психоактивных веществ и участием в их незаконном обороте. В ходе данных мероприятий распространялись буклеты, содержащие сведения о медицинских, социальных и правовых последствиях употребления наркотиков.
Обязательным условием при проведении тестирования является присутствие врача-нарколога. Это обеспечивает возможность оперативного консультирования вновь выявленных потребителей наркотических средств и способствует максимальной обращаемости лиц, имеющих положительный результат тестирования, в наркологическую службу.
Так же необходимо отметить существенную значимость организации в регионах телефонов доверия, анонимной психологической помощи, консультаций, тренингов проводимых с молодежью. Например, на протяжении ряда лет на территории Еврейской автономной области реализуется социально-психологическая программа "Общественная приемная "Доверие", направленная на снижение психологической напряженности, которая способствует девиантным проявлениям в молодежной среде, ведет к наркозависимости. Разработчиком и координатором данной программы является ОГБУ "Центр социально-психологической помощи семье и молодежи". Работа общественной приемной "Доверие" осуществляется при помощи информационных стендов и ящиков для сбора вопросов, где каждый желающий может анонимно задать вопрос любому специалисту и получить на него развернутый ответ. В настоящее время данная программа реализуется в 43 организациях и учреждениях области. Ответы на вопросы, размещаемые на информационных стендах, готовятся ответственными лицами, прошедшими специальную подготовку, с привлечением психологов, методистов, специалистов различных ведомств и служб. Методическую помощь в подготовке ответов оказывает ОГБУ "Центр социально-психологической помощи семье и молодежи".
В ОГБУ "Центр социально-психологической помощи семье и молодежи" организована работа наркологической службы, где каждый желающий может анонимно и совершенно бесплатно получить квалифицированную помощь врача психиатра-нарколога. Одной из основных причин обращений молодежи за консультативной помощью к данному специалисту является алкогольная, табачная, опийная и другие виды зависимости.
В 37 регионах организованы телефоны доверия, информационные сайты на которых представлены информационные материалы по вопросам профилактики асоциального поведения, различных форм зависимостей и предупреждения ВИЧ-инфекции. В Тюмени, Москве и других крупных городах РФ организована работа профилактического автобуса (передвижного консультативного пункта). Специалистами (врач-нарколог, психолог, консультант по химической зависимости, психотерапевт) проводятся информационно-разъяснительные, профилактические мероприятия, осуществляется информационно-консультативная помощь населению по различным вопросам, связанным с употреблением психоактивных веществ. В Иркутской области "Центр профилактики наркомании" проводит мероприятия по профилактике наркомании в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях через 55 кабинетов профилактики социально-негативных явлений (тренинги, ролевые игры, консультационные палатки) на темы: "Противостояние групповому давлению", "Профилактика табакокурения", "Профилактика ВИЧ-инфекций в молодежной среде", "Профилактика наркомании среди учащейся молодежи", "Профилактика пивного алкоголизма в молодежной среде", "Профилактика наркомании", "Планирование семьи", "Профилактика игромании в молодежной среде". В 2008 - 2009 годы с целью просвещения родителей о способах предупреждения наркотической зависимости у детей областным государственным учреждением совместно с Ассоциацией общественных объединений Иркутской области "Матери против наркотиков" были организованы 11 областных семинаров для 1073 родителей.
В Магаданской области с 2009 года на базе Магаданского филиала Московской государственной юридической академии работает Юридическая клиника, которая оказывает бесплатную юридическую помощь нуждающимся гражданам, в первую очередь из числа молодежи. Помощь оказывают студенты старших курсов Академии под руководством преподавателей.
Помимо консультативной работы по месту учебы и проживанию, более 1 400 000 молодых людей смогли получить высококвалифицированную помощь психологов, социальных работников, педагогов при посещении стационарных загородных лагерей, лагерей дневного пребывания, палаточный лагерь для трудновоспитуемых детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, молодежных палаточных лагерей.
Во Владимирской области в целях внедрения новых форм профилактики наркомании среди подростков и молодежи областным колледжем культуры и искусства в 2008 году было подготовлено театрализованное представление антинаркотической направленности "Звезда над крышей" для молодых людей 15 - 17 лет, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их родителей. Перед показом спектакля устраивались выставки творческих работ антинаркотической тематики, проводились беседы представителей УВД, госнаркоконтроля.
Таким образом, на основании анализа работы подведомственных государственных краевых учреждений в сфере профилактики правонарушений, борьбе с алкоголизацией и наркотизацией в молодежной среде видно, что все мероприятия, организуемые общественными организациями, проходят с целью организации разумного досуга, повышения культуры поведения, пропаганды здорового образа жизни. Среди наиболее значимых необходимо выделить: организация летнего отдыха, досуга и трудоустройства подростков и молодежи; развитие социоклубной работы, волонтёрского движения, активное включение в его ряды студентов учреждений профессионального образования, крупномасштабные акции, а также круглые столы, семинары, курсы повышения квалификации, совместные рейды и комплексные проверки, проведённые в муниципальных образованиях края.
Комплексный подход к реализации программных мероприятий, позволяет скоординировать работу с молодежью по профилактике правонарушений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств и употреблением алкоголя, значительно снизить уровень правонарушений и преступлений и помогает несовершеннолетним и молодым людям в физическом становлении, укреплении ценностных ориентиров семьи и брака.
В тоже время есть проблема нескоординированности деятельности учреждений и служб разной ведомственной подчиненности, занимающихся решением проблем детской наркомании и алкоголизма, отсутствием преемственности в работе от органов здравоохранения к социально-реабилитационным службам: после прохождения лечения несовершеннолетними в учреждениях здравоохранения для закрепления его результатов необходимо проведение системной социальной работы с несовершеннолетним и его микросоциальным окружением, чего на практике не происходит.
Диагностика, обследование, консультирование и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотики и психотропные вещества осуществляется учреждениями здравоохранения (наркологические диспансеры, центры, наркологические кабинеты и т.п.). По мнению специалистов, работающих в таких учреждениях, эффективность лечения лиц, зависимых от психоактивных веществ даже при адекватности и полноте добровольно проводимой терапии дополнительно зависит от таких привходящих моментов, как условия микросоциальной среды, окружающей больного, прочностью установки больного на воздержание. Если человек, зависимый от психотропных веществ (алкоголь, наркотики, психотропные вещества) возвращается в семью, где непрерывно пьянствуют или в компанию, которая продолжает наркотизацию, что случается часто, то он скорее всего возобновит потребление алкоголя и наркотиков. Кроме того, если личностная структура пациента незрелая, если он не имеет субъективных ценных, индивидуальных интересов, то для возобновления алкоголизации и наркотизации необязательно давление окружения. Изменение перечисленных факторов не всегда во власти врача, во многом, изменение микросоциальной среды, коррекция поведения и установок личности - задача социального контроля и совместных усилий государственных и общественных структур, занимающихся противодействием злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, формированием анти наркотической культуры личности. Собственно медицинские усилия позволяют добиться воздержания от алкоголя и наркотиков только у 5 - 7% лиц, получающих специализированную наркологическую помощь. Вопросы социально-трудовой реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, имеющих алкогольную или наркотическую зависимость, вне компетенции органов и учреждений здравоохранения, равно как и анализ взаимосвязей несовершеннолетней преступности и алкогольной и наркотической зависимости.*(11)
Как известно, существующую ситуацию межведомственной нескоординированности не планируется изменить не только в настоящее время, но в перспективе. Системным анализом взаимосвязей несовершеннолетней преступности и алкогольной и наркотической зависимости, возможным в условиях всеобъемлющей системы правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом (ювенальной юстиции), исполнительная власть заниматься не планирует. Об этом свидетельствует обращение Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву члена Общественной палаты Российской Федерации О.В. Зыкова: "9 июня 2010 г. Вы подписали "Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.", где в пункте 11 справедливо указано, что "объектами антинаркотической деятельности являются ... в первую очередь дети..., особенно входящие в группы риска...". Поэтому было естественно и оправдано упоминание необходимости развития механизмов ювенальной юстиции в проекте данного документа, к тому же это в полной мере соответствовало "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.". Изъятие этой позиции из конечного текста Стратегии я могу отнести только к недальновидности ее авторов. Из полученного в мой адрес письма следует весьма нелогичное объяснение, что ювенальную юстицию в Стратегии не надо упоминать, поскольку она не развита".*(12)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р) устанавливает ориентиры социальной политики:
- укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;
- повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;
- полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;
- формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе:
- интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества,
- внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;
- формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы,
- развитие механизмов ювенальной юстиции;
- формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия,
- создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы,
- реабилитационное насыщение приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия,
- реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур;
- обеспечение гуманизации пенитенциарной системы, включая обеспечение эффективной образовательной и воспитательной работы в системе исполнения наказаний*(13).
Таблица 13
Доля
несовершеннолетних осужденных в общем количестве осужденных
в Российской Федерации
|
Число лиц, совершивших преступление |
Из них: число несовершеннолетних, совершивших преступление |
2006 |
1 360 860 |
148 595 (11%) |
2007 |
1 317 582 |
131 965 (10%) |
2008 |
1 256 199 |
107 890 (8,6%) |
2009 |
1 219 789 |
85 452 (7%) |
Январь - май 2010 |
486 030 |
31 330 (6,5%) |
Согласно приведенным в таблице данным*(14) количество несовершеннолетних, совершающих преступления имеет тенденцию к снижению, которую можно было бы рассматривать как результат успешной работы в сфере профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних. Однако, это не совсем так. Не следует забывать, что снижение удельного веса несовершеннолетних в общем числе лиц совершивших преступления в 2007 - 2009 годах связано еще и с демографическими проблемами. Что и подтверждается следующими данными:*(15)
Таблица 14*(16)
Несовершеннолетние осужденные
в Российской Федерации (категории по возрасту)
Годы |
Общая численность населения |
Из них несовершеннолетних всего |
Число несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет |
Число несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), совершивших преступления |
2006 |
142 753 551 |
27 938 969 |
8 531 798 |
148 595 (1,7%) |
2007 |
142 220 968 |
27 014 362 |
7 804 799 |
131 965 (1,7%) |
2008 |
142 008 838 |
26 408 933 |
7 031 160 |
107 890 (1,5%) |
2009 |
141 903 979 |
19 169 661 |
6 415 057 |
85 452 (1,3%) |
Из приведенной таблицы видно, что снижение числа несовершеннолетних, совершивших преступление, идет практически пропорционально снижению общей численности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Все это означает, что в условиях нынешней весьма сложной демографической ситуации в России государство должно максимально сконцентрировать свои усилия на профилактической работе и постараться сформировать такое молодое поколение, которое, несмотря на свою малочисленность, все же смогло бы в будущем обеспечить соответствующий мировым стандартам уровень цивилизованного развития своей страны.
Для успешного решения этой задачи уже сегодня (а вернее надо было еще вчера) начинать проводить самую широкую, комплексную, разноплановую профилактическую работу с несовершеннолетними, начиная с момента рождения и до достижения 18 лет.*(17)
И вестись такая работа должна одновременно на 4 уровнях.
1. Общая профилактика, включающая в себя: 1) систематический и постоянный мониторинг*(18) состояния здоровья несовершеннолетних (от рождения и до 18 лет), условий их жизни, уровня образования и развития; 2) выработка и принятие необходимых мер по организации и проведению профилактической работы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Нахождение большинства российских семей в сложном материальном положении (в результате произошедшего несправедливого изменения социально-экономического уклада жизни) и утрата традиционных духовно-нравственных ценностей и жизненных ориентиров наших граждан делают необходимым:
- принимать меры к сокращению численности малоимущего населения*(19) (в состав которого чаще всего входят многодетные семьи и неполные семьи (с одним родителем), оказывать таким семьям всевозможную адресную поддержку и помощь в воспитании детей, а также сокращать разрыв между сверхдоходами одних и нищенским, бедственным положением других;
- создать на территории всех субъектов РФ и всех муниципальных образований центры помощи семье, укомплектовав их соответствующими специалистами с привлечением к их деятельности представителей религиозных и иных общественных организаций;
- проводить широкую и постоянную культурно-просветительскую работу, пропаганду духовно-нравственных ценностей и традиций российского народа, здорового образа жизни, толерантности, стремления к единению и справедливости (а не насилия, жестокости, алчности, самоутверждения любым способом и т.п.);
- обеспечить всех многодетных, малоимущих семей и семей с одним родителем бесплатными местами в дошкольных детских учреждениях, а также возможность получения бесплатного среднего (в том числе и профессионального) образования детьми из таких семей;
- развивать сеть доступных спортивно-оздоровительных учреждений для всех категорий детей, особенно, из малообеспеченных семей и инвалидов и регулярно проводить для широкого круга несовершеннолетних различные спортивные мероприятия и соревнования;
- как можно больше, создавать доступных для всех категорий детей (в том числе и из малоимущих семей) культурно-досуговых учреждений, кружков и т.п., с помощью которых можно было бы стимулировать и поощрять стремление детей к различной творческой и научно-познавательной деятельности, отбирать и всячески поддерживать молодые таланты;
- продолжать развивать различные специализированные образовательные учреждения (духовно-просветительские центры, кадетские, казачьи корпуса и т.п.), формирующие из подростков сильных, самостоятельных, патриотично мыслящих граждан с высокими жизненными ценностями;
- принимать меры по обеспечению занятости детей и подростков в каникулярное время путем повсеместного создания центров их дневного пребывания с различными развивающими программами, мероприятиями, акциями, походами, поездками и т.п. (на базе школ, техникумов, лицеев, оздоровительных лагерей), а подростков обеспечивать трудовой занятостью на это время и возможностью зарабатывать средства на собственные нужды (в первую очередь, детей из малоимущих семей);
- выработать механизм и задействовать широкие слои общественности в воспитательной работе с подрастающим поколением и молодежью;
- в соответствии с федеральным законодательством вводить региональными законами субъектов РФ ограничения на нахождение несовершеннолетних в определенных местах, запрет на продажу им спиртных напитков и сигарет, усилить ответственность родителей и лиц, их заменяющих за ненадлежащий надзор за детьми*(20);
Для реализации мер общей профилактики необходимо следующее.
1. Реформировать работу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, принять на федеральном уровне Закон о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Предусмотреть выполнение КДН следующих функций:
- проведение постоянного мониторинга положения дел с обеспечением здоровья несовершеннолетних, условиями их жизни, воспитания, физического и интеллектуального развития с целью защиты их прав и законных интересов;
- проверку условий жизни и воспитания, физического и психического состоянии во всех выявленных случаях отклоняющегося поведения (самовольные уходы из дома, бродяжничество, попрошайничество, уклонение от учебы в школе), совершения правонарушения и преступления,
- составление программы индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего и согласованного с семьей плана ведения "случая" (устранения причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений и преступлений, отклоняющегося поведения) и осуществление контроля за выполнением родителями или лицами, их заменяющими своих обязанностей;
- осуществления контроля за исполнением несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия и иных социально-реабилитационных мер;
- оказания помощи и содействия несовершеннолетним в восстановлении в учебе, в трудоустройстве, в лечении, в налаживании нормальных отношений в семье или устройство в семью в случае утраты родительского попечения, в решении жилищных и иных социальных проблем несовершеннолетних и их семей;
- обращения в соответствующие органы федеральной, региональной и муниципальной власти для принятия ими необходимых мер по исправлению сложившейся неблагоприятной ситуации в сфере профилактики преступности среди несовершеннолетних или с целью оказания ими адресной необходимой помощи несовершеннолетним и их семьям;
- координации деятельности всех органов профилактики.
2. Организовать работу органов профилактики и нормативную (законодательную) базу их деятельности так, чтобы:
1) С момента рождения органами здравоохранения ребенок ставился на учет и находился под их постоянным наблюдением до достижения 18 возраста. Участковых педиатров и родителей (лиц их заменяющих) необходимо обязать осуществлять периодическое (соответственно возрасту) медицинское обследование детей с целью определения состояния их здоровья и уровня физического и интеллектуального развития. На основании результатов обследования органы здравоохранения должны давать родителям или лицам их заменяющих рекомендации, а также оказывать помощь и содействие в лечении или корректировке отклонений в развитии ребенка. В случае неисполнения родителями или лицами их заменяющими указанной обязанности органы здравоохранения обязаны сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства, которая обязана установить причины такого поведения родителей (лиц их заменяющих) и принять предусмотренные законом меры по защите прав ребенка.
2) Органами образования осуществлялся мониторинг за процессом обучения ребенка, его успеваемостью и уровнем общего развития. В случае возникновения каких-либо проблем с посещением занятий, успеваемостью, усвоением учебного материала, отставанием в развитии органы образования должны давать родителям или лицам их заменяющих рекомендации, а также оказывать помощь и содействие в корректировке процесса обучения ребенка (организации дополнительных занятий, переводе в другое учебное учреждение и т.п.). Если указанные проблемы в процессе обучения несовершеннолетнего возникли по причине ненадлежащего исполнения родителями (лицами их заменяющими) своих обязанностей или в силу трудных материальных или иных неблагоприятных обстоятельств сложившихся в семье, данные органы обязаны сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия необходимых мер по исправлению сложившейся ситуации.
3) Контроль за условиями жизни и воспитания детей в семье осуществлялся комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании информации предоставляемой органами профилактики, правоохранительными органами и прокуратурой, органами местного самоуправления, общественными организациями или гражданами. В случае поступления информации о несоблюдении надлежащих условий жизни и воспитания детей в семье или в соответствующем государственном (муниципальном) учреждении для детей оставшихся без попечения родителей, КДН должна непосредственно устанавливать причины трудной жизненной ситуации ребенка и принимать меры по их устранению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, руководствуясь принципами, перечисленными в п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Как координирующий орган комиссия по делам несовершеннолетних должна обобщать всю информацию о деятельности всех органов профилактики, анализировать ее и направлять предложения в законодательные и исполнительные органы федеральной, региональной и муниципальной власти по всем возникающим проблемам соблюдения прав детей и семьи. Соответствующие органы законодательных и представительных органов федеральной, региональной и муниципальной власти, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ на основе предоставленной им информации совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав должны ставить вопрос перед законодательными (представительными) и исполнительными органами федеральной, региональной и муниципальной власти о принятии необходимых мер по корректировке профилактической деятельности и выделении для этого соответствующих средств. Органы федеральной, региональной и муниципальной власти должны оперативно и заинтересованно реагировать на запросы и предложения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и уполномоченных по правам ребенка о принятии вышеперечисленных мер общей профилактики и выделении для этого необходимых ресурсов и средств. Должно быть обеспечено приоритетное целевое финансирование деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних, которое следует рассматривать как долгосрочные инвестиции в безопасность общества.
2. Ранняя профилактика должна проводиться среди несовершеннолетних всех возрастов, находящихся в трудной или опасной жизненной ситуации, в конфликте с законом. Состоять она должна в том, чтобы: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с другими органами профилактики своевременно выявляли, ставили на учет и осуществляли постоянный контроль за детьми, находящимися в опасной жизненной ситуации или в конфликте с законом, и оказывали при помощи и поддержке местных (муниципальных), региональных и федеральных органов власти социально-реабилитационную помощь таким детям и их семьям.
Необходимо создание системы мониторинга деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, разработать показатели (статистическую отчетность), сопоставимую у разных ведомств, и контрольные цифры для оценки осуществления деятельности в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности. Такой мониторинг должен быть в ведении комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ранняя профилактика, то есть, по сути дела, индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних лиц, находящихся в конфликте с законом ( еще не совершивших преступление, а совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, административное правонарушение) должна осуществляться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Данная служба должна собрать все необходимые сведения об условиях жизни, воспитания, уровне физического, психического и умственного развития и иных особенностях личности несовершеннолетнего (провести социально-психологическое обследование несовершеннолетнего и разработать рекомендации по коррекции поведения);*(21) составить индивидуальную программу его реабилитации и выдать необходимые предписания органам профилактики для ее реализации, обратиться к соответствующим органам власти для оказания содействия и помощи в налаживании нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и его семьи.
Социально-реабилитационные меры должны применяться превентивно комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних*(22) ко всем несовершеннолетним: 1) проживающим в социально неблагополучных семьях; 2) совершившим правонарушение или общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность (в том числе содержащихся в ЦВСНП органов внутренних дел и специальных учебно-воспитательных учреждениях органов управления образованием); 3) совершившим правонарушение, повлекшее применение мер административного взыскания. Таких несовершеннолетних десятки тысяч по России, есть они и в Ростовской области (см. таблицу).
Таблица 15
Характеристика
несовершеннолетних правонарушителей в Российской Федерации
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1 полугодие 2010 года |
Количество доставленных несовершеннолетних в ОВД за совершение правонарушений в отчётном периоде |
22294 |
18335 |
18622 |
16505 |
8164 |
До 14 лет |
4808 |
3872 |
4260 |
3503 |
1950 |
14 - 15 лет |
7538 |
6008 |
5289 |
4709 |
2700 |
16 - 17 лет |
9948 |
8455 |
9073 |
8293 |
3514 |
Не имеющих образования |
517 |
475 |
336 |
486 |
260 |
Воспитывающихся в неполной семье |
8210 |
5982 |
5553 |
6877 |
3126 |
Не имеющих родителей |
817 |
5982 |
464 |
735 |
306 |
Не имеющих опекунов, попечителей |
317 |
508 |
101 |
147 |
51 |
Совершившие правонарушения, повлекшие применение меры административного взыскания |
8879 |
2764 |
1517 |
1183 |
1066 |
Совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. |
1417 |
6385 |
1302 |
1138 |
480 |
За употребление спиртных напитков |
5504 |
6385 |
7163 |
7336 |
3099 |
За употребление наркотических средств, психотропных либо одурманивающих веществ |
236 |
354 |
503 |
128 |
54 |
Постепенное снижение количественных показателей о несовершеннолетних правонарушителях в Ростовской области напрямую с усилением проводимой профилактической работы и ее системностью, которая является важным фактором снижения числа преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Прежде всего, благодаря законодательному обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области.
Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области определены в соответствии с Законом Ростовской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области" от 26 декабря 2005 г. N 425-ЗС.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
- обеспечивают осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение;
- разрабатывают и вносят в государственные органы и органы местного самоуправления предложения по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
- в соответствии с установленным органами местного самоуправления порядком дают экспертную оценку последствий решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации муниципального объекта социальной инфраструктуры для несовершеннолетних, являющегося муниципальной собственностью, для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания и социальной реабилитации.
- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии выполняют функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ)
- осуществляют контроль исполнения назначенных несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, переданным судом под надзор комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
- в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, обращаются в суд с представлением о ее отмене и о направлении материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности
- ходатайствуют перед судом о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, освобождения несовершеннолетнего от наказания и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, назначения несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы;
- в случаях и порядке, установленном Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", рассматривают вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия либо ходатайствуют перед судом о помещении указанного несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
- по поручению уполномоченного государственного органа, органа местного самоуправления или на основании решения суда разрабатывают индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего, включающую в себя оценку (экспертизу) состояния несовершеннолетнего, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья несовершеннолетнего, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации несовершеннолетнего, которые комиссиями осуществляются самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями;
- своим постановлением поручают проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
- оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействуют в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Таблица 16
Характеристика несовершеннолетних в Ростовской области
Годы |
Число н/л, в отношении которых рассмотрены материалы в КДН |
Из них н/л возвращенных в учебные заведения или трудоустроенных н/л |
Оказана помощь н/л в бытовом устройстве |
Предложено пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании (н/л) |
2006 - 2007 |
12942 |
3349 |
66 |
718 |
2008 |
5353 |
1037 |
255 |
295 |
2009 |
3779 |
249 |
259 |
250 |
1 полугодие 2010 г. |
|
|
|
|
Таблица 17
Сведения
о семьях несовершеннолетних правонарушителей
в Ростовской области
Годы |
Количество семей, находящихся в социально опасном положении |
Количество находящихся в таких семьях детей |
Оказана помощь родителям в лечении от алкоголизма и наркомании |
Приняты меры по социальной реабилитации семьи (оказана материальная помощь, направлено в центры помощи семье и детям и другие виды помощи) |
2006 - 2007 |
4119 |
7246 |
12 |
3982 |
2008 |
3771 |
6537 |
220 |
2479 |
2009 |
3773 |
6917 |
248 |
2346 |
1 полугодие 2010 г.*(23) |
|
|
|
|
Особого подхода требует профилактическая работа с такими категориями несовершеннолетних как безнадзорные и беспризорные дети и дети, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством (ушедших из семьи или самовольно убежавших из специальных детских учреждений). Выступая на заседании общественного совета при МВД России в 2007 году, Р. Нургалиев сообщил, что "сегодня отмечается устойчивая тенденция роста числа детей, оставшихся без попечения родителей, которых сегодня только, по официальным данным, более 730 тысяч".*(24)
В Ростовской области детей оставшихся без попечения родителей было: в 2006 году - 3353, в 2007 году - 2937, в 2008 году - 2942, в 2009 году - 2863.*(25)
Из вышеприведенных данных видно, что необходимо налаживать более эффективную работу по выявлению безнадзорных и беспризорных детей и детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, после чего проводить с ними социально-реабилитационные мероприятия. При этом основной упор должен делаться на принятие мер по их комплексному лечению от различного рода заболеваний (венерические, алкогольная, наркотическая зависимость, гепатит, туберкулез и т.п.) и проведению психологической коррекции сознания и духовно-нравственной сферы. Находясь на самой нижней ступени социального положения, эти дети легко приобщаются к порочному (криминальному) образу жизни, и, стремясь уйти от реальности, начинают принимать всевозможные доступные им психоактивные вещества.*(26) В целом по России согласно только официальной статистике "за последние пять лет число выявленных алкоголиков среди 15 - 17-летних мальчишек выросло на 28 процентов. На 22 процента увеличилась армия юных наркоманов".*(27)
На втором этапе ресоциализации таких детей (в реабилитационных центрах и иных подобных учреждениях) должны приниматься меры по восстановлению соответствующего уровня образовательного, умственного и физического развития и возвращению их в свою семью, либо по устройстве в семью в случае утраты родительского попечения (например, передачу под опеку или попечительство родственников или иных лиц). Решение данного вопроса должно зависеть от причин, по которым они оказались в таком положении, и возраста несовершеннолетних.
Основными причинами ухода детей из семьи являются: жестокое обращение с ними (применение насилия), иные невыносимые условия жизни в виду асоциального образа жизни родителей; конфликт с родителями и непонимание с их стороны, безразличное, равнодушное к ним отношение, ощущение "ненужности"; банальная педагогическая запущенность, выражающаяся в желании вести "вольную", необремененную необходимостью учиться или иными обязанностями жизнь.*(28)
Аналогичным образом следует решать вопрос и о ресоциализации детей, самовольно убегающих из детских интернатных учреждений, специальных школ, специальных училищ закрытого типа. Уход несовершеннолетних из детских интернатных учреждений, специальных школ, специальных училищ закрытого типа зачастую обусловлен тем, что там не обеспечиваются надлежащие условия содержания детей, несовершеннолетние нередко подвергаются жестокому обращению, как со стороны старших товарищей, так и со стороны воспитателей, господствует атмосфера "казенного", безразличного к ним отношения. Находящиеся в таких учреждениях молодые люди совершенно не приспособлены к самостоятельной жизни в обществе, легко поддаются влиянию криминального мира и в итоге они в массовом порядке пополняют его ряды. Сегодня уже очевидно, что унаследованная современной Россией еще советская система воспитания в детдомах, интернатах и тому подобных учреждениях в нынешних условиях не оправдывает себя. Данная система вкупе с социальной неустроенностью многих современных российских семей привела к тому, что "ежегодно органами внутренних дел Российской Федерации разыскивается в среднем более 50 тысячи детей, ушедших из семей, школ-интернатов, детских домов, а также социальных учреждений, специальных школ и училищ закрытого типа".*(29)
Не случайно сейчас в России активно идет передача трудных детей, находящихся в социально опасной ситуации, из детских сиротских учреждений на воспитание в приемные семьи, семейные детдома, семейные общины, центры православного воспитания и т.п., что подтверждается приведенными в нижеследующей таблице данными.
Таблица 18
Семейное устройство
детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской
Федерации в 2008 году*(30)
Численность детей, состоящих на учете в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2008 г. |
Численность детей, переданных под опеку (попечительство) |
Численность детей, переданных в приемную семью |
Численность детей, переданных на другие формы семейного устройства |
Численность детей, усыновленных гражданами РФ |
Численность детей, усыновленных иностранными гражданами |
Всего устроено на воспитание в семьи |
154333 |
75933 |
21388 |
3257 |
9045 |
4125 |
113748 |
Семейное воспитание ценно тем, что оно прививает детям навыки взаимной заботы, взаимопомощи, трудолюбия, толерантности, ответственности за себя и за близких людей. Семья является наиболее благоприятной, комфортной средой жизни и воспитания детей. Не случайно, в результате проведенного в Москве социологического исследования "детей улиц" "несмотря на неоднозначность в оценках своей семьи, 92% опрошенных детей отметили в интервью, что они хотят вернуться домой".*(31) Нашему государству необходимо строить свою профилактическую работу так, чтобы либо стараться обеспечить сохранение родной биологической семьи несовершеннолетних, находящихся в опасной жизненной ситуации, либо передавать их на воспитание в приемные семьи. Причем, первое должно стать приоритетным! Не следует искусственно и необоснованно разрушать семьи и разрывать родственные узы, множить социальное сиротство, поскольку в будущем это может привести к непредсказуемым социальным последствиям. В первую очередь, всегда надо пытаться сохранить и наладить нормальные отношения в той семье и с теми людьми, которые ему дороги, путем оказания ей материальной, психологической и иной социальной помощи, особенно, если речь идет о неполной семье.
Практика деятельности судов Ростовской области, использующих ювенальные технологии, показывает, что в определенных случаях это не так уж и сложно сделать. Так, например, по одному из уголовных дел в отношении несовершеннолетнего Ш., совершившего кражу продуктов из магазина судом было установлено, что подросток воспитывается в неполной семье. Мать, подрабатывая по найму, получает 5600 рублей в месяц, в результате чего Ш. оказался в трудной жизненной ситуации (не ходит в школу из-за отсутствия приличной одежды, нуждается в лечении). В этой связи судья обратился в Управление социальной защиты г. Таганрога с письмом в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" N 124-ФЗ от 24.07.1998 г. о необходимости оказания социальной помощи семье данного подростка. В течение месяца этой службой были приняты следующие меры: назначена семье материальная помощь из средств областного и городского бюджета; оказано содействие в оформлении субсидии на жилищно-коммунальные услуги; семья поставлена на профилактический учет и намечен план реабилитационных мероприятий.*(32)
В результате, несовершеннолетний Ш. стал регулярно посещать школу, прошел курс лечения, стал на путь исправления, в правонарушающем поведении замечен не был.
Закрепленный в части 2 статьи 2 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней должен строго соблюдаться.
При определении дальнейшей судьбы несовершеннолетних должен учитываться и их возраст. Устройство в семью подростков, достигших 16 и 17-летнего возраста, может оказаться и нецелесообразным. Таким лицам следует оказывать помощь и содействие в трудоустройстве, в учебе (получении профессии), в решении жилищных, материальных и иных социальных проблем, то есть содействие и помощь в налаживании самостоятельной жизни (под надзором или попечительством соответствующих органов или лиц). Согласно данным аналитических материалов о положении детей Санкт-Петербурга в 2008 году 61% лиц, доставленных в ЦВСНП, были молодые люди 15, 16, 17 лет.*(33)
3. Профилактическая работа с несовершеннолетними уже совершившими преступление должна начинаться с момента появления в деле несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого еще в ходе производства предварительного расследования и проходить в два этапа.
На первом этапе следователь либо дознаватель в силу требований статьи 421 УПК РФ обязаны устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности, влияние на него взрослых лиц. При помощи специалистов органов и служб системы профилактики должно проводиться социально-психологическое обследование, организованное комиссии ей по делам несовершеннолетних и защите их прав, составляться карта социального сопровождения несовершеннолетнего и психологическая характеристика на него, на основании чего вырабатывались бы и применялись (в необходимых случаях по решению суда) соответствующие меры социально-реабилитационного воздействия в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и меры социальной помощи его семье. Аналогично тому, как это уже и делают сейчас в Ростовской области суды, применяющие в своей деятельности ювенальные технологии*(34). Судьями, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних и их помощниками с функциями социального работника, оказывается помощь несовершеннолетним в восстановлении на учебе, в трудоустройстве, психологическая помощь, несовершеннолетние направляются к наркологу для прохождения курса лечения от алкогольной или наркотической зависимости, принимаются меры к восстановлению и налаживанию нормальных отношений в семье, по инициативе суда принимаются меры к оказанию помощи и поддержки (в том числе и материальной) семье соответствующими социальными службами и местными органами власти. Так, 15 судами Ростовской области,*(35) применяющими ювенальные технологии, было:
Таблица 19
Данные
о работе 15 судов общей юрисдикции Ростовской области, внедряющих
ювенальные технологии по делам о преступлениях
несовершеннолетних
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1-е полугодие 2010 г. |
Всего рассмотрено н/л лиц |
1169 |
1011 |
976 |
810 |
806 |
Оказана помощь в их трудоустройстве |
10 |
92 |
93 |
104 |
116 |
Оказана психологическая помощь н/л |
215 |
351 |
219 |
260 |
268 |
Направлено н/л к наркологу |
32 |
50 |
41 |
36 |
40 |
Восстановлено на учебе н/л |
108 |
105 |
110 |
134 |
141 |
Оказана помощь семье социальными службами по инициативе суда |
132 |
107 |
146 |
157 |
148 |
Налажены отношения в семье |
133 |
167 |
128 |
144 |
118 |
В результате в последние годы в Ростовской области число совершивших преступление и осужденных несовершеннолетних, к которым ранее применялись принудительные меры воспитательного воздействия, является довольно незначительным.*(36)
Таблица 20
Несовершеннолетние
осужденные, к которым ранее применялись принудительные меры
воспитательного воздействия в Ростовской области
Годы |
Всего осуждено н/л |
Из них число несовершеннолетних, к которым применялись принудительные меры воспитательного воздействия |
2006 |
1906 |
23 (1,3%) |
2007 |
1847 |
22 (1,2%) |
2008 |
1895 |
19 (1%) |
2009 |
1380 |
26 (2%) |
1 полугодие 2010 г.*(37) |
|
|
Развитие ювенальных технологий в Ростовской области и в целом по России дает ощутимые положительные результаты, о чем и свидетельствуют следующие показатели*(38):
Таблица 21
Несовершеннолетние
осужденные, к которым ранее применялись принудительные
меры воспитательного воздействия в РФ
Годы |
Всего осуждено н/л |
Из них число несовершеннолетних, к которым применялись принудительные меры воспитательного воздействия |
2006 |
82218 |
1160 (1,4%) |
2007 |
84124 |
1216 (1,5%) |
2008 |
73311 |
1096 (1,5%) |
2009 |
56406 |
917 (1,6%) |
1-е полугодие 2010 г. |
|
|
Относительно небольшим является и число тех осужденных несовершеннолетних, которые ранее направлялись в специальные учебно-воспитательные учреждения, либо состояли на учете в специальном государственном органе, что также подтверждает положительный, в целом, результат профилактической работы в этих органах.*(39)
Таблица 22
Несовершеннолетние
осужденные, ранее направлявшиеся в СУВУЗТ либо состоявшие
на профилактическом учете в Российской Федерации
Годы |
Всего осуждено н/л |
Из них число несовершеннолетних, ранее направлявшихся в специальные учебно-воспитательные учреждения, либо состоявшие на учете в специальном государственном органе |
2006 |
82218 |
12613 (15,3%) |
2007 |
84124 |
14983 (18%) |
2008 |
73311 |
12517 (17%) |
2009 |
56406 |
9119 (16%) |
1-е полугодие 2010 г.*(40) |
|
|
Практика деятельности судов Ростовской области, использующих ювенальные технологии, показывает также, что большим профилактическим потенциалом обладают еще и такие воспитательно-реабилитационные меры как привлечение несовершеннолетних к выполнению общественно полезных работ; прохождение несовершеннолетними курса коррекционно-психологического воздействия; посещение ими определенных творческих кружков по интересам или спортивных секций; участие несовершеннолетних в каких-либо экологических либо благотворительных акциях. Следует согласиться и с предложением С.А. Боровикова о применении такой меры профилактического воздействия как "передача несовершеннолетнего под надзор трудового (педагогического) коллектива государственного или муниципального учреждения органа управления образованием".*(41)
Для ресоциализации и исправления несовершеннолетних, совершивших преступление, но не лишенных свободы было бы разумным и оправданным привлекать добровольных общественных воспитателей, в качестве которых могли бы выступать как отдельные законопослушные и заслуживающие доверие граждане, так и различные общественные и иные государственные и негосударственные организации. Уже подзабытые советские институты передачи на поруки и шефство над трудными подростками вполне могли бы не менее успешно, чем тогда применяться и сейчас. Необходимо активно задействовать в профилактической работе большой воспитательный потенциал и силу личного авторитета успешных, сильных, законопослушных граждан и соответствующих общественных, государственных и негосударственных организаций, способных оказать огромное позитивное влияние на дальнейшую судьбу и жизнь трудного подростка.
Все эти социально-реабилитационные профилактические меры могут и должны применяться еще в ходе производства расследования по уголовному делу. В этом случае, и подросток не находился бы длительное время (до окончания расследования) в состоянии негативно на него воздействующей неопределенной "криминальной" ситуации, и следователь либо дознаватель более обоснованно могли бы решать вопрос о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении принудительной меры воспитательного воздействия.
На втором этапе профилактической работы с совершившим преступление несовершеннолетним, после поступления материалов дела в суд, последний на основании результатов уже проделанной социально-реабилитационной работы имел бы возможность более основательно и оперативно решать вопрос либо о прекращении уголовного дела в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, либо об осуществлении корректировки социально-реабилитационных мер и прекращении уголовного дела в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, либо о проведении судебного разбирательства и решении вопроса об уголовной ответственности с учетом результатов применения социально-реабилитационных мер к данному несовершеннолетнему лицу.
Принимая решение о судьбе несовершеннолетнего, суд должен поручить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ разработать индивидуальную реабилитационную программу и выдать соответствующие предписания по ее реализации, а обеспечить контроль за ее исполнением.
Социально-реабилитационные меры воздействия надлежит применять и к тем несовершеннолетним, которые были приговорены судом к наказанию, не связанному с лишением свободы. По учетам уголовно-исполнительных инспекций ежегодно проходят около 60 тысяч несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.*(42) В этих случаях суду помимо постановления приговора следует определить, какие меры реабилитационно-воспитательного характера должны быть применены к осужденному несовершеннолетнему, и выдать соответствующие предписания органам профилактики, в том числе, органам исполняющим наказание несовершеннолетних, об их реализации. Контроль же за выполнением реабилитационной программы органами профилактики в отношении осужденных несовершеннолетних должна осуществлять комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При проведении профилактической работы с подростками, совершившими преступления, следует учитывать и тот факт, что согласно статистическим данным и Госкомстата РФ и МВД РФ*(43) основным побудительным мотивом совершения преступлений несовершеннолетними является корыстный мотив.
Таблица 23
Число
осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем
возрасте, человек,*(44)
Российская Федерация, всего |
Значение показателя за год |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Всего |
82218 |
84125 |
73333 |
56381 |
|
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью |
3296 |
2797 |
2322 |
1973 |
|
Разбой |
4873 |
4463 |
3371 |
2521 |
|
Грабеж |
18417 |
16856 |
13890 |
10845 |
|
Кража |
35196 |
38413 |
34090 |
24965 |
|
Мошенничество |
1746 |
2012 |
1467 |
1032 |
|
Присвоение или растрата |
|
|
122 |
88 |
|
Хулиганство |
444 |
296 |
262 |
177 |
|
Незаконные действия и нарушения Правил обращения с наркотическими веществами и психотропными средствами |
2623 |
3008 |
25999 |
2535 |
|
Изнасилование |
1102 |
1003 |
748 |
565 |
|
Убийство |
1332 |
1127 |
871 |
679 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют, что свыше двух третей (2006 год - 73,3%, 2007 год - 73,4%, 2008 год - 72%, 2009 год - 65,5%) совершаемых подростками преступлений - это преступления экономических направленности, причем почти половина из этих преступлений - разбой и грабеж.
Кроме этого, следует обратить внимание и на то, что половина совершаемых несовершеннолетними России преступлений являются тяжкими и особо тяжкими.*(45)
Таблица 24
Категории
совершенных несовершеннолетними преступлений
в Российской Федерации
Годы |
Всего осужденных н/л |
Из них число н/л, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления |
2006 |
82218 |
48923 (60%) |
2007 |
84124 |
44697 (53%) |
2008 |
73311 |
36242 (49,4%) |
2009 |
56406 |
28362 (50%) |
1 полугодие 2010 г.*(46) |
|
|
Такой ярко выраженный корыстный и жесткий характер преступности несовершеннолетних является проявлением их протеста против слишком большого социального неравенства и расслоения, нарушения принципа социальной справедливости, в результате чего они по тем или иным причинам оказались не удел (ненужными, брошенными) в своей собственной стране и семье. Данные обстоятельство необходимо иметь в виду и учитывать на всех этапах профилактической работы со всеми несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. К таким детям следует, прежде всего, проявлять больше внимания, сочувствия, соучастия в их судьбе, оказывать им всевозможную помощь в становлении в качестве самостоятельных, ответственных, деятельных (в хорошем смысле этого слова), законопослушных членов общества. При этом, не в коем случае профилактическая работа не должна сводиться к формированию "иждивенцев", паразитирующих на желании государства и общества им помочь.
4. Профилактическая работа с несовершеннолетними, отбывшими наказание по приговору суда, либо с совершеннолетними молодыми людьми, совершившими преступление в несовершеннолетнем возрасте и отбывшими наказание по приговору суда.
По словам сотрудников ФСИН*(47) многие из попадающих в их учреждения несовершеннолетних совершили тяжкое или особо тяжкое преступление и относятся к категории наиболее "запущенных" подростков, которые зачастую не умеют читать, писать, считать, не имеют представления о нормальных человеческих взаимоотношениях и нормах поведения, никогда не жили в нормальных человеческих условиях. Уровень их интеллектуального, психического и физического развития существенно ниже их биологического возраста и имеет резко негативную социальную направленность. До совершения преступления они, как правило, были предоставлены сами себе или находились под влиянием взрослых криминальных элементов, вели асоциальный образ жизни, нигде не учились и не работали, злоупотребляли спиртными напитками или наркотическими веществами. Свидетельством тому являются следующие цифры:*(48)
Таблица 25
Социальная характеристика
несовершеннолетних осужденных в Российской Федерации
Годы |
Всего осужденных н/л |
Из них воспитывались вне семьи |
Не учились и не работали |
Совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения |
Совершили преступление в состоянии наркотического опьянения |
2006 |
82218 |
9556 |
29442 |
21563 |
391 |
2007 |
84124 |
10740 |
27841 |
19382 |
419 |
2008 |
73311 |
9230 |
22926 |
15568 |
336 |
2009 |
56406 |
6918 |
16936 |
11661 |
235 |
1-е полугодие 2010 г.*(49) |
|
|
|
|
|
В отношении таких лиц профилактика должна начинаться еще с момента их поступления в соответствующее учреждение ФСИН и продолжаться, в течение определенного времени, и после отбытия ими наказания и освобождения. Причем, такая профилактика может быть успешной только, если будут выполняться как минимум 4 условия.
Во-первых, с данными лицами в течение всего времени их пребывания в соответствующем учреждении ФСИН должны целенаправленно и персонально работать психологи и/или представители традиционных религиозных конфессий в плане серьезного изменения их ценностно-мировоззренческих убеждений и ориентаций. Исправление низкого уровня образования и культурного развития, серьезных душевных травм и психологических проблем, резко негативного отношения к социально-положительному образу жизни, неприятия общепринятых нравственных норм поведения потребует проведения длительной, сложной, кропотливой и тонкой психологической работы. По данным ГУФСИН России по Ростовской области:
Таблица 26
Характеристика
осужденных несовершеннолетних в Ростовской области
Годы |
Списочная численность осужденных н/л, находящихся в воспитательных колониях |
Число осужденных н/л, имеющих психические отклонения |
Число осужденных н/л, склонных к групповым эксцессам и совершению побега |
2006 |
245 |
9 |
26 |
2007 |
232 |
32 |
22 |
2008 |
207 |
10 |
19 |
2009 |
169 |
13 |
18 |
2010 |
145 |
9 |
1 |
1 полугодие 2010 г.*(50) |
|
|
|
Во-вторых, находясь в соответствующем учебно-воспитательном учреждении эти лица должны получить общее среднее образование и общекультурные знания и навыки, необходимые им для нормальной жизни в обществе. Более того, следует стимулировать, развивать и направлять в позитивное русло их творческие способности. По мнению специалистов-психологов, "интеллект, определенный обычными способами, у юных правонарушителей обычно ниже среднего. В то же время при решении практических жизненных задач в среде подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость. Поэтому суждение об интеллекте "трудного" подростка, основанное только на средних показателях, без учета их специфической жизненной ситуации и интересов, может оказаться ошибочным".*(51)
В-третьих, освобождаясь из соответствующего учебно-воспитательного учреждения эти лица должны иметь востребованную на рынке труда профессию и заинтересованность, стремление к самостоятельному и правомерному "зарабатыванию" средств на благополучную жизнь в обществе.
В-четвертых, освобождение из учреждения данных лиц должно сопровождаться предложениями и помощью со стороны соответствующих региональных и местных служб в трудоустройстве, в выборе места жительства, в решении других социальных вопросов и проблем. У таких несовершеннолетних должна быть надежда и реальная возможность более или менее благополучно обустроить свою жизнь вне стен колонии, возможность начать трудиться и жить в качестве нормальных членов общества.
На сегодняшний день в России нет органа, который бы оказывал постпенитенциарную помощь несовершеннолетним, возвращающимся из колонии и осуществлял бы контроль за их поведением. Представляется, что таким органом могла бы стать служба пробации.
"Выпадает" важнейшее звено предупредительной работы с ранее судимыми несовершеннолетними по исключению рецидива.
Приказом Министерства юстиции РФ от 13.01.2006 г. N 2 утверждена Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (в ред. Приказа Минюста РФ от 8.09.2006 г. N 290).
Согласно п. 28 данной Инструкции освобождение из исправительных учреждений лиц, отбывших наказание, включает в себя разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и не позднее 7 дней явиться в орган внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.
В отсутствии в России специальной службы помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, контроля за их поведением и оказания помощи в ресоциализации нет преемственности в той воспитательной коррекционной работе, которая проводилась с несовершеннолетним осужденным в колонии, после его выхода и возвращения в общество.
Органы внутренних дел в соответствии с Законом "О милиции" только осуществляют контроль за поведением таких освободившихся из колонии несовершеннолетних и молодых людей.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ Закон "О милиции" признан утратившим силу с 1 марта 2011 г.
См. Закон "О полиции"
Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.1999 г. N 199), не предусмотрено осуществление уголовно-исполнительными инспекциями контроля за поведением и исправлением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.
Необходимо изменение системы исполнения наказаний в России - создание службы пробации для сокращения численности тюремного населения, и, главное - предупреждения рецидива.
Несомненно, проведение серьезной и разноплановой профилактической работы потребует от государства и изменения подходов в деятельности органов профилактики и уголовной юстиции, прежде всего, необходимо избавиться от формализма в решении, как правило, неоднозначных, запутанных и деликатных проблем жизни несовершеннолетних.
Должна быть соответствующим образом изменена законодательная база профилактической деятельности, обеспечено гибкое применение законов, регламентирующих деятельность государственных органов в сфере профилактики преступности среди несовершеннолетних и в то же время максимальная прозрачность этой деятельности для широкой общественности и общественный контроль над ней. За органами профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних должны быть закреплены соответствующие целям и задачам их деятельности полномочия и обязанности, а также должны быть предоставлены необходимые средства для применения действенных и эффективных профилактических мер.
В условиях нынешнего экономического кризиса это сложно осуществимо, но не стоит забывать, что, вкладывая в благополучное интеллектуальное, духовное и физическое развитие и воспитание наших детей сегодня - мы создаем основу благополучного и успешного развития своей страны в будущем.
Возможно, предложенные меры профилактики могут показаться слишком затратными. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что если наше государство, в самое ближайшее время, не примет эффективных системных мер по работе с детьми в конфликте с законом, то ему нет смысла составлять долгосрочные амбициозные планы социально-экономического развития страны, так как реализовывать их будет просто некому.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.