Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа разработана в соответствии с федеральными и областными законами социальной направленности, Стратегическим планом социально-экономического развития города Ростова-на-Дону, распоряжением Администрации города Ростова-на-Дону от 29.06.2010 N 331 "О разработке долгосрочной городской целевой программы "Социальная защита населения города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы".
Социальная защита населения в городе Ростове-на-Дону на протяжении ряда лет является динамично развивающейся и востребованной гражданами сферой деятельности Администрации города, охватывающей 40% жителей города. Свыше 400 тысяч граждан являются получателями мер социальной поддержки, из них около 260 тысяч - льготники федерального и областного регистров, в том числе 24 тысячи получателей детских пособий на 33 тысячи детей. Различными видами льгот, предоставляемых на муниципальном уровне, пользуются более 62 тысяч пенсионеров и около 84 тысяч школьников.
За прошедшее десятилетие в Ростове-на-Дону сложилась и развивается комплексная, многоуровневая межотраслевая система социальной защиты населения города. В настоящее время 1087 организаций, участвуют в предоставлении различных форм социальной поддержки граждан.
Немалую роль в становлении и развитии социальной помощи гражданам города за прошедший период сыграли комплексные программы мер социальной защиты населения, позволяющие сконцентрировать на решении поставленных задач организационные, экономические и финансовые возможности заинтересованных городских структур и негосударственных организаций.
Программа включает систему мер социальной поддержки населения г. Ростова-на-Дону, ориентирована на повышение качества жизни горожан и улучшение условий их проживания. Большое внимание уделяется сохранению уровня социальной защищенности ростовчан, гарантированному предоставлению им мер социальной поддержки, оказанию адресной помощи нуждающимся, а также предоставление социальных услуг в соответствии с установленными стандартами.
В целом в последние годы был обеспечен стабильный уровень социальной поддержки и социального обслуживания населения города в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области и Администрации г. Ростова-на-Дону в этой сфере.
В настоящее время действуют 22 нормативных акта (11 - федеральных, 8 - областных, 3 - городских) социальной направленности.
Все меры социальной поддержки, гарантированные федеральным, областным и муниципальным законодательством, предоставляются своевременно и в полном объеме.
Действующий порядок предоставления социальной поддержки позволяет системно работать в обычных условиях и оказывать оперативную помощь населению в экстремальных ситуациях.
Расходы на финансирование законов социальной направленности выросли по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза и составили 2,2 млрд рублей. В 2010 году планируется не только сохранить уровень финансирования, но и увеличить расходы социального характера на 37,9 процента.
Динамика объемов ассигнований на социальную поддержку и социальное обслуживание приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Аналитическая информация о динамике объемов ассигнований
Наименование направления расходования средств |
Факт 2008 год (млн руб.) |
Факт 2009 год (млн руб.) |
Темп роста 2009 года к 2008 году (%) |
План 2010 год (млн руб.) |
Темп роста 2010 года к 2009 году (%) |
Социальная поддержка и соцобслуживание |
1540,3 |
2173,7 |
41,1 |
2998,5 |
37,9 |
С учетом кризисных явлений в экономике, отрицательно сказывающихся на росте доходов, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг является приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере.
Принимаемые на государственном уровне меры для поднятия жизненного уровня пенсионеров путем ежегодных индексаций размеров пенсии и введения с 1 января 2010 года социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума (ВПМ), с учетом получаемых мер социальной поддержки, позволили обеспечить доходы всех пенсионеров до ВПМ.
В городе проживают 304,9 тыс. пенсионеров, из них такую доплату сегодня получают 16 тыс. человек (5,2% от общей численности пенсионеров), средний размер доплаты составляет 1 133 рубля.
В настоящее время ключевым направлением социальной политики является поддержка семьи посредством реализации социальных гарантий, поддержка многодетных семей в виде ежемесячных денежных выплат на обеспечение детей бесплатной школьной формой, лекарствами, проездом в городском транспорте, предоставление компенсации по оплате услуг ЖКХ.
В 2010 году 23,9 тыс. малообеспеченных семей получают детские пособия, более 5 тыс. семей - выплаты на детей первого-второго года жизни для приобретения специальных молочных продуктов детского питания.
Весомая материальная поддержка требуется матерям одиночкам, семьям, отцы которых проходят военную службу по призыву, неработающим гражданам, имеющим детей до 1,5 лет и др.
Вне зависимости от дохода многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, предоставляются ежемесячные денежные выплаты на каждого ребенка. Выплаты получают 2 094 многодетные семьи.
С целью снижения уровня бедности, социальной поддержки материнства, отцовства и детства законодательно закреплена с 1 января 2009 года ежегодная индексация размеров ежемесячных пособий и ежемесячных денежных выплат, исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции.
Важной задачей социальной политики по улучшению жизни детей является организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей, но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на совершенствование деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.
Приоритетным направлением социальной политики является забота о гражданах пожилого возраста и ветеранах Великой Отечественной войны (далее - граждане старшего поколения).
Меры социальной поддержки указанной категории граждан охватывают различные направления жизнедеятельности, такие как ежемесячные денежные выплаты по ЖКУ, адресное социальное пособие, субсидии на приобретение жилья и улучшение жилищных условий участников ВОВ, предоставление услуг социального обслуживания.
Следует отметить, что процессы старения населения, которые подтверждаются статистическими данными по Ростовской области (ежегодно численность населения старше трудоспособного возраста увеличивается: в 2006 году - 972,5 тыс. человек, в 2007 году - 974,2 тыс. человек, в 2008 году - 983,9 тыс. человек), вызывают необходимость развития всех форм социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Максимально возможное продление жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, поддержание их социального статуса являются основными задачами 64-х подразделений социального обслуживания МУ УСЗН районов города. Услугами базообразующих отделений в 2009 году воспользовались около 12,7 тыс. человек, в том числе более 6 тыс. инвалидов. Кроме того, в течение года предоставляются услуги специалистами по социальной работе. За 2009 год всего оказано гражданам пожилого возраста и инвалидам более 4 млн. услуг.
Основной показатель влияния негативных факторов на доступность и качество социальных услуг - наличие неудовлетворенного спроса на них. Так, по состоянию на 1 января 2010 года очередность на социальное обслуживание составляла 661 человек.
Предоставление социальных гарантий, а также дополнительных мер социальной поддержки, позволит обеспечить стабилизацию материального положения граждан старшего поколения и достойный образ жизни в пожилом возрасте.
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к инвалидам.
Инвалидность - это не только медицинская, но и социальная проблема. Численность инвалидов в городе составляет 75,8 тысяч человек, из них 56,9% - женщины, 35,4% - инвалиды трудоспособного возраста, и 2,7% дети-инвалиды.
Ежемесячные денежные выплаты на оплату ЖКУ, предоставление субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг, выдача технических средств реабилитации, обеспечение условий социальной мобильности инвалидов на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, предоставление адресной социальной помощи и др. способствуют интеграции инвалидов в общество, в целях их социальной адаптации и достижения материальной независимости.
Актуальной мерой социальной поддержки и гарантией доступности оплаты жилого помещения и коммунальных услуг остается предоставление жилищных субсидий малообеспеченным гражданам. В 2010 году на эти цели предусмотрено 387 млн рублей.
Снижение регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства до 15 процентов (по России - 22 процента) обусловило увеличение количества получателей жилищных субсидий до 21,7 тыс. семей и среднего размера субсидии до 1556,2 руб., что на 5,5 процента выше размера 2009 года.
Общественные инициативы, направленные на социальную защиту населения города, поддерживаются Администрацией города, определяются пути взаимодействия с общественными организациями и предприятиями города в интересах незащищенных категорий граждан.
Неоценимый вклад в социальную поддержку отдельных категорий граждан оказывают предприятия города через системы "Забота" и "Ветеран".
Социальная политика города направлена не только на преодоление последствий тех или иных социальных болезней, но и на предотвращение предпосылок их появления, на устранение причин существующих негативных социальных явлений, возможности возникновения социальных рисков, на обеспечение социальных гарантий.
Современные условия и многообразие действующих мер социальной поддержки ориентируют Администрацию города на разработку открытой учетно-информационной системы льгот, адресной социальной помощи и различного вида услуг, предоставляемых населению в электронном виде.
Система программных мероприятий в целом обеспечивает потребности отдельных категорий граждан в социальной поддержке, увеличение адресной социальной помощи, укрепление традиций заботы о слабых, поддержки тех, кто в ней нуждается.
Кроме того, программный метод позволит решить вопросы развития партнерских отношений и расширения форм участия некоммерческих организаций в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан города, поддержки общественных инициатив.
Меры государственной социальной поддержки остаются важнейшим инструментом преодоления негативных последствий социального неравенства и бедности.
Жизнь побуждает органы социальной защиты искать наиболее приемлемые формы оказания социальной помощи, поддержки и социального обслуживания пожилых людей с учетом имеющихся возможностей ресурсного обеспечения (финансовых, организационных и других).
Реализация долгосрочной целевой программы, направленной на выравнивание финансовых возможностей различных социальных групп общества, позволит поэтапно повышать социальные стандарты повседневной жизни населения и обеспечить социальную безопасность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.