Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа разработана в соответствии с федеральными и областными законами социальной направленности, постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Правительства Ростовской области от 09.07.2012 N 267 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2015 - 2017 годы".
Развитие социальной сферы Ростовской области, согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей.
Важным шагом стало принятие в 2009 году Областной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2014 годы", социальная эффективность реализации которой выражена в улучшении качества жизни отдельных категорий населения Ростовской области путем предоставления своевременно и в полном объеме мер социальной поддержки, увеличении числа детей, проживающих на территории Ростовской области, имеющих возможность получать оздоровительные услуги круглогодично, повышении качества и расширении спектра предоставляемых социальных услуг.
Вместе с тем обеспечение гарантированных, минимально достаточных условий жизни для наиболее уязвимых слоев населения остается важнейшей социальной функцией государственной власти. Приоритетным направлением развития социальной защиты населения является социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями.
С учетом решения этих задач, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг является приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере.
Ежегодно численность населения области старше трудоспособного возраста увеличивается. Если на начало 2009 года количество жителей данной возрастной категории составляло 991 тыс. человек, то по данным Всероссийской переписи населения 2010 года уже 1030,3 тыс. человек. Доля пожилых граждан в общей численности населения за этот период увеличилась с 23,4 процента до 24,1 процента, что вызывает необходимость дальнейшего развития всех форм социального обслуживания граждан пожилого возраста.
По состоянию на 1 января 2012 г. социальное обслуживание различных категорий населения осуществляли 149 учреждений, из них 86 - государственные учреждения социального обслуживания различных типов (81 государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области, 4 государственных автономных учреждения социального обслуживания населения Ростовской области, 1 государственное казенное учреждение Ростовской области).
Основной показатель влияния негативных факторов на доступность и качество социальных услуг - наличие неудовлетворенного спроса на них. Так, по состоянию на 1 января 2012 г. очередность на помещение в психоневрологические интернаты - 770 человек.
Кроме того, во многих существующих домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах не соблюдается норматив площади проживания на 1 клиента, имеется переуплотненность. Одной из стратегических задач в сфере социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, является достижение норматива обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания.
Для реализация указанной стратегической задачи разработана Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года, направленная на ликвидацию переуплотненности в действующих учреждениях, сокращение очередности и повышение качества предоставляемых клиентам помещений.
Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на совершенствование деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2011 году домами-интернатами для престарелых и инвалидов и психоневрологическими интернатами предоставлено клиентам 1 940 208 услуг, включающих социальные услуги согласно гарантированному перечню, учреждениями для дезадаптированных категорий граждан - 124 645 социальных услуг с обеспечением проживания и 145 прочих социальных услуг. Учреждениями социального обслуживания семьи и детей обслужено 44,7 тыс. семей с детьми. На социальном патронаже специалистов учреждений находились 5,7 тыс. семей. Выездные бригады специалистов обслужили 6,4 тыс. семей. Учреждениями оказано 279,1 тыс. услуг, предоставлено 105,5 тыс. консультаций различного профиля. Комплексную реабилитацию в социальных приютах области прошли 3,1 тыс. несовершеннолетних; курс медико-социальной реабилитации в стационарных условиях - 765 детей с ограниченными возможностями; в отделениях дневного пребывания обслужено 1,4 тыс. детей.
Эффективное функционирование системы социальной поддержки и социального обслуживания населения направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода. Меры государственной социальной поддержки остаются важнейшим инструментом преодоления негативных последствий социального неравенства и бедности.
Малообеспеченным жителям области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется материальная поддержка в виде областного адресного пособия и натуральной помощи.
Все меры социальной поддержки, гарантированные федеральным и областным законодательством, предоставляются 1,1 млн. льготных и малообеспеченных категорий граждан (ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, инвалиды, ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий и др.) своевременно и в полном объеме.
Стратегическими целями демографической политики Ростовской области на период до 2020 года являются стабилизация численности населения к 2016 году и создание условий для ее роста к 2020 году, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
Основными задачами демографической политики Ростовской области на период до 2020 года являются, в том числе повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, а также укрепление здоровья детей и подростков.
Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
оказание государственной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей;
оказание дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов.
В 2011 году более 250 тыс. семей получали пособия и денежные выплаты на детей.
В целях усиления института семьи в области с 2012 года введены дополнительные меры социальной поддержки для малообеспеченных семей в виде:
регионального материнского капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей в период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2016 г.;
ежемесячных денежных выплат с последующей ежегодной индексацией на полноценное питание беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет жизни при наличии заключения врача (далее - ежемесячные денежные выплаты на питание).
Актуальной мерой социальной поддержки малоимущих многодетных семей, достойно воспитывающих 10 и более несовершеннолетних детей, является предоставление автотранспортного средства (микроавтобуса). В 2011 году на эти цели направлено 7 687,5 тыс. рублей. Автотранспортные средства предоставлены 15 многодетным семьям.
Решение задач по укреплению здоровья детей и подростков включает в себя поддержку и развитие детского отдыха, летних оздоровительных лагерей по месту проживания детей.
В 2011 году отдых и оздоровление детей были организованы в оздоровительных учреждениях, расположенных на территории Ростовской области, побережья Черного моря. Отделами образования и органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов за счет субсидии на организацию отдыха детей в каникулярное время были организованы лагеря с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений. Всеми видами отдыха и оздоровления охвачено 89,7 процента детей школьного возраста.
Программа предполагает выраженную социальную направленность. Результаты реализации мероприятий Программы будут оказывать влияние на улучшение качества жизни отдельных категорий населения Ростовской области на протяжении длительного времени.
Программа разработана с целью повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления затратами и результатами.
Опыт, накопленный в части управления Областной долгосрочной целевой программой "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2014 годы", показывает, что данный инструмент является действенным в реализации государственной социальной политики в регионе.
Формирование современной и комфортной социальной среды, ориентированной на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные благополучные социальные позиции для себя и своей семьи, решение задач по улучшению качества жизни населения напрямую связано с повышением эффективности социальной политики. Все это предполагает осуществление системной и целенаправленной работы по реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.