Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
По мере развития и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества предоставляемых услуг населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
Формирование электронного правительства в Ростовской области стало возможным благодаря широкому распространению информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.
Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Ростовская область стремительно сокращает отставание от развитых регионов России. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. Информационные и телекоммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни: в медицине, здравоохранении, образовании и науке.
В 2008 году плотность пользования информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" в Ростовской области составила 16,6 процента, что на 5,4 процента выше аналогичного показателя предыдущего года. Количество домохозяйств, имеющих домашний компьютер, составляет 22 процента; количество пользователей мобильной связью - 4 891 тыс. человек. В рамках национального проекта "Образование" к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уже подключено более 1 170 школ, по этому показателю Ростовская область занимает второе место в Южном федеральном округе, также к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подключены все центральные районные и городские больницы, областные лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ). Функционируют 655 пунктов коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданных на базе Управления Федеральной почтовой связи Ростовской области. Сформирована единая областная многоуровневая система сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации. Информационные системы здравоохранения включают в себя следующие базы данных: данные о льготном лекарственном обеспечении, данные о паспортизации ЛПУ, регистры больных, направленных для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральные лечебные учреждения.
Для информирования населения создан официальный сайт Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.donland.ru), на котором регулярно публикуется информация о деятельности Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.
В сфере государственного и местного управления в Ростовской области созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования ИКТ. Решен ряд задач, связанных с формированием в органах государственной власти базовой информационно-технологической инфраструктуры. Потребности органов государственной власти в вычислительной технике удовлетворены на 80 процентов. Создана "Корпоративная сеть телекоммуникационной связи" (далее - КСТС), связавшая в единое информационное пространство администрации 55 муниципальных образований и 28 органов исполнительной власти Ростовской области.
КСТС позволяет осуществлять оперативный электронный обмен между органами власти и муниципальными образованиями. На ее базе развернут ряд новых информационных систем, в том числе система видеоконференцсвязи с административными центрами 55 муниципальных образований, внедрена система электронного документооборота и делопроизводства "Дело", создан официальный сайт Правительства Ростовской области, корпоративная электронная почта, система криптографической защиты информации.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
В таблице N 1 приведен сравнительный анализ показателей развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации.
Таблица N 1
Сравнительный анализ
показателей развития и использования современных
информационных и телекоммуникационных
технологий в субъектах Российской
Федерации
N п/п |
Наименование показателя |
Значение по субъектам Российской Федерации (баллов*) |
|||
Ростовская область |
Республика Татарстан |
Волгоградская область |
Краснодарский край |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
ИКТ-инфраструктура |
||||
1.1. |
Телефонная плотность стационарной связи |
3,23 |
3,79 |
3,55 |
3,32 |
1.2. |
Проникновение сотовой подвижной связи |
2,69 |
4,00 |
3,10 |
4,42 |
1.3. |
Число персональных компьютеров (далее - ПК) на 100 человек населения |
3,20 |
3,00 |
3,01 |
2,47 |
1.4. |
Число абонентов Интернета на 100 человек населения |
1,31 |
1,61 |
2,07 |
1,76 |
2. |
ИКТ в органах государственной власти и органах местного самоуправления |
||||
2.1. |
Число ПК на 100 занятых в органах государственной власти субъекта Российской Федерации (ОГВ) |
6,35 |
4,07 |
4,83 |
4,28 |
2.2. |
Число ПК, имеющих доступ к Интернету, на 100 занятых в ОГВ |
2,66 |
4,20 |
4,47 |
2,18 |
2.3. |
Число ПК на 100 занятых в органах местного самоуправления (ОМС) |
3,84 |
2,49 |
1,87 |
2,27 |
2.4. |
Число ПК, имеющих доступ к Интернету, на 100 занятых в ОМС |
2,82 |
2,09 |
1,94 |
2,32 |
3. |
ИКТ в здравоохранении |
||||
3.1. |
Число ПК на 100 занятых в лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ) |
2,34 |
3,32 |
2,48 |
2,82 |
3.2. |
Доля ЛПУ, имеющих доступ к Интернету |
6,20 |
6,40 |
6,18 |
6,43 |
4. |
ИКТ в образовании |
||||
4.1. |
Число ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учеников в школах |
3,01 |
3,39 |
2,88 |
2,76 |
4.2. |
Доля школ, имеющих доступ к Интернету со скоростью 128 Кбит/с и выше |
3,74 |
3,52 |
4,69 |
5,84 |
5. |
ИКТ в культуре |
||||
5.1. |
Доля библиотек, имеющих ПК |
3,72 |
1,40 |
1,89 |
3,05 |
5.2. |
Доля библиотек, имеющих доступ к Интернету |
2,58 |
1,18 |
1,16 |
1,75 |
* Оценка показателя региона характеризуется в интервале от 1 до 7 в соответствии с Индексом готовности регионов России к информационному обществу, издаваемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Сравнительный анализ развития информационного общества в подындексах приведен в таблице N 2.
Таблица N 2
Сравнительный анализ
развития информационного общества в подындексах
N п/п |
Наименование подындекса |
Ростовская область |
Республика Татарстан |
Волгоградская область |
Краснодарский край |
место в рейтинге | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
ИКТ-инфраструктуры |
68 |
36 |
47 |
43 |
2. |
ИКТ в государственном и муниципальном управлении |
8 |
10 |
32 |
40 |
3. |
ИКТ в здравоохранении |
33 |
10 |
30 |
13 |
4. |
ИКТ в образовании |
58 |
43 |
60 |
31 |
5. |
ИКТ в культуре |
29 |
62 |
56 |
28 |
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации.
В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов власти для планирования расходов на информационные и телекоммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Значительное место в Программе уделено мероприятиям в сфере информационных технологий в образовании и развитию кадрового потенциала сферы ИКТ.
Эти меры должны повысить эффективность методов обучения, расширить доступ населения к получению образования за счет средств дистанционного доступа. Кроме того, в области развития образования значение мероприятий Программы состоит в повышении общего уровня грамотности населения в области современных методов работы с информацией, в развитии системы подготовки специалистов для сферы ИКТ.
Предполагаемые Программой темпы распространения ИКТ в экономике и обществе резко увеличат потребность в специалистах ИКТ-сектора. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области и нормативными правовыми актами отдельных исполнительных органов власти;
риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения.
Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов их выполнения;
риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти.
В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования ИКТ в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых в рамках Программы работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности;
риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти.
В целях минимизации этого риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки и реализации проекта. Кроме того, предполагается обеспечить реализацию проектов, имеющих не только комплексный межведомственный характер, но и отраслевой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.