Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VIII. Механизмы и принципы реализации стратегии
развития города Таганрога
Стратегия развития города Таганрога закрепляет систему представлений об основных целях, задачах и приоритетах социально-экономической политики органов местного самоуправления города, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на долгосрочную перспективу и заключается в скоординированной деятельности субъектов развития города, представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор, население. Успех ее реализации во многом зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия органов местного самоуправления города, насколько действенным окажется механизм, обеспечивающий "баланс интересов" и скоординированные действия всех участников реализации настоящей Стратегии.
Механизм реализации настоящей Стратегии является одним из важнейших элементов стратегического управления и представляет собой совокупность организационных, нормативно-правовых, финансовых, информационных механизмов, а также механизма государственно-частного партнерства.
Организационные механизмы реализации настоящей Стратегии представляют собой деятельность субъектов муниципального управления по реализации, разработанных стратегических, концептуальных, программных, прогнозных документов и актов. Организационные механизмы реализации настоящей Стратегии включают две группы инструментов управления:
Первая группа представлена стратегическим инструментарием:
а) участие в реализации федеральных и региональных отраслевых стратегий, концепций, долгосрочных программ, приоритетных национальных проектов;
б) разработка долгосрочных прогнозов социально-экономического развития города;
в) реализация стратегии развития города и частных отраслевых стратегий.
Во вторую группу включены тактические инструменты управления:
а) участие в реализации среднесрочных федеральных и региональных целевых и ведомственных программ;
б) разработка и реализация среднесрочных программ социально-экономического развития города;
в) разработка и реализация ежегодных планов действий органов местного самоуправления по реализации настоящей Стратегии;
г) разработка и реализация муниципальных целевых программ и проектов;
д) разработка краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития города;
е) отбор, муниципальная поддержка и реализация социально и экономически значимых инвестиционных проектов.
Основой организационного механизма реализации настоящей Стратегии является система программно-плановых документов по управлению развитием города. Ключевыми по значимости выступают: среднесрочные и краткосрочные планы-прогнозы социально-экономического развития города Таганрога, финансовый план и бюджет города Таганрога, стратегические планы предприятий и организаций города. Они решают задачи объединения программных мероприятий по решению частных проблем в комплексы, ориентированные на достижение целей более высокого уровня, обозначая приоритетные программные направления, позволяют увязать цели долгосрочного планирования и краткосрочные решения и определить государственную поддержку эффективных целевых программ.
Органическая связь долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов должна обеспечиваться общностью целей и путей решения экономических и социальных задач в рамках настоящей Стратегии.
Основным элементом организационных механизмов реализации настоящей Стратегии может выступать документ, определяющий приоритеты и основные направления социально-экономической политики Администрации города Таганрога на среднесрочную перспективу, интегрирующий, использующий и одновременно усиливающий возможности федеральных, региональных, ведомственных, межведомственных программ и проектов, реализуемых в городе в рамках настоящей Стратегии.
Определение мер по реализации настоящей Стратегии в краткосрочном периоде и координация совместной деятельности органов местного самоуправления обеспечиваются за счет формирования ежегодных планов действий по реализации настоящей Стратегии, которые основываются на приоритетах настоящей Стратегии, учитывают динамику процесса реализации настоящей Стратегии и изменение внешних и внутренних факторов и условий.
Стратегической задачей нормативно-правовых механизмов является правовое обеспечение инновационных изменений экономической деятельности и общественной жизни города.
Основными нормативно-правовыми инструментами механизма реализации настоящей Стратегии является изменение действующих и разработка новых нормативных правовых актов города Таганрога, направленных на обеспечение реализации настоящей Стратегии по всем направлениям деятельности органов местного самоуправления.
Практическое достижение намеченных целей возможно при эффективном использовании финансовых механизмов реализации настоящей Стратегии, направленных на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития, а также нацеленность на результат.
Финансово-экономическое обеспечение этапов реализации настоящей Стратегии производится посредством:
а) совершенствования механизмов межбюджетных отношений;
б) совершенствования взаимоотношений с финансово-кредитными и инвестиционными организациями;
в) разработки и реализации системы гарантий, льгот и преференций для определенных категорий местных товаропроизводителей, в том числе для предприятий и организаций венчурного, технико-внедренческого типа.
Для максимально эффективного использования финансовых инструментов реализации настоящей Стратегии необходимо применение комплекса мер по развитию системы общественных финансов.
В качестве финансовых инструментов реализации настоящей Стратегии выступают:
а) бюджет города Таганрога (внутренний ресурс повышения эффективности социально-экономического развития города);
б) целевое софинансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов путем активного участия города в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, федеральных и региональных адресных инвестиционных программ при неуклонном выполнении городом обязательств по софинансированию;
в) самофинансирование со стороны субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, прежде всего, за счет собственных средств и кредитов коммерческих банков.
Финансирование настоящей Стратегии развития города в целом рассчитывается на основании объемов финансовых средств, необходимых для реализации целей и задач развития входящих в настоящую Стратегию программ и проектов.
Информационный механизм исполняет обеспечение этапов реализации настоящей Стратегии посредством использования разнообразных коммуникативных каналов (прежде всего, печатных и электронных средств массовой информации) и механизмов обратной связи для оперативного обмена информацией с участниками процесса реализации настоящей Стратегии о результатах выполнения мероприятий, проектов, планов и программ.
Механизм государственно-частного партнерства - совокупность отношений между всеми субъектами, чья деятельность затрагивает интересы жителей города по поводу формирования стратегических ориентиров, организующих его жизнедеятельность и развитие, а также практики воплощения этих ориентиров в управлении муниципальным образованием.
Государственно-частное партнерство является эффективным способом привлечения частных инвестиций. Механизм государственно-частного партнерства позволяет ослабить нагрузку на бюджет и при сохранении объемов финансирования осуществлять реализацию более значительного числа инвестиционных проектов. Приоритетные направления использования механизмов государственно-частного партнерства в городе Таганроге: развитие социальной и производственной инфраструктуры; строительство и эксплуатация дорог, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, социальная защита и социальное обслуживание населения, туризм, правоохранительная деятельность, формирование инновационных центров развития.
Содержание конкретной деятельности по организации партнерства в той или иной точке реализации стратегии определяется характером партнеров и особенностями решаемых задач.
Формирование отношений государственно-частного партнерства - это взаимодействие субъектов развития города по поводу реализации Стратегии.
При реализации данного механизма используется различный набор инструментов:
а) информационное обеспечение реализации Стратегии;
б) создание институтов государственно-частного партнерства;
в) создание постоянно действующих структур, обеспечивающих общественное участие в разработке и реализации Стратегии (советов, комитетов, комиссий, рабочих групп, фондов, общественных организаций, движений и других институтов гражданского общества);
г) изучение общественного мнения (проведение анкетирования, опросов, интервью и тому подобного);
д) подготовка и проведение общественных акций и мероприятий;
е) работа с лидерами различных социальных структур и институтов.
Экономические, правовые, информационные и организационные методы регулирования отношений на территории города Таганрога должны способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, честной конкуренции на товарных рынках, свободного перемещения товаров; стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности.
Основными принципами реализации настоящей Стратегии являются:
а) рациональное использование бюджетных средств, их концентрация на решении приоритетных социально-экономических проблем;
б) максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности, привлечение частного российского и иностранного капитала на территорию города Таганрога, активное участие в проектах российских и международных организаций;
в) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) ежегодное уточнение степени выполнения Стратегии (с учетом эффективности) для включения финансирования мероприятий в бюджет города Таганрога на соответствующий финансовый год;
д) поддержание баланса интересов всех участников процесса реализации программ и проектов, разработанных на основе Стратегии (органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческих банков и иных инвестиционных институтов, населения и общественности).
Механизм реализации настоящей Стратегии в соответствии с принципом устойчивого социально-экономического развития города призван обеспечить экономическую безопасность, создать условия саморазвития, обеспечить максимально полное использование имеющегося потенциала в интересах населения города Таганрога, развития Ростовской области, Южного федерального округа и в целом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.