Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Разработка и выбор сценария социально-экономического
развития города Таганрога до 2020 года
Сценарное пространство для города Таганрога задает спектр ресурсов развития, внешние и внутренние факторы, цели, задачи и параметры долгосрочного развития Ростовской области, Южного Федерального округа и России в целом, сформулированные в рамках Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Варианты долгосрочного развития города Таганрога по аналогии с вариантами, представленными в указанных документах, раскрываются в негативном, инерционном и позитивном сценариях, основные характеристики которых представлены в таблице 19. Во всех сценариях социально-экономическое развитие в прогнозируемой перспективе определяется, прежде всего, степенью улучшения условий и повышения качества жизни населения города.
При выборе стратегической траектории развития города Таганрога из возможных сценариев предпочтение было отдано позитивному сценарию развития, так как при его реализации возрастает значимость и роль города в качестве опорного города Юга России, повышается его привлекательность для жизни и развертывания современных высокоорганизованных видов деятельности, растет качество и сложность его социальной организации. Однако в связи с тем, что из предложенных сценариев долгосрочного развития города Таганрога первые два сценария (негативный и инерционный) не решают всех городских проблем, а реализация третьего, позитивного сценария развития, несмотря на максимально быстрый темп достижения главной стратегической цели и ключевых приоритетов развития города Таганрога, требует мощного инвестиционного потенциала, в качестве базового сценария, обеспечивающего наибольшую вероятность реализации приоритетных направлений, предлагается умеренно-позитивный сценарий развития. При этом все элементы позитивного сценария сохранены в умеренно-позитивном сценарии развития города.
Выбор умеренно-позитивного сценария обусловлен также необходимостью учета в период до 2020 года:
а) возможных циклических колебаний и кризисов в рыночной экономике;
б) существующего низкого спроса на результаты научно-технической деятельности со стороны производственной сферы;
в) локального характера инновационной деятельности в городе, ее слабого ресурсного обеспечения и информационного и правового сопровождения;
д) высокого уровня риска инновационной деятельности.
Таблица 19
Основные характеристики возможных
сценариев развития города
Негативный |
Инерционный |
Позитивный |
Умеренно-позитивный |
Экономическая сфера | |||
1) падение производства и разорение значительной части предприятий города; 2) прекращение обновления основных фондов; 3) моральное устаревание технологий производства; 4) резкое сокращение объемов нового строительства; 5) критические значения транспортной нагрузки; 6) рост зависимости от импорта товаров и технологий; 7) ослабление экономических связей с другими городами России; 8) снижение конкурентоспособности экономики города среди крупных городов Ростовской области; 9) потеря существующих позиций в профильной экономической деятельности; 10) превращение города Таганрога из крупного промышленного центра в депрессивный город |
1) сохранение относительно стабильного социально экономического положения и сложившихся тенденций в развитии города; 2) сокращение достигнутых темпов развития, 3) нарастание отставания от городов-конкурентов; 4) старение основных производственных фондов; 5) маловероятно развитие новых конкурентоспособных производств; 6) сохранение зависимости от импорта товаров и технологий; 7) несогласование политики экономического развития города и субъектов крупного бизнеса; 8) развитие субъектов малого бизнеса затруднено; 9) снижение темпов развития сферы торговли и общественного питания; 10) относительно высокая конкурентоспособность профильной экономической деятельности; 11) снижение уровня конкурентоспособности города среди крупных городов Ростовской области; 12) превращение Таганрога в "периферийный" город с неэффективной экономикой |
1) структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; 2) создание эффективной инновационной системы в высокотехнологичных отраслях экономики города; 3) развитие инновационно ориентированных компаний и организаций в различных отраслях экономики города, в том числе в секторе услуг и малого бизнеса; 4) развитие транспортно-логистических комплексов; 5) быстрое обновление производственного потенциала вследствие генерации и внедрения инноваций; 6) высокие показатели спроса на продукцию основных отраслей муниципальных предприятий и организаций; 7) совершенствование механизма взаимодействия научно-образовательных учреждений с промышленными и финансовыми организациями города; 8) интенсивный инновационно-технологический прорыв в работе предприятий различных секторов экономики города; 9) значительный рост конкурентоспособности экономики города; 10) закрепление статуса инновационного центра Ростовской области |
1) модернизация и реструктуризация производства; 2) интенсивные структурные сдвиги в высокотехнологичном и инфраструктурном секторах экономики; 3) формирование интегрированной с высшим образованием системы научных исследований и разработок; 4) создание научно-технологического комплекса; 5) повышение конкурентоспособности продукции предприятий города; 6) внедрение в различные сферы города новых технологий (энергосберегающих природоохранных и так далее); 7) развитие инфраструктуры, транспорта, туризма; 8) повышение имиджа и конкурентоспособности города; 9) закрепление статуса инновационного центра Ростовской области |
Социальная сфера | |||
1) сокращение промышленно-производственного персонала; 2) снижение реальной заработной платы; 3) замедление роста доходов населения; 4) усиление миграционных процессов, отток трудовых ресурсов, 5) рост доли населения пенсионного возраста; 6) рост преступности, коррупции; 7) потеря инвестиционной привлекательности города; 8) ускорение темпов роста цен на потребительские товары и услуги, 9) рост уровня бедности; 10) ухудшение качества городской среды; 11) рост уровня безработицы: 12) обострение экологической ситуации, криминогенной обстановки и, как следствие, рост социальной напряженности в городе |
1) частичная реализация запланированных мероприятий развития социальной сферы; 2) увеличение доли социальных выплат; 3) рост заработной платы способен лишь компенсировать инфляцию; 4) низкие доходы граждан; 5) высокая опасность социальной среды; 6) миграция молодежи за пределы города Таганрога; 7) снижение численности работников, занятых на производстве; 8) увеличение доли населения пенсионного возраста; 9) возникновение предпосылок к росту преступности, коррупции; 10) замедление процессов развития инвестиционной привлекательности города; 11) низкое качество городской среды, уровня безработицы; 12) появление проблем экологической и криминогенной обстановки; 13) опасность возникновения социальной напряженности в городе |
1) максимальная реализация потенциала города на основе развития человеческого капитала, связанного с модернизацией образования и распространением новых знаний; 2) рост заработной платы и благосостояния населения за счет темпов, опережающих темпы инфляции; 3) снижение безработицы за счет создания новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест; 4) высокие темпы повышения качества жизни населения; 5) снижение заболеваемости населения онкологическими болезнями, смертности, инвалидности, что уменьшит нагрузку на трудоспособное население и увеличит эффективность профессиональной деятельности; 6) решение экологических и градостроительных проблем; 7) создание комфортной городской среды, качественного жилья, широкого спектра услуг, что обеспечит приток трудовых ресурсов |
1) стабилизация численности населения и создание условий для его роста; 2) формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и высокому качеству рабочей силы города; 3) повышение доходов населения; 4) повышение качества и наращивание человеческого капитала за счет оказания высококачественных образовательных, медицинских и культурно-рекреационных услуг; 5) обеспечение общественной безопасности и правопорядка; 6) развитие культуры улучшение экологической ситуации |
Качество жизни и развитие человеческого капитала | |||
1) снижение уровня реальных доходов населения и серьёзное обострение существующих социальных проблем; 2) резкое снижение уровня качества жизни, социальная нестабильность; 3) существенное сокращение численности населения |
относительная социальная стабильность, средний уровень развития социальной сферы, относительно высокая социальная дифференциация |
1) устойчивый рост инвестиций в человека; 2) качественное развитие человеческого капитала; 3) рост уровня благосостояния населения; 4) снижение социальной дифференциации |
1) формирование условий для устойчивого роста инвестиций в человека,качественного развития человеческого капитала; 2) рост уровня благосостояния населения; 3) снижение социальной дифференциации |
Городская инфраструктура | |||
существенное ухудшение состояния городской инфраструктуры, в том числе за счет критической транспортной нагрузки на дорожную сеть, высокой изношенности основных фондов жилищно-коммунальной инфраструктуры и нехватки генерирующих мощностей |
1) ограниченность инфраструктурного развития города,связанная с низким качеством городской среды; 2) отсутствие системного подхода в попытках модернизации существующей инфраструктуры, что ведёт к нерациональному расходованию значительных ресурсов при отсутствии существенных результатов |
качественное улучшение состояния городской инфраструктуры, в том числе решение проблемы транспортной загруженности, модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, увеличение генерирующих мощностей |
улучшение состояния городской инфраструктуры, в том числе решение проблемы транспортной загруженности, модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, увеличение генерирующих мощностей |
Таким образом, учитывая циклический характер кризисных явлений в рыночной экономике инновационной сферы города, достижение целевых ориентиров должно проходить системно и потребности рынка и развитие человеческого потенциала.
Этапы реализации настоящей Стратегии в соответствии с умеренно-позитивным сценарием представлены в таблице 20.
Таблица 20
Этапы реализации Стратегии
Характеристика |
Результат |
Первый этап (2012 - 2013 годы) | |
1) реализация первоочередных мер и формирование основ для разворачивания стратегии; 2) сохранение общих тенденций социально-экономического развития (по основным индикаторам) при последовательном и непрерывном сглаживании негативных и усилении позитивных тенденций к концу периода; 3) создание условий активизации "точек роста" города |
1) формирование основы будущего инновационного развития города Таганрога посредством создания результативного механизма взаимодействия научно-образовательных учреждений с реальным сектором экономики, обеспечивающего кадровое сопровождение инноваций; 2) формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; 3) развитие отраслей экономики на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, позволяющих повысить качество продукции, снизить издержки производства и обращения, уменьшить экологическую нагрузку, сократить затраты времени на производство; 4) формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы города; повышение доходов населения, в том числе за счет создания высокооплачиваемых рабочих мест; 5) уровень благосостояния и качество жизни населения определяются как средние по региону |
Второй этап (2014 - 2016 годы) | |
1) устранение негативных тенденций социально-экономического развития, существенное улучшение качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития города Таганрога; 2) активизация "точек роста" города на основе инноваций; 3) наличие эффективных связей между наукой и производством в целях создания ресурсной основы для осуществления стратегических проектов по капитализации человеческих ресурсов города |
1) повышение качества и наращивание человеческого капитала за счет оказания высококачественных образовательных, медицинских и культурно-рекреационных услуг; 2) устойчивые позитивные изменения по основным направлениям деятельности и развития города (увеличение рождаемости и численности населения, снижение смертности, увеличение числа рабочих мест, удержание низкого уровня безработицы, увеличение объемов производства товаров народного потребления и продовольственных товаров, увеличение объемов инвестиций, объемов жилищного строительства и так далее); 3) уровень благосостояния и качество жизни населения определяются как выше среднего по Ростовской области |
Третий этап (2017 - 2020 годы) | |
переход к функционированию и социально-экономическому развитию в институциональных условиях новой экономики, основанной на информации, инновациях и знаниях |
1) реализация основных стратегических приоритетов развития города и формирование нового экономического, пространственного, социального и архитектурного облика города в соответствии с его миссией и стратегическими целями; 2) уровень благосостояния и качество жизни населения определяются как высокие по Ростовской области |
Механизм реализации базового сценария социально-экономического развития основан:
а) на разработке и реализации федеральных, региональных, муниципальных проектов и программ, направленных на решение социально-экономических проблем города в части создания новых производств, развития отдельных отраслей экономики или социальной сферы, цели которых соответствуют целям и приоритетам социально-экономического развития города, направлениям структурной и научно-технической политики, прогнозам развития потребностей и финансовых ресурсов, результатам анализа экономического, социального и экологического состояния города Таганрога;
б) на использовании механизмов консолидации усилий Администрации и городского сообщества для обеспечения эффективного решения общегородских задач и приоритетов в развитии города Таганрога, в том числе механизмов социального партнерства во взаимоотношениях органов власти и бизнес-сообщества города;
в) на использовании механизмов обратной связи с населением и всеми сообществами города Таганрога для повышения эффективности деятельности органов государственной власти, согласования и реализации настоящей Стратегии, повышения уровня адаптивности и скорости реагирования власти на меняющиеся условия;
г) на использовании и развитии механизма поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего комплексный подход к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки;
д) на создании механизма реального взаимодействия научно-образовательных учреждений с промышленными и финансовыми организациями города;
е) на создании нормативно-правового обеспечения этапов реализации базового сценария развития города посредством разработки соответствующих нормативно-правовых актов;
ж) на использовании механизма гибкого реагирования на изменяющиеся внешние и внутренние условия.
Таким образом, умеренно-позитивный сценарий социально-экономического развития является наиболее реализуемым, поскольку существуют определенные предпосылки и механизмы его развития, нет жесткой зависимости от федерального финансирования, при этом основные целевые показатели достижимы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.