Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Анализ тенденций развития; выявление интересов
и приоритетов; "точки роста" города Таганрога
Муниципальное образование "Город Таганрог" является одним из наиболее экономически развитых и инвестиционно привлекательных муниципальных образований Ростовской области. Город обладает значительными ресурсами, которые при целенаправленном и эффективном использовании способны обеспечить его устойчивое развитие. С целью выявления потенциала развития города Таганрога проведен анализ внешних и внутренних факторов, которые могут сильно повлиять (позитивно или негативно) на развитие города и, соответственно, должны учитываться при выборе стратегии.
Основные выводы, интегрированные в соответствии с принципами SWOT-анализа, приведены в таблицах 15 и 16.
В первой таблице указаны тенденции во внешней для города среде. Во второй таблице названы преимущества (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны) города Таганрога как субъекта конкуренции между городами Ростовской области.
Представленные в таблицах основные позитивные и негативные элементы развития Таганрога являются итогом применения экспертного метода к исследованию социально-экономического развития города, тщательного анализа и синтеза информации и подходов различных специалистов, в том числе Администрации города Таганрога, сотрудников ТТИ ЮФУ.
Таблица 15
Тенденции внешней среды, создающие благоприятные возможности
или потенциальные опасности для развития города Таганрога
Благоприятные возможности |
Потенциальные опасности |
|
Общая политика, отношения с центром | ||
1) улучшение правовой и институциональной среды в России, благоприятные условия для внешних и внутренних инвестиций; 2) посткризисное оживление отечественной экономики; 3) политическая стабильность; 4) глобализации мирового пространства; 5) расширения Европейского Союза |
1) переориентация на закрытую модель экономики, ограничение импорта; 2) формирование в России модели рынка со слиянием государственных и крупных корпоративных интересов, монополизация; 3) перманентная угроза дестабилизации военно-политической ситуации на Северном Кавказе, сдерживающая инвестиционную и предпринимательскую активность |
|
Демографические и социальные процессы | ||
1) увеличение мобильности населения; 2) рост образовательного уровня населения |
1) усиление социальной конфликтности, депопуляция (снижение темпов роста населения, уменьшение его численности); 2) отток высококвалифицированных и молодых специалистов в поиске работы в наиболее развитые регионы и центры |
|
Экономика | ||
1) начало экономического роста в России после кризисной ситуации; 2) развитие и улучшение нормативно-правовой базы, привлечение кредитов Мирового Банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) под общественные проекты; 3) смягчение визовых и таможенных барьеров (ратификация Соглашения о сотрудничестве и партнерстве с Европейским Союзом, присоединение к Всемирной торговой организации); 4) сокращение доли государственной собственности и числа предприятий с государственным участием; 5) развитие механизма государственно-частного партнерства; 6) программы государственного стимулирования несырьевого экспорта; 7) развитие механизмов венчурного финансирования и коммерциализации результатов научно-технической деятельности; 8) развитие энергетических рынков; 9) развитие технологий и рынков высокотехнологических товаров |
1) конкуренция со стороны городов Ростовской и других областей, развитие конкурирующих портовых центров в России (город Новороссийск) и в Украине; 2) падение спроса на продукцию и услуги профильных отраслей города Таганрога вследствие изменений спроса или технологической отсталости производителей; 3) усиление экономической преступности; 4) рост теневой экономики |
|
Региональные и интернациональные контакты | ||
1) экономическое сотрудничество с городами Ростовской области в масштабных инвестиционных проектах; 2) развитие сотрудничества с центральными и западными областями страны, республиками и областями Северного Кавказа; 3) прохождение через город транспортных коридоров, обеспечивающих интернациональные контакты со странами: Украиной, Грузией, Азербайджаном, со странами региона Азовского и Черного морей |
конкуренция со стороны других регионов |
|
Туризм и коммуникации | ||
1) увеличение спроса на туристские услуги; 2) распространение сети "Интернет" |
1) сложившиеся конкурентные отношения на мировом туристском и транспортном рынках; 2) растущая техногенная нагрузка на окружающую природную среду на фоне дефицита адекватных комплексных мер в природоохранной сфере |
Основные преимущества города Таганрога, которые могут способствовать укреплению его позиций в международном, внутрироссийском и региональном разделении труда, интегрировать город в единое российское, мировое экономическое и информационное пространство, а также недостатки, существенно сдерживающие развитие города, которые должны быть нивелированы в процессе реализации у настоящей Стратегии, представлены в таблице 16.
Таблица 16
Преимущества и недостатки города Таганрога
Географическое и геополитическое положение города | |
Преимущества |
Недостатки |
1) расположение на юге России в густонаселенном и экономически развитом центре Ростовской области; 2) близость к областному центру городу Ростову-на-Дону обеспечивает доступ к ценным и качественным ресурсам: транспортным, инфраструктурным, образовательным, бытовым, культурным, информационным, деловым, финансовым, потребительским и сбытовым рынкам; 3) возможность объединения города в единый территориально-экономический кластер с областным центром и другими городами области; 4) находится в центре богатейших сельскохозяйственных районов России и Украины; 5) прохождение через город главных транспортных коридоров, связывающих центральные и западные города страны, республики и области Северного Кавказа; 6) связь со странами Союза независимых государств - Украиной, Грузией, Азербайджаном и другими; 7) один из крупнейших портов юга России, имеющий статус международного, осуществляет маршруты из Центральной России, Сибири, Урала и Центральной Азии в страны Средиземноморья, а также в страны Каспийского бассейна через Волго-Донскую систему внутренних водных путей; 8) возможность круглогодичного судоходства; 9) наличие пригородных рекреационных зон; 10) высокий потенциал привлечения средств для развития сферы досуга, отдыха, туризма |
1) близость областного центра города Ростова-на-Дону с более высоким уровнем доступности социальных услуг и доходов населения приводит к оттоку трудоспособного населения, в первую очередь высококвалифицированных кадров и молодых специалистов; 2) относительная удаленность от центров концентрации промышленного производства и ресурсов |
Население и трудовые ресурсы. Демографическая ситуация | |
Преимущества |
Недостатки |
1) один из крупных по численности населения городов Ростовской области; 2) наличие резерва рабочей силы; 3) сохранение устойчивой тенденции к увеличению рождаемости и снижению уровня смертности населения; 4) достаточно высокий образовательный и культурный уровень населения; 5) наличие в городе высококвалифицированной рабочей силы, основу которой составляют выпускники технических специальностей ТТИ ЮФУ |
1) численность населения имеет устойчивую, пролонгируемую на средне- и долгосрочную перспективу тенденцию к сокращению; 2) уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения; 3) естественный и миграционный отток населения; 4) старение населения: уменьшение числа жителей моложе трудоспособного возраста и увеличение количества населения пенсионного возраста; 5) относительно высокий уровень смертности и инвалидности среди населения трудоспособного возраста |
Развитие реального сектора экономики | |
Преимущества |
Недостатки |
Промышленно-производственная деятельность: 1) достаточно развитая, многоотраслевая структура экономики; 2) в структуре экономики города преобладающее место занимает промышленность; 3) представлен широкий спектр обрабатывающих производств; 4) возможность подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности учреждениями системы профессионального образования; 5) высокий туристский потенциал; 6) один из наиболее промышленно развитых городов Ростовской области в сфере наукоемкой продукции |
Промышленно-производственная деятельность: 1) основные фонды большинства предприятий физически и морально устарели; 2) снижение индекса промышленного производства повлияло на финансовое состояние предприятий города; 3) снижение прибыли, увеличение дебиторской и кредиторской задолженностей; 4) продукция большинства предприятий преимущественно ориентирована на региональный и внутренний рынок; 5) низкая доля экспорта; 6) отсутствие общеизвестных узнаваемых брендов; 7) дефицит оборотных средств; 8) работа на предприятиях промышленности непривлекательна для молодых специалистов и специалистов высокой квалификации из-за низкой заработной платы |
Строительство: 1) строительный комплекс города обладает существенным потенциалом роста; возможность создания большого количества новых рабочих мест; 2) возможность улучшить демографическую ситуацию в городе, в том числе за счет переориентации миграционных потоков; 3) возможность создания индустриально-строительного кластера |
Строительство: нарушаются сроки сдачи объектов, не выполняются обязательства, создаются некачественные продукты |
Транспорт. Связь: 1) развитая транспортная инфраструктура; 2) разнообразие видов транспорта общего пользования; 3) крупнейший международный порт юга России; 4) постоянный рост грузовых и пассажирских потоков; 5) наличие развитой инфраструктуры связи и телекоммуникаций; 6) модернизация и расширение услуг связи и телекоммуникаций; 7) участие предприятий связи в проектах крупных европейских и американских компаний; наличие в городе высококвалифицированных специалистов систем связи - выпускников технических специальностей ТТИ ЮФУ |
Транспорт. Связь: 1) многолетняя эксплуатация автомобильных дорог города без достаточных финансовых вложений в их содержание и ремонт; 2) физический и моральный износ технических средств транспортных предприятий; 3) слабая освоенность придорожных территорий федеральных автомагистралей; 4) неразвитость логистического и придорожного сервиса, в том числе для транзитных пассажиров, туристов и грузов; 5) низкая степень стационарной телефонизации частного сектора |
Уровень жизни населения, качество услуг в социальной сфере | |
Преимущества |
Недостатки |
Уровень доходов и занятость населения: 1) ежегодное повышение размера среднемесячной заработной платы и фондов оплаты труда; 2) просроченная задолженность по выплате заработной платы отсутствует; 3) снижение удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума |
Уровень доходов и занятость населения: 1) по величине номинальной начисленной заработной платы по полному кругу предприятий город занимает 5 место по области; 2) дифференциация уровня оплаты труда в разных сферах экономической деятельности, а также между минимальным и максимальным уровнем заработной платы; 3) низкий доход пенсионеров; 4) высокая стоимость жизни, плата за жилье и услуги жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в связи с изношенностью и затратностью его инженерной инфраструктуры; 5) недостаток высокооплачиваемых рабочих мест; 6) существенная скрытая безработица; 7) углубление социального неравенства и проблемы бедности |
Здравоохранение и продолжительность жизни: 1) увеличение показателей рождаемости и снижение показателей смертности населения; 2) возможность пополнения среднего медперсонала за счет выпускников медицинского колледжа города Таганрога; 3) количество постов скорой медицинской помощи для обслуживания населения является оптимальным; 4) оснащенность ЛПУ города современным медицинским оборудованием |
Здравоохранение и продолжительность жизни: 1) качество медицинских услуг не в полной мере соответствует современным нормам и требованиям; 2) показатели заболеваемости и смертности населения города по онкозаболеваниям на протяжении ряда лет остаются самыми высокими в Ростовской области; 3) недостаточный уровень ранней диагностики заболеваний |
Образование: 1) сформировано уникальное образовательное пространство, представленное общеобразовательными учреждениями и учреждениями профессионального образования всех уровней; 2) сбалансированная структура высшего профессионального образования (традиционное радиотехническое направление органично дополнено подготовкой по финансово-экономическим, юридическим и другим специальностям); 3) высокий уровень профессиональной подготовленности педагогов общеобразовательных учреждений; 4) знания выпускников соответствуют требованиям государственных стандартов; 5) результаты обязательных экзаменов в городе Таганроге традиционно выше, чем общие показатели по Ростовской области и России |
Образование: 1) недостаток мест в дошкольных образовательных учреждениях; 2) отставание содержания и технологий образования от современных требований; 3) высокий уровень социального сиротства несовершеннолетних, рост заболеваемости детей и подростков; 4) профессиональное образование не в полной мере отвечает потребностям рынка труда; 5) несформированность механизмов взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда города |
Культура и спорт: 1) постоянное развитие сети культурных учреждений и спортивных сооружений; 2) ежегодное увеличение средств из бюджета города Таганрога на проведение спортивно-массовых мероприятий; 3) повышение численности горожан, занимающихся физической культурой и спортом |
Культура и спорт: 1) в городе недостаточно общедоступных капитальных спортивных сооружений, приспособленных для круглогодичных занятий спортом и проведения спортивных мероприятий; 2) отсутствие массовости в занятиях физкультурой и спортом, приобщении к здоровому образу жизни |
Криминогенная обстановка: 1) общее количество преступлений, совершаемых в городе, имеет тенденцию к снижению; 2) продолжилась тенденция к снижению удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений в общем массиве преступности; 3) снизилось количество преступлений: совершенных ранее судимыми - на 3,1 %; в общественных местах - на 5,9 %; на улицах - на 2,7 %; среди несовершеннолетних - на 31,5 % |
Криминогенная обстановка: 1) отмечается значительный рост преступлений против личности и против собственности граждан, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 2) показатель уровня преступности в расчете на 10 тыс. человек населения города остается высоким - 263 преступления, (в среднем по области - 164) |
Обеспеченность жильем: 1) показатель ввода жилья составил 100,03 % от плана 2009 года; 2) имеются ресурсы для развития жилищного и промышленного строительства |
Обеспеченность жильем: 1) высокая доля ветхого и аварийного жилья; 2) нестабильное финансирование объектов капитального строительства (реконструкции) и капитального ремонта муниципальной собственности; 3) секвестирование (снятие) ранее предусмотренных лимитов финансирования; 4) низкая покупательная способность населения |
Финансовые ресурсы и бюджет города Таганрога | |
Преимущества |
Недостатки |
1) отлаженная система работы Администрации города Таганрога по максимальному получению бюджетных доходов; 2) растущий налоговый потенциал; 3) большие резервы по увеличению налоговых поступлений (за счет роста заработной платы и создания новых рабочих мест; увеличения стоимости имущества организаций путем технического перевооружения и обновления основных фондов действующих предприятий; развития малого и среднего бизнеса); 4) возможность сокращения бюджетных расходов за счет преобразования отдельных бюджетных учреждений в некоммерческие организации и привлечения других организаций к оказанию услуг, финансируемых из бюджета города; 5) действующие в городе кредитные организации являются участниками Системы страхования вкладов; 6) использование принципа концентрации бюджетных ресурсов на важнейших направлениях социально-экономического развития при формировании параметров бюджета города |
1) в экономике города остро ощущается нехватка финансовых ресурсов; 2) банковскими организациями пересмотрены системы оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков и населения в сторону ужесточения; 3) увеличился временной разрыв между подачей кредитной заявки и получением кредита; 4) возможность влияния внешних факторов на стабильность финансово-кредитной системы; 5) постоянный рост объема полномочий органов местного самоуправления без полного их обеспечения доходными источниками приводит к нарастанию дисбаланса между доходами и расходами бюджета города Таганрога, формированию значительной кредиторской задолженности |
Малое и среднее предпринимательство | |
Преимущества |
Недостатки |
1) благоприятный деловой климат, способствующий значительному ежегодному росту числа субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличению его оборота и вклада в экономику города; 2) сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого и среднего предпринимательства в финансовой, имущественной, информационной, консалтинговой и иных видах поддержки; 3) возможность для обеспечения трудовой занятости значительной части населения города, в том числе молодежных контингентов трудоспособного населения и лиц из числа социально слабо защищенных групп; 4) уменьшение зависимости населения от градообразующих предприятий, 5) активное развитие производственной составляющей в деятельности малого предпринимательства |
1) физический износ части основных средств и недостаток собственных оборотных средств для их обновления, особенно на промышленных предприятиях; 2) сложность процедуры государственной регистрации малого и среднего предпринимательства; 3) отсутствие свободного муниципального имущества, предоставляемого в аренду для ведения предпринимательской деятельности; 4) неоптимальная структура малого и среднего предпринимательства; 5) недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства |
Инновационная сфера | |
Преимущества |
Недостатки |
1) на территории города осуществляют свою деятельность: 2 государственных высших учебных заведения (ТТИ ЮФУ с численностью студентов дневного обучения - 6296 чел.; Таганрогский Государственный педагогический институт им. А.П. Чехова с численностью студентов дневного обучения - 2790 чел.), 5 филиалов высших учебных заведений других территорий, одно негосударственное высшее учебное заведение (Таганрогский институт управления и экономики); 2) активная работа органов местного самоуправления по созданию условий развития инновационной инфраструктуры и поддержки инновационной деятельности на территории города Таганрога (приняты Решение Городской Думы от 05.05.2009 N 22 "Об утверждении положения о муниципальной поддержке инновационной деятельности на территории города Таганрога", постановление Администрации города Таганрога от 13.11.2009 N 5560 "Об утверждении долгосрочной целевой программы развития инновационной деятельности на территории города Таганрога на 2010 - 2012 годы"; 3) ведется реестр инновационных проектов и предприятий города Таганрога; 4) высокий уровень развития промышленности и науки; 5) высококвалифицированные научные кадры |
1) отток высококвалифицированных научных кадров; 2) наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные, с точки зрения их коммерческого применения, результаты научно-технической деятельности; 3) слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в том числе в рамках системы воспроизводства научных кадров, подготовки специалистов под конкретные направления инновационной деятельности; 4) низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также для частных инвесторов и кредитных организаций об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью; 5) несоответствие развития инновационных процессов в городе потребностям инновационной экономики |
Инвестиционный потенциал | |
Преимущества |
Недостатки |
1) инвестиционно привлекательное расположение города в центре наиболее экономически развитого региона области и Юга России, на пересечении автомобильных магистралей страны; 2) благоприятные природные ресурсы и условия; 3) развитая инженерная инфраструктура; избыток трудовых ресурсов; 4) мощный многоотраслевой промышленный потенциал; 5) развитая образовательная система и высокий научный потенциал города; 6) стабильная общественно-политическая ситуация; 7) достаточное количество кредитных ресурсов; 8) благоприятный инвестиционный климат и административная поддержка инвесторов; 9) наличие, в том числе в муниципальной собственности, участков, пригодных для инвестиций, промышленной, деловой и жилой застройки; 10) международная известность города; 11) высокий потенциал привлечения средств для развития сферы досуга, отдыха, туризма |
необходимость прокладки дополнительных коммуникаций к промышленной зоне |
Состояние окружающей среды (техногенная нагрузка, экология, оздоровление окружающей среды) | |
Преимущества |
Недостатки |
1) наличие рекреационных зон в черте города; 2) ежегодное увеличение объемов финансирования на природоохранные мероприятия; 3) модернизация оборудования промышленных предприятий, оснащение источников выбросов пылегазоочистными установками; 4) проводится мониторинг влияния накопителей и полигонов размещения бытовых и промышленных отходов на окружающую среду; 5) повышение экологической культуры, в особенности молодежи |
1) ряд предприятий размещается в непосредственной близости от жилой застройки без соблюдения необходимых санитарно-защитных зон; 2) незначительное количество промышленных предприятий |
Наиболее полное использование выявленных преимуществ в контексте благоприятных возможностей внешней среды и нивелирование недостатков и неблагоприятных внешних обстоятельств, которые надо постоянно держать в поле зрения и пытаться корректировать, позволит добиться положительных результатов в процессе реализации настоящей Стратегии.
Следует отметить, что на устранение негативных тенденций социально-экономического развития города Администрация города Таганрога направляет значительные усилия и ресурсы. При этом приоритетным является повышение уровня жизни населения и рост экономики путем привлечения в нее инвестиций. За последние годы разработаны и реализованы разнообразные программы и проекты, принят ряд нормативных документов, позволяющих активизировать экономические и социальные процессы в городе.
В городе Таганроге ведется работа по реализации федеральных, региональных, муниципальных программ в различных сферах деятельности. Перечень городских долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, действующих на 01.01.2011, приведен в таблице 13 приложения.
Цели муниципальных программ соответствуют целям и приоритетам социально-экономического развития города, направлениям структурной и научно-технической политики, прогнозам развития потребностей и финансовых ресурсов, результатам анализа экономического, социального и экологического состояния города Таганрога.
Недостаточная проработанность механизмов по сопряжению интересов населения, бизнес-сообщества и органов власти в отношении приоритетов развития города является одним из ограничительных элементов для планирования стратегического развития. С этой целью на основе обобщения материалов эмпирических исследований, обзоров развития муниципальных образований Ростовской области и накопленного практического опыта по разработке стратегий проведен анализ интересов и приоритетов субъектов развития города Таганрога.
Таблица 17
Анализ интересов и приоритетов субъектов развития
города Таганрога (8)
Социальная сфера |
Экономическая сфера |
||||
Интересы |
Приоритеты |
Интересы |
Приоритеты |
||
Жители города | |||||
1) занятость и уровень реальных доходов; качество жизни и доступность социальных услуг; 2) качество жизни и доступность социальных услуг; 3) качественное образование; 4) востребованность на рынке труда полученной специальности; 5) уровень преступности; 6) качество среды обитания |
1) достойная заработная плата; 2) здоровье близких людей; 3) доступность и адекватность образования; 4) комфортное жилье; 5) высокое качество услуг; 6) социальные гарантии и социальная защита; 7) здоровая и комфортная городская среда для проживания |
развитие организаций промышленности, строительства, транспорта, связи, финансовых и кредитных институтов, оптово-розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг, предприятий жизнеобеспечения |
1) производительность и охрана труда; 2) доступ к ценным и качественным ресурсам: транспортным, инфраструктурным, информационным, деловым, финансовым; потребительским и сбытовым рынкам; 3) высокое качество товаров и услуг |
||
Бизнес-структуры | |||||
1) качество трудовых ресурсов; 2) возможность научного и кадрового сопровождения развития предприятия; 3) развитость государственно-частного партнёрства; 4) правовое и налоговое регулирование рынка инвестиций |
1) предсказуемость и стабильность для ведения бизнеса; 2) рост возможностей для развития бизнеса; 3) развитие партнерских отношений с органами власти |
1) инвестиционная привлекательность бизнеса; 2) развитость инфраструктуры, транспортно-логистических комплексов; 3) развитость рынков сбыта; 4) наличие современных офисных помещений |
1) увеличение доходов от производственной и предпринимательской деятельности; 2) высокий уровень развития производственной инфраструктуры |
||
Общественные организации | |||||
духовные или иные нематериальные потребности населения города |
реализация прав и законных интересов, достижение уставных целей объединившихся граждан |
|
|
||
Органы местного самоуправления | |||||
1) политическая и социальная стабильность в городе; 2) обеспечение занятости населения; 3) демографическая ситуация в городе; 4) доступность для населения и качество образовательных и медицинских услуг; 5) экологическая обстановка; 6) уровень доходов населения; 7) охрана общественного порядка; 8) обеспеченность благоустроенным жильем |
1) охрана здоровья населения; 2) повышение уровня и качества жизни; 3) регулирование социально-демографических процессов; 4) социальная защита населения; 5) развитие социальной инфраструктуры; 6) развитие международного сотрудничества; 7) эффективное управление; 8) жилищная проблема города; 9) улучшение экологической ситуации |
1) развитие и эффективное использование экономического потенциала города; 2) увеличение налоговой базы; 3) целевое развитие перспективных направлений развития города; 4) инвестиционная привлекательность города; 5) инвестиционная активность в городе; 6) прибыльность и рентабельность деятельности предприятий; развитость рыночной инфраструктуры; 7) высокая конкурентоспособность товаров и услуг города; 8) применение инновационных технологий в производствах |
1) устойчивый экономический рост; 2) рост доходов бюджета города Таганрога; 3) конкурентоспособность местных товаров и услуг; 4) становление новых высокотехнологичных производств; 5) совершенствование развития финансовой системы города; 6) поддержка предпринимательства; 7) развитие партнерских отношений с бизнес-сообществом; 8) обеспечение условий диверсификации экономики и рационального размещения производительных сил |
Таким образом, экспертная интерпретация полученного в результате исследования материала позволила обозначить точки сопряжение субъектов развития города (бизнес-структуры, население, общественные организации и другие) сквозь призму развития наиболее важных и принципиальных направлений.
В современных условиях выявленные противоречия между потребностями развития города и сложившимся недостаточным уровнем инвестиций, не обеспечивающим простого воспроизводства основного капитала и пополнения собственных оборотных средств на многих предприятиях города, увеличивающиеся потребности в финансировании социальной сферы привели к необходимости поиска новых секторов деятельности с наиболее выгодным вложением инвестиций, которые будут способствовать увеличению доходов хозяйствующих субъектов и городского бюджета.
На основании проведенного на 1-м этапе анализа определены следующие "точки роста" города Таганрога на период до 2020 года:
а) научное сопровождение деятельности промышленного комплекса города в сопряжении с системой непрерывного профессионального образования как предпосылки роста интеллектуального и научного потенциала, подготовки квалифицированных кадров в соответствии с направлениями модернизации отраслевой структуры экономики города Таганрога;
б) диверсификация промышленного производства;
в) развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе венчурного, ориентированного на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике (в разрезе институциональной структуры экономики города);
г) развитие строительной и транспортной сети;
д) сфера рекреационных услуг как основа обеспечения населения города современными формами досуга, отдыха, туризма, спорта.
Фундаментальной основой реализации "точек роста" должны стать инновации во всех отраслях и сферах деятельности.
Указанное не означает, что вклад инвестиций в другие сферы деятельности должен быть уменьшен или прекращен. В данном случае речь идет о новых, дополнительных источниках прибыли для бюджета города Таганрога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.