Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Ростовская область является субъектом Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Площадь области составляет 10 096,7 тыс. га, численность населения на 1 января 2012 г. составляет 4 298 432 человека. В состав Ростовской области входят 55 административно-территориальных образований: 12 городских округов и 43 муниципальных района, в которых, в свою очередь, насчитывается 18 городских и 390 сельских поселений.
Ростовская область является одним из крупнейших на юге страны центров многоотраслевой промышленности, развитого сельского хозяйства, науки и культуры.
Одной из наиболее актуальных экологических проблем Ростовской области является проблема ТБО.
Основные показатели существующей системы обращения с ТБО на территории муниципальных образований Ростовской области отражены в таблице.
Таблица
Основные показатели
существующей системы обращения с ТБО на территории муниципальных образований Ростовской области
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Административно-территориальное деление |
единиц |
|
1.1. |
Административно-территориальные образования |
|
55 |
1.2. |
Административно-территориальные единицы |
|
408 |
1.3. |
Муниципальные образования |
|
463 |
1.4. |
Населенные пункты |
|
2294 |
2. |
Площадь территории |
тыс. га |
10 096,7 |
3. |
Численность населения на 1 января 2012 г. |
человек |
4 298 432 |
4. |
Специализированные организации, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению ТБО |
|
|
4.1. |
Количество |
единиц |
132 |
4.2. |
Имеющие лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению ТБО I - IV класса опасности |
штук |
56 |
4.3. |
Площадь территорий организаций |
га |
5448,2 |
4.4. |
Площадь производственных помещений |
тыс. кв. м |
107,1 |
4.5. |
Численность сотрудников |
человек |
7 965 |
4.6. |
Численность производственных рабочих |
человек |
5 766 |
4.7. |
Объем вывезенных ТБО |
куб. м / год |
6 835 826 |
5. |
Специализированная техника |
единиц |
1 658 |
5.1. |
Спецтранспорт для вывоза ТБО |
|
543 |
5.2. |
Спецтранспорт для вывоза жидких бытовых отходов |
|
103 |
5.3. |
Спецтранспорт для механизированной уборки дорожных покрытий |
|
109 |
5.4. |
Другая спецтехника |
|
917 |
6. |
Количество контейнеров |
штук |
37 951 |
7. |
Количество контейнерных площадок |
единиц |
10 870 |
8. |
Объекты размещения ТБО |
штук / га |
713/1 837,2 |
8.1. |
Полигон ТБО |
|
16/126,6 |
8.2. |
Санкционированные свалки |
|
337/1 074,4 |
8.3. |
Несанкционированные свалки |
|
195/340,1 |
8.4. |
Законсервированные свалки |
|
165/296,2 |
На территории области ежегодно образуется 1 866 тыс. тонн ТБО и 1 006,6 тыс. тонн отходов промышленного и сельскохозяйственного производства. Ситуация, сложившаяся в сфере обращения с промышленными, биологическими и медицинскими отходами, проанализирована в отчете по научно-исследовательской работе "Региональная комплексная система управления отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами Ростовской области". Учитывая то, что вопросы обращения с медицинскими и биологическими отходами не регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", формирование областных систем управления медицинскими и биологическими отходами целесообразно осуществлять в рамках областных долгосрочных целевых программ.
В 2011 году специализированными предприятиями Ростовской области было вывезено для захоронения 6 835 826 куб. м ТБО. Охват потребителей услуг планово-регулярной очисткой составляет 40 процентов от общей численности населения. В отдельных населенных пунктах организованное удаление ТБО отсутствует, ТБО вывозятся самими жителями на несанкционированные свалки или сжигаются.
При организованном сборе и вывозе ТБО на территории муниципальных образований Ростовской области применяются две системы удаления ТБО:
контейнерная, с несменяемыми сборниками, предусматривающая накопление ТБО в местах временного хранения, оснащенных контейнерами, и периодическую санитарную обработку контейнеров на месте;
бесконтейнерная, предусматривающая накопление ТБО в таре потребителей и погрузку в мусоровозы, в том числе самими потребителями услуг.
Всего на балансах муниципальных образований, специализированных организаций по санитарной очистке и прочих организаций числится 37 951 контейнер, расположенный на 10 870 контейнерных площадках. На территории Боковского, Веселовского, Верхнедонского Куйбышевского, Мартыновского, Неклиновского, Обливского, Родионово-Несветайского, Советского и Чертковского районов контейнерные площадки отсутствуют.
На территории области применяются контейнеры и бункеры вместимостью 0,43 - 25 куб. м из листовой стали. В городе Ростове-на-Дону также используются евроконтейнеры вместимостью 1,1 куб. м.
Действующие в настоящее время среднегодовые нормы накопления ТБО находятся в пределах 1,0 - 2,8 куб. м/год на 1 человека. Порядок разработки действующих норм накопления ТБО не соответствует рекомендациям по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР.
Тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО для населения колеблются от 82,5 руб./куб. м (ООО "Тепловодоканал" Обливского района) до 492,3 руб./куб. м (МУП "Зерноградское" Мечетинского сельского поселения Зерноградского района). Существующая практика формирования тарифов на базе фактических затрат за предшествующий период и использование устаревших, не отвечающих современным требованиям норм и нормативов, не обеспечивает финансовой устойчивости специализированных организаций и делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов для их развития.
Санитарную очистку территорий населенных пунктов области осуществляют 132 специализированные организации, из которых только 59 имеют лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению ТБО I - IV класса опасности.
На балансе специализированных организаций состоит 1 658 единиц техники, в том числе 543 мусоровоза для вывоза ТБО.
На территории г. Ростова-на-Дону функционирует мусороперегрузочная станция, расположенная по адресу: пер. Ахтарский, 8, на которой применяется прямая перегрузка ТБО из мусоровозов сравнительно малой вместимости в крупнотоннажные мусоровозы.
Имеющийся парк спецтехники не обеспечивает всего комплекса работ по санитарной очистке территорий населенных пунктов, применяемые машины экономически неэффективны при выполнении технологических процессов погрузки, транспортировки и выгрузки ТБО, что, соответственно, не позволяет совершенствовать существующую систему санитарной очистки.
Сложившаяся на территории Ростовской области система обращения с ТБО основана на захоронении основной массы образующихся ТБО. Механизированная сортировка ТБО осуществляется только на 3-х мусоросортировочных комплексах (далее - МСК):
МСК (участок N 1), расположенный на территории ОАО "Полигон" г. Ростова-на-Дону, введен в эксплуатацию в 2008 году. Мощность МСК составляет 100 тыс. тонн/год.
МСК (участок N 2), расположенный в г. Ростове-на-Дону, ул. Инженерная, 20, введен в эксплуатацию в 2003 году. Мощность МСК составляет 20 тыс. тонн/год.
МСК, расположенный в г. Новочеркасске, ул. Крайняя, 61, введен в эксплуатацию в 2012 году. Мощность МСК составляет 70 тыс. тонн/год.
На сегодняшний день на территории Ростовской области расположено 713 объектов размещения ТБО общей площадью 1 837,2 га, в том числе:
16 полигонов ТБО общей площадью 126,6 га;
337 санкционированных свалок общей площадью 1 074,4 га;
195 несанкционированных свалок общей площадью 340,1 га;
165 законсервированных свалок общей площадью 296,2 га.
Существующие объекты характеризуются длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду. Обустройство и содержание объектов не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО. Вместе с ТБО на объекты поступает большое количество опасных ТБО: отработанные люминесцентные и энергосберегающие лампы, отработанные аккумуляторы, сложная бытовая и офисная техника, нефтесодержащие отходы, биологические и медицинские отходы и тому подобное.
В состав ТБО входит до 80 процентов вторичных материальных ресурсов: макулатуры, лома черных и цветных металлов, полимерных материалов, стекла, текстильных отходов, пищевых отходов и т.д. Сбор, переработку и реализацию ВМР осуществляют 56 предприятий. В структуре предприятий по сбору ВМР преобладают пункты приема лома черных и цветных металлов. Основная масса ВМР захоранивается совместно с ТБО.
На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с ТБО и ВМР на территории Ростовской области являются:
1. Несовершенство действующего федерального законодательства, регулирующего обращение с ТБО и ВМР.
2. Отсутствие эффективной системы управления ТБО и ВМР.
3. Несовершенство систем учета и контроля образования ТБО и ВМР, их движения.
4. Неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке.
5. Отсутствие современных полигонов для размещения ТБО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
6. Использование физически и морально устаревшей спецтехники, не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям.
7. Отсутствие необходимого количества контейнеров и контейнерных площадок.
8. Необходимость рекультивации существующих объектов размещения ТБО.
9. Отсутствие организованной системы сбора ВМР.
10. Отсутствие производственной базы по механизированной сортировке ТБО и переработке ВМР в товарную продукцию.
11. Несовершенство тарифной политики.
12. Неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.
Таким образом, ситуация в сфере обращения с ТБО и ВМР на территории Ростовской области характеризуется продолжающимся загрязнением окружающей среды, усилением причинения вреда здоровью и благополучию населения, а также нерациональным использованием природных и вторичных материальных ресурсов.
Дальнейшее развитие системы обращения с ТБО и ВМР в Ростовской области может осуществляться по 3 вариантам: инерционному, оптимистическому и инновационному.
В результате анализа передовых методов управления ТБО, применяемых в регионах Российской Федерации и странах Европейского Союза, для Ростовской области принят третий, инновационный вариант развития системы обращения с ТБО и ВМР, основанный на строительстве 8 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (далее - МЭОК), в том числе:
Волгодонской МЭОК (муниципальное образование (далее - МО) "Город Волгодонск", МО "Волгодонской район", МО "Дубовский район", МО "Заветинский район", МО "Зимовниковский район", МО "Мартыновский район", МО "Орловский район", МО "Ремонтненский район", МО "Семикаракорский район", МО "Цимлянский район");
Красносулинский МЭОК (МО "Город Гуково", МО "Город Донецк", МО "Город Зверево", МО "Город Каменск-Шахтинский", МО "Город Новошахтинск", МО "Город Шахты", МО "Белокалитвинский район", МО "Каменский район", МО "Константиновский район", МО "Красносулинский район", МО "Октябрьский район", МО "Родионово-Несветайский район", МО "Усть-Донецкий район");
Миллеровский МЭОК (МО "Боковский район", МО "Верхнедонской район", МО "Кашарский район", МО "Миллеровский район", МО "Тарасовский район", МО "Чертковский район", МО "Шолоховский район");
Морозовский МЭОК (МО "Милютинский район", МО "Морозовский район", МО "Обливский район", МО "Советский район", МО "Тацинский район");
Мясниковский МЭОК (МО "Город Ростов-на-Дону", МО "Мясниковский район");
Неклиновский МЭОК (МО "Город Таганрог", МО "Куйбышевский район", МО "Матвеево-Курганский район", МО "Неклиновский район");
Новочеркасский МЭОК (МО "Город Азов", МО "Город Батайск", МО "Город Новочеркасск", МО "Азовский район", МО "Аксайский район", МО "Багаевский район", МО "Веселовский район", МО "Кагальницкий район");
Сальский МЭОК (МО "Егорлыкский район", МО "Зерноградский район", МО "Песчанокопский район", МО "Пролетарский район", МО "Сальский район", МО "Целинский район").
В состав каждого из МЭОК должны входить следующие объекты:
1. Участок захоронения брикетов ТБО, не подлежащих переработке.
2. Участок механической сортировки ТБО.
3. Участок компостирования органической части ТБО.
4. Участок термического обезвреживания биологических и медицинских отходов, поступающих в составе ТБО.
Красносулинский МЭОК должен иметь статус технопарка и обеспечивать переработку ВМР, собираемых на всей территории Ростовской области. В состав технопарка, кроме перечисленных объектов, входящих в МЭОК, должны входить:
1. Учебно-сертификационный центр.
2. Экспоплощадки для практической демонстрации технологий и оборудования.
3. Информационно-мониторинговый центр с областной базой данных кадастра ТБО.
4. Логистический центр управления потоками ТБО и ВМР.
5. Производственная база по промышленной переработке ВМР.
Достоинствами данного варианта являются:
консолидация бюджета для реализации мероприятий по развитию системы обращения с ТБО и ВМР;
привлечение инвесторов для строительства и эксплуатации МЭОК;
возможность создания на территории области современных отходоперерабатывающих предприятий;
обеспечение реализации государственной политики в области обращения с ТБО, направленной на максимальное использование ТБО в качестве ВМР.
Реализация инновационного варианта развития системы обращения с ТБО и ВМР потребует:
формирования комплексной системы управления ТБО и ВМР на территории Ростовской области;
создания на территории Ростовской области единой правовой базы в области обращения с ТБО и ВМР;
создания новых организационных структур (межмуниципальные управленческие органы, региональный оператор в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества и т.п.);
заключения межмуниципальных соглашений о порядке строительства и эксплуатации МЭОК.
Развитие комплексной системы управления ТБО и ВМР на территории Ростовской области должно основываться на следующих принципах:
системность - создание эффективной системы управления ТБО и ВМР;
комплексная переработка отходов и ВМР - внедрение системы сбора ВМР на специализированных приемных пунктах, организация сортировки ТБО и переработки (первичной переработки) ВМР на специализированных предприятиях, захоронение брикетов ТБО, не подлежащих переработке, на современных полигонах, отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
использование различных источников финансирования - областного, местных бюджетов, внебюджетных источников.
Проблема ТБО является комплексной, охватывает все сферы экономики Ростовской области и жизнедеятельности населения и усугубляется не только ростом объемов образования ТБО, но и большим количеством ТБО, накопленных за предыдущие годы. Для решения данной проблемы необходимы единый подход, координация действий областных и местных органов власти, инвесторов, общественных организаций и населения.
Областная система управления ТБО и ВМР должна основываться на соответствующих муниципальных системах. Развитие муниципальных систем сбора, транспортировки и переработки ТБО и ВМР должно строиться с учетом местных условий (площадь территории, численность населения, структура расселения, состояние дорожной сети, существующие объекты санитарной очистки, финансовые возможности) посредством реализации соответствующих муниципальных целевых программ.
Исходя из реальной экономической ситуации, необходимо поэтапное формирование системы управления ТБО и ВМР. Первоочередной задачей является оптимизация сбора ТБО и ВМР, их транспортировки, переработки и захоронения при неизменной долгосрочной стратегии перехода от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке на основе применения современных технологий.
Программа разработана в соответствии с основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и является одним из инструментов для решения приоритетных задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067.
На ход реализации Программы могут оказать влияние следующие риски:
правовые - задержка принятия запланированных правовых актов может существенно снизить результативность Программы, ужесточение экологических стандартов и требований может привести к необходимости значительного увеличения инвестиций;
организационные - задержка реализации мероприятий Программы в результате некомпетентных действий отдельных исполнителей мероприятий;
макроэкономические - обусловлены влиянием изменения состояния мировых финансовых рынков и деловой активности, наполняемости бюджетов всех уровней, что может отразиться на размерах бюджетного финансирования и сократить объем инвестиций, привлекаемых для реализации мероприятий Программы;
финансовые - связаны с задержкой реализации отдельных мероприятий Программы в результате задержки финансирования или недостаточного финансирования со стороны областного, местных бюджетов и внебюджетных источников;
социальные - возможно снижение эффективности отдельных мероприятий Программы за счет неготовности населения к активному участию в их реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.