Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
города Таганрога
от 24.10.2012 N 3870
Долгосрочная целевая программа
развития субъектов малого и среднего предпринимательства
в городе Таганроге на 2015 - 2018 годы
Паспорт программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Таганроге на 2015 - 2018 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Областной закон от 13.05.2008 N 20-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области". Постановление Администрации города Таганрога от 20.08.2009 N 3789 "О городских долгосрочных целевых программах и ведомственных целевых программах" |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация города Таганрога |
Разработчик Программы |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Основная цель Программы |
Обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) |
Основные задачи Программы |
Повышение роли малого и среднего бизнеса в улучшении условий жизни населения. Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития города Таганрога |
Наполнение рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера | |
Увеличение числа субъектов МСП | |
Увеличение налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты всех уровней | |
Повышение инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства | |
Сроки реализации Программы |
2015 - 2018 годы |
Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий |
Паспорт Программы. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. 3. Система программных мероприятий. 6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы. Приложение N 1: Перечень системных мероприятий долгосрочной целевой Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Таганроге на 2015 - 2018 годы. Приложение N 2: Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства - претендентам на получение финансовых форм поддержки из средств бюджета города Таганрога. Приложение N 3: Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП |
Исполнители Программы |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога. Структурные подразделения и органы Администрации города Таганрога совместно с организациями, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, Таганрогской межрайонной торгово-промышленной палатой, ГУ "Центр занятости населения г. Таганрога", банковскими учреждениями, микрофинансовыми организациями, лизинговыми компаниями, общественными объединениями предпринимателей города Таганрога |
Объем и источники финансирования Программы* |
Общий объем финансирования Программы на 2015 - 2018 годы составит 22 250 260,0 тыс. рублей, в том числе: 1) средства бюджета города Таганрога - 71 160,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 16740,0 тыс. рублей; 2016 год - 17340,0 тыс. рублей; 2017 год - 18140,0 тыс. рублей; 2018 год - 18940,0 тыс. рублей; средства Фонда софинансирования расходов муниципальным образованиям, в том числе: 2015 - 2018 год - в пределах выделенных ассигнований на конкурсной основе; внебюджетные средства 22 179 100,0 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 5 544 075,0 тыс. рублей; 2016 год - 5 544 575,0 тыс. рублей; 2017 год - 5 545 075,0 тыс. рублей; 2018 год - 5 545 575,0 тыс. рублей. * Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов. Программа финансируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию Решением Городской Думы города Таганрога на очередной финансовый год. Внебюджетные источники: 1) средства коммерческих банков - кредитные ресурсы, заявленные банками для кредитования субъектов МСП в соответствии с письмами банков; 2) средства участников из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (прогнозируются как возможный источник средств, в некоторых случаях без указания конкретных сумм, на основании писем организаций). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы*(1) |
Увеличение числа малых и средних предприятий в г. Таганроге. Обеспечение роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях города Таганрога. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. Увеличение размера среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Координацию деятельности исполнителей, соисполнителей Программы осуществляет управление экономического развития Администрации города Таганрога. Контроль за реализацией Программы осуществляют первый заместитель Главы Администрации города Таганрога, Финансовое управление г. Таганрога |
*(1) Данные показатели могут быть скорректированы при защите прогноза социально-экономического развития г. Таганрога на 2015 - 2018 годы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП - организации, включенные в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП г. Таганрога, формируемый и обновляемый управлением экономического развития Администрации города Таганрога. Требования, предъявляемые к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, изложены в приложении N 3 к настоящей Программе;
микрофинансовые организации - юридические лица, зарегистрированные в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющие микрофинансовую деятельность на территории города Таганрога и внесенные в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";
молодежное предпринимательство - предпринимательская деятельность, осуществляемая индивидуальными предпринимателями до 30 лет; юридическими лицами, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 процентов, юридическими лицами, руководителями которых являются граждане в возрасте до 30 лет.
Для целей настоящей Программы используются следующие сокращения:
АНО "Центр РСЭИ" |
Автономная некоммерческая организация "Центр региональных социально-экономических исследований" |
БИ на базе ФППиРК |
Бизнес-инкубатор на базе НО "Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции" |
вуз |
Высшее учебное заведение |
ГКУ ЦЗН |
Государственное казенное учреждение центр занятости населения города Таганрога |
КАиГ |
Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога |
КСАПИ |
Комитет социального анализа, прогнозирования и информации |
КУИ |
Комитет по управлению имуществом г. Таганрога |
ОМЗ |
Отдел муниципального заказа Администрации города Таганрога |
ОМС |
Отдел международных связей Администрации города Таганрога |
СМСП |
Субъекты малого и среднего предпринимательства |
ссуз |
Среднее специальное учебное заведение |
ТАРП |
Таганрогское агентство развития предпринимательства |
ТМТПП |
Таганрогская межрайонная торгово-промышленная палата |
УО |
Управление образования г. Таганрога |
УЭР |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
УПРТУ |
Управление потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Таганрога |
ФППиРК |
Некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции" г. Таганрога |
Сравнительный анализ показателей деятельности малого сектора экономики города Таганрога указывает на стабильно положительную динамику его развития.
По всем основным показателям развития малого и среднего предпринимательства город Таганрог входит в список территорий области, где малый бизнес активно развивается и считается одной из основных составляющих городской экономики.
Программный подход к проблемам малого и среднего предпринимательства города Таганрога позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов МСП.
Динамика показателей по субъектам МСП
N п/п |
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста (2018 / 2015) (%) |
1 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП |
17142 |
173 8 2 |
17573 |
17837 |
104,1 |
2 |
Среднесписочная численность на малых и средних предприятиях (тыс. чел.) |
25,27 |
25,8 |
26,1 |
26,6 |
105,4 |
3 |
Средняя зарплата на малых предприятиях, руб. (без микро) |
20995,6 |
21373,5 |
21694,1 |
22149,7 |
105,5 |
4 |
Оборот малых и средних предприятий (млрд руб.) |
74,9 |
76,3 |
77,8 |
79,3 |
105,8 |
5 |
Инвестиции в основной капитал (млн руб.) |
1684,7 |
1723,4 |
1763,1 |
1803,6 |
107,1 |
По таким показателям, как количество субъектов МСП, среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях, оборот малых и средних предприятий, город Таганрог занимает второе место в Ростовской области.
В процессе реализации предыдущих программ особое внимание было направлено на создание инфраструктуры поддержки предпринимательства и совещательных органов при Администрации города Таганрога. За годы реализации программ сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки. В городе действуют:
Некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции" (НО ФППиРК). В рамках его работы осуществляется предоставление краткосрочных займов, помощь безработным гражданам, направленным Центром занятости населения г. Таганрога, юридическое и экономическое консультирование, помощь в подготовке пакетов документов по программам субсидирования, проведение семинаров и т.п.;
Таганрогский бизнес-инкубатор на базе НО "ФППиРК". Предоставляет помещения под офис, оргтехнику, пользование сетью "Интернет", копировальную и факсимильную технику, оказывает юридическое и экономическое консультирование;
Таганрогская межрайонная торгово-промышленная палата. Объединяет более 70 членов из числа крупных, средних и малых предприятий. ТМТПП оказываются услуги по сертификации, оценке, экспертизе товаров, по развитию внешнеэкономической деятельности, информационно-консультационные и маркетинговые услуги. Кроме того, при ТМТПП действует третейский суд для разрешения экономических споров;
Некоммерческое партнерство "Таганрогское агентство развития предпринимательства". Агентство занимается вовлечением молодежи в предпринимательство, проведение семинарских занятий по теме "Введение в предпринимательство";
НТЦ "Технопарк "Таганрог". Предоставляет помещения, услуги связи, информационную, консалтинговую поддержку предприятий инновационной сферы, участвует в подготовке и реализации инновационных проектов.
В городе Таганроге ежеквартально проводятся заседания Координационного Совета по предпринимательству, где заслушивается информация об общественной экспертизе проектов муниципальных нормативных актов, затрагивающих интересы широкого круга субъектов МСП, обсуждаются вопросы, касающиеся интересов предпринимателей города.
Обобщая вышеизложенное, в целом можно отметить положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.
Однако наряду с положительными тенденциями остаются проблемы, препятствующие развитию бизнеса в городе Таганроге:
недостаток собственных и заемных средств у субъектов МСП;
недостаточность методологического и организационного обеспечения;
значительная разница в официальной оплате труда работников малых предприятий, крупных и средних;
Все перечисленные проблемы требуют программного решения, консолидирующего ресурсы и координирующего усилия предпринимателей и их объединений с действиями органов местного самоуправления.
Реализация мер по содействию развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования требует комплексного и последовательного подхода, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий Программы по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса контроля.
Выбор программных мероприятий и определение объемов их финансирования обусловлены оценкой их вклада в решение задач, связанных с обеспечением достижения главной цели Программы, а также оценкой результатов, достигнутых в ходе реализации предыдущих программ развития малого и среднего предпринимательства.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
Программы, а также целевые индикаторы и показатели
Стратегической целью Программы является обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов МСП. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
повышение роли малого и среднего бизнеса в улучшении условий жизни населения;
обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;
наполнение рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
увеличение числа субъектов МСП;
увеличение налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты всех уровней;
повышение инвестиционной активности субъектов МСП.
На срок действия Программы определены следующие приоритетные для муниципального образования направления, в которых необходимо стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства:
промышленное производство и инновационная деятельность;
деятельность в области спорта;
производство и переработка сельхозпродукции;
коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;
здравоохранение и платные социальные услуги;
ремесленничество и народные художественные промыслы;
защита окружающей среды;
въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс;
общественное питание в учреждениях образования.
Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач необходимо реализовать мероприятия Программы в 4-летний период, с 2015-го по 2018 год. При этом ряд мероприятий будет осуществляться в течение всего срока действия Программы, а некоторые мероприятия должны быть реализованы поэтапно.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
темп роста числа малых и средних предприятий в Ростовской области. В 2018 году к 2015 году он должен составлять не менее 104,1 %;
темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях в 2018 году к 2015 году должен составить не менее 105,4 %;
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2018 году должна составить не менее 28,1 %;
темп роста среднемесячной заработной платы на малых предприятиях в 2018 году к 2015 году должен составить не менее 105,5 %.
3. Система программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы предполагается достичь за счет реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий.
Программные мероприятия направлены на решение задач Программы и обеспечивают преемственность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципального образования.
Мероприятия, предлагаемые к реализации, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе. Мероприятия скомпонованы по 6 разделам с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации. Основные разделы мероприятий Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на муниципальном уровне, а именно:
расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования;
поддержка субъектов МСП, осуществляющих приоритетный вид деятельности, и инфраструктуры поддержки субъектов МСП;
поддержка начинающих предпринимателей, вовлечение молодежи в предпринимательство;
имущественная поддержка субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки;
поддержка внешнеэкономической деятельности, развитие международного и межрегионального сотрудничества МСП;
консалтинговая поддержка. Методическое, аналитическое, организационное обеспечение деятельности субъектов МСП.
Ресурсное обеспечение Программы составляют средства из бюджетных и внебюджетных источников:
средства бюджета города Таганрога;
средства Фонда софинансирования расходов муниципальным образованиям (предоставляются на конкурсной основе);
средства коммерческих банков;
средства соисполнителей Программы.
Объем финансирования Программы корректируется в пределах средств, предусмотренных соответствующим бюджетом, а также в рамках средств, выделенных соисполнителями Программы на планируемый период.
4. Нормативное обеспечение Программы
Порядок направления и основные условия использования средств бюджета г. Таганрога, а также предоставления финансовой поддержки устанавливаются постановлениями Администрации города Таганрога и другими муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок формирования и ведения реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на территории города Таганрога, порядок проведения рейтингового конкурса "Лучший предприниматель города Таганрога" регламентируются отдельными постановлениями Администрации города.
В процессе реализации Программы с учетом принятия федеральных, областных или муниципальных нормативных правовых актов могут разрабатываться и приниматься нормативные правовые акты, необходимые для реализации программных мероприятий.
5. Механизм реализации Программы, организация управления
и контроль за ходом ее реализации
Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет управление экономического развития Администрации города Таганрога, которое:
подготавливает и предоставляет отчеты об исполнении Программы и эффективности использования средств за год и за весь период действия Программы, которые подлежат утверждению постановлением Администрации города Таганрога не позднее одного месяца до дня внесения отчета об исполнении бюджета города Таганрога;
доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию посредством размещения в СМИ;
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города Таганрога, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы.
В случае принятия решения о сокращении бюджетных ассигнований или досрочном прекращении реализации Программы и при наличии заключенных во исполнение Программы муниципальных контрактов и/или договорных обязательств в бюджете города Таганрога предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов (договоров), по которым не достигнуто соглашение об их прекращении.
6. Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Программы
Эффективность реализации Программы характеризуется степенью достижения целевых индикаторов Программы и в значительной степени зависит от уровня финансирования мероприятий Программы. Оценка эффективности реализации мероприятий Программы будет проводиться по следующим критериям:
1. "Социально-экономические показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства". Данные критерии базируются на Указе Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и включают следующий перечень показателей:
Наименование показателя |
2015 год (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
2017 год (прогноз) |
2018 (прогноз) |
Темп роста числа малых и средних предприятий в Таганроге (%) |
101,2 |
101,4 |
101,1 |
101,5 |
Темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях (%) |
102,1 |
102,1 |
101,3 |
101,9 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%) |
26,9 |
27,2 |
27,6 |
28,1 |
Темп роста среднемесячной заработной платы (%) |
103,5 |
101,8 |
101,5 |
102,1 |
2. Критерий "Результативность бюджетных расходов на муниципальную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства" базируется на Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Исходя из определения "Результативность бюджетных расходов - это соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности", критерий определяется по формуле (для финансовых форм государственной поддержки субъектов МСП):
, где:
- коэффициент результативности бюджетных расходов;
- объем налоговых платежей субъектов МСП в консолидированный бюджет РО;
- объем бюджетных расходов на муниципальную поддержку субъектов МСП из средств бюджета города Таганрога и областного бюджета.
должен быть > 1;
для прочих форм государственной поддержки субъектов МСП по формуле:
.
должен быть .
Плановыми показателями бюджетной результативности являются показатели критерия "Социально-экономические показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства".
Заместитель Главы Администрации города |
А.Б. Забежайло |
Заместитель Главы Администрации города |
А.Б. Забежайло |
Заместитель Главы Администрации города |
А.Б. Забежайло |
<< Назад |
Приложение >> N 1. Система программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Администрации г. Таганрога Ростовской области от 24 октября 2012 г. N 3870 "Об утверждении Долгосрочной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.