Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 4. Ресурсы реализации Стратегии социально-экономического
развития города Ростова-на-Дону
Важнейшими элементами базы реализации Стратегии выступают собственные доходы бюджета города Ростова-на-Дону, возможности софинансирования программ его развития со стороны регионального и федерального бюджетов, частные инвестиции российских и зарубежных компаний, а также инвестиции физических лиц (вкладывающих средства преимущественно в строительство либо приобретение недвижимости на территории города Ростова-на-Дону).
Целевая модель ресурсного обеспечения реализации Стратегии может быть сформирована как результат притока капитальных вложений, технологической модернизации предприятий (что повлечет рост налоговой базы бюджета города Ростова-на-Дону), создания новых современных производств, а также, как следствие, улучшения инвестиционного климата.
Бюджетно-налоговое обеспечение исполнения Стратегии
Налоговое регулирование в целом рассматривается как часть механизма регулирования развития экономики. Направления воздействия государства и органов местного самоуправления на деятельность субъектов налоговых отношений определяются социально-экономическими целями.
Налоговая составляющая ресурсов реализации Стратегии в перспективе будет формироваться под влиянием изменения нормативов отчисления налоговых доходов в бюджет города Ростова-на-Дону, введением новых налогов (например, налога на недвижимость), что может существенно трансформировать налоговую базу и обеспеченность города Ростова-на-Дону собственными налоговыми доходами.
Бюджет города Ростова-на-Дону на 2012 год характеризуется следующими параметрами:
- прогнозируемый общий объем доходов бюджета города Ростова-на-Дону в сумме 26 783 028,2 тыс. рублей;
- общий объем расходов бюджета города Ростова-на-Дону в сумме 28 675 385,2 тыс. рублей;
- прогнозируемый дефицит бюджета города Ростова-на-Дону в сумме 1 892 357 тыс. рублей.
Объем межбюджетных субсидий, подлежащих перечислению в областной бюджет, в 2012 году составляет 377 931,9 тыс. рублей, на плановый период 2013 и 2014 годов соответственно 690 795 тыс. рублей и 1 045 293,5 тыс. рублей.
Структура доходов бюджета города Ростова-на-Дону в сравнении с показателями 2008 года претерпела ряд изменений.
С 2008 года расширилась доля в доходной части бюджета субвенций, субсидий и иных трансфертов (доля безвозмездных перечислений увеличилась с 37,9 % до 45,9 % по итогам 2011 года).
По базовому для города Ростова-на-Дону налогу на доходы физических лиц рост абсолютной суммы налога составил почти 25 % - с 4 170 882,3 тыс. рублей в 2008 году до 5 046 378,0 тыс. рублей в 2011 году.
В доходах бюджета города Ростова-на-Дону на 2,7 % выросла доля налогов на имущество (абсолютный прирост в 2011 году к 2008 году составил 73 %).
Доля доходов от использования имущества, государственная собственность на которые не разграничена и находящегося в муниципальной собственности, сократилась в рассматриваемый период почти вдвое, а доходы от продажи материальных и нематериальных активов - почти втрое.
Таким образом, относительно докризисной ситуации имеет место снижение роли доходов города Ростова-на-Дону, рост его зависимости от внешних финансовых потоков и перераспределение налогового потенциала в пользу имущественных налогов, несмотря на заметный рост налогов на доходы.
В структуре финансовой помощи бюджету города Ростова-на-Дону большее значение приобретают не дотации (направления расходования которых определяются самим городом Ростовом-на-Дону), а субсидии (долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект Российской Федерации считает необходимыми).
Напряженность ресурсов можно увязать со сложившимся сегодня дисбалансом обязательств, возложенных на город Ростов-на-Дону, и объемом его ресурсного обеспечения.
Вместе с тем, произошло и некоторое расширение собственно городской налоговой и неналоговой базы доходов в силу передачи городу Ростову-на-Дону части налоговых доходов, так и улучшения общеэкономической ситуации, что вылилось в расширение налоговой базы налога на доходы физических лиц. Также в стадии проработки находится введение местного налога на недвижимость.
Особая роль при формировании расходной части бюджета города Ростова-на-Дону отведена социальной политике в силу традиционно значительной доли, которую в структуре расходов бюджета города Ростова-на-Дону занимает сфера социальной защиты населения, образования, здравоохранения, а также реализация иных государственных полномочий.
Почти 2/3 расходов бюджета города Ростова-на-Дону приходится на две сферы - жилищно-коммунальное хозяйство и образование (38,7 % и 24,3 % соответственно).
Меньшая, однако тоже весьма значительная доля расходов направляется на социальную политику - 18,5 %.
В силу сокращения расходов на здравоохранение и спорт в 2008 - 2011 годы доля данной статьи составила лишь 7,5 %. При этом в абсолютном выражении также имело место сокращение.
К основным тенденциям динамики расходной части бюджета города Ростова-на-Дону в последние годы можно отнести:
- сокращение в 4 раза как абсолютного, так и долевого значения расходов по статье "национальная экономика";
- примерно 1,5-кратный рост расходов на сферу жилищно-коммунального хозяйства;
- почти двукратное увеличение доли расходов на социальную политику.
В 2011 году расширена сфера программно-целевого планирования и исполнения бюджета города Ростова-на-Дону (доля программных расходов достигает 94,1 % в общем объеме расходов бюджета города Ростова-на-Дону).
Бюджетные инвестиции на строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году составили 4965,3 млн рублей, в том числе:
- бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Ростова-на-Дону в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных унитарных предприятий - 508,5 млн рублей;
- на реализацию Регионального инвестиционного проекта "Чистый Дон" - 1106,6 млн рублей;
- на реализацию Инвестиционного проекта "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области" в сумме 2947,6 млн рублей.
Расходы на строительство образовательных учреждений в 2011 году составили 191,2 млн рублей, строительство объектов культуры - 0,7 млн рублей, строительство учреждений здравоохранения - 90,9 млн рублей, в том числе на строительство детской поликлиники на 200 посещений в смену в первом микрорайоне "Левенцовский" в сумме 83,1 млн рублей.
Исполнение бюджета города Ростова-на-Дону по разделу "национальная экономика" за 2011 год составило 897,8 млн рублей, или 98,9 % к уточненному плану, в том числе на:
- реализацию мероприятий целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сумме 48,9 млн рублей, из них 14,6 млн рублей - средства областного бюджета, выделенные из Фонда софинансирования муниципальных программ;
- реализацию мероприятий целевой программы развития туристских ресурсов в городе Ростове-на-Дону - 9,6 млн рублей, их них 4,8 млн рублей - средства областного бюджета.
Для обеспечения расходных полномочий города Ростова-на-Дону, развития его экономики и инфраструктуры необходим ежегодный прирост налогового и неналогового потенциала не менее, чем на 20 %.
Решение указанной задачи возможно посредством реализации мероприятий, направленных на увеличение налогового потенциала, в том числе:
- повышения земельного налога посредством увеличения налоговой ставки при условии изменения законодательства Российской Федерации;
- повышения единого налога на вмененный доход посредством увеличения коэффициента базовой доходности в зависимости от места ведения и вида предпринимательской деятельности.
К основным проблемам бюджетно-налоговой сферы города Ростова-на-Дону можно отнести:
- ограниченность предусмотренных федеральным законодательством для муниципальных образований инструментов налогового регулирования;
- формирование недоимки по налоговым платежам (в городе Ростове-на-Дону вместе с тем недоимка сокращается - снижение недоимки к началу 2012 года по сравнению с началом 2011 года составило 378,4 млн рублей, или 56 %).
Задачи бюджетно-налоговой сферы
Решение задачи организации бюджетного процесса должно создать условия для эффективной реализации целей и задач Стратегии. В городе Ростове-на-Дону реализуется муниципальная программа повышения эффективности бюджетных расходов; осуществляются меры по поддержанию сбалансированности бюджета города Ростова-на-Дону, формированию устойчивой собственной доходной базы, созданию стимулов по ее наращиванию. Проводится взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера муниципального долга и дефицита бюджета города Ростова-на-Дону с учетом требований бюджетного законодательства.
В качестве перспективных выступают следующие основные задачи:
- привлечение инвестиций, направленных на развитие отраслей экономики;
- стимулирование развития малого и среднего бизнеса как одного из самых эффективных сегментов экономики;
- использование инструмента муниципальных облигаций наряду с коммерческими и бюджетными кредитами;
- более полное использование средств, перечисляемых с регионального и федерального уровней бюджетной системы;
- развитие применения программно-целевого принципа планирования бюджета;
- расширение практики субсидий - финансирования потребностей города Ростова-на-Дону с привлечением софинансирования со стороны региона и Российской Федерации.
Имущественно-земельный комплекс
Законодательство Российской Федерации относит к собственным доходам муниципального образования: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от продажи имущества; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; штрафы, компенсации и прочее.
В части управления земельно-имущественным комплексом в целом стоит задача обеспечения сохранности, развития и эффективного использования всех объектов муниципальной собственности в интересах городского сообщества, максимизации поступления денежных средств в бюджет города Ростова-на-Дону от их использования.
Анализ динамики доходов муниципального бюджета показал, что доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, как и доходы от продажи материальных и нематериальных активов, значительно сократились по сравнению с 2008 годом.
Согласно реестра объектов муниципальной собственности города Ростова-на-Дону по состоянию на 01.01.2012 года в реестре числится 46925 объектов муниципальной собственности (включая казну), в том числе: объекты жилищного фонда - 29296 единиц; объекты нежилого фонда - 2906 единиц; объекты инженерной инфраструктуры - 659 единиц; объекты, незавершенные строительством, - 36 единиц; движимое имущество - 8274 единицы; земельные участки - 1247 единиц; акции, доли, паи - 29 единиц; прочее имущество - 59 единиц; объекты муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений - 487 единиц.
В целом за 2011 год в бюджет города Ростова-на-Дону от использования объектов имущественно-земельного комплекса поступило 1 562 275,3 тыс. рублей (за 2010 год - 1 427 067,9 тыс. рублей). Рост составил 109,5 %.
Первое место по объему поступлений в доходную часть бюджета города Ростова-на-Дону от использования имущественно-земельного комплекса занимают доходы от сдачи в аренду земельных участков (58,5 % от общего объема доходов).
Второе место в общих доходах от управления имущественно-земельным комплексом занимают доходы от реализации имущества, находящегося в собственности города Ростова-на-Дону (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) - в части реализации основных средств по указанному имуществу - 411 341,5 тыс. рублей, что составляет 26,3 % от общего объема поступлений.
На третьем месте по объему поступивших в бюджет города Ростова-на-Дону средств - аренда имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) - 11,1 % от общего объема поступлений.
Муниципальный нежилой фонд приносит доход в бюджет города Ростова-на-Дону и способствует развитию городской инфраструктуры и предпринимательства, реализации социальной политики.
В 2011 году впервые акционерными обществами, 100 % акций которых принадлежит городу Ростову-на-Дону, было принято решение рекомендовать единственному акционеру установить размер выплачиваемых дивидендов на уровне не ниже 30 % от суммы чистой прибыли. Приведенное обстоятельство позволило обеспечить в 2011 году существенный прирост доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и дивидендов по акциям, принадлежащим городу Ростову-на-Дону, до 56075 тыс. рублей (рост по отношению к 2010 году составил 396,3 %).
Относительно такого сегмента имущества как владение долями акций, следует отметить сравнительно небольшое количество паев города Ростова-на-Дону, а также относительно незначительные суммы дивидендов, по ним получаемым, в связи с чем в ряде случаев возможно принятие решения о продаже паев.
Среднесрочным фактором, сдерживающим рост доходов от аренды муниципальных земель, является влияние экономического кризиса, который ограничил платежеспособность арендаторов.
В целях проведения работы по оказанию муниципальных услуг гражданам в сфере имущественно-земельных отношений реализуется ведомственная целевая программа, в рамках которой создан многофункциональный центр, оказывающий 46 услуг.
В 2012 году начата опытная эксплуатация сегмента межведомственной информационной системы, позволяющей использовать для принятия решений электронные документы, привязанные к конкретному земельному участку на карте с уникальным кадастровым номером и характеризующие объекты: земельный участок и находящиеся на нем здания, строения, сооружения и прочие улучшения, а также оформленные на них права.
Проблемы управления имущественно-земельным комплексом.
В управлении имущественно-земельным комплексом актуализировался ряд проблем, которые имеют существенное значение для формирования потенциала собственных доходов города Ростова-на-Дону.
Ключевой проблемой с точки зрения формирования потенциала неналоговых доходов являются правовые ограничения как полномочий, так и ресурсов города Ростова-на-Дону. Сегодня большую часть доходов бюджета города Ростова-на-Дону от неналоговых поступлений составляют доходы от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества (около 80 %). Однако ввиду ограниченности количества объектов, потенциально пригодных к продаже, данный ресурс нельзя рассматривать как стратегический.
Основой данной проблемы является установленное законодательством Российской Федерации ограничение состава и видов использования имущества, находящегося в собственности города Ростова-на-Дону, влекущее ограничение возможности получения доходов от сдачи имущества в аренду. В городе Ростове-на-Дону имеет место сокращение доходов от сдачи в аренду имущества с 279,7 млн рублей в 2007 году до 174,2 млн рублей в 2011 году (на 2012 год соответствующий план составляет 132,6 млн рублей).
Формируется тенденция на постепенное сокращение земель муниципальной собственности, которые переходят к арендаторам либо собственникам многоквартирных домов и перестают служить источником арендных платежей, становятся предметом налогообложения. Происходит значительное сокращение объектов, которые могут быть сданы городом Ростовом-на-Дону в аренду.
Актуальными проблемами управления земельно-имущественным комплексом города Ростова-на-Дону являются отсутствие эффективных механизмов взыскания задолженностей по арендной плате, а также неурегулированность процедур учета интересов застройщиков и города Ростова-на-Дону в случае расторжения договора аренды при наличии на земельном участке незавершенных строительством объектов.
Стратегической долгосрочной задачей в данной сфере может выступать инициирование трансформации законодательного подхода к определению доходной базы города Ростова-на-Дону. В перечень источников доходов бюджета города Ростова-на-Дону может быть включено имущество, предназначенное для сдачи в аренду. Возможна работа по созданию правовых основ развития сектора доходных домов.
Задачи по организации управления земельно-имущественным комплексом:
- расширение и актуализация базы данных объектов, которые предоставляются городом Ростовом-на-Дону в аренду (учитывающей оценку состояния объектов, состояние договоров и своевременность платежей);
- мониторинг относительного уровня ставок аренды в городе Ростове-на-Дону и сопредельных городах для сохранения арендных платежей на привлекательном для бизнеса и оптимальном с точки зрения наполнения бюджета уровне;
- развитие единой муниципальной геоинформационной системы объектов муниципальной собственности;
- полное вовлечение земли в оборот и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель;
- экономическое стимулирование рационального использования земельных ресурсов;
- муниципальный контроль за использованием земель.
Настоятельная потребность в формировании инструментов развития собственной доходной базы обусловлена тем, что она в меньшей степени, чем налоги, зависела бы от экономических, политических и социальных факторов, придавая большую устойчивость реализуемой городом Ростовом-на-Дону Стратегии.
Инвестиционные ресурсы
Инвестиции как ресурс реализации целей и задач стратегического планирования, характеризуются в городе Ростове-на-Дону весьма значительным объемом (в 2011 году - 40776 млн рублей по крупным и средним предприятиям).
Анализ видовой структуры инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям показал, что основная их часть направлена на приобретение машин и оборудования. За 2011 год на эти цели затрачено 14781,6 млн рублей, или 36,3 % от общего объема инвестиций, 32 % объема инвестиций направлено на строительство зданий и сооружений и 12,4 % - в жилищное строительство. При этом следует отметить значительный (в 1,8 раза) рост инвестиций в жилищное строительство по сравнению с 2010 годом.
Основным источником финансирования инвестиционной деятельности в городе Ростове-на-Дону в 2011 году по крупным и средним предприятиям и организациям являются привлеченные средства, которые составили 27427,9 млн рублей, или 67,3 % от общего объема инвестиций. Собственные средства организаций составили 13348,1 млн рублей, или 32,7 % от общего объема инвестиций.
В отчетном периоде организациями города Ростова-на-Дону освоено 13440 млн рублей бюджетных средств, или 33 % от общего объема инвестиций. Из них средства федерального бюджета составили 9322 млн рублей, или 69,4 % общего объема бюджетных средств, средства бюджета Ростовской области - 2585,1 млн рублей (19,2 %), средства бюджета города Ростова-на-Дону - 1532,9 млн рублей (11,4 %).
Наибольшие темпы роста инвестиций по крупным и средним предприятиям и организациям к предыдущему году в сопоставимых ценах за 2011 год наблюдаются по разделам "Производство одежды" (169 %), "Химическое производство" (119,4 %), "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (156,1 %).
Объем инвестиций в виде финансовых вложений по итогам 2011 года увеличился по сравнению с предыдущим годом и составил 83,6 млрд рублей, причем наблюдался рост краткосрочных финансовых вложений и займов, составивших более 62,4 млрд рублей, что говорит о сохранении осторожной позиции инвесторов при вложении инвестиций в проекты города Ростова-на-Дону.
На протяжении последних четырех лет сложилась устойчивая тенденция снижения темпов инвестиций и их абсолютных значений, что закладывает неблагоприятный сценарий для развития экономики города Ростова-на-Дону в долгосрочной перспективе.
В целях повышения инвестиционной привлекательности города Ростова-на-Дону с 2011 года используются преференции, предусмотренные региональным законодательством для организаций, создающих (приобретающих) имущество стоимостью триста и более миллионов рублей: освобождение от уплаты налога на вновь созданное (приобретенное) имущество на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию; установление понижающих коэффициентов по арендной плате за земельные участки на период нормативного строительства, но не более чем на 5 лет; предоставление права одновременно пользоваться как налоговыми льготами, так и субсидиями на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам, предоставление за счет средств бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате процентов по привлеченным кредитам.
Кроме того, инвесторам, реализующим на территории города Ростова-на-Дону инвестиционные проекты, предоставляются налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество.
На софинансирование реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в областном бюджете предусмотрено на 2012 год 251 млн рублей в рамках софинансирования городских программ.
С целью реализации политики Администрации города Ростова-на-Дону по привлечению инвестиций, созданию режима наибольшего благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности, обеспечения устойчивого развития экономики, стабильной социальной обстановки создан Координационный совет по инвестициям при Администрации города Ростова-на-Дону.
Сформирован и актуализируется перечень инвестиционных проектов города Ростова-на-Дону, в который включено 20 перспективных инвестиционных проектов с общим объемом финансирования свыше 90 млрд рублей, реализация которых позволит к 2015 году создать 9355 новых рабочих мест.
По итогам 2011 года сформирована база инвестиционных площадок, включающая 23 площадки производственного и производственно-коммунального назначения. Данная база будет пополняться и совершенствоваться с целью взаимодействия с потенциальными инвесторами. Проводимая работа значительно снизит административные барьеры в связи с сокращением избыточных процедур согласований, связанных с приобретением инвесторами земельных участков.
В целях повышения инвестиционной привлекательности города Ростова-на-Дону реализуется комплекс мер по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и развитию инновационной деятельности на его территории (улучшение инвестиционного климата с целью обеспечения создания новых рабочих мест; роста производства товаров, работ и услуг; достижения на этой основе устойчивого социально-экономического развития).
Предусматривается проведение аудита административных процедур, оказывающих влияние на привлечение инвестиций, с целью оптимизации и сокращения количества и сроков выдачи разрешений и осуществление иных мер для формирования благоприятной административной среды; участие в рейтингах, в том числе присвоение и мониторинг кредитного рейтинга города Ростова-на-Дону; разработка и обновление Комплексного инвестиционного паспорта города Ростова-на-Дону; формирование и перспективное развитие инвестиционных зон, в том числе в рамках развития государственно-частного партнерства. Данная работа направлена на более эффективный поиск и сопровождение инвестиционных проектов.
Совместно с органами местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей разрабатываются предложения по возможным законодательным инициативам в части совершенствования областного и федерального законодательства по устранению административных барьеров при предоставлении земельных участков, получении разрешений на строительство, вводе объектов в эксплуатацию и другие.
Задачи активизации инвестиционного процесса.
Ключевым вопросом улучшения условий создания новых бизнес проектов в городе Ростове-на-Дону является совершенствование городской институциональной среды. Актуальным является сокращение сроков получения разрешений на строительство объектов производственного, коммерческого, жилого назначения и согласование условий на технологическое присоединение к энергоснабжающим сетям.
Основной акцент в использовании инвестиций для развития городской экономики сделан на реализации проектов на существующих производственных площадках. Это предполагает принципиально иной характер работы с потенциальными инвесторами, прежде всего, на основе комплексного анализа имеющихся производственных мощностей предприятий города Ростова-на-Дону, способных стать привлекательным инвестиционным товаром. Возможно согласование с региональными органами власти перспектив освобождения от налогов (земельного и имущественного) участков и строений на них при включении в городской реестр инвестиционных площадок.
Одним из ключевых факторов инвестиционного развития города Ростова-на-Дону в ближайшее десятилетие может стать динамичный рост средних компаний. Поэтому комплексное содействие их развитию позволит увеличить сегмент данных предприятий.
Потенциальным участником процесса инвестиционного сопровождения малых и средних предприятий может выступить Торгово-промышленная палата Ростовской области, инициирующая совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации создание на своей базе консультационно-экспертной площадки "единое проектное окно".
Активизация процесса привлечения инвестиций через профессиональное сопровождение проектов может быть обеспечена в рамках расширения деятельности многофункциональных центров оказания услуг в районах города Ростова-на-Дону.
Возможности и инструменты активизации инвестиционного процесса.
В рамках инвестиционного процесса для выполнения задач Стратегии будет иметь значение выстраивание системы долгосрочных городских целевых программ и ведомственных программ с постепенной корректировкой их состава и структуры, соответствующих стратегическим целям и задачам.
В части инновационной направленности развития производственного сектора города Ростова-на-Дону следует отметить значение финансирования инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Вместе с тем такие инструменты должны быть расширены и дифференцированы. Необходимо содействие развитию конкретных сегментов интеграции науки и бизнеса с целью реализации инновационных проектов в производстве.
Значимыми усилиями органов местного самоуправления в части привлечения государственных и коммерческих инвестиций следует признать наличие комплекса долгосрочных городских целевых программ и ведомственных программ, направленных на стимулирование инвестиционного процесса; наличие ряда выставочных площадок, где регулярно проводятся крупные, в том числе региональные, российские и международные форумы и выставки ("Международный бизнес-форум на Дону", "ЮгПродЭкспо", "Агропромышленный форум Юга России", "ЮгПродМаш", "Международная биржа контактов и инвестиций" и другие).
Вместе с тем город Ростов-на-Дону только фрагментарно представлен в региональной инвестиционной программе. Финансирование за счет средств регионального уровня более полно представлено в виде софинансирования городских программ, что не отменяет потребности более активного использования инструментов областных программ.
Инвестиции населения
Инвестиции населения города Ростова-на-Дону, а также агломерации "Большой Ростов" в большей части направлены на жилищное строительство. Прогнозируется относительно небольшой (с учетом возможных циклических колебаний цен) прирост стоимости квадратного метра жилья при предполагаемом темпе инфляции на уровне около 10 % в год.
В целом ежегодный объем инвестиций населения в жилищное строительство в рамках города Ростова-на-Дону к 2025 году может превысить 150 млрд рублей.
Прогнозная динамика инвестиций населения города Ростова-на-Дону в жилищное строительство выглядит следующим образом: ввод жилых домов за год составит в 2015 году - 1100 тыс. кв. м, в 2020 году - 1200 тыс. кв. м, в 2025 году - 1300 тыс. кв. м. При этом оценочная средняя рыночная стоимость вводимого жилья в городе Ростове-на-Дону составит соответственно 52, 78 и 117 тыс. рублей за 1 кв. метр. Исходя из этого, объем инвестиций при вводе жилых домов составит в 2015 году - 57,2 млрд рублей, в 2020 году - 93,6 млрд рублей, в 2025 году - 152,1 млрд рублей.
Важность инвестиций населения, в частности, в сфере жилищного строительства, обусловлена ролью данного сектора для формирования мультипликативного эффекта в развитии других отраслей экономики и инфраструктурного комплекса города Ростова-на-Дону. В этой связи важно создание привлекательного инвестиционного имиджа города Ростова-на-Дону как места приобретения жилья и места приложения труда.
В целом при формировании базы ресурсов города Ростова-на-Дону в целях реализации Стратегии должен быть максимально полно использован потенциал участия города Ростова-на-Дону на основе софинансирования в областных программах. Необходимо активно выходить на федеральный уровень финансирования значимых инфраструктурных и социальных проектов. Вовлекать в инвестиционный процесс средства частного бизнеса, а также населения, что создаст прочную базу реализации задач стратегического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.