Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 1. Формирование основных сценариев
социально-экономического развития
города Ростова-на-Дону
1.1. Конкурентные преимущества, возможности и риски
социально-экономического развития
города Ростова-на-Дону
1.1.1. Конкурентные позиции города Ростова-на-Дону
в системе национальной экономики России
Город Ростов-на-Дону - ведущий центр Юга России, входящий в число крупнейших городов страны.
Будучи девятым по численности населения городом Российской Федерации, город Ростов-на-Дону занимает пятую позицию по общему объему вводимого жилья, являясь одной из приоритетных в стране "строительных площадок".
В сопоставлении с другими городами-миллионниками Российской Федерации город Ростов-на-Дону занимает первое место по количеству индивидуальных предпринимателей на тысячу жителей и третье по доходам консолидированного бюджета на душу населения.
Роль города Ростова-на-Дону как одного из важнейших городов страны предопределяется накопленным демографическим, производственным, потребительским, инфраструктурным и культурным потенциалом, а также благоприятным экономико-географическим положением, значение которого для развития социально-территориальной общности особенно возросло в условиях глобализации, в контексте нового геополитического и геоэкономического позиционирования России.
В хозяйственном отношении город Ростов-на-Дону полифункционален, что придает его социально-экономической системе устойчивость, способность динамичнее и эффективнее реагировать на внешние и внутренние изменения глобальной конъюнктуры. В последние два десятилетия экономика города Ростова-на-Дону развивается по постиндустриальной модели, в структуре занятости доминирует сфера услуг. Одновременно город Ростов-на-Дону сохраняет свое значение крупной (второй по объему промышленной продукции в Южном федеральном округе) индустриальной "площадки" Юга России.
Город Ростов-на-Дону является центром динамично развивающегося транспортного узла, ведущим научно-образовательным центром южно-российского макрорегиона, в нем размещены дипломатические представительства ряда зарубежных государств, работают крупные региональные офисы дочерних банков международных банковско-финансовых групп и представительств транснациональных компаний.
Город Ростов-на-Дону является административным центром Ростовской области и Южного федерального округа.
В городе Ростове-на-Дону размещен аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, иные территориальные органы государственной власти Российской Федерации, обладающие юрисдикцией в Южном федеральном округе.
В соответствии с документами стратегического планирования развития Российской Федерации и Южного федерального округа город Ростов-на-Дону рассматривается как один из ведущих центров опережающего экономического роста.
Сохраняя региональное лидерство и заметно укрепив свое положение в группе российских городов-миллионников, город Ростов-на-Дону одновременно несколько уступает по темпам социально-экономического развития ряду других городских центров южно-российского макрорегиона. Дополнительные риски для конкурентных позиций действующих на территории города Ростова-на-Дону отраслей экономики создает вступление России во Всемирную торговую организацию.
1.1.2. Макроэкономическая среда и внешние условия
социально-экономического развития города
Ростова-на-Дону на период
до 2025 года
Долгосрочное социально-экономическое развитие города Ростова-на-Дону будет предопределяться следующими основными тенденциями:
- темпы роста деловой активности и структура видов экономической деятельности будут в значительной мере корреспондировать с динамикой экономического развития России и мировых рынков с учетом отраслевых специализаций города Ростова-на-Дону;
- возможности модернизации социально-экономической системы города Ростова-на-Дону будут в существенной мере зависеть от способности органов местного самоуправления создать максимально привлекательные условия для инвестиций в инфраструктурные проекты, высокотехнологичное производство, проекты в сфере управления городским хозяйством, а также использовать внутренний национальный и региональный инвестиционный потенциал для создания инновационных высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест в сфере услуг, производства и строительства;
- продолжится трансформация структуры видов экономической деятельности в части некоторого сокращения доли традиционных для города Ростова-на-Дону видов экономической деятельности (прежде всего в сфере обрабатывающих производств) с сохранением и укреплением его значения как одного из ведущих промышленных центров Юга России;
- открытость экономики города Ростова-на-Дону, ориентация на общероссийский и мировые рынки в совокупности в значительной мере обострят конкурентную среду по отношению к предприятиям и организациям, размещенным на его территории, ориентированным преимущественно на внутренний спрос;
- проблемы развития городского транспорта и содержания дорог будут усиливаться, и, как следствие, качество их решения будет влиять на уровень привлекательности города Ростова-на-Дону для организации и ведения бизнеса, проживания и работы в городской черте;
- разрывы между сложившимся уровнем и темпами развития инженерной и коммунально-бытовой инфраструктуры и инвестиционными стандартами бизнеса, а также социальными стандартами населения по отношению к городской среде будут увеличиваться;
- продолжающийся рост доли населения предпенсионного и пенсионного возраста в общей численности населения города Ростова-на-Дону, сложившийся уровень социальных гарантий на фоне отрицательного естественного прироста будут увеличивать диспропорции на рынке труда, усиливать нагрузку на бюджет города Ростова-на-Дону;
- сложившиеся профессиональные диспропорции на рынке труда будут также в значительной мере оказывать влияние на темпы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону;
- сохраняющееся социальное расслоение общества при общем росте уровня жизни населения будет сопровождаться возрастанием требований к развитию форм, расширению перечня социальных услуг, вследствие чего привлекательность жизни и работы в городе Ростове-на-Дону будет определяться его возможностью обеспечить устойчивое развитие социальной сферы;
- приоритетное влияние на характер жилищного и делового строительства будет оказывать отсутствие удобных и свободных для застройки новых территорий в пределах городской черты;
- требования населения к безопасности и защите от различного рода рисков, включая техногенные и криминогенные риски, способность их предупреждать, равно как и обеспечить соответствующие современным стандартам инновационные изменения в городской среде, будут в значительной мере определять развитие трудовых ресурсов города Ростова-на-Дону.
Перспективы долгосрочного социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года определяются способностью органов местного самоуправления:
- использовать накопленный административно-статусный геоэкономический, промышленный, научно-образовательный и транспортно-логистический потенциал города Ростова-на-Дону в развитии новых инновационных производств и видов бизнеса, обеспечивающих в том числе рост производительности труда, внедрение передовых экологических стандартов ресурсосбережения, самореализацию и рост доходов населения;
- реализовывать модернизацию транспортной системы города Ростова-на-Дону, направленную в том числе на оптимизацию функционирования городского транспорта, внедрение интеллектуальных транспортных систем, улучшение качества улично-дорожной сети, решение проблем транспортных "пробок";
- обеспечивать необходимую динамику позитивных изменений в коммунально-сетевом хозяйстве;
- проводить модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства городского пространства на основе его повсеместной экологизации;
- создавать и стимулировать развитие институтов и инфраструктуры предпринимательства и инвестирования с ориентацией на глобальную открытость и современные мировые стандарты;
- повышать эффективность муниципального управления, в том числе посредством внедрения электронного правительства, увеличения доли оказания муниципальных услуг в электронном виде, развития институтов местного самоуправления, повышения открытости деятельности органов муниципального управления;
- повышать эффективность управления муниципальной собственностью для обеспечения сбалансированности бюджета города Ростова-на-Дону, в том числе в целях развития социальной сферы, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности;
- способствовать развитию человеческого капитала посредством создания инфраструктурных возможностей социального обслуживания;
- эффективно развивать международные деловые и гуманитарные связи.
1.1.3. Глобальные и региональные вызовы развитию города
Ростова-на-Дону на период до 2025 года
В долгосрочной перспективе на развитие города Ростова-на-Дону приоритетное воздействие будут оказывать следующие глобальные вызовы:
- ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста, ведущая к углублению неравенства в уровнях и темпах социально-экономического развития стран и регионов, повышающая стратегические риски в зависимости от изменения внешних факторов;
- сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, существенный рост конкуренции в глобальном и региональном масштабе как на традиционных рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, так и в сферах национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
- мировые структурные, финансово-экономические кризисы, длительные рецессии в экономике значительной группы стран;
- возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития и на этом фоне существенное снижение потенциала доминирующей в современной России экспортно-сырьевой модели экономического развития;
- возможный рост макроэкономической нестабильности в развитии экономического комплекса России, процессы "переформатирования" экономического пространства России и ее регионов;
- усиление влияния экологических факторов, социально-экономических последствий изменения климата, повышения частоты и роста интенсивности природных чрезвычайных ситуаций и катастроф.
Основными региональными вызовами станут:
- рост периферийности регионов Юга России (внешней пространственной среды города Ростова-на-Дону) в макроэкономической системе страны, сохранение высокой степени зависимости функционирования их экономической и социальной сферы от федерального бюджета, межрегионального перераспределения природно-ресурсной ренты;
- возрастание роли глобальных и национальных корпораций в развитии экономики региона, их внешнеэкономической активности;
- консервация и углубление диспропорций в развитии городов Юга России; "сжатие" социально-экономического и демографического пространства, в том числе и в Ростовской области;
- опережающая динамика развития соседствующих с городом Ростовом-на-Дону социально-экономических центров Ростовской области и Юга России;
- дальнейшее усиление роли этнического фактора в развитии предпринимательской деятельности и социальной организации экономики;
- сохранение тенденций депопуляции Ростовской области на фоне активизации миграции из других регионов в ведущие городские центры.
1.1.4. Сильные стороны, возможности, риски и угрозы
развитию города Ростова-на-Дону
в период до 2025 года
Системная оценка позиций города Ростова-на-Дону и ресурсов его поступательного движения в выбранных стратегических направлениях представляет собой обобщенную характеристику баланса сил, стимулирующих развитие, а также факторов, ему препятствующих, с одновременным определением возможности активизации стратегического развития. При этом рассматриваемые сильные стороны понимаются как совокупность преимуществ, объективно сложившихся, а также сформированных управленческой инициативой. Слабые стороны развития города Ростова-на-Дону характеризуют объективно сложившиеся ограничения, которые в контексте реализации Стратегии должны быть преодолены. Возможности иллюстрируют ресурсы, которые могут и должны быть вовлечены в реализацию стратегических целей. Угрозы символизируют неблагоприятные факторы, которые имеют долгосрочный характер и относительно устойчивы, в силу чего должны приниматься во внимание при стратегическом планировании.
Сильные стороны
К числу сильных сторон социально-экономического развития города Ростова-на-Дону относятся:
Человеческий потенциал:
- традиции, менталитет и этноконфессиональная толерантность населения;
- высокий уровень квалификации кадров науки и образования; концентрация исследовательского и инженерного корпуса, ориентированного в своих разработках на регион и сопредельные субъекты Российской Федерации;
- стабильность социально-политической ситуации;
- лидерство по уровню оплаты труда в регионе, стабильный рост соотношения заработной платы и прожиточного минимума;
- низкий уровень безработицы, в том числе молодежной;
- лидерство в регионе по объемам ввода жилья;
- устойчивая миграционная привлекательность города Ростова-на-Дону.
Экономический комплекс:
- высокий уровень бюджетной обеспеченности города Ростова-на-Дону;
- потенциал использования центрального положения города Ростова-на-Дону в Южном федеральном округе и Ростовской области;
- многоотраслевая диверсифицированная экономика;
- привлекательность для трудовых ресурсов из сопредельных регионов и приграничных государств Содружества независимых государств;
- размещение в городе Ростове-на-Дону более половины регионального объема розничной торговли и общественного питания;
- развитие города Ростова-на-Дону как центра потребления для Ростовской области и ряда сопредельных регионов Юга России;
- возможность использования ресурсной базы Ростовской области;
- благоприятный региональный инвестиционный климат;
- высокая производительность обрабатывающих производств;
- наличие специализированных в масштабах России производств со сложившимися брендами и устойчивым рынком сбыта;
- емкий внутренний потребительский рынок;
- наличие возможностей использования туристического потенциала;
- обеспеченность потребностей в тепловой и электрической энергии;
- благоприятное положение на основных транспортно-логистических путях;
- наличие инновационного сектора промышленности;
- высокая доля инвестиций в машины и оборудование в структуре инвестиций.
Инфраструктурный комплекс:
- включенность города Ростова-на-Дону в международные транспортные сети;
- узловое положение на пересечении внутрироссийских речных, авиационных, железнодорожных и автомобильных магистралей;
- относительно высокий уровень благоустройства жилого фонда.
Территориально-планировочная среда:
- благоприятная природно-климатическая среда;
- исторически сложившийся общегородской центр деловой и рекреационной активности;
- наличие развивающихся территорий комплексного освоения на окраинах города Ростова-на-Дону;
- центральное положение города Ростова-на-Дону в крупнейшей на Юге России агломерации.
Слабые стороны
В числе слабых сторон социально-экономического развития города Ростова-на-Дону:
Человеческий потенциал:
- демографическое "старение" населения;
- существенная дифференциация населения по уровню доходов;
- появление неблагоприятных факторов социальной динамики (разделение городского сообщества по социальному и иным признакам);
- сохранение проблем общественной безопасности;
- сокращение занятости в отраслях научного обслуживания экономики.
Экономический комплекс:
- высокая степень износа основных производственных фондов, приводящая к технологическому отставанию;
- ограниченный состав предприятий, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность;
- слабое использование туристического потенциала города Ростова-на-Дону;
- слабые инвестиционные возможности малых предприятий;
- отсутствие эффективного механизма стимулирования инвестиционной деятельности;
- неразвитость инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и трансфера технологий;
- рост доли внешних источников в доходной части бюджета города Ростова-на-Дону;
- нестабильность объемов привлекаемых иностранных инвестиций.
Инфраструктурный комплекс:
- существенная степень изношенности городской инженерной инфраструктуры;
- наличие аварийного жилья;
- невысокий уровень внедрения энергосберегающих технологий;
- проблемы водо-, газо- и энергоснабжения ряда районов города Ростова-на-Дону;
- транспортная перегруженность основных магистралей города Ростова-на-Дону;
- отсутствие системы городского скоростного транспорта, связывающей районы города Ростова-на-Дону;
- недостаточная благоустроенность территории города Ростова-на-Дону;
- недостаточная пропускная способность транспортных магистралей, в том числе и в рамках агломерации "Большой Ростов".
Территориально-планировочная среда:
- центростремительная организация транспортных потоков благодаря моноцентричности города Ростова-на-Дону, наличию на его периферии "спальных" районов;
- недостаточность мест рекреации и проведения активного досуга;
- нехватка мест захоронения и утилизации отходов, необустроенность мест сбора бытовых отходов;
- отсутствие ресурсов долгосрочного пространственного развития в пределах городской черты после завершения строительства в ряде микрорайонов;
- наличие городских территорий, требующих реконструкции, модернизации и изменения их функций;
- неблагоприятная экологическая ситуация.
Возможности
К возможностям социально-экономического развития города Ростова-на-Дону относятся:
Человеческий потенциал:
- усиление продуктивного партнерства органов местного самоуправления и городского сообщества, рост социальной активности и гражданских инициатив горожан в различных сферах управления жизнью города Ростова-на-Дону;
- развитие образовательного и творческого потенциала населения, особенно молодежи;
- развитие толерантной поликультурной среды.
Экономический комплекс:
- развитие инновационной деятельности, увеличение удельного веса производства и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции в структуре экономики города Ростова-на-Дону;
- использование потенциала экономического сотрудничества в рамках Всемирной торговой организации и Таможенного союза;
- оптимизация структуры спроса и предложения на рынке труда, потенциала высококвалифицированной трудовой миграции;
- привлечение в город Ростов-на-Дону эффективных организаций и институтов международного бизнеса, включая финансовые структуры, транспортно-распределительных, торгово-посреднических, логистических операторов;
- включение города Ростова-на-Дону в инвестиционные проекты федерального значения по развитию транспортной системы, логистических центров, городской инфраструктуры;
- повышение инвестиционной привлекательности города Ростова-на-Дону, в том числе посредством формирования механизмов привлечения иностранных инвестиций;
- развитие города Ростова-на-Дону как межрегионального центра деловых, инновационных, образовательных, медицинских услуг, а также местного и международного туризма (включая деловой туризм);
- развитие и рост качества сферы образовательных услуг, расширение присутствия вузов на зарубежных рынках;
- достижение структурной сбалансированности на рынке труда и рынке образовательных услуг;
- развитие государственно-частного партнерства;
- развитие агломерации "Большой Ростов" и потенциала сотрудничества с сопредельными муниципальными образованиями Ростовской области;
- развитие специализированных высокотехнологичных видов медицинского обслуживания для населения, в том числе Юга России;
- вовлечение финансовых ресурсов населения в экономику города Ростова-на-Дону;
- привлечение крупных операторов в инновационную сферу.
Инфраструктурный комплекс:
- развитие скоростных видов транспорта, включая скоростной трамвай, метро;
- качественное обновление и увеличение протяженности коммунальных сетей;
- минимизация экологического ущерба от функционирования отраслей экономики и частного автотранспорта;
- совершенствование информационной инфраструктуры;
- использование интеллектуальных систем в организации городского транспорта, системах региональных грузо- и пассажироперевозок.
Территориально-планировочная среда:
- комплексная реконструкция центра города Ростова-на-Дону с формированием современной общегородской деловой и рекреационно-туристической среды;
- сокращение транспортной загруженности магистралей по направлению к центру города Ростова-на-Дону за счет формирования полюсов притяжения деловой и рекреационной активности на его периферии;
- перенаправление потоков транспорта между районами в обход центра города Ростова-на-Дону;
- формирование общегородской спортивно-рекреационной зоны на левом берегу реки Дон;
- реализация потенциала расширения и реконструкции набережной реки Дон как зоны отдыха ростовчан и гостей города Ростова-на-Дону;
- использование потенциала малоэтажного жилищного строительства в освоении периферийных территорий.
Угрозы
К угрозам социально-экономического развития города Ростова-на-Дону относятся:
Человеческий потенциал:
- продолжение роста доли населения предпенсионного и пенсионного возраста в общей структуре населения города Ростова-на-Дону и рост демографической нагрузки на экономически активное население;
- относительное сокращение собственных источников трудовых ресурсов;
- дисбалансы спроса и предложения рабочей силы;
- сохранение тенденции оттока квалифицированных кадров в другие крупные муниципальные образования России и за рубеж;
- дефицит инвестиций в развитие человеческого капитала.
Экономический комплекс:
- опережающая динамика развития соседствующих с городом Ростовом-на-Дону социально-экономических центров региона и Юга России;
- активность производителей товаров и услуг соседних регионов на потребительском рынке города Ростова-на-Дону;
- усложнение условий работы на внешних рынках для предприятий города Ростова-на-Дону в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию;
- неустойчивость рыночной конъюнктуры на глобальном уровне.
Инфраструктурный комплекс:
- критический рост транспортной нагрузки на основных магистралях города Ростова-на-Дону;
- угроза техногенных аварий вследствие высокого износа коммунальной инфраструктуры;
- высокий уровень износа транспорта общественного пользования;
- дефицит (на части городских территорий) систем канализации и транспортно-дорожной сети;
- усиление центростремительного вектора в рамках агломерации "Большой Ростов", что создает напряженность на транспортных коммуникациях.
Территориально-планировочная среда - ограниченность территориальных ресурсов долгосрочного развития.
1.2. Сценарии социально-экономического развития
города Ростова-на-Дону
1.2.1. Инерционный сценарий
Инерционный сценарий развития города Ростова-на-Дону характеризуется следующей моделью - восстановление потенциала после завершения финансово-экономического кризиса и замедление темпов роста социально-экономического развития.
В рамках реализации инерционного сценария развития потенциал города Ростова-на-Дону, его геоэкономические, интеллектуальные, торгово-промышленные, финансовые и другие преимущества будут использоваться не в полной мере. Темпы роста и структура производства в целом сохранятся, но будут напрямую зависеть от макроэкономической ситуации. Социальное развитие города Ростова-на-Дону будет характеризоваться замедлением темпов развития материально-технической базы ведомственной сети. Оплата труда работников бюджетной сферы будет ниже, чем в экономике города Ростова-на-Дону.
Город Ростов-на-Дону не сможет поддерживать опережающее развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей возможности для развития бизнеса и комфортного проживания населения, при этом останется высоким уровень изношенности и аварийности сетей.
В целом развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону будет в значительной мере зависеть от уровня дотаций из регионального бюджета, федеральных инвестиций, так как в рамках инерционного развития дефицит бюджета прогнозируется на достаточно высоком уровне.
В ситуации реализации инерционного сценария город Ростов-на-Дону в целом сохранит статус крупного российского регионального центра, однако разрыв между уровнем его политической роли и экономическим потенциалом будет расти. С высокой долей вероятности политическая и деловая активность города Ростова-на-Дону будет частично утрачена и перераспределена между другими региональными столицами Юга России. Незначительные краткосрочные негативные колебания макроэкономических параметров будут усиливать диспропорции в экономике и социальной сфере.
Развитие в рамках данного сценария приведет к консервации существующего инвестиционного и предпринимательского климата. Снизятся темпы реализации уже начатых крупных городских инвестиционных проектов, в том числе масштабного строительства жилья, строительства метрополитена, развития инженерной инфраструктуры.
Складывающийся уровень бюджетной обеспеченности города Ростова-на-Дону не позволит реализовать крупные проекты по развитию социальной сферы. Будет достигнут незначительный рост уровня и качества образовательных, медицинских, социальных услуг и услуг в сфере культуры.
Недостаточное финансирование учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, миграционный отток населения приведут к снижению качества человеческого капитала.
Степень изношенности основных элементов производственной и социальной инфраструктуры останется высокой, что снизит возможности роста уровня и качества жизни населения.
Инерционный сценарий ограничит возможности развития субъектов малого и среднего бизнеса, повлияет на снижение темпов развития сферы торговли и общественного питания в результате низкого потенциала внутреннего потребительского спроса.
В целом упущенные выгоды и возможности приведут к сокращению достигнутых высоких темпов социально-экономического развития, нарастанию отставания от регионов-конкурентов и потенциально частичной утрате городом Ростовом-на-Дону его геополитического и геоэкономического статуса на Юге России.
Таблица 1
Отдельные целевые индикаторы реализации инерционного
сценария социально-экономического развития
города Ростова-на-Дону
Наименование показателя |
Единица измерения |
Текущее значение показателя за 2011 год |
Плановое значение показателя |
||
2015 год |
2020 год |
2025 год |
|||
Среднегодовая численность постоянного населения |
тыс. человек |
1093,7 |
1095 - 1100 |
1100 - 1120 |
1120 - 1140 |
Уровень заболеваемости на 1000 человек населения |
количество случаев на 1000 человек населения |
873,7 |
872 - 870 |
870 - 840 |
840 - 790 |
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в организациях различной организационно-правовой формы, в общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет |
% |
77,04 |
78 |
80 |
82 |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет |
% |
58,85 |
59 |
65 |
70 |
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
% |
25 |
25 - 26 |
26 - 28 |
28 - 30 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
руб. |
23872,2 |
24500 |
28000 |
32000 |
Уровень зарегистрированной безработицы (от экономически активного населения) |
% |
0,62 |
0,62 - 0,61 |
0,62 - 0,61 |
0,62 - 0,61 |
Индекс физического объема промышленного производства (средний за период) |
% |
111,9 |
108 |
108 |
108 |
Индекс физического объема инвестиций (средний за период) |
% |
96,7 |
101 |
103 |
103 |
Ввод жилых домов (годовой) |
тыс. кв. м |
895,07 |
890 - 895 |
840 - 870 |
840 - 850 |
Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг |
% |
7,6 |
8 |
10 |
12 |
Износ объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры: |
|
|
|
|
|
- электрических сетей; |
% |
43 |
42 |
39 |
37 |
- тепловых сетей; |
% |
62,6 |
61 |
58 |
53 |
- коммуникаций водоснабжения; |
% |
66,84 |
65 |
61 |
56 |
- коммуникаций водоотведения |
% |
85,99 |
84 |
80 |
75 |
Доля протяженности улично-дорожной сети с усовершенствованным покрытием в общей протяженности улично-дорожной сети |
% |
73 |
74 |
80 |
83 |
Износ городского пассажирского транспорта |
% |
88,3 |
87 |
82 |
75 |
1.2.2. Целевой сценарий
Данный сценарий рассматривается как целевой, единственно приемлемый с точки зрения решения задач устойчивого социально-экономического развития города Ростова-на-Дону. С ним связаны существенные качественные изменения основных структурных индикаторов социально-экономического развития города Ростова-на-Дону.
Реализация целевого сценария развития опирается на существующий научный, трудовой, институциональный, производственный, культурный и бизнес-потенциал, возможности, связанные с позиционированием города Ростова-на-Дону как экономического и административного центра Ростовской области, крупнейшего города Юга России.
Целевой сценарий предусматривает существенный рост финансово-экономического потенциала города Ростова-на-Дону и соответствующее увеличение расходов городского бюджета, в том числе на здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное хозяйство, а также стимулирование частных инвестиций в другие отрасли социальной сферы. При этом предполагается, что темпы роста производительности труда в базовых секторах экономики, сокращение энергоемкости экономики, темпы экономического роста города Ростова-на-Дону будут увеличиваться быстрее, чем в целом по экономике Ростовской области и в сопредельных регионах Юга России. В результате по уровню комфортности городской среды, условиям организации и ведения бизнеса, инвестиционному климату город Ростов-на-Дону может войти в пятерку ведущих российских городов.
В результате реализации целевого сценария существенно возрастут экономическая активность мелкого и среднего бизнеса, доходы населения, качество жизни, снизится уровень бедности.
Условием устойчивого социально-экономического развития города Ростова-на-Дону является выбор и реализация наиболее перспективных направлений и механизмов развития (включая инновационное, инвестиционное, научно-образовательное и другие). Предполагается усиление ориентации экономики города Ростова-на-Дону не только на внутренний, но и на внешний, мировой спрос, ее открытость, выход на внешние рынки. При этом исходными являются позитивные макроэкономические условия развития города Ростова-на-Дону - устойчивая и надежная российская валюта, инфляция не выше 10 %, рост эффективности и институциональное развитие финансового рынка, расширение возможности привлечения инвестиций.
Реализация целевого сценария будет обусловлена активным использованием механизмов партнерства органов местного самоуправления и бизнес-структур города Ростова-на-Дону.
Целевой сценарий предполагает новую - модернизационную - модель экономического развития города Ростова-на-Дону, в соответствии с которой в максимальной степени реализуются сложившиеся геоэкономические преимущества, имеющийся ресурсный человеческий и научный потенциал. Эффективно используются благоприятные возможности для развития экономики и социальной сферы, формируется эффективная система мер реагирования на негативные вызовы и проявления внешних факторов.
Целевой сценарий развития города Ростова-на-Дону предполагает, в первую очередь, существенную активизацию и трансформацию инновационной и инвестиционной сфер. Изменения в инвестиционной сфере будут происходить как в качественном, так и количественном форматах. Кроме того, учитывая пространственные и иные ресурсные ограничения, должны быть кардинально изменены требования к инвесторам: приоритет будет отдан инвестициям в проекты, направленные на развитие инфраструктуры, человеческого капитала, повышение энергоэффективности и инновационный рост. В связи с открытостью экономики города Ростова-на-Дону будет расти роль иностранных инвестиций.
Рассматриваемый сценарий предусматривает качественные позитивные изменения в социально-экономическом положении города Ростова-на-Дону на основе сбалансированного территориального развития, в том числе и в формате агломерации "Большой Ростов", активного внедрения и использования инноваций в производственных и непроизводственных секторах экономики, развития научно-образовательного, транспортно-логистического и туристско-рекреационного комплексов, постоянной генерации и внедрения новейших коммуникационных, промышленных и социальных технологий.
Форсированное развитие хозяйственного комплекса города Ростова-на-Дону будет обеспечено в результате сбалансированного, поддержанного на местном и региональном уровне бизнес-сотрудничества ведущих образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов с промышленными и финансовыми организациями. Максимально эффективно будут использованы возможности города Ростова-на-Дону по поддержке местных производителей, инвестиционных проектов.
Сценарий предполагает качественную модернизацию транспортного комплекса, развитие агломерации "Большой Ростов", рост ее значения как ведущего транспортно-логистического узла Юга России.
Другим важным направлением модернизации городской среды станет реконструкция сетей (в первую очередь распределительных) в сферах электро-, тепло- и водоснабжения.
Благодаря более высоким темпам строительства вырастет уровень обеспеченности населения города Ростова-на-Дону жильем, повысится его качество.
Будет стабилизирована и в дальнейшем начнет последовательно улучшаться экологическая ситуация; созданы дополнительные условия для развития физической культуры и спорта, перехода значительной части горожан к здоровому образу жизни.
Целевой сценарий предусматривает:
- ускоренное развитие институционально-экономической инфраструктуры, направленной на усиление степени открытости и насыщенности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков и административных барьеров, повышение качества муниципальных услуг, активное развитие партнерства органов местного самоуправления и бизнеса;
- реализацию крупных инвестиционных проектов в инновационной сфере, создание сбалансированной городской системы инновационно-технологических кластеров;
- мощное инфраструктурное развитие, в том числе обусловленное строительством объектов в период подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года;
- оптимизацию функциональной и пространственной структуры города Ростова-на-Дону, его полицентрическое, ориентированное на экологические приоритеты развитие;
- качественное развитие отраслей социальной инфраструктуры (включая образование, здравоохранение, культуру и спорт, жилищное строительство) до уровня высокоразвитых стран, обеспечивающее значительное повышение стандартов жизни населения и, соответственно, качества человеческого капитала.
В результате проведения активной инвестиционной политики, создания современной институциональной инфраструктуры, все экономические подсистемы города Ростова-на-Дону будут способны адекватно реагировать на возникающие вызовы. Сильная конкурентоспособная экономика, основанная на быстром внедрении инновационных технологий, высоком качестве человеческого капитала и благоприятных условиях развития предпринимательства, будет генерировать предпосылки для обеспечения устойчивого роста благосостояния населения.
В целевом варианте социально-экономического развития города Ростова-на-Дону трансформируется его экономическая структура: доля строительного комплекса и обрабатывающей промышленности, несмотря на значительный рост и модернизацию данных секторов, останется на том же уровне и даже несколько сократится. Изменения будут происходить под воздействием ускоренного роста сферы услуг - финансовых, страховых, транспортно-логистических, туристско-рекреационных, а также услуг сферы образования, науки, инновационной деятельности. В структуре экономики повысится доля секторов, ориентированных на внешние рынки - регионов Юга России, других регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.
Целевой сценарий развития предусматривает увеличение занятости в финансовой, научной и научно-исследовательской сферах, в отраслях культуры, на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Наличие выбора хорошо оплачиваемых видов занятости, комфортных жилищных условий и современного уровня развития отраслей социальной сферы (в первую очередь - образования и здравоохранения) обеспечат жителям города Ростова-на-Дону возможность самореализации, сведут к минимуму крайне нежелательный миграционный отток молодых кадров, создадут предпосылки для стимулирования рождаемости.
Целевой сценарий имеет высокую вероятность реализации. Главными условиями и факторами успеха являются: значительный социально-экономический потенциал города Ростова-на-Дону, его выгодное экономико-географическое и транспортное положение, трудовой потенциал, высокоразвитый, крупнейший на Юге России научно-образовательный комплекс, а также активная современная социально-экономическая политика органов местного самоуправления, предполагающая пересмотр приоритетов развития с учетом новых вызовов и экономических реалий.
Целевой сценарий предусматривает создание институциональных, инфраструктурных и иных необходимых условий для перелома инерционного развития города Ростова-на-Дону. Планируется достигнуть существенного количественного и качественного роста в экономике города Ростова-на-Дону, что обеспечит возможность решения социальных проблем, развития инфраструктуры. Будет достигнута устойчивость качественного инновационного роста социально-экономической системы города Ростова-на-Дону, обеспечены условия жизнедеятельности населения и ведения бизнеса, соответствующие его статусу как столицы Юга России.
Таблица 2
Отдельные целевые индикаторы реализации целевого
сценария социально-экономического развития
города Ростова-на-Дону
Наименование показателя |
Единица измерения |
Текущее значение показателя за 2011 год |
Плановое значение показателя |
||
2015 год |
2020 год |
2025 год |
|||
Среднегодовая численность постоянного населения |
тыс. человек |
1093,7 |
1100 - 1120 |
1120 - 1150 |
1150 - 1200 |
Уровень заболеваемости на 1000 человек населения |
количество случаев на 1000 человек населения |
873,7 |
870 - 820 |
820-780 |
780-730 |
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в организациях различной организационно-правовой формы, в общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет |
% |
77,04 |
80 |
85 |
90 |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет |
% |
58,85 |
60 |
70 |
75 |
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
% |
25 |
26 - 30 |
30 - 35 |
35 - 40 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
руб. |
23872,2 |
25000 - 30000 |
30000 - 40000 |
40000 - 65000 |
Уровень зарегистрированной безработицы (от экономически активного населения) |
% |
0,62 |
0,6 - 0,58 |
0,58 - 0,52 |
0,52 - 0,5 |
Индекс физического объема промышленного производства (средний за период) |
% |
111,9 |
112 |
113 |
113 |
Индекс физического объема инвестиций (средний за период) |
% |
96,7 |
104 |
108 |
113 |
Ввод жилых домов (годовой) |
тыс. кв. м |
895,07 |
1000 - 1100 |
1100 - 1200 |
1200 - 1300 |
Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг |
% |
7,6 |
10 |
14 |
19 |
Износ объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры: |
|
|
|
|
|
- электрических сетей; |
% |
43 |
40 |
35 |
30 |
- тепловых сетей; |
% |
62,6 |
58 |
50 |
45 |
- коммуникаций водоснабжения |
% |
66,84 |
60 |
50 |
45 |
- коммуникаций водоотведения |
% |
85,99 |
80 |
70 |
60 |
Доля протяженности улично-дорожной сети с усовершенствованным покрытием в общей протяженности улично-дорожной сети |
% |
73 |
75 |
85 |
90 |
Износ городского пассажирского транспорта |
% |
88,3 |
85 |
75 |
65 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.