Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Подготовка раздела I "Основные результаты деятельности
в отчетном финансовом году и основные
направления деятельности"
2.1. В первом разделе доклада должна быть представлена структура стратегических целей, тактических задач, областных целевых программ и показателей деятельности областного органа исполнительной власти, дающая ясное представление об основных значимых для общества направлениях и результатах его деятельности.
2.2. Цели областного органа исполнительной власти должны соответствовать приоритетам государственной и областной политики и являться подцелями стратегических целей развития Ростовской области.
2.3. В ходе формирования системы целей областного органа исполнительной власти, в тексте доклада необходимо провести анализ ее взаимосвязи с системой целей государства и области и на качественном уровне охарактеризовать вклад целей областного органа исполнительной власти в достижение стратегических целей развития Ростовской области. Цели развития Российской Федерации и Ростовской области являются четко определенными и закреплены соответствующими нормативными правовыми актами на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
2.4. Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности областного органа исполнительной власти. Необходимо определить приоритетные цели для планового периода исходя из нормативных правовых актов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции областного органа исполнительной власти, - Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, посланий Президента Российской Федерации, концепции политики области в соответствующих направлениях, долгосрочных и среднесрочных программных документов Правительства Российской Федерации, Правительства Ростовской области.
2.5. Количество целей, как правило, не должно превышать пяти.
2.6. Если появилась необходимость в декомпозиции основной цели областного органа исполнительной власти на подцели, то в докладе должен быть приведен краткий анализ их взаимосвязи.
2.7. При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции областного органа исполнительной власти);
измеримость (достижение цели можно проверить с помощью учитываемых показателей конечных общественно значимых результатов);
релевантность (наличие четкой связи цели с основной деятельностью областного органа исполнительной власти);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).
2.8. Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не должна содержать:
специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
описания путей, средств и методов достижения цели.
2.9. Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (то есть подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности областного органа исполнительной власти при формировании тактических задач и подготовке областных целевых программ.
2.10. Для каждой цели в докладе должен быть приведен количественно измеримый показатель (группа показателей - но не более трех, в случае использования большего числа показателей, их необходимо разделить на основные и дополнительные), характеризующий уровень достижения цели, его значения для отчетного периода, оценка значения в текущем году, значения для каждого года планового периода, которые будут достигнуты в случае реализации предлагаемых в докладе областных целевых программ и непрограммной деятельности, а также целевое (желаемое) значение с указанием года достижения (более подробно требования к показателям рассмотрены ниже).
2.11. Для выбранного количественного значения, достижение которого является целевым (желаемым), должно быть приведено его обоснование. Таким обоснованием могут служить межстрановые сравнения, оценки ожидаемых потребностей потребителей государственных услуг или иные расчеты.
В случае, если возможность достижения целевых значений существенно зависит от выделяемых бюджетных и иных ресурсов, в тексте доклада могут быть предложены различные варианты динамики целевых индикаторов.
2.12. Тактические задачи представляют собой конкретизацию направлений и способов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач и требовать различных по объему затрат. Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из целей областного органа исполнительной власти. Для каждой цели следует сформировать, как правило, от 2 до 7 тактических задач, которые в совокупности должны охватывать все направления деятельности областного органа исполнительной власти, необходимые для достижения соответствующей стратегической цели. Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самого областного органа исполнительной власти.
2.13. Совокупность тактических задач по каждой цели должна отвечать принципам необходимости (решение каждой тактической задачи является необходимым условием достижения цели) и достаточности (решение всех тактических задач является достаточным условием достижения цели).
2.14. Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срока достижения цели, для достижения которой выделяется задача.
2.15. Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры областного органа исполнительной власти и в соответствии с возложенными на него функциями. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям органа исполнительной власти, а также подведомственных учреждений, по которым областной орган исполнительной власти осуществляет бюджетные проектировки.
2.16. Для каждой тактической задачи должны быть приведены количественно измеримые показатели, отражающие уровень ее решения в отчетном году и плановом периоде.
2.17. Сформулированные цели и задачи должны быть измеримыми. Степень достижения намеченных целей и задач оценивается с помощью системы показателей, которая должна информировать Губернатора Ростовской области и его заместителей о результатах деятельности областного органа исполнительной власти и давать оценку степени достижения поставленных перед ним целей.
С этой целью в данном разделе доклада и в таблице, представляемой по форме согласно приложению N 1 к Положению о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности областных органов исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области, должна быть представлена система необходимых показателей.
2.18. При разработке системы показателей следует руководствоваться принципами:
минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее представления. Как правило, по каждой цели и задаче должно быть приведено не более трех показателей. В случае использования большего их числа необходимо разделить показатели на основные и дополнительные;
использования показателей конечных общественно значимых результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет выполнения функций и оказания областным органом исполнительной власти, а также подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств государственных услуг (далее - показатели конечных результатов). Под внешними потребителями услуг понимаются физические и юридические лица, их группы, а также органы государственной власти (местного самоуправления), за исключением самого областного органа исполнительной власти и подведомственных ему учреждений.
2.19. Использование показателей непосредственных результатов деятельности, характеризующих объем и качество государственных услуг, оказанных областным органом исполнительной власти и подведомственными ему получателями бюджетных средств внешним потребителям, допускается только при обосновании невозможности применения показателей конечных результатов.
2.20. Включаемые в систему показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность - показатели должны очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;
точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности областного органа исполнительной власти;
объективность - показатели не должны приводить к искажению деятельности областного органа исполнительной власти, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки;
однозначность - определение показателей должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
экономичность - получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
своевременность и регулярность - отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным периодом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже 1 раза в год);
уникальность - показатели достижения цели не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных, относящихся к этой цели, задач.
2.21. К тексту доклада должна быть приложена методика расчета показателей стратегических целей, тактических задач и областных целевых программ областного органа исполнительной власти по форме согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям.
2.22. В ходе определения и разработки методики расчета показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, необходимо исходить из полномочий областного органа исполнительной власти, которые установлены нормативными правовыми актами, располагаемой ведомственной статистики, а также информации, предоставляемой органами государственной статистики.
2.23. По каждому показателю необходимо указать:
плановые и фактические значения за отчетный год и год, предшествующий отчетному;
плановые (указанные в предыдущем докладе на текущий период) и ожидаемые (прогнозируемые) значения на текущий год;
планируемые значения показателей на каждый год планового периода;
целевые значения;
год достижения цели.
При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений).
2.24. Целевое значение показателя может устанавливаться с учетом и на основе:
значений показателя за прошлые периоды;
метода прямого счета, когда целевое значение устанавливается на уровне, означающем, что проблема, породившая какую-то задачу, полностью решена;
показателей аналогичных программ;
значений аналогичных показателей в развитых странах, международных рейтингов и других показателей, применяемых для межстрановых сопоставлений.
2.25. Если плановое и фактическое значения показателя за отчетный период не совпадают, то в докладе (в приложении к докладу) приводятся фактическое и плановое значения показателя (из доклада предыдущего года), а также описание причин недостижения или существенного превышения планового значения показателя.
Если плановое значение показателя за отчетный период в представляемом докладе отличается от планового значения показателя той же цели (задачи, программы), зафиксированной в докладе прошлого года, то данный показатель приводится в докладе (в приложении к докладу), а также дается обоснование изменения планового значения.
2.26. В докладе следует привести обоснование уровня целевого значения каждого из показателей, установленного на конец планового периода, а также оценить риски внешних (не зависящих от областного органа исполнительной власти) факторов, воздействующих на этот уровень.
2.27. В случае если решение тактической задачи требует специальных действий со стороны других областных органов исполнительной власти, при описании задачи необходимо сформулировать межведомственные задачи для тех областных органов исполнительной власти, от которых зависит решение данной задачи.
2.28. Межведомственной задачей является тактическая задача, решение которой невозможно без дополнительных действий со стороны других областных органов исполнительной власти, являющихся соисполнителями, и требующая координации и организации со стороны головного органа исполнительной власти. Ответственность за решение межведомственной задачи, включая достижение целевых значений показателей задачи, а также за организацию согласования действий с другими областными органами исполнительной власти несет головной областной орган исполнительной власти.
2.29. В случае если решение тактической задачи затрагивает компетенцию или требует действий со стороны органов местного самоуправления, могут быть сформулированы межуровневые задачи для органов местного самоуправления, от которых зависит решение данной задачи. Описание межуровневой задачи должно содержать:
краткое обоснование необходимости постановки межуровневой задачи и ее взаимосвязь с задачами областного органа исполнительной власти;
характеристику действий, к сфере которых относится межуровневая задача;
показатели решения межуровневой задачи для областного органа исполнительной власти и органов местного самоуправления и их значения для отчетного и планового периодов.
2.30. Формулировка межуровневой задачи должна предполагать действия в рамках полномочий тех органов местного самоуправления, для которых она поставлена.
2.31. Постановка межуровневой задачи для органов местного самоуправления предполагает ведение областным органом исполнительной власти мониторинга деятельности по ее решению и показателей ее решения органами местного самоуправления. Форма и способы мониторинга должны быть описаны в дополнение к формулировке и описанию межуровневой задачи.
2.32. При формировании данного раздела доклада областной орган исполнительной власти обязан обеспечить преемственность целей, тактических задач и показателей деятельности из докладов, разработанных и утвержденных ранее.
2.33. Отклонения в разрабатываемом докладе (в виде изменения состава стратегических целей, тактических задач, показателей и их значений) допускаются лишь в случаях:
изменения стратегических целей развития области на планируемый период;
изменения полномочий областного органа исполнительной власти;
выявления необходимости изменения указанных параметров по результатам мониторинга достижения запланированных в докладе показателей деятельности областного органа исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.