Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации города
от 16.09.2011 N836
Изменения,
вносимые в постановление Мэра города от 09.12.2008. N 1655 "Об утверждении
муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего
предпринимательства города Новошахтинска на 2009 - 2013 годы"
1. В наименовании постановления, пункте 1 и по тексту приложения N 1 слова: "муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска на 2009 - 2013 годы" в соответствующих падежах заменить словами: "муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска на 2009 - 2014 годы" в соответствующих падежах.
2. Приложение N 1 изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1
к постановлению Мэра города
от 09.12.2008. N 1655
Муниципальная целевая программа
развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска на 2009 - 2014 годы
Паспорт
муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска на 2009 - 2014 годы
Наименование Программы |
- муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска на 2009 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24.07.2007. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Областной закон от 13.05.2008. N 20-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области"; постановление Мэра города от 18.07.2008. N 872 "О разработке долгосрочной муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Новошахтинске на 2009 - 2011 годы"; постановление Администрации города от 04.09.2009. N 1312 "О Порядке принятия решения о разработке долгосрочных городских целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных городских целевых программ" |
Муниципальный заказчик Программы |
- Администрация города Новошахтинска |
Разработчик Программы |
- сектор экономики и малого предпринимательства Администрации города Новошахтинска |
Цель Программы |
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства |
Задачи Программы |
1. Повышение роли малого бизнеса в улучшении условий жизни населения. 2. Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития города. 3. Увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса. 4. Наполнение рынка товарами и услугами малых и средних предприятий. 5. Увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней. 6. Повышение инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства. 7. Развитие молодежного предпринимательства |
Период реализации Программы |
2009 - 2014 годы |
Структура Программы, перечень основных направлений и мероприятий |
- структура Программы: паспорт муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска на 2009 - 2014 годы. Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Раздел 2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели. Раздел 3. Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение Программы, с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования. Раздел 4. Нормативное обеспечение Программы. Раздел 5. Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом её реализации. Раздел 6. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы. Приложение N 1. Система программных мероприятий. Приложение N 2. Перечень отдельных видов экономической деятельности, являющихся приоритетными в части оказания муниципальной поддержки. Приложение N 3. Методика оценки эффективности реализации мероприятий Программы |
Исполнители Программы |
- Администрация города Новошахтинска; Родионово-Несветайское отделение Сбербанка России N 5190; Филиал межотраслевого коммерческого банка "Дон - Тексбанк" общество с ограниченной ответственностью в г. Новошахтинске; Некоммерческая организация "Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства"; Некоммерческое партнерство "Новошахтинский Зональный Бизнес-инкубатор"; Государственное казенное учреждение Ростовской области "Центр занятости населения города Новошахтинска"; Филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"; Прочие соисполнители |
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет: 1 344 100,8 тыс. рублей, в том числе: 1. бюджетные средства, в том числе: средства областного бюджета - на условиях софинансирования муниципальных программ; средства местного бюджета - 12650,0 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 670,0 тыс. руб.; в 2010 году - 880,0 тыс. руб.; в 2011 году - 2500,0 тыс. руб.; в 2012 году - 2500, 0 тыс. руб.; в 2013 году - 3000,0 тыс. руб.; в 2014 году - 3100,0 тыс. руб.; 2. внебюджетные источники, в том числе: 2.1. средства коммерческих банков - 1 266 500,0 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 275 500,0 тыс. руб.; в 2010 году - 156 000,0 тыс. руб.; в 2011 году - 165 000,0 тыс. руб.; в 2012 году - 190 000,0 тыс. руб.; в 2013 году - 240 000,0 тыс. руб.; в 2014 году - 240 000,0 тыс. руб.; 2.2. средства прочих исполнителей и участников - 63170,8 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 3043,0 тыс. руб.; в 2010 году - 5047,0 тыс. руб.; в 2011 году - 10020,2 тыс. руб.; в 2012 году - 13020,2 тыс. руб.; в 2013 году - 15020,2 тыс. руб.; в 2014 году - 17020,2 тыс. руб.; 2.3. фонд местного развития города Новошахтинска - 1780,0 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Обеспечение увеличения числа малых и средних предприятий в муниципальном образовании "Город Новошахтинск". 2. Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме произведенной продукции всеми предприятиями и организациями города. 3. Обеспечение роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях. 4. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. 5. Обеспечение роста объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий. 6. Увеличение среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- Координацию деятельности исполнителей, соисполнителей Программы осуществляет Администрация города Новошахтинска в лице заместителя Главы Администрации города по вопросам экономики. Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация города Новошахтинска, Новошахтинская городская Дума в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством. |
Список используемых сокращений
ГКУ РО "Центр занятости населения города Новошахтинска" |
- государственное казенное учреждение Ростовской области "Центр занятости населения города Новошахтинска"; |
|
Субъекты МСП |
- субъекты малого и среднего предпринимательства; |
|
КУИ города |
- Комитет по управлению имуществом Администрации города; |
|
ФГОУ ВПО "ЮФУ" |
- Филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"; |
|
НП "НЗБИ" |
- Некоммерческое партнерство "Новошахтинский Зональный Бизнес-инкубатор" |
|
МФПМП |
Некоммерческая организация "Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства" |
|
Родионово-Несветайское отделение Сбербанка России N 5190 |
- Родионово-Несветайское ОСБ N 5190 |
|
Филиал межотраслевого коммерческого банка "Дон-Тексбанк" общество с ограниченной ответственностью в г. Новошахтинске |
- ФМКБ "Дон-Тексбанк" ООО в г. Новошахтинске |
|
Новошахтинский филиал негосударственного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования "Московский новый юридический институт" |
- НОЧУВПО "МЮИ" |
|
Новошахтинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)" |
- НФФГБОВПО "ЮРГТУ (НПИ)" |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Малое предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города Новошахтинска, а именно: насыщение потребительского рынка товарами и услугами местного производства, решение вопросов занятости населения, увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого предпринимательства, как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается Администрацией города как одна из приоритетных стратегических задач.
Малое предпринимательство в городе Новошахтинске развивается с положительной динамикой. Удалось добиться определенных результатов на пути перехода от поддержки малого бизнеса, как средства стабилизации экономики, к его устойчивому развитию, как важнейшей части функционирования экономики города.
Так, за последние 3 года в этом секторе экономики сформировались следующие результаты в разрезе показателей, характеризующих деятельность малых предприятий, представленные в таблице N 1.
Таблица N 1
Показатели |
2007 год (факт) |
2008 год (факт) |
2009 год (факт) |
Темп роста 2009 года к 2007 году |
2010 год (факт) |
Темп роста 2010 года к 2008 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество малых предприятий, ед. |
224 |
245 |
249 |
111,6% |
291 |
118,7 |
Количество занятых на малых предприятиях, тыс. чел. |
3,085 |
3,040 |
2,914 |
94,5% |
2,812 |
92,5 |
Средняя зарплата на малых предприятиях, руб. |
4527,5 |
6965,9 |
8122,3 |
в 1,8 раза |
8964,80 |
в 1,2 раза |
Оборот, млн. руб. |
1638,8 |
2040,0 |
2270,4 |
138,5% |
2464,54 |
120,8 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
64,6 |
13,04 |
60,51 |
93,7% |
60,44 |
в 4,6 раза |
Число малых предприятий - один из основных индикаторов качества экономической среды. За период с 2007 года по настоящее время достигнут ежегодный прирост малых предприятий. По сравнению с 2008 годом на 1,3% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей и составило в 2010 году 2655.
Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса Новошахтинска: 38% малых предприятий сконцентрированы на предприятиях торговли и общественного питания. Что касается производственной сферы, то в ней наиболее значительный удельный вес занимают предприятия обрабатывающих отраслей (17%), строительства (13%), транспорта (9%).
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на предприятиях малого бизнеса, хотя и растет постоянно, тем не менее, почти на 24% ниже размера средней заработной платы на крупных и средних предприятиях города.
Оборот малых предприятий (стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ, услуг, а также стоимость проданных товаров несобственного производства) в 2010 году составил 2464,54 млн. руб., что в 1,2 раза больше по сравнению с 2008 годом.
Объем инвестиций на предприятиях малого бизнеса в 2010 году составил 60,44 млн. руб., что ниже докризисного 2007 года, но выше показателя 2008 года почти в 5 раз.
Отсутствие достоверных статистических показателей деятельности субъектов МСП особенно по индивидуальным предпринимателям в части результатов финансово-хозяйственной деятельности негативно отражается на проводимой Администрацией города аналитической работе, планировании, выстраивании эффективной экономической политики.
Основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в городе, по оценкам самих предпринимателей, связаны со сложностью взаимоотношений с ресурсоснабжающими предприятиями и организациями города, высоким уровнем налоговой нагрузки, проблемой взаимоотношения с контролирующими органами.
На заседаниях межведомственной комиссии по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства при Администрации города на регулярной основе рассматриваются заявления субъектов МСП, принимаются необходимые для предпринимательского сообщества решения.
Реализованы четыре и в настоящее время реализуется пятая муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска на 2009 - 2014 годы.
На сегодняшний день в городе сформированы базовые основы поддержки малого предпринимательства. Созданы и функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
- МФПМП;
- НП "НЗБИ".
Тем не менее развитие малого и среднего бизнеса и переход его на качественно новый уровень участия в социально-экономическом развитии города требуют существенного расширения возможностей для субъектов МСП в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами и нежилыми помещениями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.
Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов не позволяют молодежи включиться в цивилизованный мир рыночных отношений. Таким образом, одной из задач Администрации города на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно, поддерживая молодежное предпринимательство, Администрация города может решить серьезную проблему - отток молодежи в другие города. Учитывая важность этой проблемы, отдельно выделен раздел, включающий основные мероприятия по развитию и поддержке молодежного предпринимательства.
Система программных мероприятий определена в приложении N 1 к настоящей Программе.
Раздел 2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, решение за счет развития малого и среднего предпринимательства проблемы экономического развития города и занятости населения.
Программный подход необходим для решения следующих задач:
повышение роли малого бизнеса в улучшении условий жизни населения;
обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;
наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса;
увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней;
повышение инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие молодежного предпринимательства.
Настоящая Программа разработана на период: 2009 - 2014 годы.
При этом ряд мероприятий будет осуществляться в течение всего периода, а некоторые мероприятия должны быть реализованы поэтапно.
С учетом происходящих в экономике изменений, мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
темп роста числа малых и средних предприятий в городе Новошахтинске в 2014 году к 2008 должен составить не менее 120%;
доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме произведенной продукции всеми предприятиями и организациями в 2014 году, должна составить не менее 22,9%;
среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях в 2014 году составит - 3534 чел.;
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2014 году, должна составить не менее 22,5%;
темп роста объема инвестиций на малых и средних предприятиях в 2014 году к 2009 году не менее чем в 1,8 раза;
темп роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях в 2014 году к 2009 году не менее чем в 1,6 раза.
Методика оценки эффективности реализации мероприятий Программы определена в приложении N 3 к настоящей Программе.
Раздел 3. Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение Программы, с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования
Программа содержит 36 мероприятий, сформированных по 7-ми разделам. Основные разделы Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на городском уровне, а именно:
расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования - 12 мероприятий;
поддержка субъектов МСП в сфере инноваций и промышленного производства - 2 мероприятия;
поддержка внешнеэкономической деятельности, развитие международного и межрегионального сотрудничества субъектов МСП - 3 мероприятия;
содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Консультационное обеспечение субъектов МСП - 4 мероприятия;
образовательное и информационное обеспечение субъектов МСП. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности - 4 мероприятия;
методическое, аналитическое, организационное обеспечение деятельности субъектов МСП; организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП - 4 мероприятия;
вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Поддержка молодежного предпринимательства - 7 мероприятий.
Ресурсное обеспечение Программы составляют средства из бюджетных и внебюджетных источников.
Бюджетные источники:
федеральный и областной бюджеты - на условиях софинансирования муниципальных программ (прогнозируются как возможный источник средств без указания конкретных сумм);
местный бюджет - средства, предусмотренные решением Новошахтинской городской Думы о бюджете.
Объемы бюджетных средств ежегодно уточняются в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год.
Внебюджетные источники:
средства коммерческих банков - кредитные ресурсы, заявленные банками для кредитования субъектов МСП в соответствии с письмами банков, перечисляются их прямым получателям в соответствии с порядком и условиями каждого конкретного банковского учреждения;
средства исполнителей из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (прогнозируются как возможный источник средств, без указания конкретных сумм);
средства МФПМП - средства перечисляются получателям на конкурсной основе в соответствии с регламентом работы фонда;
средства фонда местного развития города - средства по мере необходимости перечисляются МФПМП на пополнение суммы займов, выдаваемых субъектам МСП для обеспечения дальнейшего финансирования инвестиционных проектов субъектов МСП на льготных условиях.
Порядок направления и основные условия использования средств местного бюджета устанавливаются правовыми актами Новошахтинской городской Думы и Администрации города. Приоритеты в оказании поддержки субъектам МСП на территории города Новошахтинска в 2009 - 2014 годах соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также включают дополнительные, исходя из актуальности решения проблем предпринимательства города и Стратегии социально-экономического развития города Новошахтинска на период до 2020 года. Перечень отдельных видов экономической деятельности, являющихся приоритетными в части оказания муниципальной поддержки приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Раздел 4. Нормативное обеспечение Программы
Для достижения цели реализации Программы дополнительно потребуется принятие нормативно-правовых актов, определяющих порядок и условия предоставления поддержки субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Для мероприятий, не требующих финансирования из местного, областного и федерального бюджетов, разработка дополнительных нормативно-правовых актов не требуется.
Раздел 5. Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом её реализации
Реализация Программы осуществляется на основе условий, порядка и правил, утверждённых федеральными, областными и муниципальными нормативными правовыми актами.
Сектор экономики и малого предпринимательства Администрации города Новошахтинска с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей в докладах о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств местного бюджета в установленном порядке.
Сектор экономики и малого предпринимательства Администрации города Новошахтинска:
направляет ежеквартально ответственным исполнителям Программы запросы на предоставление статистической, справочной и аналитической информации об исполнении мероприятий Программы;
ежеквартально составляет отчет по форме в соответствии с постановлением Администрации города от 04.09.2009. N 1312 "О Порядке принятия решения о разработке долгосрочных городских целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных городских целевых программ", а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации мероприятий Программы;
ежегодно в сроки, установленные Порядком и сроками разработки прогноза социально-экономического развития города и среднесрочного финансового плана города, составления проекта бюджета муниципального образования "Город Новошахтинск" на очередной финансовый год, составляет отчет о ходе работ по Программе, а также об эффективности использования финансовых средств в соответствии с постановлением Администрации города от 04.09.2009. N 1312 "О Порядке принятия решения о разработке долгосрочных городских целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных городских целевых программ":
в случае несоответствия результатов выполнения Программы целям и задачам, а также невыполнения показателей результативности, утвержденных Программой, готовит предложения о корректировке сроков реализации Программы и перечня программных мероприятий;
подготавливает и предоставляет отчет о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств за год и весь период ее реализации после завершения Программы на рассмотрение комиссии по обеспечению устойчивого социально-экономического развития города Новошахтинска;
вносит проект постановления Администрации города в соответствии с Регламентом работы Администрации города Новошахтинска об утверждении отчета о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период действия Программы.
Отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период действия Программы подлежат утверждению постановлением Администрации города не позднее одного месяца до дня внесения отчета об исполнении бюджета городского округа муниципального образования "Город Новошахтинск" в Новошахтинскую городскую Думу.
Раздел 6. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы
Эффективность от реализации Программы и использования выделенных бюджетных средств будет обеспечена за счёт:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств;
адресного предоставления бюджетных средств.
Методика оценки эффективности реализации мероприятий Программы приведена в приложении N 3 к настоящей Программе.
Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам года Администрация города Новошахтинска, Новошахтинская городская Дума в соответствии с их полномочиями.
Управляющий делами |
Ю.А. Лубенцов |
Приложение N 1
к муниципальной целевой программе
развития субъектов малого и среднего
предпринимательства города Новошахтинска
на 2009 - 2014 годы
Система программных мероприятий
N п/п |
Содержание мероприятий |
Цель мероприятий |
Ответственный исполнитель и соисполнители мероприятий |
Срок исполнения |
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
||||||
всего |
в том числе по годам: |
|||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
1. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования | ||||||||||||
1.1. |
Предоставление кредитов субъектам МСП |
Обеспечение субъектов МСП финансовыми ресурсами |
Банки, всего: Родионово-Несветайское ОСБ N 5190 ФМКБ "ДонТексбанк", ООО в г. Новошахтинске |
Весь период |
Средства коммерческих банков |
1026500 850500 176000 |
275500 250500 25000 |
156000 125000 31000 |
165000 125000 40000 |
190000 150000 40000 |
240000 200000 40000 |
240000 200000 40000 |
1.2. |
Пополнение кредитных ресурсов МФПМП для увеличения суммы займов, выдаваемых субъектам МСП на финансирование инвестиционных проектов на льготных условиях |
Обеспечение субъектов МСП финансовыми ресурсами |
Администрация города |
По мере необходимости |
Фонд местного развития |
1780 |
1780 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3. |
Предоставление займов субъектам МСП МФПМП |
Обеспечение субъектов МСП финансовыми ресурсами |
МФПМП |
Весь период |
Средства исполнителя |
46000 |
3000 |
5000,00 |
1000,00 |
13000,00 |
15000,00 |
17000,00 |
1.4. |
Привлечение субъектов МСП к участию в конкурсах (торгах) на размещение муниципального заказа для нужд бюджетных организаций |
Расширение доступа субъектов МСП к выполнению гарантированных заказов |
Муниципальные заказчики города |
Весь период |
Средства исполнителя |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1.5. |
Предоставление организационно-консультационных услуг безработным гражданам в подготовке бизнес-планов и оказание финансовой помощи на организацию самозанятости |
Содействие развитию стартующего бизнеса |
ГУ ЦЗН |
Весь период |
Средства исполнителя |
80,8 |
24 |
26,00 |
20,20 |
20,20 |
20,20 |
20,20 |
1.6. |
Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части стоимости присоединения к сетям: - электрическим; - газораспределительным; водопровода и канализации |
Повышение конкурентоспособности субъектов МСП |
Администрация города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
150 |
- |
0,00 |
150,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.7. |
Предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, а именно возмещения части арендных платежей, стоимости приобретенных основных средств, материалов, методической и справочной литературы, обучения сотрудников, программного обеспечения, услуг по его обновлению, услуг по получению патентов, лицензий, свидетельств авторских прав, услуг на рекламу |
Содействие развитию стартующего бизнеса, обеспечение безопасности работников предприятий, начинающих предпринимателей |
Администрация города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
1819 |
629 |
230,00 |
300,00 |
320,00 |
340,00 |
360,00 |
1.8. |
Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам |
Снижение затрат субъектов МСП на обслуживание кредита, займа |
Администрация города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
2390 |
- |
200,00 |
720,00 |
720,00 |
750,00 |
750,00 |
1.9. |
Субсидирование субъектов МСП по компенсации затрат на разработку проектно-сметной документации, бизнес-планов, инвестиционных проектов |
Снижение затрат субъектов МСП на разработку бизнес-планов |
Администрация города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
750 |
- |
50,00 |
50,00 |
310,00 |
340,00 |
400,00 |
1.10. |
Предоставление имущественного взноса МФПМП для целей предоставления краткосрочных заемных средств субъектам малого и среднего предпринимательства города |
Содействие привлечению кредитных ресурсов субъектами МСП |
Администрация города, МФПМП |
По мере необходимости |
Средства местного бюджета |
590 |
- |
180,00 |
410,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.11. |
Предоставление субсидий в целях возмещения приобретенных основных средств и (или) программного обеспечения в приоритетных видах деятельности |
Содействие увеличению инвестиций субъектов МСП |
Администрация города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
2300 |
|
0,00 |
550,00 |
750,00 |
1000,00 |
1000,00 |
1.12. |
Предоставление субсидий на компенсацию части арендных платежей субъектам МСП в приоритетных видах деятельности, объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства |
Снижение затрат субъектов МСП по арендным платежам |
Администрация города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
|
|
|
100,00 |
150,00 |
320,00 |
340,00 |
1.13. |
Итого по разделу |
Средства местного бюджета |
8569 |
629 |
660,00 |
2280,00 |
2250,00 |
2750,00 |
2850,00 |
|||
ФМР |
1780 |
1780 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|||||
Средства коммерческих банков |
1026500 |
275500 |
156000,00 |
165000,00 |
190000,00 |
240000,00 |
240000,00 |
|||||
Средства исполнителей |
46111 |
3024 |
5026,00 |
10020,20 |
13020,20 |
15020,20 |
17020,20 |
|||||
1.14. |
Всего по разделу |
1082960 |
280933 |
161686,00 |
177300,20 |
205270,20 |
257770,20 |
259870,20 |
||||
2. Поддержка субъектов МСП сфере инноваций и промышленного производства | ||||||||||||
2.1. |
Информирование о выставочно-ярмарочных мероприятиях инновационной направленности, привлечение к участию в них субъектов МСП |
Повышение уровня знаний, развитие инновационной деятельности в городе |
Сектор экономики и малого предпринимательства Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2. |
Ведение реестра инвестиционных проектов субъектов МСП города |
Привлечение внимания инвесторов; активное взаимодействие с потенциальными участниками инвестиционного процесса |
Сектор экономики и малого предпринимательства Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.3. |
Всего по разделу |
|
|
|
|
|
|
|
||||
3. Поддержка внешнеэкономической деятельности, развитие международного и межрегионального сотрудничества | ||||||||||||
3.1. |
Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях |
Продвижение продукции донских производителей на межрегиональные и международные рынки, презентация производственных достижений МСП, привлечение инвестиций |
Отделы Администрации города |
Весь период |
Средства муниципального бюджета |
421 |
41 |
40 |
80 |
130 |
130 |
130 |
3.2. |
Создание базы данных конкурентоспособных предприятий и размещение ее в виде реестра в сети Интернет. Обеспечение сопровождения и обновления реестра конкурентоспособных предприятий - субъектов МСП, доступа к нему заинтересованных организаций |
Поиск потенциальных деловых партнеров на межрегиональном и международном уровнях |
Сектор экономики и малого предпринимательства Администрации города, НП "НЗБИ", МФПМП |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.3. |
Проведение городских выставок, ярмарок с участием субъектов МСП |
Повышение эффективности, конкурентоспособности деятельности малых и средних предприятий |
Отдел потребительского рынка Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.4. |
Итого по разделу |
Средства местного бюджета |
421 |
41 |
40 |
80 |
130 |
130 |
130 |
|||
4. Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Консультационное обеспечение субъектов МСП | ||||||||||||
4.1. |
Организация работы и обеспечение оказания консультационных услуг субъектам МСП по вопросам трудового законодательства в области регулирования предпринимательской деятельности на потребительском рынке, в том числе по телефонам "горячей линии" |
Оказание правовой помощи субъектам МСП |
Сектор по труду Администрации города, отдел потребительского рынка Администрации города |
Весь период |
финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4.2. |
Тестирование и консультирование безработных граждан, учащихся 9, 11 классов, учащихся колледжа, студентов на выявление способностей и инициативы по ведению предпринимательской деятельности |
Расширение доступа субъектов МСП к консультационным услугам |
ГКУ РО "Центр занятости населения города Новошахтинска" |
Весь период |
Средства соисполнителей |
24 |
12 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4.3. |
Реализация пилотного проекта по оказанию консультационной поддержки субъектов МСП по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, по обучению основам предпринимательства начинающих предпринимателей, повышению квалификации руководителей и специалистов действующих субъектов МСП |
Расширение доступа субъектов МСП к консультационным услугам |
НП "НЗБИ" |
Весь период |
Средства соисполнителей |
|
|
|
|
|
|
|
4.4. |
Предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств, программного обеспечения, услуг по обновлению программного обеспечения и монтажу компьютерных сетей |
Сокращение затрат на материальнотехническое оснащение рабочих мест в организациях, образующих инфраструктуру консультационной поддержки субъектов МСП |
Администрация города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
180 |
|
180 |
|
0 |
0 |
0 |
4.5. |
Итого по разделу |
Средства исполнителей |
40 |
19 |
21 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Средства местного бюджета |
180 |
|
180 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
4.6. |
Всего по разделу |
220 |
19 |
201 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
5. Образовательное и информационное обеспечение субъектов МСП. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности | ||||||||||||
5.1. |
Разработка и внедрение обучающих программ для руководителей и специалистов субъектов МСП на базе существующих филиалов вузов города |
Подготовка профессиональных кадров для сферы малого и среднего бизнеса |
ФГОУ ВПО "ЮФУ", НФФГБОВПО "ЮРГТУ (НПИ)", НОЧУВПО "МЮИ" |
Весь период |
Финансирование по мере необходимости |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5.2. |
Размещение на официальном сайте города в сети Интернет информации о формах поддержки, оказываемой субъектам МСП, об опыте развивающихся малых и средних предприятий города; общественной экспертизе проектов документов; информации об инфраструктуре поддержки; проводимых конкурсах; результатах исследований и опросов |
Повышение информированности субъектов МСП |
Администрация города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5.3. |
Освещение в средствах массовой информации вопросов развития малого и среднего предпринимательства |
Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, публичное рассмотрение проблем малого и среднего предпринимательства с целью поиска путей их решения |
Администрация города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
60 |
0 |
0 |
0 |
30 |
30 |
30 |
5.4. |
Проведение социологических опросов среди субъектов МСП о проблемах развития малого и среднего предпринимательства |
Создание информационной базы для принятия управленческих решений |
Администрация города, ФГОУ ВПО "ЮФУ" |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5.5. |
Итого по разделу |
Средства местного бюджета |
60 |
0 |
0 |
0 |
30 |
30 |
30 |
|||
Средства исполнителей |
0 |
|
|
|
|
|
|
|||||
5.6. |
Всего по разделу |
60 |
0 |
0 |
0 |
30 |
30 |
30 |
||||
6. Методическое, аналитическое, организационное обеспечение деятельности субъектов МСП, органа местного самоуправления по реализации полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП | ||||||||||||
6.1. |
Организация проведения профессиональных конкурсов в сфере предпринимательства |
Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности |
Сектор экономики и малого предпринимательства, отдел потребительского рынка Администрации города |
Весь период |
Средства местного бюджета |
270 |
|
0 |
90 |
90 |
90 |
90 |
6.2. |
Формирование перечня свободных земельных участков и содействие в их выделении под строительство объектов и в выкупе не завершенных строительством объектов субъектам МСП |
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП |
КУИ города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6.3. |
Использование упрощенной процедуры оформления документов при сдаче в аренду субъектам МСП и отчуждении муниципального имущества |
Устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства |
КУИ города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6.4. |
Организация семинаров, совещаний с предпринимателями с участием представителей контролирующих органов, ресурсноснабжающих организаций |
Преодоление административных барьеров |
Отделы Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6.5. |
Итого по разделу |
Средства местного бюджета |
270 |
0 |
0 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|||
7. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Поддержка молодежного предпринимательства | ||||||||||||
7.1. |
Организация маркетинговых исследований в целях развития молодежного предпринимательства |
Расширение возможности осуществления инновационных исследований, вовлечение молодежи в предпринимательство |
Администрация города, ФГОУ ВПО "ЮФУ" |
По мере необходимости |
Средства местного бюджета |
150 |
|
|
50 |
50 |
50 |
50 |
7.2. |
Обеспечение информирования и организация участия субъектов МСП в молодежных образовательных программах, проводимых АРО в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов МСП |
Подготовка профессиональных кадров для сферы малого и среднего бизнеса |
Отделы Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7.3. |
Организация участия субъектов МСП и бизнес-консультантов в конференциях, форумах, семинарах, "круглых столах", мастерклассах, тренингах по вопросам, связанным с ведением и развитием предпринимательской деятельности, повышением управленческих качеств и предпринимательской инициативы молодежи |
Повышение информированности субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и специалистов Администрации города, курирующих вопросы развития предпринимательства |
Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, отделы Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7.4. |
Информирование молодежи и безработных граждан, желающих организовать собственное дело, о формах государственной поддержки |
Вовлечение в предпринимательство молодежи и безработных граждан |
Администрация города, ГКУ РО "Центр занятости населения города Новошахтинска", организации, образующие инфраструктуру |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7.5. |
Проведение городских олимпиад, конкурсов по направлению "молодежное предпринимательство" и организация участия в них учащихся общеобразовательных учреждений с целью развития предпринимательских навыков и компетенции у детей и подростков в школах среди старшеклассников |
Стимулирование инициативы учащихся к работе в сфере малого и среднего бизнеса |
Отдел образования Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7.6. |
Содействие прохождению трудовой практики, а также временной занятости учащейся молодежи на предприятиях субъектов МСП |
Приобретение молодежью опыта и навыков для работы в сфере малого и среднего бизнеса |
ГКУ РО "Центр занятости населения города Новошахтинска", сектор по работе с молодежью Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7.7. |
Изучение основ предпринимательской деятельности учащимися общеобразовательных школ |
Начальная подготовка кадров для сферы малого и среднего бизнеса |
Отдел образования Администрации города; сектор экономики и малого предпринимательства Администрации города |
Весь период |
Финансирования не требует |
|
|
|
|
|
|
|
7.8. |
Итого по разделу |
Средства местного бюджета |
200 |
|
|
50 |
50 |
50 |
50 |
|||
8. |
Итого по Программе |
Средства местного бюджета |
12650 |
670 |
880 |
2500 |
2500 |
3000 |
3100 |
|||
Фонд местного развития |
1780 |
1780 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Средства коммерческих банков |
1266500 |
275500 |
156000 |
165000 |
190000 |
240000 |
240000 |
|||||
Средства исполнителей |
63170,80 |
3043 |
5047 |
10020,20 |
13020,20 |
15020,20 |
17020,20 |
|||||
|
Всего по Программе |
1344100,8 |
280993,0 |
161927,0 |
177520,2 |
205520,2 |
258020,2 |
260120,2 |
Управляющий делами |
Ю.А. Лубенцов |
Приложение N 2
к муниципальной целевой программе
развития субъектов малого и среднего
предпринимательства города Новошахтинска
на 2009 - 2014 годы
Перечень
отдельных видов экономической деятельности, являющихся приоритетными в части оказания муниципальной поддержки
Код ОКВЭД |
Название экономической деятельности |
1 |
2 |
1. Промышленное производство | |
14 |
Добыча прочих полезных ископаемых (за исключением кодов 14.3, 14.50.21, 14.50.22, 14.50.23, 14.50.24, 14.50.25, 14.50.26, 14.50.27, 14.50.28) |
17 |
Текстильное производство |
18 |
Производство одежды; выделка и крашение меха |
19 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
20 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки |
21 |
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них |
22 |
Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации |
24 |
Химическое производство |
25 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий (за исключением кода 25.24.9) |
26 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
27 |
Металлургическое производство |
28 |
Производство готовых металлических изделий |
29 |
Производство машин и оборудования (за исключением кодов 29.11.9, 29.12.9, 29.14.9, 29.21.9, 29.22.9, 29.23.9, 29.24.9, 29.32.9, 29.40.9, 29.54.9, 29.56.9.) |
30 |
Производство офисного оборудования и вычислительной техники (за исключением кода 30.01.09) |
31 |
Производство электрических машин и электрооборудования (за исключением кодов 31.10.9, 31.20.9, 31.62.9) |
32 |
Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи |
33 |
Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов |
36 |
Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки |
2. Производство и переработка сельхозпродукции | |
01 |
Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях (за исключением кодов 01.5, 01.50) |
05 |
Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях |
15 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки (за исключением кодов 15.91, 15.92, 15.94, 15.95, 15.96, 15.97) |
|
3. Инновационная деятельность |
72 |
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
73.10 |
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук |
4. Строительство, коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда | |
40.10.5 |
Деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей |
40.30.4 |
Деятельность по обеспечению работоспособности котельных |
40.30.5 |
Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей |
41 |
Сбор, очистка и распределение воды |
45 |
Строительство |
70.32.1 |
Управление эксплуатацией жилого фонда |
5. Предоставление услуг | |
55 |
Деятельность гостиниц |
60.21.1 |
Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию |
63.1 |
Транспортная обработка грузов и хранение (за исключением кодов 63.12.2) |
63.4 |
Организация перевозок грузов |
74.1 |
Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием |
74.5 |
Найм рабочей силы и подбор персонала |
6. Здравоохранение, платные социальные услуги | |
85 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг (за исключением кодов 85.14.4 - 85.14.6) |
7. Бытовое обслуживание населения | |
93 |
Предоставление персональных услуг |
74.7 |
Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств |
52.7 |
Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
8. Защита окружающей среды | |
90 |
Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность |
37 |
Обработка вторичного сырья (за исключением кодов 37.1, 37.20.1, 37.20.6) |
9. Культура и спорт | |
92 |
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (за исключением кодов 92.11, 92.12, 92.31, 92.32, 92.34, 92.4, 92.5, 92.71) |
Управляющий делами |
Ю.А. Лубенцов |
Приложение N 3
к муниципальной целевой программе
развития субъектов малого и среднего
предпринимательства в городе
Новошахтинске на 2009 - 2014 годы
Методика
оценки эффективности реализации мероприятий Программы
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе использования системы целевых показателей, которая обеспечивает мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы по следующим критериям:
1. Критерий "Социально-экономические показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства" базируется на целевых индикаторах и показателях Программы, приведенных в таблице N 1.
Таблица N 1
(процентов) | |||||||
| |||||||
N п/п |
Показатели |
2009 год (факт) |
2010 год (факт) |
2011 год (оценка) |
2012 год (прогноз) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Темп роста числа малых и средних предприятий в городе Новошахтинске (год к году) |
101,2 |
101,6 |
102 |
102 |
102,3 |
103,1 |
2 |
Темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях (год к году) |
93 |
100 |
101,2 |
101,1 |
101,1 |
101,2 |
3 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций* |
22 |
22 |
22 |
22,1 |
22,3 |
22,5 |
4 |
Темп роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях (год к году) |
101,3 |
108,6 |
108,9 |
109,1 |
109,3 |
109,5 |
5 |
Доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме произведенной продукции |
20,3 |
22 |
22,5 |
22,6 |
22,7 |
22,9 |
6 |
Темп роста объемов инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий (год к году) |
307 |
159,3 |
98,43 |
105,6 |
102,4 |
107,5 |
* показатель в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских органов и муниципальных районов".
2. Критерий "Результативность бюджетных расходов на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства" исходя из определения "Результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности", рассчитывается по формуле:
1) соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение (для финансовых форм государственной поддержки субъектов МСП):
, где
- коэффициент, определяющий результативность бюджетных расходов в i-том году;
- объем налоговых платежей, поступивших в консолидированный бюджет Ростовской области от субъектов МСП, получивших финансовую поддержку в i-том году (перечень документов, подтверждающих уплату налоговых платежей в консолидированный бюджет Ростовской области субъектами МСП - получателями финансовой поддержки, определяется нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области, утверждающими порядок и условия предоставления такой поддержки);
- объем бюджетных расходов в i-том году на финансовую поддержку субъектов МСП;
должен быть > 1;
2) степень достижения результатов деятельности:
, где
- коэффициент достижения j-го критерия в i-том году (рассчитывается по каждому показателю критерия, указанному в графе 2 таблицы 1);
- фактический показатель j-го критерия, указанного в графе 2 таблицы 1, в i-том году (по данным Ростовстата);
- плановый показатель j-го критерия, указанного в графе 2 таблицы 1, в i-том году (графы 3, 4, 5);
должен
.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Новошахтинска Ростовской области от 16 сентября 2011 г. N 836 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.