Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами
Решение комплекса задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года, в Программе реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы, в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, в проекте Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), в социальном проекте партии "Единая Россия" - "Дворовый тренер", в Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2008 - 2012 годы", в областной долгосрочной целевой программе "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы" требует разработки муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Шахты на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа).
Программа представляет собой комплекс мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования, находящиеся в ведении муниципального учреждения Департамент образования города Шахты, призваны решить проблему диспропорций в развитии муниципальной системы образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство города.
Программа формируется с учетом ориентиров, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2014 годах, что обусловливает необходимость жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке проблем, непосредственно связанных с реализацией полномочий МУ Департамент образования г. Шахты (далее - департамент).
Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение подведомственных департаменту муниципальных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования (общее количество подведомственных учреждений составляет 89), средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования, обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях путем перечисления субвенций, субсидий в части исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Муниципальная система образования г. Шахты (далее - МСО) включает в себя 89 образовательных учреждений различных типов и видов. В целом в сфере образования города занято около 5 тысяч работников.
В соответствии с "Программой развития муниципальной системы образования на период 2006 - 2010 г.г.", утвержденной решением Городской Думы от 08.11.2005 г. N 107, стратегия развития муниципальной системы образования на период до 2010 г. определялась следующими приоритетными целями:
- в области "Реструктуризации муниципальной образовательной сети":
- обеспечение доступности качественного общего образования при эффективном использовании ресурсов;
- обеспечение адекватности предоставляемых образовательных услуг потребностям учащихся разных социальных, возрастных категорий;
- в области "Управления качеством образования":
- разработка, апробация моделей обеспечения качественного общего образования;
- в области "Информатизации и оснащения учебным и учебно-наглядным оборудованием":
- развитие единой информационной среды, создание единой информационной системы, повышение информационных компетенций работников образования, развитие современных методов обучения на базе информационных технологий;
- оснащение образовательных учреждений современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
В течение 2006 - 2009 гг., с момента начала реализации Программы развития МСО на 2006 - 2010 гг., запущен механизм качественных преобразований муниципальной системы образования. Результатом стали существенные изменения системы образования города с целью удовлетворения запросов личности и семьи в получении образовательных услуг, соответствующих современным требованиям. В большей степени данный процесс зависит от грамотного планирования развития муниципальной образовательной сети.
Изменения в демографической структуре детского населения в последние годы привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность, нарастает противоречие между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся. За период с 2004 по 2009 год численность учеников дневных общеобразовательных учреждений в целом по городу сократилась на 2671 чел. (на 12,1%).
В рамках промежуточного мониторинга достигнутых значений показателей оценки эффективности деятельности проведены предварительные расчеты объема неэффективных расходов по общему образованию на начало учебного года. Среднегодовой показатель по управлению кадровыми ресурсами прочих работников и средней наполняемости классов по дневным общеобразовательным школам по состоянию на начало 2008/2009 учебного года составил 32,02 млн руб.
Департаментом проведен анализ действующей сети в разрезе каждого общеобразовательного учреждения, разработан план мероприятий на 2009 год по снижению неэффективных расходов. По итогам его реализации объем неэффективных расходов в 2009 году снизится до 17,03 млн руб. По сравнению со среднегодовым значением показателя за предыдущий период снижение неэффективных расходов составит 14,99 млн руб. (46,81%), что является результатом принятых в 2009 году управленческих мер по оптимизации сети.
В результате реорганизации МОУ СОШ N 31, 40 путем присоединения к ним 2 основных школ (МОУ ООШ N 33, 34), соответственно, сократилась сеть муниципальных общеобразовательных учреждений с 44 до 42 без снижения уровня охвата образовательными услугами.
Приняты меры по поэтапному повышению средней наполняемости классов муниципальных общеобразовательных учреждений и доведению до нормативного значения (25), произведено слияние классов с низкой наполняемостью в классы-комплекты. По данным статистической отчетности на начало 2009 - 2010 года среднегородское значение показателя средней наполняемости классов составило 24,72 (2008 год - 24,02), что привело к снижению объема неэффективных расходов по этому показателю.
Однако в муниципальных общеобразовательных учреждениях остается значительная диспропорция в численности учителей и прочих работников, избыточная численность работников, что приводит к неэффективным расходам по управлению кадровыми ресурсами. На одного учителя дневных общеобразовательных учреждений в среднем приходится 16,2 учащихся.
Среди проблем, связанных с несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкостью учреждений и контингентом обучающихся, остро проявляет себя устаревшая материально-техническая база. Для обеспечения успешной модернизации системы образования необходимо продолжить обновление учебно-наглядного оборудования: лабораторных и демонстрационных приборов и приспособлений, печатных и аудиовизуальных пособий, технических средств обучения, школьной мебели, спортивного оборудования и инвентаря. В целях создания условий для приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом, реализации программ по физическому воспитанию требуется модернизация школьных спортивных залов, приобретение спортивного оборудования, инвентаря, тренажеров, спортивной формы. Несмотря на постоянное пополнение и модернизацию компьютерного парка, происходит моральное и технологическое старение техники.
Требует совершенствования учебно-материальная база обучения юношей и девушек допризывного возраста начальным знаниям в области обороны и основам военной службы в образовательных учреждениях в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", включающая: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) или место с оборудованными мишенями, макеты автомата Калашникова, саперные лопаты и пр.
Условия дефицита ресурсов при переходе к новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения, к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, новым формам контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса могут оказать отрицательное влияние на дальнейшее развитие муниципальной системы образования.
Одним из эффективных путей создания условий для получения качественного образования детей является организация образовательного процесса в рамках реализации задач предпрофильного и профильного обучения. В образовательной системе города создана сеть составляющих около 58% общего числа учреждений профильных школ, реализующих на 2 и 3 ступенях обучения программы углубленного изучения предметов. Из них 18% учреждений являются школами повышенного уровня (лицеями, гимназиями). Профильными образовательными услугами могут воспользоваться учащиеся разных районов города в соответствии с выбранными ими направлениями будущей профессиональной деятельности.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Насущной задачей является активное участие муниципального образования в создании региональной системы оценки качества образования, в том числе за счет развития муниципальной системы оценки качества образования. Необходимо вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования, совершенствовать созданную систему мониторинга как важнейшего инструмента обеспечения государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
Именно в предшкольный и школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Комплексного решения требуют существующие проблемы организации сбалансированного горячего питания дошкольников и школьников - в ряде школ города из-за отсутствия пищеблоков отсутствует горячее питание; технологическое и холодильное оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет более 50 процентов. Требуется широкое внедрение в образовательных учреждениях технологий здоровьесбережения, создание условий для медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медкабинетов, физического воспитания обучающихся и развития массового детского спорта.
В настоящее время более 70% учащихся общеобразовательных школ не занимаются регулярно спортом. Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает им полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья. По статистике 80 процентов школьников ведут малоподвижный образ жизни.
Причины сложившегося положения дел в физическом воспитании учащихся:
- отсутствуют эффективные формы организации занятий физической культурой и спортом учащихся, в том числе в каникулярное время и с учетом индивидуальных особенностей детей;
- материально-спортивная база образовательных учреждений слаба и сильно устарела как физически, так и морально;
- отсутствует целенаправленная пропаганда физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи в средствах массовой информации.
Важным фактором сохранения и укрепления здоровья обучающихся является обеспечение отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 15 лет в пришкольных лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений в каникулярное время. Данный вид отдыха является малозатратным и позволяет обеспечить бесплатное пребывание детей в пришкольных лагерях с организацией полноценного сбалансированного питания, содержательного досуга, направленного на воспитание, развитие и оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства.
В предыдущие годы оздоровление детей в дневных пришкольных лагерях осуществлялось на базе 27 образовательных учреждений в летний оздоровительный период.
В связи с передачей органам местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, оздоровление в дневных пришкольных лагерях планируется проводить в период весенних, летних и осенних каникул. На данные цели предусматривается софинансирование из муниципального бюджета в размере 833 тысячи рублей
Актуальные задачи образования по созданию современной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры образования в соответствии с современными требованиями, обеспечение воспитания детей и подростков в духе здорового образа жизни, привитие с детства стандартов здоровой соревновательности, любви к спорту, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала образовательного учреждения, росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также реализации Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", можно решать только комплексно, посредством реализации муниципальной долгосрочной целевой программы.
В связи с участившимися случаями суицидов среди несовершеннолетних, причиной которых стали: нарушения детско-родительских отношений, выразившиеся в конфликтах с родителями; конфликтные отношения с друзьями; демонстративно-протестные реакции подростков, имеющих отклонения в развитии и патохарактерологические черты личности, с целью выработки неотложных и дополнительных мер по предупреждению случаев совершения суицидов среди несовершеннолетних и преодолению их последствий необходимо усилить работу по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении, злоупотребляющих употребляющих алкоголем, психотропными веществами. Принять меры по развитию муниципальной службы практической психологии - введению в штатные расписания образовательных учреждений ставок педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов. При наличии в штате учреждения педагога-психолога возобновится деятельность школьных психолого-педагогических консилиумов, которые смогут выявлять и направлять детей, нуждающихся в психологическом сопровождении квалифицированными психологами. "Центр психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних" должен стать образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр).
В городе функционирует 41 муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, включая 1 структурное подразделение и 1 учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В результате укрупнения и изменения статуса количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (далее - МДОУ), сократилось по сравнению с 2008 годом с 48 до 39 без снижения уровня охвата дошкольными образовательными услугами.
Согласно программе расширения сети МДОУ на 2010 - 2014 гг. запланировано открытие 9 дошкольных групп в функционирующих МДОУ и возвращенных в сеть после капитального ремонта.
Кроме того, все общеобразовательные учреждения города предоставляют услуги по подготовке детей дошкольного возраста к получению начального школьного образования в подготовительных группах для будущих первоклассников, а также по оказанию ежемесячной консультативной помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5 - 7 лет к обучению в школе.
Охват детей дошкольным образованием в городе в 2007 году составил 44,3%, в 2008 г. - 44, 7%, в 2009 году- 51,3%. В 2010 году произошло снижение охвата детей дошкольным образованием до 42,5% по причине увеличения общего количества детей дошкольного возраста.
Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования в настоящее время составляет 71,4%.
Несмотря на значительный прирост дошкольных мест, произошедший за период с 2007 по 2011 годы (+ 455 мест), по итогам комплектования дошкольных учреждений в 2010 году не обеспечено местами 884 ребенка, из них 240 человек (27,1% общей очереди) - это дети в возрасте от 0 до 3 лет, 604 человека (68,3% общей очереди) - в возрасте от 3 до 5 лет.
Обследование уровня развития речи детей дошкольного возраста в 2010 году позволило выявить 507 детей с нарушением речи, из которых 368 детей были зачислены в логопункты дошкольных образовательных учреждений.
В целях качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, предупреждения и устранения различных форм речевой недостаточности, необходимо открыть логопедические группы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида N 28, 44, 76 и логопункты на базе дошкольных образовательных учреждений, получивших приложение к лицензии на право оказания услуг по дополнительным образовательным программам по логопедии.
Стабильно высоким в городе остается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2009 г. - 184 чел., в 2010 г. выявлено 164 чел., в первом полугодии 2011 г. выявлено 85 детей). Кроме того, участились случаи возврата детей из семей и последующего оформления таковых детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях социально-правовой защиты детства в Программу включены мероприятия, направленные на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства, обеспечение своевременной постановки граждан данной категории на квартирный учет.
Приоритетной является задача ликвидации аварийности образовательных учреждений: около 69% основных фондов учреждений образования г. Шахты приходится на здания, построенные свыше 30 и более лет назад, в том числе 73,33% зданий школ, 60% - дошкольных учреждений, 90,91% - учреждений дополнительного образования. В рамках реализации Программы запланированы мероприятия, направленные на снижение доли аварийных объектов образования. Задача обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, в том числе пожарной и антитеррористической безопасности, должна решаться поэтапно и комплексно. По предварительным оценкам на мероприятия по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности муниципальных образовательных учреждений потребуется около 38 млн рублей за 4 года реализации Программы.
Решение существующих проблем муниципального образования наиболее целесообразно программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка образовательных услуг, общества, личности, определить цели управления, организационную структуру управления, факторы формирования (количество воспитанников и обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, взаимосвязь с внешними структурами и др.). В результате это позволит сформировать эффективную систему реализации федеральных стандартов общего образования в пределах муниципального образования и в разрезе каждого образовательного учреждения, обеспечить необходимый уровень развития системы дошкольного и дополнительного образования детей в целях выполнения социального заказа.
Одновременно с реализацией стандарта образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей являются учреждения дополнительного образования. В городе функционирует 5 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается свыше 8,5 тыс. детей более чем по 50 направлениям детского творчества и 12 видам спорта. В среднем охват услугами дополнительного образования по области составил в 2008 - 2009 учебном году 47%. Реализация программных мероприятий позволит повысить охват детей дополнительным образованием в МСО до 52%.
Программа предназначена для дальнейшего перевода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество и доступность образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.