Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Подготовка раздела I "Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности"
2.1. В первом разделе доклада должна быть представлена структура стратегических целей, тактических задач, городских целевых программ и показателей деятельности главных распорядителей, дающая ясное представление об основных значимых для общества направлениях и результатах их деятельности.
2.2. Требования к формированию стратегических целей главного распорядителя:
2.2.1. Цели главных распорядителей должны соответствовать приоритетам государственной, областной и муниципальной политики и являться подцелями стратегических целей развития города.
2.2.2. В ходе формирования системы целей главных распорядителей, в тексте доклада необходимо провести анализ ее взаимосвязи с системой целей государства, области и города, а также охарактеризовать вклад целей главных распорядителей в достижение стратегических целей развития города Новошахтинска. Цели развития Российской Федерации, Ростовской области и города Новошахтинска являются четко определенными и закреплены соответствующими нормативными правовыми актами на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
2.2.3. Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности главных распорядителей. Следовательно, определение приоритетных целей для планового периода должно осуществляться исходя из нормативных правовых актов, определяющих основные задачи и принципы политики города в сфере компетенции главных распорядителей, - Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, посланий Президента Российской Федерации, концепции политики области и города в соответствующих направлениях, долгосрочных и среднесрочных программных документов Правительства Российской Федерации, Правительства Ростовской области и муниципальных правовых актов города Новошахтинска.
2.2.4. Количество целей, как правило, не должно превышать пяти.
2.2.5. Если появилась необходимость в детализации целей главных распорядителей на подцели, то в докладе должен быть приведен краткий анализ их взаимосвязи.
2.2.6. При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции главных распорядителей);
измеримость (достижение цели можно проверить с помощью учитываемых показателей конечных общественно важных результатов);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).
2.2.7. Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не должна являться функцией или мероприятием, реализуемым главным распорядителем, а также содержать:
специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
описания путей, средств и методов достижения цели.
2.2.8. Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (то есть подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности главных распорядителей при формировании тактических задач и подготовке городских целевых программ.
2.2.9. Для каждой цели в докладе должны быть приведены показатели, характеризующие степень ее достижения в отчетном и плановом периодах.
2.3. Требования к формированию тактических задач главных распорядителей:
2.3.1. Тактические задачи представляют собой конкретизацию направлений и способов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач и требовать различных по объему затрат. Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из целей главных распорядителей. Для каждой из целей следует сформировать, как правило, от 2-х до 7-ми тактических задач, которые в совокупности должны охватывать все направления деятельности главных распорядителей, необходимые для достижения соответствующей стратегической цели. Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самих главных распорядителей.
2.3.2. Совокупность тактических задач по каждой цели должна отвечать принципам необходимости (решение каждой тактической задачи является необходимым условием достижения цели) и достаточности (решение всех тактических задач является достаточным условием достижения цели).
2.3.3. Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срока достижения цели, для достижения которой выделяется задача.
2.3.4. Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры главных распорядителей и в соответствии с возложенными на них функциями. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям главных распорядителей, а также подведомственных муниципальных учреждений, по которым главные распорядители осуществляют бюджетные проектировки.
2.3.5. Для каждой тактической задачи в докладе должны быть приведены показатели, характеризующие степень ее решения в отчетном и плановом периодах.
2.3.6. В случае, если решение тактической задачи требует специальных действий со стороны других главных распорядителей, при описании задачи необходимо сформулировать межведомственные задачи для тех главных распорядителей, от которых зависит решение данной задачи.
2.3.7. Межведомственной задачей является тактическая задача, решение которой невозможно без дополнительных действий со стороны других главных распорядителей, являющихся соисполнителями, и требующая координации и организации со стороны главного распорядителя являющегося ответственным за составление доклада. Ответственность за решение межведомственной задачи, включая достижение целевых значений показателей задачи, а также за организацию согласования действий с другими главными распорядителями, несет главный распорядитель, являющийся ответственным за составление доклада.
2.4. Требования к информации о реализации городских целевых программ, включаемой в доклад:
2.4.1. В случае, если одним из способов или инструментов решения конкретной тактической задачи главных распорядителей являются городские целевые программы, в докладе приводятся городские целевые программы, по которым главные распорядители утверждены муниципальным заказчиком.
2.4.2. Для каждой городской целевой программы необходимо указать:
статус городской целевой программы (долгосрочная городская или ведомственная целевые программы);
наименование городской целевой программы;
сроки реализации городской целевой программы;
перечень целевых показателей городской целевой программы, отражающих ее вклад в достижение той тактической задачи, на достижение которой они направлены;
мероприятия городской целевой программы, направленные на решение конкретной тактической задачи.
2.4.3. В случае, если городская целевая программа направлена на реализацию нескольких тактических задач главных распорядителей, информация в соответствии с требованиями подпункта 2.4.2 пункта 2.4 настоящего раздела приводится под каждой тактической задачей с тем перечнем целевых показателей, которые отражают степень реализации конкретной тактической задачи.
Перечень целевых показателей городской целевой программы в рамках нескольких тактических задач главных распорядителей не должен повторяться.
2.5. Требования к формированию системы показателей, характеризующих степень достижения стратегических целей, решения тактических задач и реализации городских целевых программ главных распорядителей:
2.5.1. Сформулированные стратегические цели, тактические задачи и городские целевые программы должны быть измеримыми. Степень их достижения оценивается с помощью системы показателей, которая должна информировать Мэра города и заместителей Главы Администрации города о результатах деятельности главных распорядителей и давать оценку степени достижения поставленных перед ними целей.
С этой целью в данном разделе доклада и в таблице, предоставляемой по форме согласно приложению N 1 к положению о порядке подготовки и предоставления докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств, утвержденному настоящим постановлением, должна быть представлена система необходимых показателей.
2.5.2. При разработке системы показателей следует руководствоваться принципами:
минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления. По каждой цели и задаче должно быть приведено не более пяти показателей. В случае использования большего их числа необходимо разделить показатели на основные и дополнительные. По каждой программе приводятся показатели (не более пяти), направленные на реализацию конкретной тактической задачи;
использования показателей конечных общественно значимых результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет выполнения функций и оказания главными распорядителями, а также подведомственными им муниципальными учреждениями, муниципальных услуг (далее - показатели конечных результатов). Под внешними потребителями услуг понимаются физические и юридические лица, их группы, а также иные главные распорядители, за исключением главного распорядителя, ответственного за составление доклада, и подведомственных ему муниципальных учреждений.
2.5.3. Включаемые в систему показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность - показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;
объективность (точность) - показатели не должны приводить к искажению деятельности главных распорядителей, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
однозначность - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
экономичность - получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
своевременность и регулярность - отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным периодом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год);
принадлежность - один и тот же показатель (в том числе и показатель программы) не может характеризовать достижение различных стратегических целей и тактических задач главных распорядителей;
определенность - наименование показателя не должно быть сформулировано как действие.
2.5.4. В случае возникновения сложности при расчете показателя к тексту доклада должна быть приложена методика расчета по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.5.5. В таблице, предоставляемой по форме согласно приложению N 1 к Положению о порядке подготовки и предоставления докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей, утвержденному настоящим постановлением, по каждому показателю необходимо указать:
нумерацию показателя согласно указанной форме;
плановое и фактические значения за отчетный год и год, предшествующий отчетному;
плановое (указанное в предыдущем докладе) и ожидаемое (прогнозируемое) значения за текущий год;
планируемые значения на каждый год планового периода;
целевое значение;
год достижения цели.
Целевое значение показателя может устанавливаться с учетом и на основе:
значений показателя за прошлые периоды;
метода прямого счета, когда целевое значение устанавливается на уровне, означающем, что проблема, породившая какую-то задачу, полностью решена;
показателей аналогичных программ.
2.5.6. В докладе следует привести обоснование уровня целевого значения каждого из показателей, а также оценить риски воздействия внешних (не зависящих от главного распорядителя) факторов, воздействующих на этот уровень.
2.5.7. В текстовой части доклада по каждому показателю необходимо провести анализ динамики значений показателя по годам отчетного и планового периодов.
Если плановое и фактическое значение показателя за отчетный период не совпадают, то в докладе приводится описание причин данного отклонения.
Если плановое значение показателя за отчетный год в предоставляемом докладе отличается от планового значения показателя той же цели (задачи, программы), зафиксированной в докладе прошлого года, то в докладе дается обоснование изменения планового значения.
2.5.8. По каждому направлению, в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. При этом рекомендуется выделить две группы факторов:
внутренние факторы (на которые главные распорядители могли влиять);
внешние факторы (на которые главные распорядители не могли влиять, включая форс-мажорные обстоятельства).
2.5.9. При проведении анализа влияния внешних факторов на достижение плановых значений показателей отдельно необходимо указать влияние, которое было оказано на их достижение другими главными распорядителями.
2.5.10. Для каждой группы факторов по возможности проводится оценка ее влияния на отклонение фактических значений показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
2.5.11. По результатам факторного анализа обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование городских целевых программ, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
2.6. При формировании данного раздела доклада главный распорядитель обязан обеспечить преемственность целей, тактических задач и показателей деятельности из докладов, разработанных и утвержденных ранее.
Отклонения в разрабатываемых докладах (в виде изменения состава стратегических целей, тактических задач, показателей и их значений) допускаются лишь в случаях:
изменения стратегических целей развития города на планируемый период;
изменения полномочий главного распорядителя;
выявления необходимости изменения указанных параметров по результатам мониторинга достижения запланированных в докладе показателей деятельности главного распорядителя.
В случае наличия в докладе таких изменений главный распорядитель должен привести обоснование причин их внесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.